Дневник стажировки победителей Конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома» в Зеленогорске

Трехдневная стажировка для победителей Конкурса воспитателей, внедряющих эффективные технологии реализации требований ФГОС дошкольного образования, 28-30 марта 2018 года проходит в МБДОУ «Детский сад №32 «Страна Чудес» города Зеленогорска – детском саду-участнике инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома». Детский сад «Страна Чудес» – один из самых успешных детских садов-участников сети, федеральная инновационная площадка Министерства образования и науки Российской Федерации. Уже более трех лет «Страна чудес» реализует ФГОС дошкольного образования, выстроив предметно-пространственную среду и внедряя самые современные технологии в соответствии с сетевыми стандартами «Школы Росатома»: поддержка и развитие игровой деятельности дошкольников, развитие их способностей и формирование ответственного отношения к себе, работа с детьми в событийных форматах. А авторская технология «Time Choice», разработанная старшим воспитателем этого детского сада – Еленой Непомнящей, и внедряемая всем коллективом детского сада, уже достаточно известна в Красноярском крае, в Российской Федерации в целом и даже за рубежом. В стажировках в детском саду «Страна Чудес» мечтают принять участие многие педагоги страны и даже дальнего зарубежья. Совершенно естественным стало принятое руководством проекта решение исполнить мечту победителей конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома» 2017-2018 учебного года и провести для них стажировку именно в этом детском саду, учитывая тему прошедшего конкурса: «Технологии проектирования и реализации образовательных событий для поддержки и развития игровой деятельности дошкольников».

28 марта 2018 года. День первый

«…И снова, здравствуйте!» — сказали мы друг другу, участники Конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома», а ныне участники стажировки #ШколаРосатомаПобедитель2017 в детском саду «Страна Чудес» города Зеленогорска.

Хотелось бы отметить, не смотря на разные позиции, стажеров и экспертов-практиков, с первых минут встречи, чувствовалось единение общей идей, схожими мыслями и взглядами на объединяющую нас всех профессию.

Утренний сбор всех участников стажировки, и больших и маленьких, позволил представиться друг другу, улыбнуться и начать увлекательное событие в мир «Страны Чудес».

И чудеса начались…В игре-квесте «Найди себя» стажерам было предложено собрать себе команду из разновозрастного сообщества Чудесников и ориентируясь на поисковую карту, собрать в пространстве детского сада свой образ. Стажер и команда Чудесников отправились в путь…Приняв правила игры, Чудесники из подготовительной к школе группы и старшей группы, взяв на себя ответственность за младших, довольно быстро помогли собрать атрибуты образа взрослого. Но задачка для стажера была не проста. Облачившись в образ бабушки, Олег Скотников – участник стажировки из Новоуралтска, стал размышлять над картинкой сказки, которую он представлял бы на стоп-кадре «Здравствуйте, это МЫ». То есть необходимо было предложить детям, какие-либо образы. Но наши Чудесники, проживавшие свое дошкольное детство в игре, сориентировались не в своей группе, нашли гардероб и сами выбрали, что оказалось им «по душе». Бабушке представили образы из двух медведей, двух очаровательных лисиц, зайчика и лягушки, и девочки в красном колпачке. Так и родилась идея стажера, разыграть кадр из сказки «Красная шапочка». Предложив ребятам сюжет, вся команда отправилась на стоп-кадр. И продемонстрировав себя публике, Чудесники отправились играть дальше в этих же образах, дополняя их уже новыми смыслами… А взрослым представилась новая возможность – открыть для себя нечто новое — разве это не Чудо…

Милена Каханова, г.Зеленогорск

Вот и подошёл к концу первый день, прожитый в «Стране Чудес». Были волнительные ожидания. Ожидания радости от встречи с интересными людьми (коллегами), детьми, начались в кругу знакомства. Мы преобразилась в сказочных героев, персонажей. И волнение позади. Очень сплоченный коллектив, профессионально грамотный, доброжелательный. Мы влились в коллектив, было ощущение единой семьи. Познакомились с победителями Конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома» 2017-2018 учебного года из «Страны Чудес» Мариной Богатыревой, Еленой Шмидт, Натальей Коноваловой, увидели, как они общаются с детьми как обучают их через игру. Увидели насыщенную развивающую предметно-пространственную среду групп детского сада. Дошкольники разного возраста общаются в игровых зонах. Получили положительные эмоции от увиденного, много интересного. Жизнь детей в «Стране Чудес» течёт по их собственному замыслу. Ощущение комфортности чувствуется и для детей, и для взрослых. Спасибо за ощущение радости от встречи!

Ольга Филиппова, г.Заречный ЗАТО

Моя жизнь — это профессия, и она позволяет быть актером, играющим множество ролей. Мы умелые лицедеи, сменяющие маски-лица-образы, их не сосчитать! А сами Вы актер? Мы все играем роли, весь мир — театр, так говорил великий классик. Но быть актером может позволить себе не всякий, только человек, достигший определенной степени мастерства. И наблюдать за его яркой артистичностью, импровизацией, без тени фальши одно удовольствие.

Сегодняшний день был интересен новыми впечатлениями и где-то неожиданными открытиями. Я окунулась в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы взаимодействия всех связующих звеньев, одного действия. И находясь в роли наблюдателя, как бы зрителя в зале, чувствовала себя действующим лицом. Дети, и взрослые-стажеры были увлечены общими задачами «на равных», соучаствуя в совместной деятельности, направленной на достижение результата. Стажеры с детьми в сопровождении экспертов-практиков во время игры-квеста нашли предметы для создания образа героя, и дополнив детские образы, все вместе презентовали их. Калейдоскоп образов был ярок и неповторим: важно и степенно прибыли гости из страны Восходящего солнца, вождь с племенем туземцев порадовал ритуальными танцами, инопланетяне неспешно приземлились на землю, строители успели выстроить высотку, пираты подняв флаг флибустьеров, отправились бороздить просторы океана, Баба-Яга со свитой леших варила отвар целебный под елкой, бабушка с внучкой Красной Шапочкой совместно с волком открыли школу для зверят, а еще порадовали своим выходом красны-девицы и молодцы в русских народных костюмах.

Во всем этом действе прослеживалось равноправие детей и взрослых. Их совместное творчество, эмоции и взаимодействие позволило сплотиться, стать маленьким коллективом — «труппой театра», которой можно доверить постановку и других «спектаклей».

Ну, а без чего не может возникнуть спектакль — это режиссерский замысел. И режиссер не только ответственен за процесс создания спектакля на основе произведения, он и идейно-творческий вдохновитель, и руководитель театрального коллектива. Ждем новых постановок!

Ирина Маслюкова, г.Зеленогорск

Удивительно, неповторимо, ярко! Такое ощущение, что ты попал в волшебную страну Успеха! Я впервые в «Стране Чудес», а кажется, что ты был и проживал здесь и всегда! Первый день в «Стране Чудес»! Встреча и знакомство с интереснейшими педагогами и детьми! С первых же минут нас всех сплотил воедино мудрый, добрый и дружный коллектив детей и педагогов! Мое первое крещение — образ инопланетянки! Это было незабываемо! Моими первыми помощниками стали «Некстики», «Умники», «Эльфы» и «Космики» — все такие разные и непохожие! Я перевоплощалась вместе с детьми! Вместе с мастерами, победителями Конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома» и детьми прожили события, в которых педагоги создавали проблемные ситуации, провокации для реализации этого события.

