Авторская программа стажировки «Образовательное событие как основная формообразующая единица образовательного процесса в старшей и подготовительной к школе группе: внедрение и реализация принципа событийности»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Бызова Анастасия Анатольевна, Курчатов
  2. Гончарова Ирина Сергеевна, Курчатов
  3. Ермакова Екатерина Петровна, Лесной
  4. Корендюк Элионора Юрьевна, Волгодонск
  5. Кочерова Ирина Александровна, Сосновый Бор
  6. Лаврентьева Оксана Валерьевна, Снежинск
  7. Лавренюк Любовь Леонидовна, Снежинск
  8. Лапшина Ксения Евгеньевна, Трехгорный
  9. Лебедева Нина Игоревна, Железногорск
  10. Пермякова Галина Анатольевна, Заречный СО
  11. Сергеева Ирина Маратовна, Снежинск
  12. Смурова Светлана Борисовна, Удомля
  13. Соловьева Ксения Юрьевна, Лесной
  14. Сулимова Елена Юрьевна, Трехгорный
  15. Черникова Ольга Олеговна, Удомля

 

Информационный блок программы.

  • Разработчик: Фура Екатерина Львовна
  • Название программы: «Образовательное событие как основная формообразующая единица образовательного процесса в старшей и подготовительной к школе группе: внедрение и реализация принципа событийности».
  • Цель программы: сформировать у стажеров целостные представления о принципе событийности и образовательном событии для его успешного внедрения в образовательный процесс через перепроектирование профессиональной деятельности педагога.
  • Задачи программы:
    1. Способствовать формированию представлений об образовательном событии как основной единице образовательного процесса, направленной на личностное развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
    2. Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную деятельность по освоению тактики изменения педагогического взаимодействия с детьми в условиях реализации принципа событийности.
    3. Предоставить возможность стажерам апробировать самостоятельные, инициативные педагогические действия для достижения баланса между запланированными и инициированными детьми видами деятельности в рамках образовательного события.
    4. Обогатить профессиональный опыт использования различных форм и методов оценивания развивающего качества образовательной деятельности.
    5. Развивать умения стажеров сравнивать и выбирать наиболее целесообразные и продуктивные варианты из уже имеющихся компонентов в ходе построения «матрицы инициатив».
    6. Совершенствовать рефлексивные умения педагогов в процессе осуществления стажерской практики.
    7. Включить стажеров в ситуацию проектирования, реализации и оценки эффективности образовательного события в подготовительной группе.
  • Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

В первую очередь хотелось бы поделиться тем, что такое «Событие», прийти к единому пониманию этого термина. В процессе внедрения принципа событийности в образовательный процесс нами было сформулировано следующее определение этого термина: образовательное событие – это комплекс форм, методов, технологий совместной с педагогом и другими участниками образовательного процесса, а также самостоятельной деятельности детей, применяемых в процессе достижения воспитанниками зафиксированной детской цели и присвоения детьми культурно-исторического опыта, во время которого разрешаются педагогические и образовательные задачи, задействуется максимальное количество образовательных областей с целью обогащения детской самодеятельной игры новыми темами, формами деятельности, проблемами.

В то же время необходимо понимать, что образовательное событие, проектируемое для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, значительно отличается от событий, предназначенных для малышей. Это обусловлено, в первую очередь, развитием у старших дошкольников таких качеств, как произвольность, способность поставить перед собой цель, выбрать способы ее достижения, зафиксировать цель и добиться результата. Рационализация целеполагания и целедостижения предъявляет определенные требования к организации событий и роли педагога в них. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста уже переходят от инициативной активности к проявлению собственно инициативы. При этом их инициатива основывается на осмыслении себя как субъекта деятельности.

Еще одним значимым отличием является ориентация старших дошкольников на создание социально значимого продукта. В подготовительной группе у детей уже формируется соподчинение мотивов и на первый план выходят социальные мотивы деятельности. Поэтому событие становится для детей формой общественной (социальной) жизни.

Также важно понимать, какие педагогические задачи встают перед педагогом в процессе организации и проведения событий. В результате практики автора программы стажировки были сформулированы следующие задачи, являющиеся неотъемлемой частью любого образовательного события вне зависимости от его тематики:

  1. Передать культурно-исторический опыт деятельности, необходимый для достижения детской цели и способствующий личностному развитию ребенка.
  2. Выявить и поддержать детскую инициативу, обеспечив ребенку субъектную позицию в рамках события.
  3. Обеспечить интеграцию максимального количества образовательных областей для формирования у детей целостной и многосторонней картины мира (формирование у детей предпосылок к междисциплинарному образованию на школьной ступени образования).

