Авторская программа стажировки «Картирование – как эффективный инструмент для формирования компетенции ответственного выбора учащихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Аксенова Владислава Владимировна, Трехгорный
  2. Балушкина Анна Владимировна, Лесной
  3. Батырова Анна Евгеньевна, Димитровград
  4. Вохрамеева Анастасия Андреевна, Железногорск
  5. Кокорина Екатерина Юрьевна, Лесной
  6. Мехонцева Алена Александровна, Лесной
  7. Пакова Екатерина Николаевна, Озерск
  8. Самошина Юлия Анатольевна, Заречный ЗАТО
  9. Токарева Елена Михайловна, Озерск
  10. Торшина Татьяна Владимировна, Железногорск
  11. Филон Валентина Федосовна, Зеленогорск
  12. Щекалева Наталья Васильевна, Новоуральск

 

1. Информационный блок программы

1. ФИО разработчика Дьяченко Наталья Николаевна
2. Название программы  Картирование – как эффективный инструмент  для формирования   компетенции ответственного выбора учащихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы
3. Цель программы  Освоение стажерами технологии картирования для развития профессиональных компетенций через  погружение в детско-взрослую совместную деятельность.
4. Задачи программы 1.  Активировать мотивацию деятельности стажеров, обеспечить процесс проблематизации и целеполагания через погружение в детско-взрослую совместную деятельность с использованием технологии картирования. 

2.  Организовать  процесс поиска решения проблемных вопросов через  анализ образовательного события и собственного опыта стажеров.

3.  Создать условия для оформления способа решения проблемы в виде модели образовательного события для учащихся с использованием технологии картирования в контексте субъектности образования.

4.  Создать условия для апробации стажерской модели через организацию и проведение образовательного события с учащимися, направленного на формирование компетенции ответственного выбора учащихся

5.  Организовать этап оценки деятельности стажеров как этап, мотивирующий на использование приобретенных профессиональных компетенций в своих образовательных учреждениях.

5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

Стажерская площадка спроектирована как специально организованное пространство, в котором разворачивается деятельность участников, направленная на развития профессиональных компетенций участников стажерской площадки через совместную деятельность, в процессе освоения приемов картирования как инструмента эффективного мышления для формирования компетенции ответственного выбора.

Ключевые понятия программы: картирование, ответственный выбор, образовательная среда, индивидуальная образовательная программа, индивидуализация, субъектность.

Эффективным инструментом формирования компетенции ответственного выбора у учащихся гимназии на этапах формирования и реализации индивидуальной образовательной программы является картирование, потому что карта – это наилучший способ обозначить цель, определить средства достижения и предполагаемый результат. Технология является эффективной, потому что имеет естественную психологическую основу и превращает обучающегося в активного создателя собственного знания. Ученик выступает как субъект осуществления образования, сам выбирает  главную тему, которая располагается  в центре листа, и задает направления размышлению,  связанные с ней причины, следствия, возможные действия, предполагаемый или возможный результат располагает вокруг.

В зависимости от образовательных задач мы используем разные виды карт,  которые позволяют ученикам визуально зафиксировать, увидеть и понять свои ресурсы и возможности, личные качества и метапредметные компетенции;  вычленить качества личности, которые позволяют одним людям быть успешными, а другим  создают проблемы в обществе. Карта – это   удобный и наглядный способ конструирования мыслей в процессе становления ответственного выбора за свое дальнейшее образование.

Ответственный выбор является выбором осознанным и рациональным. Осознать —  значит увидеть причинно-следственные связи своего выбора и зафиксировать это в ментальной карте по самоопределению: почему я делаю такой выбор (взгляд назад, анализ прошлого опыта) и зачем я делаю такой выбор (взгляд вперед, определение цели будущего профессионального образования). При таком подходе происходят качественные изменения  выбора, и повышается ответственность за него. О рациональном выборе свидетельствуют в карте  выделенные альтернативы дальнейшего образования, определены его критерии, которые  проранжированы с точки зрения возможностей, ограничений и последствий (выбор дальнейшего профессионального образования). В этой растяжке между прошлым опытом и будущим профессионально-образовательным маршрутом формируется индивидуальная образовательная программа на два года, которая включает в себя индивидуальный учебный план, индивидуальный проект и много других выборов для реализации  образовательного замысла старшеклассника.

