Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

«Интеграция технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности как средство развития познавательных способностей дошкольника»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Александрова Елена Владимировна, Снежинск
  2. Бормотова Оксана Николаевна, Лесной
  3. Галимова Анжела Ингилевна, Новоуральск
  4. Гарина Олеся Петровна, Снежинск
  5. Голубчикова Наталья Владимировна, Снежинск
  6. Иванова Ольга Витальевна, Новоуральск
  7. Каёткина Оксана Жанадиловна, Снежинск
  8. Кондратенко Ольга Ивановна, Снежинск
  9. Мезенина Галина Евгеньевна, Лесной
  10. Минеева Елена Александровна, Новоуральск
  11. Орлова Татьяна Юрьевна, Полярные Зори
  12. Радионова Елена Николаевна, Заречный СО
  13. Фролова Ольга Ивановна, Балаково
  14. Шмидт Елена Евгеньевна, Зеленогорск

Ознакомиться  с программой стажировки

Информационный блок программы

Название программы Интеграция технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности как средство развития познавательных способностей дошкольника.
Цель программы Развитие профессионально значимых компетенций стажеров, необходимых для эффективной реализации интегрированных технологий игровой и познавательно-исследовательской  деятельности, обеспечивающих достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Задачи программы1. актуализировать потребность стажеров в освоении и творческом применении в педагогической практике интегрированных технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности как средства достижения целевых ориентиров дошкольного образования; 2. провести самооценку сформированности личных профессиональных компетенций стажеров с выявлением степени овладения современными педагогическими технологиями игровой и познавательно-исследовательской деятельности — в первой части стажировки и рефлексию по результатам приобретенного опыта; 3. освоить и апробировать эффективные педагогические технологии и методы интеграции игровой и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: игровые педагогические технологии: игра-экспериментирование, сенсорные игры, настольно-печатные, логические игры, технология детского экспериментирования, технология самостоятельной исследовательской деятельности детей, технология проектной деятельности, метод наглядного моделирования, методы интеграции игровой и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. 4. освоить способы и формы педагогического проектирования образовательного процесса с использованием интегрированных технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности, проектирования развивающей предметно-пространственной среды, предоставляющей возможности для развития данных видов деятельности у воспитанников, а также — способы оценки образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования; 5. интериоризировать и дифференцировать полученный опыт,  создать и презентовать творческий продукт стажерской практики на основе приобретенного опыта в условиях организации индивидуальной и подгрупповой работы в реальном времени стажировки и отсроченный во времени продукт по желанию стажеров. 1.5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены основные принципы, среди них: реализация образовательной программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Среди основных принципов дошкольного образования, изложенных в п.1.4. Стандарта – «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Познавательное развитие, согласно Стандарта, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д. Такие виды деятельности, как: общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность – признаны в Стандарте сквозными механизмами развития ребенка: в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия; в раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); в дошкольном возрасте (3-7 лет) – ряд видов деятельности, в том числе познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Требования ФГОС дошкольного образования к образовательным результатам представлены в стандарте в виде целевых ориентиров дошкольного образования, к ним относятся социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка, среди которых на этапе завершения дошкольного детства: — ребенок проявляет инициативу в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; — ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации. По мнению А.Н. Леонтьева, игра – свобода личности в воображении, в игре у ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие. Данные основания позволяют говорить о возможности эффективной интеграции технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности. Так, включение игры в процесс экспериментирования способствует более полному погружению дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность. Данная программа стажировки предполагает развитие профессионально значимых компетенций стажеров, необходимых для эффективной реализации и интеграции технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности, что, на взгляд автора, является одним из основных факторов достижения указанных выше целевых ориентиров. Понимая профессиональную компетенцию как способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач, в данной программе стажировки внимание акцентировано  на таких компетенциях педагога, как: — владение разными видами развивающих деятельностей дошкольника, в том числе – игровой и познавательно-исследовательской, умение сочетать их в образовательной деятельности с детьми; — умение использовать в своей практике психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий; — знание общих закономерностей развития ребенка, особенностей становления и развития детских деятельностей в дошкольном возрасте; — владение теорией и педагогическими технологиями познавательного и личностного развития детей; — умения планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Технология понимается автором как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве (толковый словарь). Педагогическая технология, по мнению Б.