Дневник выездного практикума педагогов проекта «Школа Росатома» во Франции

24-31 марта 2019 года во французском Бурже под научным руководством АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» проходит выездной экспертный практикум педагогов и управленцев сетевых школ проекта «Школа Росатома».

Участникам практикума представилась уникальная возможность не только познакомиться с традициями и инновациями государственной системы образования Франции, но и попробовать себя в качестве экспертов, представляющих российские традиции и инновации в образовании. У каждого участника практикума богатый опыт реализации государственных стандартов в образовании и внедрения инноваций. Коллеги из Трехгорного и Лесного уже многое сделали как участники сети школ проекта «Школа Росатома», преобразуя пространство, уклад жизни и программы, которые реализуют. Снежинцам и новоуральцам еще предстоит пройти трудный, но интересный путь по внедрению требований стандартов Инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома». Уникальное сочетание традиций и инноваций французской системы образования стало поводом для профессионального общения школьных команд друг с другом, чтобы продвинуться в развитии своих школьных проектов, которые они реализуют при поддержке «Школы Росатома».

Каждая школьная команда-участница практикума разделилась по экспертным позициям: один член команды удерживает позицию эксперта развивающей предметно-пространственной среды образовательной организации и города, другой член команды удерживает позицию эксперта в области управления развитием в образовательной организации и вовлечение общественности в управление развитием организации, а третий член команды удерживает позицию эксперта, анализирующего уклад жизни в образовательной организации.

День 1. Развивающая среда: «чиновничий» термин или место, где живут дети.

Первый день образовательного экспертного практикума прошёл очень насыщено и познавательно. С утра наша экспертная группа разделилась – один эксперт отправился в детский сад MaternellePijolins, второй эксперт – в начальную школу, расположенную по соседству с детским садом ElementairePijolins, а третий – в начальную школу ElementaireBarbesBourges. Задача у всех была одна – экспертиза образовательной среды. Как опытные эксперты мы запаслись: смартфонами в карманах (для фиксации среды), критериями в памяти (для оценки), острым взглядом (насколько позволяет здоровье) и хорошим настроением (всё-таки идем с детишками общаться). Во всеоружии мы прибыли на места экспертизы. Ну что ж, начнём по порядку.

Детский сад во Франции называется «материнской школой», и в этом есть смысл, так как детский сад по компактности, приспособленности для ребенка, отношению взрослых к маленьким жителям сада, действительно напоминает материнскую заботу. В саду пять классов для детей от 3 до 6 лет, большой общий зонированный спортивный зал, отдельно стоящая библиотека, большая зона для прогулок на свежем воздухе, внутренний сад, в котором у каждого класса есть свой уголок, где дети выращивают цветы и наблюдают за их ростом.

Следы образовательной детской деятельности видны везде: все стены в классах и коридорах увешаны детскими работами. Очень удивили работы детей, связанные с картинами известных художников. Здесь и картины Моне, и «Подсолнухи» Ван Гога, и Пикассо. А по картинам Кандинского одна из групп, как оказалось, изучает геометрические фигуры. Во всех классах мы увидели зонирование: есть места для групповой и индивидуальной работы, есть места для отдыха и уединения. Всё расположено на уровне доступности ребёнка – он всё может увидеть, может дотянуться до любой полочки. В среде очень много развивающих игр «из жизни»: мы видели и маленькие кухоньки, и муляжи овощей и фруктов, и игрушечный кабинет врача. На полках в каждом классе обнаруживается большое количество настольных игр, различных тематических лото, карточек. В каждом классе есть живое существо, за которым дети наблюдают, ухаживают и изучают – мы видели кролика, улиток-ахатин, палочников и, наконец, комнатные цветы. Среда позитивная – отмечаются и фиксируются только успехи детей как самим ребенком, так и педагогами в своеобразном «портфолио» ребенка. Это такая папка на кольцах, которая содержит перечень компетенций, которыми должен овладеть ребенок в этом году, и свидетельства и отметки того, что и когда ребенок достиг. Свидетельством может являться как успешная работа ребенка, так и фотография, изображающая ученика в деятельности, или отметка педагога о очередном достижении. Каждый класс реализует в течение месяца-двух межпредметный проект: например, в классе пятилетних детей, работающих над проектом по книге Экзюпери «Маленький принц», следы книги практически везде: с потолка свисают собранные из разрезанных кусочков планеты Маленького Принца, на стенах висят замечательные рисованные барашки с ватными боками, на доске расположились аппликации Лиса, а в лотке лежат разрисованные лисьи маски. Т.е. изучение книги проходит через все предметы: книгу пишут, рисуют, клеят, выкладывают кукурузными зёрнами. Вывод эксперта: среда развивающая! Оценка 5+!

Переходим в школу. Начальная школа во Франции размещена в отдельном здании. Она представляет из себя целый комплекс: основное здание, внутренний двор для прогулок на свежем воздухе, отдельно стоящего павильона с большим многофункциональным залом. Например, сегодня в этом зале ребята приготовили для российских экспертов сюрприз: хоровое исполнение песен. Директор школы объяснила, что изучение песни, её заучивание и исполнение очень объединяет учеников. В школе есть большое количество помещений, каждое из которых имеет свое назначение: комнаты-классы, кабинет информатики, кабинет для защиты проектов, библиотека. Все кабинеты организованы так, что детям в них комфортно и удобно. Мебель трансформируется и легко переставляется, все материалы и книги расположены в зоне детской доступности. И даже учительский стол не довлеет над учениками, а находится за их спинами, в конце кабинета. А при необходимости учительский стол вообще может стать местом для индивидуальной работы ученика. Все стены приспособлены для демонстрации образовательных продуктов учеников: очень много пробковых и маркерных досок, натянутых веревок с прищепками. И ни одна из досок не пустует! Следы образовательной деятельности везде. Так рождается школьный уклад и единение ученического коллектива. Помещение для презентации проектов имеет ещё одно назначение – это место для самоуправления учеников. В нем происходят ученические собрания, выбор командира, обсуждение будущих проектов. Вывод эксперта – среда развивающая! Оценка – 5+!

Что увезут с собой эксперты из Франции?

  • Чёткое убеждение в том, что детские сады и начальные школы формируют и развивают маленьких французов.
  • Маленькие «фишки» оформления классной комнаты, позволяющие презентовать исключительно удачные продукты деятельности детей.
  • Убеждение в том, что образовательная среда должна развивать каждого ребенка не в сравнении с эталоном, а в сравнении с собой вчерашним.

И тогда в такую школу захочется идти не только сегодня, но и завтра.

Лариса Клочко, Инна Свистун, Елена Вавилова

МБОУ СОШ №109, г.Трёхгорный, Челябинская область

C’est la vie (фр. «такова жизнь»), но особый интерес как для искушенных, так и для робких волонтеров представляла система образования Франции, территория управленческих решений, кадровая политика. Оказалось, что Франция тоже в плену реформ: в 2019 году ожидаются перемены. В связи с увеличением количества, не знающих государственный язык и не готовых к школе детей, обязательное образование теперь начинается в три года. Аналог наших детских садов Ecole Maternelle(материнская школа)  — это открытое пространство для детей: зоны творчества, доступные игрушки, активные формы группового взаимодействия в так называемых ателье, насыщенная развивающая среда в каждом помещении, разные приемы рефлексии даже для самых маленьких. С ребятами работают два педагога: воспитатель и помощница (отнюдь не нянечка), поразило равенство в коммуникации, отсутствие дистанции между взрослым и ребенком. Всё это мы увидели в детском саду Maternelle Pijolins города Бурж.

Преемственность развивает Elementare Ecole (наша начальная школа), во Франции она самостоятельная ступень образования. Мы посетили школы Pijolins (230 детей) и Barbes (160 детей). В обеих нас поразила свобода педагога, при наличии государственной программы (в очень общем виде, только как результаты обучения) каждый учитель выбирает методы, учебники, темп. Стиль руководства школы горизонтальный, так как директор не работодатель, а соратник для педагогического коллектива и творческий лидер. Он не отвечает за обслуживание здания и хозяйственную деятельность, не принимает кадровых решений, не заключает договоров с организациями общественного питания — всё это осуществляет муниципалитет. Особую роль играет общественная организация города, они нанимают аниматоров для длинной перемены, курируют органы детского самоуправления (да-да, в начальной школе), участвуют в реализации проектов, которые есть у каждых классов и школ. Муниципалитет предоставляет и социальных работников – тьюторов для сопровождения детей с проблемами здоровья.

Для французов claire comme le jour («ясно как день»), что после труда должен быть отдых. Школы и садики не работают в среду и в субботу. При этом уровень сформированности учебных умений вовсе не примитивен: семилетки умножают трехзначные числа на однозначное, спрягают глаголы.  Каникулярное время – это ответственность родителей, школы не работают. Радует запрет приносить в школы гаджеты всем детям до 15 лет, и это ни у кого не вызывает протеста. 

