Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Горячие» новости от журналистов газеты «Rosatom’s COOL»: в Лесном прошла стажировка по event-технологиям в детских садах

26.02.2018

14-16 февраля 2018 года в Лесном на базе Детского сада № 28 «Ветерок» прошла стажировка воспитателей. Тема 3-х дневного семинара «Kidstailoring в реализации event-технологии как условие поддержки и развития игровой деятельности дошкольников» собрала педагогов с разных уголков страны. По словам участниц, стажировка стала не только насыщенной полезной информацией и методиками, но и эмоциями. О стажировке мы поговорили с её руководителем – Оксаной Александровной Позднышевой.

— Расскажите, пожалуйста, в чём суть методики, которую Вы представляете на стажировке своим коллегам?

— Суть моей методики – один из приёмов событийного подхода. Я считаю, что он ещё мало раскрыт и не развит именно для дошкольников. Если в школе он уже более или менее введён, то в детском саду – нет. Мы, педагоги-участники проекта «Школа Росатома», пытаемся сейчас найти интересные приёмы, чтобы событийность прижилась и в дошкольном детстве. Суть идеи моего метода – при создании любого образовательного события давать детям как можно больше возможностей проявить инициативу. Не должно быть так: педагог придумал программу, а дети в ней просто участвуют. Ребята могут принимать активное участие в самом планировании этого событии, в его создании. Kidstailoring – событие от детей и для детей! Допустим, появляется какая-то дилемма: дети что-то увидели, принесли эмоции из семьи, что-то произошло в детском саду или мы, как педагоги, «подкидываем» какую-то проблему. Обычно педагог сам выстраивает ход событий по схеме: вот программный материал, я сделаю вот так, а потом дети выполнят это задание. В моей методике всё совсем по-другому. Проблема появляется, например, в форме загадки или ребуса, а потом педагог начинает вводить детей в эту проблему, просит их расшифровать что-то, определить суть вопроса самостоятельно. В ходе стажировки мы это применяли на практике. 15 февраля у одного из наших стажёров был День рождения. Накануне к детям зашёл воспитатель и как бы нечаянно выронил из рук паззлы, и попросила детей собрать их. После педагог говорит: «Странно, не могу понять, что здесь нарисовано». И дети расшифровывают, просто строя ассоциативный ряд. Тем самым, они понимают, что женщина собирала чемодан и приехала на поезде в Лесной, но при чём тут торт? Как итог своих рассуждений дети понимают, что у одного из стажёров будет День рождения. Вместе с педагогом ребята размышляют о том, что, когда День рождения дома – это всегда приятно, а когда человек оказывается с незнакомыми людьми в другом городе, остаётся ли этот день всё таким же праздником? Дети приходят к выводу, что необходимо организовать праздник и привлечь для помощи гостей Лесного. Сегодня дети сами вызвали стажёров и попросили их помочь приготовить подарок. Я удивлена, насколько мне повезло с коллегами, приехавшими на стажировку! Они такие отзывчивые, одухотворённые, глаза горят! Они не только помогали детям, но иногда просто следовали их указаниям. Я смогла понаблюдать, насколько дети и взрослые гармонично работают вместе. Рука об руку они делали цветы из шаров, украшали их бабочками из оригами, рисовали открытки. И это было не просто игра – педагоги учили детей общаться с социумом, развивали их личность. Самое главное, что дети приобрели навык спонтанного общения с незнакомой взрослой аудиторией, обращаться ко взрослым людям за помощью, делиться своими проблемами. В наши дни это очень важно.

— Какие мероприятия прошли в течение стажировки?

— Моя стажировка называется «Педагогическое ателье» (так как дети раскраивают события), поэтому первый день стажировки я начала с вопроса: «Если бы вы были тканью, то какой конкретно и почему?». Когда я брала этот приём, то очень сомневалась. Вдруг будет трудно? А коллеги они не просто называли вид ткани, но и объясняли почему, опираясь на особенности характера или на профессиональные взгляды. Мои стажёры находили такие слова, что было видно, — всё идёт из души. Потом произошло погружение в теорию, в идею Kidstailoring с подробным разбором этапов event-технологии. Мы пришли к выводу, что на любом этапе создания события, необходимо давать ребёнку возможность проявить инициативу. После этого стажёры занялись составлением экспертной карты – следовало выделить те критерии, при наличии которых можно понять, событие или мероприятие состоялось. Поразило то, что карты были не просто таблицами с критериями и отметками. Ведь это педагоги-дошкольники! Одна карта была в виде лоскутного одеяла, другая в виде гусеницы, третья в виде цветка. Стажёры сразу проявили себя! После педагоги отправились в группы детского сада для анализа взаимодействия педагога с детьми и апробирования разработанных ими карт, но они не смогли остаться безучастными и стали активными участниками событий.

