Дневник стажировки сетевых школ проекта «Школа Росатома» в Голландии. День шестой

«Автобус» среднего образования Голландии.

Сегодня нас ждёт ещё одна школа Лейдена – Лицей Visser't Hooft. Встречу эту вся наша стажерская команда ждёт с нетерпением, так как начальных школ мы видели не одну, а вот старшая школа только вторая. Обучение старшеклассников в Голландии очень интересует сетевые школы. И мы спешим на встречу. Так спешим, что никто нигде не задержался, поэтому автобус приехал… на полчаса раньше. Что же делать, ведь нас пока никто не встречает. Наш водитель очень быстро нашел выход, и мы поехали кататься по фешенебельным кварталам и историческому центру Лейдена. Полчаса пролетели незаметно, и вот нас встречает улыбчивый Ремме Ван Дер Нат. И должность у него совсем уж необычна для русского уха – лидер. Путём ассоциативных сравнений и логических выводов приходим к общему мнению — функционал лидера сродни нашему завучу. И это тоже радует нашу команду, наконец-то мы общаемся с администратором! Школа находится в самом центре и в следующем году будет отмечать столетний юбилей. Обучаются в школе 1300 учеников с 12 до 18 лет. Мы еще раз уточнили для себя уровни среднего образования в Голландии и принципы распределения детей по уровням. С 15 лет начинается профильное обучение, профилей всего четыре, их задает государство, и менять что-либо в профиле ученик не может. Профили очень похожи на наши: социальный, экономический, естественно-научный и технический. В каждой школе, которые мы посетили за время стажировки, есть свои изюминки. Лицей не исключение: в нем есть группы билингвального обучения. Для изучения предлагаются несколько языков: китайский, итальянский, греческий, латинский и английский. И вообще языковая подготовка голландских школьников нас поразила и заставила по-хорошему им завидовать. В школе в основном преобладает классно-урочная система с различными формами групповой и парной работы во время урока. Помимо оборудованных кабинетов мы увидели много мест для индивидуальной работы детей: во всех коридорах стоят доски и столы со стульями. Под самой крышей есть замечательно оборудованная просторная медиатека, где ребята могут позаниматься каждый своим делом. А после уроков их ждёт школьный театр: фото с различных представлений украшают коридоры лицея. Всех нас очень поразила просторная, двухэтажная учительская. Такое своеобразное открытое образовательное пространство для педагогов. В беседе с Ремме выясняем поразительную вещь: выбор школы (средней) он как родитель полностью оставляет за своими детьми. Он поясняет нам, что в Голландии принято прислушиваться к мнению детей, ведь это им учиться в школе, ходить каждый день на занятия. Так пусть они ее и выбирают. Понимаем, что это не случайное решение: голландские дети уже с пятилетнего возраста постоянно ставятся в ситуацию выбора. Поэтому к 12 годам они уже способны делать ответственный выбор.

А что же родители? Их постоянно информируют об успехах или неуспехах ребенка. Система информирования компьютеризирована и полностью прозрачна. На ее основе учителя и решают, какой уровень образования под силу ребенку. Школа нам очень понравилась, а сравнение классно-урочной системы Голландии с автобусом, которое шутя привел Ремме, запомнилось всем. Мы тоже в автобусе. Как бы приехать на ту же остановку? Вторая половина дня проводилась каждым по собственному замыслу. Трехгорный поехал знакомиться с Роттердамом. Купить билет на поезд – ерунда. Сесть в нужный, уточнив платформу у кассира – тоже уже по силам. Роттердам сразу от вокзала поразил своими небоскребами и зеркально-бетонным величием. Нас окружили футуристические здания всех форм, какие только можно предположить. День удался на славу!

Лариса Клочко, Инна Свистун, Елена Вавилова, МБОУ СОШ №109, г.Трехгорный, Челябинская область

Лицей в Лейдене.

