Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Дневник стажировки сетевых детских садов «Школа Росатома» в Голландии. День пятый

01.04.2017

Очки «Событийная педагогика»

Итак, подошла пора снять изрядно поношенные за шесть дней стажировки, пять пар очков и остаться в одних из самых современных и модных «очках» событие. Событие, которое так трудно разглядеть в разнообразии, представленных нашему вниманию в ходе стажировки технологий голландского образования. А удастся ли мне его разглядеть?

Конечно, я же в волшебных очках эксперта! И все-таки, волнуюсь, состоится ли оно?.. И оно состоялось!!! Но только не у детей, а у меня! (и такое случается на стажировке детских садов сети «Школа Росатома»!) Едва я открыла калитку милого особняка в Гааге, куда нас утром привезли для продолжения знакомства с образовательной системой Голландии, в глаза бросилась яркая вывеска «Montessorischool»! Для меня это – самое непредсказуемое событие, которое могло произойти во время стажировки, оно, действительно, несет в себе лично значимый смысл и имеет для меня глубокое эмоциональное значение (я несколько скептически относилась к этой технологии). Итак, под восторженные возгласы коллег-стажёров из детских садов Монтессори, передо мной начала вырисовываться задача – используя представившуюся возможность, попытаться разобраться – в чем же суть известной во всем мире Школы Монтессори, сравнить технологии взаимодействия с детьми в исполнении зарубежных и российских профессионалов.

Спасибо, менеджеру Джудит, которая, знакомя стажеров с особенностями реализации технологии в голландском детском саду, задала вопрос о технологиях, которые мы применяем в российских детских садах, тем самым спровоцировав обсуждение концептуальных подходов Школы Монтессори и технологий моделирования и символизации в подходе Л.С. Выготского (понятно, это же моё событие, я и проявила инициативу, рассказав о тех технологиях, которые являются ведущими в нашем детском саду). Отвечая на мой вопрос о соотношении в образовании детей задач, предлагаемых взрослым и задач, вытекающих из личного замысла детей, Джудит сказала ключевую фразу: «Нам бы хотелось, чтобы соотношение было другое, но пока у нас больше деятельности под руководством взрослого». Несколько раз высказав неподдельное уважение идеям Л.С. Выготского, менеджеры школы, обращаясь к собственному опыту, говорили о концепции своего детского центра, положения которой несомненно вызывают уважение – предоставление каждому ребёнку широкого круга возможностей для развития, поддержка выбора, развитие способностей, создание условий для формирования детской самостоятельности.

Что особенно поразило? Глобальное отличие в организации развивающей предметно-пространственной среды. В наших детских садах она перенасыщена, а в Голландии удивляешься некоторому минимализму в организации образовательного пространства. Скажу точно, по окончании моего личного события, у меня в голове появился продукт (какое же событие без него!) – четкая картина различий в подходах к образованию Школы Монтессори двух разных стран. Если наши педагоги живут в классических технологиях Школы Монтессори, сохраняя всю её первозданность, то голландские педагоги её некоторым образом «осовременивают», исходя из сложившейся ситуации и учитывая интересы ребёнка, живущего в 21 веке. Тем самым технология, не теряя своей концептуальной основы, гармонично встраивается в сегодняшний день. Мы же не ходим сегодня в кринолине и цилиндре, а носим джинсы и бейсболки, конечно, ведь время меняется и требует внешних и внутренних перемен! Хотя мне, прожив такое яркое событие, не пришлось менять своё профессиональное мнение.

Конечно, благодаря голландским педагогам, я более детально узнала технологию, а сквозь призму «очков» эксперта, смогла оценить её возможности в развитии детей. Однако, развивающий подход в обучении, сопряжённый с рядом трудностей, проживанием ситуаций неопределённости, с моей точки зрения, гармонично вписывается в наш сегодняшний столь непредсказуемый день!

Елена Непомнящая, МБДОУ Детский сад №32 «Страна чудес», г.Зеленогорск, Красноярский край

Очки «Познавательное (когнитивное) развитие»

Заключительный день стажировки по насыщенности не уступал предыдущим. В этот раз команде Заречного достались «очки» познавательного (когнитивного) развития.