Вечером, в ходе общения по обмену опытом с французскими коллегами из высшей школы подготовки учителей и чиновниками департамента мы узнали, что реформа заденет не только начальные ступени, но и остальные этапы образования. Экзамен BAC – выпускной государственный – усложнится, колледжи будут выдавать дипломы, в старшей школе (лицеи) ожидается профилизация и индивидуализация. Наших коллег чрезмерно удивило наличие профессиональных педагогических конкурсов в России и сетевых учебных организаций системы «Школы Росатома». Директор сетевой школы из Трехгорного Лариса Клочко представляла проекты «Школы Росатома», а Инна Свистун рассказала о конкурсах педагогов и образовательных организаций, было много вопросов и «oh la la!».

Сегодня мы узнали новое словосочетание tres bien – прекрасно, отлично, очень хорошо! Мы видели его в комментариях к детским записям в тетрадях, слышали о нас, когда мы весело путешествовали по городу, следуя квесту, говорили сами в адрес наших гостеприимных и открытых коллег из Буржа. Всё было tres bien! 

Елена Лепихина, Ольга Царева, Наталья Маковеева

МАОУ Лицей, г.Лесной, Свердловская область

Сегодняшний день дал старт нашему знакомству с французской системой образования в рамках экспертного практикума «Школы Росатома». В первой половине дня нам удалось познакомиться с тремя образовательными организациями: двумя начальными школами и детским садом. Особенности уклада местной системы образования мы увидели даже в названии образовательного учреждения. Детский сад – материнская школа. Это символично. Первое, что бросается в глаза, в стенах садика ребенок чувствует себя как дома. Это проявляется во всем. Каждый ребенок имеет возможность выбрать: какое задание первым выполнить на учебном занятии, где и с кем расположиться в кабинете для его выполнения, на какой площадке и в какой компании поиграть во время перемены и где провести обед в свой двухчасовой перерыв. Эта же возможность есть у детей и в школе. Скорее всего, именно по этим причинам дети раскрепощённо общались со взрослыми гостями из России, теми людьми, которых они видели впервые. Свою искренность и непосредственность дети проявили в общении с волонтерами, с радостью поддержав импровизированную игру, которая получила шуточное название «Бонифаций». Подбросили на руках… Понравилось… Привёл за собой товарищей.

В воспитании свободной личности очень важную роль играют условия, созданные для учащихся как в детском саду, так и в школе. Возможность открыто представить результат своей работы, незамысловатость материалов, используемых для воплощения своих творческих идей, отсутствие жесткого требования в размещении вещей исключительно в определенном порядке и месте позволяет сосредоточиться непосредственно на образовательном процессе. Опоздавший на урок ребенок не услышит трехминутный спич на тему того, как важно приходить вовремя и экономить время других. Можно спокойно поднять упавшую ручку, выйти из класса при необходимости или воспользоваться одноразовыми носовыми платками, приготовленными для общего пользования без специального разрешения учителя. Сам учитель при этом имеет возможность варьировать длительность учебного занятия в зависимости от образовательных задач. 

Может показаться, что французские дети обучаются в условиях вседозволенности и отсутствия контроля со стороны педагогов. Это ощущение исчезает, как только становишься свидетелем неукоснительного соблюдения правил жизни, принятых (по-видимому, всеми участниками образовательного процесса) в школе. Полное отсутствие гаджетов, отвлекающих от учебного процесса, распределение обязанностей, связанных с выполнением задач, полезных для всего класса и даже пользование велосипедом только в один определённый день недели, не вызывает никаких вопросов ни у детей, ни у родителей.

Помимо возможности свободного выбора, в детях с самого детства воспитывается бережное отношение и рациональное использование имеющихся ресурсов. Работа маркером на заламинированных карточках с заданиями позволяет их использовать многократно так же, как и пластиковые индивидуальные планшеты учащихся. Скромные, в каком-то смысле «походные» кровати в спальнях способствуют формированию непритязательного отношения к бытовым условиям жизни.

Директора образовательных организаций поделились с нами традициями своих учреждений: хоровое пение в дни школьных событий, театральные представления для родителей, с участием каждого ребенка, обязательное чтение книг, взятых в библиотеке, с последующим пересказом, а также участие родителей в организации деятельности учащихся во внеурочное время. Все эти традиции дополняют образовательный процесс и делают его по-настоящему общественным.

Все это сформировало наше мнение об укладе жизни французских школ, способствующем формированию свободной, но способной следовать определённым правилам личности. Подтверждение этому мы получили на встрече с представителями департамента образования.

Михаил Урвачев

МБОУ СОШ №135, г.Снежинск, Челябинская область

День 2. «Мы должны привести ребёнка к лучшему, что у него есть».

Сегодня наша команда продолжила знакомство с французской системой образования, посетив частную образовательную организацию, представляющую собой образовательный центр, в состав которого входят материнская школа (местный аналог детского сада), начальная школа (10-7 класс),основная школа (6-3 класс), старшая школа (2,1 и выпускной класс, называемый Terminale), а также технологический институт, в котором любой желающий может получить профессиональное технологическое образование в течение двух лет. Данная образовательная организация относится к числу католических школ. Эти школы финансируются государством, а также за счёт взносов родителей, которые, к слову, зависят от дохода семьи и варьируются, со слов директора центра, от 35 до 90 евро в месяц. Эти средства идут на оплату дополнительного персонала школы, а также на оснащение необходимым оборудованием. К слову, школе есть чем похвастаться: современные компьютерные классы, предметные лаборатории, практичная и удобная учебная мебель и даже наличие индивидуального планшетного компьютера у каждого ученика. Но обо всем по порядку.

Сначала нас познакомили с общей моделью образовательного центра. Учреждение расположено в нескольких, находящихся в шаговой доступности, зданиях. Этот факт был воспринят нашей группой неоднозначно. С одной стороны, территориальное разделение по циклам образования позволяет учащимся и учителям сосредоточиться на деятельности, соответствующей возрастным особенностям. С другой стороны, в такой ситуации довольно остро встаёт вопрос преемственности. Правда, со слов директора, основной его целью является создание условий, в которых все сотрудники и учащиеся становятся командой единомышленников.

Образовательная среда детского сада и начальной школы отличается яркостью, насыщенностью, нестандартностью. Повсеместно представлены результаты деятельности учащихся: поделки, рисунки, аппликации из прописей, выставки творческих работ в кабинетах и коридорах. В каждом кабинете предусмотрены разные зоны по видам деятельности. Также стоит отметить большое количество дидактического материала, выполненного руками учителя и детей. На развитие ребёнка также работают зоны отдыха и прогулок. Каждый ребёнок имеет возможность заниматься делом по собственному интересу: оборудована площадка «юного ботаника», спортивные площадки для разных видов спорта, велосипедная площадка, музыкальный зал, а также зал развития моторики.

Особое значение для всего образовательного центра имеет библиотека, которая получила название Центр документации и информирования и является сердцем здания начальной и материнской школы. Внутри библиотека представляет собой двухуровневое помещение, также разделенное на несколько зон: зона для самостоятельного чтения, театральная площадка, а также зона для совместного чтения сказок. Среда материнской и начальной школы является не только развивающей, но ещё и комфортной не только для детей, но и для педагогов. На создании комфортных условий директор делает особый акцент. Это выражается в наличии отдельных удобных учительских, обеденных кабинетов, а также в том, что при строительстве здания первоначальное оборудование учебных классов проходило с учётом мнения учителей. По мнению директора, хорошие условия работы учителей способствует повышению качества их работы. И мы с этим целиком согласны.

Здание колледжа находится через дорогу. Большой школьный двор оборудован стоянкой для велосипедов, баскетбольными кольцами, местами для отдыха, в том числе под навесами. В непогоду у ребят есть возможность провести время в комнате отдыха, оборудованной столом для настольного тенниса, аэрохоккеем, настольным хоккеем и даже столом для бильярда. Библиотека колледжа также является неотъемлемой частью развивающей среды. Ученики там находятся постоянно: во время проведения мероприятий, при подготовке проектов и выполнении домашних заданий. Начиная с колледжа, у всех учащихся есть индивидуальный планшетный компьютер. Он является важной составляющей образовательного процесса. Цель этого нововведения – научить ребенка грамотно и рационально использовать цифровые ресурсы и устройства в своей жизни. Для развития ребёнка используются не только материальные, но и организационные ресурсы: ежедневно после обеда вся школа в течение 10 минут читает книги, при необходимости с учащимися работает педагог-консультант по выполнению домашних заданий, а для профессионального самоопределения выделен один час в неделю для общения с педагогом-психологом.

Образовательная среда лицея сформирована таким образом, чтобы у старшеклассника было больше возможностей для самостоятельной работы. Два кабинета для самоподготовки, в которых ребята работают в обязательном порядке в назначенные дни. Несколько лабораторий оборудовано таким образом, чтобы в них могли проходить занятия по разным предметам как для лицеистов, так и для учеников колледжа. Одна из учебных аудиторий оснащена модульными столами и стенами, на которых можно писать. Это, по мнению педагогов лицея, позволяет разнообразить формы организации учебных занятий, а также вовлечь в учебный процесс каждого ученика.

