Авторская программа стажировки «Создание многокомпонентного образовательного пространства для развития социального интеллекта детей посредством внедрения технологии «Game up», обеспечивающей поддержку и развитие дошкольников в игровой деятельности»

Список участников стажировки:

  1. Боровик Инна Борисовна, г.Курчатов
  2. Вавилина Ольга Николаевна, г.Снежинск
  3. Донцова Ксения Рудольфовна, г.Новоуральск
  4. Егорова Наталия Владимировна, г.Новоуральск
  5. Епифанова Маргарита Сергеевна, г.Лесной
  6. Котельникова Наталья Викторовна, г.Лесной
  7. Кузнецова Ольга Владимировна, г.Зеленогорск
  8. Кутузова Юлия Викторовна, г.Зеленогорск
  9. Маврина Наталия Владимировна, г.Саров
  10. Осинцева Полина Петровна, г.Снежинск
  11. Черкашина Анна Юрьевна, г.Волгодонск
  12. Щиголева Ирина Николаевна, г.Снежинск

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Овладение стажёрами приемами технологии «Game up», обеспечивающей развитие социального интеллекта дошкольников, поддержку и развитие их в игровой деятельности.

 

1.2. Задачи программы:

  • создание условий для погружения стажёров в сензитивную среду апробации приемов педагогической технологии, обеспечивающей поддержку и развитие дошкольников в игровой деятельности;
  • знакомство с технологией «Game up»: алгоритм внедрения и варианты использования в образовательном процессе, совместной деятельности и взаимодействии с родителями (законными представителями) детей;
  • развитие самостоятельного мышления стажёров и получение наглядного результата мыслительной деятельности при использовании технологии «Game up»;
  • создание условий для рефлексии и самооценки стажёрами своей деятельности;
  • разработка критериев самооценки результатов стажёрских проб.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Современная жизнь ставит перед системой образования новые сложные задачи – поиск эффективных средств воспитания молодого поколения, которому предстоит действовать в условиях демократического, самоуправляющего и динамичного общества. Это требует высокого уровня гармоничного развития личности ребенка.

Задача современного образования – не просто дать знания воспитанникам, а научить детей добывать знания и применять их на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями. Система дошкольного образования – начальная ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Дошкольное образование ставит цель – сформировать инициативную, любознательную и социализированную личность.

Социальное развитие – процесс и результат качественных и количественных изменений, происходящих в человеке в процессе его приобщения к культурным ценностям под влиянием социальной культуры и становления его универсальных социальных способностей. В процессе социального развития происходит усвоение ребенком общественно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Дети любят наряжаться, примерять разные образы. Но часто возникают проблемы с простраиванием сюжета игры, что служит одной из причин «затухания» игры. «Game up» – технология, обеспечивающая развитие дошкольников в игровой деятельности. Технология направлена на пролонгацию детьми сюжета игры с опорой на карты Проппа. «Game up» – механизм запуска игры, причем работает он на любом этапе игры. «Game up» не ограничивает выбор детей в развитии сюжета, а дает возможность развернуть сюжет в другой плоскости. Наиболее эффективно применение технологии «Game up» в сюжетно-ролевой игре и играх с правилами, что согласно классификации игр по Е.Е. Кравцовой соответствует возрасту 5 – 7 лет.

В сюжетно-ролевой игре «Game up» позволяет развивать сюжетную линию, менять ее направление, а также более детализировано погрузиться в «драматургию сюжета». А в игре с правилами «Game up» помогает расширить спектр правил, давая возможность продлить время игры, изменить участников, концепцию игры. В возрасте 2 – 5 лет, что согласно классификации игр Е.Е. Кравцовой соответствует режиссерской и образной игре, дети получают базовые знания знаковой системы карт Проппа.

Технология «Game up» не нарушает ход самодеятельной игры, а наоборот является вариативным способом поддержки и ее развития.

