Дневник реализации проекта «Образовательный маршрут» в России

Как вы уже знаете, команда из г.Сарова, ставшая победителем международного сетевого проекта «Образовательный маршрут» проекта «Школа Росатома», получила возможность и финансовую поддержку для реализации своего туристического образовательного маршрута – школьники Гимназии №2 города Сарова совсем недавно вернулись из Финляндии, где принимали участие в реализации маршрута, разработанного финскими школьниками. Теперь финские школьники приехали в Россию, чтобы пройти по увлекательному туристическому образовательному маршруту. Какие приключения ожидают школьников из Финляндии в России – читайте на страницах Дневника.

12 мая 2018 года. День первый.

Итак, начало второй части проекта положено! Мы снова соединились с финской командой — нельзя было передать, как мы были счастливы снова увидеться.

Это был первый день, день в Нижнем Новгороде, которым мы открыли «Путешествие финнов в России». После замечательного завтрака в кафе «Волга-мама» мы пошли на экскурсию «Мистический Нижний», которая нам поведала о легендах основания города, секретах его главных зданий и их хозяевах. Оказалась, что даже такой мирный и спокойный город хранит в своём шкафу скелеты. Далее у нас было немного свободного времени, которое мы провели в сувенирных лавках, где глаза наших финских друзей разбегались при выборе матрешек, русских сладостей, а каждый прохожий так и норовил пообщаться с нашими финскими друзьями и узнать их впечатления о России и дать пару дельных советов — куда сходить и что посмотреть.

После вкусного и сытного обеда, включавшего также традиционную русскую уху, нас ждал селфи-марафон. Ребята с интересом исследовали окрестности Кремля в поисках подходящих локаций, и с восторгом отзывались о видах с высоко расположенных смотровых площадок, ведь весь город был как на ладони. По завершении селфи-марафона мы поспешили на вторую, теперь уже обзорную экскурсию, которая произвела не меньшее впечатление на наших гостей.

Завершающим, пожалуй, самым ярким и запоминающимся событием сегодняшнего дня стал вечерний променад по вечерней Большой Покровской улице. Мы посетили и выступление укротителей огня, и концерт популярной музыки, которую исполняли ребята с гитарами.

Вернулись все очень уставшие, но такие довольные и полные эмоций!

Дарья Жирнова, Яна Цветкова

13 мая 2018 года. День второй.

Раннее утро. Наспех собранные вещи. Четыре часа в автобусе и.. Вот! Вот этот момент! Мы стоим, щурясь от яркого солнца, и внимательно глядим на дорогу, ожидая газель с нашими дорогими гостями из северной Финляндии. Далее следует тёплая встреча, радостные крики, многочисленные фотографии. Наконец-то наши друзья в России, и нам предстоит показать им нашу страну с её богатой культурой. Непростая задача, но мы готовились к ней, тщательно разрабатывая наш маршрут.

В этот день финнам предстояло посетить знаменитую на всю страну дом-усадьбу Александра Сергеевича Пушкина в селе Большое Болдино Нижегородской области. Некоторые трудности с англоговорящим экскурсоводом вынудили нас переводить экскурсию самостоятельно. Невероятный опыт: переводить не обычную речь, а специфичную лекцию, где встречаются незнакомые слова, связанные с историей, литературой.

За обедом мы угощали финнов русским борщом, а вечером устроили нашим гостям небольшой сюрприз, побаловав их шашлыками. Завершение дня оказалось очень удачным. Мы играли в волейбол, танцевали, а ближе к ночи делились друг с другом впечатлениями о прошедшем дне. Этот день соприкосновения с русской литературой прошёл очень быстро с ощущением лёгкости и вдохновения. А впереди ещё много интересного…

Анна Козырева

14 мая 2018 года. День третий.

Яркое, солнечное, доброе и весьма раннее утро 14 мая. Все были сонными, так как весь вечер допоздна были увлечены разговорами о нашей стране, в преддвериизавтрашнего дня. Завтрак оказался очень типичным для России и крайне необычным для Финляндии, но все остались довольными. 

В 09:30 утра началась наша ежедневная культурно-образовательная программа. Сегодня мы должны были познакомить наших друзей с директором нашей Гимназии – Василковой Юлией Александровной. Она и её юная переводчица Яна показали презентацию об образовательной системе в России: её обязанностях, особенностях, этапах, предметах, развитии. Финны узнали, почему наша школа является инновационной, а также о роли Росатома и проекта «Школа Росатома». 

