Детский сад №22 «Надежда» делится опытом внедрения сетевых стандартов проекта «Школа Росатома» с педагогами детских садов Новоуральского городского округа

14 декабря на базе детского сада №22 «Надежда» — участника сети инновационных образовательных организаций «Школа Росатома» завершилась первая серия практикоориентированных семинаров для педагогов дошкольных образовательных организаций Новоуральского городского округа, посвященных трансляции опыта работы в качестве сетевого детского сада проекта «Школа Росатома». Участниками семинаров стали не только воспитатели, но и руководители детских садов города Новоуральска, проявившие активный интерес к технологиям и стандартам работы детского сада (всего в семинарах приняли участие более сорока педагогов, многие не пропустили ни одну встречу). Видеть активное погружение в практику реализации сетевых стандартов проекта «Школа Росатома» заведующих и старших воспитателей из самых разных детских садов города было особенно приятно: с одной стороны, оно стало своего рода подтверждением значимости и востребованности внедряемых в детском саду №22 инноваций, с другой – полноценным фундаментом для дальнейшего выстраивания партнерских отношений с детскими садами города для развития дошкольного образования.

Первым в серии стал семинар «Технология создания Открытой образовательной среды: с чего начать?». Работа получилась интенсивная и содержательная: краткий обзор концепции Открытой образовательной среды, созданной в детском саду №22 «Надежда», экскурсия по детскому саду, обзор практических сложностей создания Открытой образовательной среды и способов их преодоления, разработка участниками семинара идеи Открытой образовательной среды для своих детских садов.

Все мероприятия семинара проходили в формате открытого диалога, где каждый высказывал свои мысли, делился идеями и эмоциями, мог задать интересующие его вопросы. Пожалуй, самым ярким впечатлением для всех участников первого семинара стала виртуальная экскурсия по экспериментально-игровой галерее и реальная экскурсия – по групповым помещениям детского сада, где педагоги смогли увидеть реализацию сетевых стандартов «Школы Росатома» в реальной работе воспитателей. Всеобщее признание среди участников семинара получили детская самодеятельная игра и право детей на свободный выбор своей деятельности, партнеров, способов достижения целей. Педагоги и сами с удовольствием включились во взаимодействие с детьми, отметив при этом, что ребята сетевого детского сада оказались открытыми, активными и творческими!

Второй семинар серии был посвящен теме «Методы формирования разновозрастных сообществ в условиях реализации ФГОС ДО». В рамках этого семинара профессиональная команда детского сада погрузила коллег из других детских садов в практику формирования разновозрастного сообщества в детском саду. Первая часть семинара была посвящена простому на первый взгляд и очень сложному на самом деле вопросу: что же такое разновозрастное сообщество? Вместе с экспертами сетевого детского сада участники семинара анализировали роли детей разного возраста и взрослых в рамках модели разновозрастного сообщества, исследовали психологические особенности взаимодействия детей разного возраста и взрослых, старались выработать единый профессиональный взгляд на ключевые методические и технологические аспекты формирования разновозрастных сообществ. Педагогами детского сада №22 были представлены материалы, посвященные сложившейся в детском саду практике реализации различных форм разновозрастных сообществ: гостевание, шефство, «День выбора» и разновозрастные прогулочные объединения «Двор нашего детства». Правила безопасности, культурные нормы, нормы, созданные самими детьми и правила ролевого поведения в разновозрастном сообществе в условиях предоставления детям права выбора согласно сетевым стандартам проекта «Школа Росатома» были рассмотрены в рамках семинара, как необходимое условие достижения основной цели – реализации развивающего потенциала разновозрастного сообщества. Участниками семинара была изучена и апробирована на практике «Карта оценки эффективности организации разновозрастного сообщества согласно ФГОС ДО» в рамках выхода в группы и наблюдение за деятельностью разновозрастных сообществ в реальной жизни детского сада. Всеми участниками семинара была отмечена подлинность (естественность) происходящей в группах детской деятельности, отсутствие отрепетированных моментов, неподдельные эмоции детей и высокий профессионализм воспитателей, которые присутствовали в группах как консультанты и помощники для ребят, а не как организаторы процесса.

Наибольший интерес у профессионального сообщества педагогов-дошкольников Новоуральска вызвал третий и последний (в уходящем 2017 году) в серии семинар «Событийность как форма организации образовательного процесса». Он не только собрал максимальное количество участников, но и оказался наиболее «горячим» по интенсивности и глубине работы: от количества вопросов по технологическим и методическим аспектам событийности до накала в обсуждении концептов образовательных событий, созданных участниками семинара в блиц-режиме. Высокий темп был задан сразу: без предварительных обсуждений участники отправились в старшую и подготовительные группы детского сада наблюдать за разворачиванием рамочного образовательного события «Новый год». Особого восторга со стороны педагогов-участников удостоились детская игра и детские проекты по подготовке к новому году, свободное включение специалистов детского сада в поддержку детской инициативы и умение воспитателей групп принимать самые разные позиции во взаимодействии с детьми. Продолжился семинар выступлением Екатерины Фуры, победителя Конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома» в текущем учебном году, владеющих технологиями работы с детьми, соответствующими требованиям ФГОС дошкольного образования проекта «Школа Росатома». Вместе с Екатериной Львовной участники семинара разбирали понятие и модель образовательного события с точки зрения практической работы педагога.

Логичным завершением семинара стал инсайт-проект «Событие», в котором педагогам детских садов Новоуральска удалось в течение часа разработать и презентовать пять концептов образовательных событий, содержащих описание актуальных для детей тем и проблем (все из опыта самих педагогов), постановку педагогической цели, спектр возможных образовательных задач, «сюжет» события (возможную общую форму, понятную для детей) и даже в сжатом виде вариативный сценарий, по которому событие может начать разворачиваться. Представление и обсуждение концептов получилось насыщенным и показало не только желание педагогов города качественно разобраться в теме, но и практическую применимость инструментов, которые были сформированы экспертами детского сада №22 (карты мониторинга, опорные конструкты и алгоритмы разработки и реализации образовательного события, формы гибкого планирования и так далее).

Опыт, наработанный командой сетевого детского сада №22 «Надежда» за три года участия в проекте «Школа Росатома», оказался настолько объемным и разноплановым, что от коллег из детских садов города поступили запросы на проведение второй серии семинаров и стажировки для педагогов города и области в январе 2018 года.

15 декабря 2017