Стажировка в Калининграде. День второй

Они абсолютно другие. Разные, неоднозначные. У них другие глаза. Поэтому и видят они все по-другому. Ярче и контрастнее, эмоциональнее и внимательнее, чем мы. Они любопытны и мир отвечает им тем же, открываясь для них, показывая то, что привычный взгляд уже не замечает.

Она подарила мне игрушку. Серую лошадку с ажурной гривой, ярким седлом и розочками на сбруе. Колебалась всего пару минут после просьбы о подарке. «Моя бабушка говорит, что я шью самые красивые игрушки. Я себе еще сделаю. Конечно, не жалко — берите!» И зовут ее соответствующе — Дарина.

Катя учится в шестом классе. Ей не просто интересен новый опыт Метапредметной олимпиады. Она хочет увидеть все работы, понять, как пришли к своему решению другие команды.

Парень из десятого класса со светлым лицом. Хочет поступать в медицинский. Для этого углубленно изучает английский язык и предметы естественного цикла. А во второй половине дня приходит с друзьями в тренажерный зал. Искренне интересовался, откуда мы, кто мы, зачем мы здесь. Удивительно ровно и спокойно разговаривает с незнакомыми взрослыми. Общаясь с ним, не ощущаешь, что он подросток. Он — уже взрослый, он — равный.

Они другие. Открытые и искренние. Они знают, что такое факториал, но не знают, кто такие кинологи. Они умеют печь торт «Наполеон», играть в футбол, разговаривать на немецком, китайском, французском и на «неправильном» «обратном» языке и даже могут научить играть на бумажной клавиатуре «К Элизе». Они переживают, что получили первое место, хотя была команда, которая выполнила более точные вычисления. Они открытые и искренние.

Они — люди будущего.

Инна Прохорова, г.Заречный, Пензенская область

Первый день стажировки для меня стал одним большим источником вдохновения и стимулятором «разрывов» одновременно.

Посещение МАОУ СОШ №28 г.Калининграда стало первым ярким впечатлением дня. Образовательное пространство школы, обсуждение модульной системы, общение с администрацией, и, особенно, обсуждение «внутренней кухни», а также рассказ о пути становления и развития школы.

Источник вдохновения – потому что впечатление от пребывания в школе и общения с администрацией, которая по-хорошему «болеет» за школу и делает все возможное (и даже чуть-чуть невозможного) для ее развития – все это стимулирует, побуждает задуматься: смог бы я также, а если смог бы – что бы я предложил сделать, и как? Ведь по сути, грамотное планирование развития школы – это сбор работающих методик и решений (из опыта других школ, образовательных учреждений, методических рекомендаций и так далее) и грамотная их адаптация. Хотя, не спорю, что это впечатление может оказаться оторванным от реальности.

Наблюдая за коллективом МАОУ СОШ №28 г.Калининграда, а потом и МАОУ СОШ №36, становится ясно, что одна из самых главных вещей в таком планировании – это правильно собранная команда единомышленников-управленцев. Когда твоя команда четко понимает, почему необходимо сделать что-то именно так, когда они понимают, каких результатов нам необходимо достичь, и могут предложить путь достижения этих результатов – все по плечу. Главный вопрос – как такую команду правильно подобрать? Это вопрос я берегу до завтра, чтобы получить на него ответ из первых уст.

Но в начале текста я сказал, что вдохновение перемешалось разрывами, поэтому расскажу о них подробнее. Нет так давно находясь в едином потоке вместе со «Школой Росатома», я, тем не менее, успел многое узнать и увидеть. Став «на шаг впереди», мне трудно взять в толк, почему такие замечательные, а, главное, простые идеи, будь то: формирование открытого пространства, применение событийности на деле, а не на словах, предоставление ситуации выбора для обучающегося постоянно, не встречают понимая и принятия у широкой массы не только наших коллег, но и руководящих работников школ.

