Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Дневник выездного практикума педагогов проекта «Школа Росатома» в Италии

15.06.2019

С 10 по 15 июня 2019 года в итальянской Тоскане под научным руководством АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» проходит выездной экспертный практикум педагогов и управленцев сетевых детских садов проекта «Школа Росатома».

Участникам практикума представилась уникальная возможность не только познакомиться с традициями и инновациями системы образования Италии, но и попробовать себя в качестве экспертов, представляющих российские традиции и инновации в образовании. У каждого участника практикума богатый опыт реализации государственных стандартов в образовании и внедрения инноваций. Педагогические команды из Железногорска, Сарова и Снежинска уже многое сделали как участники сети детских садов проекта «Школа Росатома», преобразуя пространство, уклад жизни и программы, которые реализуют. Представителям города Лесного еще предстоит пройти трудный, но интересный путь по внедрению требований стандартов Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома». Уникальное сочетание традиций и инноваций итальянской системы образования стало поводом для профессионального общения команд дошкольных образовательных организаций друг с другом, чтобы продвинуться в развитии своих проектов, которые они реализуют при поддержке «Школы Росатома».

Каждая команда-участница практикума разделилась по экспертным позициям: один член команды удерживает позицию эксперта развивающей предметно-пространственной среды образовательной организации и города, другой член команды удерживает позицию эксперта в области управления развитием в образовательной организации и вовлечения общественности в управление развитием организации, а третий член команды удерживает позицию эксперта, анализирующего образовательные технологии и уклад жизни в образовательной организации.

10 июня 2019 года. День первый.

Старый итальянский городок Сан-Миниато насыщен духом истории, богатой и яркой. Кривые мощённые улочки, здания разных эпох, разных архитектурных стилей, яркая зелень и множество цветов, летящий над городом колокольный звон, спокойный ритм жизни. Из окна гостиницы потрясающий вид на долину, чисто тосканский – с кипарисами, холмами, дальней горной грядой в дымке. Много туристов, бродящих по улочкам. Город пропитан любовью к творчеству, здесь много артистических мастерских и галерей, но при этом творческие эксперименты художников не нарушают стиля города. Аутентичные ресторанчики и магазинчики местных продуктов. Доброжелательные, открытые люди. Чувство гармонии, которое возникает тут, невозможно передать ни с помощью фотографий, ни с помощью слов. И начинаешь понимать, что вся эта обстановка, несомненно, влияет на детей, маленьких граждан Сан-Миниато.

Вчера знакомство с городом началось у нас с небольшой прогулки по ближайшим улочкам. Неожиданно натолкнулись на здание с аркадой по периметру и небольшим внутренним двориком, в котором находились чудо-кресла в виде лиц людей и решетчатые сооружения, на которых были развешаны листы с работами детей, причём в самой разной технике исполнения. У нас это вызвало живейший интерес, возникло много предположений. Коллеги стали сразу планировать использование таких устройств для размещения детских работ на участках детских садов, а кого-то заинтересовали использованные детьми техники.

Сегодня мы посетили снова это здание – здание муниципальной библиотеки. Именно здесь началась рабочая часть нашего экспертного практикума. От руководителя практикума с итальянской стороны Барбары, мы узнали, что эта выставка детских работ была результатом проекта, посвящённого празднику лета. Нас поразила открытость и доступность творчества детей любому жителю и гостям города.

Сегодня мы посетили детский центр Nido «La Fata Turchina» для детей от 1 до 3 лет. К нашему приходу детишек уже забрали родители, и мы имели возможность спокойно рассмотреть среду и послушать пояснения Барбары. Особенностью здания является его ценность традиционного тосканского строения, что влечёт за собой бережное отношение к сохранности культурного наследия региона. Организаторы детского центра не имели возможности делать капитальные изменения помещения, но смогли приспособить его под нужды маленьких детей, реализацию задач используемой технологии. Пространство разделено на центры активности непривычными для нас низкими полками, а перегородками. Большой центр двигательной активности, в котором находится сухой бассейн, устройства для лазания. Центр рассматривания книг с учетом возраста детей и возможностью выбрать место для уютного расположения. Удивительно насыщенный центр творчества. Причём акцент делается на экологические материалы. Большой центр игры с разными наборами предметов. Нас порадовала продуманная организация санитарной комнаты: включение воды с помощью ножной педали, индивидуальные ячейки со сменной одеждой, пеленальный столик с зеркалом, висящим над столиком. Зеркала – это отдельная удивительная история, мы насчитали аж восемь зеркал – больших, средних, небольших, в разных местах и разной формы. В центре переодевания три зеркала! Себе на заметку мы взяли стульчик, который трансформируется в три разных размера – для ребёнка помладше, для ребёнка постарше и для взрослого. Всем понравилось, что есть помещение для педагогов, хорошо оборудованное, в котором видно уважительное отношение к работающим здесь людям: организованное пространство для хранения документов, для работы на компьютерах, кресло-качалка, чайник и так далее. На территории центра достаточно большое пространство для прогулки с велосипедами, прыгалками, кольцами для пролезания, навесом от солнца, столами, скамеечками.

Среда центра удивила и насытила идеями. Нам не хватило возможности увидеть это замечательное пространство с детьми, как мотивирует оно детей на разную деятельность, помогает в развитии социальных компетенций, соответствует ли их особенностям.

Несомненно развивающая среда этого Детского центра произвела впечатление. Требования проекта «Школа Росатома» к среде групп детей распространяются на дошкольный возраст и предполагают создание условий для активной самостоятельной деятельности детей, направленной на развитие социальных, познавательных, творческих компетенций. Что же мы увидели в центре для детей от года до трёх лет? Прежде всего доступность среды, всех ее деталей для детей. Причем, эта доступность контролируема взрослыми, учитывая возраст малышей, и безопасна. Мы увидели возможность свободного перемещения детей по пространству, нахождения деятельности актуальной для ребёнка сегодня – манипуляция с разными предметами, физическая активность, спокойные занятия, игры, рассматривание книг, переодевание, рассматривание себя и других в многочисленных зеркалах, исследование закономерностей во время манипуляций… При этом предполагается разновозрастное общение, так как здесь одновременно находятся дети от года до двух и от двух до трёх лет. Таким образом реализуется требование стандарта «Школы Росатома» о взаимодействии детей разных возрастов. Тем это и любопытно для нас, что для нас привычным является создание разных развивающих пространств для малышей этих возрастных групп. Мы не увидели создания условий для трансформации среды. Но может быть сейчас надо мной довлеет представление о том, как это можно делать в среде дошкольников 3-6 лет, либо мы просто этого не увидели сегодня.