Т. Лихачева, — это организационно-методический инструментарий педагогического процесса: совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Для развития профессиональных компетенций стажеров данная программа стажировки предполагает освоение (или совершенствование владением) современными педагогическими технологиями и методами игровой и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, интегрируя их в образовательном процессе: игровые педагогические технологии: игра-экспериментирование, сенсорные игры, настольно-печатные, логические игры, технология детского экспериментирования, технология самостоятельной исследовательской деятельности детей, технология проектной деятельности, метод наглядного моделирования, методы интеграции игровой и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. а также — освоение способов и форм педагогического проектирования образовательного процесса с использованием интеграции технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности, проектирования развивающей предметно-пространственной среды, предоставляющей возможности для развития данных видов деятельности у воспитанников; способов оценки образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. По мнению автора стажировки, каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с детально разработанной технологией другого автора, т.к. создание и реализация технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Педагогическая технология детского экспериментирования. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации, от них требуется в первую очередь умение добывать знания самим, мыслить самостоятельно и творчески. Все эти умения закладываются в дошкольном возрасте в процессе формирования познавательной активности. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать   активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается: в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания; в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества; в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Перед современными педагогами встает проблема  поиска новых  методов, форм и технологий образования и воспитания дошкольников, которые способствовали бы формированию познавательной активности, а также поддерживали детскую инициативу и творчество, и, как следствие,  позволили воспитать современную, активную, самостоятельную личность. Одной из таких технологий является технология экспериментирования. В основе данной технологии лежит учение Николая Николаевича Поддъякова – психолога, академика РАО, руководителя Лаборатории умственного воспитания Института дошкольного воспитания, руководимого А.В. Запорожцем, он выделил экспериментирование как один из основных видов ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей.  По его мнению,  «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995г.), именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. По мнению Н.Н. Поддъякова, фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Помимо этого, экспериментирование является активной предметно-практической деятельностью, а значит, позволяет ребенку выступать субъектом образовательного процесса. Современные педагогические тенденции нацеливают педагогов на личностно-ориентированную модель построения педагогического процесса;  природосообразное обучение; педагогику сотрудничества; на реализацию современных педагогических технологий, ведущее место среди которых занимает детское экспериментирование. А по сути, все вышеперечисленное ориентирует педагогов на восприятие ребенка как самостоятельного исследователя окружающего мира, которому нужно позволить реализовать свой внутренний потенциал саморазвития путем самостоятельного исследования окружающей действительности, пусть методом проб и ошибок, но самостоятельно! На основе выделенных Н.Н. Поддьяковым основных видов поисковой деятельности дошкольников, мы опираемся на основные виды и особенности  ее реализации: — первый вид поисковой деятельности, характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижений. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. — второй вид поисковой деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуаций, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым. В педагогической практике автора стажировки используется поэтапная организация детской опытно-экспериментальной деятельности. Этапы опытно-экспериментальной деятельности: 1. Экспериментирование в организованной совместной деятельности взрослого с детьми: эксперимент по показу взрослого; зарисовка этапов эксперимента с помощью картинок, схем, наглядных моделей. 2. Самостоятельное проведение опыта по готовой схеме, алгоритму. 3. Совместное экспериментирование с детьми. 4.Самостоятельное экспериментирование в свободной деятельности. На первом этапе форма организации детей бывает различной: индивидуальная, групповая, фронтальная. Организованная совместная опытно-экспериментальная деятельность обычно проводится раз в неделю по определенной теме согласно перспективному плану, который составлен с учетом комплексно-тематического    планирования, сезонных изменений в природе. Но если эксперимент требует определенной цикличности наблюдений, он может быть организован чаще.  Темы экспериментов подбираются в зависимости от возрастных особенностей детей, уровня познавательной активности и сформированности познавательных действий ребенка. С детьми  разного возраста проводятся серии экспериментов на одну и ту же тему, но цели экспериментов усложняются в зависимости от возрастных особенностей. Например, серия экспериментов по теме «Воздух»  в среднем возрасте дает детям понятия о свойствах воздуха, а в старшем дошкольном возрасте — понятие об основах аэродинамики, например, опыты об особенностях полета птиц. При организации совместной опытно-экспериментальной деятельности чаще всего используются: фронтальные (групповые) эксперименты, но при этом каждый ребенок проводит опыт индивидуально, самостоятельно, так как такая форма экспериментирования более соответствуют возрастным особенностям детей. демонстрационный эксперимент, когда исследуемый объект в одном экземпляре или не может быть дан в руки детей, так как представляет для них определенную опасность. При этом опыт демонстрирует педагог, а дети наблюдают. К совместной деятельности относится и наблюдение за живой и неживой природой, которое организуется ежедневно на прогулках. Совместная опытно-экспериментальная деятельность  проводится с учетом определенной структуры проведения эксперимента: постановка проблемы – проблемная ситуация, постановка проблемного вопроса, таким образом, перед детьми четко обозначается цель будущего эксперимента или наблюдения; поиск путей решения проблемы – на данном этапе необходимо пробудить детскую инициативу, побудить к самостоятельному выдвижению гипотез, например, с помощью вопросов, инициирующих активные высказывания: «Как мы это узнаем?», «С помощью чего это можно проверить?»  