Может, все вышесказанное из того, что прививает «Школа Росатома» кому-то кажется лишним, ненужным, вызывающим из зоны комфорта? Как тогда донести, какие слова найти, чтобы привлечь людей на свою сторону, как сделать их своими единомышленниками? «Разрывает» меня то, что и я, в том числе, пытаюсь описывать плюсы и достоинства таких изменений – но слова, которые я нахожу, видимо, не достаточно убедительные. Так как тогда поступить? Еще один важный вопрос остается на завтра.

В продолжение разрывов я бы отнес также вчерашний разговор с Романом Викторовичем о том, насколько полезен «провал» на самом деле. После озвучиваемой отовсюду доктрине создания железобетонной «ситуации успеха», когда у обучающегося должно получаться вообще все, без исключений – это такой глоток чистого воздуха. Ведь без поражений нет побед, да и умение перевести собственную неудачу в проблему тоже дорогого стоит. Уверен, что для коллег это не является каким-то откровением, но на правах недавно подключившегося еще раз скажу, что меня такое мнение очень впечатлило.

Наконец, самое главное. Разрыв разрывов для меня, это то мастерство и легкость, с каким наши организаторы работают с коллективом стажеров. Глубина, которую открываешь практически в каждой, казалось бы, случайной фразе, просто сформулированной в задании, впечатляет меня больше всего. Смысл и пища для размышлений – она во всем, в разговорах, в пространствах, которые мы посещаем, в вопросах, которые мы себе задаем, во взаимодействии между нами. А ощущение натурального прозрения, когда ты внезапно понимаешь, что именно имели ввиду вот этой фразой, и как эту информацию использовать, какую цель преследовало это простое на первый взгляд задание, и прочее, и прочее – один из самых впечатляющих педагогических приёмов, которым я пока только мечтаю овладеть.

Евгений Личкин, г.Трехгорный, Челябинская область

Взаимосвязь свободного выбора образовательной траектории детей и свободы деятельности, возможности личностного роста педагога… Именно этот тезис родился у меня сегодня в процессе нашего погружения в образовательную среду калининградских школ №28 и №36. Что должно произойти раньше: создание условий (технических, информационных, пространственных…) для организации деятельностных форм работы или перестраивание педагога вопреки всему, просто потому, что надо. Как сделать так, чтобы внутри педагога произошел разрыв, осознание своей профессиональной несовершенности, потребность менять и меняться, ведь педагоги, как правило, консерваторы по натуре? На данный момент пришла к выводу, что оба процесса неразрывны, но зачастую требуется некая стрессовая, безвыходная ситуация, в которой понимаешь, что по-старому больше нельзя.

Интересным и понятным профессионально для меня представилась реализация в одной из школ принципа построения индивидуального учебного плана в старших классах, так как вопрос перегруженности «ненужными» для дальнейшего получения профессии предметами старшеклассников заметна в школах нашего города. И учитель задается вопросом: как спрашивать с учеников, которым мой предмет в углублении не нужен для дальнейшего самоопределения в жизни, как и с тех, которым изучение предмета необходимо для поступления в вуз и обретения себя? Убедилась в том, что перестроить учебный процесс, используя дифференцированный принцип деления на группы по темпам освоения новой информации и потребности в углублении в предмет, возможно в условиях школы, но это, безусловно, требует больших энергетических и профессиональных затрат от учителей и администрации школы.

Что может стать событием для детей и в чем же суть события? Важнейший вопрос, который прокручивается в моей голове уже несколько месяцев и это день – не исключение. Сегодня осознала, что событийный вызов может быть ближе, чем нам думается, что ищем мы его иногда в слишком глубоких слоях, как нам кажется, детского сознания. Наверное, умение искать в простом истинный смысл приходит с опытом, а может часто, накручивая себя грузом ответственности, мы создаем себе лишние сложности, а истинное событие рождается просто, главное его разглядеть…

Эмоции от встречи с коллегами и новыми интересными людьми невозможно передать в тексте, они невообразимы! Вопросов в голове пока намного больше чем ответов, но именно это и доказывает, что мое личное профессиональное событие происходит здесь и сейчас! ОГРОМНАЯ благодарность Роману Викторовичу и Ивану Николаевичу за неиссякаемый запас креатива и энергии, которые усиливают желание менять и меняться!!! Счастлива, что я здесь!!!

