Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Дневник стажировки сетевых детских садов «Школа Росатома» в Голландии. День шестой

01.04.2017

Удивительная страна, в которой уживаются люди разных рас и культур, но есть единое – это дети!

Подошли к концу дни, проведенные как образовательное событие в рамках стажировки. И, обернувшись назад, пришло время резюмировать. Удивительная и многонациональная страна, в которой уживаются люди разных рас и культур, но есть единое – это дети. И ответственность за ребенка несет как родитель, так и государство. На презентации системы работы Центра развития ребенка в Утрехте, мы смогли увидеть, как простраивается траектория от наблюдений педагога за развитием ребенка от 2,5 до 4 лет на основе «KIJK! 0-4 jaar» – шкал оценки качества дошкольного образования, преемственности со школой и различными социальными службами, до возраста 12 лет и дальнейшем приоритетным направлением его развития.

Практическому взгляду были предложены различные системы дошкольного образования, но всегда возникал вопрос, как и какими средствам удается поддерживать и развивать таких, с одной стороны, четко следовавшим правилам детей, а с другой – совершенно иными, свободными гражданами своей страны? Взгляд через «эксперные очки» на детскую инициативу в системе дошкольного образования представленных центров, позволил обнаружить «путь» развития ребенка дошкольного возраста. И в начале этого «пути» закладываются четко обозначенные правила самообслуживания через определенный алгоритм действий, например, довелось увидеть, как группа детей из 19 человек собирается на прогулку. На примере двоих, педагог показал алгоритм одевания, ожидания остальных и совместного выхода группой. При этом, дети самостоятельно обслуживали себя, а педагог оказывал минимальную помощь при обращении со стороны ребенка. Стиль общения педагога с детьми очень демократичный, атмосфера эмоционально комфортная. Нормы и правила общения между детьми, развитие умения договориться с другим, так же основываются в их системе через алгоритм определенных действий, как на примере взрослого, так и во взаимодействии со сверстниками. Со стороны педагога поддерживаются очень корректно первые инициативные действия ребенка, присущие этому возрасту. Осмелюсь предположить, что тот фундамент, который закладывается в дошкольном периоде представленной системы образования, в дальнейшем дает возможности становления самостоятельной, уверенной в свои действиях, инициативной личности ребенка.

Милена Каханова, МБДОУ Детский сад №32 «Страна чудес», г.Зеленогорск, Красноярский край

Невооруженным глазом видно, что голландцы очень любят детей.

Наша тема сегодня – когнитивное развитие. Эту задачу мы поставили перед собой, так как сегодня нет посещения дошкольных учреждений. Мы решили открыть для себя еще неизвестные нам уголки Лейдена.

Уром моросил дождь. Потом выглянуло солнышко, и Лейден проводил нас хорошей погодой.

В последний день мы посетили музей современного искусства. В музее была организована вставка под открытым небом: на фоне цветущей сакуры разместилась экспозиция современного искусства Японии. Вдоль канала была организована инсталляция из различных предметов, символизирующих прошлое и настоящее Голландии. А по каналу проплывала индейская пирога.

Так как все дни мы находились в историческом центре Лейдена, то перед отъездом наша команда совершила прогулку в более отдаленные районы. Мы увидели ту часть города, где старина гармонично соединилась с современностью, так как современные дома содержат элементы старинной голландской архитектуры.

Самые яркие воспоминания останутся от общения с жителями города. Создалось впечатление, что семьи в полном составе, несмотря на дождливую погоду, вышли на улицы города, чтобы совершить традиционные прогулки и сделать необходимые покупки. Их сопровождают даже самые старшие члены семьи на специальных колясках с электрическими моторчиками. Невооруженным глазом видно, что голландцы очень любят детей. Основополагающий принцип голландской педагогики (в основе лежит эмоциональная безопасность ребенка) проявляется во всем: в бережном отношении к его желаниям, отсутствии одергиваний, запретов, в поддержке интересов ребенка. Они даже смотрят на ребенка как-то по-особому – с умилением и восхищением.

В Лейдене выходного дня мы еще ярче увидели мультикультурность Голландии: любые различия – национальные, возрастные, социальные воспринимаются толерантно и доброжелательно.

Завершая образовательную стажировку, мы обсудили планы на будущее с нашими коллегами. Хотим сказать отдельное спасибо за содержательное общение всем коллегам, но особенно Ольге и Вере из Москвы, Татьяне из Новоуральска, Ольге из Трехгорного, Светлане из Озерска и Елене из Зеленогорска. Воспоминания о вашем добром отношении к нашей команде останутся в нашем сердце. До встречи в Железногорске!

Команда МБДОУ № 37 «Теремок», г.Железногорск, Красноярский край

Удалось увидеть и работу педагогов, работу достойную высокой оценки!

Последние минуты до отъезда. В чемодане – вещи и подарки, на фото – веселые лица и приятные воспоминания, в голове – новые мысли и впечатления. Казалось, что стажировка озадачит и даст ответы на внутренние вопросы… И верно – озадачила! И вопросов стало больше! А что с ответами? Будем разбираться и приводить мысли в порядок.

