Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

В Новоуральске прошла III Конференция «Преемственность дошкольного и школьного образования в условиях реализации сетевых стандартов проекта «Школа Росатома»

14.12.2018

13 декабря 2018 года в Новоуральске прошла III Конференция «Преемственность дошкольного и школьного образования в условиях реализации сетевых стандартов проекта «Школа Росатома», в которой приняли участие представители ДОО, школ и родительской общественности. Мероприятие состоялось на базе детского сада №22 «Надежда» (МАДОУ детский сад «Гармония») – сетевого детского сада проекта «Школа Росатома» при поддержке Управления образования Администрации НГО.

Вопрос преемственности между сетевыми образовательными организациями проекта «Школа Росатома» и другими детскими садами и школами по-прежнему остается основным фокусом внимания и активно обсуждается педагогами сетевых организаций на общих встречах. Однако и коллеги, пока не входящие в сообщество «Школы Росатома», также высказывают желание принять участие в анализе и решении этого вопроса. Актуальность темы преемственности дошкольного и начального школьного уровня образования для педагогов города привела к расширению состава участников конференции: если в первой встрече в мае 2018 года принимали участие представители только сетевых образовательных организаций проекта «Школа Росатома», то на этот раз потребность в участии высказали все детские сады города, пять школ и родители не только детского сада №22 «Надежда», но и других ДОО. В общем в III Конференции приняли участие 36 человек.

Темой Конференции стала «Модель взаимодействия родителей, детских садов и школ, обеспечивающая быструю адаптацию детей при переходе на уровень начального общего образования». Именно вопрос адаптации ребенка к ситуации школьной жизни в первом классе наиболее остро звучал в рамках сентябрьской встречи, где родители высказывали свои тревоги относительно подготовки детей к школе. Таким образом, основной блок работы участниковКонференции был направлен на формулирование ожиданий, связанных с приходом ребенка в первый класс. В форматеco-workingкоманды педагогов-дошкольников, учителей и родителей старались максимально конкретно ответить на поставленные вопросы: как они понимают термин «адаптация», что для них является показателями успешной адаптации ребенка к школе, что нужно знать и уметь ребенку для безболезненной адаптации, и как родители, воспитатели и учителя могут помочь малышу стать первоклассником.

Проделанная участниками встречи работа позволила сформировать общую картину ожиданий всех групп присутствующих участников образовательных отношений относительно периода адаптации. Именно наглядное совмещение ответов на поставленные вопросы в одном поле позволило выявить разновекторность конкретных ожиданий родителей, педагогов ДОО и школ. При анализе получившейся общей картины было выявлено несколько основных противоречий.

Во-первых, сам термин «адаптация» трактуется участниками образовательных отношений по-разному. Для родителей адаптация обозначает привыкание ребенка к новой ситуации (проживание первичного шока и успешный выход из него). Педагогии детских садов подразумевают под адаптацией поиск ребенком как личностью своего места в новой системе отношений. Учителями адаптация была обозначена как процесс усвоения ребенком правил и режима организации деятельности в школе. В силу разницы в трактовке самого понятия «адаптация» появилась и разница между тем, что характеризует для участников и успешность адаптации ребенка как таковую. Для родителей в первую очередь критериями успешности адаптации стали сохранение физического здоровья и мотивации к обучению, позитивного отношения к посещению школы. Воспитатели выделили в качестве показателя успешности сохранение и раскрытие личностных качеств ребенка. Учителя отметили, что успешная адаптация приводит к формированию у ребенка способности ориентироваться в пространстве школы, соблюдать режим, общаться со сверстниками и взрослыми по школьным правилам, организовывать себя и свое рабочее место для учебной деятельности.

Во-вторых, индивидуальный и дифференцированный подходы, свобода детей и пространство для их инициативы также трактуются участниками образовательных отношений по-разному, особенно с учетом разницы форм организации образовательного процесса в детском саду и школе.

В-третьих, разнятся и сами подходы к развитию детей в семье, в детском саду и в начальной школе. Эти противоречия были вынесены для самостоятельной подготовки докладов участниками к следующей встрече, которая пройдет в начале апреля.

По результатам III Конференции «Преемственность дошкольного и школьного образования в условиях реализации сетевых стандартов проекта «Школа Росатома» особенно остро обозначилась необходимость реализации самого мероприятия не только в комплексе встреч, но и в формате своеобразного «рабочего органа», который может не только обсудить возникающие разрывы в системе образования города, но и найти действенные инструменты их решения.