Авторская программа стажировки «Развитие ребёнка в режиссёрской игре через обыгрывание литературных произведений»

Список участников стажировки:

  1. Ватолина Оксана Лукьяновна, г.Зеленогорск
  2. Ващенко Юлия Николаевна, г.Зеленогорск
  3. Городнова Светлана Викторовна, г.Снежинск
  4. Димяненко Елена Васильевна, г.Зеленогорск
  5. Евдокимова Наталья Михайловна, г.Снежинск
  6. Жигайло Анна Степановна, г.Зеленогорск
  7. Залога Нина Николаевна, г.Железногорск
  8. Куприянова Наталья Валерьевна, г.Зеленогорск
  9. Лысенко Лолита Вадимовна, г.Зеленогорск
  10. Свистунова Алла Юрьевна, г.Зеленогорск
  11. Толстоброва Любовь Владимировна, г.Новоуральск
  12. Третьякова Татьяна Геннадьевна, г.Зеленогорск
  13. Червякова Ирина Афанасьевна, г.Железногорск
  14. Шеркунова Надежда Сергеевна, г.Зеленогорск
  15. Шорникова Елена Михайловна, г.Зеленогорск

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Развитие профессиональной компетентности педагогов в проектировании и организации режиссёрской игры как основы дальнейшего становления и развития игровой деятельности дошкольника.

 

1.2. Задачи программы:

  1. Создать условия для продуктивного общения и погружения стажеров в практико-ориентированную и игровую деятельность.
  2. Исследовать проблематику понятий: «игра», «игровая компетентность», «игровая позиция», «игровое поведение», «режиссерская игра».
  3. Создать условия для формирования у стажёров целостного представления о поэтапном становлении детской игры (от начальной режиссёрской до режиссёрской игры «высокого уровня»).
  4. Предоставить возможность стажерам наблюдать в действии, проанализировать и апробировать педагогические приёмы и ситуации, направленные на поддержку режиссёрской игры дошкольников через обыгрывание литературных произведений: «Погружение в сказку», «Весёлые картинки», «Волшебное зеркало», моделирование кумулятивных сказок.
  5. Предоставить возможность стажёрам создать банк практических материалов для самостоятельного использования в профессиональной деятельности.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

«Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников». А.Н. Острогорский.

Идея моей педагогической практики: изучение и поддержка режиссёрской игры как способа развития ребёнка дошкольного возраста. Я реализую технологии развития режиссёрской игры с помощью обыгрывания литературных произведений.

По мнению Е.Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Режиссёрские игры возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях: 1) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может играть роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер); 2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа. Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников, но это более характерно для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Учитывая всю ценность режиссёрских игр, я создаю в группе такую образовательную среду, которая будет поддерживать режиссёрскую игру и способствовать дальнейшей стадии развития игры: образной.

Для режиссёрских игр предлагаю детям реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, куклы с закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой). Ещё один вид игрушек – прототипические – лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек – предметы-заместители, т.е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как шарики, кубики, палочки, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

Обязательно вношу в игровую среду кубики, нескольких видов, из которых дети могут строить разные постройки для дальнейшего обыгрывания.

В режиссёрской игре важно наличие у ребенка индивидуального пространства (укромного места) для игры. Поэтому особым интересом в групповом помещении у детей пользуется «волшебный сундучок», в котором дети могут найти разные ткани, платки, с помощью которых можно сделать место для уединения.

«Проживание сказки» сопровождает детей постоянно. В специально организованной образовательной деятельности и в режимных моментах использую методы и способы для поддержки детской игры через обыгрывание литературных произведений:

