Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Стажировка в Зеленогорске. День второй

21.03.2017

После насыщенного, но, несомненно, плодотворного первого дня стажировки в детском саду «Страна Чудес» и не менее насыщенного вечера, когда мы писали эссе и выкладывали фотографии в сети Интернет, мы с волнением ждали второго дня. Волновались зря!

С утра мы просмотрели игровую деятельность детей во всех возрастных группах. Огромная благодарность воспитателям и организаторам за предоставленную возможность воочию увидеть организацию игровой деятельности в вашем детском саду! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

В каждой группе широко развёрнуто какое-то игровое (образовательное) событие.

В младшей группе путешественники прибыли на корабле на африканский остров Чунга-Чанга. Воспитатели и дети встретили нас в образе африканского племени «Мумба-Юмба». Я увидела, как педагог во время игры решила свою задачу – помочь детям пережить различные эмоции с помощью пиктограмм. А ещё малыши меня поразили знаниями таких понятий, как копьё и анаконда.

Дети средней группы готовились к спектаклю по сказке К.Чуковского «Телефон», и мы с удовольствием побывали зрителями во время репетиции.

В старших группах понаблюдали за великолепным сотрудничеством детей и взрослых в таких играх, как «Библиотека» и «Космическая лаборатория».

Отчётливо была видна гигантская работа воспитателей этих групп по развитию и поддержке детской игры, детской инициативы.

Я ещё более утвердилась в мысли, что играть с детьми необходимо, обязательно, интересно, здорово! И не страшно!

В «Лего-центре» мы, стажёры, выстраивали модель эволюции игры. Это лишняя «напоминалочка» нам, педагогам, о существовании четырёх видов игры. Не помешает!

В эссе под названием «Я играю» порассуждали, поразмыслили над ролью играющего воспитателя.

Во второй половине дня, разделившись на подгруппы, приняли участие в дебатах «Развитие ребёнка через игру/обучение». Докапываясь до истины, параллельно учились умению договариваться, слушать и слышать оппонента, отстаивать своё мнение и даже менять свою точку зрения под напором неопровержимых доказательств.

И, в конце дня, были потрясающие показы в группах – так называемый «вброс задач» в игровую деятельность. Во время игрового взаимодействия воспитателя и детей можно было проследить, как педагог ненавязчиво, исподволь, в игровой форме решает СВОИ задачи, предусмотренные программой: в младшей группе моделирование русской народной сказки «Репка», в старшей – конструирование. Эти события были для меня настоящим уроком! Спасибо вам за это!

В эссе «Умные задачи в игре: миф и реальность» необходимо было порассуждать над мыслью, возможно ли решение образовательных задач, запланированных педагогом, во время развернувшейся детской игры. А может это всё-таки МИФ?

Ольга Галахова, г.Трёхгорный, Челябинская область

Второй день стажировки! Полное погружение в игру. Её было столько, что границы между реальностью и вымыслом порой не замечали даже мы, взрослые. Что тут говорить о детях, чья воображаемая ситуация стала фундаментом для построения смыслового поля. Игра и обучение переплелись и стали единым целым, образовательная задача обрела эмоциональную окраску и стала центральной линией игры. Но все это происходило не само по себе, этот процесс имел тонко чувствующих, все замечающих проводников. Ими стали педагоги «Страны Чудес», которые сами играли с таким азартом, что мы, стажеры, не могли остаться в стороне. В какой миг мы из сторонних наблюдателей превращались в соучастников игры непонятно, но это факт. Мы играли вместе с педагогами и с детьми и это было круто! Детские взгляды цепко впивались в наши глаза, проверяя, нет ли притворства. И мы прошли этот, самый, наверное, сложный в нашей жизни, экзамен. Теперь я с уверенностью могу сказать, я – играющий педагог!

Наталья Казарина, г.Полярные Зори, Мурманская область

Организаторы сегодня дали нам столько пищи для ума, что, подводя итоги дня, удивляемся – когда это мы всё успели? Даже родным удалось позвонить лишь во время трансфера на обед.

К вечеру мы усталые, но довольные. День прожит не зря!

С утра посмотрели организацию игровой деятельности во всех возрастных группах.

Малыши «Космики» (а точнее племя «Чунга-чанга») отправились со своим вождём воспитателем на корабле в Африку. Развлекались они там по полной программе: разводили костёр и жарили шашлыки, метали копья, прятались от анаконды, пили кокосовое молоко. В чужой стране никто не пострадал, но предусмотрительно, захваченный с собой доктор Айболит, был готов оказать помощь любому.