С какой теплотой и искренностью дети доверяют взрослым свои переживания и чувства! Спасибо, что есть такие педагоги, которым не безразлична судьба каждого ребёнка! Какие счастливые родители, чьи дети живут в «Стране Чудес»!

Диана Коробова, г.Заречный ЗАТО

Утро в саду начинается с ожидания чуда. В «Стране Чудес» снова гости. Казалось бы, нет ничего странного, но странностей видимо не избежать. Странности могут поджидать нас повсюду. Обычное смешивается с необычным, и уже не понимаешь, где грань, которая отличает одно от другого.

После приветственного слова стажеры отправились на утренний сбор, где их уже поджидали дети. Все вместе спели приветственную песню, проговорили речевки, дети вручили гостям именные бейджи, станцевали флешмоб «Мы маленькие звезды». Стажеры с теплом отнеслись к чудесникам, обнимали их, активно подпевали и повторяли все движения за детьми, ни один не остался в стороне. Как и предполагалось, обычное для нас, оказалось для кого – то необычным.

В это время поступила первая задачка игра-квест «Найди себя», где стажеру предлагалось собрать себе разновозрастную команду чудесников и отправиться с ними на поиски предметов своего будущего образа. Все стажеры включились в игру, ненавязчиво предлагая детям присоединиться к их команде. В помощь была дана поисковая карта с указанием мест, в которых можно было найти необходимые атрибуты. При этом, не забывать о технике безопасности и правилах. Стажеры внимательно отнеслись к передвижению по саду. Напоминали правила, следили за младшими членами команды, давали детям возможность самим справиться с задачей, при необходимости приходили на помощь. Старались не потерять членов своей команды в большом потоке детей, общались с детьми на разные темы.

Ребята с удовольствием отправились на поиски, и нашли все необходимые для создания образа атрибуты, по пути следования, знакомили стажера с пространством детского сада. Когда все атрибуты были найдены, ребята вместе с капитанами отправились в группы для того, чтобы придумать образ каждому члену своей команды для фото стоп-кадра «Знакомьтесь, это Мы». В группе находилось большое количество различных костюмов и атрибутов. Стажеры предоставили детям возможность сделать выбор. Спрашивали у детей, кем бы они хотели быть на этом фото, поддерживали их инициативу, помогали в перевоплощении, поддерживали интерес к происходящему. Наконец определились с местоположением и ролью каждого на этом фото (отрепетировали стоп-кадр). По мере готовности, отправились на место встречи, прихватив с собой большое количество атрибутов. Все стажеры проявили свои творческие способности, вжились в выбранную роль, чем заразили и детей. На этом странности не закончились.

Ребята отправились играть в группу, а взрослые — в семейную комнату. Там мы проверили, все ли стажеры запомнили своих помощников, взаимодействовавших с ними на протяжении всего квеста. Стажеры оказались очень внимательными, почти все запомнили имена ребят, а некоторые даже название группы и цвет браслета в придачу.

Границы обычного и необычного продолжают размываться. Придя с обеда, гости были немного удивлены тем, что на их местах появилась полицейская форма, а за столом уже поджидал майор полиции – Елена Непомнящая, старший воспитатель «Страны Чудес». Стажеры перевоплотились и отправились на профессиональное расследование «Следствие ведут знатоки»: «Протокол осмотра места происшествия» на экспертизу поиска следов игры и события в ДОУ. Ничто не ускользнуло от их опытного взгляда. Все было внимательно изучено и проанализировано. Стажеры основательно вошли в роль, даже смоделировали иерархию отношений (соответственно званию). Затем все отправились на доклад к начальнику. Протоколы были оформлены и озвучены на высшем уровне. Стажеры перевоплощались в настоящих полицейских, меняли голоса, манеру поведения, стиль подачи материала.

После сна чудесников стажеры отправились наблюдать за жизнью детей по собственному замыслу с дневником наблюдений за всеми своими помощниками. Стажеры передвигались по саду в поисках нужного им ребенка. Попутно закрепляя ориентировку в пространстве. Кто-то смотрел на все происходящее со стороны, тщательно фиксируя свои наблюдения, а кто-то напрямую общался со своим подопечным. Вернувшись, оформили общий дневник замыслов ребенка. После полдника мы со стажерами отправились на просмотр вброса образовательных задач к победителям Конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома» Мариной Богатыревой, Еленой Шмидт и Натальей Коноваловой. После просмотра все собрались в семейной комнате для проведения рефлексии.

Мы с детьми получили огромное удовольствие от совместного взаимодействия с нашими гостями!

Наталья Андрейчик, г.Зеленогорск

Вы когда-нибудь мечтали побывать «Стране Чудес»? Я — Да! Читая в детстве книгу про Алису, я часто представляла как бы и мне попасть в такое странное, но удивительное место. И вот моя мечта сбылась, ведь чудеса «…как им и положено, случаются».

Сегодня началось Со-бытие, длиною в три дня, а может и больше… Ведь никто не знает, что произойдёт с нами дальше. Зато очень даже понятно, что случилось сегодня – «ЧЕПУХА» — Чрезвычайно Естественная, Поисковая, Уникальная в своей Хаотичности Активность!

В поиске были все! И мы стажеры — в поисках ответов на вопросы, и дети — в поиске заинтересованности взрослых, и эксперты-практики — в поиске значимых для нас когнитивных задачек. И это было так естественно, что за весь день мне ни разу не пришла в голову мысль о неправильности происходящего. Напротив! Чудесники, руководствуясь правилами игры, были проводниками, и мы, взрослые, шли за ними, доверившись детям! В реальной жизни такое бывает? Там все наоборот, и в этом странность. Было, действительно, Уникально как дети ориентируются в Хаотичности, удерживая при этом замысел и задачу во внутреннем плане. Глядя на эти сосредоточенные лица сегодня, я поняла – «Шляпник» знает своё дело! Он мастерски изготавливает парики, и мне кажется, что я начала понимать, кто в «Стране Чудес» их носит!

Жители «Страны Чудес» так самозабвенно играли, не забывая при этом поддерживать инициативу и активность ребят, что вброшенные умные задачки воспринимались как само собой разумеющееся следствие.

Конечно, столкнувшись с таким количеством странностей сегодня, я невольно задумалась, а странные ли они? Может, как раз все события, произошедшие сегодня, самые «нормальные»? Похоже, я опять начинаю меняться, скоро дойдёт до того, что уже и не вспомню, какой Я была до, и была ли это Я! Да, такие вот метаморфозы случаются, когда попадаешь в «Страну Чудес»! То становишься гигантом, то совсем крошечным и это происходит так часто, что забываешь своё естественное состояние. Естественным становится постоянная изменяемость. Надеюсь, завтра я не попаду к злой королеве, пожалуй, мне ещё предстоит многое узнать, прежде чем встретиться с ней.

P.S.: Открою секрет — Льюис Кэрролл описал реальную «Страну Чудес»!

Наталья Казарина, г.Полярные Зори

«- Не грусти, — сказала Алисa, — рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно».

Сегодня «Страна Чудес» гостеприимно распахнула нам свои двери, обещая помочь найти ответы на оставшиеся вопросы, и позвала нас навстречу новым приключениям… Собственноручно расписавшись в согласии отправиться в захватывающее путешествие по «Стране Чудес», мы приняли на себя роль стажёра.

