Стажировка в Зеленогорске. День первый

Скажи мне ровно год назад, что я снова окажусь в «Стране чудес» г. Зеленогорска, я бы засомневалась. Ведь такой случай выпадает редко. Но судьба мне благоволит. И я снова здесь, в команде Чудесных педагогов и детей.

День первый принес немало интересных событий. Открытие стажировки с прочтения письма Романа Викторовича Селюкова нам, стажерам, победителям Конкурса воспитателей проекта «Школа Росатома», стало приятным сюрпризом и тронуло до слез (слез радости). Мы сразу поняли, что нас ждет 3 дня погружения в мир игры, детства, безудержного счастья, оранжевого настроения, ведь нам велено оторваться по полной! Инструкция к действию получена.

Стажеры сразу стали участниками общего утреннего круга всех жителей детского сада. Звучало приветствие на двух языках, хорошо знакомое «Здравствуйте!» и «Hello, how are you?» Дети и педагоги были рады встрече с нами, а мы были рады вдвойне.

Захватывающим событием первого дня стала квест-игра «Сбор мандаринов». Наша задача состояла в том, чтобы собрать себе команду из разных групп, учитывая цвет браслета на руке. Когда команда была собрана, мы отправились на поиски клада. Было не просто, во-первых, дети первый раз видят педагога, а во-вторых, мы недостаточно хорошо еще знаем пространство детского сада, но Милана из группы «Умники и Умницы» помогла сориентироваться не только нам, педагогам, но и самым младшим его жителям, ведь команда у нас получилась разновозрастная. Ребята на протяжении всей игры удерживали правило, а мы, стажеры, изучали пространство всей «Страны Чудес». И этот опыт нам пригодился для составления образовательной карты детского сада. Все пространство в детском саду отдано детям, это и английское кафе, библиотека, деревянный холл, лего центр, салон сказок, Open Space, на лестничных пролетах множество продуктов детской деятельности. Каждый холл принадлежит конкретной группе, в среде созданы все условия для проявления детьми самостоятельности и инициативы. Удачно использован каждый угол всего учреждения. Что важно для меня? После погружения в открытое пространство «Страны Чудес», я точно знаю, какие изменения произойдут в среде моего детского сада.

Завершающим событием первого дня стали мастерские в разных группах. Посчастливилось побывать в группе «Эльфы», в которой работала на стажировке в прошлом году. Мы увидели, как ребята создавали декорации к знакомой сказке «Красная шапочка». Вполне может случиться такое, что ребенок не включился в совместную игру, а тихонько играет в СВОЮ игру в уголке. Было показано, какие образовательные задачки могут быть подброшены детям во время игры. Взрослый несомненно должен быть носителем игры, уметь играть, фантазировать, примерять на себя роли, что и было сделано Мариной Богатыревой. Мы увидели свободный выход из игрового события в другой группе – «Умники и умницы». Дети настолько раскрепощены и свободны в своих действиях, что у них не возникает даже вопроса: «А можно пойти поиграть?».

День был насыщен на события, и ты понимаешь, что так, как ты работал раньше, уже работать нет смысла. «Страна Чудес» – это кладовая, в которой каждый стажер возьмет все самое ценное – умение играть самому, находить место игре в течение дня, поддерживать интерес у детей к игре и как подбрасывать образовательные задачки в игровую деятельность дошкольников.

Екатерина Ермакова, г.Лесной, Свердловская область

Первый день стажировки для победителей Конкурса воспитателей «Школы Росатома» стартовал с утреннего сбора, а затем стажерам было предложено стать капитанами детских команд и пройти поисковый квест в пространстве всего детского сада. Такой прием позволил нам сблизиться с детьми внутри наших команд, детям – закрепить знание помещений детского сада, а нам, стажерам, познакомиться с ними. Помимо этого, нам наглядно было продемонстрированно, как в «Стране чудес» ведется работа с правилами и их соблюдением. Очень интересный прием, обязательно возьму его на заметку. (Ну вот, стажировка только началась, а копилка педагогических идей уже пополнилась!) Что же будет дальше?!

Затем нам было предложено совершить самостоятельную ознакомительную экскурсию по образовательным пространствам детского сада, после чего состоялся коллективный анализ полученных впечатлений. Данное мероприятие открыло мне глаза на то, что ни один уголок в пространстве детского сада не должен быть оформлен без цели (для красоты), каждый сантиметр должен работать на решение определенных образовательных задач, на развитие ребенка.

Не таким масштабным, но от этого не менее значимым, стало знакомство с распорядком дня, по которому живет «Страна чудес». Безусловно, такой распорядок позволит детям больше играть. Но у меня, как у педагога коррекционного детского сада, осталось много вопросов по организации распорядка дня именно в группе компенсирующей направленности. Ведь, помимо всего прочего, в такой, особенной группе есть еще и лечение, и специалисты, и коррекционная работа. Как обеспечить достаточное время для игры и соблюсти все нюансы работы группы для детей с ОВЗ.

Заключительным мероприятием сегодняшнего насыщенного дня стал просмотр совместной деятельности педагога с детьми, где педагог решал образовательные задачи через создание игровой ситуации. Наблюдала за данной деятельностью и в голове крутилось: «Как же страшно!». Страшно отпустить детей, ситуацию. А вдруг не все усвоят образовательную задачу, вдруг начнется хаос и так далее.

В общем, послевкусие первого дня – еще много сомнений, вопросов, но при этом ощущение, что ты можешь свернуть горы, перевернуть жизнь группы, да что там группы, всего детского сада!

Наталия Дьяконова, г.Новоуральск, Свердловская область

Сегодня я узнала, что игра может сопровождать ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует уникальная среда «Страны Чудес» — детского сада, где ребёнок живёт полноценной жизнью.

