Дети будут менять пространство под себя

Год назад «ЦРР детский сад № 4 «Дом Монтессори» стал победителем конкурса и вошёл в сеть садов проекта «Школа Росатома». Сегодня таких дошкольных учреждений — пять по России.

Что изменилось в жизни сада после вступления в сеть? Какие перспективы открыты перед его сотрудниками и воспитанниками? И что представит «Дом Монтессори» на финальных мероприятиях проекта «Школа Росатома», которые пройдут в Трёхгорном с 25 по 27 ноября? Об этом рассказала Ольга Дубникова, старший воспитатель «ЦРР детский сад № 4 «Дом Монтессори».

Другая сторона

— Стать победителем в конкурсе, конечно, очень приятно и почётно. Но за красивыми словами стоит большая работа. По условию в течение трёх лет мы будем внедрять и выполнять сетевые требования проекта «Школа Росатома». На протяжении этого времени на базе нашего ДОУ будут проходить стажировки сотрудников садов, входящих в сеть. Соответственно, и мы будем выезжать в другие сады системы «Школа Росатома» для обмена опытом. К слову, в этом году к нам присоединятся ещё два учреждения, и стажировочная площадка расширится.

Победителю конкурса детских садов выделен грант в размере 6 млн рублей на условиях софинансирования (50 на 50) «Росатома» с муниципалитетом (конкурсант заручился поддержкой главы города Евгения Сычёва). Деньги выделяются в равных долях на протяжении трёх лет.

О сетевых стандартах

— В советское время была единая программа для всех садов, где было прописано, что с детьми делать и чему ребёнок должен научиться на определённом этапе. 20 лет назад появилась вариативность дошкольного образования, то есть ДОУ само определяло, в каком направлении ему развиваться. В 2013 году были приняты федеральные образовательные стандарты (ФГОС) и определён перечень примерных программ, которые им соответствуют. Работая по одной из них, детский сад может внедрять свои уникальные наработки — закон даёт такое право. Это сделано для того, чтобы не пропал бесценный опыт, накопленный ДОУ до внедрения стандартов. Проекту «Школа Росатома» как раз эти изюминки и интересны (они и представляются в конкурсной программе). У «Дома Монтессори» такой особенностью стала ведущая деятельность (то есть то, на что опираются педагоги в своей работе) — игровая, экспериментальная, проектная.

Попали в точку

— При определении победителей конкурса детских садов год назад учитывалась возможность организации разновозрастных групп. Нам в этом случае ничего не надо было придумывать, поскольку система Марии Монтессори, по которой мы  работаем, уже предполагает совместное «проживание» в группах детей разного возраста. У нас это практикуется уже почти 20 лет.

Двуязычная среда

— Что изменилось в нашей жизни? В саду была организована билингвальная (двуязычная) среда. В одну из групп стала приходить «жительница Англии» — Мэри, которая разговаривает с ребятами только на английском языке. Поначалу дети  были очень удивлены, но сейчас освоились, пытаются объясняться с ней.

У нас нет цели выучить второй язык, ребята просто привыкают к другой речи, учатся общаться в непривычных для себя условиях. Идёт переключение сознания — этот человек меня не понимает на русском языке, надо как-то объясниться с ним. Мэри «прилетает» пока только в одну группу. Если решится кадровый вопрос, то заморские гости будут приходить и к другим детям.

Открытое пространство (OpenSpace)

— Его создание — ещё одна задача, которую должен выполнить сад.

 

OPENSPACE — ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО СО СВОБОДНОЙ ПЛАНИРОВКОЙ, ГДЕ КАЖДЫЙ РЕБЁНОК МОЖЕТ НАЙТИ МЕСТО ДЛЯ ИГРЫ, РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Сегодня «ЦРР детский сад № 4 «Дом Монтессори» закрыт на ремонт. В одной из групп будут перенесены стены, таким образом расширится пространство для игровой деятельности. Здесь установят новую мебель, соответствующую стандартам, — мобильную, невысокую, в рост ребёнка. Всё будет сделано для того, чтобы дети могли, в случае необходимости, передвинуть модули, изменить обстановку вокруг себя.

Но «открытое пространство» — это не только стены и мебель. Это и свобода передвижения. У нас будет день, когда дети сами смогут решить, где они хотят провести время (в спортивном или музыкальном зале, соседней группе, лего-центре, который откроется после ремонта). Ребята сами смогут выбрать занятие по душе. Конечно, это не означает, что присмотра взрослых не будет. Наблюдение, очень ненавязчивое, останется.

Наша задача — научить детей делать осознанный выбор, проявлять инициативу. И, что очень важно, — нести ответственность за свои поступки, решения.

НА ВЫДЕЛЕННЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП УЖЕ ЗАКУПЛЕНЫ ЛЕГО-КОНСТРУКТОРЫ И МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛ.

Как проект «Школа Росатома» пришёл в сады?

— Проект стартовал пять лет назад — тогда руководство Росатома решило, что «выращивать» инициативных людей на производстве уже поздно. И проект, действительно, сначала был ориентирован на школы. Но потом поняли, что в общеобразовательные учреждения должны прийти ученики с определёнными навыками, умениями, тогда отдача от реализации идей «Школы Росатома» будет выше. И проект «ушёл» в детские сады. Естественно, есть те, кто с трудом воспринимает нововведения. Их можно понять: люди много лет работали по-другому, а теперь сознание приходится перестраивать «с ног на голову». Уходить от неактивных занятий, когда педагог просто выдаёт информацию детям (и не важно, услышали они её или нет), к другим формам, когда на первом месте — потребности ребёнка, его индивидуальные особенности, достаточно сложно. Но интересно! Воспитанники начинают проявлять себя совершенно с другой стороны!

Источник: телерадиокомпания “Трехгорные вещательные системы”

28 ноября 2016