Во время стажировки меня попросили быть мастером по оптике «очков» для анализа предметно-пространственной развивающей среды детского сада и по оптике «очков», в которых можно разглядеть технологии работы с детской инициативой и следы детской инициативы. Поэтому приходилось одновременно отслеживать и фиксировать не меньше трех позиций эксперта. Признаюсь, что это было сложно сделать… сложно одномоментно держать в фокусе то, что происходит в детских садах Голландии, сложно не оценивать ситуацию с позиции своих сложившихся внутренних убеждений и не скатываться до банальных суждений о правильности или неправильности подходов в области педагогики в чужой стране.

Еще одной трудностью, с которой мы столкнулись в ходе стажировки, это то, что мы наблюдали в большинстве случаев, детские сады (Playschool или Preschool) для детей от 2 месяцев до 4 лет. Сложно было отследить некоторые позиции, заданные нам в рамках стажировки, на таких маленьких детках, поэтому все время хотелось попасть в начальную школу (обучение в школе в Голландии начинается с 4-х лет), а в ходе проведения рефлексии дня напоминать себе о возрасте малышей, за которыми мы сегодня наблюдали.

Внутренняя рефлексия проходила постоянно. Поделюсь основными размышлениями с вами о созданной в детских садах и школах Голландии предметной развивающей среде и о способах и технологиях поддержки детской инициативы и не только об этом.

Побывав в разных детских садах – Центрах, которые находятся в разных городах Голландии, стало очевидно, что в каждом таком Центре есть свои особенности в подходах к образованию детей, в поставленных приоритетных задачах, будь это билингвальное или природосообразное развитие, сенсорное обогащение или проживание детства в игре. В голову приходит мысль, что и в нашей стране есть такое разнообразие подходов в детских садах. Так же, как и у нас, в Голландии провозглашаются замечательные идеи и цели, которые ложатся в основу их образовательной деятельности: формирование у маленького ребенка чувства защищенности и комфорта, познание мира через игру, поддержание детской инициативы и детского выбора. Так же, как и у нас, в Голландии есть детские сады, где все эти идеи ярко прослеживаются и действительно являются основополагающими, а где-то это сложно увидеть и отследить.

Общаясь с коллегами в процессе стажировки и выслушивая их размышления в процессе вечерней рефлексии дня, постараюсь в своем мнении выразить их позиции:

  • предметно-пространственная среда в детских садах подкупает своими нестандартными проектировочными решениями, позволяющими объединять помещения (а порой и помещение с улицей) и использовать каждый сантиметр площади;
  • мебель, игрушки, двигательное оборудование (включая прогулочные участки) – экологичны и безопасны;
  • возникали споры по поводу насыщенности среды для малышей, после которых был сделан вывод о том, что предметное окружение детей способствует их развитию только в тех случаях, когда учитываются возрастные особенности детей и при условии размещения в игровых центрах оптимального набора игрового оборудования (неперенасыщенность, достаточность из расчета интересов и количества детей). Отрадно, что многие педагоги озвучили свое желание «освободить пространство групп» после возвращения домой!;
  • поспорили и о признаках открытости и доступности среды, выбрали, по принципу «наполовину наполненного стакана», что среда все-таки достаточно доступная, и дети могут брать материалы самостоятельно (но, увы, не везде).

Сложнее обстояло дело с детской инициативой и её следами. Все дело в том, что голландские коллеги и наши педагоги по-разному понимают, что это такое. Порой за инициативность принимают проявление познавательного интереса, активность. Но учитывая возраст детей, можно было говорить, что нам удалось увидеть подтверждение того, что предпосылки, некий фундамент для появления инициативы у детей в дальнейшем, формируются. Но оговоримся, что не везде можно было найти этому подтверждение (опять принцип «стакана»!) Все коллеги отметили работу в данном направлении в детских садах города Утрехта. Заходя в помещения детского Центра, мы сразу нашли следы детской активности. Удалось увидеть и работу педагогов, работу достойную высокой оценки! Именно этот день позволил нам сконцентрировать свое внимание на таком важном моменте, без которого инициатива неспособна существовать – возможность выбора! Я была поражена тем, что педагоги очень корректно, ненавязчиво, учитывая возраст детей, обучают маленьких крошек делать свой первый осознанный выбор и следовать ему! Это моё главное открытие данной стажировки! Раньше мы обходили стороной ранний возраст, «ограждая» детишек от таких «сложностей жизни», считая их еще маленькими… Но стажировка показала, что это возможно, это работает!!!

Боюсь утомить читателей дневника, поэтому буду заканчивать описывать свои мысли, хотя еще в уме не все разложилось «по полочкам», и есть еще о чем подумать!

Наталия Шевченко, МАДОУ Детский сад «Гармония» (структурное подразделение Детский сад №22 «Надежда»), г.Новоуральск, Свердловская область