Спортивный зал поразил нас размерами и многофункциональностью. По закону Франции, школа имеет право выбрать вид спорта для освоения учащимися. Лицей выбрал такие виды спорта как скалолазание, регби и баскетбол. В зале установлен большой скалодром, несколько баскетбольных колец, а сам зал может быть разделен с помощью перегородок на несколько частей, что позволяет педагогам одновременно работать с несколькими учебными группами.

В ходе знакомства с лицеем, мы пришли к выводу, что созданы минимально необходимые, но при этом достаточные условия для того, чтобы среда способствовала развитию учащегося старших классов. В целом, по нашему мнению, в образовательном центре созданы все условия для организации развивающей среды с учётом возрастных особенностей учащихся. Опыт французских коллег, которым они поделились, может быть использован в наших образовательных организациях.

Ирина Миловидова, Михаил Урвачев, Любовь Шукшина

МБОУ СОШ №135, г.Снежинск, Челябинская область

Второй день экспертного практикума был полностью посвящен посещению и экспертизе частного образовательного комплекса города Бурж. В состав комплекса входят детский сад, начальная школа, колледж, лицей и технологический двухлетний институт. В самом начале мы пообщались с директором Арнаудом Патуралем. Из беседы с директором мы выяснили, что независимо от того, что это частная школа с государственным соуправлением, миссию школы и методики преподавания предметов определяет само учреждение. Даже родители к вопросам стратегии развития и обучения не допускаются. Они, конечно, могут высказать свои предложения, но последнее слово остается за Арнаудом Патуралем. У частной школы есть своя католическая миссия, которая не сводится к вовлечению всех учеников в религию, а продвигает католические истины в вопросах воспитания и общего понимания жизненных заповедей. Месье Патураль определил задачу школы словами: «Мы должны привести ребенка к лучшему, что у него есть». Экспертам очень понравились эти слова. Осталось только определить, как и через что пролегает путь ребенка к самому себе.

Во-первых, образовательный комплекс содержит 5 из 6 уровней обучения. Каждый уровень обособлен в отдельное здание. Здания внешне и внутренне отличаются друг от друга. Функциональность задается уровнем образования. Если вы в детском саду, то у вас есть навесная веранда, мягкие резиновые косяки у дверей и такие же края ступеней на лестницах. Все кабинеты и коридоры окрашены в яркие позитивные цвета. Дизайнерская столовая продумана до мелочей: столы такой высоты, чтобы одновременно и детям было сидеть удобно, и поварам не приходилось сильно наклоняться. Питание школьника напоминает выбор в ресторане. Такую же многофункциональность имеют и закрытые школьные дворы – от летних кафе до многочисленных спортивных площадок и беседок. Всё содержание зданий осуществляется за счет родительской платы, которая составляет от 35 до 90 евро в месяц, в зависимости от дохода семьи. Эту управленческую составляющую мы оценили высоко.

Во-вторых, работа с кадрами по словам директора комплекса: «Мотивирование учителей к желанию учиться, повышать свою квалификацию – это большая стройка, которую я всячески поддерживаю». Но вот чему мы позавидовали в хорошем смысле, так это наличию структуры под названием «Школьная жизнь». В неё входят педагоги-кураторы, которые отвечают в школе за приём и уход детей, составление расписания, дисциплину на переменах и в столовой, питание, за мониторинг посещаемости. Они – первая инстанция в общении с родителями при возникновении споров или вопросов. Получается, что учитель не отвлекается на посторонние моменты школьной жизни, не связанные напрямую с процессом образования, а значит, в разы быстрее проставит оценки в сетевой журнал, проверит работы учеников, подготовится качественнее к завтрашним урокам. В школе на 2600 учеников 160 учителей и ещё 100 работников из «Школьной жизни».

Однако, для определения эффективности работы управленческой команды, необходимо не только увидеть насыщенность среды и обилие кадров, но и посетить уроки, увидеть результаты независимой оценки качества образования. К сожалению, мы были лишены такой возможности. Детей нам показали только гуляющими во дворе во время большой перемены. Поэтому дать однозначно положительный ответ о экспертизе управления развитием мы не можем.

Лариса Клочко, Инна Свистун, Елена Вавилова

МБОУ СОШ №109, г.Трёхгорный, Челябинская область

Union progres et traditions (фр. союз прогресса и традиций) — так можно было бы назвать школу, в которой нам сегодня посчастливилось побывать. Это даже не школа, а частный образовательный комплекс, который включает в себя и детский сад, и начальную ступень, и колледж, и лицейские (старшие) классы, и два года высшей школы. Необычность заключается уже в том, что школе 160 лет, а её учредителем является епископ. Католическая церковь с 1959 года участвует в государственной программе поддержки школьного  образования. Отсюда и гуманистическая концепция центра: принимать всех детей без отбора, каждого довести до «конца образования». На одном из зданий комплекса на фоне портретов обучающихся  надпись «De multiples visages, de multiples talents» — «Множество лиц, множество талантов». Директор центра месье Арно Патюрель неоднократно говорил, что для школы «каждый ребенок важен». Миссию школы он сформулировал как двойственный принцип: с одной стороны требование — помочь ребенку раскрыть его лучшую сторону, трудиться над собой. С другой стороны, либеральный подход: никогда не приклеивать ярлыки, верить в ребенка.

Школа, действительно, развивает ребенка. В детском саду насыщенная развивающая среда. В колледже удивительные долгосрочные проекты: «монстры», «история холокоста», «японская поэзия». Классы объединяются по интересам в спортивные, артистические или музыкальные ассоциации. В старшей школе индивидуальные занятия: мы были на начале урока по китайскому языку, на котором присутствовало … три старшеклассника. Всего трое выбрали этот курс, и он реализуется. Огромное количество мест для индивидуальной работы, для выполнения домашнего задания, для общения, для уединения. Каждый ученик имеет планшет, который заменяет учебники, имеет информационные дополнительные ресурсы, опции для взаимодействия.

Месье Патюрель подчеркнул, что их миссия быть школой ценностей. Наиболее значимая ценность — это уважение, неприятие насилия и невежества. Даже отчислить ученика могут только за проявление неуважения к человеку в целом, к традициям общества. Несмотря на то, что в школе есть устав, в нём нет нормы об уважительном отношении к старшим (к учителю), ибо это «не нужно записывать, это должно быть ясно», да и уважительно относиться нужно не только к старшим, ко всем. В уставе нет запретов, но когда-то давно сложившиеся нормы и обычаи действуют. Например, опоздание необходимо «отработать» — остаться на дополнительные занятия.

В школе бережно относятся к традициям: каждое утро все дети встречаются на школьном дворе, проводится перекличка, уточняется расписание, и учитель забирает класс на занятия. Здесь давно заведена традиция ежедневного десятиминутного чтения, когда и дети, и сотрудники читают художественную литературу. Именно в этой школе 6 класс (11-12 лет) практически изолирован от других классов — у них своё здание, своя библиотека, своё помещение для перемен. Педагоги нам объяснили тем, что этот возраст сложен, дети адаптируются к новым условиям и требуют особой заботы и внимания.

В этой школе бережное отношение не только к детям, но и к педагогам. Необыкновенная учительская, которая состоит из трёх огромных помещений, оригинальный стенд с расписанием, кофе-машина, индивидуальные шкафчики, место для работы с электронным журналом, удобная мягкая мебель, множительная копировальная техника. В то время как в учебных кабинетах отсутствует традиционный учительский стол, нагромождение шкафов, полок.

Ценности, о которых заявляет директор Месье Патюрель, не просто декларируются. Это проявляется в том, что дети педагогов учатся в этой школе, ротация кадров практически отсутствует, сюда поступают ребята из других городов, даже из Парижа и Москвы.

Таким образом, сочетаются традиции и инновации, что важно не только для 8500 французских католических школ, но и для нас.

Наталья Маковеева, Ольга Царева, Елена Лепихина,

МАОУ Лицей г. Лесной, Свердловская область

День 3. «Душой» школьного уклада является событийность образования.

