Дневник финала конкурсной программы проекта «Школа Росатома» 2018-2019 учебного года в Новоуральске. День второй. Содержательный.

Первый день конкурсных испытаний в рамках финала конкурсной программы проекта «Школа Росатома» начался с космических впечатлений. Рано утром все конкурсанты прибыли в МАОУ «Гимназия», когда на улице было еще темно. К удивлению всех, в окнах Гимназии не горел свет. Все, не сговариваясь, притихли и как-то осторожно и крадучись стали заходить в фойе. Но вдруг зазвучала задумчиво-космическая музыка и все вокруг засветилось мириадами звезд. Таким космическим сюрпризом волонтеры встречали финалистов в их первый конкурсный день. Когда включился общий свет, улыбчивые и позитивные волонтеры напутствовали добрыми пожеланиями каждого финалиста конкурсной программы.

А ровно в 9 утра закипела работа на пяти площадках конкурсной программы.

Финалистам Конкурса учителей представилась возможность прожить целый день в образовательном событии, реализованном в технологии индивидуализации. Педагогам было необходимо сформировать для самих себя задачу, связанную с профессиональным развитием и за день с использованием ресурсов своих коллег и экспертов, а также информационных ресурсов сети Интернет решить эту задачу, придя к результату, который каждый замышлял самостоятельно. Тьюторское сопровождение, стихийно организуемые творческие группы и объединения, обмен ресурсами друг с другом – все это стало важным опытом, который позволил ощутить на себе тонкости реализации технологии индивидуализации в образовании.

Финалисты Конкурса педагогических работников детского сада практически со старта конкурсной программы начали разработку функционала воспитателя и педагога дошкольной образовательной организации, обеспечивающего развитие и поддержку игры у детей-дошкольников. Обсуждали результаты проектирования участники Конкурса вместе с управленческими командами трех детских садов, которые участвуют в финале Конкурса дошкольных образовательных организаций, реализующих стандарты инновационной сети детских садов «Школа Росатома». Кстати, управленцы не просто так присутствовали на презентации результатов работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Помимо задачи представить свое видение функционала современного воспитателя детского сада, у управленцев стояла задача еще и апробировать систему критериев для отбора педагогов, способных реализовать технологии развития и поддержки детской игры дошкольников. После столь серьезной работы финалисты Конкурса педагогических работников детского сада приступили к проживанию нового формата конкурсных испытаний – «Педагогические этюды сидя на полу: дуэль игр». Педагоги соревновались в мастерстве привлечь собственной игрой внимание окружающих. Проявились и профессиональные дефициты, и взаимная выручка конкурсантов – на каждое профессиональное затруднение находились варианты решения. Конкурс показал, что работа современного воспитателя детского сада требует высокого профессионализма. И такой высокий уровень профессионального мастерства демонстрировали наши финалисты конкурсной программы.

В Конкурсе педагогов Международных умных каникул царила атмосфера проживания детско-взрослых событий. Учащиеся МАОУ «Гимназия», которые побывали на Международных умных каникулах в Финляндии в этом и прошлом году вместе со своими друзьями пришли к финалистам конкурса, чтобы поучаствовать в мастерских, которые они подготовили специально для конкурса. Вдохновленные и доброжелательные дети, зажигательные педагоги вместе создавали в атмосфере сотрудничества помимо хорошего настроения еще и креативные творческие продукты.

А финалисты Конкурса школ очень много и упорно работали командно. Они проектировали новое содержание учебных планов для своих школ, обнаруживали дефициты в своих заявок на конкурс и способы их восполнения, моделировали эффективные механизмы сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Получился очень разнообразный и содержательный конкурсный день. Разрыв шаблонов педагогического мышления и проектирование моделей реализации профессиональных задач, который до педагогов городов-участников проекта «Школа Росатома» не решал никто.

Завершался день специально подготовленной МАОУ «Гимназия» программой релакса для наших педагогов – «Вдохнотека» и «Космотека», а также экскурсией «Соседняя планета» в МАОУ «СОШ №54» города Новоуральска и творческим вечером актрисы театра и кино Анны Ардовой.

Несмотря на то, что конкурсные испытания на сегодня завершились, финалисты конкурсной программы еще долго переживали впечатления прошедшего дня. То тут, то там разгорались уютные очаги профессионального общения финалистов конкурсной программы в холлах отеля «Новоуральский». И только участники Конкурса педагогов Международных умных каникул продолжали жить в конкурсных испытаниях. Они готовили заметки в дневник второго дня финала конкурсной программы проекта «Школа Росатома». По традиции мы публикуем для посетителей нашего сайта три лучших страницы этих Дневников.