Сегодня у меня получилось увидеть свободу выбора деятельности у ребёнка, его осознанное желание, самопрезентацию и поддержку взрослых для самовыражения детской фантазии.

Сегодня мне было трудно не вмешиваться в свободную игру детей, предотвратить возможные трудности и безопасность его пребывания в среде Open Space. Хотелось подсказать ребёнку выход из ситуации, а дети пытались самостоятельно решить свои трудности.

Сегодня меня удивила свобода передвижения ребёнка по детскому саду, их самостоятельность и фантазия в своей деятельности.

Сегодня было интересно наблюдать жизнь обычных детей в необычных для нас условиях уникального детского сада. Их причастность к созданию этих условий, возможность почувствовать себя успешным каждому ребёнку не зависимо от возраста, половой принадлежности и возможностей здоровья!

Теперь я умею вести наблюдение за деятельностью детей в среде Open Space, выделять образовательные задачи, решаемые воспитателем в игре.

Наталья Осеева, г.Сосновый Бор, Ленинградская область

Первый день стажировки в «Стране чудес» прожит в режиме цейтнота. Сознание в очередной раз переворачивает мысль, что чудо реально, оно существует и живет в нашем мире. Утренний круг буквально вбросил нас, стажеров, в детский коллектив, в одно мгновение, преобразовывая в друзей, партнеров. Дальнейшее развитие событий заставило сомневаться в возможности реализации задуманного. Как можно, соблюдая правила, пройти через игру, собрав разновозрастную команду, да ещё под грузом ответственности за результат. Я, честно говоря, засомневалась в своих педагогических способностях, точнее нет, не засомневалась, а испугалась. Но это быстро прошло, захватил процесс поиска, желание стать детям полезным соучастником их игры. Получилось в это время и реализовать педагогические компетенции. И это здорово, я изнутри прочувствовала дух жизни «Страны чудес». Когда мне было во время квеста думать и видеть, что меня окружает. Однако, в этом детском саду ничего не случается просто так. Да уж, подкинул руководитель стажировки задачку. Привыкли они спокойно отпускать детей в свободное плавание, вот и нас отправили в среду искать образовательные пространства и понять их задачу. Мы, как дети, включились в соревнования «Кто больше?». Каково же было изумление, что по итогам этой свободы, тебе надо на плане определить местонахождение этого пространства и вспомнить, какую изюминку оно таит. Но мы команда, и поэтому мы сила! Вместе справились, хотя не обошлось без командировок. Тогда стало понятно, что, вступая в среду, надо иметь четкую цель: «зачем я иду, что хочу увидеть, для чего это здесь». Выстроилось понимание: «Каким должно быть идеальное пространство». Для чего это пространство, что в нем происходит и как. Возможность увидеть это, дало погружение в групповые мастерские. Да, не все прошло гладко, мы увидели реальный опыт педагогов «Страны чудес» с удачами и ошибками. И тем ценнее оказался этот опыт. Рефлексия должна заставить задуматься, проанализировать. А как бы сделала я, что могло бы получиться, что может быть дальше. Я думаю, что будет еще много сюрпризов и много чудес мы увидим в этой стране, но главное, случилось, я поставила новые цели, обозначила личные дефициты. Завтра будет… Оно должно быть…

Наталья Казарина, г.Полярные Зори, Мурманская область

А нас сплотила дорога! Мы же все думаем позитивно, мы хотим работать не для галочки, а каждый день проживать с детьми по-настоящему весело и активно, и вообще мы – симпатичные и мы – победители Конкурса воспитателей «Школы Росатома»!

Итак, Наташа, Катя, Катюша и я с трепетом ждали встречи с одним из лучших детских садов сети «Школы Росатома». Роману Викторовичу огромное спасибо за письмо, настрой на рабочий лад, и вместе с тем на то, что у нас есть великолепная возможность погрузиться в среду профессионалов и попробовать себя в разных видах педагогической деятельности. Я прониклась духом «Школы Росатома» и отправилась на утренний сбор в полном понимании, что не упущу шанс!

Как же это здорово, взяться за руки с детьми и распевать песни, танцевать флешмоб и просто как атомная станция заряжаться и заряжаться детским позитивом! Вот он… кайф от нашей профессии! Самые счастливые минутки испытываешь, находясь рядом с этими маленькими волшебниками хорошего настроения, ну и, конечно, с мудрыми наставниками. День счастья начался!

А где счастье – там неизменно рядом апельсин (ну или его младший брат мандарин). А его-то как раз и надо было найти с помощью детей путем моментальной экскурсии по детскому саду.

Уф…справились, да ещё сразу приобрела пять друзей! Как же было весело делить мандарины и дружно их поглощать вместе!

Ну, мы ещё встретимся, друзья!

А нам предстояло ещё самостоятельно изучить образовательные пространства детского сада. Признаюсь, сначала запуталась.., но мы не привыкли отступать, и с помощью подвернувшейся командировки мне удалось справиться с заданием.

Во второй половине дня нас познакомили с технологией «Time Choice», и мне снова представилась возможность пообщаться с удивительными детьми. Я выбрала Дилю из группы «Эльфов» и с интересом понаблюдала за ее выбором деятельности во время «Time Choice». Есть вопросы… Держу в голове…

Последним исследованием на сегодняшний день была совместная игровая деятельность с постановкой образовательной задачи педагогом. Мы подробно обсудили, что показалось находкой, а что я бы сделала немного по-другому, но и в группе «Эльфов», и в «Умниках» это было маленьким волшебством! Ловила себя на мысли, что тоже хочу поучаствовать…

Так прошёл первый стажёрский день, о сколько ещё нам надо открыть в детском саду «Страна Чудес», да и в самих себе!

Юлия Федотова, г.Новоуральск, Свердловская область

20 марта 2017