  1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей». Этот приём – начало формирования воображения у детей – создание воображаемой ситуации. Мы с детьми стараемся посмотреть на вещи, стоящие в группе, не так, как всегда, а используя «волшебный ритуал» (например, зажмурить глаза, вдохнуть, с выдохом открыть глаза и осмотреться) или надеваем «волшебные очки». И вот, обычная скамейка или миска превращаются в сказочные вещи: – скамейка – не с нее ли упало яичко, когда мышка его задела? Миска – может в ней испекли Колобок? И т. д. Затем можно спросить у детей, узнали ли они из какой сказки эти вещи, если ещё не все догадались.
  2. «Волшебное зеркало». После прочтения сказки выделяем с детьми героев с различными чертами характера (волк – злой, коза – добрая и т.д.), идентифицируем себя с одним из персонажей и обыгрываем фрагменты сказки. Во время драматизации детям можно предложить смотреться в «волшебное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний. Наполнение группы театральными куклами и атрибутами для переодевания позволяет инициировать самодеятельную деятельность детей с «волшебным зеркалом». Как правило, в такую игру ребёнок играет в одиночку, примеривая на себя роль различных по характеру персонажей сказки, что влияет на развитие режиссёрской игры и переход к образной.
  3. «Весёлые картинки». Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий. Рисовать может сам ребёнок, может рисовать воспитатель, а ребёнок комментировать. Рисовать можно не только на бумаге, но и пальцами на песке или крупе. Рисовать можно на рулоне обоев или ватмане, тогда рисование сюжетов из одного или разных произведений может продолжаться длительное время с перерывами и возвращением к рисунку. Подобная деятельность была зафиксирована в литературе и ранее, но фигурировала они под названием «сюжетного рисования». (Н.П. Сакулина). Однако анализ подобной деятельности показал, что, во-первых, в ней присутствует игровой мотив, являющийся критерием именно игровой деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Ребенок рисует не ради изображения как такового, а ради игрового действия, которое получает свое воплощение не только в рисунке, но и в экспрессивной речи, рассказе, драматизации. Во-вторых, в такой деятельности всегда присутствует условная (т.е. мнимая) ситуация, что служит еще одним критерием игры (по Л.С. Выготскому) и позволяет расценивать данную деятельность именно как игровую.
  4. Разыгрывание кумулятивных сказок. Цепочкой, или кумулятивной, рекурсивной или цепевидной сказкой называют такую сказку, в которой все действия или диалоги развиваются, или повторяются при становлении сюжета. Эффект подобного повествования чаще всего основан на характерной рифме (Бабка за дедку, дедка – за репку и т.п.). В их основе лежит удивительный прием, который предусматривает неоднократное повторение. Персонажи и действия подобных сказок образуют своеобразную цепь, словно нанизываясь друг на друга. Малышам просто необходимы кумулятивные сказки. Их место и роль в воспитании ребенка достаточно велики. Такие повествования необходимы детям для развития речи и мышления. Разыгрывание кумулятивных сказок осуществляю с помощью технологии моделирования. Это происходит в 3 этапа: первый этап – разыгрывание воспитателем «образцовой» режиссерской игры по сюжету кумулятивных сказок. Воспитатель-рассказчик, сам действует и говорит за всех персонажей. Ребёнку предлагается выбрать место, где будет «жить» сказка и дать знак к началу повествования (например, похлопай, позвони в колокольчик). Второй этап – разыгрывание кумулятивных сказок ребёнком совместно с воспитателем. Игровое пространство находится между воспитателем и ребёнком. Ребёнку для действия предлагается материал только к одной сказке. Третий этап – разыгрывание «волшебных сказок», самостоятельно ребёнком, взрослый занимать позицию помощника (вступает в игру по необходимости и с разрешения ребёнка). В кумулятивных сказках используется такой вид моделирования, как сериационный ряд. Игра с моделями, использование картинок-символов в моделировании кумулятивных сказок усиливает развивающий эффект режиссёрской игры: развивает воображение, мыслительную деятельность, речь, формирует представления об окружающем мире, поддерживает интерес к игре.

Таким образом, поддерживая развитие режиссёрской игры, я достигаю новых образовательных результатов в личностном и познавательном развитии детей.

Деятельность стажеров в рамках программы стажировки будет направлена на реализацию задач, заявленных в информационном блоке. Данная программа основана на деятельностном подходе, предусматривает комплекс различных форм обучения: практические занятия, практические пробы, групповое и индивидуальное проектирование, деловые игры.

В результате стажировки по данной программе слушатели получат возможность:

  1. Познакомиться с нетрадиционными способами поддержки и развития режиссёрской игры в дошкольном возрасте, основанными на методах обыгрывания, фантазирования, моделирования.
  2. Обменяться опытом с коллегами, которые активно и эффективно используют в педагогической практике режиссёрскую игру.
  3. Актуализировать практические навыки организации игрового взаимодействия с дошкольниками разных возрастных групп.
  4. Разработать кейсы практических материалов для самостоятельного использования в профессиональной практике.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Программа рассчитана на 24 часа и содержит поэтапную реализацию в трёх модулях.

Модуль 0. Дистанционное взаимодействие с участниками стажировки, выявление запросов стажёров.