Обладая базовыми знаниями знаковой системы карт Проппа, ребенок расшифровывает сигнал на карте, «вброшенной» педагогом – провокатором. В зависимости от этой расшифровки меняется направление игровой деятельности и инструментарий для реализации того или иного сюжета игры. Педагог «провоцирует» картами, а ребенок воплощает собственную инициативу в выборе и дальнейшем развитии сюжета: его наполнении, системы атрибутов, декораций и т.д. «Game up» – педагог вбрасывает карту в игру => игра может изменить перспективу развития как по горизонтали (развитие и/или смена сюжета), так и по вертикали (более детализированное погружение в «драматургию сюжета»).

Еще одной причиной «затухания» игры служит бедный социальный опыт. Дети не видят модели поведения в семье. Технология «Game up» помогает вовлечь родителей в образовательный процесс, а именно научить и вооружить их приемами передачи жизненного социального опыта.

«Game up» – средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию, а также средством создания единого образовательного пространства.

Итак, основа «Game up» – это совместная деятельность, предполагающая определенные аспекты:

  • включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
  • участие педагога как провокатора игровой ситуации;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации образовательного пространства);
  • открытый временной конец (каждый участник работает в своем темпе).

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Концепция программы стажировки – сюжетосложение в тематическом аспекте «GAME`S FACTORY» (Фабрика игры). «GAME`S FACTORY» – это погружение в работу механизма создания игры: от зачина (спонтанного начала) – до открытого финала, в процессе которого стажёрам будет представлена возможность применения технологии «Game up».

Технология «Game up» – импульс формирования, активизации, пролонгации детьми сюжета игры с опорой на карты Проппа в условиях самодеятельной игры.

У стажеров есть возможность самим стать участниками функционирования цехов «GAME`S FACTORY», определив сюжетную линию, в которой они «проживут» 3 дня стажировки.

Программа стажировки «GAME`S FACTORY» (Фабрика игры) включает 3 модуля: «Жили-были…» – вводный модуль, направленный на исследование проблемы и погружение в теорию. «Появление друга-помощника» – практический модуль, направленный на обогащение опыта работы, продуктивное взаимодействие. «Счастливый конец» – заключительный, направлен на использование приобретенных навыков, рефлексию и оценку работы стажировочной площадки.

Активные методы работы со стажёрами: мозговой штурм, дебаты, самоанализ, деловая игра, ролевая игра, круглый стол, рефлексия, ситуационный анализ – ролевой метод «Шесть шляп», творческая мастерская, POEMS-анализ, методический мост – обеспечивают высокий уровень работоспособности и активности. Такая организация стажировки позволит ее участникам на себе испытать эффективность применения технологии «Game up» для поддержки и развития детской игры и успешно овладеть ее приемами для дальнейшей педагогической работы.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Содержание
«GAME`S FACTORY: Жили-были…» – вводный модуль (4 часа)
I. Формировать личностные и профессиональные компетенции педагогов: создание тезауруса стажёра по теме стажировочной программы, проявление инициативы в выборе вектора прохождения стажировки, запуск механизма технологии 

 

–    Входная диагностика, актуализация имеющегося опыта работы в условиях реализации ФГОС ДО;

–    «Синектическая сессия»: определение стажёрами личностно-значимых целей обучения на стажировке;

–    «Организация исследовательских бюро» – технология создания команды, создание маркеров наблюдения;

–    Практико-ориентированный анализ «Достижение целевых ориентиров дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»;

–    Круглый стол «Многокомпонентное развивающее образовательное пространство «GAME`S FACTORY» в соответствии с ФГОС ДО».

–    GAME`S FACTORY: «Game up» – запуск игры – знакомство с технологией, алгоритм внедрения и применения технологии в условиях самодеятельной игры;

–    Мультимедийная презентация: «Game up», родители: развитие социального интеллекта детей, посредством включения в игровую деятельность родителей»;

–    «Game up», стажеры»: Выбор форм проведения стажировки и вектора прохождения стажера в ней.

«GAME`S FACTORY: Появление друга-помощника»практический модуль (14 часов)
II. Формировать умение встраивать «собственную практику» в структуру работы площадки

III. Актуализировать практический навык стажеров по освоению технологии «Game up» на уровне «взрослый – взрослый»

–    «GAME`S FACTORY»: рассмотрение принципов технологии моделирования образовательного пространства, включающего организацию разнообразных видов деятельности – условие формирования активности ребенка;

–    Стажерская проба: проектирование экспертной карты по оценке предметно-пространственной и образовательной среды;

–    Погружение стажеров в образовательную среду ДОУ: апробация разработанной карты;

–    «Игровое бюро»: проектирование игровых ситуаций с применением заявленной технологии;

–    Оценочное событие: презентация стажерами собственных «игровых бюро» (рефлексия стажёров).