Третий день практикума порадовал экспертов своей погодой, встретив нас солнечным утром на пути в государственный (Public) колледж Виктора Гюго. Колледж насчитывает 630 учащихся, 56 педагогов,10 воспитателей и 16 человек персонала, занимающегося обслуживанием здания, столовой и прочими нуждами школы.  Руководство колледжа — директор, два его заместителя (по учебной и административно-хозяйственной работе). Количество персонала школы определяется министерством образования, департаментом и мэрией. Количество возможных работников зависит от нескольких факторов: площадь школы , размер её территории и количество зданий. Подбор педагогических и административных кадров является ответственностью министерства образования. В стране существует единая кадровая база. Все образовательные организации прогнозируют количество учителей, которое им может быть необходимо на следующий учебный год. Исходя из потребности школ,  а также пожеланий педагогов, министерство образования распределяет педагогических работников по всей стране. Таким образом, директор не влияет на педагогический состав своей образовательной организации. Его заботит лишь организация учебного процесса, чему он посвящает все своё рабочее время. Безусловно, такая система обеспечения школ кадрами имеет свои преимущества: директору не приходится тратить время на поиск, собеседование будущих учителей. При этом гарантом качественной подготовки учителя является государство: каждый студент педагогического вуза при выпуске должен пройти конкурс (не формальный, со слов представителя университета подготовки учителей на одно рабочее место может претендовать три и более кандидата).Французская система аттестации педагогических работников также позволяет директору оставаться уверенным в уровне подготовки нового учителя. Раз в пять лет каждый учитель проходит инспекцию, в которой оценивается его методическая компетентность, педагогическая позиция и этика, стиль общения с детьми. При оценке государственный инспектор учитывает мнение директора. Несмотря на то, что по результатам инспекции в большинстве случаев принимается решение о переходе учителя в новый эшелон (во Франции учитель проходит путь с первого по одиннадцатый), учителю могут быть выданы рекомендации о дате следующего повышения эшелона. Это может как ускорить профессиональный рост учителя (а вместе с ним и заработную плату), так и замедлить его.

Однако, такая система, при которой непосредственным работодателем для педагога является министерство, а не директор, может создавать ряд затруднений. Возможность поощрять или штрафовать своих сотрудников являатся важной составляющей управленческого арсенала директора. В системе образования Франции, по большому счёту, мнение директора об учителе при аттесатции является практически единственным способом управленческого воздействия. Французский учитель является «функционером» — сотрудником, которому государство гарантирует трудоустройство. Обязанность директора — обеспечить нагрузку на ставку в 18 часов (для учителей физической культуры 20). Чтобы оштрафовать, а тем более уволить сотрудника, должно произойти что-то из ряда вон выходящее: неуважительное отношие к ребёнку, отказ от прямых обязанностей. Даже низкий процент сдавших выпускные экзамены по предмету не является достаточной причиной для принятия управленческих решений в отношении учителя (при проведении инспекции такой показатель тоже не берётся в расчёт). Также практически не существует такого явления как премия. У директора просто нет на это средств. «У меня нет ни цента в кармане. Я не могу доплатить учителю за то, что он хорошо поработал» — так директор колледжа  месье Шпак комментирует эту ситуацию. «Все, что в моих силах — лишь немного доплатить учителю за то, что он активно принимает участие в школьных проектах. Это все». Кстати, в части распределения средств на нужды образовательной организации тоже существуют серьёзные ограничения. Бюджет на учебный год директор защищает в июне. Сразу указывается количество педагогов, которое может быть увеличено или уменьшено в зависимости от количества детей, размер необходимых средств на оплату административно-хозяйственному персоналу, а также на реализацию всех образовательных проектов, которые будут реализованы в будущем году. Запросить дополнильное финансирование у директора наврядли получится. Очень важно умение планировать свою деятельность детально и предполагать трату каждого евро. Такие условия, конечно, стимулируют коллективы школ учиться работать в формате проектов, но при этом практически не оставляют права на ошибку. Если директору удалось в течение года привлечь внебюджетное финансирование, либо сэкономить на затратах текущего года, эти средства не окажутся в федеральном бюджете, перейдут на следующий год и смогут быть потрачены на нужды школы в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сложившаяся система образования во Франции формирует прочный фундамент для функционирования образовательных организаций,но при этом создаёт довольно серьёзные рамки для управления развитием.

Стоит отметить, что все вышеперечисленное в полной мере относится только к публичным (государственным) образовательным организациям. В системе образования Франции существует ещё две возможные формы финансирования: частное и частно-государственное. К сожалению, нам не удалось познакомиться с полностью частными школами. Вчера же нас познакомили с образовательным центром, финансирование которого ведётся из средств федерального бюджета (зарплата учителем и педагогическим работникам, и части административного персонала), а также из взносов родителей. Именно родельские средства могут быть использованы школой по усмотрению администрации (при этом родители, как правило, только ставятся в известность о тратах средств, лишь четыре раза в год проходит совет с привлечением части родителей). Такие школы имеют больше свободы. Директор имеет право самостоятельно набирать сой штат (безусловно, получив заключение министерства об уровне образования педагога). Также появляется возможность более гибко распределять финансовые потоки в соответствии с потребностями образовательной организации. Результаты таких различий заметны сразу. Во-первых, частная школа обладает лучшим оборудованием, оснащенными кабинетами. Это создает более Комфортные условия как для учеников (наличие индивидуального планшета, несколько красивых и оборудованных библиотек, игровые комнаты, места отдыха), так и для учителей (просторные утительские, оборудованные рабочие места) что в конечном итоге как минимум приводит к повышению удовлетворенности образовательными услугами.

Ещё одной особенностью французской системы образования является то, что стратегическим управлением развития образовательных организаций занимается департамент образования: ставит конкретные задачи, учитывая особенности контингента и потребности региона и/или муниципалитета, контролирует их выполнение и корректирует в зависимости от текущей ситуации. Несмотря на то, что это может в какой-то мере ограничить образовательную организацию в выборе пути развития, но при этом будет работать на создание единой национальной образовательной системы Франции.

В течение трёх дней нам посчастливилось познакомиться с французской образовательной системой, пусть и в отдельно взятом её регионе. Радует то, что системы образования России и Франции схожи в главном: обе ориентированы на формирование нравственных качеств личности учащихся, находятся в процессе серьёзных преобразований и нацелены на дальнейшее развитие, а педагоги наших стран открыты к сотрудничеству и готовы перенимать положительный опыт коллег.

Ирина Миловидова, Михаил Урвачев, Любовь Шукшина

МБОУ СОШ №135, г.Снежинск, Челябинская область

Tout est relatif (с фр. «всё познается в сравнении»). Сегодня наша волонтерская миссия началась в колледже Виктора Гюго. Это учебное заведение находится в северном квартале Буржа, в нем учится много детей-беженцев, поэтому, есть даже класс для тех, кто не знает французского языка. Месье Шпак — директор (принципал) колледжа очень тепло нас встретил, ответил на многочисленные вопросы: и о кадровой политике, и о стимулировании педагогов, и о расписании, и о миссии колледжа. Она выглядит по-другому нежели у частной школы Сен-Мария-Сен-Доменик: «Наша задача помочь ученику достигнуть лучшего для него уровеня лицея». Мы почувствовали, что руководители колледжа — сплоченная команда. Эмоциональный и остроумный директор не скупился на похвалы своим заместителям, подчеркивая, что они слишком поздно уходят с работы или гордился шеф-поваром, иронично «сетуя» на лишние килограммы. В этом колледже, как и в других образовательных учреждениях Франции, уделяется большое внимание спорту, есть международное сотрудничество с китайским колледжем, реализуются различные проекты. Например, творческое оформление дверей школьных кабинетов: где-то  портрет Эйнштейна, где-то ассоциация с роковой музыкой, где-то бабочки и жуки. Дети меняют пространство по собственному замыслу. Во дворе школы — еще один проект, «отель для насекомых» — дизайнерское решение сооружения, которое стало объектом для энтомологических наблюдений.

Сегодня мы побывали на уроках. Где не только наблюдали за технологиями преподавания (волне традиционными), но и обращали внимание на те условия, которые созданы в школе. Безусловно, как и в других образовательных учреждениях Франции, здесь есть индивидуальные шкафчики для учеников, отлично обустроенная столовая, компьютеры в кабинетах технологии и физики, лаборантские, наполненные приборами, просторный двор, на который ребята выбежали с мячами на перемене. Однако, tout est relatif, среды открытого пространства, оригинальных нескучных дизайнерских объектов, мест для неформального общения и индивидуальной работы, как это было в частной школе, мы не увидели. Все-таки возможности государственной школы и частной разные.

Каждое учреждение с гордостью демонстрировало библиотеку, впрочем, это помещение уже по праву можно назвать медиатекой: Интернет-зоны, стеллажи с прессой, ящики с комиксами, тематические стенды, удобные диваны и место для чтения прямо на полу. В библиотеке колледжа два сотрудника, которые не просто выдают книги, но и готовят библио-акции, ведут урок «знакомство с медиа», организуют дни поэзии.

Среда — сокращенный учебный день. Дети после 12.00 имеют возможность посетить досуговые и образовательные центры города.  Мы заехали в один из таких центров, где занимались ученики начальной школы. Огромное футбольное поле, лесопарковая зона, помещения для творчества, детская площадка, место для обеда и для общих собраний — все это позволяет организовать полноценный и полезный отдых детям. Аниматоры готовят разные мастерские (ателье), а ребята выбирают, чем они будут заниматься в эту среду. Организаторы стараются поддержать познавательный интерес и развивать творческий потенциал каждого ребенка.