День начался с утреннего круга, где мы поприветствовали друг друга, а дети, вручая бейджики, подошли к нам, как к хорошо знакомым людям. И стало тепло и уютно от мысли, что нас уже знают и ждали встречи с нами. Ждали меня… а кто я сегодня? Надо выяснить! Первая странность, в которой мы приняли участие — «Найди себя». Нам был предложен квест: для начала собрать команду, а затем, следуя по пунктам поисковой карты, опираясь на большой житейский опыт (нет, не взрослых!) детей, отыскать во всех уголках «Страны Чудес» предметы своего образа. Кем я сегодня стала? Вождем индейского племени! Вместе с детьми мы продумали наши образы: нанесли на лица боевую раскраску, издавали боевой клич, танцевали индейский танец, дружно грелись у костра и передавали друг другу кружку мира.

Затем нам предложили создать макет детского сада. Из подручных средств мы отобразили все чудесные места и пейзажи «Страны Чудес»: английское кафе, библиотеку, тропу Тарзана, лего-центр, Open Space и наделили все это смыслом — самостоятельными детьми.

После обеда мы перевоплотились в полицейских. Оперуполномоченный майор отправил нас на срочное задание. Необходимо было прибыть на место «происшествия» и собрать неопровержимые доказательства игровой деятельности детей, а так же определить возраст детей, «замешанных» в ежедневной событийной деятельности. Все полицейские справились с заданием блестяще! Еще бы… мы такие! Нужно перевоплотиться? Легко! Надо поддержать инициативу? С радостью! Необходимо проявить инициативу? С удовольствием! Поиграть? Только этим и живем!

— А сможешь «ничего не делать»?

— А это как???

— Просто наблюдай: смотри, слушай, делай выводы…

— Сложно, но попробую…

Нам предложили, не вмешиваясь в деятельность детей, понаблюдать за своими помощниками, партнерами по игре, их деятельностью. Как часто мы забываем остановиться и просто посмотреть по сторонам, для того, чтобы увидеть и понять, что жизнь детей протекает по своим собственным законам, со своими идеями и замыслами. И как приятно и ценно, когда дети приглашают нас в свой удивительный мир…

В конце первого дня с нами делились своими профессиональными секретами взаимодействия с детьми педагоги «Страны Чудес». Что же будет завтра?

Дарья Куликова, г.Заречный ЗАТО

«Вперед, навстречу собственным приключениям!» – девиз первого дня моей стажировки победителей Конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома» в 2017-2018 учебном году в удивительном детском саду «Страна Чудес». Дружелюбный и гостеприимный ритуал приветствия сразу расположил гостей- стажёров и Чудесников друг к другу. И вот приключения начались! «Страна Чудес» преображается каждый день. На ее просторах можно встретить различных сказочных героев. А кем же сегодня стану я? На этот вопрос помогла ответить начавшаяся игра, которой я с большим удовольствием сказала «Да»! Очень хотелось прочувствовать на себе событийный формат жизни жителей «Страны Чудес». И вот я уже в водовороте событий. Со мной случается первая странность — «Найди себя». Для начала – сбор команды чудесников-помощников. Цвет браслета на руке ребенка – ориентир для вступления в команду. В моей оказались дети четырех возрастов из разных групп: «Умники и умницы», «Некстики», «Эльфы» и «Космики». Договорившись, что мы команда, по поисковой карте мы вместе отправились на розыск предметов для создания образов для стоп-кадра «Знакомьтесь, это мы!». Чудесники помогали мне ориентироваться в детском саду. Поисковая карта проводила нас по различным местам детского сада. Побывали на «тропе Тарзана», в музыкальном зале, около бассейна, в Open Space, в лего-центре, в английском кафе и библиотеке детского сада. Предметы собраны – пора создавать образ. Мои маленькие помощники заботливо нарядили меня… И вот я уже самая модная, добрая и красивая Баба Яга! А чудесники-помощники превратились в лесных друзей Бабы Яги. Леший, кикимора, болотная русалка и лесные эльфы дружно отправились на фотосессию, где познакомились с героями других команд. Квест и фотосессия «Стоп-кадр» помогли мне подружиться с моими маленькими помощниками, интересно прожить мое преображение и погружение в формат событийности.

А впереди меня ждало первое чудо – макет «Страны Чудес», на котором должны были быть представлены основные образовательные пространства и технология проживания Чудесников в «Стране Чудес»! Команда победителей – вперёд! Проанализировали, договорились, определились и работа закипела. Ничего не упустила из виду наша команда стажёров. Красивый, яркий, довольно подробный, отражающий технологию проживания Чудесников макет готов! Простроенное пространство отразилось на нашем макете, позволяющее реализовывать событийный формат жизни жителей «Страны Чудес». А со мной продолжаются чудеса! Вторая странность перенесла меня в группу «Космики» для обнаружения прямых или косвенных улик — следов детской игры в группе. Основная деятельность дошкольников — игра, говорит нам ФГОС дошкольного образования. А присутствует ли она в жизни детей «Страны Чудес»? Оценив среду детского сада, я с уверенностью могу сказать «Да, игра живет в «Стране Чудес».

Пока мы оценивали среду, жизнь в «Стране Чудес» текла по особым законам. И важный ее момент — это жизнь воспитанников по собственному замыслу. По каким же замыслам живут мои новые друзья? Я отправляюсь в ещё одно приключение — наблюдать за Чудесниками, тем более в «Стране Чудес» наступает время Тime Choice. Интересы и замыслы детей оказались очень разнообразными. А я отметила, что возможность вариантов выбора деятельности детей обеспечивается мудро простроенным пространством и средой детского сада.

Время в «Стране Чудес» течет так стремительно, а мне ещё хочется узнать различные секреты мастерства по созданию образовательных событий у профессионалов этого дела. Возможность оказаться в мастерских педагогов, которые не просто открыли секреты инициирования и поддержки образовательных событий, но и стали победителями Конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома» — ещё один чудесный момент первого дня стажировки. Настоящие мастера своего дела Марина Богатырева, Елена Шмидт и Наталья Коновалова поделились с нами своими секретами и продемонстрировали одно из главных умений воспитателя: обучать в контексте игровой деятельности.

Так подошёл к концу мой первый день стажировки. Что же случилось со мной сегодня? В полной мере могу сказать, что прочувствовать на себе событийный формат жизни Чудесников. Жизни яркой, интересной, запоминающейся, в которой очень много игры. А что бывает, когда заканчивается игра? «Когда заканчивается игра, начинается образовательное событие» — говорит Елена Непомнящая, старший воспитатель «Страны Чудес». Может, мы поиграем ещё завтра? Спасибо, «Страна Чудес», за это мое образовательное событие!

Светлана Кирпичева, г.Снежинск

Бывают дни, которые ты проживаешь под каким-то девизом или с фразой, посещающей тебя неоднократно. Сегодня это эмоции – «Ух ты»!!!

На календаре 28 марта. Утро. С замиранием сердца переступаю порог «Страны Чудес» и сразу попадаю в водоворот событий, которые закручиваясь по спирали, гипнотизируют тебя и ты заворожённо, как Алиса за кроликом, бежишь через тоннель эмоций в удивительный Мир Детской Игры.