IV. Формировать умение переносить собственную практику в освоении технологии «Game up» на уровень «взрослый – ребёнок» (апробация полученного опыта) –    Стажерская проба: «Внедрение и апробация «Игровых бюро» с воспитанниками МАДОУ»;

–    Методический мост «Применение «Game up» в образовательном пространстве» (Оценочное событие).

«GAME`S FACTORY: Счастливый конец» – заключительный модуль (6 часов)
V. Формировать умения разрабатывать критерии самооценки деятельности в условиях стажировочной площадки и оценивать эффективность самореализации по данным критериям (публичная защита стажёрами результатов деятельности программы = самопрезентация) –    Семинар-практикум «Обобщение материалов по овладению приемами технологии «Game up», направленной на развитие и поддержку игровой деятельности у детей в рамках ФГОС дошкольного образования»;

–    «GAME`S FACTORY: Мастерская идей»: презентация стажёрами «продуктов», созданных во время стажёрских проб;

–    Стажерская проба «Создание системы оценки результативности и эффективности применения технологии «Game up» для поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста»;

–    Оценочное событие POEMS-анализ, заполнение рефлексивной карты стажёра.

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажёрская проба Оценочное событие
I. Формировать личностные и профессиональные компетенции педагогов: создание тезауруса стажёра по теме стажировочной программы, проявление инициативы в выборе вектора прохождения стажировки, запуск механизма технологии  0,5 2    
II. Формировать умение встраивать «собственную практику» в структуру работы площадки 0,5   1  
III. Актуализировать практический навык стажеров по освоению технологии «Game up» на уровне «взрослый – взрослый»   4 3 2
IV. Формировать умение переносить собственную практику в освоении технологии «Game up» на уровень «взрослый – ребёнок» (апробация полученного опыта)   2 2 1
V. Формировать умения разрабатывать критерии самооценки деятельности в условиях стажировочной площадки и оценивать эффективность самореализации по данным критериям (публичная защита стажёрами результатов деятельности программы = самопрезентация)   2 2 2
  1 10 8 5

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажёров.

  1. Рецензирование созданных материалов экспертной группой: Сабирова Т.И., заведующий МАДОУ, Польская О.В., заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, Фатеева Е.В., автор стажировочной программы, сторонние приглашённые эксперты;
  2. Представление созданных материалов сетевому педагогическому сообществу и получение экспертной оценки;
  3. Представление материалов на конкурсы и в СМИ муниципального, областного и федерального уровней, написание методических статей по изученным вопросам;
  4. Размещение полученных материалов на сайтах педагогических сообществ («Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/», «Школа Росатома», «Педсовет.org», Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру», «Дошкольное воспитание и образование», «Всё для детского сада», «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье» и пр.).

 

3.2. Самооценивание стажёрами собственных результатов.

Самооценивание стажёрами собственных результатов будет проходить по ежедневным маркерам наблюдения, которые участники создадут в первый день работы стажёрской программы.

Также планируется оценочное событие в виде POEMS-анализа и заполнение рефлексивных карт.

Рефлексивная карта стажёра.

Оценка стажёром уровня представленных результатов Не проявлено (низкий уровень) Частично (средний уровень) Полностью (высокий уровень)
Достижение цели стажировки  

 

   
Значимость выполняемой стажёром работы      
Самостоятельность при выполнении поставленных задач      
Мотивация в проведении стажёрской пробы      
Качество и практическая значимость созданных стажёром материалов      
Что не удалось:

 

Результат работы стажерской площадки признается успешным в том случае:

  • если не менее половины стажеров дают положительный отзыв о результатах программы стажировки,
  • не менее половины стажеров получают положительную рецензию на созданные материалы (качественные критерии) и среднее арифметическое значение результатов работы стажера не менее половины от максимального количества баллов (количественный критерий).

 

  План проведения стажировки