Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

В пензенской области проходят Международные умные каникулы проекта «Школа Росатома»

12.02.2018

Дневник 

10 февраля 2018 года

День 1. День, который долго ждали!

Делать открытие всегда таинственно, потому что не знаешь, к каком результату оно приведет. Сегодняшние открытия стали таинственными как для детей, так и для взрослых. Сегодня мы открывали и изменяли пространства.

Первая фотография дня в пространстве, которое удалось изменить удивлением и русским караваем. По плану все должно было начаться очень «плотно», но мы передумали и дали детям вдоволь насладиться экспериментами со снегом: снег не лепится… а как скатать снеговика из куска ледышки… «купание» в снегу полезно для здоровья… без шапки и куртки можно… Изучали снег, пока силы не закончились.

А потом все пошло «плотно», ни одной свободной минуты. Знакомство. Все бы ничего, пока в группу не сел человек, который не говорит на английском языке, а понять, что происходит, хочет. И здесь первое удивление и дефицит: как это не понимает? А как с помощью жестов рассказать о себе? И пришлось искать новые способы коммуникации из-за отсутствия единого языка общения.

Дальше квест по территории лагеря. Четко удерживая время, дети искали способы решить избыточные задания, которые позволили бы открыть новое пространство (и еще раз получить удовольствие от снега). Дальше создание единой карты лагеря, с обозначением мест, которые можно корректировать и видоизменять.

Всегда не просто объяснять ребенку необходимость правил, поэтому появился «Мир без правил». Устроили презентацию миров, инициировали дискуссию с залом. А потом поменялись правила. И вопросы можно задавать только на родном языке и отвечать на родном. Вот здесь появился второй дефицит. Как только потерялось быстрое понимание за счет английского языка, сразу стал появляться метаязык и язык жестов. Мы думали, что приближаемся к формулировке общих правил. Но поменялись правила и на предложение взрослого построить «Мир с правилами», дети сказали: «Нет! Хотим мир без правил!». Неожиданно! И теперь уже взрослым пришлось «напрячься», чтобы объяснить детям выгодность мира с правилами. На формулировку общих правил смены все-таки вышли.

Создавая правила, помним про открытие пространств. Поэтому после полдника «странно» заходим в странное пространство перед проектированием Международной подростковой комнаты. Завязали глаза, завели в помещение, рассказали, какое оно красивое, удобное для подростка, и чего здесь только нет, а потом развязали глаза! А там пусто, несколько столов и стульев. После ужина ушли проектировать пространство Международной подростковой комнаты. И напроектировали. Ответственными и ресурсно-просчитанными эти проекты не назовешь. Ну и что! Но через день все проекты должны реализовываться. Удивлению не было предела…

А потом огонек и колыбельная для всех.

Совершенно разные люди, дети и взрослые, с разным языком коммуникации, разными национальными традициями сегодня начали писать свою общую, и, как нам кажется, счастливую историю. А завтра новое открытие, завтра «открываем людей». И пусть завтра для каждого наступит Новый день открытий.

 

11 февраля 2018 года

День 2. День испытаний или командный день!

Первый день «от начала и до конца» начался с раннего пробуждения, общего сбора и утренних активностей. Смельчаки танцуют, размеренные гуляют-мерзнут.

Первый общий утренний сбор и стопроцентное попадание в десятку. На сцене бодибилдеры! Выход на сцену к благодарной публике дает возможность открыть для себя других людей. Именно других людей открывали сегодня весь день наши дети и мы.

Утренним удивлением для ребят стало вручение Дневника Открывателя. Мастера постарались: одни дневники оформили почти полностью, другие частично, третьи оставили полностью пустыми, сделали «девчачий» и «мальчишечий» дизайн дневников. Каждый ребенок получил в руки Дневник, в котором можно записывать ежедневные открытия, впечатления и пожелания новых друзей. А дальше началось самое интересное. Мальчикам мог попасться Дневник для девочек, полностью заполненный вместо полупустого, чтобы осталось место для творчества. Это было сделано для того, чтобы дети могли, меняясь Дневниками, знакомиться друг с другом!

Волнительное событие – «Вертушка мастерских». Волнительное для мастеров, активное для ребят. Выбор ребенка не всегда бывает «по содержанию», чаще «по настроению». Как быть интересным взрослым – это большой вопрос. Но мы рады, что все сложилось, и в каждой мастерской появился свой ребенок. Танцы, актерский тренинг, квесты, рукоделие стали еще одним полем, где совершаются новые открытия.

Вторая половина дня принесла новые традиции. Стало вырисовываться фото дня. Изменили пространство, соединив вместе природу и помещение.

Традиционное «Время выбора», которое для детей в плане на день обозначено как три дороги, началось с сегодняшнего дня. Выбирали между сном, катанием на санках, выполнением домашних заданий, отгадывание загадок. Лидировало катание на санках с Артемом Саниным.

Самым ярким, самым сложным, самым запоминающимся (именно поэтому «день испытаний или командный день» для ребят) был веревочный курс. Таланту педагогов нет предела. Желание испытать ребят и поставить их в ситуацию, в которой они понимают, что есть плечо друга, преобладало у взрослых сегодня над всеми другими желаниями. Четыре команды четыре раза испытали себя. Смотришь и выделяешь: дети понимают, чтобы получить результат, надо помогать друг другу, доверять друг другу, поддерживать друг друга.

«Удивительные люди» закрывали сегодняшний день. Оформляли личные пространства в ограниченное время с ограниченными ресурсами.

Приятные открытия:

  • появились предложения и запросы детей (проведение подростком мастерской инженерной направленности и подледная рыбалка). Взрослые пошли думать.
  • стал более популярен план дня.

А потом были огоньки и колыбельная для всех.

Совершенно разные люди, дети и взрослые, с разным языком коммуникации, разными национальными традициями сегодня продолжают писать свою общую, и, как нам кажется, счастливую историю. А завтра новое открытие, завтра «открываем себя» и открываем Смену.

И пусть завтра для каждого наступит Новый день открытий.

 

Источник: АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»