Утренний круг. Море улыбок, но в то же время ловишь на себе пытливые взгляды детей. «Здравствуй, новый взрослый! Что ты принесёшь в нашу «Чудную Страну»? Нам здесь хорошо, а с тобой будет ли здорово?» Но задумчивость местных жителей тут же сменяется авансом доверия и вот уже ноги несут тебя по просторам «Страны Чудес» в поисках элементов костюма и атрибутов для создания целостного образа. Шаги твои хоть и первые, но выглядят уверенно и легко, ведь дети тебя ведут привычной им дорогой. Сознание будоражит мысль: «Неужели так бывает и всё это здесь и сейчас?!»

Один миг — и ты пытаешься вспомнить имена Чудесников, помогавших тебе в поисках. Оказывается, это вовсе нетрудно: друзей выбираешь сердцем, а оно зорко.

Ещё мгновение — и ты уже в компании таких же стажёров создаёшь макет «Страны Чудес» и мысленно благодаришь «Город наших Фантазий» — образовательное событие для дошкольников «Школы Росатома», реализованное в прошлом году, за успешный результат этого испытания, потому что именно полученный год назад опыт окрыляет тебя. Хочется отразить все особенности и странности «Страны Чудес», но в то же время сделать это так, чтобы макет органично вписался в игровую деятельность и похоже цель достигнута.

Без странностей не обходится и вот я — следователь, ищущий улики детской игры в группе «Эльфики». Ответственность велика, ведь запрос поступил от самого Л.С. Выготского. Гражданское население пытается скрыть следы «преступления», но они слишком заметны. Следствие завершено и вердикт окончательный — Игра в «Стране Чудес» живёт!

И вот время долгожданных мастер-классов от победителей — это непередаваемо! Молча «снимаю шляпу» перед мастерством коллег и уверена — не я одна, Шляпник тоже бы не устоял.

Спасибо тебе, «Страна Чудес», за этот безумно странный день! Засыпаю с улыбкой и с предвкушением новых странностей!

Оксана Позднышева, г.Лесной

29 марта 2018 года. День второй

Вот и прошёл второй день стажировки. Какой он был? Конечно же, разный. Утро началось с разработки образовательного события с заданным программным содержанием. Надо было занятие перевести в формат образовательного события. Возраст детей 3-4 года. Это дети, с которыми мне, педагогу дошкольной организации с 13-летним стажем ещё ни разу не приходилось взаимодействовать, так как дети в наш детский сад поступают с 4-летнего возраста. Но этот факт не оказался каким-то препятствием, а даже наоборот, было интересно и в тоже время — ещё один дополнительный вызов. Роль почтальона Печкина, которую приходилось часто играть на школьных линейках 20 лет назад, пришлась даже очень кстати. Печкин принёс посылку, только отдавать её, конечно же, не собирался, так как у детей нет паспорта на тот грузовик, который лежит в посылке.

В ходе образовательного события дети научились составлять паспорта (документ, в котором говорится, что из чего сделано) не только на себя, но и готовы были составлять на всё, что их окружало. Один мальчик успел составить паспорт на настенные часы. Сделав по паспорту грузовик, дети не только перевезли всю репу с огорода, но и покатали на них разных животных, организовав свою режиссёрскую игру. Идея с паспортом понравилась всем — и педагоги группы продолжат использовать её и дальше, развивая у детей умение делить окружающие предметы на составные части. Насколько далеко мы ушли от занятия к образовательному событию, судить сложно, но то, что у детей игра с грузовиком и паспортом в течение дня продолжилась (не педагогами, а самими детьми), говорит о том, что у нас получилось. Интересно, останется ли след от нашего образовательного события завтра? Не знаю, обязательно схожу, посмотрю и поговорю с воспитателями на группе.

Анализ образовательного события с его презентацией прошёл на одном дыхании, ведь впечатления были ещё очень свежи и удовлетворение от результата, конечно же есть.

После обеда нас ждал сюрприз. Оказалось, что в конце дня мы станем участниками ещё одного долгожданного всеми Чудесниками события под названием «Фестиваль семейных сказок», осталось только к нему немного подготовиться. Во время Time Choice мы организовали несколько мастерских, где дети изготавливали пригласительные, программки, бинокли, видеокамеры, фотоаппараты, всё, что может пригодиться во время просмотра спектаклей. Фестиваль сказок получился просто грандиозным. Продумано было всё до мелочей, а главное, что получился настоящий театральный праздник! Все, от мала до велика, были поглощены той творческой и доброжелательной атмосферой, которой нам так не хватает. Дети выступали на сцене, перед зрителями, сколько было волнений и переживаний, сколько было подготовки, разве смогут они это забыть? Я до сих пор помню те незначительные выступления из своего детства, как самые яркие события своей жизни. Вспоминая своё детство, я часто задаю себе вопрос, а что наши сегодняшние дети будут вспоминать из своего дошкольного детства? Какие события надолго останутся в их жизни и зададут правильный вектор развития? Если бы каждый из нас думал бы ещё и об этом, то я уверен, пустого времяпрепровождения у детей было бы намного меньше.

Лозунгом сегодняшнего дня я считаю: «Наполним жизнь ребёнка событиями!» А то, что этот день я ещё долго буду вспоминать и анализировать — это точно, а это значит — произошло то приращение, которое я ещё не сразу могу осмыслить, это значит и в моей жизни произошло событие, за что большое спасибо всем, кто к этому причастен.

Олег Скотников, г.Новоуральск

С самого утра стажеры проектировали образовательное событие, а затем растеклись по группам как ручейки, для того, чтобы инициировать и прожить это образовательное событие с детьми.

Важными условиями, на которые были нацелены стажеры:

  1. В ходе образовательного события побывать в позиции событийщика;
  2. В ходе образовательного события побывать в позиции наблюдателя;
  3. Фиксировать моменты проявления детьми инициативы и возможности разворачивать собственное инициативное действие;
  4. Зафиксировать момент достижения детьми результата – решения вброшенной когнитивной задачи.

Алена Баландина из г.Трехгорный и Оксана Позднышева из г.Лесной использовали яркие образы вчерашнего дня. Яркая русская красавица и скромная японка эмоционально разыграли спор на тему сказок, тем самым привлекли к себе большинство детей в группе «Эльфы» и вбросили задачку по художественной литературе: сочинение историй с опорой на пространственно-временную модель, развитие связного и выразительного речевого высказывания. Стажеры сыграли на контрасте двух культур: русской и японской.

Затем стажерам вручили инструкции организации фестивалей. Зачем? Всё просто, ведь сегодня в «Стране Чудес» Театральный фестиваль семейных сказок! Каждая группа готовила сказку, костюмы, атрибуты, репетировали роли и действия персонажей. И вот настал этот день – день театрального фестиваля… А с чего начинается театр? Может быть, с вешалки? Вместе со стажерами-практиками стажеры-победители придумали, с чего будет начинаться театр в «Стране Чудес» и развернули мастерские по изготовлению вееров, биноклей, фото и видеоаппаратуры, по созданию билетов, программок с репертуаром театра.

В ходе всей этой театральной суеты стажеры продолжают наблюдать за своими Чудесниками и фиксировать информацию о каждом на цветных стикерах. Таким образом, в «Стране Чудес» складывается картина театральных действий, в которой невозможно пропустить ни одного участника этого образовательного события. И если вчера стажеры наблюдали, как действуют Чудесники по собственному замыслу, то сегодня они увидели, как каждый из них движется к достижению общей цели – Театральный фестиваль семейных сказок!