Дневник финала конкурсной программы проекта «Школа Росатома» глазами финалистов Конкурса педагогов, реализующих ключевые принципы Международных умных каникул со «Школой Росатома».

Вечером второго дня во время выступления Анны Ардовой конкурсанты и участники беззаботно смеялись над историями жизни и наслаждались прекрасными романсами в исполнении очаровательной актрисы. И конкурсанты казались такими расслабленными и довольными жизнью, но не верьте этому. Эти люди пробежали образовательный марафон, который продолжится ещё и на следующий день.

Второй день Конкурса педагогов Международных каникул начался ровно в 9.00 и ни минутой позже. Перед конкурсантами были поставлены разные задачи, с которыми они отважно справлялись целый день. Кстати, им не сказали в какой из дней пройдет презентация мастерских, которые финалисты готовили дома. Но в финал дилетантов не берут – все были готовы. А поэтому с утра все участники были с мешками, коробками, пакетами и даже с тубусом с плакатами! Теперь вы понимаете всю серьезность ситуации? На самом деле – нет! Потому что первое задание для конкурсантов было провести игры: на знакомство, подвижные, коммуникативные, выявление лидеров и сплочение. А на подготовку отвелось всего 10 минут. Ну на то он и конкурс вожастеров – у каждого в закромах есть свои заготовки. А теперь представьте себе: 10 человек изображают космического червя и хором скандируют: «я червяк-червяк-червяк, я ползу-ползу-ползу, хочешь стать моим хвостом? А отказывать нельзя!».

Если перейти к серьезным моментам, то для участников стало отдельным испытанием написание рефлексивных текстов. Какой должна быть идеальная мастерская? Как я провел свою мастерскую? Экстримометр – кто достоин стать победителем, а кто финалистом? Последнее испытание второго дня заставило участников проанализировать свои наблюдения и сделать определенные выводы. Все были откровенны и внимательно слушали комментарии других финалистов. Кто-то сделал свой вывод по проведенному вебинару и наблюдению в ходе дня, кому-то удалось заглянуть на проведение мастерской. Стоит отметить, что мастерская была с реальными детьми – гимназистами, которым выпала возможность съездить на смену Международных умных каникул со «Школой Росатома» в Финляндии и их друзьями. Каждый школьник мог выбрать 2 мастерские по их видеоанонсам, которые участники сняли ещё до приезда в Новоуральск. Уложить презентацию мастерской в 30 минут – дело непростое, нужно помнить о том, что у презентации должна быть красивая и понятная «обертка», должен присутствовать вызов и разрыв для участников, отчуждаемый итоговый продукт, и нужно помнить о том, что мастерскую могут не выбрать. К сожалению, не все мастерские были выбраны детьми, но эти финалисты реализовали свои замыслы с волонтерами и муниципальными координаторами проекта «Школа Росатома».

Несмотря на то, что мы не находимся на умных каникулах, финалисты старались прочувствовать особенную атмосферу, но это было достаточно непросто. Возможно, потому что первый конкурс проходил параллельно с каникулами, а здесь финалисты находятся в школе. И это создает определенные трудности в понимании ключевых принципов. Но самое главное, что участники не пасуют перед ними – ведь настоящий вожастер – это многофункциональный организм, он умеет быть весёлым, серьезным, когда дело касается анализа и самоанализа в частности, он может принимать решения в ту же секунду, пропускать приемы пищи (между прочим, мы даже почти не расстроились о пропущенной кофе-паузе), не спать ночами, выполняя домашние задания экспертов. Только самый отважный готов к таким испытаниям. И мы знаем таких людей – 10 талантливых финалистов Конкурса педагогов Международных умных каникул, которые полночи готовили нечто интересное для следующего дня. Но первое правило клуба «вожастеров» – не рассказывай раньше времени о том, что будет позже.

Владислава Аксенова, г.Трехгорный

Финал конкурсной программы проекта «Школа Росатома». День погружений, смены активностей, форматов деятельности. Работа в парах, индивидуальная работа, проведение мастерских детьми, работа в группах, оценочная деятельность, творческая встреча с Анной Ардовой. Второй день – это день эмоций: тебя выбирают, ты выбираешь.

