Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Дневник стажировки сетевых школ проекта «Школа Росатома» в Голландии. День четвертый

05.04.2017

Учить, используя мнение и развитие детей.

Сегодня мы побывали в начальной школе г.Лейдена Haanstra Primary School, директором которой является Брайн Грот. Нам удалось увидеть жизнь голландских мальчишек и девчонок своими глазами. Экскурсию по школе, в которой учится 250 ребят в возрасте от 4 до 12 лет и работают 23 педагога, проводили 12-летние школьники. Несмотря на то, что общение проходило на английском языке, который не является родным, ни для представителей нашей делегации, ни для голландских школьников, мы выстроили коммуникацию и узнали много интересного от ребят и директора школы.

Например, что все дети собираются по пятницам в актовом зале и празднуют окончание недели, при этом по очереди каждая группа (или класс) готовят маленький концерт. Ребята изучают математику, родной язык, английский язык, испанский язык, чтение, историю, биологию, географию. Причем такие предметы, как родной язык, математика, чтение, изучаются в первой половине дня, то все остальные – в второй, после обеда. Изучение истории, географии, естествознания объединено общими темами, например, «Океан», в ходе изучения которых дети выполняют индивидуальные проекты, где каждый ребенок сам выбирает вопрос, на который он будет отвечать, и с какой точки зрения – исторической, естественнонаучной и так далее. Уважение к выбору ребенка являемся ключевым требованием к работе учителя, по словам директора школы, важным является учить детей, используя их собственное мнение и развитие, важно чтобы они учились выражать свое мнение и думать самостоятельно.

Оценки в школе выставляются по «двухбалльной» системе: выполнено – не выполнено. Но два раза в год дети сдают национальные тесты и прогресс каждого ученика является обязательным требованием, предъявляемым к школе. Мы увидели в классе таблицы «учета индивидуальных достижений» каждого ребенка по определённой теме. Мы спросили детей: «Помогаете ли вы младшим?», на что они ответили «Да, иногда». В последствии директор школы сказал о том, что в школе практикуется обучение чтению в разновозрастных группах.

На всех педагогов нашей делегации произвели впечатление открытые, доброжелательные дети, готовые отвечать на вопросы, сформулированные на не вполне правильном английском языке.

Культурным событием сегодняшнего дня стало посещение парка цветов Keukenhof, который является мировой достопримечательностью. Обилие природных красок цветов и весны, геометрия разноцветных полей, разнообразие цветочных ароматов кружили головы и внушали жизненный оптимизм!

Светлана Семич, Дина Иванова, Александр Заякин, МБОУ СОШ №161, г.Зеленогорск, Красноярский край

Open Space по-новому.

Сегодня были в гостях в Haanstra Primary School. Директор Brian Groot организовал образовательное событие для всех, пока на вопросы одних отвечал он, другие в сопровождении 4-х детей изучали школу. Сначала было сложно, а потом, осознав, что другого пути нет, вся группа включилась в работу по преодолению языкового барьера. Коммуникация состоялась! В этой школе, как я поняла, нет оценок, есть наблюдение за ребёнком и совместная работа учителя и родителей, если возникнут проблемы после аттестационных мероприятий, проводимых 2 раза в год. Понятие учебной программы условно, есть 3 большие темы, внутри которых много целей и задач, эти темы отображаются во всех предметных областях. В первой половине дня дети изучают такие предметы как чтение, письмо, математика, иностранный язык, вторая половина дня посвящена естествознанию, географии, истории. Есть возможности для проектной деятельности, много детских работ можно увидеть в этой школе. По словам директора, разновозрастные форматы возможны. Например, 12-летние дети помогают 6-летним осваивать чтение. Индивидуальный маршрут, индивидуальная программа ученика слабо просматриваются, но, когда идёшь по школе, понимаешь, что многие явления исходят из интереса ребёнка и поддержания этого интереса.

Мои представления в ходе экскурсии по школе об Open Space изменились. Оказывается, что и классная комната может быть «открытым пространством». Все кабинеты (надеюсь, что я могу применять данный термин) очень похожи друг на друга, предметную область определить невозможно. Например, когда дети сказали: «Здесь изучают географию», моему удивлению не было границ: «Как же так? Политическая карта мира висит на другом этаже в коридоре?» Для меня, как учителя-предметника, это стало открытием. Зонирование как бы есть, но оно условно, его можно быстро поменять. Я могу зайти в любой кабинет этой школы и провести занятие в групповой, индивидуальной или смешанной форме, могу сходить с детьми в музей (многие уроки так и проходят в этой школе), могу сформулировать общую проблему в рамках предмета, дети, решая её через выбранные и сформулированные личнозначимые микро-темы, также будут изучать историю. Я понимаю, если я начну подобным образом организовывать деятельность детей, пусть не сразу, мелкими шажками, тогда у детей изменится отношение к предмету, мне самой будет интересно с ними изучать историю. Как начать?

P.S. Роман Викторович, я помню, что Вы нам об этом говорили на семинаре прошлым летом и мне казалось, что это из области фантастики, теперь я побывала в школе, где это реально работает!

Светлана Пухова, МБОУ Гимназия №2, г.Саров, Нижегородская область