Евгения Вишнякова, г.Зеленогорск

Накануне вечером, для ознакомления нам дали по два типичных конспекта занятий. На следующий день нам предстояло, взяв за основу когнитивные задачи, как волшебникам превратить их в образовательное событие и прожить его вместе с детьми.

С самого утра закипела работа. Объединившись парами, нам предстояло спроектировать и прожить событие с детьми на группах разного возраста. Позднее обсуждая результаты совместной деятельности с детьми, мы увидели, насколько событийный формат деятельности гармоничнее и естественнее для всех участников события.

Вечером в детском саду состоялся фееричный Театральный фестиваль семейных сказок. Четыре группы детского сада совместно с родителями и воспитателями подготовили сказки: «Мешок яблок», «Золушка», «Муха-Цокотуха», «Кошкин дом». Разве могли мы остаться в стороне от такого события? После сна в пространстве Open Space были организованы мастерские по изготовлению вееров, биноклей, билетов, программок, видеокамер, фотоаппаратов. Ведь нам предстояло оказаться не в детском саду, а в самом настоящем театре… Все представления были великолепны, но за увлекательным просмотром мы не забыли понаблюдать за детьми и понять, насколько значимое событие они проживали.

Дарья Куликова, г.Заречный ЗАТО

Утро второго дня стажировки в «Стране Чудес» началось с проектирования образовательного события с внесением когнитивной задачи и подготовки условий для проведения этого события. Стажеры придумали изумительные (мы искренне изумлялись их фантазиям, умением перевоплощаться в выбранные ими образы, их педагогическим находкам) события. Они были и событийщиками в процессе взаимодействия с детьми, и наблюдателями (вовремя «отползая» из игры, тем самым, давали возможность детям проявлять инициативу и самостоятельность).

Получив свитки с сургучной печатью, наши гости провели презентацию рожденных ими событий. Рефлексируя прожитые с детьми события, они искренне радовались своим феноменальным находкам: их эмоциям не было предела! Затем Елена Непомнящая, старший воспитатель «Страны Чудес» познакомила наших артистичных и талантливых стажеров с событийным режимом жизни сада на примере подготовки и проживания Театрального фестиваля. 

После обеда участники стажировки спроектировали образовательное событие «Закулисье театрального фестиваля». После сна дети, придя в Open Space, с удивлением и восторгом обнаружили там мастерские по изготовлению различных театральных атрибутов: биноклей, видеокамер, вееров, билетов и программок. Изготовив для себя необходимый в театре атрибут, Чудесники отправились в театр. Но попасть туда было непросто: при входе в Храм сказок необходимо было отгадать загадку, или назвать свою любимую сказку. День завершился фееричным каскадом сказок от «Умников и Умниц», «Космиков», «Эльфов» и «Некстиков». А перед началом сказок, наши зрители, большие и маленькие Чудесники были вновь покорены талантом наших гостей — так здорово и креативно зажигать!

Галина Неклюдова, г.Зеленогорск

Второй день пребывания в Красноярском крае. Звенит будильник. Здравствуй, новый день! Здравствуй, гостеприимный Зеленогорск! Здравствуй, успевшая полюбиться, «Страна Чудес»!

Взаимодействие начинается стремительно, ведь Шляпник не дремлет! На проектирование образовательного события —  45 минут. Хаотичный водоворот мыслей: использовать вчерашние образы, вбросить в сюжетно-ролевую игру когнитивную задачу, способствовать созданию качественного продукта, инициатива детей, возможность свободного входа и выхода, разные точки активности… Педагог в событийном формате — это вам не простой воспитатель!

Как же велика ответственность и опасения, что ты неловким движением или невольной фразой разрушить самое ценное что есть у дошкольника — хрустальный мир его игры.

С помощью Мастеров игры в голове выстраивается чёткий образ предстоящего события, но не тут-то было. Окружающий мир накладывает свой отпечаток на сюжет детской игры и порой не очень радужный. Вот и трагедия в Кемерово не укрылась от пытливых детских взоров. Так в группе «Эльфики» спонтанно вспыхнула игра «Пожар в кинотеатре». Эх, если бы мы только могли это предполагать…

Образовательное событие прожито и, благодаря «Эльфикам», всё удалось, даже вдохнуть жизнь в увлечённых спонтанной игрой. Итог — вереница сказок по одной единственной пространственно-временной модели.

Вы были свидетелем конкурса сценаристов в театре? Нет? А нам улыбнулась удача. И теперь у «Эльфиков» есть сборник сказок и поле для творчества и новых сюжетно-ролевых игр. Последующий подробный самоанализ прожитых событий с Чудесниками позволил нам — стажерам виртуально пережить все 4 действия и обогатить свой педагогический опыт.

И опять ставший традиционным вопрос: Возможно ли мероприятие превратить в событие? Мозговой штурм помогает использовать возможности Open Space в другом ракурсе. В итоге работы мастерских появились билеты, программки, бинокли, веера и видеокамеры. И всё это пригодилось в предстоящем «Фестивале семейных сказок».

Ах, какие были сказки! Скажу ответственно — Вы не знакомы с искусством театра, если не видели юных лицедеев — Чудесников! Образы Мухи-Цокотухи, Паука, Ежа Сани и котят- сироток останутся в моем сердце навсегда.

Подошёл к концу второй день. Как неуловимо бежит время! Шляпник, сжалься — ведь если постоянно можно устраивать чаепитие, возможно же замедлить бег стрелок и хоть на пару минут продлить пребывание в «Стране Чудес»! Прошу, подумай об этом!

Оксана Позднышева, г.Лесной

Как всегда позитивный, насыщенный, продуктивный, интересный и содержательный день прошел в «Стране Чудес». Сегодня нашим стажерам предстояло спроектировать образовательное событие с внесением когнитивной задачи и подготовить условия. Наталье Казариной из г.Полярные Зори и Диане Коробовой из г.Заречный ЗАТО это удалось. Грамотно вбросив образовательную задачу, был дан старт к разворачиванию образовательного события.

В «Стране Чудес» очень часто происходят чудеса, волшебство, здесь возможно все, а иначе и не может быть. Сегодня произошло чудо, «Некстиков» посетил сам царь богов, бог небес, повелитель грома и молнии Зевс со своим архитектором. Архитектору поступил заказ от Зевса на строительство храма с разными видами колонн и пилястр. Очень хотелось архитектору угодить своему заказчику, но колонны получились неустойчивые, без фундамента, разные по толщине и размеру. Разгневался Зевс, но ребята пришли на помощь. Зарисовали схемы конструкции тех колонн, которые они задумали построить, отобрали соответствующий материал и воспроизвели конструкцию, а затем построили здание храма для Зевса с встроенными колоннами. После ухода гостей, ребята продолжили разворачивать игру. Проблема стала личностно значимой для ребят, они проявили заинтересованность, активность, инициативу в решении проблемы.

Во второй половине дня Чудесников снова ждал сюрприз. Придя в Open Space, они окунулись в «Закулисье театрального фестиваля», благодаря нашим стажерам, которые спроектировали образовательное событие. В Open Space открылись мастерские по изготовлению театральных атрибутов: бинокли, фотоаппараты, видеокамеры, веера, изготовление билетов, программок для фестиваля семейных сказок. Приятно было видеть счастливые лица ребят и заинтересованность наших творческих и креативных стажеров в этом событии. А вечером при полном аншлаге состоялся Фестиваль семейных сказок, где они стали активными участниками. И дети, и взрослые получили огромное удовольствие за два совместно прожитых дня.