Этот насыщенный день обогатил новым видением среды города, созданной многими поколениями тосканцев, и среды детского центра, столь необычного для детей раннего возраста.

Оксана Борисова, г.Снежинск, Челябинская область

Bonjorno, коллеги! Мы в Италии, в городе Сан-Миниато региона Тоскана, на выездом экспертом практикуме, который начался со встречи с сотрудником Международного Центра Исследования детства Барбарой Панни и экскурсии в детский центр «La Fata Turchina».

От Барборы мы узнали, что дошкольное образование является не обязательным и делится на две ступени: от 0 до 3 лет и с 3 до 6 лет и их Центр занимается методическим обеспечением качества образования первой ступени. В дошкольном образовании Сан-Миниато главной идеей является социализация детей (на это также направлен ФГОС дошкольного образования и сетевой стандарт проекта «Школа Росатома»). Для её реализации Исследовательский центр разработал технологию, которая используется во всех детских центрах города для детей от 0 до 3 лет. Составляющие данной технологии: разновозрастное взаимодействие, мастерские, индивидуализация, взаимодействие с семьёй. Давайте рассмотрим все по порядку.

Разновозрастное взаимодействие. Малыш учится у старшего, а старший заботится о младшем. В момент их взаимодействия дети овладевают коммуникативными навыками. На это направлен весь уклад жизни. Длительный приём, который даёт возможность детям играть. Завтрак и обед, основная задача которых заключается не в том, чтобы накормить ребенка, а дать детям ещё одну возможность пообщаться.

Формирование навыков самообслуживания, где снова происходит взаимодействие старшего и младшего. Так, например, во время мытья рук вода в кран подаётся с помощью ножной педали, которую годовалому малышу нажать не под силу. На помощь приходят детки постарше.

Мастерские. Их ведут одновременно несколько педагогов. Продолжительность мастерских от 1 до 1,5 часов. Они имеют разную направленность. Для нас остался открытым вопрос: эти час-полтора ребёнок занимается в одной мастерской или может их менять?

Индивидуализация. Грамотное ведение документации – в данном случае оформление портфолио – даёт возможность выстраивать индивидуальный маршрут каждого ребёнка. Стоит отметить, что у нас ведение портфолио в основном осуществляется родителями. В Сан-Миниато это делают педагоги, где они прописывают развитие ребёнка за определённый период, вкладывают его творческие продукты. Мы считаем, что опыт работы с детским портфолио в Сан-Миниато более грамотный и его можно смело реализовывать в своей работе.

Взаимодействие с родителями. Педагоги в Сан-Миниато приветствуют участие родителей в жизни детей в детских центрах. В предварительных беседах они узнают, чем члены семьи могут помочь и поочерёдно приглашают их. Например, бабушка может почитать детям сказку, мама помочь порисовать и так далее. Данное направление нам близко: наши родители тоже активно участвуют в организации деятельности детей (показывают сказки, проводят мастер-классы, развлечения).

Сегодня мы не видели детей и не можем в полной мере оценить эффективность представленной Барбарой технологии. Пока у нас много вопросов. Нам кажется, что итальянские коллеги не учитывают возрастные возможности детей от 0 до 3 лет. Однако, сейчас можно сказать, что у нас много точек соприкосновения. Завтра будет новая встреча с детскими центрами и возможность увидеть детей в деятельности, после чего мы надеемся получить ответы на свои вопросы.

Майя Васильева, Ольга Колотухина, Светлана Маринич, г.Саров, Нижегородская область

Сегодня нам нужно провести экспертизу увиденного по теме: управление развитием образовательных организаций и вовлечение общественности в управление развитием образовательных организаций. Наша делегация встретилась в библиотеке Mario Luzi в Сан-Миниато с Барбарой, членом административной группы Международного образовательного центра BOTTEGA DI GEPET. Данный центр занимается разработкой документации по оценке качества образования и организации деятельности детских образовательных центров.

Как мы поняли из рассказа Барбары, управление развитием образования ведется по 3 основным направлениям:

Материально-техническое. Так, в Сан-Миниато функционирует муниципальный центр по типу ресурсного, который полностью обеспечивает финансирование образовательных центров, занимается вопросами их оснащения, проведением ремонтных работ, модернизацией имеющегося и приобретением необходимого современного оборудования, мебели.

Образовательная деятельность. Дошкольное образование в Италии и в Сан-Миниато, в частности, имеет два уровня: с 0 до 3 лет и с 3 до 6 лет. Почти все образовательные центры – государственные (муниципальные). Муниципалитет Сан-Миниато имеет 8 центров для детей в возрасте от 0 до 3 лет и 10-12 центров и с 3 до 6 лет. Количество центров зависит от спроса населения на их услуги. В коммуне существуют также частные образовательные центры, имеющие муниципальную лицензию на право ведения образовательной деятельности. Таким образом, охват дошкольным образованием составляет детей в возрасте от 0 до 3 лет — 50%, а охват детей дошкольного возраста — 90%. Есть центр, где дети воспитываются по типу семейного детского сада, где отражается уклад семьи.

В образовательных центрах для детей от 0 до 3 нет образовательных программ, но для них существует такое понятие как «опыт». Имеется ввиду, что есть опыт Реждио Эмилиа и опыт Сан-Миниато. На этой основе постоянно происходит активный обмен опытом. Образовательные центры для детей в возрасте от 3 до 6 лет работают в соответствии с национальным стандартом, в котором обозначены задачи для педагогов, он достаточно открытый и рамочный. В Сан-Миниато управление развитием образовательной деятельностью осуществляет центр BOTTEGA DI GEPET. Это управление заключается в экспертизе образовательной деятельности, рефлексии и выработке с педагогами центров совместных идей развития.

Кадровая служба. Методическая деятельность этого органа направлена на подбор педагогических кадров. В образовательные центры принимаются на работу педагоги только с высшим педагогическим (университетским) образованием, при этом строго соблюдаются нормативы: на 1 педагога, работающего с детьми в возрасте от 0 до 12 мес. норма составляет 6 детей, на 1 педагога, работающего с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет — 8 детей. В возрасте от 3 до 6 лет на одного педагога 10 детей.