т.д.;  проведение наблюдения – непосредственно эксперимент.  В ходе эксперимента активизируются познавательные процессы детей посредством вовлечения их в активное обсуждение наблюдаемого процесса или объекта: «Что мы видим?» «Как вы думаете, почему так происходит?». Важно поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия; обсуждение увиденных результатов; формулировка выводов —  подведение итогов эксперимента. На данном этапе важно дать детям возможность самим сделать выводы, вовлекая в совместное обсуждение; фиксация преобразований. Можно фиксировать преобразования объекта в ходе  эксперимента либо в альбом, либо оформлять в графическую схему. В процессе совместной экспериментально-опытной деятельности у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию, дается понятие об алгоритме проведения эксперимента, что побуждает их к  самостоятельной деятельности и позволяет перейти ко второму этапу детской опытно-экспериментальной деятельности – самостоятельному проведению опыта по готовой схеме, алгоритму. Обычно, планируя серию экспериментов по определенной теме, часть из них планируется в организованной совместной деятельности взрослого с детьми, а часть для самостоятельного экспериментирования по готовым моделям последовательности действий. Например, в средней группе из серии экспериментов об агрегатных состояниях воды на вопрос о том, может ли вода быть твердой, детям может быть предложено ответить самостоятельно с помощью заранее заготовленного алгоритма. В старшем дошкольном возрасте, помимо перечисленных двух этапов детской опытно-экспериментальной деятельности, осуществляется третий этап – совместное экспериментирование с детьми. На данном этапе используются эксперименты – исследовательские проекты, когда предлагается кому-то из детей провести эксперимент на определенную тему, а затем рассказать о нем сверстникам. Также используются  случайные (спонтанные) эксперименты – не требующие специальной подготовки.  Они проводятся экспромтом в той познавательной, проблемной ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И  эксперименты – ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается ребенок, который задал вопрос, и все, кто заинтересовался поиском. Выслушав вопрос, важно не отвечать  на него, а предложить  ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение или эксперимент. Реализация всех вышеперечисленных этапов позволяет вывести ребенка на следующую ступень развитияэкспериментирование в свободной деятельности. Здесь речь идет не о бесцельном экспериментировании, а о самостоятельной постановке проблемного вопроса, выстраивании гипотез, плана эксперимента, поиске оборудования для проведения опыта и, наконец, самостоятельному подведению итогов. Педагогическая технология самостоятельной исследовательской деятельности детей. Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, организуемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления. Исследовательская деятельность включает в себя: — мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления (в роли которого выступает мышление); — анализ полученных результатов, — оценку динамики ситуации на их основе, — прогнозирование дальнейшего её развития; — моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий – коррекцию исследовательского поведения. Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования. Алгоритм осуществления исследовательской деятельности (А.И.Савенков): выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить; выбор темы исследования; определение цели исследования; определение задач исследования; выдвижение гипотезы; составление предварительного плана исследования (возможные пути и методы исследования); проведение эксперимента (опыта), наблюдения, проверка гипотезы, выводы; указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы. В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение, создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития. В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельностинеобходимо организовывать деятельность ребёнка таким образом, чтобы она способствовала открытию знания самим ребёнком через творческий, исследовательский поиск, основными составляющими которого являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанныена их основе суждения и умозаключения. В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать определённые умения. — Видеть проблемы – интегративное свойствомышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности. Проблема – это затруднение, неопределённость, чтобы устранить её, требуется исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. — Выдвигать гипотезы, строить предположения. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. — Задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщении к умственному труду; вопросы могут быть различными – уточняющими, восполняющими (неопределёнными, непрямыми) и др. — Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность» и др. Без умения оперировать этими понятиями не может быть абстрактного мышления. Овладеть ими нельзя без исследования живых фактов и явлений, без осмысления того, что можно увидеть своими глазами. — Классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы; классификация устанавливает определённый порядок и разбивает рассматриваемые объекты на группы; всякая классификация имеет цель, которая диктует выбор основания; поскольку целей может быть много, то одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям. — Наблюдать. Наблюдение – это вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, выражается в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, что и отличает наблюдение от простого созерцания. — Делать выводы и умозаключения. Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы и не подведены итоги; вывод – это заключительное суждение о результатах проведённой работы. Для того чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию, создавать проблемные ситуации, решая которые ребёнок будет открывать для себя что-то новое. Педагогическая технология проектной деятельности (Веракса Н.