Татьяна Тимошенко, г.Зеленогорск

Второй день начался неожиданно и стремительно. Превращения продолжались и были ещё более странные. Откуда возникли парики никто не понял, но то, что они сделали из нас других — очевидно. Появились два поросёнка, причём куда они дели третьего пока загадка, и отправились играть с детьми. Их яркие образы стали провокацией и вброс когнитивных задачек прошёл успешно. Почтальон Печкин так обескуражил всех «Умников» необходимостью иметь паспорт, что те включились в его создание, тем самым продолжив череду странностей. Паспорт — 4 года, чувствуете противоречие? Даже если кажется, что это бессмысленно, — «что мешает выдумать какой-нибудь смысл?». Печкин и занялся наделением смыслов. Японка и русская барышня подняли на поверхность очевидное: две культуры очень даже можно сравнивать с помощью сказок. А если при этом ещё и модель смысловая, то становится совершенно понятным, что и здесь игра стала входом для умной задачки. Вот как появились Зевс и Скопас, мы не успели заметить, но эти двое внесли своим появлением такой хаос, что «Некстики» застыли в удивлении. С опаской сделав шаг назад, Чудастики все-таки приняли ответственность и разобрали чертеж Скопаса по косточкам. Сместив мотив на цель, Зевс и Скопас вбросили свою задачку и потихоньку «отползли», предоставив поле для инициативы и активности детей. Странные события состоялись и все свтало на свои места, «выстроилось в единую красивую схему, как кружева». Стало понятно, зачем все было нужно, потому что все было правильно.

Следующая странность заключалась в том, что надо мероприятие преобразовать в событие. «План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение». Шляпник собрал всех на чаепитие, и мы начали ломать голову над планом, который был превосходным. Смыслы и когнитивные задачки на этот раз решили разбросать в Open Space. Чудастики же довольно рьяно кинулись их собирать. После чего уже было не понятно где, кто и зачем он здесь, хотя если он здесь, значит это зачем-то нужно. Пространство наполнилось продуктами Чудастиковой деятельности, но они на этом не остановились. Организовали портал по перемещению из «Страны Чудес» в Театральное закулисье, а сами встали на входе, чтобы переход смогли совершить только посвящённые. Таких оказалось много: все жители «Страны Чудес» и прибывшие в первый день Японка, Барышня, Инопланетянка, Индианка и Пират. По пути куда-то пропали Бабушка Красной Шапочки, Баба-Яга и Строитель, но их с успехом заменили Ольга, Олег и Света. Вот вам ещё одна странность. В Театральном закулисье оказалось совсем не скучно и нам не пришлось придумывать чем заняться. Занятия сами собой возникали и были все чудесатее и чудесатее, страннее и страннее…

«Никогда не считай себя не таким, каким тебя не считают другие, и тогда другие не сочтут тебя не таким, каким ты хотел бы им казаться». Так прошёл второй очень странный день, завтра, наверное, будет ещё лучше, или хуже. Ну это смотря относительно чего. Например, мне кажется, что все относительно вчера намного лучше, потому что вчера уже нет, а сегодня есть, а вот завтра ещё только будет. А каким оно будет зависит только от тебя!

Наталья Казарина, г.Полярные Зори

30 марта 2018 года. День третий

Третий заключительный день стажировки победителей Конкурса воспитателей «Школы Росатома» начался совершенно необычно! Собравшихся в Утренний круг, Чудесников и гостей «Страны Чудес» ждал неожиданный сюрприз – гости из Англии! Друзья Алисы – Шляпник и Кролик приветствовали всех присутствующих в зале на английском языке. После приветствия стало понятно, что театральный Фестиваль продолжается… Кролик, показывая афиши, пытался объяснить, что всех приглашает в театр на просмотр сказок «Рукавичка» и «Бременские музыканты».

Сказки на английском языке подготовили и представили ребята средней и подготовительной к школе групп. Яркие образы, костюмы, декорации и актерское мастерство всех персонажей, вызвали бурю восхищенных эмоций у зрителя.

Сразу после театральных постановок, стажеры отправились в группы, чтобы провести рефлексию театральных событий со своими подопечными. Из наблюдений с позиции эксперта-практика, хочу отметить, что участники стажировки очень грамотно подошли к решению этой задачи. Включаясь в обычный ритм жизни детей в группе и поддерживая их игру, проводили опрос, фиксируя отзывы на фотогазете.

После рефлексии, проведенной в группах с Чудесниками, стажеры вернулись в семейную комнату и погрузились в технологию проектирования. Эксперты-практики познакомили участников стажировки с ведением планирования взаимодействия с воспитанниками и вместе разработали календарный план на неделю.

В ходе экскурсии, старший воспитатель Елена Непомнящая, подробно представила образовательную среду детского сада, рассказала о технологиях и традициях, которыми живут Чудесники.

Торжественным заключением дня стало прощание ребят с гостями. Чудесники приготовили в подарок стажерам большую карту масти черви и в каждом сердечке оставили добрые пожелания.

Три незабываемых дня сказки, в которой жили не только дети, но и взрослые! Спасибо Всем участникам стажировки за профессиональное взаимодействие и тёплое общение!

Марина Богатырева, г.Зеленогорск

День начался с утреннего круга, все дружно спели приветственную песню и, вдруг, одним мгновением в детском саду изменился язык коммуникации, с русского на английский. Коллектив детского сада и все дети с легкостью пропели песню на английском языке. Затем началось общение на английском с детьми. Удивило, с какой легкостью дети переключились на другой язык. И пусть они пока не могут ответить вербально, но степень понимания происходящего высокая.

Детям и гостям предложили снова посетить театр, но для того, чтобы попасть в него, нужен билет. Билет – рисунок предмета, вещи, который ты можешь назвать на английском языке. Проходя через билетера мы «рассказывали» о наших билетах. Попав в театр, зачарованно просмотрели две постановки на английском языке: «Рукавичка», «Бременские музыканты».

Далее мы отправились к нашим, уже дорогим нам, чудесникам для того, чтобы выяснить, насколько глубоко вчерашнее событие оставило в памяти и сердце следы. Наблюдать и проживать хорошо, но не следует забывать о системе и структуре. Воспитатели познакомили нас со своей системой планирования образовательных событий на неделю. Подробно рассказали нам о браслетах, которые дети используют для самостоятельного перемещения по детскому саду, что означает каждый цвет браслета, в каком возрасте у детей появляется возможность получить такую привилегию.

А ближе к вечеру было много добрых слов, море слез, множество объятий и огромное нежелание прощаться, поэтому мы сказали друг другу: «До свидания! До новых встреч!»