Система такова: например, если в группе детей с 0 до 12 мес 7 воспитанников, то принимается второй педагог, не дожидаясь бОльшего увеличения количества детей. Управленческие функции делегируются одному члену педагогического коллектива, который ежедневно оперативно отслеживает выход на работу сотрудников, решает вопросы замены в случае необходимости, осуществляет связь с муниципальным центром. Этот ответственный педагог меняется/назначается каждый год.

На наш вопрос: какова роль общественности в управлении развитием образовательных центров, Барбара рассказала об участии родителей в образовательном процессе, из чего мы сделали вывод, что на следующей встрече нам необходимо еще раз утонить позиции муниципалитета в этом вопросе.

Мы уверены, что в ближайшие дни нашего экспертного практикума нам удастся выяснить как общественный совет Сан-Миниато влияет на управление развитием образовательных центров.

Из всего услышанного сегодня мы сделали такие экспертные выводы:

  1. Управление развитием образования организовано с большим доверием к профессионализму педагогов. Их деятельность ресурсно обеспечена, поддержана методически и не подвергается многочисленным проверкам и надзору.
  2. Общественное влияние опосредовано запросом на количество мест в центрах для детей. О каком-либо влиянии на содержание образования мы не услышали.
  3. Данная система управления складывалась постепенно, прошла проверку временем из чего можно сделать вывод о ее эффективности.

Юлия Минеева, Татьяна Грищенко, Наталья Баландина, г.Железногорск, Красноярский край

11 июня 2019 года. День второй.

Второй день работы выездного экспертного практикума в Сан-Миниато наша экспертная группа начала с посещения Детского центра по уходу за детьми CHIOCCIOLA, который оказывает образовательные услуги для детей в возрасте от 0 до 3 лет. Таким образом наша экспертиза будет касаться образовательных технологий и анализа уклада жизни образовательной организациидля детей раннего возраста.

В Сан-Миниато для детей раннего возраста нет образовательной программы в привычном для нас виде. Программа есть, но она построена как перечень задач для воспитателя, представлены требования к предметно-пространственной среде, описаны компетентности, которыми должен овладеть ребенок и компетентности, которыми должен обладать педагог, воспитывающий этого ребенка. В педагогической системе Сан-Миниато не применяется понятие «технология», используется понятие «опыт», который передается от педагога к педагогу и постепенно нарабатывается собственной практикой. Поэтому наша экспертиза будет состоять из двух частей: анализа основных фокусов программы и описания того опыта, с которым мы непосредственно познакомились при посещении центра CHIOCCIOLA.

Фокусы программы:

  1. Доверие. Педагоги доверяют детям, верят в их способности. Важно давать детям возможность выразить свое собственное мнение, свои эмоции.
  2. Возможности. Это про Программу, которую реализуют в детском саду. Педагоги считают, что дети – это не пустые контейнеры, которые нужно обязательно заполнить. Педагоги не ставят каких-то определенных задач достичь чего-либо всем детям в одно и то же время. Педагоги считают, что все дети абсолютно разные, разный уровень развития, каждый индивидуален. Важно предоставить каждому ребенку широкие возможности, которые помогут ему становиться самостоятельным человеком, выращивать свои компетентности.
  3. Время. Педагоги уверены в том, что детям необходимо давать время для того, чтобы все пропускать через себя, через собственный опыт. Стараться, чтобы у детей было достаточно времени, чтобы реализовать себя. Педагоги должны учитывать, что время, которое они для себя считают достаточным, не является таковым для детей. Это важно еще и потому, что дети в данном центре разновозрастные.

Что мы увидели, наблюдая за образовательным процессом в разновозрастной группе детей с трех месяцев до трёх лет.

Центр посещают 25 детей, это одна группа. Ежедневно здесь встречают малышей 4 педагога, 1 повар, 1 ассистент, отвечающий за чистоту, порядок и уборку. С 7.30 до 9.30 – это время прихода детей в центр. В 9.30 – завтрак. Это не просто прием пищи, это время для общения с воспитателем и друг другом. Кастрюля с завтраком ставится в центре стола, и дети самостоятельно или с помощью взрослого накладывают такое количество пищи, которое считают нужным. Сами наливают себе воду из кувшина. Во время завтрака малыши слушают песенку педагога, реагируют на ее слова своими ответными жестами, улыбкой, общаются между собой. После завтрака – свободная игра. Все это происходит в различных открытых игровых пространствах, где дети могут по своему желанию выбрать для себя всевозможные игрушки или книжки. Здесь обучающая роль взрослого минимальна. Педагоги скорее оказывают поддержку ребенку, максимально стимулируя его самостоятельность. Часто привлекают старших детей для помощи младшим. Затем – время мастерских. В этот день детям было предложено три мастерских: лепка из теста, Lego- конструирование и чтение книги. В чем особенность деятельности воспитателей? Они предлагали деятельность, но образцов не давали. Видно, что дети свободно ориентируются в пространстве группы, легко вступают в коммуникации как со взрослыми, так и с детьми, могут самостоятельно использовать различные материалы.

Нас особенно удивил опыт работы с детской книгой, который отличается от российского. Прежде всего это книги, содержание которых позволяют ребёнку прожить сюжет во время чтения в разных формах активности. Например, изобразить шум моря, эмоции, поиграть с ракушками. Книга была про море. Воспитатель использовала для обыгрывания три шарфа голубого, серого и синего цветов, ракушки. Чтение и обыгрывания сопровождаются музыкой и пантомимой воспитателя, которой дети подражали. Сама книжка также является игровым полем или игровым атрибутом. В руках воспитателя она превращалась в крышу, море, ослика. Можно было вызвать персонаж, постучав по книжке. Дети все время были в деятельности, одна активность сменяла другую. Книги изготовлены из качественного картона, что делает их безопасными и доступными для детей в любое время.

Конечно мы задали вопрос, как происходит планирование образовательных предложений педагога в мастерских. Как сообщила Барбара, в период адаптации (2 месяца) планирование происходит на день. Потом, когда педагоги уже хорошо знают, что надо каждому ребенку, в чем его интересы – на неделю. Документацией педагога является фото детей (фотографии делаются ежедневно), календарный план, запись изменений в жизни детей и семей, портфолио ребенка с описанием картины его развития.

Наши экспертные выводы:

  1. Для педагогов воспитание самостоятельности является приоритетным по отношению ко всем остальным задачам.
  2. Каждый педагог отвечает за всех детей. Каждый педагог компетентен в организации разных видов активностей.
  3. Чтобы правильно выбрать образовательный маршрут ребенка, педагоги много времени уделяют наблюдению и рефлексии, в том числе с привлечением специалистов центра BOTTEGADIGEPET. Деятельность планируется исходя из интересов ребенка. Длительность той или иной активности также зависит от интереса детей.