В среду много посетителей и в центральной медиатеке города, которая располагает большими фондами, имея серьёзную финансовую поддержку со стороны муниципалитета. В медиатеке кроме множества стеллажей с книгами (а мы нашли и на русском языке) есть зоны релакса, отдел кино и музыки, фонды с аудиоизданиями и электронными книгами, место для общения и интернет-клуб с возможностями виртуальной реальности. Нам показали, как устроены хранилища, где восстанавливают книги, где рождаются идеи флешмобов и городских событий. Медиатека сотрудничает с издательствами, поэтами, иллюстраторами, а главное, со школами. Пространство медиатеки современное, яркое, интересное, стильное.  Идея возрождения чтения стала, похоже, неким национальным проектом Франции.

На центральной стене библиотеки известная фраза Протогора: «Человек – мера всех вещей». Это настоящий девиз сегодняшнего дня экспертного практикума российских педагогов. Впечатления от города сегодня — харизматические, интересные люди и сюжеты. Это и непосредственный директор колледжа месье Шпак, и наш коллега Михаил из Снежинска, разучивающий с детьми русские слова, и, конечно, мадам Катрин — хранительница старинной библиотеки и музея старой школы, которая покорила нас артистичностью, доброй энергией, мудрой чудинкой, заставила писать чернилами и приоткрыла дверь в город, спрятанный от взглядов суетливых туристов.

Ольга Царева, Наталья Маковеева, Елена Лепихина,

МАОУ Лицей, г. Лесной, Свердловская область

Отнестись с экспертной позиции к школьному укладу жизни нам представилась возможность на третий день нашего образовательного практикума в колледже Виктора Гюго. Колледж расположен в северных кварталах города Бурж, которые считаются не вполне благополучными, и населены в основном, не коренными французами, а выходцами из других стран, приехавших по работе во Францию и беженцами.

Встретивший нас директор колледжа был гостеприимен, обладал живым чувством юмора и имел славянские корни (бабушка из Украины). Славянские черты его лица были экспертами считаны, идентифицированы, и вызвали априори положительное отношение ко всему, что директор говорил.

Наша встреча длилась около полутора часов, директор терпеливо и обстоятельно отвечал на все наши вопросы. После этого мы отправились на экскурсию по колледжу. После экскурсии нас разделили на группы по 2-3 человека и мы отправились «в поля» –  на уроки с французскими детьми, французскими учителями и без переводчика. Двое из нас попали на урок физкультуры, который проходил в формате игры на спортивное ориентирование, которая проходила на территории, прилегающей к школе. Учитель сначала провела с детьми беседу по технике безопасности, объяснила точки движения по карте, разбила детей на группы и отправила каждого из учеников на «свою» точку, куда он должен был положить пластиковую «тарелочку» с компостером. Далее на старте детям выдавался маршрут содержащий 16 точек из 30 (у каждого своя точка старта и свой набор точек). Добежав до точки, которую ребенок определяет по карте, ученик должен компостером пробить листок в нужной ячейке. Схитрить не получится, бежать за впереди идущим тоже. Поэтому ребятишки реально ориентировались на местности, бегали по точкам и соревновались.

Третий эксперт, представлявший школу 109 города Трехгорного, попал в группу, которая знакомилась со службой, аналога которой в российской школе нет – со службой «La vie scolaire», что можно перевести как «Школьная жизнь». Как мы поняли, эта служба во многом организационно задает правила (часть уклада) школьной жизни.

В службе 2 ответственных работника, в подчинении которых находится 7 профессиональных помощников (по-нашему – воспитателей), плюс 3 сотрудника на добровольной службе, которые меняются время от времени и помогают по необходимости. Работа этой службы не проста и состоит в том, чтобы отслеживать и контролировать посещение занятий, опоздания на уроки, питание школьников, поддерживать связь с родителями, осуществлять разбор и разрешение конфликтов, проводить наказание провинившихся. Одним словом, это кровеносная система всего школьного организма. Мы поняли, что такой структуры катастрофически не хватает в наших школах, что дает огромную перегрузку педагога и отвлекает его от основного вида деятельности.

«Душой» школьного уклада является событийность образования, в которую вовлечены все дети в колледже. Как правило, основная форма событий в колледже Виктора Гюго – проекты, направленность которых разнообразна: от экологических и спортивных до творческих. Проекты могут быть также и международными. Все они финансируются Департаментом образования. Для руководства проектами приглашаются специалисты разных направлений. Например, для творческих – актеры, режиссеры и музыканты. Такое сотрудничество обогащает обе стороны: дети встречаются с культурным взрослым не из школы, расширяется опыт коммуникации. Руководители проектов несут социальную ответственность как члены гражданского общества страны. Как таковых, в нашем понимании, традиционных праздников и мероприятий в колледже нет. В начале учебного года собирается «Совет жизни» школы – 15 учеников и 15 учителей – этот совет и определяет план работы колледжа на год, выбирает тематику мероприятий и акций. Мы увидели в этом аналог Совета школы в России. Руководство школы всячески поощряет инициативы Совета жизни. По окончании выпускного класса самых талантливых детей муниципалитет поощряет именными стипендиями. А колледж может выписать «поздравление» — официальную благодарность от школы за активную позицию и участие в школьной жизни. Например, завтра, в старших классах состоится образовательное событие «Философское кафе» — беседа о морали и нравственности.

Так к какому же выводу пришли эксперты? La vie scolaire наравне с педагогами создает школьный уклад колледжа, дополняя образовательную событийность воспитательным моментом и поддержанием в рабочем состоянии тех самых жестких рамок, которые очень четко и явно ограничивают декларированную свободу. Свобода, но по правилам, которые четко соблюдаются всеми!

Лариса Клочко, Инна Свистун, Елена Вавилова,

МБОУ СОШ №109, г.Трехгорный, Челябинская область

День 4. Назад в будущее.

Старинные барельефы с королевскими лилиями и традиционными французскими орнаментами, залы для балов и пиров, сокровищница, часовня, многочисленные галереи и башни с винтовыми лестницами… Дворец Жака Кёра — шедевр городской пламенеющей готики — именно такую образовательную среду смогли оценить эксперты утром в четвертый день практикума.

Школьникам Буржа повезло! Особняк входит в число ста  национальных памятников.

Какую же возможность дает такая среда? Безусловно, одним из важных этапов обучения является погружение в эпоху. Увы, но не каждый школьник в России  может посетить историческое место 15 века. Уже утром мы увидели несколько учебных групп разного возраста (материнская школа и колледж), которые вместо учебных кабинетов решали образовательные задачи в залах особняка. 
Здесь  ученики могут изучать архитектуру, биологию, искусство, историю, математику и другие предметы.  Нас познакомили с проектом,  в рамках которого ученики исследовали животных на гробнице герцога Беррийского на макете, знакомились с ее оригиналом в другом музее, после этого создавали рисунки и презентовали их на конкурсе. При этом дети одновременно осваивали биологию, историю, искусство, риторику, учились работать с историческими источниками, развивали проектные умения и  коммуникативные навыки. Такой комплексный метапредметный подход к урокам и проектам, по нашему мнению, формирует у детей целостное представление картины мира, а значит и понимание своей роли в нем.

Всю образовательную деятельность, о которой мы узнали сегодня, отличает особая коммуникативная среда.
Включение в нее не только учителей, но и сотрудников дворца, членов различных ассоциаций, художников, музыкантов, общественных деятелей  позволяет изменить  формат  урока. Исторические паркуры, артистические пробеги, театральные квесты — это только некоторые формы, о которых нам рассказала руководитель комплекса Аурора Сан. Также мы узнали об успешном опыте преломления истории средних веков в современность. Например, в рамках одного из проектов дети в сотрудничестве с  Национальной школой искусств создавали макеты дворца Кёра 21 века. Одновременное изучение прошлого и настоящего- это одна из идей, которую мы увезем домой из гостеприимного Буржа. 

Еще одной особенностью в  образовательной среды особняка является возможность проживания исторических событий. Реконструкция «Один день в замке Кёр», квест «Похищение» или работа в профессиональном «ателье» (мастер-класс) позволяет детям и взрослым примерить на себя различные роли, оценить не только себя, но и своего героя. Сегодня, увидев в замке  группу дошкольников в исторических костюмах, каждый эксперт, безусловно, захотел стать благородным рыцарем или прекрасной дамой. 
Экскурсия в замок Жака Кёра стала еще одним плюсом в копилке нашего практикума, ведь именно здесь у нас возникли идеи для новых проектов, которые позволят и нашим школьникам учиться с большим интересом. 

Прощаемся с Буржем — впереди Париж!

Наталья Томченко, Анастасия Абдалова, Ольга Южакова,

МАОУ Лицей №56, г.Новоуральск, Свердловская область

Сегодня мы экспертировали образовательную среду, но не учебного заведения, а всего города Буржа. С утра наша группа отправилась в национальный музей – Дворец Жака Кёра. Как оказалось, в очереди в музей мы были не одни: перед нами группой из 25-30 человек стояли школьники одного из колледжей Буржа. Их сопровождал учитель. Мы поняли, что школьники пришли во дворец во время уроков с некой образовательной целью. Эту цель всем хотелось понять и раскрыть, поэтому мы попросили нашего гида Ольгу устроить нам встречу с педагогом или детьми, чтобы поговорить с ними о том, что они изучали в музее.