Утром второго дня был День рождения. После проанализировали не только свою работу, но и своё самоощущение в этом. Во второй половине дня я предложила создать рамочный конструкт события, тема была определена жеребьёвкой из 3-х тем: День экскурсовода, Всемирный день спички и Всемирный день защиты бельков. Именно эти праздники и даты предлагал в ближайшем будущем календарь. Участникам стажировки достались бельки. Стажёры разработали такие конструкты! Просто бери, воплощай, работай! И дети будут просто жить в этом. После этого они знакомились с нетрадиционной техникой арт-терапии – потоковым рисованием. Мы научились не только выражать свои эмоции, преумножая позитивные и скидывая негативные, но и правильно дышать при этом. И, конечно, как феерия всего – лазерное шоу. В последний день в качестве разминки стажёрам было предложено ещё раз припомнить состоявшееся накануне образовательное событие «Сюрприз от Затейников» и проанализировать его эффективность. В качестве визуализации групповой рефлексии педагоги представили свой взгляд на состоявшееся взаимодействие как на «фасон платья» и пришли к выводу, что оно содержало такие характерные черты, как: наличие когнитивной задачи, предоставление свободы выбора видов деятельности, личную значимость для всех участников, и, конечно же, открытый конец.

Затем участникам предстояло сделать выбор: провести разработанное ранее образовательное событие с детьми по теме «Защита бельков» или попытаться преобразовать традиционное празднование Масленицы в образовательное событие. Педагоги, как заинтересованные участники стажировки, приняли вызов и выбрали второе задание. Итоговое событие состоялось на территории детского сада с участием педагогов, стажёров и детей трёх подготовительных к школе групп. Педагоги не только разработали этапы игрового квеста, но и предоставили детям выбор на каждом из них, а иногда просто просили детей придумать игровые действия с предложенным материалом.

— Что служит итогом Вашей совместной со стажёрами работы?

— Я думаю, самое важно то, чтобы они применили событийный подход к себе, увидели, как дети раскрываются в нём. Мне кажется, коллеги поймали драйв, когда ты на одной волне с детьми, когда получаешь мгновенный отклик. Теперь, я думаю, каждый из них начнёт пробовать создавать какие-то события. Сначала я волновалась, но теперь, глядя на своих стажёров, могу с уверенностью сказать, что всё сложилось. По крайней мере, для меня всё точно сложилось.

— Как Вы вообще пришли к идее создать событийный подход? Вам подсказали дети или, может быть, Вы узнали о нём?

— Честно говоря, после того, как в том году я поучаствовала со своими детьми в «Городе наших фантазий», я просто «заболела» этим. Я поняла, что «Школа Росатома» — это, на самом деле, очень круто. На любом событии ты по-настоящему ощущаешь в себе личностный скачок. Я просто хотела попробовать свои личные силы. Когда прочитала тему, то на какой-то момент усомнилась в своих силах. Там какая-то событийность, плюс какие-то приёмы и ещё детская игра. Я начала просто начитывать информацию, но для дошкольников литературы очень мало, её практически невозможно найти. Потом взяла event-технологию. Но она разработана для досуга. Я подумала: почему только для досуга? Её можно применять везде, она настолько гармоничная, что можно включать и в образовательный процесс, и в игровую деятельность. К этому всему добавляем самостоятельность детей – вот и ключевая идея.

— Если описать одной фразой вашу технологию, что получится?

— Дети создают будущее!

Стажировка прошла «на ура!». В момент подведения итогов и слов благодарности друг другу эмоции переполняли и организаторов, и гостей Лесного. Наверное, многие замечали, что за 3 дня люди могут стать не только единомышленниками, но и настоящими друзьями. Именно это и случилось в Лесном на стажировке!

Алина Кульпина, корреспондент газеты «Rosatoms COOL», Лесной