Юлия Минеева, Татьяна Грищенко, Наталья Баландина, г.Железногорск, Красноярский край

Посещение центра La CHIOCCIOLA и наблюдение за деятельностью детей помогло получить ответ на вчерашний вопрос учета их возрастных возможностей. Представленная Барбарой технология работает на практике. Наблюдения за детьми от 1 года до 3 лет, которые находятся одновременно в одном пространстве, показали, как грамотно педагоги регулируют детскую активность, своевременно переключая с одной деятельности на другую. И даже участие ребенка в специально организованной деятельности (мастерской) не занимает времени больше, чем он способен выдержать. Созданная среда La CHIOCCIOLA направлена на развитие ребенка и его социализацию. Мы это видели вчера в детском центре LA FATA TURCHINA и сегодня. Пространство центра открыто для свободного перемещения детей по всей его территории. Но если необходимо уединиться или ограничить пространство, например, для проведения мастерской или сна, используются купейные двери. Подобный подход, как положительный момент, мы отмечали и в детских центрах Сингапура. Однако, в любом случае пространство легко просматривается со всех сторон, даже с улицы, в этом помогают не только витражные двери, но и маленькие окошечки, расположенные на уровне детей.

Развивающая среда не перенасыщена детской и игровой мебелью, дидактическими пособиями, оборудованием на уличной площадке, тем самым дает возможность для двигательной активности, что очень важно для раннего возраста. Среда безопасна и создана из природных материалов, которые используется не только в игре, но и в творческих мастерских: камни, спилы, шишки, дощечки, ракушки, крупы, травы. Доступность среды отражается в размещении безопасных материалов на уровне детей, а предметы, представляющие некоторую опасность, находятся выше их уровня, но в поле их зрения. Ребенок знает и видит, что эти предметы есть и может их попросить. Ярко прослеживаются принципы вариативности, трансформируемости, полифункциональности. Кровати в спальни двухуровневые – это подиум и место для сна.

Многие пособия несут несколько функций: мольберт – с одной стороны предназначен для рисования, а с другой стороны натянуты веревки с бубенцами, которые в свою очередь являются полифункциональным материалом: музыкальный инструмент и «косточки» для счета. Такой же материал находится и на прогулочном участке: тоннель несет несколько функций: как место для пролезания, так и для прыжков. Куб внутри с бамбуковыми подвесками является музыкальным инструментом, сухим дождем и объектом для сравнения величины.

В организации развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с их технологией активное участие принимают родители. Так, сегодня мы увидели изготовленные руками родителей тактильные панели, описанный раннее мольберт, сенсорный материал, сушилку для белья и другое. По словам педагогов родители делают это с большим удовольствием.

Среда детских центров помогает ребенку приобрести опыт, выразить свое мнение и сформировать способность, а не решать задачи педагога. Однако, нами было отмечено в среде группы совсем мало детского продукта. Барбара нам пояснила, что на данном возрасте более важен процесс, а не результат. Наверное, в этом действительно есть рациональное зерно. Если бы детские центры Сан-Миниато применяли для оценки образовательной среды Шкалы ECERS, то они могли бы получить высокие баллы.

Анализируя еще один день практикума, убеждаемся, что необходимо разгружать среду наших групп раннего возраста, постепенно заменять игровое оборудование на оборудование из природного материала. Очень хотелось бы подкрепить наши слова фотографиями, но это невозможно по условиям принимающей стороны.

Майя Васильева, Ольга Колотухина, Светлана Маринич, г.Саров, Нижегородская область

Сегодня мы посетили «Центр исследований и документации по детским садам» La Bodega de Geppetto и центр Пиноккио. Из беседы с научным координатором Барбарой и педагогами мы уточнили интересующие нас вопросы управления развитием образования, особенно его методической части. Центром исследования руководит президент Альдо Фортунати, она определяет основные идеи, стратегию, новшества по обустройству детских центров. Есть директор, который занимается финансовыми и материальными вопросами. Барбара, как научный координатор, вместе с директором и президентом решает вопросы и проблемы, связанные с реализацией технологии. А также занимается исследованиями в целях развития и совершенствования работы педагогов. При Центре работает группа педагогов-лидеров, по 1-2 представителя от каждого детского центра (что-то вроде нашего научно-методического совета). Эта группа собирается регулярно для решения существующих проблем, вопросов. Педагоги этой группы являются связующим звеном между Центром и педагогами детских садов. При этом в каждом детском саду отношения выстраиваются между педагогами на условиях равенства, но ежегодно один из них выполняет роль старшего педагога. Основная миссия Центра – забота о качестве работы детских садов, их взаимодействии. Для нас важно было прояснить вопрос о документации, которую ведёт педагог. На сайте Центра выложены образцы документов (три основных инструмента, по словам Барбары), обязательные для педагога: документация периода адаптации ребёнка; фиксация изменений, происходящих в жизни детей и их семей; планирование работы с малыми группами детей.

И ещё раз о контроле (об этом уже писали наши коллеги). Работа Центра с педагогами детских садов строится на доверии, осуществляется периодически Барбарой, которая встречается с педагогами примерно один раз в два месяца и рефлексивно обсуждает насущные вопросы. Задача – помочь педагогам найти правильные решения.

Центр и детские сады проводят и предварительную (до поступления ребёнка в детский сад) работу с родителями и в течение года. Родители привлекаются для деятельности в группе, могут участвовать в режимных и образовательных процессах.

Мы видим эффективность системы управления детскими центрами коммуны Сан-Миниато:

  • не «раздут» штат управляющего органа (Центра);
  • нет жесткого формального контроля, призванного «построить» всех в стройные ряды; контроль направлен на совершенствование работы ради благополучия детей;
  • педагоги ведут необходимый минимум документации, также в целях благополучия, развития ребёнка;
  • выстраиваются взаимообогащающие отношения с семьей.

Екатерина Нестеренко, г.Снежинск, Челябинская область

12 июня 2019 года. День третий.

Сегодня мы поменялись с коллегами и посетили детский центр PINOCCHIO. Чем больше мы знакомимся с системой дошкольного образования Сан-Миниато, тем сильнее убеждаемся в эффективности его управления. Увидев три детских центра, как и наши коллеги считаем, что в Сан-Миниато качественный и единый подход к созданию материально-технического, кадрового, методического обеспечения.