Кира Липатова, г.Заречный, Пензенская область

Первый день стажировки – мысли о самом главном! Ничего не забыть, ничего не упустить. С чего начать? Наверное, сначала необходимо отметить знакомство с двумя замечательными школами города Калининграда – 28 и 36, с чудесными детьми и удивительным административно-педагогическим коллективом. Что лично я взяла с этого знакомства? Это новое наполнение образовательного пространства школы. В коридоре – место встречи детей, прибывающих рано утром, возможность позавтракать и обсудить важное дело, или, может быть повторить домашнее задание, или просто поговорить – суть в том, что это место есть, там уютно и можно работать. Рабочие места для детей по всей школе – книги, техника, пространство встреч с одноклассниками и учителями.

Любишь физику, историю, биологию (или любой другой проект) – все в твоих руках, все ресурсы школы: пространство (кабинеты оборудованы самым современным оборудованием, возможность работы в любом месте в школе, на территории школы, даже на территории спортивных объектов школы); замечательные педагоги – с горящими глазами и желанием творить; материальные ресурсы (финансовая поддержка)! Самые смелые идеи воплощаются в жизнь, реализуются учениками с 1 по 11 класс, и еще классная идея – ярмарка проектных продуктов! Абсолютно эффективный подход и видимый результат, ответственность за свой выбор и направление для следующего проекта. Это очень важно и для ребенка, и для родителя, и для учителя!

Как этого добиться? Одна из возможностей – образовательные модули внутри учебных предметов с корректировкой программ. Посмотреть, как они лягут на мои историю и обществознание и пробовать проводить, подключать коллег. Обязательные профильные погружения 8-9 классов, с возможностями профессиональной пробы, еще идея – каникулярные погружения в предмет с выходом на серьезные проектные работы.

Ну и наконец, самое главное, тема финала и наших стажировок выходят в Калининграде на новый уровень. Если мы работали на финале и стажировке два дня, день на событии, планировании, погружении, то событие на 30 минут, да еще и образовательное — ВЫЗОВ. Но рядом коллеги: мнений много, споров много, драйва много, событийность не оставляет ни на секунду. Экскурсия по школе? Работаем с модулями? Эксперты на МетаОлимпиаде? Перерыв? Это все сегодня было! Оказывается, и в таком темпе можно творить, и 30 минут – это достаточно времени, а китайский язык становится понятен, если тебя учит увлеченный ребенок!

Копилка пополняется, общение с коллегами приносит бурю положительных эмоций и невероятный творческий заряд! Сама стажировка – событие, а Калининград – открытие!

День заканчивался прогулкой по Калининграду и И.Кантом, поэтому самая последняя фраза дежурного по стажировке только философа: «Нaше пoзнaние нaчинaется с вoсприятия, перехoдит в пoнимaние, и зaкaнчивaется причинoй. Нет ничегo вaжнее причины». Вчера стажировка началась, сегодня продолжилась, завтра новый день …

Ольга Шаверина, г.Новоуральск, Свердловская область

Очень длинный был день и событий – море! Попытаюсь вспомнить плавание по этому морю: с водоворотами, водопадами и лёгким штормом) Итак, самое впечатляющее из бескрайнего потока…

Школа №28 покорила какой-то искренностью, желанием рассказать и показать всё как есть, без прикрас. Где-то с гордостью – им есть, на самом деле, чем гордиться, а где-то очень скромно и не навязывая себя. Директору особые слова благодарности за отношение к детям. Этого не хватает многим школам, в которых я была. Каждый ребёнок дорог этому директору, а, значит, и коллективу. Заместители всё время были рядом – значит, есть команда, болеющая и делающая одно общее дело. Команда отличных управленцев и менеджеров.

