Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

24-26 октября в Турции проходит проектный семинар «Международный детский лагерь «Школа Росатома»

25.10.2017

Семинар проходит с целью формирования команды педагогов, способных реализовывать стандарты лагерей «Школы Росатома», разворачивания событийных форматов работы и формирования пространств ответственного выбора в Международном детском лагере «Школа Росатома».

Семинар начался с установочного сообщения Романа Селюкова, координатора конкурсных программ проекта «Школа Росатома» и Ивана Трифонова, координатора мероприятий в городах-участниках проекта «Школа Росатома».

Одной из особенностей смен лагеря «Школа Росатома» является отсутствие привычного деления на отряды – все участники живут одним большим отрядом, при этом и позиция вожатого отсутствует, взрослые соединяют функции вожатого и мастера, являясь «вожастерами», организуя интересную деятельность детей в течение дня и проводя мастерские. В течение смены каждый взрослый отвечает за жизнь и здоровье детей той временной группы, с которой работает в данный момент.

График развития смены – парабола (10-14 дней). Первая половина смены характеризуется четко организованной (даже заорганизованной) взрослыми деятельностью детей, в середине смены есть период времени, в который появляется и реализуется большое количество детских замыслов, инициатива, чему соответствует наличие пустых мест в плане-сетке. В итоговый период смены уровень организованности снова возрастает, готовя детей к «выходу из смены». Получается, что смена делится на 2 части: заорганизованная и организованная.

В лагере «Школа Росатома» есть время, которое связано с выбором ребенка. Время выбора – 2 часа в день. Это личное время, которое структурировано, но дети распоряжаются этим временем сами. Взрослые предлагают несколько вариантов деятельности, в которой можно принимать участие по желанию, либо отказаться от всех вариантов и, например, поспать эти два часа.

Отдельно Роман Селюков остановился на работе мастерских, которые дети выбирают по своему интересу в самом начале смены и работают в них до конца смены без возможности поменять мастерскую, делая ответственный выбор.

Иван Трифонов актуализировал три стандарта лагеря: российскость, поликультурность и полилингвальность.

Стандарт российскости реализуется, в первую очередь, через педагогов, несущих в своей деятельности уникальные, инновационные российские образовательные технологии. Российскость в лагере отдельно не акцентируется, а мягко проникает в стандарт поликультурности с привязкой к национальным традициям делегаций – участников смены.

Стандарт полилингвальности не предполагает искусственных затруднений, беря во внимание, что расселение по комнатам осуществляется со смешиванием детей из разных стран. Уже на бытовом уровне затруднения в коммуникации дают выход на метаязык, но, тем не менее, в лагере «Школы Росатома» используется английский язык как глобальный язык успешной продуктивной коммуникации.

Деятельностное проживание стандартов в организационном периоде смены, реализованное содержательными руководителями лагерей: Еленой Нехорошевой (г.Зеленогорск, Красноярский край), Мариной Ковалевой (г.Железногорск, Красноярский край) и Евгением Личкиным (г.Трехгорный, Челябинская область), познакомило участников семинара с ключевыми этапами данного периода смены: знакомство, традиции и правила, план дня, сплочение, мастерские, открытие смены – вожатский концерт.

В рамках семинара состоялась презентация проектов планов-сеток лагерей в Тайланде, России и Турции, где пройдут «Смена – Загадка», «Смена – Открытие» и «АРТ – Смена».

Групповая работа команд каждого лагеря, реализованная в формате проектной сессии, позволила педагогическому составу каждого лагеря сформировать общее понятийное поле, сформировать планы реализации ключевых событий смен.

День закончился рефлексивным кругом (еще одним стандартным форматом лагеря «Школы Росатома»), в ходе которого участники поделились личными ощущениями от прожитого дня и ожиданиями от нового дня семинара.

Во второй день семинара участникам была предложена деятельностная проба «Лагерные будни», в ходе которой в ситуации ограниченного времени необходимо было замыслить и реализовать 3 модельных общелагерных мероприятия: квест по территории, экономическую игру и огонек закрытия смены.

В завершении семинара были поставлены задачи для содержательных руководителей на ближайший месяц: проработка типового режима дня, работа с каждым вожастером по подготовке мастерской, наполнение планов-сеток конкретными общелагерными мероприятиями и их распределенная подготовка до начала работы лагеря.