Благодаря тому, что отдельные организации (Международный центр исследования детства и Центр материально-технического обеспечения) занимаются обеспечением детских центров, с них снимается эта нагрузка. Поэтому основной задачей детских центров становится воспитание и развитие дошкольников. Есть стойкое ощущение, что это не отдельные детские центры, а единый детский сад, группы которого просто территориально разбросаны для удобства родителей. Похожая система до недавнего времени существовала в г.Сарове. Но, к сожалению, в связи с изменениями в законодательстве данная система стала не возможной. А жаль!

Еще в первый день практикума на наш вопрос о том, как привлекается общественность к управлению развитием детских центров, Барбара рассказала, что в Сан-Миниато существует социальный кооператив – некоммерческая организация, финансируемая муниципалитетом и помогающая детским центрам. Мы не сразу поняли, что это такое, но посетив детский центр La CHIOCCIOLA мы увидели представителя такого кооператива, работающего в нем волонтером. Он выполнял работу наравне с педагогами, уменьшая, таким образом, их нагрузку. Мы считаем, что это очень хороший и результативный опыт.

Подводя итог трех дней практикума и проводя рефлексию с коллегами, мы приходим к единому мнению, что данная система управления в полной мере и качественно реализует основную идею технологии Сан-Миниато.

Майя Васильева, Ольга Колотухина, Светлана Маринич, г.Саров, Нижегородская область

Команда Железногорска сегодня посетила детский центр PINOCCHIO. Это один из первых детских центров, открытых в Сан-Миниато. Его посещают 45 детей с 0 до 3-х лет, которые разделены на 3 группы. Две группы остаются в центре до 16.30 часов. Одна группа – до 14.30. На каждой группе работают по два педагога и один ассистент. В предметно-пространственной среде центра PINOCCHIOмного общего с другими центрами, которые мы посетили в предыдущие дни. Очевидно, что это определено программой и традициями коммуны Сан-Миниато. Мы не будем повторять то, что описано коллегами в экспертных оценках первых двух дней. Остановимся на отличиях и некоторых особенностях именно центра PINOCCHIO.

  1. В первых двух центрах La CHIOCCIOLA и LA FATA TURCHINA все дети находятся в едином пространстве, которое разделено на мастерские. В центре PINOCCHIOу каждой группы есть своя групповая ячейка, состоящая из групповой комнаты, спальни, комнаты гигиены. Также в центре организованы мастерские: театральная, художественная, мастерская для чтения. Это отдельные помещения. Прием детей происходит в общем холле, который оборудован для различных детских активностей. Здесь дети находятся примерно до 9 часов (прием детей с 7.30 до 9.30), т.е. до момента прихода большинства детей в центр.
  2. В первых двух центрах La CHIOCCIOLA и LA FATA TURCHINA с нашей точки зрения среда была более доступной для детей. Поясним: в PINOCCHIOматериал мастерских доступен детям только во время деятельности в них, а это 30 минут. В группах нет аналогичной среды, а представлены материалы для отобразительной и манипуляторной деятельности.
  3. В центре PINOCCHIOмежду группами, между групповым пространством и спальнейесть откатные двери. Это теоретически создает возможность объединения пространства и его трансформацию, но мы этого не увидели. В предыдущих центрах такие двери также присутствовали, но активно использовались.
  4. В центре PINOCCHIOпрактически не используется верхнее пространство помещений
  5. В первых двух центрах La CHIOCCIOLA и LA FATA TURCHINA есть места для уединения ребенка, в групповых пространствах центра PINNOCCHIOмы таких возможностей не обнаружили.

Хотим еще раз обратить внимание на единство подходов в организации предметно-пространственной среды всех образовательных центров:

  • Природосообаразность, использование натуральных материалов. Одинаковая деревянная мебель, мольберты, кроватки и так далее.
  • Одинаковая направленность мастерских и их дидактическая наполняемость.
  • Огромное количество зеркал.
  • Единое для всех прогулочное пространство, которое оборудовано единообразно: шалаш, столы со скамейками для конструирования и творчества, небольшой огород, наличие зоны колесного движения и многообразных транспортных средств, горки для скатывания, пеньки для перешагивания, домики для уединения. В отличие от России на прогулочных участках ни в одном из центров, которые мы посетили, нет условий для игры детей с песком и водой.
  • Безопасность среды: вход на территорию центров по чипам, двери с блокиратором, выход на прогулку прямо из групповой комнаты, все углы на деревянной мебели закруглены и обработаны. Дверные петли защищены резиновым контуром, не позволяющим травмировать пальцы. Используется особая устойчивая конструкция детских стульчиков.
  • Единообразные во всех центрах стенды с информацией для родителей.
  • Во всех центрах на окнах есть жалюзи, которые позволяет регулировать естественное освещение.
  • Во всех центрах есть большое количество природных и бросовых материалов, которые, в ходе их использования служат сенсорному развитию ребенка. Но нет привычных для российских детских садов дидактических пособий для детей раннего возраста в виде пирамидок, матрешек, вкладышей, шнуровок и так далее.

Вывод: программа образования детей от 0 до 3 лет Сан-Миниато задает определенные требования к предметно-пространственной среде, которые выполняются в детских образовательных центрах. Эта среда, несомненно, является вторым учителем и способствует формированию самостоятельности и активности у малышей. Что мы наблюдали во время посещения образовательных центров.

Юлия Минеева, Татьяна Грищенко, Наталья Баландина, г.Железногорск, Красноярский край

В течение двух дней мы наблюдали жизнь двух разных детских центров для детей раннего возраста. В принципе наши коллеги вчера описали уклад жизни детей в детском саду. То же самое мы наблюдали и вчера, и сегодня. Обращали внимание на деятельность педагогов, их стиль общения, на поведение детей, взаимодействие внутри разновозрастного детского сообщества; на то, как выстраивается уклад жизни, организуются моменты режима или совместной деятельности.

Рассмотрим конкретные составляющие технологии:

  • среда, подготовленная в соответствии с потребностями детей от 3 месяцев до 3 лет;
  • педагоги, которые создают и поддерживают предметную и социальную среду;
  • сам уклад жизни, организация всего образовательного процесса;
  • участие семьи в жизни Центра.

Среда. В центре Chiocciola, который мы посетили сегодня, более продуманная развивающая среда с выраженным зонированием. Но принципы и подходы те же, что и в других центрах: доступность, безопасность, соответствие потребностям возраста, использование природных материалов. Фишка сегодняшнего центра в том, что многие замечательные материалы изготовлены руками родителей.