Далее мы отправились на улицу, чтобы на ватманах составить мини-проекты о результатах нашей деятельности, а также о дальнейшем сотрудничестве. Мы выяснили множество плюсов данного проекта: встреча новых людей, друзей, возможностей, повышение наших языковых, коммуникативных, организационных навыков, культурное развитие, в том числе на собственном опыте и в живую, посещение новых достопримечательностей и так далее. Как мы писали раннее, уровень математики у них несколько отстаёт от российского, таким образом, они бы очень хотели присутствовать на уроках. К сожалению, мы нашли и минусы: некоторая сложность в коммуникации, гости отметили, что в России очень немногие могут говорить по-английски, а также любимый напиток — кофе, который в России также не лучшего качества. Они были рады находиться среди, по их словам, очень добрых, отзывчивых и гостеприимных людей. Именно поэтому выявили огромное желание посетить наш город и пожить в наших семьях, а также поучиться в школе, ведь жизнь изнутри, быт, отличается от того, что они видели. 

С будущими изменениями не возникло сомнений или споров: мы бы хотели увеличить количество участников, стран, а также сделать разные виды обмена. Это может быть не только посещение образовательных и культурных мест, но и совместная экспедиция в уникальные места наших стран, а также долговременное обучение школьников из России и Финляндии в школах друг друга. Единственная проблема, которая возникла – спонсорство, поэтому хотелось бы ещё раз поблагодарить проект «Школа Росатома» за эту возможность. 

Время шло к обеду, всем очень понравился данный вид деятельности, а финны отметили высокий уровень организации. 

Сразу же после обеда мы отправились на базу активного отдыха Пейнтбол-CITY. Там мы попробовали себя в игре в пейнтбол. Мы поделились на 2 команды, русские и финны, и провели два раунда игры. Итог: 1:1, победила дружба! Но жаль, что это закончилось так быстро… После пейнтбола мы отправились на стрельбище. Там мы соревновались в меткости стрельбы из лука и арбалета. А чуть позже некоторые из нас решились прокатиться на троллее: это когда ты пролетаешь над землей на высоте 7-10 метров по проводу на специальном закреплении. Вечером часть группы вернулась ненадолго домой в Саров, а другие возвратились в Нижний Новгород, где прогулялись по Большой Покровской улице. В целом день выдался разнообразным и довольно веселым, но также очень утомительным. Но главное, что нам было хорошо проводить время друг с другом. До встречи!!!

Александр Христов, Илья Веретенников

15 мая 2018 года. День четвертый.

Сегодняшний день у нас начался в самом сердце Нижнего Новгорода. Мы с нашими финскими друзьями завтракали в кремлёвской столовой. Мы готовили этот образовательный день как день знакомства и погружения в традиции, быт русского народа. Именно Нижегородская область может дать максимальное представление о глубоких корнях и традициях. Итак, мы отправились в город-мастеров — Городец. Городец встретил нас палящим летним солнцем, красивыми домами с резными ставнями, как в Вологде, и гладью Волги, на другом берегу которой виднелся город Заволжье. Побыв немного на дамбе, мы отправились в музей самовара, в котором представлено свыше 400 экземпляров самоваров разной формы из разного материала. В музее нам рассказали всё про историю самовара и даже показали, как его поставить, думаю, что теперь каждый из нас сможет приготовить чай с помощью самовара. Даже нас, русских, поразило такое разнообразие самоваров. Больше всего меня впечатлил самовар, сделанный солдатами во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде. Для меня было открытием, что, оказывается, существуют дорожные и карманные самовары, которые выдавались офицерам во время Отечественной войны 1812 года, чтобы они смогли согреть воды и побриться.

Также в коллекции музея есть самовар, напечатанный на 3D принтере. А вы знаете, что у нашего президента есть свой тульский самовар? Оказывается, тульский завод выпустил три брата-самовара. Самый большой находится у Владимира Владимировича Путина, самый маленький у Дмитрия Анатольевича Медведева, а средний стоит в музее самовара в Городце. Дальше мы отправились в настоящий русский терем – город-мастеров. В этом музее представлены изделия городецких мастеров: городецкая игрушка, плетеные вещи, кружево, картины и платки, вышитые золотой нитью, гончарные и резные изделия. Нам провели мастер-класс по городецкой росписи. Мы побывали в роли городецких мастеров. Целый час расписывали маленькую дощечку, выводя каждый узор. Ирина Валерьевна даже успела расписать дощечку с двух сторон. Хоть наши друзья из Финляндии и сказали, что обычно в жизни они не рисуют, но городецкая роспись им очень понравилась. Теперь мы умеем расписывать деревянные изделия в городецком стиле. Свои работы мы оставили у себя в качестве сувенира.

После обеда мы отправились на прогулку по старинным улочкам Городца. Мне очень понравился этот маленький уютный город. Думаю, что в таком городе можно прочувствовать душу России.