В такой день начинаешь сожалеть, почему же в сутках только 24 часа. Действительно, «Школа Росатома» направляет тебя жить по-другому, мыслить по-другому, делать по-другому, взаимодействовать по-другому. Ты забываешь, что ты участвуешь в конкурсе, и твои конкуренты становятся твоими партнерами, союзниками, мы решаем совместные задачи, находим выходы из трудных ситуаций. Еще вчера мы были чужими друг для друга людьми, а сегодня мы – команда. Начинаешь переживать за товарищей, когда при выборе мастерских у них не оказалось детей-участников, и на свой одиночный выбор ты смотришь по-другому, без отчаяния. Ведь мастерская состоялась: лично мне удалось организовать пространство, обеспечить лёгкую и простую пробу деятельности, всё получилось, результат достигнут, «продукт» получен.

Но самое трудное – выбрать победителя и финалиста из своих коллег по конкурсу. Трудно психологически, ведь ты уже увидел их с другой стороны, увидел у каждого интересные приемы, их «изюминки». И уже думаешь, что в другой раз ты построил бы свою мастерскую иначе. Участвуя в конкурсе, мы приобретаем что-то новое, но в то же время делимся чем-то своим. Мы команда. И уже не важно, кто победитель, кто финалист, мы обрели опыт – опыт коммуникаций, взаимодействия, единения.

Еще вчера я был артист, а сегодня – зритель. Еще вчера я осмысливал результаты дня за кулисами в перерывах между выступлением на сцене, а сегодня – в зрительном кресле на творческом вечере российской актрисы. Анна Ардова – это новая звезда в галактике «Школы Росатома», релакс после насыщенного дня. Выступление Анны еще раз продемонстрировало, насколько человек может быть многогранным, высокоинтеллектуальным, артистичным, эмоциональным. Встреча с такими людьми направляет тебя не останавливаться на достигнутом, а искать новые пути, новые направления.

Вечер завершается, ночь начинается, а вместе с тем раскрывается новый формат взаимодействия конкурсантов – выполнение итогового задания дня: важного, ответственного, в команде единомышленников.

Сергей Южаков, г.Новоуральск

Ну что же, первый день испытаний остался позади. Приятная усталость, куча вопросов, гора сомнений. Но вся эта палитра – всё же в позитивных тонах, даже от осознания, что получилось далеко не все, но это – не тупик, уже ясен вектор дальнейшего движения.

Да, мы в ситуации конкурса, но это скорее состязание с самим собой, нежели друг с другом. То, что мы, участники Конкурса педагогов – одна команда, мы почувствовали ещё утром, когда прошли ритуалы знакомства, командообразования, коммуникативных игр. Вроде бы это было задание – в парах придумать и провести эти форматы, но итог – вовсе не демонстрация наших профессиональных умений, а именно ощущение одной общности людей.

Конкурсы «Школы Росатома» — это не поиск умных, талантливых, мобильных педагогов, это ситуация профессионального развития. Так было и сегодня. В четкой лаконичной форме Иван Трифонов, эксперт конкурса, представил три ключевых позиции «идеальной мастерской» в лагере. Затем мы получили возможность проанализировать свои мастерские в заданном ракурсе и, что самое главное, усовершенствовать свою идею и даже в корне изменить её.

Настоящим вызовом для участников конкурса стало мнение детей о мастерских. Многие из нас осознали разрыв между видением взрослого и реальными потребностями подростка. Но шанс изменить ситуацию был у каждого. Правда, принимать решение нужно было максимально быстро, ограничения времени требовали молниеносного перевода проблемы в задачу и её последующего решения. Всё именно так, как и бывает в насыщенной событиями жизни лагеря.

Конечно, самым ярким и полезным этапом стала встреча с детьми. Оказалось, что накануне ребята посмотрели наши рекламные ролики, сделанные на предварительном этапе, и определились со своими интересами. Нужно было провести занятие в формате мастерской с теми, кто её выбрал, а затем проанализировать полученный опыт. И снова шанс каждому улучшить свой результат, шанс продвинуться.

Экстримометр – финальное испытание. Дать оценку деятельности друг друга в течение дня – непростая задача. Конечно, хотелось говорить друг другу только приятные слова, потому что за этот день мы по-настоящему сдружились, но ведь мы здесь для того, чтобы понять, куда двигаться дальше и вечерняя рефлексия – это ещё один ресурс этого движения. Решить проблему можно, лишь обозначив её. Именно в этом мы и попытались помочь друг другу. А завтра новый день конкурса. Каким он будет? Какие сюрпризы нас ещё ждут?

Елена Нехорошева, г.Зеленогорск

15 ноября 2018