Е.) Проектная деятельность предполагает создание по инициативе ребенка социально значимого продукта – проекта. Структура проектной деятельности включает в себякомпоненты деятельности (мотив, способ реализации, продукт) и описание процесса деятельности: 1. создание ситуации, предполагающей — выявление или разработку идеи проекта, выявление продуктивных идей, содержащих возможность реализации; — проявление для детей социальной значимости продукта; — определение материальных средств для его реализации; — планирование этапов деятельности; — выявление участников и их функций при создании проекта (продукта). — проявления необходимости использования помощи детей и взрослых; — определение сроков выполнения; 2. проведение мероприятия по подготовке общественного мнения для проявления общественной значимости проекта; 3. создание продукта; 4. проявление общественного мнения по оценке проекта. Виды проектов: нормативные, исследовательские, творческие. Цель нормативного проектирования — Метод наглядного моделирования. По мнению А.В. Запорожца, в дошкольном детстве создаются особо благоприятные условия для развития образных форм познания — восприятия, наглядно-образного мышления, воображения, причем сформировавшиеся психологические новообразования имеют непреходящее значение для всей последующей жизни человека Анализ характерных для дошкольного детства видов деятельности, в контексте которых происходит умственное развитие ребенка, а также ряд фактов, полученных в экспериментальных исследованиях дошкольников, позволили психологам прийти к выводу, что той формой опосредствования, которой овладевают дошкольники и которая может рассматриваться в качестве основы общих умственных способностей, является наглядное моделирование. Наглядное моделирование нашло широкое применение в работах по поэтапному формированию умственных действий и понятий, выступая в качестве одного из главных средств построения ориентировочной основы действия (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н.Г. Салмина, Л.С. Колмогорова). Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников,  так как у них активно формируются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, произвольность всех психических процессов, наглядный материал усваивается лучше вербального. Целесообразно использовать различные виды  моделирования: • предметные, • схематические, • цветовые, • графические модели. Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня их умений, учёта сложности материала. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. При этом учитывается основное назначение моделей — облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. В исследованиях Л.А. Венгера можно выделить этапы развития моделирования: от дей­ствий замещения — к использованию готовых моделей и далее к опосредованному моделью решению интеллектуальных задач. Игровые педагогические технологии. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинству игр присущ творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер деятельности. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Учитывая это, автор считает целесообразным использование методов интеграции игровой и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, что обеспечивает развитие познавательных способностей детей. Автором выделены некоторые виды игр, которые наиболее органично интегрируются в познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников: игра-экспериментирование, сенсорные игры, настольно-печатные, логические игры. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды. Педагогическое проектирование развивающей предметно-пространственной среды, предоставляющей возможности для развития познавательно-исследовательской  деятельности у воспитанников, является важнейшим фактором развития данной деятельности, в том числе – фактором развития самостоятельной деятельности детей. Каким образом позволить ребенку быть самостоятельным исследователем и при этом обеспечить его безопасность? Ответ на этот вопрос в создании развивающей предметно-пространственной среды, которая позволяет ребенку творить, постигать, инициировать, проявлять самостоятельность. Создавая в своей группе развивающую предметно-пространственную среду, необходимо наполнить центры детской активности  такими материалами, зачастую нестандартными,  которые дадут ребенку возможность самостоятельного выбора, позволят простимулировать познавательную активность детей, подтолкнуть их к поисково-исследовательской деятельности. Например,  в Центр творчества можно поместить бумагу различных видов, даже салфетки, и дать возможность детям самостоятельно выбрать материал для поделки. Если выбор ребенка выпадет на бумагу неподходящего вида и поделка не получится с первого раза, зато в следующий раз он уже будет знать, какой материал наиболее подходит для данного вида творчества, сможет проанализировать и оценить его пригодность для выполнения задуманного. И это будет его выбор, его проба и знание, приобретенное им лично, путем поисково-исследовательской деятельности. Конечно же, развитие детской поисково-исследовательской деятельности  невозможно без создания в группе Центра науки и экспериментирования. Созданный в группе Центр науки и экспериментирования: постоянно пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов; может быть оснащен первой для маленького ребенка «научной библиотекой».  по мере проведения различных экспериментов и наблюдений обогащается  созданными совместно с детьми «Альбомами наблюдений и экспериментов», отражающими суть и результаты опытов, преобразований объектов. Это позволяет детям в любой момент активизировать знания и опыт, полученные ранее, повторно провести опыт самостоятельно; зафиксировать свои первые исследования; представляет возможность детям в любой проблемной, образовательной ситуации воспользоваться подобранными дидактическими играми, сенсорными, дидактическими играми, играми по экологическому воспитанию. Использование таких игр позволяет ребенку систематизировать, уточнить знание о живой и неживой природе, полученные в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым и детьми, самостоятельной деятельности. включает модели последовательности действий – своеобразную картотеку опытов и экспериментов для детей, где в виде ярких иллюстраций, наглядных моделей и схем изображены алгоритмы,  структура эксперимента, алгоритм действий, необходимый материал — созданные не только педагогами группы, но и детьми, например, когда ребенок провел какой-то опыт дома и захотел научить ему своих друзей. В программе стажировки представлены авторские методические разработки по проектированию образовательного процесса и моделированию развивающей предметно пространственной среды.