Ответственный выбор проявляется в понимании позиции: то, что происходит в моей жизни, создано мною, значит, я могу влиять на свою жизнь и что-то менять, быть автором, своей жизни в настоящем и будущем. Такое понимание  является залогом субъектной позиции. Понять, что что-то меняется, как, в каком направлении, и на сколько помогает прием шкалирования: ученик ставит не только цель, задает направление своего продвижения, но и задает масштаб, который позволяет измерить путь, определить время и понять: на сколько он продвинулся в направлении к цели. Чем завершеннее эта техника, тем конкретнее будет составлен план достижения цели и получен более качественный результат.  В процессе принятия осознанного и рационального выбора ученик принимает на себя ответственность за любой результат, заранее соглашаясь с последствиями своего выбора. Если результат принятого однажды решения совпадает с желаемым, можно ставить новые цели, а если результат вызывает сожаление о своем выборе, тогда необходим самоанализ, на основании которого можно сделать новый более ответственный выбор.

Картирование (работа с картой) позволяет  принимать решения осознанно и ответственно, следовательно, обеспечивает становление субъектности личности при условии специально организованной образовательной среды. Придерживаясь точки зрения В.А.Ясвина, под образовательной средой мы понимаем совокупность условий, влияний и возможностей, которые создают возможность, предполагая активность субъекта, для раскрытия интересов и способностей обучаемых и обеспечивают их активную позицию в образовательном процессе, личностное развитие и саморазвитие. Образовательная среда гимназии не формирует  образ, а дает возможность приобрести опыт самоопределения,  предоставляя учащемуся самостоятельно моделировать свое будущее.

Образовательная среда гимназии наполнена:

  • Тьюторским сопровождением процесса выбора учащихся – специально организованной формой работы, направленной на анализ альтернатив, возможных рисков и последствий выбора учащихся, фиксацию критериев и рефлексию результатов выбора. Предполагаемым результатом является понимание учеником своих желаний, интересов, возможностей и ограничений, видение новых «скрытых» альтернатив, появление новых или уточнение прежних критериев выбора.
  • Курсом «Профессиональное самоопределение школьников», который способствует первоначальному выбору девятиклассников в процессе проектирования ИОП.
  • Событийными субботами для девятиклассников «Про себя», продуктом являются ментальная карта, карта профессий; для десятиклассников «Мои образовательные результаты», продукт – индивидуальный образовательный маршрут, оформленный с использованием приема «Колесо баланса».
  • Образовательными разновозрастными событиями, дискуссиями, дебатами, организуемые и проводимые совместно с родителями, интересными людьми и специалистами; деятельностью родительских ассоциаций, способствующих расширению пространства выбора.  Родители выполняют функцию  организатора, тьютора (не советника) или эксперта.
  • Системой образовательных погружений и профессиональных проб; предметных, межпредметных проектов, исследовательских и творческих работ для реализации выбора.
  • Пространством проектирования и реализации и рефлексии ИОП, публичного предъявления результатов выбора: деловые игры, индивидуальные консультации с тьютором, встречами с интересными людьми, конференция старшеклассников, круглые столы по направлениям с участием родителей, учителей-предметников, руководителей индивидуальных проектов.
  • Условиями, обеспечивающими экологичность среды, позволяющими помочь пережить удачи и неудачи, коррекция, нейтрализация образовательных неудач.

Технология картирования основана на деятельностном подходе, обеспечивает достижение обучающимися основных результатов ФГОС СОО:

— личностных: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы;

— метапредметных:  умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; владение навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,  границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; умение определять и формулировать проблему, находить способы её решения, прогнозировать и афишировать  результаты  своей работы.

Предлагаемая программа стажировки позволит участникам освоить технологию создания различных видов карт, самостоятельно моделировать их, приспосабливая к конкретной ситуации в зависимости от образовательных целей, и, опираясь на имеющийся практический опыт, включиться в активную практическую работу в своих образовательных учреждениях по развитию и  совершенствованию технологии картирования.  

Стажерам предстоит разработать модель образовательного события с использованием технологии картирования, апробировать и оценить эффективность технологии картирования для формирования компетенции ответственного выбора учащихся.

Стажеры будут погружены в деятельность по осознанию  сущности понятия «ответственный выбор», как неотъемлемой части субъективности в образовании, с этой позиции планируется анализ и оценивание деятельности всех участников стажерской площадки.