Педагоги:

  1. Создают атмосферу дружественности, спокойного взаимодействия, организуют какую-то очень естественную жизнь детей с почти что домашним укладом;
  2. Понимают друг друга с полуслова, их взаимодействие кажется идеально слаженным механизмом;
  3. Все внимание сосредоточенно на детях: что происходит, что получилось из того, что раньше не делал конкретный ребёнок. И тогда звучат слова поддержки, искреннее выражение радости. Поддерживаются все усилия проявления самостоятельности, помощи младшим детям и вообще любым людям рядом;
  4. В общении с детьми нет сюсюканья, и в то же время много теплоты, ласки, радости;
  5. Как правило, педагоги очень эмоциональны, вкладывают много артистизма в пение совместных песенок, чтение книг;
  6. Уважение каждого ребёнка, его права выбрать деятельность, способ самовыражения;
  7. Понимают особенности возраста, умеют терпеливо помогать ребёнку справиться с негативом;
  8. Наблюдение за детьми, фотографирование в течение всего времени.

Порадовало присутствие волонтера, молодого мужчины. Он был совершенно органичен, был на одной волне с педагогами. Мы увидели много доброй уважительной поддержки детям, подключался к интересу ребёнка, радовался вместе ним.

Уклад. Организация образовательного процесса. Утренний прием детей длится почти два часа. Когда примерно в 9.30 все собираются, происходит важно событие – завтрак. Он прост: фрукты, которые нарезает педагог на глазах у детей, и вода. Но весь процесс усаживания за столы (за одним столом дети разного возраста), нарезания фруктов в одну тарелку, передача этой тарелки по кругу от ребёнка к ребёнку и при этом общение – вопросы, просьбы помочь, передать кусочки кому-то… все это некий утренний круг встречи детей и общения. Педагоги считают этот момент важным. После завтрака дети играют в разных центрах активности, а чуть позже идут на улицу. Эти моменты строятся на свободе выбора детьми деятельности. Но есть и организованные взрослыми активности: в творческой мастерской, например. В ходе этих процессов один из педагогов относит малышей поспать в спальню. Когда наступает время обеда, дети опять собираются за столами своими разновозрастных группками. И мы увидели, насколько важным является этот процесс для социализации детей. Это не просто поглощение еды. Это – часть традиции итальянских застолий: большие тарелки, взрослые приборы, все как в жизни; блюда, характерные для итальянской кухни. Взрослый ест с детьми за одним столом, являясь примером поведения. Дети постарше сами накладывают себе еду из кастрюли половником, помогают положить еду детям помладше, приносят хлеб, раздают детям, разливают воду из кувшинчика. Когда блюдо доели, стараются сами отнести тарелки. Причём участие педагога в принятии решения ребёнком о той или иной деятельности минимально, но всегда одобряемо. Мы наблюдали очень много моментов помощи старших малышам.

Мы увидели, что у детей сформированы начальные компетенции трёхлеток, их многочисленные практические и социальные умения. Во всем увиденном за эти два дня просматривается продуманный и простроенный образовательный процесс, процесс становления ребёнка автономного, воспринимающего помощь как естественное явление, жизнь и общение с детьми и взрослыми разных возрастов как полноценную, нормальную, необходимую. Именно это является важнейшим результатом усилий педагогов, реализующих технологию в Сан-Миниато.

Ольга Колмакова, г.Снежинск, Челябинская область

13 июня 2019 года. День четвертый.

Сегодня немного грустный день, мы покидаем полюбившийся Сан-Миниато, «медленный город». Слово «медленный» описывает и уклад жизни детских центров Bottega di Geppetto, «Улитка» и «Пиноккио», в которых мы побывали. Медленный в значении размеренный, неторопливый, уравновешенный. Педагоги детских центров именно размеренно, неторопливо и разумно организуют ежедневное пребывание детей. Наблюдение в обоих центрах в течение двух дней позволяет сделать вывод о том, что реализуется именно технология, так как каждый педагог – член команды, которая знает, что делает, знает, как это делать. В обоих центрах это «делание» происходит почти идентично. Девиз этой технологии «Доверие. Возможности. Время.» описан коллегами выше. Хочется отметить, что это не просто лозунг, а фактическое описание практики, емкое и краткое. Несмотря на то, что речь идёт о технологии работы с детьми раннего возраста (от 0 до 3 лет), мы не увидели барьеров, которые педагоги «ставят», ограждая детей: «нельзя», «не получится», «не так» и так далее. Педагоги не стремятся «обложить» ребёнка подушками безопасности, доверяя ему, его природной разумности. Не торопят его, давая развиваться каждому в своём темпе и направлении.

Если задать вопрос российским педагогам о том, безопасно ли давать детям раннего возраста стеклянную посуду, большинство скажет, что не безопасно (разобьёт, порежется и так далее) В детских центрах Сан-Миниато дети 1,5 — 2 лет самостоятельно берут стеклянный кувшин с водой, наливают воды в стакан себе (хорошо) и более младшему товарищу (брависсимо ). Педагоги поощряют любой шаг ребёнка к самостоятельности и помощь младшим детям. Во время обеда ребёнок встал и принёс корзинку с хлебом для себя и других детей за своим столом – очень хорошо, ты вырос. Педагоги стимулируют помощь младшим детям, иногда обращая внимание старшего на потребности младшего (например, обращают внимание, что у малыша расстегнулась обувь), при оказании помощи очень эмоционально одобряют.

Если у ребёнка возникают какие-то трудности, педагоги не стремятся на помощь, ждут, когда ребёнок либо сам справится, либо о помощи попросит. Оказывая помощь, педагог снова пытается открыть пути, которые покажут ребёнку как он может сам справиться с трудностями. Если ребёнок справился сам – эмоционально поддерживают. Телесный контакт используется для утешения ребёнка, который в этом нуждается и инициирует этот контакт.

Педагоги не торопят детей ни в каких деятельностях, не дают образцов (в изодеятельности, игре), они идут за ребёнком, изредка предлагая ребёнку что-то своё, что поможет ему стать самостоятельнее в какой-то деятельности, каждому в своё время, размеренно, неторопливо. Таким образом, уклад жизни детских центров в Сан-Миниато построен на центрации на ребёнке, его потребностях возможностях, интересах.

Родители воспитанников приводят детей в детские центры и принимают этот уклад как благо. Они участвуют в жизни центра как помощники в создании предметной среды, реализуют проекты (обязательные для всех), оказывают помощь в организации и проведении детских праздников, заполняют портфолио во время летних каникул.