Одним из основных направлений практической деятельности автора программы стажировки стала работа по внедрению принципа событийности и различных компонентов образовательного события в образовательный процесс.

Так как введение принципа событийности привело к изменению организации всего образовательного процесса, то первым процессом, который потребовалось осмыслить и выстроить особым образом, стало планирование педагогической деятельности. Во-первых, образовательный процесс, вследствие его переориентации с тематического плана педагога на поддержку детской инициативы, теперь организуется по принципу гибкого планирования, что требует от педагога освоения новых инструментов и принципов разработки планов профессиональной деятельности. Во-вторых, необходимо понимать, что планирование события для шестого-седьмого года жизни отличается от планирования события для малышей (а также от традиционного планирования события, где само событие – результат планомерной подготовки). Отличительной особенностью является то, что в результате мы получаем не жесткий план, а вариативный сценарий, который способен быстро измениться для поддержки детской инициативы.

Изменяется и временной компонент образовательного процесса. Принцип событийности предполагает отсутствие фиксированных временных рамок разворачивания образовательных событий, их привязки к конкретному времени. Реализация события для детей старших дошкольников может занимать не один день в зависимости от инициативы детей и скорости проживания ими проблематики события. При этом событием управляют сами дети, педагог только помогает детям разворачивать событие в качестве партнера.

Важно понимать, что образовательное событие не заканчивается решением детской проблемы: финал события остается открытым – дети только намечают путь решения своей проблемы, тогда как процесс ее решения по-настоящему начинается уже после того, как событие формально завершилось. То есть дети принимают полученную в рамках события информацию, культурно-исторический опыт, темы, сюжеты в самодеятельную игру и продуктивную деятельность, закрепляя способы решения возникающих у них проблем, найденные в событии, и пробуют разные варианты модификации этих способов.

С внедрением принципа событийности изменяется не только планирование, но и само проектирование образовательного процесса. Для организации события нам необходимо спроектировать образовательный процесс иным образом, учитывая гибкость и подвижность детской инициативы. Это значит, в первую очередь, что событие становится не дополнительной, а ключевой единицей образовательного процесса. Кроме того, событие для детей старшей и подготовительной группы должно стать уже не эмоционально выделяющимся происшествием, «прерывающим» естественное течение жизни ребенка, но самой формой детской жизни: ребенок живет не между двумя событиями, а внутри них, переходя из события в событие. Таким образом, весь образовательный процесс выстраивается с учетом того, что ребенок – его активный субъект. Это требует от педагога не только совершенно иного подхода к планированию образовательного процесса — создания гибкого плана, — но и к поиску путей «вброса» образовательных задач в детскую деятельность так, чтобы эти образовательные задачи были нужны детям здесь и сейчас для достижения их целей внутри события.

Также в процессе внедрения принципа событийности возникла необходимость отслеживания педагогом эффективности проведенных событий.

Существует три основных формы отслеживания эффективности событий. Первая форма — беседа, в результате которой педагог может узнать непосредственно от ребенка, какая часть события впечатлила его больше всего, и что он вынес для себя из этого события. Эту форму можно использовать в рамках «вечернего круга», обращения к опыту детей в проблемных ситуациях, в рамках неформального общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Вторая форма – педагогическое наблюдение. Оно может быть как включенным, когда педагог является активным участником детской деятельности, так и исключенным. Основные индикаторы, которые ищет педагог, это привнесение темы, сюжета, атрибутов, формы деятельности, полученных ребенком в событии, в самодеятельную игру или продуктивную деятельность.

Третья форма — анализ продуктов детской деятельности. В этом случае педагог отслеживает влияние прожитого детьми события на конкретные результаты их деятельности.

В результате практики внедрения принципа событийности автором было установлено, что простого включения события в образовательный процесс как формы не достаточно. Для того, чтобы дети могли использовать знания и опыт, полученные ими в событии, необходимо создать особенные условия. Во-первых, необходимо после формального завершения события дать детям время, в течение которого не будут рассматриваться другие темы, чтобы избежать их наслоения на инициативу детей (не мешать детям использовать знания и опыт, полученные в событии). Во-вторых, важно поддержать инициативу детей, когда они начнут вносить в игру и продуктивную деятельность знания и опыт, полученные в событии. В-третьих, необходимо закрепить у детей положительные эмоции от применения информации и опыта, полученных в событии.