2. Содержательный блок программы

1.Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки

Вид оборудования Подробности
1 Технические средства обучения Автоматизированными рабочими местами укомплектованы все 35 кабинетов гимназии (компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, колонки). Большая часть кабинетов оснащена интерактивными досками (Interwrite, Hitachi StarBoard, Promethean ActivBoard) и интерактивными приставками Mimio, многофункциональными устройствами, документ-камерами. Во многих кабинетах установлены web-камеры, микрофоны, имеются цифровые видеокамеры и диктофоны. В гимназии есть технически оснащенные конференцзал, ресурсный центр, методический кабинет, издательский центр, музыкальная студия, хореографический зал
2 Программное обеспечение
  • Net-school (в гимназии осуществлен переход на безбумажное ведение документации – электронный журнал);
  • Microsoft Office, Adobe Reader, Adobe Photoshop,  (на всех компьютерах в составе АРМов в учебных кабинетах);
  • Linux (на всех компьютерах в ресурсном центре);
  • Платформа Moodle на базе гимназического сайта;
  • Skype;
  • Программы для организации и проведения вебинаров. Цифровые обучающие ресурсы.
3 Иное
  • Оборудование в рамках краевого экспериментального проекта «Электронная карта школьника»

2. Программа стажировки

  1. Мотивация деятельности стажеров. Проблематизация и целеполагание деятельности стажеров с использованием технологии картирования через погружение в детско-взрослую совместную деятельность на этапе проектирования ИОП (4 часа)
  • Знакомство участников стажерской площадки, определение стажерами личностно значимых целей (самоанализ стажеров с использованием приема «Шкалирование», самопрезентация, работа с «Бортовым журналом» — на протяжении всей стажировки)
  • Оформление тезауруса для обеспечения общего понятийного языка участников стажировки (дискуссия,  схематичное оформление тезауруса в «Бортовом журнале»)
  • Выбор позиции, участие в совместном детско-взрослом образовательном событии с использованием технологии картирования (самоанализ участников, фиксация проблемных вопросов)
  • Совместные действия по проблематизации, целеполаганию и планированию собственной деятельности с использованием модели GROW;  совместное определение способов оценивания результатов стажировки  (Установочный семинар, «Звезда ожиданий», Проба № 1 «GROW”).
  1. Поиск способов решения проблемы как ответственного выбора через анализ образовательного события, специально созданных условий образовательной среды и собственного опыта стажеров (4 часа) Организовать процесс поиска решения проблемных вопросов через  анализ и собственный опыт стажеров.
  • Педагогическая лаборатория «Картирование – как эффективный инструмент для формирования   компетенции ответственного выбора учащихся» (дискуссионная площадка,  семинар-практикум по моделированию карт, Проба № 2 «Колесо баланса»)
  • Рефлексия и самоанализ с использованием приема «Шкалирование»

 Блок 3. Оформление способа решения проблемы в виде модели образовательного события для учащихся с использованием технологии картирования в контексте субъективности образования (8 часов)

  • Работа творческой мастерской (Проба № 3 «Цель – модель образовательного события — метод картирования – предполагаемый результат»)
  • Дискуссионная площадка «Условия образовательной среды для формирования субъектности и/или становления субъектности?»
  • Рефлексия и самоанализ с использованием приема «Шкалирование»

Блок 4. Апробация модели/моделей через организацию и проведение образовательного события с учащимися, направленного на формирование компетенции ответственного выбора (3 часа)

  • Организация образовательного события, выбор позиции стажеров в проведении образовательного события
  • Проведение образовательного события стажерами совместно с учащимися гимназии
  • Рефлексия события, самоанализ с использованием приема «Шкалирование»
  • Вечерние посиделки «Я — субъект в образовательной среде?!» (по желанию участников стажерской площадки)

Блок 5. Рефлексия и оценка деятельности участников стажировки как этап, мотивирующий на использование приобретенных профессиональных компетенций в своих образовательных учреждениях (5 час.)

  • Вернисаж творческих работ «Моя карта – как эффективный инструмент для формирования   компетенции ответственного выбора» (презентация работ, созданных участниками стажерской площадки (пробы 1,2,3)).
  • Комплексная оценка продукта пробы (самооценка, взаимооценка, оценка тьютора – руководителя стажерской площадки, эксперта) 
  • Компетентностная самооценка (прием «Шкалирование»)
  • Анализ «Бортового журнала», который заполнялся на протяжении всей стажировки (рефлексивное эссе)
  • Завершающий семинар «Итоги стажировки: ресурсы внутренние и внешние, дефициты» («Звезда сбывшихся ожиданий»).

