Образовательное событие «В Арктику готовы!» объединило воспитанников двух сетевых учреждений «Школы Росатома» Зеленогорска

26 июня 2019 года в Центре сотрудничества «Космос» Школы №161 г.Зеленогорска произошло образовательное событие под названием «В Арктику готовы!». Шумело Северное море, трещали льды под напором ледокола и звонко звучали детские голоса. Восемнадцать «Космиков» из подготовительной группы МБДОУ №32 «Страна чудес» и четырнадцать  учащихся 2-3 класса школы изучали особенности льда, строили круглый корпус ледокола с м-образной кормой, оснащали его атомным реактором, сооружали компас и кампус, разворачивали навигацию по Северному морскому пути и водружали флаги на новый ледокол. Большое дело завершилось погрузкой на судно. Когда вышли в открытое море, экипаж к этому времени уже подустал, и так кстати пришлись бутерброды с душистым черным хлебом, огурцом и укропом. Ели не спеша, усердно, вкусно, смотрели друг на друга и даже молчали. Ледокол покачивался на волнах пока еще открытого моря, а впереди – льды, льды, льды…

Детский сад №32 «Страна Чудес» и Школа №161 являются сетевыми образовательными организациями и реализуют сетевые стандарты школ и детских садов инновационной сети образовательных организаций проекта «Школа Росатома». Каждое учреждение достигло серьезных результатов – созданы открытые пространства, апробированы инновационные подходы в деятельности. Настало время для создания единого поля взаимодействия двух организаций, очной встречи двух команд педагогов и, самое важное, знакомства самых главных участников образовательных отношений – детей.

«Как организовать первую встречу?», – задались вопросом организаторы. Ответ был найден просто – образовательное событие. Технология, которая близка по духу двум разновозрастным командам, отважно отправившимся в путь, навстречу приключениям, где для них было подготовлено множество задачек и сюрпризов, которые, как казалось, подбрасывала для них сама жизнь.

Дошкольники, младшие школьники, старшеклассники, воспитатели и учителя – всех закрутила сценарная идея – шутка ли, два корабля с матросами на борту, под управлением капитанов «были зажаты» в снежных льдах Арктики. А путь спасения один – коммуникация, хитрость и владение культурными способами решения задачек. Через несколько минут все стало на свои места! Школьники демонстрировали знаниевую подготовку – как изготовить компас, флаги, атомный реактор, а дошкольники ярко проявляли эмоциональную сопричастность происходящему действию, смекалку и во всей этой круговерти успевали приобрести такие важные для них в эту минуту знания о назначении ледокольного флота, необходимых для его движения составляющих частей. В ходе практических опытов и проб, тут же применяли полученные знания в игровой ситуации, смело презентовали их перед всеми.

По сюжету экипажи двинулись в море на простых судах. Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, Гренландия, Шпицберген, Мыс Челюскин, Северная Земля. Да не тут-то было. Льды. У всех одна задача – построить и снарядить особый корабль для северного морского арктического пути – ледокол. На станциях подготовлен учебный материал для работы над заданием. Ребята должны научиться выполнить задание, принести свою часть на новый корабль, рассказать – объяснить другим, для чего это необходимо кораблю-ледоколу. По задумке, в ходе события, выполняя задания, ребятам предстоит самостоятельно познакомиться друг с другом, взаимодействовать, договариваться, слушать и слышать друг друга. Это очень трудная задача. Но наш девиз – «В Арктику готовы!».

Елена Непомнящая, старший воспитатель Детского сада №32 «Страна чудес»: «Если бы меня спросили, а была ли, в этом образовательном событии, точка соприкосновения двух ступеней образования, я бы сказала, что, да! Когда я с матросами и капитаном дошколки плыли на ледоколе, я подняла голову вверх и в отражении зеркального потолка увидела разноцветное отражение яркого пространства, я воскликнула: «Смотрите, северное сияние!» Все, независимо от возраста, подняли головы и завороженно посмотрели вверх. И тут, один из учителей начал переключать выключатели, имитируя игру света, и, действительно, это было здорово похоже на северное сияние! Удивительная находка, которая вселяет надежду, что точки соприкосновения дошколки и школы обязательно найдутся и пересадка с дошкольного корабля на школьный будет для наших детей комфортной и без резких перепадов путей коммуникации и способов получения знаний».

Почти двухчасовое путешествие никого не оставило равнодушным, уставшие матросы, вернувшись на берег, обсуждали проделанный путь, а педагоги разных ступеней образования, поспешили обсудить событие! Хотя кому-то, кто попытался остаться за его рамками, будет не просто, нет той субъектной позиции, которая позволяет не наблюдать, а самому погрузиться в этот удивительный мир приобретения новых знаний, компетенций и важных человеческих качеств. А кто сказал, что взрослому они не нужны?

Елена Волкова, старший методист Школы №161: «Образовательное событие подготовлено в совместной работе педагогов школы и детского сада. Детский сад и школа являются сетевыми образовательными организациями и реализуют сетевые стандарты школ и детских садов «Школы Росатома». Применяемые образовательные технологии созвучны друг другу. Ребята из подготовительной группы детского сада побывали в школьном Openspace. В основу образовательного события положена игра с творческими заданиями. Воспитанники детского сада понимают, что такое самостоятельность через Tice Choice(время выбора). Ученики 2-3 классов имеют небольшой опыт самостоятельного коллективного обучения по индивидуальным образовательным маршрутам в парах и парах сменного состава. В событии педагогами была осуществлена первая проба разумно и естественно соединять в разновозрастной группе игру и учебные действия для включения детей по мере их готовности в учебную деятельность. Волновались. За себя и за детей. Вопросов появилось много. Данная встреча является первой в плане работы сетевых образовательных учреждений по вопросам возрастной преемственности и преемственности в образовательных технологиях».

27 июня 2019