  • создание группы «Игра – ребёнок – развитие» на Facebook;
  • выявление запросов стажёров;
  • включение в программу понятийных или практических задач по запросу стажёров;
  • представление практических задач для выполнения домашнего задания: организация взаимодействия с ребёнком в режиссёрской игре.

Модуль 1. Погружение в проблемный и понятийный анализ по теме программы.

Предполагает позиционное самоопределение стажёров, готовность к продуктивному взаимодействию в рамках площадки на основе собственных базовых компетентностей. Направлен на осознание стажёрами актуальности изменений в деятельности педагога дошкольной организации, анализ и выявление проблем и точек роста, необходимости использования новых эффективных технологий в современном образовательном процессе. Модуль построен на совместной работе и работе в малых группах, направленной на определение понятий «игровая компетентность», «игровая позиция», «режиссёрская игра», «образная игра», «этапы становления игры».

Формы, методы, приёмы: анкетирование, тестирование, работа с «Дневником стажёра», решение кейса, технология «Worldcafe».

Модуль 2. Практика использования эффективных способов и приёмов поддержки и организации режиссёрской игры.

Практико-ориентированное освоение стажёрами методов и приёмов поддержки режиссёрской игры. Погружение стажёров в игровое событие. Освоение функций ролей «очевидец», «активный участник», «следователь». Практика использования технологии через имитационную игру и реальное игровое взаимодействие с детьми.

Модуль построен на совместной, подгрупповой и индивидуальной деятельности стажёров.

Формы, методы, приёмы: лекция, мастер-класс, имитационные и коммуникативные игры, наблюдение, аналитическая деятельность, практическое погружение в образовательное пространство.

Модуль 3. Итоговая практика и рефлексия по программе стажировки.

Предполагает совместную разработку стажёрами практических кейсов, обобщение и диссимиляция разработанных стажёрами продуктов деятельности, рефлексию прожитых событий, самоанализ и взаимоанализ результатов работы в рамках площадки.

Формы, методы, приемы: работа в малых группах над созданием совместных продуктов деятельности с последующей презентацией результатов, общегрупповые обсуждения, дебаты.

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
  Модуль 0

Выяснение ожиданий и запросов стажёров в рамках понятийных и практических задач программы стажировки, через дистанционное взаимодействие

–    создание группы «Игра-ребёнок-развитие» на Facebook;

–    включение в программу понятийных или практических задач по запросу стажёров;

–    представление практических задач для выполнения домашнего задания: организация взаимодействия с ребёнком в режиссёрской игре.

       
  Модуль 1. Погружение в проблемный и понятийный анализ по теме программы.        
1. Обеспечение организационно-содержательного входа в стажировку через ознакомление стажеров с индивидуальными дневниковыми кейсами.   0,5    
2. Выявление понятийного уровня и точек роста стажёров через анализ входящего тестирования и самооценку базовых компетенций «График успеха – шаг первый: Я знаю».   0,5   0,5
3. Создание условий для накопления стажерами собственного практического опыта через наблюдение за деятельностью педагогов по поддержке игровой деятельности дошкольников и стажёрские пробы организации и (или) поддержки режиссёрской игры (с учётом базовой компетентности стажёров).     2  
4. Определение практических умений стажёров по организации и (или) поддержки деткой игры через самооценку первичных стажёрских проб и фиксацию результатов «График успеха – шаг первый: Я умею».       0,5
5. Актуализация представлений стажеров об этапах развития детской игры. Формирование понятийной картины «ведущий вид деятельности», «игровое поведение», «режиссёрская игра», «этапы становления игры» через включение стажёров в работу проблемного семинара «Играющий ребёнок» Этапы развития детской игры».   1    
6. Определение ключевых ориентиров предметно-пространственной среды для поддержки детской игры на разных возрастных этапах.

Технология «Worldcafe».

  1    
7. Создание условий для фиксации найденного способа решения обозначенной проблемы в виде технологических карт предметно – пространственной среды (по результатам работы «Worldcafe»).     1  
8. Актуализация представлений стажеров об опыте игрового поведения дошкольника и этапах развития детской игры через практический разбор кейсов игровых ситуаций.

Организация этапа оценки деятельности участников как промежуточного результата деятельности в рамках стажировки.

Экспертное оценивание работы стажёров в ходе решения кейса и представления вариантов решений.

  1   1
9. Рефлексия дня метод «Мишень»   0,5    
  Модуль 2.

