Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как — технология формирования личностных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС

Информационный блок программы

ФИО разработчика

Дубровская Гелена Владимировна

Название программы

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как — технология формирования личностных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель программы Обеспечить готовность стажеров к работе по формированию личностных результатов учащихся посредством внедрения в образовательный процесс индивидуального образовательного маршрута.
Задачи программы
  • Проработать и создать со стажерами пакет нормативных документов с целью рассмотреть возможность внедрения индивидуального образовательного маршрута в образовательный процесс.
  • Совместно со стажерами разработать модель, систему параметров и критериев индивидуального образовательного маршрута для разных категорий учащихся.
  • Смоделировать план по созданию среды и условий для реализации индивидуального образовательного маршрута, как технологии обеспечивающий личностные результаты учащихся. Дать экспертную оценку существующих условий в Лицее №103 и своего учебного заведения.
  • Проанализировать существующие и разработать авторскую систему оценки личностных достижений учащихся посредством внедрения индивидуально – ориентированного маршрута.
  • Соотнести критерии оценки личностных достижений и параметры модели индивидуально ориентированного маршрута.
  • Диссеминация технологии (Индивидуально ориентированный маршрут) на разных ступенях обучения и разных предметностях.
  • Разработать рекомендации по внедрению ИОМ в образовательный процесс. Выпустить методическое пособие по внедрению ИОМ в образовательные учреждения.
  • Создать комфортные условия пребывания участникам стажировочной площадки и организация культурной программы для плодотворной деятельности и возможности повысить свой профессиональный уровень.
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

Актуальность.

Каждый человек, от рождения индивидуален и неповторим. В процессе дошкольного развития индивидуальность ребенка обществом принимается и учитывается. Но, как показывает практика, на момент поступления в школу, индивидуальность уже мало кого интересует, более того, дети с ярко выраженной индивидуальностью становятся «неудобными». В свою очередь, «неудобными» их делают некомфортная образовательная среда и условия обучения и воспитания. Исключая роль индивидуальности из образовательного процесса, мы тормозим развитие ребенка или вовсе делаем его формальным и шаблонным.

К настоящему моменту тема индивидуального образовательного маршрута проработана и теоретически обоснована для учащихся, выходящих за рамки нормы: в основном — это одаренные или неуспевающие учащиеся. Но важно помнить, что любой учащийся индивидуален. И уже давно Педагогика говорит о «индивидуальности» обучения, а педагоги-практики утверждают, что невозможно индивидуально обучать каждого. Именно ФГОС второго поколения дают нам возможность найти подходы и найти технологии, когда каждый учащийся сможет получить образование по индивидуальному маршруту, что повысит качество образования в целом.

Педагогика настойчиво декларирует о том, что идеальная модель образования — это субъект-субъект (учащийся субъект образования), но возможности стать этим субъектом у него нет. Все решено за «субъекта»: учебный план, учебная программа, расписание. ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут) – это лишь итог реализации индивидуализации образования. За конкретным маршрутом стоит индивидуальная программа и индивидуальный образовательный план. Все вместе это реализует принцип субъектности образования.

Учащийся сам осуществляет выбор, разработку реализации образовательного стандарта, самостоятельно осуществляет рефлексию и коррекцию. Роль педагога – координирующая, направляющая. Вместе со стажерами мы обсудим возможность и условия, при которых возможна опора на самостоятельность учащегося.

Индивидуальность и личность.

Для реализации моей стажировки необходимо четко представлять себе понятия "индивидуальность" и "личность". Вместе со стажерами мы постараемся увидеть ту грань, которая отделяет Личность от Индивидуальности. Ответим на вопрос, что же необходимо развивать: Личность или Индивидуальность.

Новая эпоха педагогических реформ совпала с началом 90х. 90-е провозгласили индивидуализацию в широком смысле этого слова: индивидуальное образование, индивидуальное обучение, развитие индивидуальности. Таким образом, поддержка ориентира только на индивидуальность привела к тому, что выпускник начала 2000х-индивидуалист. Произошел некий "перевес" в сторону "индивидуализма". Чем должно отличаться индивидуально-ориентированное образование 90х и индивидуально-ориентированное образование сегодня? — попробуем ответить на этот вопрос вместе со стажерами.
Абсолютно точно, что без индивидуальности в образовании не обойтись. Акцент смещен: мы развиваем личность, но опираемся на индивидуальность.