Дарья Куликова, г.Заречный ЗАТО

Вот и закончилась стажировка длиною в три дня! Ощущения незабываемые и неоднозначные. Казалось бы, мы только приехали в Зеленогорск и совершили прыжок в «кроличью нору». Но по объёму и содержанию кажется, что прошла маленькая вечность. «Или нора слишком глубокая, или я падаю слишком медленно…»

В третий день случилась самая на мой взгляд необычная странность, я вдруг захотела говорить по-английски. К чему бы это? Всё понятно! Просто Кролик и Шляпник говорят на английском языке и мне кажется, что я их понимаю. Кажется, они говорят об английском театре и предлагают всем нарисовать себе билет, чтобы попасть на представление. «Mitten» and «Bremen»? О чем это? Ааа, я догадалась, будут сказки «Рукавичка» и «Бременские музыканты». Как я это поняла? Всё очень просто, я ведь падала в нору, а когда падаешь очень долго, успеваешь выучить какой-нибудь язык. Пойду нарисую себе билет. Думаю, fox будет смотреться на билете великолепно. Пожалуй, надо пройти в Open Space, там найдутся и листочки, и карандаши. Чудастики все уже там, подходят, показывают свои билеты, и вот странность, я спрашиваю у них — что они нарисовали на английском языке. Ещё большая странность, что они мне на нём же и отвечают. Хотя почему странность, они то прыгнули в эту нору давно, во всяком случае раньше меня. Наконец мы в зрительном зале. Rabbit and Hatter announced the beginning of the play. Представление началось. Вчерашняя муха и мышка оказывается одно лицо?! I’m a Mouse squeaks she и тут же прибегает Frog. Следом появляются the Hare and the Fox and the Wolf. Ну и, конечно, в конце появляется Bear. Казалось бы, живите — не тужите, но приходит охотник с собакой. Вот это спектакль, я побывала в настоящем Лондонском театре!

Больше всего поражает, с каким интересом, даже азартом наблюдают за актерами зрители. И ведь видно, что понимают, о чем речь. Бременские же музыканты покорили своим абсолютным артистизмом и английским. А песня в их исполнении ещё долго звучала в моей голове.

Пора подводить итоги: дверцы, пузырек, время, Шляпник и Кролик. Это было реальностью или мне приснился сон? Пойду спрошу у новых друзей. «Некстики» подтверждают все мои видения, значит я не спала. Все происходило наяву. Мы даже обнаружили улики, и запечатлели все кадры с комментариями на стенгазеты.

Пришла пора проститься, how sad it is to part. Но я точно знаю, я ещё вернусь и опять прыгну в кроличью нору. Даже если она будет ещё глубже.

Everything that’s said three times becomes the truth.

Наталья Казарина, г.Полярные Зори

Завершающий день стажировки начался, как это принято у Чудесников, с утреннего круга. Но в «Стране Чудес» все необычно. Вот и это утро началось на английском языке с событийным входом в английский театр. Шляпник и Кролик пригласили всех на сказки «Рукавичка» и «Бременские музыканты». Билеты для театра изготавливали сами зрители с учетом своих возможностей в Open Space. Но вот задачка – то, что нарисовали, нужно объяснить Кролику и Шляпнику на английском языке. Вот где ярко развивались коммуникативные способности Чудесников разных возрастов: умение попросить помощь, помочь, вспомнить английские слова, обозначающие различные предметы. На сцене маленькие артисты покорили сердца зрителей своим мастерством и желанием порадовать всех. А самое главное – детям доставляло огромное удовольствие играть, выражать свои эмоции и получать аплодисменты!

За впечатлениями о театральных событиях стажеры отправились в группы к своим Чудесникам по команде (которая сформировалась в самом начале первого дня в игре-квесте «Найди себя»), за которыми вели негласное наблюдение в течение всей стажировки. Проводили опросы, задавали самые разные вопросы, а также просили детей нарисовать то, что им больше всего понравилось и запомнилось. Имея на руках материал, стажеры оформили рефлексивную газету с рисунками, комментариями к ним и фотографиями. Интересно было наблюдать, как стажеры находили момент, когда можно было включиться в игру ребенка, который уже занимался своими важными делами и затеять с ним разговор.

Вскоре открылась очень интересная и неоценимо полезная мастерская по планированию взаимодействия с воспитанниками (план на неделю). Погрузиться в технологию проектирования стажерам помогали педагоги билингвальных групп. Этот опыт стажеры добавили в свою педагогическую копилку.

О стратегии и тактике событийного режима жизни детского сада на основе наблюдений стажеров в течение трех дней за детьми из своей команды, рассказала старший воспитатель – ведущий стажировки Елена Непомнящая. Как говорят стажеры: «… сознание переворачивается и требуется время, чтобы это все переосмыслить!».

Как жаль, что пришла пора расставаться… Собралась в круг большая семья Чудесников и гостей, которых не хочется отпускать, ведь они уже стали для нас добрыми друзьями! Кролик и Шляпник за столом прощаются с Алисой, им тоже пора уезжать. Но ведь мы не можем просто так без добрых слов отпустить в дорогу наших друзей и решили им нарисовать личные наилучшие пожелания на память о нашей встрече, пусть короткой, но яркой и незабываемой! Были очень трогательные моменты, когда дети обнимались и искренне говорили, что им было с гостями хорошо, и они не хотят, чтобы они уезжали!

Нам, педагогам сетевого детского сада «Школы Росатома» г.Зеленогорска «Страна Чудес», досталась почетная миссия продвигать инновационные педагогические технологии дошкольного образования, соответствующие ФГОС. Каждый участник стажерской площадки вынес свой собственный бесценный опыт. Спасибо, «Школа Росатома» за эту уникальную возможность!

Елена Шмидт, г.Зеленогорск

Заключительный день стажировки в «Стране Чудес» начался с утреннего круга, на котором появились необычные для стажеров, но очень знакомые детям, гости Окси и Олга в роли Кролика и Шляпника. В беседе между собой (исключительно на английском языке) они показали 2 афиши сказок: «Бременские музыканты» и «Руковичка». Раз есть афиши, будет и театр, но попасть туда можно только по билету, на котором должен быть объект. Но где же взять эти билеты? Все жители «Страны Чудес» отправились в Open Space, и тут каждый готовил свой уникальный «пропуск» в театр. Чтобы пройти на спектакль, нужно было не только предьявить контролеру билет, но и озвучить нарисованный на нем объект на английском языке. И с этим заданием справились все без исключения! Зал полон. Бурные аплодисменты. Занавес открывается и начинается чудо, самое настоящее, потому что все герои говорили на английском языке. Хочется отметить колоссальную работу педагогов в подготовке: все актеры были бесподобны, каждый прочувствовал свою роль. Бис! Браво! Бурные овации! Вот и ещё две сказки в театральной копилке «Страны чудес».

После спектакля стажеры получили очередное задание: отправиться в свои «рабочие» группы и узнать у Чудесников их воспоминания и впечатления о прожитых событиях. В ходе выполнения этого задания мы вместе с детьми сделали неповторимые плакаты. А затем стажеры отправились к своим друзьям с самого первого события, чтобы узнать и их впечатления, которых оказалось не мало, а это значит, что у детей остался след о прожитом времени вместе с нами.

Впечатлила экскурсия по «Стране Чудес», потому что Елена Непомнящая предоставила возможность еще больше узнать об авторской технологии «Time Choice». Естественно, в некотором плане, при ограниченных ресурсах — у педагогов неограниченные возможности. И стажеры убедились, что «если захотеть — можно и в Космос полететь» — было бы желание.

По завершению экскурсии мы отправились туда, где все началось… и здесь команды рисовали пожелания своим друзьям, но не на обычных листах, а на игральных картах масти черви, и каждое сердце у всех стажеров было заполнено, что вызвало шквал положительных эмоций.