Столовая тоже является гордостью школы в плане предоставления детям выбора. Это тоже важное достижение директора и его команды. По учебным планам для меня было много открытий и интересного опыта, который можно попытаться донести до наших руководителей. Это модули для 5-6 классов, ярмарки проектов, нелинейное расписание для основной школы… Хотя для меня остались вопросы в плане реализации некоторых увиденных идей. Возможно, завтра я попытаюсь ещё раз найти ответы на мои вопросы. Много молодых учителей в обеих школах и это хороший знак – у образования в Калининградской области есть будущее – развития, изменения – всё это по плечу молодым!

Водоворотом и бурлящим потоком оказалась Метапредметная олимпиада и всё, что было с нею связано… Дети — разные и не очень понимающие, что от них требуется. В первый раз это нормально (вспоминаю наших, полярнозоринских, в первый раз – копия!))) Исходя из увиденного, наш водоворот окреп и превратился в фонтан спорящих эмоциональных стажёров!!! Меняем – не меняем, будем делать рефлексию – нет, давайте поучат нас, ой, нет, может всё-таки взаимодействие через флеш-моб… убеждения строились как пирамиды из камней, на пару минут перекрывали водоворот и обязательно находился кто-то такой, кто шлёпал сверху нашей конструкции (убедительно мотивируя!) свой «КАМЕНЬ» и … водоворот усиливался, опять всё шло по кругу, а время неумолимо несло нас к СОБЫТИЮ, которое должно было свершиться…

Слова Ивана Николаевича придавали оптимизма: «Вы не можете опозориться…» Конечно! Именно поэтому всё произошло очень гармонично: и дети, и мы получили удовольствие от произошедшего, опыт общения с «важными, значимыми, чужими» для них взрослыми.

По итогам олимпиады я почувствовала некоторое недоумение со стороны детей – победитель назван, а какова их позиция относительно этого победителя? Может быть стоило озвучить хотя бы 2 и 3 место? Или выдать им протоколы с баллами? Потому что это важный момент – разобраться, где ты был слабее соперников, что не учёл. Видела и слышала разочарованные слова одной из команд: «Мы же ближе всех были к ответу…»

Работая сегодня на стажировке с такими разными, умными и опытными коллегами, убеждаюсь, как полезен такой опыт – видеть, прочувствовать, обсуждать, высказываться, соглашаться или аргументированно спорить… «Школа Росатома»! Огромное спасибо за возможность быть на передовой: развиваясь, понимаешь, как много ещё всего впереди!

Уже скоро снова «Здравствуйте! И Доброе утро!»

Елена Приставко, г.Полярные Зори, Мурманская область

Сегодняшний день не был для меня простым. Проект «Школа Росатома» приучил к другим форматам. Объяснительно-иллюстративный путь для меня — уже испытание. Но догадываюсь, что всё очень даже не случайно. Попытаюсь всё же «проработать» и этот день с точки зрения тех задач, которые я обозначила для себя в «Ожиданиях»: учебный план и пространство.

Сегодня мы познакомились с двумя успешными школами г.Калининграда. Перекличек между ними много, но мне все же показалось, по духу они — разные.

Вначале про пространство. Да, я увидела много способов, как сделать его мобильным. Но абсолютно точно поняла, что окончательно проникнуться идеей Open Space смогу, только увидев его в действии, а лучше, прожив в нем какую-либо образовательную ситуацию. Обратила внимание на стены — скорее свободные, чем пустые. Думаю, это принципиальная позиция школ, дабы не навязывать образцы, провоцируя единообразие.