Учебный план стажировки

 Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции  Семинар  Стажерская проба  Оценочное событие
1 Активация мотивации деятельности стажеров, обеспечение процесса проблематизации и целеполагания через погружение в детско-взрослую совместную деятельность с использованием технологии картирования   1 2 1
2 Организация процесса поиска решения проблемных вопросов как ответственного выбора через  анализ специально созданных условий образовательной среды и собственного опыта стажеров   1 3  
3 Создание условий для оформления способа решения проблемы в виде модели образовательного события для учащихся с использованием технологии картирования (в контексте субъективности образования)   1 7  
4 Создание условий для апробации модели через организацию и проведение образовательного события с учащимися, направленного на формирование компетенции ответственного выбора учащихся     3  
5 Организация этапа оценки деятельности стажеров как этапа, мотивирующего на использование приобретенных профессиональных компетенций в своих образовательных учреждениях   1   4
Итого — 24 часа 0 4 15 5

3. Способы оценки результатов стажировки

Формирующее оценивание промежуточных и итоговых результатов участников стажерской площадки будет основано на принципах:

  1. Критерии оценивания открытые (совместно определяются участниками площадки на установочном семинаре)
  2. Самооценка будет являться ведущим типом оценивания. Приоритетным направлением будет являться динамика продвижения стажеров относительно себя, своего уровня профессиональной компетенции.
  3. Критерии внешней оценки будут применяться только к результатам деятельности – продуктам проб стажеров после предварительного обсуждения с участниками площадки.

1. Внешняя оценка результатов стажеров

 № Форма оценки Кто оценивает Способ фиксации оценки
1 Оценка качества разработанных моделей карт Взаимооценивание Устная рецензия после предварительного обсуждения критериев
2 Оценка качества спроектированного стажерами образовательного события с использованием технологии картирования (3-уровневая: по образцу, алгоритму или событие, смоделированное самостоятельно) Участники площадки
3 Оценка качества проведенного стажерами образовательного события с учетом специально организованной образовательной среды Участники образовательного события

2. Самооценивание стажерами собственных результатов будет отражено ежедневно в «Бортовом журнале», в котором содержатся  разделы для констатации начальных, промежуточных, конечных результатов и для фиксации целей, замыслов, предполагаемых результатов. У стажеров будет выбор использования инструментов для самооценки: Шкалирование, Звезда ожиданий и других, возможно, предложенных самими стажерами. Работа с «Бортовым журналом» начинается в первый день и ведется ежедневно, в последний день в нем оформляется рефлексивное эссе.

Основное предназначение площадки – определение собственных ресурсов и  выявление дефицитов для определения траектории дальнейшего индивидуального развития.

Главным и самодостаточным результатом трехдневной деятельности стажеров будет продвижение участников стажерской площадки относительно самих себя, относительно собственного уровня профессиональной компетенции.

Анализ стажировки

18 – 20 апреля 2018 года в МБОУ «Гимназия № 164» города Зеленогорска проходила стажировочная площадка по теме: «Картирование – как эффективный инструмент  для формирования   компетенции ответственного выбора учащихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы»  для педагогов проекта Школы Росатома.

Ведущая стажировки Дьяченко Наталья Николаевна, тьютор МБОУ «Гимназия № 164» города Зеленогорска.

Цель стажировки: Освоение стажерами технологии картирования для развития профессиональных компетенций через  погружение в детско-взрослую совместную деятельность.

Стажировочная  площадка была спроектирована как специально организованное пространство, в котором разворачивается деятельность участников, направленная на развитие профессиональных компетенций участников через совместную деятельность, в процессе освоения приемов картирования как инструмента эффективного мышления для формирования компетенции ответственного выбора.

День первый начался с «осмысления смыслов» по теме стажировки, такой казалось, неоднозначной и многоступенчатой. Поэтому сразу разделили тему на четыре составных блока и появились первые модераторы, конечно же, по желанию – ответственный выбор!  Модераторы групп  удерживали во внимании свой содержательный блок в теме и проводили рефлексию на всех этапах первого дня, отвечая на множество возникающих вопросов: Картирование это инструмент? Формирует ли компетенцию ответственного выбора? Что такое ответственный выбор? Что важнее процесс картирования (создания карт) или результат – карта?  Как и где это можно увидеть, наблюдать, оценить? Можно ли оценивать то, что не оценивается, не ценится? А надо ли оценивать и что, где, когда и кто? В течение всего дня стажеры были погружены в деятельность, направленную на:

  • освоение технологии картирования,
  • выяснение возможностей и условий данной технологии для формирования компетенции ответственного выбора учащихся, 
  • определение способов наблюдения и оценки проявления результатов ответственного выбора как в процессе, так и в результате картирования.