2. Содержательный блок программы

2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы,

для проведения стажировки.

2.1.1. Программно-методическое обеспечение:

1) комплексная образовательная программа, используемая в образовательном процессе:

Программа «Развитие +» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко);

2.1.2. Информационно-техническое обеспечение:

  1. интерактивный комплект для реализации информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе: интерактивная доска с проектором, ноутбуком, веб-камерой и т.д., мультимедийная система;
  2. видеокамера, телевизор, DVD проигрыватель, компьютер, принтер/сканер/копир.

2.1.3. Материально-техническое обеспечение:

  1. методический комплекс (методкабинет);
  2. залы для организации занятий: музыкальный зал, физкультурный зал, зал ЛФК;
  3. познавательно-развивающий комплекс (центры познания, экспериментирования и др. в группе).

2.2. Программа стажировки.

Программа стажировки включает 4 модуля, представленных в соответствии с алгоритмом технологии детского экспериментирования (модуль 1 «Постановка и выявление проблемы», модуль 2 «Выдвижение гипотез», модуль 3 «Проверка гипотез», модуль 4 «Обобщение, формулировка выводов»), что соответствует сущности деятельностного подхода, способствует мотивации стажеров и погружению их непосредственно в деятельность в парадигме исследуемых технологий; как следствие – обеспечивает развитие профессионально значимых компетенций стажеров, необходимых для эффективной реализации технологий познавательно-исследовательской деятельности,  и решение поставленных задач программы, что, в свою очередь, позволит стажерам обеспечивать достижение целевых ориентиров дошкольного образования.

Каждый модуль состоит из лекционных, практических занятий, стажерских проб и оценочных событий, в процессе которых стажеры смогут расширить свои представления о педагогических компетенциях,  необходимых для организации интегрированной игровой и познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования; освоить и апробировать эффективные педагогические технологии игровой и познавательно-исследовательской деятельности, их интеграции; приобрести практический опыт проектирования образовательного процесса; получить возможность обсуждения, обмена мнениями, экспертной оценки продуктов стажерских проб.

Содержание работы.

Модуль № 1 направлен на актуализацию потребности стажеров в освоении и творческом применении в педагогической практике технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности, их интеграции как средства достижения целевых ориентиров дошкольного образования;  на  самоанализ стажерами сформированности личных профессиональных компетенций и рассчитан на 2,5 часа.

Основные формы, методы, приёмы: экспресс-анкета, прием «Осмысление эпиграфа», деловая игра, проблемная ситуация, методический приём «Инсерт».

Модуль № 2 направлен на выявление степени овладения стажерами  современными педагогическими технологиями игровой и познавательно-исследовательской деятельности, методами их интеграции. Модуль рассчитан на 3,75 часа.

Основные формы, методы, приёмы: написание эссе с последующей презентацией, прием «Двухчастный дневник», создание «Банка технологий».

Модуль № 3 направлен на:

  • освоение и апробацию  эффективных педагогических технологий и методов игровой и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, их интеграции: технология детского экспериментирования, технология самостоятельной исследовательской деятельности детей, технология проектной деятельности, метод наглядного моделирования;
  • освоение способов и форм педагогического проектирования образовательного процесса с использованием технологий познавательно-исследовательской деятельности, игровых технологий: игра-экспериментирование, сенсорные игры, настольно-печатные и логические игры;  проектирования развивающей предметно-пространственной среды,
  • способы оценки образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Модуль рассчитан на 14,75 часов.

Основные формы, методы, приёмы: семинар-практикум, мастер-класс, презентация авторских методических  разработок, проектная работа в малых группах, презентация проектов, практикум, имитационное моделирование, технология «Образовательная картография», деловая игра, тренинговое упражнение, методы «Мозговой штурм», «Жужжащие группы», «Проектная карусель».

Модуль № 4 направлен на интериоризацию  и дифференциацию полученного опыта,  создание и презентацию творческого  продукта стажерской практики на основе приобретенного опыта в условиях организации индивидуальной и подгрупповой работы в реальном времени стажировки и отсроченного во времени продукта по желанию стажеров, на  самоанализ сформированности у стажеров личных профессиональных компетенций по результатам приобретённого опыта. Модуль рассчитан на 3 часа.