ФГОС второго поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы предметным, метапредметным и личностным. Под личностными достижениями понимается готовность учащегося к саморазвитию и личностному определению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной образовательной деятельности, системы значимой социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданскую позиции в деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности. В процессе стажировки мы попробуем составить прогноз развития личностных результатов, посредством технологии ИОМ. Соотнесем различные параметры ИОМ с развитием личностных результатов.

Развиваем личность, ориентируясь на индивидуальность.

В ходе стажировки мы убедимся, что ФГОС поворачивает образование в сторону развития личностных достижений, а не развития только индивидуальности.

Каждый субъект образования уникален, индивидуален и осознание своей уникальности — уже есть достижение личностного развития.

Понимая свои индивидуальные особенности субъект деятельности (субъект образования) может планировать и простраивать свою деятельность, свой индивидуальный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут- особая траектория деятельности субъекта образования.

"ИОМ разрабатывается самим субъектом деятельности-субъектом образования, самостоятельно, с учетом потребностей и возможностей." Мы обсудим со стажерами возможность и условия участия учащихся в разработке ИОМ, как субъектов образовательного процесса и попробуем дать оценку развития личностных результатов учащихся под влиянием деятельности по планированию ИОМ.

Совместно со стажерами мы проработаем наполнение ИОМ. Рассмотрим возможные его уровни и параметры. ИОМ может включать в себя индивидуально образовательные планы по урочной и внеурочной деятельности, индивидуально образовательный сценарий по учебным дисциплинам, а также содержать карту достижений или портфолио субъекта образования. Ознакомимся с имеющимися в Лицее №103 ИОМ и мониторинговыми таблицами отдаленного результата. Во время стажировочной площадки участники на практике увидят, как строится образовательный маршрут конкретных учащихся (интеллектуально одаренных и не очень, способных к учебе, талантливых и немотивированных, с проблемами в здоровье и т.д.). Будет возможность пообщаться с лицеистами, которые обучаются по ИОМ уже несколько лет.

Необходимо отметить, что ИОМы учащихся должны быть в единой системе образовательного учреждения, следовательно, под работу с ИОМами согласуется рабочая программа учителя, а также нами могут быть разработаны предложения по внесению изменений в образовательную программу школы.

В ходе стажировки мы выработаем пакет документов, которые могут быть необходимы в процессе использования ИОМ. Для этого мы внимательно поработаем с нормативно-правовой базой, чтобы понять рамки, в которых мы можем действовать в ходе реализации технологии ИОМ.

Проектирование среды и условий реализации индивидуального образовательного маршрута, как технологии развития личностных достижений.

Реализуя технологию индивидуально-ориентированного обучения, необходимо спроектировать особую среду, направленную на самостоятельное моделирование учащимся своего индивидуального образовательного маршрута, на его успешную реализацию; среду, способствующую развитию личностных результатов. Совместно со стажерами мы рассмотрим необходимые условия проектирования образовательной среды.

В настоящее время Лицее проектируется и создается особая образовательная среда:Open Space для ребят интересующихся медиатехнологиями. Стажеры смогут попробовать создать проект Open space в своей школе по любой теме. Лучшие проекты мы опубликуем в методическом сборнике, который появится по итогам поведения стажерской площадки.

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования

Лицей №103 обладает достаточным количеством аудиторий, а так же конференц-залом, медиацентром. Аудиторный фонд оснащен современным мультимедийным оборудованием: интерактивные доски, проекторы, персональные компьютеры и ноутбуки, различная аудио, видео и фотоаппаратура, оргтехника, безлимитный Internet, точки доступа Wi-Fi Free, оборудование ВКС (видео — конференц связь).