Конечно, не хотелось расставаться, но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Надеемся, что у этого трехдневного события будет продолжение…

Алена Баландина, г.Трехгорный

Закончился третий день стажировки, заключительный. Он был особенным, впрочем, как и вся стажировка. Это ощущение отметили многие. Ну, впрочем, все по порядку. День начался общим утренним кругом, увидев утром своих новых друзей, а именно таковыми стали за это время стажеры, ребята начали выкрикивать их имена. Кролик и Шляпник, сегодня тоже были в кругу, попив утренний чай, они начали прощаться с Алисой и это было печально — друзья сегодня покидают «Страну Чудес». Но расставаться рано, ведь еще не все спектакли показаны. Чтобы попасть на представления необходимо было создать свой билет, на котором нужно было нарисовать то, что сможешь назвать на языке Шляпника и Кролика, то есть на английском. С этой задачкой и ребята, и гости справились успешно, и вот снова занавес! О! Это были необыкновенные постановки! Какая игра юных артистов! А как зажгли «Бременские музыканты» — «Некстики»! Чудесники были в восторге!

После таких насыщенных событиями дней у ребят накопилось огромное количество впечатлений. Чтобы сохранить их в памяти дети отразили самые запомнившиеся и понравившиеся моменты в рисунках, а стажеры записали за каждым Чудесником рефлексию событий. Вместе со своими взрослыми друзьями ребята оформили газеты о театральном фестивале.

Пока Чудесники наслаждались дневным сном, взрослые делились опытом планирования взаимодействия с воспитанниками ежедневной жизни: как создавать условия для развития игровой деятельности, как включить когнитивные задачки в игровые ситуации. 

Но часики идут, время прощаться. Собравшись общим кругом после сна, дети попрощались с друзьями, оставив свои пожелания на игральных картах. Ребята очень много добрых слов сказали стажерам, пожеланий. Обнимались и даже плакали. И это понятно. За три дня участники стажировки победителей Конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома» много времени провели вместе. С первых минут у стажеров была возможность общения с самым ценным «Страны Чудес» — с детьми. Познакомившись с первого дня стажировки каждый стажер наблюдал за семью детьми из групп «Умники и умницы», «Эльфы», «Космики», «Некстики» в разных режимных моментах и разных ситуациях и вел заметки. Только наблюдая за детьми можно увидеть образовательные эффекты применяемых в детском саду технологий. И наши гости увидели.

Три дня пролетели. Впервые встретившись на конкурсных мероприятиях конкурентами, сегодня мы расставались друзьями и даже родными людьми, с которыми не хочется расставаться. Но благодаря проекту «Школа Росатома» остается надежда на новые встречи.

Наталья Коновалова, г.Зеленогорск

Вместо эпилога.

Я часто думаю, а все ли то, что написал математик и писатель Льюис Кэрролл — выдумка? Ведь если вчитаться в строки сказки, придуманной им по просьбе семилетней Алисы, дочери коллеги, ты начинаешь понимать, что воображение автора создало невероятный мир фантазий, который свойственен детскому воображению… Мир фантазий, превращений, Зазеркалья и перевертышей! Мир, вероятность возникновения которого — это время дошкольного детства, когда любую чепуху можно наделить смыслом.

А возможно ли воссоздать этот мир? Живут ли в современном дошкольном мире Шляпник, Кролик, Алиса, Чеширский кот? Да, возможно, и видели мы совсем недавно Шляпника, Кролика и Алису, которые пили чай и грустили от грядущего расставания со взрослыми, которые верят в чудеса и странности и, которые провели три ярких и безумно стремительных дня в «Стране Чудес», жители которой верят в силу детской фантазии и магию Детской Игры!

Ведущий стажировки, как некий фантазёр проложил маршрут в лабиринтах современных развивающих технологий с обязательными остановками в залах «событие», «игровая деятельность», «индивидуализация». Вот так и вошли стажёры в лабиринты «Страны Чудес», где за каждой дверью их ждали удивления, странности и чудачества! Страшно? Может быть, но не нашим целеустремленным, бесстрашным, эмоциональным и креативным стажёрам! Полтора часа и посвящение в стажёры состоялось, мы

уравняли позиции — исчезли гости, а появились Вождь Даша, Бабушка Олег, Инопланетянка Диана, Пират Наташа, Строитель Оля, Японка Алена, Русская красавица Оксана, Баба Яга Светлана. Почему так просто? Потому что уже с первого дня дети знали своих друзей и громко кричали их имена, приглашая в группу, играть, общаться, они дарили им рисунки, гладили, обнимали, признавались в самых тёплых чувствах по-детски искренне и трогательно. Почему? Просто эти педагоги с порога приняли правила нашей Страны – играть, общаться, открыто говорить о чувствах, быть партнёром и если брать на себя инициативу, то быть интересным и подбрасывать креативные задачки и проблемы!

Большую часть стажировки стажёры были с детьми, и тщательно наблюдали за своими маленькими партнерами, фиксировали результаты наблюдений. И даже без обсуждений по итогам заполнения дневника яркими разноцветными стикерами становилось понятным, что каждый воспитанник детского сада проживает свою собственную жизнь, в которой важное значение имеет не только деятельность по собственному замыслу, но и общее дело, когда каждый принимает решение на участие в нем, имеет для него большое значение, ведь от действий каждого зависит успех всех!

После первого дня среди записей о деятельности шестидесяти воспитанников, появилась лишь одна: «Ничего не хочу делать, надоело мне играть», на следующий день рядом с ней мне пришлось нарисовать смайлик «Выздоравливай»! Каждое действие ребёнка, каждый отказ чем-то обусловлен, в данном случае, болезнью! Поэтому надо очень внимательно относиться к активным «втягиваниям» детей в деятельность взрослыми и именно событийные форматы предоставляют ребёнку право отказаться от неё! Таким образом, нам удалось сопоставить причину и следствие.

Стажёры делали выводы, увидели индивидуальные маршруты развития ребят даже в эти короткие три дня и убедились, что речевка, которую каждый день утром говорят Чудесники, наделена глубоким смыслом: «Мы все такие разные, но все такие классные, мы неповторимые, мы самые любимые…».

Стажировка вела стажёра к овладению главной компетенцией современного воспитателя – быть компетентным в воспитании компетентного дошкольника. А звенья компетентностной цепочки можно списывать с полюбившихся ребятам образов наших гостей от Бабушки – набор способов деятельности от научных до простых народных, найденных «методом проб и ошибок», от Японки – спокойствие, хладнокровие, воспитанность и уважение к разным поколениям, от Вождя – лидерские качества, ораторское искусство, от Русской девицы – смекалку и сноровку, от Инопланетянки – новейшие технологии, от Строителя – продуманность и расчёт, от Пирата – бесстрашие, способность действовать в условиях урагана и штормов, от Бабы Яги – хитрость и долгожитие! А от Шляпника, Кролика и Алисы – позаимствовать технологии развития ребёнка через погружение в мир детских фантазий, наделение их смыслом, расширение границ опыта, и все это играючи, в совместной партнерской деятельности. И это отдельная наука, которую постигали стажёры, однако, это только начало, ведь как писал Льюис Кэрролл: « … А уж кто хочет по-настоящему углубиться в науку, тот должен добраться до самого дна! Вот это и называется Законченное Низшее Образование! Но, конечно, это не каждому дано!..»

Елена Непомнящая, ведущий стажировки «Стажёр в «Стране Чудес»

30 марта 2018