Основные формы, методы, приёмы: анкетирование, методические приёмы «Инсерт»,  «Дерево предсказаний», метод пролонгированного продукта с презентацией продукта на страничке сайта МАДОУ детский сад «Росинка» и получением экспертной оценки (или рецензии по желанию стажера).

2.3. Учебный план стажировки на 24 учебных часа:

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
11 модуль (этап) «Постановка, выявление проблемы» Моделирование системы персональных профессиональных потребностей и компетенций стажера, необходимых для достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования (достижения целевых ориентиров).
1.1«Я знаю, я хочу, я должен?» Самооценка сформированности профессиональных компетенций стажеров. Знакомство с «Блокнотом стажёра». Экспресс-анкета «Я знаю, я хочу, я должен?». Методический приём «Инсерт». 0,5 0,5
1.2Выяснение ожиданий стажёров через коллективное обсуждение  проблемной ситуации. Прием «Осмысление эпиграфа». Деловая игра «Дебаты». 0,5 0,5
1.3Рефлексия возникших изменений во мнениях. Оценочное событие «Активная фишка». 0,5
22 модуль (этап) «Выдвижение гипотез». Самоанализ и самооценивание стажерами профессиональных компетенций,  необходимых для реализации технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности, их интеграции.
2.1Профессиональные компетенции, необходимые для реализации игровой и технологий познавательно-исследовательской деятельности, их интеграции в образовательном процессе. Написание эссе с последующей презентацией. 1 1,5 0,5
2.2Оценивание стажёрами собственной компетентности в умении интегрировать технологии игровой и познавательно-исследовательской деятельности. Прием «Двухчастный дневник». Создание «Банка технологий». 0,5 0,25
33 модуль (этап) «Проверка гипотез» Освоение и интериоризация опыта  реализации технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности и их интеграции, презентация продуктов стажерских проб.
3.1Образовательное событие: Изучение теоретических основ педагогических технологий и методов познавательно-исследовательской и игровой деятельности дошкольников, их интеграция. Онлайн-презентация авторских методических  разработок. 1,5
3.2Освоение технологии  проектной деятельности; выведение алгоритма технологии, интеграция игровых технологий в проектную деятельность. Метод «Проектная карусель». 0,5
3.3Работа в малых группах. Создание совместных  проектов «Планета детства». Презентация «Ярмарка проектов». 1,5 0,25
3.4Освоение технологии детского экспериментирования. Игра-экспериментирование, сенсорные игры. Работа в малых группах. Практикум: проведение практического эксперимента с последующим определением целей, задач,  алгоритма технологии. 0,25 0,5 1,5 0,5
3.5Освоение технологии самостоятельной исследовательской деятельности. Кристаллизация содержания и алгоритма технологии методом «Мозгового штурма». 0,5
3.6Образовательное событие: мастер-класс «Метод наглядного моделирования в экспериментировании». 0,5 0,25
3.7Освоение метода наглядного моделирования. Классификация  способов использования наглядных моделей, в зависимости от возрастных особенностей дошкольников. Метод «Жужжащие группы». 0,5
3.8Использование метода наглядного моделирования в технологиях познавательно-исследовательской деятельности. Логические игры. Совместное игровое имитационное моделирование отдельных аспектов деятельности. 0,25 0,5 0,25
3.9Тренинговое упражнение  «Путаница алгоритмов технологий». 0,5 0,25
3.10Семинар-практикум «Педагогическое проектирование образовательного процесса с использованием интеграции педагогических технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности». Проектная работа в малых группах «Разработка перспективного плана  и (или) конспекта занятия» с последующей презентацией результатов работы. 0,5 2 0,5
3.11Деловая игра «Требования  ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде» в контексте темы стажировки. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с  ФГОС ДО и Шкалами «ECERS-R» для комплексной оценки качества образования в ДОУ. Технология «Образовательная картография». 0,5 1 0,25
44 модуль (этап) «Обобщение, формулировка выводов» Рефлексия отношения к полученному опыту и презентация творческого продукта стажеров.
4.1Итоговое событие. Рефлексия по результатам приобретённого опыта: заполнение анкеты «Я узнал, я хочу, я могу». Методический приём «Инсерт». 1
4.2Создание творческого продукта стажеров «Модель приобретенных компетенций». Методический приём «Дерево предсказаний». Метод пролонгированного продукта с последующим размещением на страничке сайта МАДОУ детский сад «Росинка» и получением экспертной оценки. 1 1
ИТОГО: 24 часа 1,75 6,25 10,5 5,5

3. Способы оценки результатов стажировки

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Внешняя оценка результатов стажировки будет организована автором программы с привлечением экспертов непосредственно в процессе проведения стажировки и по окончании ее проведения в следующих формах:

  • экспертная оценка стажерских проб, результатов деятельности и включенности стажеров в процессе событий стажировки, которую осуществляет экспертная группа специалистов;
  • предоставление возможности размещения продукта стажерской деятельности на Интернет-странице сайта образовательного учреждения с последующей оценкой (по желанию стажера) и получением рецензии на созданные материалы на личный электронный адрес стажера.