Освоение технологии картирования началось сразу со стажерской пробы: рисовали  ментальную карту (МК) «Стратегия выбора: хочу – могу – надо». Каждый стажер пытался выяснить: выбор данной стажировки является ли для него ответственным выбором и анализировал, как и чем можно отвечать за то, что находится в зоне собственной ответственности, в зоне собственного влияния и вне зоны влияния. В МК зафиксировали:

  • цель (почему, зачем я здесь, чего хочу достичь),
  • что уже могу для достижения данной цели,
  • что мне надо сделать в эти три дня для достижения цели.

Во втором такте работы  с ментальной картой произошло совместное целеполагание и планирование дальнейшей работы. Работая в группах, стажеры систематизировали  и  объединили  «хочу – могу – надо» каждого в «хочу – могу – надо»  для всех участников стажировки. Таким образом,  перевели индивидуальные запросы, ожидания стажеров в общие, появилась коллективная ментальная карта, а значит и общие цели, задачи.

Персональная презентация ментальных карт восьмиклассниками оказалась полезной не только стажерам, которые осваивали технологию картирования, но и гимназистам, которые решили предъявить карту как результат своих размышлений по самоопределению, «поговорить» про свой выбор с другими взрослыми, получить совет, поддержку, оценку.

Стажеры прислушались к моим словам: «Не верьте моему опыту! Смотрите, слушайте, делайте и создавайте свой собственный опыт – только в этом случае вы им сможете воспользоваться!». И в первой половине стажировки к «хочу – могу – надо» добавили «делаю» — весомый вклад в ментальную карту. С благодарностью принимаю.

Из отзывов стажеров: «Вопросов становилось все больше. После создания ментальных карт их не стало меньше. Создалось впечатление, что мы все сошли с ума!… Когда нам презентовали свои ментальные карты восьмиклассники, пазл в голове стал складываться в картинку… «Колесо баланса» работает!… Важно, что получила не просто знания, а опыт. Теперь понимаю, где и как смогу использовать картирование  на уроках  и во внеурочной деятельности».

В третьем такте работы с ментальными картами активизировались вопросы, связанные с измерениями и изменениями. Большинство участников стажировки пришло к выводу: ценится то, что оценивается, при этом важнейшую роль играет самооценка (выбираю то, что ценю, отвечаю за то, что ценю), иногда полезна и внешняя оценка. Объектами оценки ментальной карты могут являться:

а) картография как процесс самоопределения;

б) карта как продукт,  результат выбора;

в) изменения личностные, метапредметные (может быть и предметные).

Самооценка стажерами ментальных карт прошла не очень активно,  мы выделили две основных причины: во-первых, время было очень ограничено, а процесс составления ментальной карты требует достаточного времени для размышлений,  он вообще не может быть законченным, он как «снежный ком»,  во-вторых, мы, учителя чаще оцениваем других, самооценкой занимаемся редко – непривычно. Оценили МК гимназистов как уровень готовности  к проектированию индивидуальной образовательной программы и выяснили, что самооценка школьников оказалась ниже, чем оценка стажеров.  Причина, очевидно,  в том, что дети после самооценки МК еще ее доработали (процесс-то не завершенный), что свидетельствует об ответственном подходе гимназистов к своему выбору.  Домашнего задания не было, но решили подумать: какие компетенции необходимы учителю для того, чтобы успешно использовать картирование в своей практике. Утром следующего дня появились оценочные листы самооценки и взаимооценки участников стажировки. Молодцы стажеры, особая благодарность Анне Евгеньевне Батыровой…

Фраза дня: «Мы создаем возможности, в которых ученик выбирает движение».

Второй день стажировки начался с приятного сюрприза от Школы Росатома. Учитывая тот факт, что наша стажировка и метапредметная олимпиада Школы Росатома  проходили одновременно в Зеленогорске, наших стажеров пригласили поучаствовать в качестве рефери на олимпиаде. У них был ответственный выбор: пойти на метапредметную олимпиаду или остаться и оценить возможности гимназистов для реализации своего ответственного выбора в образовательной среде гимназии на трех презентационных площадках:

  • Профессиональная проба «Лабораторный анализ» для 8-9-классников, организованная 11-классниками;
  • SWOT-анализ учеников 11-х классов «Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в старшей школе: риски и возможности» (анализировали результат своего ответственного выбора две группы гимназистов: 1-я группа в течение двух лет изучала предмет естествознание по ИОМ, 2-я группа —  в традиционной классно-урочной форме);
  • Презентация индивидуальных образовательных программ как результата ответственного выбора девятиклассников.

