Проект «Школа Росатома»

За годы развития отечественной атомной отрасли в городах присутствия Росатома сложились уникальные муниципальные системы общего образования. Этому способствовала и высокая концентрация научной интеллектуальной элиты, привлеченной для строительства и эксплуатации объектов атомной промышленности; и высокая наукоемкость производств, требующих соответствующей подготовки кадров; и уникальные условия закрытых территориальных образований, в которых создавались и развивались сети общеобразовательных учреждений. Эти системы образования задавали традиционно высокую планку, что подтверждалось блестящими успехами их питомцев во всероссийских олимпиадах школьников, поступлением выпускников в самые престижные вузы страны. В условиях реформирования системы российского образования в 1990-2000-х годах необходим был новый импульс для сохранения и преумножения накопленных традиций.

Проект «Школа Росатома» — это масштабная инициатива Госкорпорации «Росатом» по развитию систем образования в городах присутствия предприятий Госкорпорации. Проект реализуется с 2011 года. Сейчас в нем участвует 21 город, более 240 школ, в которых обучается свыше 130 тыс. учеников. Регионы-участники проекта — это Воронежская область, Красноярский край, Курская область, Ленинградская область, Мурманская область, Нижегородская область, Пензенская область, Ростовская область, Саратовская область, Свердловская область, Смоленская область, Томская область, Ульяновская область, Челябинская область и Чукотский АО.

«Школа Росатома» начиналась как комплекс мер по оказанию точечной финансовой и учебно-методической помощи ряду учебных заведений высокого образовательного уровня, особенно в области физико-математической подготовки. С 2015 года целью проекта стало создание инновационной образовательной инфраструктуры, своего рода сетевой лаборатории, для обеспечения современного доступного качественного образования детям, проживающим на территории городов — участников проекта. Благодаря системной работе по внедрению самых современных отечественных педагогических технологий с учетом зарубежного опыта уже к 2017 году эта цель была в значительной мере достигнута. Достижение очередной цели проекта планируется на 2025 год – сформировать инновационный высокоэффективный кластер в сфере общего и дополнительного образования, который позволит получить качественное образование детям, проживающим на территориях городов.

Сейчас сеть включает 14 образовательных организаций из девяти городов — участников проекта: восемь детских садов и шесть школ в европейской части России, на Урале и в Сибири. Участникам сети гарантируют финансирование интерактивного современного высокотехнологичного свободного пространства (для школ — площадью не менее 150 кв. м, для детских садов — не менее 80 кв. м). Общий объем финансирования для школ — 12 млн руб. (по 2 млн ежегодно из средств «Школы Росатома» и муниципального бюджета в течение трех лет), для детсадов — 6 млн руб. (по 1 млн ежегодно из средств «Школы Росатома» и муниципального бюджета в течение трех лет). Параллельно три представителя от каждой организации ежегодно стажируются в лучших отечественных и зарубежных образовательных учреждениях.

Сегодня «Школа Росатома» охватывает несколько категорий участников: дети (дошкольники и школьники), педагоги (воспитатели детсадов и работники школ), работники образовательных организаций, городские управленцы из сферы образования, а также жители городов-участников проекта. «Ежегодно более 3000 школьников участвуют в мероприятиях для талантливых детей, более 500 учителей — в конкурсной программе проекта, более 300000 горожан — в дистанционных этапах конкурсной программы для педагогов и детей, поддерживая участников и голосуя за лучшие результаты, — перечисляет руководитель проекта «Школа Росатома» Наталья Шурочкова. — И отдельно стоит упомянуть о 300 педагогах и руководящих работниках, проходящих стажировку в лучших образовательных организациях России и за рубежом».

«Школа Росатома» — это еще и сеть «атомклассов» — специальных профильных классов в лучшей школе каждого города-участника проекта, в которых детям обеспечиваются все условия (материальные, кадровые, средовые) для более высокого уровня физико-математической подготовки, а также углубленное изучение ядерной физики. Сейчас «атомклассы» открыты и успешно функционируют в 26 городах 19 субъектов РФ. Уже разработан и до 2024 года будет реализован стандарт «атомклассов» и центров компетенций, функционирующих в рамках проекта «Школа Росатома». Будет расширена и сама сеть: к 2024 году в каждом городе — участнике проекта должно быть не менее чем по одному «атомклассу» или технопарку.

Ежегодно в рамках проекта «Школа Росатома» идет кропотливая работа по созданию благоприятных условий для появления, выявления и поддержки «точек роста» в системах образования городов-участников проекта. Главный принцип реализации проекта – системность и работа на опережение. Сегодня проект — это пять ежегодных профессиональных конкурсов для педагогов, управленцев и целых коллективов детских садов и школ. Победители этих конкурсов в качестве награды проходят стажировки в лучших образовательных организациях нашей страны и за рубежом (Голландия, Великобритания, Австрия, Швеция, Сингапур, Финляндия и Япония). Затем на базе своих образовательных организаций проводят стажировки для своих коллег из всех городов-участников проекта, делясь опытом и давая возможность стажерам овладеть современными способами организации и реализации образовательного процесса, дающего высокие образовательные результаты детям.

В рамках направления «Международные умные каникулы со Школой Росатома» постоянно идет работа над расширением культурных взаимоотношений между российскими и зарубежными школьниками. С 2016 года около 1000 ребят из 25 стран приняли участие в девяти «Международных умных каникулах со Школой Росатома» в России, Индонезии, Болгарии, Венгрии, Финляндии, Таиланде и Турции. Кроме того, ведется регулярная работа над партнерскими международными проектами с зарубежными школами. Например, в 2017-2018 годах школьники из России и Финляндии реализовали международный проект «Образовательный туризм», в результате которого 10 школьников из Сарова посетили город Пюхяйоки, а школьники из Пюхяйоки побывали в Сарове. Культурные и образовательные программы друг для друга подготовили сами дети.

Ежегодно 150 учеников посещают отраслевые смены для одаренных детей городов «Росатома» в детских центрах «Орленок», «Артек» и «Океан». Более 1000 талантливых детей ежегодно бывают в городах расположения предприятий атомной отрасли. «Мы хотим, чтобы наши ученики были всесторонне развитыми личностями как в гуманитарных дисциплинах, так и в физико-математическом направлении, — говорит Наталья Шурочкова. — Мы стараемся всячески развивать их таланты: поддерживаем театральные и танцевальные студии, школы юных журналистов и программистов, инженерно-технические кружки, повышаем квалификацию педагогов детских садов и школ».

Из крупных направлений можно выделить три основных. Первое — расширить пул городов-участников проекта до 25 (ожидается, что в него войдут Глазов, Обнинск, Электросталь и Ковров). Второе – развить технологии и инфраструктуру дополнительного образования детей, в том числе во взаимодействии с предприятиями Росатома. По прогнозам, проект охватит более 100 организаций дополнительного образования, более 2000 работников этих организаций, а также более 2000 педагогов допобразования, работающих в школах и детских садах городов — участников проекта. Третье – поддержать технологии коррекционного образования в городах — участниках проекта.

Все промежуточные итоги показывают, что «Школа Росатома» — важная и востребованная инициатива. Она способствует эффективному развитию отечественной системы дошкольного воспитания, широкому внедрению в практическую деятельность новых прогрессивных методик и подходов. Проект развивается, а его участники ставят перед собой всё более амбициозные задачи…

 

Источник: Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

11 марта 2019