Способ фиксации оценки: баллы (по первой форме), результаты интернет-голосований, резензии на созданные материалы (по второй форме), определение победителей стажерских номинаций («Мастер импровизации-2015», «Самый частый посетитель Интернет-страницы», «Лучший проект по предложенному алгоритму» и др.). Победители конкурсных номинаций будут определяться путем оценивания результатов стажеров экспертной группой, а также голосованием участников в процессе проведения стажировки с использованием Интернет-голосования в социальной сети «В контакте».

Результат работы стажера признается успешным в том случае, если стажер набирает не менее половины от максимального количества баллов по результатам оценки стажерских проб и получает положительную рецензию на созданные материалы.

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Аналитико-рефлексивная деятельность стажеров   будет организована  автором программы стажировки, непосредственно участниками стажировки в процессе проведения стажировки и по окончании ее проведения.

Формы самооценивания:

  • Блокнот стажера, карты, листы самоанализа, позволяющие стажеру оценить качество продукта собственной деятельности, личную активность и результативность;
  • «Цветопись» (рефлексия самовосприятия и отношения к событиям стажировки на разных этапах с использованием цветовой палитры).

Способы фиксации оценки: баллы, ранжирование предложенных параметров, установление соответствия с качественными показателями.

Бальная оценка происходит в форме входного и выходного анкетирования. Входная анкета самооценивания содержит 10 вопросов о ключевых компетенциях стажёров. Стажёр проставляет оценку (по 5-балльной шкале),  соответствующую  уровню владения соответствующей технологией. Выходная анкета дублирует 10 вопросов о ключевых компетенциях стажёров. Стажёр проставляет оценку (по 5-балльной шкале), соответствующую уровню овладения той или иной технологией на момент окончания программы стажировки. Анкеты обрабатываются, определяется суммарное изменение количества баллов относительно входной анкеты.

Оценка качества прохождения программы определяется динамикой оценки компетенций стажёра. Для оценки качества прохождения программы используется итоговые данные, зафиксированные в Блокноте стажера (соответствие достигнутого результата стажировки целям и задачам, которые фиксирует для себя стажер в начале стажировки).

Результат реализации программы стажировки признается успешным, если суммарный коэффициент соответствия достигнутого результата стажировки целям и задачам, которые фиксирует для себя стажер в начале стажировки, составляет не менее 50 %; не менее половины стажеров отмечают динамику профессионально значимых компетенций; результаты рефлексии самовосприятия и отношения к событиям стажировки положительны по мнению более 90 % стажеров.

Анализ стажировки

В стажировке приняли участие 14 педагогов и 2 внешних эксперта  из городов Снежинск, Лесной, Зеленогорск, Заречный, Балаково, Полярные зори.

Когда мы продумывали форму проведения стажировки, нам очень хотелось сделать ее интересной и подчеркнуть в ней тему, заданную проектом «Школа Росатома». А поскольку сейчас набирает популярность такая форма организации досуга, как квест – игра для взрослых, главной целью которой является нахождение каких-либо артефактов, ключей и т.д., нам показалось очень логичным облачить программу стажировки в такую форму. Стажерам было предложено отправиться в «квестовое приключение» и, пройдя все испытания, найти клад личностных компетенций.

Целью программы стажировки, руководителем которой я являлась, было развитие профессионально значимых компетенций стажеров, необходимых для эффективной реализации интегрированных технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности, обеспечивающих достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

В начале стажировки педагогам-стажерам было предложено определиться со своими ожиданиями, подумать над тем, с какой целью они приехали на данное мероприятие, чего ждут от него. Свои ожидания стажеры оформили на «Древе предсказаний», начиная предложения с фразы «Я знаю…», либо «Я хочу…», или «Я жду…». Этот прием позволил понять, какой смысл стажеры вкладывают в свое пребывание на стажировке, насколько им близка тема, предложенная нами. Далее данный прием использовался ежедневно, и записи-мнения размещали на разных ветках дерева, которые соответствовали определенному дню стажировки, таким образом руководитель и стажеры могли отследить, насколько предложенные мероприятия оправдывают их ожидания, способствуют решению поставленных задач.