Если рассматривать технологию детских центров Сан-Миниато с точки зрения экспертизы, то можно сказать:

  • Это педагогическая технология работы с детьми раннего возраста, направленная прежде всего на социально-коммуникативное развитие ребёнка.
  • Технология в основном соответствует ФГОС ДО и даже сетевым стандартам «Школы Росатома» в том, что касается недирективной поддержки детской самостоятельности, активности, инициативы.
  • Деятельность планируется, планирование гибкое, зависит от интересов детей, погоды и так далее. Периодически проводится рефлексия (не реже 1 раза в 2 недели) и коррекция деятельности в зависимости от индивидуальных достижений детей.
  • Педагоги работают командой, слаженно, не противореча друг другу.
  • Взаимодействие педагогов с детьми не совсем соответствует идее о ведущем виде деятельности, которая принята в России.
  • Технология совместима с большинством программ, которые реализуются в нашей стране

Ольга Кузнецова, г.Зеленогорск, Красноярский край

Четвёртый день в Сан-Миниато начался с сюрпризного момента. Нам сообщили, что сегодня состоится встреча с вновь избранным мэром. Важно, что в первые дни в своей должности он посчитал важным встретиться с педагогами, которые занимаются образованием детей дошкольного возраста. В своей речи Slmone Giglioli обозначил, что главным приоритетом являются люди и образование. Важным аспектом для муниципалитета – это дети, так как они будущее Италии.

В течение экспертного практикума, мы каждый раз получали новые впечатления, которые у нас вызывали море эмоций. Педагоги детских центров охотно и непринуждённо демонстрировали свои компетенции, которые позволяют увидеть подход к развитию детей раннего возраста Сан-Миниато. К концу пребывания в центрах, и на встрече с координатором Барбарой Пани, мы увидели, что это система. Система в полном понимании этого слова. Выстроенная сверху вниз. Для нас она необычна. Структура управления раскрыта ранее коллегами. А сегодня на встрече были поиски ответов на наши вопросы и на вопросы итальянских коллег. Накануне нашими коллегами были представлены технологии, используемые в сетевых стандартах «Школы Росатома». Барбара озвучила вопросы, которые заинтересовали итальянских педагогов: организация работы с детьми в том числе инклюзивное образование; выбор родителей детей с ОВЗ типа учреждения; оплата пребывания ребёнка в детском саду; создание условий для детей от 0 до года. За три дня и у нас накопились вопросы на тему управления: регулирует ли мэр образование; является ли образование в Италии услугой; повышение квалификации педагогов, имеется ли возможность у итальянских педагогов выезжать за пределы страны, для повышения своего профессионального уровня? Барбара посетовала, что пока такой возможности нет, но она ищет пути получения гранта для поездок педагогов. Интересным для нас был вопрос про кадры: как решается вопросы отсутствия педагога на рабочем месте. Барбара рассказала нам, что в Сан-Миниато в начале года создаётся список кандидатов (лист ожидания) для замены на короткое время. В этот список не попадает любой желающий, специальная комиссия муниципалитета отбирает наиболее подходящих людей. Одно из управленческих решений – это привлечение волонтеров в работе с детьми раннего возраста.

Сегодняшний день был посвящён многим вопросам управления, мы для себя уточнили некоторые аспекты эффективной системы управления образованием детей раннего возраста. К сожалению, мы не можем изменить всю систему в наших городах, но поменять управленческие подходы в своей организации нам под силу.

Наталья Замиралова, Юлия Заботина, Ольга Авласенко, г.Лесной, Свердловская область

14 июня 2019 года. День пятый.

Ну вот мы и в самом центре Италии – Риме. С первых минут мы поняли, что уклад жизни тихого и спокойного города Сан-Миниато отличается от шумного, торопливого Рима. Первый день в Риме начался с экскурсии по городу. Наш гид, русскоговорящяя Ирина, проживает в Италии более 20 лет. Нам было интересно её мнение об изменении города, его уклада, отношения к людям, которые менялись на её глазах. Мы познакомились с достопримечательностями одного из старинных и интересных городов мира. Наш экскурсовод рассказала легенду создания Рима. Нас поразило то, что на каждой улице мы встречали памятники архитектуры и культуры, которым несколько тысяч лет. Благодаря проекту «Школа Росатома» у нас появилась возможность прикоснуться к истории Римской империи. Мы увидели знаменитый Форум, античный Колизей, фонтаны, дворцы и сады. Из рассказа Ирины мы узнали, что в Риме побывали знаменитые писатели, поэты и художники из России. Все стремились попасть в этот город, который пробуждает вдохновение. Жуковский, Брюллов, Гоголь, Кипренский, Тургенев и многие другие создавали свои произведения именно здесь. И нам приятно, что в этом городе чтят наших соотечественников.

Так как Рим является центром католической веры, то мы накануне выстроили свою индивидуальную образовательную программу, чтобы познакомиться с действующими храмами и соборами. Неизгладимое впечатление в нашем сердце оставила Сикстинская капелла, своим величием и великолепием. Нас поразил тот факт, что Ватикан посещают разные поколения. Мы увидели молодых родителей с детьми, большие группы подростков, студентов и в том числе людей с ОВЗ. Для нас в свою очередь путешествие по Риму и Ватикану превратились в образовательный квест. Мы совместно решали проблемы, связанные с незнанием языка, ориентировкой по карте.

Сегодняшний день показал, что мы можем действовать в условиях неопределённости, и действовать слаженной командой, что в какой-то мере заложено в сетевых стандартах проекта «Школы Росатома».

Наталья Замиралова, Ольга Авласенко, Юлия Заботина, г.Лесной, Свердловская область

Мне представилась уникальная возможность участия в выездном практикуме педагогов проекта «Школа Росатома» в Италии. Участие в работе практикума позволило мне, как руководителю дошкольной образовательной организации, не только увидеть детские центры Сан-Миниато, но главное – наблюдать слаженную профессиональную деятельность педагогов сетевых детских садов «Школы Росатома». Команды педагогов детских садов позволили мне увидеть уровень развития их методических, аналитических, управленческих компетенций. Я думаю, данный опыт позволит мне, как руководителю, продвинуться в процессе развития собственных профессиональных компетенций, что повлечет за собой не только безусловное функционирование нашей дошкольной образовательной организации, но и управляемое ее развитие. Данный опыт обеспечит возможность его трансляции педагогическому коллективу.