Средние «Эльфики» играли в театр. Это было что-то! Браво воспитателю! Она самозабвенно играла сама и заразила своей любовью к игре детей. Импровизации сменяли одна другую. Стажёры веселились от души. Пятилетняя менеджер Любовь Максимовна собирала труппу, обзванивая всех по телефону. Никите Павловичу пришлось сбегать забрать из приюта собаку режиссёра (воспитателя), так как он был очень занят. А доктору, который вдруг откуда-то появился в театре, было предложено отправиться в своё учреждение, так как пока в его помощи никто не нуждался.

Старшие «Некстики» играли в библиотеку, прием, который применила воспитатель, заставил ахнуть всех – и детей, и взрослых. Она в образе мальчиша-плохиша взяла и … порвала книгу. Первая мысль – разве так можно? Но дальше – осуждение данного поступка детьми, повторения правил обращения с книгами, ремонт пострадавшей книги. Кстати, библиотекарь долго не принимала реставрированную книгу, пока качество выполненных работ её полностью не устроило.

Подготовишки играли в «Лабораторию звёзд». Тут был и центр наблюдений за планетами, и конструкторское бюро по изготовлению ракеты, и магазин специализированного космического питания, и ателье по пошиву одежды для космонавтов, и медпункт.

Вначале игры дети смоделировали все роли, определили, кто здесь главный, а кто подчиненный. Стажёры не могли усидеть на месте и тоже активно включились в игру.

Затем в Лего-центре мы составляли лестницу «Эволюция игры», немного повспоминали теорию игры, соотнеся её с увиденным на практике и написали эссе «Я играю…»

Вторая половина дня началась с тренинга по обучению ведению дебатов, на которой мы поняли, что вести дебаты мы совершенно не умеем. Но надеемся, что предложенные Ларисой Валерьевной Огдиной игры и советы, все-таки помогут нам овладеть этим искусством.

Далее мы понаблюдали в младшей и старшей группах, как воспитатели включают детей в образовательную деятельность во время игры (или, как они говорят, «вбрасывают образовательные задачи»). Что же, может им удалось реализовать и не всё задуманное, но поучиться было чему.

Под впечатлением увиденного мы написали эссе «Умные задачки в игре. Миф и реальность». На сегодня всё.

Светлана Маркова, Людмила Белякова, г.Трёхгорный, Челябинская область

Сегодня я узнала, что умные задачки и игра могут не просто существовать рядом, но взаимодополняют и обогащают друг друга. Без интеллектуальной нагрузки игра превращается в хаос, дурачество и баловство. Но едва уловимый «вброс» проблемной ситуации задает нужный вектор направления развития игры ребенка.

Сегодня у меня получилось выделить образовательные задачи, которые педагог решил, не нарушая игровые замыслы детей. Ребенок и не понял, что его чему-то поучают, но ушел сегодня домой, прожив новые интересные роли, пополнив свой словарный запас, выстроив так необходимые для него социальные отношения с партнером по игре.

Сегодня мне было трудно найти подходящие аргументы и контраргументы в дебатах. Преобразовать свои мысли в слова и донести их до присутствующих очень сложно даже нам, взрослым, а как нелегко рассказать о своих замыслах и идеях детям?! Им в этом поможет проживание образов! А наша задача вовремя увидеть придуманный ребенком образ, принять его, удержать в своем внимании на каком витке развития образной игры у каждого и понять тайный мир ребенка.

Сегодня меня удивила игровая смелость педагогов «Страны чудес», не боязнь совершить ошибку и иметь уникальную возможность прожить ситуацию несколько раз, пока не найдется правильное решение.

Сегодня было интересно наблюдать, как дети проживают разные виды игры в дошкольном возрасте. Сегодня я еще раз убедилась, как важно каждому ребенку прожить последовательную эволюцию игры в своем сензитивном возрасте. Только так рождаются успешные личности.

Сегодня мне было досадно, что я забыла слова Л.С.Выготского, которые сама же использую как одно из условий достижения основной цели дошкольного развития, касающееся особенностей обучения детей дошкольного возраста. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого. Ребенок дошкольного возраста учится (в психологическом смысле этого слова) спонтанно. Дошкольник развивается в процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Наличие собственной программы обучения означает, что ребенок учится тому, что он считает нужным и интересным. Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у ребенка возникает мотив обучения. В дошкольном возрасте реактивное обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по собственной программе ребенка, сохраняя детскую инициативность и самостоятельность в выборе. Игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей компетенций создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Теперь я умею быть готовым к вопросу, на который не смогу быстро ответить, но это будет поводом для педагогического поиска. И пусть в моей жизни такие вопросы не исчезают!

Наталья Осеева, г.Сосновый Бор, Ленинградская область