Дворец произвел на нашу группу очень сильное впечатление своими размерами, красотой и мощью, а также историей семьи Жака Кёра, его взлётами и падением, загадочным исчезновением. После полуторачасовой экскурсии по крутой винтообразной лесенке мы поднялись в один из залов дворца, где встретились с девушкой – представительницей образовательной службы музея. Она нам рассказала, что этой службе всего четыре года, из постоянных сотрудников в службе только она одна, но ей помогают другие сотрудники музея, а также приходящие гиды и аниматоры. Задача службы – осуществление социального партнерства между музеем и образовательными учреждениями не только Франции, но и других стран. На данный момент разработано более десяти различных интерактивных образовательных программ для детей от детского сада до студентов. Например, образовательная программа по скульптурам 15 века, расположенным во дворце, заканчивается интерактивным ателье, в рамках которого каждый желающий может создать свою маленькую скульптуру и почувствовать себя на минутку знаменитым скульптором, демонстрируя всем свой маленький шедевр. Чем не ранняя профориентация! Девушка сказала, что «Школьники Франции в рамках образовательных программ должны осуществлять своеобразный культурный паркур по музеям. Наша задача – помочь им сделать этот паркур незабываемым и интересным». Для идущей за нами по музею группы итальянских школьников в разных местах дворца были приготовлены некие активности в виде стола со старинной посудой, маршрута передвижений Жака Кёра, каких-то картин и гравюр. Рядом лежали листочки, похоже, дети должны были выполнять различные задания. Многие программы заканчиваются выводом детей на проектную работу, вызовом к выполнению которой являются артефакты музея. Например, дети начальной школы совместно с учителем и сотрудницей образовательной службы музея после тщательного изучения гробницы графа Кентерберийского выполняли проект «Различные животные на гробнице графа Кентерберийского». С этим проектом ребята заняли второе место в национальном конкурсе проектных работ. А образовательная служба музея вместе с учителем разработали методические рекомендации «Педагогические ресурсы дворца Жака Кёра». Также, в Бурже есть Высшая школа искусств, студенты которой делают очень много совместных проектов с сотрудниками музея. Девушка, с которой мы разговаривали, отметила, что у музея есть тесные связи со школой Пижолен, которую мы посещали в первый день нашего образовательного практикума. В школе даже есть специальный сотрудник, отвечающий за связь образования и культуры. Вся эта работа финансируется государством.

Конечно, хорошо, когда ты живёшь в городе, где на каждом углу тебя ждёт живая история, искусство, памятники архитектуры. А как быть нашим городам, например, Трёхгорному, вся история которого – это чуть больше полувека, и историю 12-19 веков в городской среде изучать не получается? Мы считаем, что суть не в том, каков твой город, а в умении каждого учителя увидеть в среде возможности для образования, наполнить среду артефактами для изучения, дать ребёнку такой вызов, который натолкнет его на последующую образовательную деятельность. К примеру, обычный городской парк нашего города можно превратить в образовательную среду для учеников 4 и 8 классов, в которой одни изучают окружающий мир, а вторые проходят социальную практику, выступая волонтерами и учителями. Такой урок осенью 2018 года проводила учительница нашей школы. Ждём весны, чтобы парковые уроки продолжились.

Вывод: город Бурж, как образовательная среда, состоялся. Она насыщена различными артефактами, неравнодушными людьми, правильной политикой государства в сфере образования. Город нам очень понравился, было даже как-то жалко уезжать из его гостеприимных стен. Но впереди нас ждал Париж!

Лариса Клочко, Инна Свистун, Елена Вавилова,

МБОУ СОШ №109, г.Трёхгорный, Челябинская область

В последний день выездного экспертного практикума в Бурже мы посетили национальный памятник Франции  «Дворец Жака Кера». Дворец входит в сеть из ста памятников и музеев Франции, которые содержатся за счет государства. В Бурже таких памятников четыре.  Ежегодно национальные памятники Буржа посещают 7000 школьников и студентов, из них 2500 — Дворец Жака Кера.

В течение последних четырёх лет создана система взаимодействия с образовательными учреждениями  города. Для осуществления такого взаимодействия создан специальный учебный отдел, в состав которого входит начальник учебного отдела и 15 сотрудников — гидов и аниматоров, администратор и специалист по коммуникациям. Учебный отдел предлагает как готовые проекты, так и по заявкам образовательных организаций и отдельных учителей. Учебный отдел работает с семьями с детьми, школьными группами (от начальной школы до студентов), семьями мигрантов и инвалидами. Проекты адаптированы под образовательные программы школ и проводятся в следующих форматах: свободное посещение, посещение с гидом, проведение мастер-классов (ателье).  Основное направление проектов — искусство в различных его проявлениях: скульптура, поэзия, живопись, театр. Музей сотрудничает  со Школами высшего искусства, с лицеями, которые имеют профиль искусство. Взаимодействие огранизовано на основании заключённых договоров.

У французских школьников есть возможность изучать историю, искусство в стенах исторических памятников,  погружаться в эпоху 15-16 веков. В момент нашего визита во дворце проходил костюмированный фестиваль для учеников начальной школы, который являлся финалом  проекта. Школьники изучали эпоху принцесс и рыцарей, особенности их жизни, вместе с родителями сшили костюмы 15 века. Дети, участвуя в реализации данного проекта , погрузились в средневековую эпоху, приобщились к культурному наследию своего народа. Такой визит во дворец станет ценным образовательным событием, который решит не только педадогические задачи, но и станет личным событием для ребёнка. ( Кто из нас не мечтал в детстве стать принцессой или рыцерем и жить во дворце?).

Таким образом, на основании проведенной эксперизы управленческой модели можно сделать вывод, что данное взаимодействие позволяет обогатить образовательную среду школы, управлять развитием социальных, культурных связей образовательных организаций, способствует формированию коммуникативных умений у обучающихся через реализацию проектов. Реализация проектов в стенах дворца даёт возможность каждому ребенку прикоснуться к духу средневековья, стать причастным к культуре и истории Франции. Использование исторических объектов для реализации образовательных задач способствует воспитанию патриотизма.