С учебным планом пока особенных прояснений нет. Мы работали с его вариативной частью: анализировали и проектировали вариативные модули. Сомнений, что мы с коллегами справимся с этой задачей, не было. В этой ситуации для меня ценным было другое: значимость вопроса «Зачем? Для чего мы это делаем?» Когда мы в рамках образовательных событий придумываем для детей какие-то задания, решение которых не имеет потом реального выхода в практику, сознание бесполезности со временем может охладить (и охлаждает!) их инициативу. Напоминание об этой опасности, думаю, было полезно.

Возник вопрос по поводу термина «внеурочная» деятельность. Мы заходили в различные кабинеты, где сидели (рядком ли, кружочком — какая разница?) послушные дети и занимались внеурочной деятельностью (делали в основном, что называется «поделки»). Да, их было меньше, чем в классе, и, наверное, это «что-то» — сверх программы. Но внешне, это все-таки регламентированный урок. Хорошо, если это поверхностный взгляд, но таков был формат этого дня. В любом случае, появилось желание с этих позиций проанализировать внеурочную деятельность моей практики. Может быть, та же ситуация? Вот уже сейчас понимаю, что надо изменить.

Никого не удивлю, если скажу, что самый яркий эпизод дня — проектирование и проведение стажерами 30-минутного события для участников Метапредметной олимпиады. Вот вроде бы знаем уже если не всё, то многое про образовательное событие (победители конкурса по этой теме), но не тут-то было: вариантов прокачивали кучу, методический сборник можно публиковать. Событие получилось, но лукавить не буду: в большей степени помогла интуиция, нежели расчет.

В целом, всё. По стилю моего текста, думаю, понятно, что он мне дался нелегко. Много так и не удалось оформить вербально, мутное какое-то состояние. Но отчаянья нет, потому что точно знаю, зачем был нужен этот день и почему он был нужен в ТАКОМ формате пойму завтра.

Елена Нехорошева, г.Зеленогорск, Красноярский край

Замечательный и богатый событиями день! Побывали в двух школах Калининграда (школа №28 и школа №36) и окунулись в искреннюю и естественную образовательную среду, доброжелательную к каждому ребенку. Эта среда создается, поддерживается и развивается ежедневно за счет организации пространства школы, образовательных событий, возможности выбора не только вариативных модулей, но и меню в столовой! Какому ребенку не захочется провести «Ночь в школе», получить мини-грант на воплощение собственной идеи или отправиться с палаточным лагерем в экологическую экспедицию? Увиденное стало поводом для серьезных размышлений и источником идей для развития нашего лицея.

В процессе самостоятельного проектирования вариативных модулей из разных предметных областей стало понятно, что такая форма организации образовательного процесса позволяет обеспечить ребятам возможность выбора и самореализации, а учителю сделать свой предмет практико-ориентированным и привлекательным для обучающихся.

Встреча с детьми Калининграда состоялась на Метапредметной олимпиаде. Ребята впервые работали в таком формате. Мы выступали в роли экспертов, что для нас не ново. Гораздо волнительней и сложней было выполнение стажерского задания – в течение дня без отрыва от работы по программе подготовить образовательное событие для участников Метапредметной олимпиады! В каждую свободную минуту мы с коллегами спорили и не могли определиться с идеей. Все решилось тогда, когда мы увидели детей, посмотрели на их работу на олимпиаде. Мы предложили ребятам поменяться с учителями ролями и научить нас тому, чего мы не умеем. Вызов был принят. За 30 минут дети научили нас делать стаканчики из бумаги, играть в футбол по схеме «3х4х3», правильно отжиматься, рисовать собаку, говорить несколько фраз на китайском языке и многому другому. Для ребят оказалось важным и интересным наше общение на другом уровне. Для стажеров, выступающих в роли учеников, это оказалось не меньшим событием!

Наталья Решетова, г.Лесной, Свердловская область

21 марта 2017