Сегодня нам представилась возможность присутствовать в детском центре, работающем по технологии Монтессори. После теоретического знакомства с системой образования Голландии, мы отправились на экскурсию по детскому центру. В первую очередь мы отметили многочисленные следы детской деятельности: детские рисунки на окнах, стенах, поделки из бумаги и глины.

Мы смотрели сквозь познавательные «очки». Нам показался интересным уголок, посвященный мировым религиям. По словам педагога, дети проявляют интерес к данной теме. Они узнают о вере и традициях разных народов.

В центре есть еще и помещение, где они занимаются посадкой и уходом за растениями. Это говорит о том, что дети могут наблюдать и делать определенные выводы.

По просмотренным видеороликам очевидно, что воспитатели поощряют детей познавать мир. Например, увидев град за окном, дети попросили рассмотреть его поближе.

Этот Центр представлял для нас особый интерес, еще и потому что мы тоже реализуем Монтессори-педагогику. У нас вызвало недоумение, что материал находился не в свободном доступе для детей. Тем не менее, результат работы мы увидели: у детей сформированы навыки ухода за собой, они умеют обратиться за помощью к другому ребенку. Хочется отметить открытость, коммуникабельность, раскрепощенность этих детей. Значит их развитие ведется в верном направлении!

Команда МАДОУ Детский сад №7, г.Заречный, Пензенская область

Очки «Детская инициатива»

Сегодня мы посетили Montetessorischool Valkenbos. Эту школу посещают дети от 6 месяцев до 13 лет. На презентации мы увидели несколько небольших фильмов, как голландские педагоги работают с детской инициативой. В основном эти инициативы связаны с познавательным развитием ребенка.

В классах для детей дошкольного возраста (в Голландии он длится до 4 лет) среда была организована таким образом, что она, на наш взгляд, предоставляла недостаточные возможности выбора и проявления инициативы. В начальной школе мы могли наблюдать, как дети в специально организованной Монтессори-среде могли свободно выбирать и действовать по своей инициативе. Также нам была представлена доска выбора как способ поддержки инициативы детей. С помощью этой доски дети в после уроков выбирают центр, где они хотят провести время.

В заключении встречи нам было представлено дерево приоритетов/фокусов голландской педагогики. Корнями дерева является безопасность ребенка, особенно в проявлении эмоций. Нас порадовало то, что приоритеты российской педагогики после введения ФГОС ДО и голландской совпадают.

Сегодня наши «очки» были голубого цвета с надеждой на новые дружеские встречи и благополучное возвращение домой!

Команда МБДОУ № 37 «Теремок», г.Железногорск, Красноярский край

Очки «Предметно-развивающая среда»

Сегодня едем в Гаагу в замечательных «очках» предметно-развивающая среда. Подъезжаем к зданию образовательного учреждения, и нашему счастью нет предела! Мы видим название – «Монтессори школа». Ура! Ура! Ура!

Нас встречают представители образовательного центра города Гааги. Знакомят с системой образования в данной местности. В этом образовательном центре обучения и воспитания детей опираются на постулаты Монтессори-педагогики (взрослый идёт за ребёнком, не вмешивается в его деятельность). Главный девиз: помоги мне сделать это самому.

Отправляемся на экскурсию по учреждению. Нам показали помещения для детей от 6 месяцев до 4 лет. Поразило наличие вещей, которые облегчают труд воспитателя (прогулочные тележки для перевозки детей, пеленальные столы, помывочные), но манежей и столов для кормления мы не увидели. На наш вопрос о наличии специальной мебели для детей до года нам пояснили, что это концепция учреждения, и такая мебель не нужна. 

Как только ребёнок начинает хорошо ходить, он переходит в обычную группу до 4 лет. Прозрачные стены в группах, деревянная натуральная мебель, имеются открытые стеллажи, материалы для творчества, для наблюдения за ростом растений, уголки уединения, игровые уголки. У детей есть возможность выходить из помещения группы в общий холл, где имеются предметы для разных активностей.

Увиденное вызвало у нас противоречивые чувства. Для детей такого маленького возраста, согласно системе Монтессори, очень важно сенсорное развитие, работа в практической зоне. Таких материалов было очень мало. И самое поразительное, мы не увидели автодидактичного Монтессори-материала. На наш вопрос о работе с ним, менеджер учреждения разъяснила и показала нам, что он хранится в закрытых под ключ шкафах, используется по инициативе педагога или по просьбе детей. Его очень мало.