Завершены пять дней практикума. Настроение, эмоции, впечатления оставляют неизгладимый след, ведь здесь мы увидели не только замечательных людей и педагогов, а главное – маленьких его жителей, посещающих детские центры Сан-Миниато. Детей, очень похожих на наших детей раннего возраста, таких же эмоциональных, активных и отзывчивых. В процессе наблюдения за осуществлением образовательной деятельности с детьми в детских центрах, меня более всего удивили взаимоотношения взрослых и детей. Это прежде всего доверие, обеспечивающие детям возможность самостоятельного решения возникающих проблем. Взрослый не торопится сделать что-то за ребенка, он обеспечивает ему условия для самостоятельного решения проблем, не забегает впереди ребенка, лишая его данной возможности, внимательно наблюдает за ним в это время. Лишь поняв, что ребенок сам не справляется и ребенка более старшего возраста нет рядом, взрослый оказывает помощь в процессе важного разговора. Мне кажется, у нас есть необходимость в работе с детьми раннего возраста менять стереотипы. Нужно на самом деле предоставлять детям самостоятельность, инициативу. Этому нужно учить наших педагогов и теперь я знаю, как это нужно делать.

Нина Кузьмина, г.Железногорск, Красноярский край

15 июня 2019 года. День шестой.

Время пролетело незаметно. Заключительный день в самом волшебном месте мира – Риме. И снова своя индивидуальная образовательная программа. Проанализировав предыдущий день, мы поняли, что нам необходимо посетить те места, на которые просто не хватило времени. Захотелось увидеть и прикоснуться к прекрасному. И поэтому с самого раннего утра, пока итальянский народ ещё отдыхал, наша команда отправилась в Собор Святого Петра. Собор поразил своим великолепием, мощью. Стоишь и понимаешь, что создано это людьми! Невольно задаешься вопросом: как много веков назад строили купол, возводили громадные стены и колонны, поднимали наверх скульптуры? Человеку под силу все, если работать сообща, командой.

Далее наше образовательная программа менялась, потому что увидеть хотелось все достопримечательности Древнего Рима. Прогулялись мимо Колизея, Форума, Площади Венеции и устремились к скульптуре «Капитолийская волчица». Как и в Сан-Миниато, так и в Риме ценится живая музыка на улицах города, и это день не стал исключением. С разных сторон мы слышали разную музыку: джаз, рэгги, рок и живое пение.

Выездной экспертный практикум для нашей команды города Лесного – это первый международный опыт. Нам удалось побывать в разных позициях: в роли наблюдателей и экспертов. Побывав в разных детских садах, мы увидели, что ребёнок находится в центре всех действий. Мы нашли ответы на многие вопросы. Например, мы с педагогами детского сада искали причины недостаточного развития мелкой моторики у наших малышей, а в Сан-Миниато мы нашли один из эффективных путей решения этой проблемы. Оказывается, если во время приёма пищи дети множество раз самостоятельно выполняют разнообразные орудийные действия, то это даёт ощутимый результат. Также мы для себя нашли новый ресурс организации прогулок. В Сан-Миниато педагоги дают возможность детям во время прогулки играть вокруг всего здания детского сада и общаться с детьми из разных групп. Для нас это стимул создания «open air» не только с детьми дошкольного, но и раннего возраста.

Уезжая домой, мы увозим частичку итальянского солнца, тепла, а также целый багаж идей и нового опыта!!!

Наталья Замиралова, Юлия Заботина, Ольга Авласенко, г.Лесной, Свердловская область

Вместо послесловия. Сказки об Италии…

Много лет назад русский писатель Максим Горький, посетив Италию, был настолько очарован ее природой и духом, что написал очерки «Сказки об Италии». И сегодня, приступив к написанию заключительного отчета, мы поняли, что хотим написать об Италии, как о сказочной стране.

Сказка про Пиноккио.

Имидж центров, которые мы посетили един и выстроен на основе любимой итальянской сказки Пиноккио. Каждый центр назван героем этой сказки. Документация, книги, стендовая информация, оформление помещений, выставки выполнены в едином стиле. Во всех центрах, и в методическом центре BOTTEGA DI GEPET имиджевые материалы созданы известным художником из Флоренции, которого специально пригласили для этого. Такой стиль близок и взрослым, и детям, рисунки выполнены в мультяшной манере, вызывают улыбку и настраивают на доброе волшебство.

Сказочные детские книги.

Мы узнали, как много внимания уделяется чтению и драматизации книг в программе детских образовательных центров Сан-Миниато. Это необыкновенная методика заключается в том, что книги придуманы специально для малышей. Их автор Suzy Lee пошла по пути создания книг с открытым сюжетом. Воспитателю предлагается самому придумать сюжет, подобрать материалы для обыгрывания, создать ассоциации. Для этих книг Ludouco Einaudi специально сочинил музыку, которая волшебно дополняет иллюстрации. Такое чтение книг завораживает детей, они становятся активными участниками похождения героев.

Сказка про воспитателей.

Воспитатели бережно сохраняют субкультуру ребенка и национальную культуру Италии. Мы все мечтаем о высоко профессиональных воспитателях, а в Италии это уже норма. Все воспитатели имеют университетское образование, их профессионализму настолько доверяют, что не проводят ни аттестаций, ни конкурсов, ни проверок. При этом воспитатели активно участвуют в создании и документальном оформлении педагогического опыта, который потом транслируется на международном уровне.

Сказка о Сан-Миниато.

Сан-Миниато – сказочный город. Его неспешность, исторические корни, основательность передаются и педагогической системе. Все для людей, все для детей. График работы дошкольных центров такой, какой удобен родителям. Мест в центрах столько, сколько нужно, чтобы удовлетворить запрос семей. Особое внимание уделяется адаптации ребенка при поступлении в центр. Все центры расположены в живописнейших местах, на их территории много зелени, большие площади газонов, на которых дети играют.

Сказка про Рим.

Проведя один день в Риме становится понятно, почему сюда стремятся художники и музыканты со всего мира. В Риме можно прикоснуться к периоду Античности и истории Римской империи, здесь чувствуется атмосфера веков, здесь по узким улочкам ходили великие люди. И ступая по гладкой, отполированной миллионами ног брусчатке, чувствуешь себя человеком мира.

Мы считаем, что главный результат экспертного практикума, это не только знакомство, но обмен опытом. Это обогащение собственного опыта через постижение культуры и погружение в атмосферу другой страны.

Юлия Минеева, Татьяна Грищенко, Наталья Баландина, г.Железногорск, Красноярский край