Определение ожиданий позволило перейти к целеполаганию посредством метода «Осмысление эпиграфа». Стажерам было предложено  выбрать из перечня высказываний знаменитых людей то, которое наиболее точно отражает цель, с которой педагог проходит данную стажировку.

В качестве домашнего задания стажерами было оформлено размышление-эссе на тему «Место игры в детском саду и моей профессиональной деятельности». Размышления получились содержательными, педагоги отразили в них не только свое отношение к проблеме игры дошкольников, но и средства, с помощью которых, по их мнению, они способствуют развитию игры своих воспитанников Итогом данного обсуждения явилось подтверждение актуальности темы, выбранной нами для стажировки.    

Одним из первых стажировочных испытаний была деловая игра «Дебаты». Одна из команд готовила аргументы в пользу того, что интеграция познавательно-исследовательской и игровой деятельности – это актуально и необходимо; другая команда выдвигала аргументы, подвергающие сомнению необходимость такой интеграции; третья команда – «сомневающиеся эксперты» подводила итоги дебатов и принимала сторону тех, чьи аргументы которой были более убедительными. Таким образом, нам удалось  актуализировать потребность стажеров в освоении и творческом применении в педагогической практике интегрированных технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности как средства достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

На реализацию следующей задачи: проведение самооценки сформированности личных профессиональных компетенций стажеров с выявлением степени овладения современными педагогическими технологиями игровой и познавательно-исследовательской деятельности — было направлено мероприятие «Лагерь профессионалов». Стажерам предлагалось в составе малых групп составить список педагогических компетенций, которые необходимы современному педагогу, а затем методом мозгового штурма вычленить те из них, которые наиболее важны для успешной интеграции технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности.

Второй стажировочный день начался с погружения стажеров в технологию детского экспериментирования и технологию проектной деятельности. Стажерам было предложено прожить образовательные события, почувствовав себя детьми; затем — восстановить алгоритмы технологий познавательно-исследовательской деятельности и продумать возможную интеграцию игровой деятельности на каждом из этапов. Далее подробно  познакомились с такой структурной единицей образовательного процесса, как образовательное событие, как одной из форм и способов интеграции технологий познавательно-исследовательской и игровой деятельности дошкольников. Далее стажеры были вовлечены в проектирование образовательного события и апробацию его с привлечением коллег, выступающих в роли детей. Все вышеперечисленные мероприятия были направлены на реализацию задачи: освоение и апробирование эффективных педагогических технологий и методов интеграции игровой и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, а также -освоение способов и форм педагогического проектирования образовательного процесса с использованием интегрированных технологий игровой и познавательно-исследовательской деятельности.

Третий день стажировки можно условно назвать «экспертным». Стажеры стали экспертами образовательного события «Город фантазий», а затем провели экспертную оценку развивающей предметно-пространственной среды групп детского сада в контексте темы стажировки. Заключительным стажировочным испытанием третьего дня стало формирование банка приемов и методов интеграции технологий познавательно-исследовательской и игровой деятельности дошкольников. Это позволило реализовать задачу: освоение способов и форм проектирования развивающей предметно-пространственной среды, предоставляющей возможности для развития данных видов деятельности у воспитанников, а также — способы оценки образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Мы постарались предложить стажерам различные формы организации совместной деятельности при проведении стажировочных мероприятий:  индивидуально,  в парах, в малых группах, причем способы разделения на группы варьировались, что позволяло создать абсолютно новую группу для каждого нового мероприятия.  При подведении итогов стажеры отметили, что именно такая форма организации позволила им получить и отточить навык умения работы в команде. Одним из итоговых мероприятий моей стажировки была рефлексия, в процессе которой стажерам предлагалось выделить те профессиональные компетенции, которыми они овладели (или осмыслили) в ходе проведенных мероприятий.  Педагоги-стажеры озвучили следующие компетенции:

  • умение выстраивать партнерское взаимодействие с детьми и их родителями;
  • способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач;
  • позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе;
  • умение публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации;
  • умение проектировать и реализовывать образовательное событие;
  • владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Таким образом, считаю, что поставленные задачи реализованы, цель, обозначенная при составлении программы стажировки, достигнута.

Спасибо проекту «Школа Росатома» и нашим креативным педагогам-стажерам за приобретение бесценного опыта планирования и проведения такого масштабного мероприятия, как стажировка, за возможность общаться, делиться опытом, мнениями и находками с коллегами-единомышленниками!

Фотоальбом стажировки

Видеоролики стажировки

Отзывы стажеров

Отзывы стажеров

Полезные материалы

Дневник стажера
Карта стажировки
Программа проведения стажировки