Сегодня участники стажировки продолжили знакомство с системой образования Голландии в Лицее г.Лейдена, города, славного своими образовательными традициями. Именно в Лейдене в XVI веке был основан старейший университет, в котором преподавал Альберт Эйнштейн, был создан первый конденсатор или знаменитая Лейденская банка и многое, многое другое.

Лицей, в котором мы побывали, тоже имеет свою историю, дети учатся в здании, состоящем из двух частей: старой и новой. Старой части здания уже 100 лет, поэтому там множество невероятно крутых лестниц. Конечно же мы спросили про детский травматизм. Оказывается, его нет, потому что в Голландии крутые лестницы повсюду, например, в домах и музеях. Дети привыкают передвигаться по ним с малых лет.

В Лицее обучаются 1300 детей в возрасте от 12 до 18 лет по программам трех уровней. На первом уровне ребята обучаются 4 года, а затем получают профессиональное образование. Как нам сказали, они могут затем получить профессию медсестры, полицейского, и многие другие. На втором уровне – 5 лет, после чего получают профессиональное образование в течение 4-х лет на уровне бакалавра или прикладное высшее образование. На третьем уровне учатся 6 лет, после чего поступают в университет и получают академическое образование.

Наш собеседник, учитель истории и лидер группы, отвечающий за организацию международного сотрудничества в Лицее, рассказывал об этапах своего обучения и становлении профессиональной карьеры. Чтобы стать учителем в старшей школе, необходимо закончить третий, 6-летний уровень образования и поступить в университет, где хорошо изучить преподаваемый в дальнейшем предмет: историю, физику, математику и так далее. После университета необходимо пройти дополнительную годичную подготовку для работы в школе.

Для работы учителем в начальной школе или учителем английского языка достаточно закончить школу на втором, 5-летнем уровне и получить 4-х годичное профессиональное образование.

Система работы с учителями в Лицее несколько напоминает систему работы в наших школах. Участники стажировки увидели в ней «знакомые черты».

В школе есть лидеры (у нас бы сказали завучи), которые объединяют учителей, работающих в разных классах. Один лидер курируют учителей, преподающих в первых классах, второй – в 3-4 классе, третий – в 5-6 классе, четвертый курирует все международные проекты Лицея. Отдельный человек отвечает за расписание.

Так же, как и у нас в школах действует система профильного обучения. Выделяют следующие профили: «Культура», «Экономика», «Здравоохранение», «Техника». Ученик определяется с профилем к 15 годам (третий год обучения) и в дальнейшем не меняет его, так как набор предметов для разных профилей значительно отличается. 

В пространстве Лицея есть как обычные классы, так и открытые пространства для индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Похожие пространства создаются сейчас в сетевых школах проекта «Школа Росатома».

Лицей сотрудничает с Лейденским университетом. Самые способные дети, обучаясь в школе, получают зачеты по некоторым университетским курсам. Университет заинтересован в способных студентах.

Интересно, что многие учителя предпочитают работать с меньшей нагрузкой, чтобы освободить время для общения с семьей, отдыха, саморазвития. В Лицее существует традиция, согласно которой каждый учитель на первом уроке выделяет время для беседы с детьми на темы морали и нравственности. Часть учителей религиозны и выстраивают такие беседы с опорой на библейские сюжеты. Если учитель атеист, то он использует для беседы любой материал, который считает нужным.

После посещения Лицея стажеры отправились по своим индивидуальным маршрутам осваивать новую для них языковую и культурную среду. Делегация г.Зеленогорска посетила г.Роттердам, который был почти полностью разрушен в годы второй мировой войны и отстроен заново. Город поражает необычными современными архитектурными решениями, авангардными скульптурами, открывает еще одну грань такой необычной Голландии.

Светлана Семич, Дина Иванова, Александр Заякин, МБОУ СОШ №161, г.Зеленогорск, Красноярский край

7 апреля 2017