Анастасия Каледина

16 мая 2018 года. День пятый.

+25°С в тени. Жара. Хочется остаться в прохладном отеле на кроватке и не шевелиться. Но движение — жизнь! И вот мы уже идём на завтрак в Городскую думу Нижнего Новгорода. После плотного завтрака мы неторопливо двигаемся в сторону НГЛУ им.Добролюбова, по пути наслаждаясь видами на Волгу. Сегодня нам всем предстоит знакомиться с системой высшего образования в России!

Придя в университет, мы встретились со студенткой 4 курса Верой, которая и провела нам экскурсию. Она показала нам портреты самого первого ректора университета и великого русского писателя и критика Николая Александровича Добролюбова. После Вера рассказала нам, какие языки изучают студенты. Каждый студент изучает 2 языка, из которых английский обязательный, а второй по выбору.

Затем мы поднялись на 3 этаж и увидели выставку, посвящённую студентам-героям Великой Отечественной войны. Интересно узнать, что эти ребята были шпионами, так как хорошо говорили на немецком. На стендах представлены фотографии этих студентов, их краткая история жизни. НГЛУ помнит своих героев!

Нашим друзьям из Финляндии очень понравилась экскурсия, а особенно то, что хоть с кем-то русским можно поговорить на английском! После университета мы решили прокатиться на канатной дороге. Сари (учительница из Финляндии) говорит, что было немного страшно, когда кабинка тряслась, но виды на Волгу и Оку были потрясающие!

После обеда в Кремлёвской столовой мы собрали чемоданы и поехали в Мордовский заповедник. И снова 5 часов в дороге. Когда мы спросили у Валтери, как ему Россия, он ответил, что всё очень нравится. «Это здорово увидеть разные города. Так можно составить более полную картину страны. Хотя да, немного утомительно каждый день находиться около 2 часов в дороге. Но видно масштабы!».

Когда мы приехали в Мордовский заповедник, нас уже ждала остальная часть группы. Вечером мы угостили наших друзей такими русскими сладостями, как птичье молоко, халва, пряник и сушки. Первые две никому не понравились, а пряник и сушки съели с удовольствием. Логическим завершением вечера стали интернациональные песни под гитару. Как же хорошо сидеть всем рядом и петь любимые песни!

Софья Файкова

17 мая 2018 года. День шестой.

Последний день нашего маршрута начался с громкого пения птиц за окном и жужжания комаров над головой, ведь мы провели ночь в Мордовском государственном заповеднике имени П.Г.Смидовича. Преодолев путь до столовой и сытно подкрепившись завтраком, мы выдвинулись по экологическому маршруту «Тропою предков», где узнали о культуре, быте, языке и мифологии древней мордвы. Приятным открытием для нас стало то, что в мифологии и языке финнов и мордвы много общего.

День был жаркий, поэтому мы не смогли отказать себе в удовольствии открыть купальный сезон, искупавшись в небольшом пруду с разрешения работников заповедника. Это не стало для нас простым развлечением, поскольку параллельно с купанием мы изучали флору водной экосистемы заповедника.

Затем нас ждал обед, где предлагались различные блюда мордовской национальной кухни. Особенно ребятам понравились мордовские блины, которые благодаря особому рецепту получаются вкусные и внушительные по размерам.

Фауну региона мы изучали в музее природы, по техническому оснащению не уступающем самым интерактивным музеям страны. Можно говорить о том, что за время пребывания на территории заповедника мы приобрели не только теоретические, но и практические знания, например, как выжить в дикой природе. Это было особенно актуально из-за обилия комаров, подлетавших к нам, как только мы входили в лес.

Оставшись довольными временем, проведённым на практически нетронутой человеком местности, мы направились в Первомайск. Открытием для нас стало то, что небольшие индустриальные города, как Первомайск, сейчас активно развиваются, приобретая новый облик, отдельное место на котором занимает зона отдыха и центр культуры.

Но вот настало время прощаться. Мы по несколько раз обнимались друг с другом, успокаивали себя словами о том, что обязательно ещё встретимся. Не обошлось, к сожалению, и без слез. За эти несколько дней мы настолько сдружились, что расставание давалось нам действительно тяжело. Теперь нас на протяжении всей жизни будут греть тёплые воспоминания о совместно проведённом времени, о полученных знаниях о своём родном, но, кажется, ещё таком не изученном регионе. Нельзя не упомянуть и о ежеминутной языковой практике. И, пожалуй, самое главное — мы приобрели много новых друзей, с которыми обязательно будем поддерживать связь. Надеюсь, что подобные этому проекты станут регулярным явлением во всех учебных заведениях «Школы Росатома».

Данила Федюнин

17 мая 2018