Лариса Куницина, Ольга Китаева,

г.Зеленогорск, Красноярский край

День 5. Управление собственным развитием через образовательное путешествие по Парижу.
Сегодняшний день эксперты решили посвятить управлению развитием собственного образования, а именно его культурной и коммуникативной составляющих. Сегодня нас ждал Париж. Первый вызов эксперты получили, спустившись к 10:00 в холл гостиницы, и не обнаружив около неё транспорт, который должен был повезти их в образовательное путешествие. Оказалось, что начало путешествия сдвинулось на 11:00. Но регулятивные навыки стажеров оказались на высоком уровне, приобретенный час времени группа потратила на обсуждение индивидуальных образовательных маршрутов по городу. Вот здесь уже и началась коммуникация –кто-то, боясь оказаться один на один с Парижем, искал себе компанию; кто-то скачивал и устанавливал на телефон полезные приложения (карту Парижа, карту метро, гид туриста), кто-то советовался с бывалым руководителем группы Ольгой о лучших образовательных маршрутах.
Проявив информационную компетентность, заручившись компанией на маршруте, все в очень хорошем настроении уселись в подошедший транспорт и отправились открывать для себя Париж. День был солнечным, ясным. Обзорная экскурсия позволила экспертам познакомиться со знаковыми точками в истории Парижа.
Первым по маршруту автобуса мы увидели государственный оперный театр, который все называют «Парижской оперой». Фасад театра — это удивительная смесь белого, розового и зеленого мрамора, колоннад, вздымающихся лошадей, крылатых ангелов и блистающих бюстов знаменитых композиторов. Здание архитектора Шарля Гарнье, построенное при Наполеоне III во время реализации плана по преобразованию Парижа, величественно возвышается на авеню Опера. На этой улице не сажали деревья, дабы они не закрывали вид на театр.
Дальше наш автобус проследовал до Триумфальной арки, монумента на площади Шарля де Голля, возведённого архитектором Жаном Шальгреном по распоряжению Наполеона в ознаменование побед его Великой армии. Наш гид рассказала, что своеобразный символ Парижа, Триумфальная арка, является самой большой в мире — её высота почти 50 метров, строительство которой продолжалось 30 лет, из них только два года ушло на фундамент. Арка украшена гигантскими барельефами, на ней высечено 128 названий баталий и имена более 500 французских офицеров. Вокруг Триумфальной арки установлены гранитные тумбы, соединённые чугунными цепями.
Дальше по маршруту мы посетили одно из самых старинных сооружений Парижа, Собор Парижской Богоматери. Собор известен не только как шедевр архитектурного зодчества, но и тем, что здесь происходили самые значимые исторические события Франции — в торжественном величии собора короновали императоров и венчали королей, какое-то время заседал первый парламент Франции.
Далее наш путь лежал к Эйфелевой башне. Маршрут нашего автобуса пролегал таким образом, что мы могли увидеть башню со всех ее четырех сторон. Наконец, когда мы получили возможность подойти к башне, она просто поразила нас своей мощью и величием.
После обзорной экскурсии эксперты разделились на три группы, каждая группа сама для себя открывала этот вечный город, в котором можно изучать историю и иностранные языки, просто находясь на его улочках.
Наш маршрут мы выполнили, образовательное приращение получили. Управление собственным развитием состоялось!
Лариса Клочко, Инна Свистун, Елена Вавилова,
МБОУ СОШ №109, г.Трёхгорный, Челябинская область
Солнечное утро, прозрачное голубое небо и легкий ветерок сразу настроили участников выездного практикума на плодотворную самостоятельную  работу.  И не случайно — образовательная программа в Париже будет организована на основе наших собственных замыслов.
Сегодня Париж — это  главный политический, экономический и культурный центр Франции. Он относится к глобальным городам, мировым финансовым центрам, штаб-квартира ЮНЕСКО и других международных организаций. Все условия для современного качественного управления развитием образования создавались здесь течение многих веков.
Столица Франции раскрыла перед нами, как и перед гостями всего мира, живую историю своей страны, сокровища культуры, искусства, науки.
Мы увидели уникальное сочетание традиций и инноваций французской системы образования.
Первой, с кем мы познакомились  в столице, была «главная парижанка» — Эйфелева башня. Процесс ее создания  — это тоже яркий пример управленческих решений.
В течение всего дня в разных районах города мы встречали организованные группы детей разных возрастов в сопровождении учителей, воспитателей, родителей, которые участвовали в различных образовательных событиях. Французским школам удаётся организовывать тесное сотрудничество с историческими центрами, высшими учебными заведениями, общественностью Парижа. Культурная столица создаёт обширное поле возможностей для интеллектуального обогащения подрастающего поколения.
Ярким примером эффективного управления развитием образования во Франции является создание уникального образовательного комплекса — Университета Сорбонна. В современном мире Сорбонна — это огромный научный, исследовательский, культурный и духовный центр, где можно получить образование по самым разным направлениям: гуманитарному, медицинскому, филологическому или юридическому. Ежегодно в Сорбонну поступает около 23 тысяч студентов, причем  обучение осуществляется  на бесплатной основе как для граждан страны, так и для иностранцев. Это государственный ВУЗ, который заканчивали большинство политиков Франции, в том числе физик Пьер Кюри, писатель Оноре де Бальзак, медик и учёный Шарль Манту и другие.
В Париже представлен огромный спектр образовательных учреждений.  Только за один день нам рассказали и о Военной школе, в которой учился Наполеон Бонапарт, и о Лицее Людовика Великого ( Lycée Louis-le-Grand), и о Высшей национальной школе прикладных искусств. А еще здесь существуют такие необычные учреждения как школа духов или кондитерская школа «Ля нотр». Возможность выбора,  государственная поддержка обучения, качественное образование в любой точке страны — все это несомненные плюсы французского образования и четкой системы управлением ее развитием.
Из окон нашего отеля виден фасад научного городка Cité des sciences et de l’industrie изучение которого — это наш новый замысел.
Наталья Томченко, Анастасия Абдалова, Ольга Южакова,
МАОУ Лицей №56, г.Новоуральск, Свердловская область
Уклад жизни парижан таков, что утро должно обязательно начаться с чашечки кофе с круассаном. Вот и мы ,как все парижане, так начали свой день. Сегодня нам предстояла обзорная экскурсия по Парижу. Мы проехали по самым величественным и знаковым местам города, окунулись в его историю, насладились его красотой и непередаваемым шармом. Побывали на площади Согласия, остановились у Гранд Опера, прогулялись по Елисейским полям, сфотографировались у «Парижской красавицы» — Башни Эйфеля. Прогуливаясь по Елисеевским полям, мы обратили внимание на большое количество групп французских школьников и семей с детьми. Семьи располагались прямо на траве, где в тёплой семейной обстановке кто-то принимал солнечные ванны, кто- то ел сэндвич. Возле фонтана люди созерцали плавающих уток и потоки ниспадающей воды.  Такие традиции проведения семейного досуга сближают членов семьи, делают их отношения доверительными. Особенно хочется отметить парижан — это открытые, доброжелательные, искренние, общительные, вежливые и веселые люди. Исходя из наших наблюдений, можно сказать, что главные ценности французов — это семья, дети, вежливость, доброта, гостеприимство и принятие всех народов мира. 
Лариса Куницина, Ольга Китаева,
г.Зеленогорск, Красноярский край

День 6. Париж – это праздник, который всегда со мной (Э. Хемингуэй)

В шестой день образовательного практикума экспертам из Трехгорного есть чем похвастаться — времени зря мы не теряем, потому что любое погружение в инородную среду в итоге приводит к увеличению возможностей и расширению опыта.

Два события, случившиеся с нами сегодня в Париже, одновременно нас и вдохновили, и удивили. Первое образовательное событие – посещение музея д’Орсе. Musee d’Orsay пополнялся из самых различных источников. Сюда привозили предметы искусства из Лувра, Люксембургского дворца, Малого дворца, а также галереи Жё-де-Пом. Некоторые экспонаты были подарены музею частными коллекционерами.

Галерея имеет три уровня общей площадью 57 400 кв.м, все работы разделены по тематикам и техникам исполнения. На нижнем этаже расположены полотна, написанные в период с 1848 по 1870 год. Здесь можно увидеть работы «Завтрак на траве» Э. Мане, «Ателье» Коро, «Охота на тигра» Эжена Делакруа, «Ангел Господень» Милле, «Гладильщицы» Дега.

Но кроме работ известных художников наше внимание привлекло большое число семей с детьми, посещающих в выходной день музей. Навряд ли четырехлетний мальчишка много поймет в картинах Моне, но этот культурный поход, а также уклад проведения выходных дней останется в его памяти как культурный образец поведения. Также мы видели немало организованных групп школьников и студентов. Данный пример ещё раз показывает ту значимость, которую придают культурной составляющей образования государство и семьи во Франции.

Театры, музеи, парки не перестают удивлять даже изнеженных этими эмоциями парижан, для нас же это пространство располагает всевозможными ресурсами для личностного роста. Не только прошлое и ближайшее будущее мы можем найти на улицах этого города. Трудно было отказать себе в удовольствии пройтись вдоль Сены, которая видела и увидит ещё очень много.

Тут то нас и поджидало второе событие, которое мы не ожидали и не предвосхищали, а всеми силами старались избежать. Мы попали внутрь «бунтующего Парижа», оказавшись свидетелями двух различных манифестаций. Первая – это движение жёлтых жилетов — спонтанное протестное движение во Франции, без выраженного лидера, появившееся в конце 2018 года. Движение названо так из-за светоотражающих жёлтых жилетов, используемых участниками манифестации с целью идентифицировать принадлежащих к этому движению. Первоначально причиной данных манифестаций послужило повышение цены на топливо, затем требования участников расширились до отставки действующего президента Франции Эмманюэля Макрона. Движение быстро набирает обороты, приобретая политический окрас. Вторая манифестация нами не была идентифицирована, однако производила волнующее впечатление из-за того, что около двадцати человек ритмично и синхронно били в большие барабаны, продвигаясь впереди колонны. Как мы смогли констатировать, эти явления также стали укладом современной жизни парижан. Возможно, и против их желания. Внутри этих манифестаций мы также видели родителей с детьми, конечно, больше с подростками или совсем маленькими детьми в колясках.

Вот такой он Париж, разный: бурлящий и важный, культурный и резкий. До новых встреч, вечный город!

Лариса Клочко, Инна Свистун, Елена Вавилова,

МБОУ СОШ №109, г. Трёхгорный, Челябинская область

А может ли целый город стать образовательным пространством с особым укладом? Сегодня мы смело можем сказать: «Да!» Каждый город учит нас по-особенному.
Мы узнаем его отдельные элементы, а они как стеклышки складываются в один большой витраж впечатлений. И уклад жизни города может влиять и на наши возможности, и на наши результаты, и на наши будущие планы и замыслы.
Два города Франции Бурж и Париж, которые предстали пред нами в рамках образовательного практикума, такие разные и такие похожие по своему жизненному укладу. Спокойный размеренный Бурж и бурлящий Париж. Но с другой стороны, в жизни этих двух городов прослеживается единство принципов обучения в системе образования Франции. И один из главных — общая ответсвенность всех взрослых за воспитание детей: родителей, учителей, чиновников, деятелей искусства и культуры. Сегодня, в выходной день, мы смогли убедиться, что образование продолжается и за пределами школы. А комфортная городская среда создает для этого все условия. Парки, сады, музеи сегодня были не просто местом семейного отдыха, а образовательного, творческого, полезного для здоровья досуга. 