Практика использования эффективных способов и приёмов организации и поддержки режиссёрской игры.

       
1. Рассмотрение концептуальных подходов к применяемым методам и приёмам через представление опыта педагога-практика, владеющего технологией «Проживание сказки». 0,5      
2. Создание условий для накопления стажерами собственного практического опыта через погружение стажёров в игровое событие.

Освоение стажёрами функций ролей «очевидец», «активный участник», «следователь» в процессе наблюдения и исследования, анализа деятельности педагогов по поддержке режиссёрской игры.

    2  
3. Поиск путей совершенствования применения технологии через игровое моделирование режиссёрской игры с использованием кумулятивных сказок. Включение стажёров в имитационную игру с использованием ролей «ребёнок», «педагог», «родитель».     1,5  
4. Актуализация представлений стажёров о характеристиках режиссёрской игры через апробацию стажёрами роли эксперта. Отбор целей и задач для организации режиссёрской игры из общего массива задач.   1    
5. Создание условий для накопления стажерами практического опыта использования технологии через погружение в образовательный процесс ДОУ. Наблюдение и самостоятельная организация стажёрами игрового взаимодействия с детьми в разных возрастных группах.     1  
6.

 

Организация этапа оценки и самооценки деятельности участников как промежуточного результата деятельности в рамках стажировки.

Экспертиза организации стажерами игрового взаимодействия с детьми.

      1
7. Самооценка. Заполнение рефлексивных карт и фиксация результатов в «Графике успеха».       0,5
  Модуль 3. Итоговая практическая и рефлексивная деятельность по результатам программы.        
1. Создание условий для накопления стажерами собственного практического опыта через погружение в образовательную среду, способствующую развитию игровой деятельности дошкольников. Наблюдение за деятельностью педагогов по поддержке игровой деятельности дошкольников.     2  
2. Фиксация путей совершенствования практики в процессе разработки и представления стажёрами продукта собственной деятельности в форме универсальных карт, содержащих критерии оценки профессиональной компетентности педагога в пространстве развития и поддержки детской игры и универсального алгоритма действий педагога при проектировании и организации режиссёрской игры на разных возрастных этапах.   1   1
3. Создание условий для углублённого анализа стажёрами теоретических понятий и практических навыков, полученных в ходе стажировки через введение в интеллектуальную игру «Дебаты» «Развивающий потенциал технологии «Проживание сказки».   1    
4. Организация этапа оценки и самооценки деятельности участников стажировки как итоговый результат деятельности в рамках стажировки.       1
5. Круглый стол по результатам стажировки. Представление «Графика успеха», выводы, предложения, прогнозирование деятельности.   1    
6. Стоп-плакат        
  ИТОГО: 24 часа 0,5 8,5 9,5 5,5

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

  1. Внешнюю оценку результатов деятельности стажёров по заранее разработанным критериям будет осуществлять экспертная группа, в число которой войдут: представители Управления образования, ЗАТО г. Зеленогорска, эксперт-куратор стажировки, специалисты и педагоги дошкольного учреждения, имеющие высшую квалификационную категорию. Результаты будут фиксироваться в экспертных листах. Положительная оценка более 50% оценочных заданий будет означать качественное прохождение стажировки.
  2. Размещение разработанных стажёрами продуктов в открытом Интернет-пространстве, созданном участниками стажировки в процессе нулевого модуля (группа на Facebook). С помощью интернет-голосования будет происходить фиксация оценки результатов из расчёта 1 голос – 1 балл. Набранные стажёром по итогам голосования баллы будут суммироваться с экспертной оценкой и самооценкой. В голосовании могут принять участие сами стажеры, педагоги ДОУ, эксперты.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

  1. Самооценивание будет происходить путём заполнения рефлексивных карт. Результаты проецируются в «График успеха», который каждый стажёр представляет в конце стажировки. Результат самооценки высчитывается по среднему арифметическому баллу и аналитике понятийного и практического прироста.
  2. Ведение «Дневника стажера» поможет участникам площадки после каждого события систематизировать и оценивать ситуацию роста и развития.

 

Рефлексивная карта стажёра (форма).

Этап стажировки Теоретические знания

(Знаю от 0 до 5 баллов)

Практические умения

( Умею 0 до 5 баллов)

Начальный этап    
1 модуль    
2 модуль    
Завершающий этап    

График успеха (форма).

 

  План проведения стажировки