Но вначале стажерам предстояло выполнить задание от эксперта проекта Школы Росатома Елены Виктороны Нехорошевой: смоделировать карту для оценивания метапредметных результатов. Экспертные (оценочные) листы сформированности метапредметных результатов, конечно, существуют, но стажеры уже понимали, что карта имеет ряд преимуществ перед таблицей, в ней можно не только фиксировать результаты, но и планировать достижение этих результатов, фиксировать уровни и продвижения, прослеживать динамику изменений, использовать для анализа достижений индивидуально и в группе. Смоделировали три вида карт и не стали выбирать лучший вариант, потому что любым можно воспользоваться  не только для оценивания, но и для измерения изменения.  Первые два вида карт были смоделированы с использованием двух приемов картирования «Колесо баланса» и «Шкалирование». Карта для начальной школы получилась яркой в виде дерева с распустившимися на нем цветами, раскрашенными в разные цвета (обозначающие уровни), она предназначена  для измерения изменения  метапредметных результатов по четвертям. Некоторым стажерам удалось апробировать, другим – только проанализировать возможность применения смоделированной карты на метапредметной олимпиаде или на  презентационных площадках в гимназии. Вывод однозначен: карта динамичная, наглядная, красочная и удобная в работе. Ее можно подарить ребенку для формирования портфолио. Во второй половине дня задумались над моделированием образовательного события для учащихся, направленного на формирование ответственного выбора. Отказались от деятельности в мастерской «Релакс» и… унесли в гостиницу  домашнее задание, которое не было запланированным.

Третий день для стажеров оказался не менее напряженным. В первой половине дня пригласили 8а класс для участия в образовательном событии «Город, в котором хочется жить». На первый взгляд, гимназистам показалось задание не очень сложным, но увлекательным, нужно было построить город свой мечты и найти в нем свое место. Но, оказалось, что в одном «городе» все «строители» нашли свое место в сфере образования и культуры, а в других сферах работать оказалось некому, в двух других «городах» сложилась подобная ситуация… Организаторы усложнили условия, объявив о том, что в созданных городах закрылись основные предприятия. В «городах» началась суматоха: что делать? «Жители» одного города решили переквалифицироваться: будут выращивать картофель, только пока не понятно кому он нужен, кому будут продавать?.. Ситуация, которая создала возможность гимназистам еще раз осмысленно подумать об одном из самых ответственных выборов в жизни любого человека – выборе будущей сферы деятельности, о ситуации на рынке труда и много еще о чем. Разошлись не сразу, в рекреации были слышны неутихающие разговоры детей о важном. 

Стажерам было не до кофе-паузы: «Событие или не событие – вот в чем вопрос?». Нашли признаки событийности:

  • интерес детей был явно выражен, в анкете написали, что хотели бы продолжения;
  • были возможности выбирать и быть выбранным (рефери);
  • сюжет приближен к действительности;
  • ситуация касается каждого подростка, который не безразличен к своему будущему;
  • наблюдались «разрывы» и преодоления («Как же так строили, строили… Теперь все начинать с начала… Как найти свое место в ситуации неопределенности?»)
  • «важно не только, кем быть, но и каким быть; чтобы сделать правильный выбор нужно продумать как можно больше разных ситуаций; чуть больше определился с выбором будущей профессии…» —  из отзывов гимназистов понятно, что результат есть, но у каждого свой.

Фраза второй половины дня «Давайте помолчим…», это время было посвящено осмыслению результатов стажировки. Самоанализ (на выбор) можно было провести по ментальной карте, колесу баланса. Апробировали созданную диагностическую карту оценивания компетенций, необходимых для использования технологии картирования (Приложение 1), провели самооценку и измерение изменения, взаимооценку по результату стажировочной площадки, провели анализ собственных «приращений» и возможностей использования технологии картирования в своих образовательных учреждениях (Приложение 2).

Таким образом, цель стажировочной площадки достигнута в целом, хотя осталось еще много вопросов, которые требуют дальнейшего размышления.

 

Фотоальбом стажировки

Видеоролики стажировки

Эссе стажеров

ДОКУМЕНТЫ СТАЖИРОВКИ

  Приложение 1. Диагностическая карта
  Приложение 2. Результаты диагностики группы