Железногорские педагоги прошли стажировку в Австрии

Заместитель заведующей детским садом «Алые паруса» Светлана Ахметшина и педагог-дефектолог детсада «Теремок» Татьяна Грищенко неделю провели на стажировке в Австрии. Как воспитывают дошколят в Европе, и стоит ли зарубежный опыт переносить на российскую почву? Об этом и поговорили.

В качестве поощрения

Светлана Ахметшина и Татьяна Грищенко поехали в Австрию в составе большой делегации российских педагогов — победителей конкурса «Школа Росатома». В этом масштабном проекте, направленном на сохранение и развитие уникальности образования на территории присутствия госкорпорации, железногорские педагоги и воспитатели успешно участвуют уже третий год. В 2015-м Железногорск в общем зачете конкурса занял первое место. В качестве поощрения педагогам предоставили возможность познакомиться с австрийскими детскими садами, которые, как выяснилось, совсем не похожи на наши.

Впрочем, несколько общих моментов все же есть. Так же, как и у нас, австрийские детсады работают по единой образовательной программе. Но ее наполнение в каждом случае произвольное.

Идут, куда хочется

Как и в России, в Австрии существуют проблемы с местами в государственных дошкольных учреждениях, поэтому в стране поощряется развитие сети частных садиков. Все они очень разные. Есть, например, так называемые домашние детские сады, рассчитанные всего на 3-4 группы, причем с разновозрастными детьми. Показывали железногорцам и огромное здание с совершенно немыслимыми для нас пространствами. Педагоги даже сначала решили, что им демонстрируют образовательный комплекс: садик плюс школа — новое модное веяние за рубежом. Но австрийцы объяснили, что это просто новый детский сад.

Побывали сибиряки и в совершенно необычном здании, построенном по типу open-space, где все внутренние стены прозрачные и нет привычного деления на группы. Когда ребенок приходит утром в этот аквариум, объяснили хозяева гостям, то он идет, куда ему хочется в данный момент — в спортивный зал, музыкальную комнату, зимний сад или мастерскую. То есть малышу предоставлена свобода выбора занятий. А если ему не хочется ничего, он может уединиться в специальном уголке.

Чурочки с дощечками

— Очень любопытной нам показалась давно пропагандируемая в Австрии идея природного детского сада, — рассказывает Ахметшина. — Ее авторы считают, что дети должны развиваться исключительно на природе, поэтому первые дошкольные учреждения данного направления находились в лесу. Сегодня от той идеи остались лишь развивающие площадки с неструктурированными игрушками — чурочками, дощечками.

Сложно представить, что в железногорском детском саду на площадке нет ни качелей, ни песочницы, ни беседок, а вместо кукол и машинок — необструганные деревяшки. Но австрийцы уверены, именно игра с такими предметами развивает фантазию и воображение ребенка.

Без тепличных условий

Однако даже не разные типы детских садов больше всего впечатлили железногорских воспитателей в Австрии. Их удивил сам подход к дошкольному процессу.

— Мы привыкли к строгому регламенту, к обязательным занятиям, — делится впечатлениями Татьяна Грищенко. — В России взрослые считают: они лучше знают, что нужно ребенку, и совершенно не учитывают его интересы. Но в Австрии все по-другому. Там маленький человек сам находит себе занятие по душе, а взрослые лишь создают условия для его реализации. Но, получив право на выбор, малыши учатся нести ответственность за свои поступки. С раннего возраста они убирают за собой игрушки и обеденный стол, сами одеваются и раздеваются, не обижают того, кто рядом.

Еще детей в Австрии не пасут. Ребенок прямо из здания садика свободно может выйти на открытую террасу либо один спуститься с верхнего этажа на нижний. На игровой площадке нет никаких заборчиков, разделяющих участок одной группы от другой, поэтому все дети играют вместе.

А как у нас? Не секрет, что наши дошколята похвастаться навыками самообслуживания не могут – в большинстве своем они избалованы, изнежены. Печальнее всего, что родители требуют тепличных условий для своих отпрысков и в школе. Про свободу перемещения ребенка в детском саду и говорить не приходится, поскольку каждый синяк и ссадина нашим воспитателям грозят как минимум родительским скандалом, а максимум — уголовной статьей.

Деньги еще не все

— Детей там учат, прежде всего, умению договариваться, — продолжает Татьяна Грищенко. — Мы находились в садиках ежедневно с 8 утра до 12 дня и ни разу за все время не увидели ни одного конфликта между малышами. Они очень коммуникабельны, легко обмениваются своими игрушками и книжками, принимают в свою игру любого человека. Даже того, кто не знает их язык, ведь улыбки и жесты понятны всем.

К слову, в австрийских детских садах воспитываются дети разных национальностей. Чтобы они быстрее адаптировались в новой среде, с ними работают межкультурные педагоги. Примечательно, но они не учат маленьких иноземцев немецкому языку. А наоборот, поощряют развитие родного. Считается, что ребенок успешно освоит немецкий только после того, как научится хорошо говорить на своем наречии.

— Мы жалуемся на постоянное безденежье и на то, что нашим детям ничего не интересно, — говорит Ирина Дерышева, ведущий специалист Управления образования. — Но, как показали нам австрийские коллеги, не все измеряется в деньгах. Чтобы научить дошколят общаться и мирно решать все конфликты, не требуется колоссального материального вложения. Но для того, чтобы научиться доверять детям, необходимо поменять стереотипы воспитания. А это намного сложнее, чем выбить финансирование под какой-то проект.

Источник: Городской сайт «Город и горожане»

16 мая 2016