Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер
27.04.2018
В ходе первого дня семинара прошла рефлексия прошедшей стажировки сетевых школ проекта «Школа Росатома» в Японии.
После стажировки у участников сформировалось понимание, что выделенные средства для сетевых школ должны быть направлены не только на формирование инновационной материально-технической базы. Важно уделить внимание на взаимоотношения педагога и школьника, на воспитание школьников, а не только обучение. Для японцев важно умелое сочетание традиций и инноваций.
Также зафиксирована четкая организация, когда у каждого участника образовательного процесса есть конкретная цель. В Японии процесс образования устроен коллективно, без индивидуализации, что для участников современной системы образования России удивительно, ведь мы так долго отходим от этого. Командность в стране восходящего солнца удерживается образовательными приоритетами государства.
Главное – люди, которые не работают, а проживают интересную жизнь вместе с детьми. Важно за технологическими преобразованиями образования не забывать о ключевых ценностях межличностной коммуникации участников образовательного процесса.
С одной стороны, советское и российское образование серьезно изучается исследователями высокотехнологичной страны. С другой – образование в Японии «цементирует» традиции общества, иллюстрацией чего может быть соподчиненность личной цели человека цели коллектива.
В рамках семинара участники получили возможность предложить и выбрать содержательную тематику следующего семинара для педагогических и руководящих работников сетевых школ проекта «Школа Росатома». По результатам голосования, следующий семинар пройдет в октябре 2018 года в г.Зеленогорске по тематике – технологии реализации ООП СОО через индивидуальные образовательные программы.
Второй день семинара посвящен инструментарию оценки предметно-пространственной среды школы и характера взаимодействия педагога и ребенка.
Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика», координатор конкурсных программ проекта «Школа Росатома» зафиксировал ключевую проблему – возрастосообразность предметно-пространственной среды. Можно предположить, что среда должна иметь особенности в начальной, основной и старшей школы – важно учитывать специфику образовательных задач для каждой возрастной группы школьников. В начальной школе фиксируются следующие психологические особенности ребенка: выход из игровой деятельности, переход от наглядно-образного к теоретическому (абстрактному) мышлению; становление у ребенка учебной деятельности; коллективно-распределенная деятельность. Таким образом, в среде школы должны появиться зоны отдыха (места для уединения); игровые материалы (предметы-заместители), переводимые в учебную плоскость; ростосообразность – размещение наглядных образовательных материалов на уровне глаз школьников; зонирование образовательного пространства; индивидуальные места для хранения; места для предъявления индивидуальных и совместных результатов; зоны интеллектуального роста.
В основной школе с одной стороны, учебная задача как активная составляющая перечня задач остается, с другой – появляются (псевдо)проектные и (псевдо)исследовательские задачи. В структуре учебной деятельности мало запросов от школьников, так как задача не является личностно значимой, поэтому проектные и исследовательские задачи только по структуре. Для школьника в основной школе характерны самоиндентификация, деятельность по собственному замыслу, которые коррелируются (псевдо)проектными и (псевдо)исследовательскими задачами.
В связи с тем, что ребенок становится субъектом собственной деятельности, в среде должны быть обеспечены места для реализации образовательных инициатив школьника (мини-лаборатории, мобильное оборудование). Важно предусматривать быструю трансформируемость не только кабинетов, но и рекреаций школы, предоставление большого количества зон для самовыражения (клубные пространства, места для предъявления актуального контента).
Для старшей школы в школах сети «Школа Росатома» обустраиваютсяOpenSpace, как многофункциональные пространства для решения образовательных задач, характерных формированию у ребенка способности ответственно действовать по собственному замыслу. Все пространство старшей школы должно постепенно превращаться в OpenSpace.
По каким признакам можно увидеть взаимодействие педагога и ребенка? Что может быть следами этого взаимодействия?
В третий день семинара представители сетевых школ принимают участие в мероприятиях Межрегиональной конференции «Эврика – Авангард-2018»: «Модернизация образования: диалог с обществом».