Учитывая все изменения, необходимые для внедрения принципа событийности, автор разработал собственные инструменты ввода событий в образовательный процесс, и стажерам будет предоставлена возможность познакомиться с ними в практической деятельности.

В процессе стажировки педагогам будет предоставлена возможность:

— приобрести опыт проживания ситуаций образовательного события в различных ролях — активного наблюдателя, инициативного деятеля, доброжелательного эксперта;

— упражняться в разработке и реализации образовательного события, обеспечивающего развитие личностных качеств детей в соответствии с ФГОС ДО;

— участвовать в разработке универсальных алгоритмов действий педагога по поддержке детских инициатив до, в течение события и после него;

— спроектировать варианты образовательных событий с учетом имеющихся в детских садах стажеров условий и собственных профессиональных предпочтений;

— освоить инструменты планирования и проектирования образовательного процесса на основании принципа событийности.

Программа способствует развитию следующих профессионально-педагогических умений:

— структурировать и переструктурировать информацию об объекте, о ситуации его развития, его внешних и внутренних связях, будущем состоянии;

— использовать поступающую информацию не как самоценность, а как средство получения оптимального результата;

— сравнивать и выбирать наиболее целесообразные и продуктивные варианты из уже имеющихся компонентов;

— поиска нестандартных подходов к решению проблемы, переживания «интеллектуального инсайта».

 

Содержательный блок программы.

Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки.

— интерактивная мультимедийная система;

— наглядный демонстрационный материал в программе в Miсrosoft PowerPoint;

— ноутбуки – 15 шт.;

— веб-камера, микрофон, видеокамера, фотоаппарат;

— литература (нормативно-правовая, методическая, финасово-экономическая) по теме стажировки;

— раздаточный материал (по количеству участников).

 

Программа стажировки

Модуль Содержание работы Методы Кол-во часов
День 1  
1.               Определение содержания понятия «событие» Анализ участниками стажировки основных признаков события, его целей и задач.

Инпут «СО-бытие педагога и ребенка».

Визуализация понятия «Событие» с точки зрения педагога и с точки зрения ребенка. 0,5
2.               Выявление разницы между событиями для детей разных возрастов Систематизация основных психологических особенностей детей на начало старшего дошкольного возраста, привычной для них формы событий и способов действия в них. Метод «Ситуационное моделирование» (погружение в виртуальную ситуацию) 0,5
3.               Выделение целей и задач образовательного события для детей младшего дошкольного возраста Работа стажеров в рамках экспертных групп. Отбор целей и задач образовательного события из общего массива задач. Метод Делфи 0,5
4.               Определение основных принципов и направлений внедрения принципа событийности в образовательный процесс Анализ стажерами возможности включения события в режим дня.

Проблемная ситуация «Где прячется событие?»

Моделирование образовательного процесса по принципу событийности – подготовка стажерами модели событийного образовательного процесса (в группах), презентация проектов.

Питчинг проектов «Событийность как образ жизни».

Знакомство с инструментарием гибкого планирования.

Мастер-класс «Гибкое планирование: возможности и перспективы»

Метод разворачивания проблемной ситуации

Метод моделирование

6
5.               Рефлексия по итогам дня Высказывание стажерами своих впечатлений и вопросов о первом дне Метод снежного кома 0,5
День 2  
6.               Выявление структуры события для детей старшей и подготовительной группы Анализ стажерами структуры образовательного события с точки зрения возрастной психологии

Workshop «Волшебник изумрудного города: структура образовательного события»

Метод визуализации

Метод моделирования

Метод ассоциаций

1
7.               Разработка алгоритма вброса образовательных задач Формирование стажерами алгоритма вброса образовательных задач в образовательное событие.

Игра «Займи свое место в образовательном процессе»

Метод проблемной ситуации

Метод визуализации

Метод проектирования

0,5
8.               Обмен опытом: внедрение принципа событийности в практику педагогической работы Демонстрация фото- и видеоматериалов по реализованным событиям

Круглый стол со стажерами и экспертами «Долгий путь к заветной цели»

Метод контент-анализа 1,5
9.               Формирование системы оценки эффективности образовательного события Стажерская проба: разработка системы оценки эффективности события.

Дискурс «С миру по нитке: как понять, что событие прошло успешно?»

Метод глубинного интервью

Метод когнитивных карт

1,5
10.            Наблюдение за детьми в группах детского сада Стажерская проба «Знакомство с группой» Метод наблюдения 0,5
11.            Разработка образовательного события Стажерская проба: разработка сценариев образовательных событий для детей старших и подготовительных групп.

