26 февраля 2018 года в Железногорске дан старт очному этапу конкурса «По следам Жюля Верна»

Жюль Габриэль Верн считается не только одним из основателей научной фантастики, но и писателем, который, как никто другой, умел предугадывать будущее. Одно из самых смелых пророчеств Верна – космические путешествия. Верн стал одним из главных вдохновителей космической эры.

Вдохновившись идеями Жюля Верна и воспользовавшись тем, что на территории ЗАТО Железногорск помимо предприятия атомной отрасли (ФГУП ФЯО «Горно-химический комбинат») располагается космическая фирма – АО «Информационные спутниковые системы», организаторы Конкурса инженерного творчества «По следам Жюля Верна», наполнили первый день очного этапа конкурса событиями, связанными с космонавтикой. Сразу после завтрака участники по направлению «Конструирование с помощью 3D-принтера» отправились на экскурсию в Центр космической связи «Железногорск» и узнали об особенностях управления спутниками, обеспечивающими трансляцию общероссийских цифровых телерадиопрограмм на территорию Дальнего Востока и Сибири и работу каналов спутниковой связи в интересах различных потребителей.

В это время участники конкурса по направлению «Изготовление инженерных кинетических инсталляций» после небольшой интерактивной экскурсии по Станции юных техников, приняли участие в мастер-классе по изготовлению ракет с водяным двигателем.

В запуске ракет приняли участие ребята обеих возрастных категорий. Под громкие крики зрителей ракеты взмывали в воздух, движимые сжатым воздухом и выбрасываемой из «сопла» водой. Все старты ракет прошли успешно, а победителя по дальности полета помешал определить лишь глубокий сибирский снег. В любом случае победила дружба и любовь ребят к инженерному творчеству! Вот, как это было!

В символике конкурса, художественном оформлении текстов, костюмов участников конкурса «По следам Жюля Верна» используется так называемый стиль «стимпанк». Всем участникам очного этапа представилась возможность по своему вкусу украсить элемент костюма, галстук «бабочку», в этом стиле с помощью стилизованных шестеренок разной формы, диаметра и цвета.

После обеда состоялось торжественное открытие очного этапа Конкурса инженерного творчества «По следам Жюля Верна» проекта «Школа Росатома». Участников конкурса и зрителей приветствовал сам Жюль Верн, материализовавшийся с помощью «машины времени». Он пожелал юным инженерам и конструкторам творческого вдохновения и удачи в конкурсных испытаниях, а также объявил дополнительный конкурс – конкурс селфи с Жюлем Верном и всем, что связано с ним. По итогам трех дней будут определены самый активный и самый креативный участники селфи-конкурса.

Сразу после открытия очного этапа его участники были погружены в задачные ситуации. «Добыча ресурсов» – так назывался первый этап конкурсного задания для участников по направлению «Изготовление инженерных кинетических инсталляций». Ребятам были продемонстрированы готовые начало и конец кинетической инсталляции. В течение второго и части третьего дня очного этапа командам предстоит изготовить среднюю часть кинетической инсталляции таким образом, чтобы после быстрого монтажа вся конструкция работала как единое целое. Для выполнения поставленной задачи всем командам предоставляется базовый набор материалов: трубки разного диаметра и длины, рейки, шарики и т.д. В общей сложности более 50 наименований деталей. А чтобы кинетическая инсталляция стала по-своему уникальной, каждая команда могла, приняв участие в квесте, заработать условные денежные единицы «JV», на которые можно приобрести дополнительные материалы, например, воздушный шарик, машинку или набор домино. Задания квеста были связаны с произведениями идейного вдохновителя конкурса – Жюля Верна. Финалисты конкурса решали логические задачи, головоломки, собирали конструкции по схемам. Подробнее об этапе добычи ресурсов можно узнать из видеоролика.

Тем временем участники конкурса старшей возрастной категории прошли инструктаж по работе с 3D-принтером, приняли участие в мастер-классе по изготовлению и применению гидравлических поршней и познакомились с конкурсной задачей. Имея в распоряжении компьютер, 3D-принтер и ограниченный набор мелких предметов (скрепки, 1 воздушный шарик, зубочистки, шпагат длиной 1,5 м, 1 трубочка для коктейля, 1 магнит, 8 шприцев, силиконовый шланг длиной 2м, клей) участникам предстоит спроектировать и изготовить с помощью 3D-принтера механическую конструкцию, способную достать из условного жерла вулкана «клад» (батарейку CR 2032 Lithium Cell) и переместить ее на «плато» – лист бумаги формата А3. При этом конструкция должна перемещать груз без использования источников электрического питания и горючих смесей. При перемещении «клада» можно использовать предметы только из перечисленного выше списка. Все детали механической конструкции, за исключением ограниченного набора мелких предметов, должны быть распечатаны на 3D-принтере. Непосредственное перемещение «клада» может осуществляться только с помощью пульта управления, принцип действия которого основан на гидравлике.

Завершился день состязаниями финалистов конкурса в «Интеллект-клубе». Объединенные в команды случайным образом, юные инженеры и конструкторы выполняли задания из области математики, физики, химии, истории, литературы, английского языка, музыки. Задания побуждали участников к командному взаимодействию по решению проблемных или занимательных задач. За правильно выполненные задания команды в целом и участники в отдельности получали жетоны, на которые на следующий день можно будет приобрести сувениры и приятные мелочи.

В заключение интеллектуального состязания среди финалистов из каждого города были выявлены обладатели наибольшего количества жетонов. Им был вручен специальный приз – конструктор спутника «Луч-5». «Луч-5» – российский телекоммуникационный спутник-ретранслятор, который используется для связи космических летательных аппаратов, находящихся вне зон видимости с территории России, друг с другом и с центрами управления полетами на Земле. Спутник был впервые запущен в космос в декабре 2011 года. Конструктор спутника разработан и изготовлен обучающимися Школы №97 г.Железногорска Красноярского края совместно с инженерами космической фирмы АО «Информационные спутниковые системы».  Обладателей специального приза учащиеся Школы №97 пригласили принять участие в проведении флешмоба #НаСвязиЖелезногорск+, для чего надо собрать модель спутника, сфотографироваться с ним на фоне главной достопримечательности родного города, опубликовать фотографию в любой социальной сети и прислать ссылку на фото на адрес Школы №97.

Как здорово, что проект «Школа Росатома» позволяет общаться и дружить ребятам из разных городов, обмениваться идеями и взаимообогащаться!

Первый день очного этапа Конкурса инженерного творчества «По следам Жюля Верна» закончился. Пожелаем участникам творческого вдохновения, настойчивости в решении задач и веры в себя!

26 февраля 2018