Одним из мест для «субботнего дня для всей семьи» является научный городок Cité des sciences et de l’industrie. Это комплекс современных научно-развлекательных аттракционов, где сочетаются музей, кинотеатр, подводная лодка, лаборатория, планетарий и т.п. Большое внимание создатели уделили привлекательности науки и техники для детей, которые сами могут принять участие в постановке опытов и демонстрации научных законов. 
Аналоги таких научных городков есть и в России, в частности, в городе Екатеринбурге функционируют кванториумы, технопарки, ньютонпарк,​ центр «Униматик» и другие. Сотрудничество с этими площадками даёт возможность развивать у детей и подростков современные компетенции, воплощать инженерные и творческие идеи. 
На наш взгляд проект «Школа Росатома» позволяет развивать культурно — образовательную среду в городах присутствия Госкорпорации Росатом, создавая инновационную сеть школ, внедряющих сетевые стандарты. 

Наталья Томченко, Анастасия Абдалова, Ольга Южакова,
МАОУ Лицей №56, г.Новоуральск, Свердловская область

«Sous le ciel de Paris…» — когда-то пел Ив Монтан. «Под небом Парижа»… «есть свой секрет». Сегодня наше образовательное пространство — Париж — «праздник, который всегда с тобой». С утра был план: импрессионисты-Нотр-Дам-погулять. Так мы хотели раскрыть секрет Парижа.

Музей д’Орсе. Патриарх импрессионизма Моне. Грубоватый Сезанн. Загадочный Винсент ван Гог. Пространство, которое может быть только в Париже. Вот бы сюда наших детей. И для них математический и кльтуроведческий квест на все этажи музея. Или задание для старшеклассников: сделать, наконец, такой необходимый путеводитель на русском языке. Или урок для малышей: написать картину точками, как это делал Жорж Сера. Всё, что требовалось от импрессионизма — впечатлять — осуществилось. Мы, эксперты, хоть и не школьники но ученики. Учимся выхватывать из окружения значимые моменты жизни, яркие краски чувств. Елена из Лесного тут же обнаружила связь барбизонцев и той фермы под Сансаром, в которой мы побывали. Анастасия из Новоуральска обнаружила русских авангардистов. Удивительный музей — сосредоточие эмоций и мастерства.

После маршрут был совершенно индивидуальный. Не зная языка, имея на руках лишь лаконичную карту города, мы продолжили раскрывать секреты столицы Франции. Полилингвальность в действии. Готический, освященный историей Нотр-Дам, холодный и торжественный Пантеон, приветливый и звонкий Люксембургский сад, романтический мост Поцелуев, улицы в османском стиле, покой церкви Сент-Этьен-дю-Мон, бесконечная галерея зданий Сорбонны в Латинском квартале — это путешествие и исполнение плана, и событийный формат. Ведь мы не знали, что «погуляли» в нашем плане – самое неожиданное, полное открытий событие. Кстати, везде куар-код, ориентироваться можно даже просто по указателям. А позже ещё нужно было найти нужную станцию метро…

Сколько культурного и научного потенциала в этом прекрасном городе! Сколько открытий и загадок, восхищения и улыбок хранит в себе его история.

Новое «французское» выражение: «тут по-си-жу» (posiju, как-то так….). Его следует говорить своим друзьям и коллегам, когда усталость сковывает ноги. «Сomment passer a…?» (как пройти к…) — это к французам, когда мозги все ещё готовы к новому.

Наш план выполнен на все «сто», а впечатлений на все «двести». Завтра: наука для детей, авангард и пышный район Гранд-Опера… Спасибо «Школе Росатома» за возможность познавать, вдохновляться и обогащаться опытом.

Ольга Царева, Наталья Маковеева,

МАОУ Лицей, г. Лесной, Свердловская область

Послесловие.

Приятной неожиданностью завершился экспертный практикум во Франции для его участников: солидным документом-сертификатом на французском языке о повышении квалификации по программе «Традиции и инновации системы образования Франции». 

8 дней, 72 часа знакомства, изучения,погружения, сравнения, анализа в удивительно изысканной и романтичной стране, не перестающей удивлять и восхищать.

Поводов же для новых открытий и приятных удивлений было предостаточно.

Ежедневно эксперты – педагоги сетевых школ проекта «Школа Росатома» проводили экспертизу образовательных организаций по трём позициям: оценка среды не только образовательной организации, но и города, экспертиза управления развитием образовательной организации и вовлеченность общественности в это управление, анализ уклада жизни в образовательной организации и городской среде. Из экспертного видения всех участников выездного практикума сложился интереснейший дневник знакомства с образованием, культурой и историей страны. Дневник, в котором каждое слово эмоционально окрашено, пронизано духом и ароматом Франции.

Что же удалось разглядеть экспертам за, казалось бы, таким беспечным французским образом жизни.

Франция не сторонник реформ в образовании, не так уж часто они и проходят в этой стране с многовековой историей. Но с сентября 2019 года реформа образования начнется и здесь. Об этой реформе знают (и поддерживают ее) и педагоги, и руководство образовательных организаций, и родители. Реформа коснется в большей степени дошкольного образования, которое станет обязательным с 3 лет, и старшей ступени обучения – лицеев Франции. 

Система образования Франции, с одной стороны, очень похожа на систему образования в России. Особенно хорошо это заметно в дошкольном возрасте, в так называемой «материнской школе» и в начальной школе. Но есть и ряд существенных отличий, большинство которых напрямую связаны с укладом жизни этой удивительной страны, со сложившимися обычаями и традициями. 

Порадовала наш экспертный взгляд богатая, полифункциональная, удобно трансформируемая, вариативная, доступная, содержательно-насыщенная среда в детском саду и начальной школе. Удивила организация работы педагогов и всей образовательной организации в целом. С детьми дошкольного возраста работает учитель (воспитатель) и его помощник. Дети в течение занятия выполняют разнообразные задания в группах, которые в течение урока меняются в зависимости от поставленных задач. Для детей проводятся различные активности, при этом помощник работает с отдельными группами детей наравне с учителем, и готовит весь необходимый для занятий материал. В течение недели каждый ребенок имеет возможность выполнить все задания урока. А продукты его деятельности украшают все свободное пространство группы и прилегающего холла.

Изумили два момента: большое внимание к картинам великих художников и особое отношение к изобразительной деятельности. Во Франции считается, что именно этот вид деятельности развивает ребенка творчески, что и является основой общего его успешного развития и совершенствования.

Комплексный и нестандартный подход в изучении любой темы. Если это кролик, то он будет везде, начиная от живого в клетке (это родительская общественность договорилась, обсудив все моменты, включая индивидуальные и медицинские, и приобрела кролика в группу), на математике, в чтении книг, в продуктах детской деятельности, особенно в рисовании, лепке, аппликации, в играх и т.д.

Порадовало отношение к книгам, учебникам и чтению. В каждой образовательной организации есть не по одной библиотеке, которые очень функционально и комфортно обустроены для детей разных возрастов. В Бурже, городе с населением около 70 тысяч человек, построена шикарная медиатека, в которой постоянно находятся люди, берут книги, читают, смотрят фильмы, слушают музыку, обучаются основам программирования, участвуют в разных проектах, конкурсах и активностях. Много детских групп, семей с детьми. Методы работы, проекты, конкурсы, проводимые сотрудниками библиотек, практически такие же, как и в России.

У всех экспертов появилось желание ввести в своих образовательных организациях еженедельные десятиминутные чтения для всех детей и, что немаловажно, сотрудников школ.

Франция – страна высочайшей образовательной культуры. Поражает, насколько умело образовательные организации используют городскую среду, исторические и культурные памятники архитектуры, дворцы, научные центры, музеи, парки в образовательных целях.

Интересны досуговые центры для детей, которые по содержанию работы похожи на наши клубы по месту жительства. Дети посещают их по желанию и финансовым возможностям родителей по средам (когда младшие не учатся вообще, а старшие — только до 12 часов), субботам, выходным дням и в каникулярное время. Есть во Франции и спортивные секции, и аналоги наших музыкальных школ, про которые мы узнали на встрече с родителями. 

Именно встреча с родителями учащихся французских образовательных организаций позволила нам прояснить для себя некоторые важные моменты устройства французской системы образования.

Родители во Франции (по мнению представителей родительской общественности, с которыми была организована встреча) расслаблены и полностью доверяют французским учителям и образованию в целом. 

Самое главное, что в образовательных организациях Франции считают, что ребенок должен жить в атмосфере уважения и взаимодействия, и делают все, чтобы и дети во время обучения ощущали себя комфортно, и педагоги (директора делают все, чтобы именно так и было, чтобы учителя чувствовали себя хорошо и передавали это счастье ученикам). 

Всем педагогам сетевых школ еще только предстоит ощутить послевкусие поездки во Францию и участия в экспертном практикуме. Еще раз проанализировать, сопоставить и взять самое лучшее из увиденного в системе образования Франции. 

Экспертируя систему образования другой страны, мы, прожив восемь счастливых, наполненных разными событиями, дней, обогатились сами, и увозим с собой в наши атомные города прекрасные воспоминания о Франции, о ее системе образования.

Татьяна Аленькина, г.Новоуральск, Свердловская область

 

 

 

 
 

1 апреля 2019