Инсайт-сессия «Черт из табакерки: алгоритм проектирования вариативного сценария образовательного события»

Метод проектирования 2,5
12.            Рефлексия Высказывание стажерами своих впечатлений и вопросов о втором дне Метод снежного кома 0,5
День 3  
13.            Погружение стажеров в практическую работу Настрой стажеров на проведение события.

Экспресс-сессия «Всегда готов!»

  0,5
14.            Проведение разработанного стажерами образовательного события  в старшей/подготовительной группе Проведение и экспертиза образовательных  событий стажерами по схеме: две группы стажеров проводят событие, две других – проводят экспертизу события (наблюдают, заполняют экспертные листы).   2,5
15.            Работа экспертной коллегии из стажеров и экспертов по анализу проведения события Анализ практического опыта проведения стажерами своего оценочного события

Сессия «Цветные шляпы»

Метод цветных шляп 1,5
16.            Систематизация полученного опыта Выявление стажерами лучших приемов и методов практической реализации события. Формирование сборника «Методическая копилка». Презентация сборника. Метод обобщения

Метод систематизации

2
17.            Формирование у стажеров партнерской позиции Тренинг «Как занять партнерскую позицию в событии»   0,5
18.            Оценка эффективности события Стажерская проба: наблюдение за результатами события в группах детского сада Метод наблюдения

Метод причинно-следственного анализа

0,5
19.            Рефлексия Высказывание стажерами своих впечатлений и вопросов о третьем дне и всей стажировке Метод снежного кома 0,5

 

Учебный план стажировки на 24 учебных часа:

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
1.                Определение содержания понятия «событие»

Инпут «СО-бытие педагога и ребенка»

  0,5      
2.                Передача стажерам профессионального опыта

— знакомство с инструментарием гибкого планирования. Мастер-класс «Гибкое планирование: возможности и перспективы»

— подготовка и презентация проектов организации образовательного процесса по принципу событийности. Питчинг проектов «Событийность как образ жизни»

2   3    
3.                Выявление разницы между событиями для детей разных возрастов   0,5      
4.                Выделение целей и задач образовательного события для детей младшего дошкольного возраста   0,5      
5.                Определение основных принципов и направлений внедрения принципа событийности в образовательный процесс   0,5      
6.                Выявление структуры события для детей старшей и подготовительной группы 0,5 0,5      
7.                Разработка алгоритма вброса образовательных задач 0,5   0,5    
8.                Стажерские пробы:

— Формирование системы оценки эффективности образовательного события. Дискурс «С миру по нитке: как понять, что событие прошло успешно?»

— знакомство с группой (педагогическое наблюдение за детьми)

— разработка образовательного события

— Наблюдение за результатами образовательного события в группах детского сада

0,5   4,5    
9.                Проведение разработанного стажерами образовательного события  в старшей/подготовительной группе       3  
10.             Анализ практического опыта проведения стажерами своего оценочного события       1,5  
11.             Систематизация полученного опыта, выбор наиболее целесообразных и продуктивных вариантов организации и проведения образовательного события

— рефлексия в ходе стажировки

— демонстрация фото- и видеоматериалов. Круглый стол «Долгий путь к заветной цели»

— формирование сборника «Методическая копилка»

  5      
12.             Формирование у стажеров партнерской позиции     0,5    
    3,5 7,5 8,5 4,5  
  ИТОГО 24  

 

Способы оценки результатов стажировки.

3.1. Внешняя оценка результатов стажировки осуществляется через:

— оценку деятельности и результатов деятельности стажеров социальными партнерами – участниками образовательных отношений, представителями управления образования и специалистами учебно-методического центра развития образования Новоуральского городского округа;

— размещения практических материалов стажеров на сайте МАДОУ детский сад «Гармония».

Внешняя оценка результатов стажеров оценивается по двум критериям:

  • актуально – материалы вызвали интерес, содержание соответствует принципам ФГОС дошкольного образования;
  • не актуально – материалы интереса не вызвали либо содержание не соответствует принципам ФГОС дошкольного образования.

3.2 Самооценивание стажерами собственных результатов осуществляется путем:

  • голосования участников в рамках каждой темы стажерской практики по различным номинациям: «Лучший критик», «Лучший реализатор», «Лучший оптимизатор», «Лучший теоретик», «Лучший коммуникатор», «Лучший фасилитатор» и др.
  • самооценки участниками продуктов стажерской практики по следующим

 критериям:

— новизны;

— научной  обоснованности;

— практической применимости;

— полноты, необходимости и достаточности;

— комплексности, целостности, системности.