В школьных классах мы увидели отдельные помещения для творчества, строительства, театра, музыкальной деятельности, двигательной активности. В классных комнатах увидели материалы математической, языковой, космической зоны в свободном доступе для детей. Видели много разных непохожих друг на друга работ, но все расположены выше роста детей. Имеется оборудованная прогулочная площадка.

В целом среда школы уютная, удобная для детей. Соотносится ли она с требованиями Монтессори-педагогики? Необходимо более тщательно проанализировать. Есть множество нюансов, которые могут повлиять на формирование среды…

Команда МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Дом Монтессори», г.Трехгорный, Челябинская область

Очки «Игра как ведущая деятельность дошкольника»

Подходит к концу наша стажировка. Сегодня мы отправились в детский центр Монтессори города Гаага в «очках» игра как ведущая деятельность.

О присутствии игры в дошкольных группах мы могли судить только со слов руководителей центра и по наличию атрибутов для ролевых, режиссёрских игр, игр с правилами.

Просматривая фильм, было очень интересно наблюдать, как зарождается сюжетно-ролевая игра: две маленькие девочки примеряют роль мам и ухаживают за своими дочками-куклами.

К сожалению, нам не смогли дать конкретный ответ руководители центра о том, сколько времени занимает игра в жизни малышей в детском саду. Нам не знакома технология Монтессори, возможно, она предполагает иные подходы к организации игры, о которых нам не удалось узнать.

Опережая события завтрашнего дня, сменим «очки», в которых мы смотрели игровую деятельность на «очки событийности».

Мы увидели в центре продукты детской деятельности, но являлись ли они результатом образовательного события, понять было сложно. Из заданных нами вопросов мы поняли, что педагоги центра понимают событие иначе, чем представляем его мы. Нам объяснили, что инициатором события может быть только ребенок, либо его семья. Их событие включает разные виды детской активности (пение, рисование, беседы) и не встраиваются в игровой сюжет.

При размышлении на эту тему, в голову приходят слова В.А. Сухомлинского «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».

Команда МАДОУ Детский сад «Гармония» (структурное подразделение Детский сад №22 «Надежда»), г.Новоуральск, Свердловская область

Очки «Взаимодействие взрослого и ребенка»

Последний, к сожалению, день в Голландии, и последняя возможность понаблюдать за взаимодействием взрослых и детей в этой стране. К счастью, мы сегодня в нужных «очках»! Отправляемся в центр Samen Childcare в Гааге.

В центре нам рассказали, что в Голландии существуют строгие нормы, регламентирующие, сколько педагогов работает с определенным количеством детей. Для возраста 2-4 лет должно быть 2 педагога на 16 детей, от 0 до 1 года – 1 педагог на 4 детей, но в настоящее время идут дебаты о том, чтобы детей этого возраста было не больше трех.

Главный девиз этого центра: «Помоги мне это сделать самому». Философия центра основана на убеждении, что каждый человек уникален от рождения, каждый обладает уникальными способностями, и задача педагога – создать среду, в которой эти задатки смогут развиться максимально. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно, ощущал себя в безопасности. Наибольшее впечатление произвели на нас открытость, доброжелательность и эмоциональность педагогов центра, которые в буквальном смысле ползают вместе с детьми, играют, проживают совместно какие-то события. Детям комфортно рядом с такими педагогами. Они открыто идут на контакт со взрослыми, любят их и, главное, доверяют. В Голландии детям с детства предоставляют возможность выбора, дети свободны в выборе деятельности, способов решения задачи, изменения среды, постановке образовательных задач.

Во взаимодействии с детьми главная позиция взрослого – наблюдение, потому что педагогу важно понимать, какими способностями и интересами обладает ребенок. Ведь чтобы все делать самому, нужно понимать, на что ты способен. Педагоги фиксируют достижения ребенка в развитии когнитивных способностей, навыков общения и социальной адаптации, отмечают его предпочтения и трудности. Это позволяет создать максимально комфортные условия для детского развития, не опережая его и не ограничивая.

Команда МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №54 «Звездочка», г.Озерск, Челябинская область