 

Программа стажировки

Программа стажировки делится на несколько этапов :

1. Проектировочный этап — задача данного этапа организовать целевую деятельность стажеров в теме стажировки, наметить те актуальные вопросы, на которые стажеры хотели бы получить ответы. Тип работы — целеполагание, командообразование, тренинг.

2. Оформление понятийного контента — данный этап обеспечивает общий понятийный язык стажировки. Тип работы — дискуссия, работа в открытых источниках, работа с документацией.

3.Этап разработки условий реализации ИОМ — данный этап важен, как этап доращивания проектных идей в разработке условий ИОМ, разработка условий создания нелинейного расписания и кадрового обеспечения. Тип работы — "мозговой штурм", создание банка идей.

4.Этап разработки вариативности ИОМ — расширение понятий от "Индивидуальный образовательный маршрут" — "Индивидуальный образовательный план" — до"Индивидуальная образовательная программа", создание примеров данных продуктов стажерской деятельности, доращивание проектных идей. Тип работы — стажерская проба, "мозговой штурм", дискуссия.

5. Этап оценивания результатов ИОМ — диагностика и мониторинг личностных достижений, принципы мониторинга и диагностики. Тип работы — создание мониторинга продвижения ИОМ.

6. Рефлексивный этап. — основы педагогической рефлексии, педагогическая диагностика личностных достижений стажеров, заполнение дневников стажеров. Тип работы — круглый стол, стажерские пробы.

 Тема

Кол-во часов

 

1

Проектировочный этап. (Построение индивидуального образовательного маршрута стажеров в рамках стажировочной площадки)

3

 

2

Оформление понятийного контента. (От частного к общему — от индивидуальности к личности, ИОМ, нелинейное расписание. Сетевые проекты. Значение для построения ИОМ.)

3

 

3

Этап разработки условий реализации ИОМ. (Анализ нормативной базы. Документы необходимые для реализации технологии ИОМ.

Проектирование среды. Нелинейное расписание. методическое и кадровое обеспечение УВП, Критерии и параметры ИОМ)

4

 

4

Этап разработки вариативности ИОМ (Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный план. Индивидуальная образовательная программа.)

6

 

5

Этап оценивания результатов ИОМ
(Диагностика и мониторинг личностных достижений)

4

 

6

Рефлексивный этап. (Рефлексия. Педагогическая диагностика личностных достижений стажеров.)

4

 

 

Всего:

24

 

 

Учебный план стажировки

Методические ресурсы стажировки

Имею опыт проведения детских мероприятий (2013,2014,2015г.г.) в проекте "Школа Росатома"; являюсь организатором и руководителем центра гармоничного развития «Фамилия»; активно участвую в школьных стажировочных площадках. Главной задачей стажировочной площадки считаю приращение личного опыта стажеров в области личностных результатов (составление ИОМ, ИОП, и контрольно-измерительных материалов по теме).

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

 

 

Лекция

Практическое занятие

Стажерская проба

Оценочное событие

1

Проектировочный этап. (Построение индивидуального образовательного маршрута стажеров в рамках стажировочной площадки)

 

1

2

 

2

Оформление понятийного контента. (От частного к общему — от индивидуальности к личности, ИОМ, нелинейное расписание. Сетевые проекты. Значение для построения ИОМ.)

1

1

 

1

3

Этап разработки условий реализации ИОМ. (Анализ нормативной базы. Документы необходимые для реализации технологии ИОМ.

Проектировние среды. Нелинейное расписание. методическое и кадровое обеспечение УВП, Критерии и параметры ИОМ)

 

1

2

1

4

Этап разработки вариативности ИОМ (Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный план. Индивидуальная образовательная программа.)

2

1

2

1

5

Этап оценивания результатов ИОМ

(Диагностика и мониторинг личностных достижений)

 

1

2

1

6

Рефлексивный этап. (Рефлексия. Педагогическая диагностика личностных достижений стажеров.)

 

1

2

1

 

Всего:

24

Способы оценки результатов стажировки


Внешняя оценка результатов стажеров
  1. Рецензирование созданных материалов проректором по учебно-методической работе ККИПКРО Андреевой Светланой Юрьевной
  2. Интернет – голосование на сайте Лицея в блоге стажировочной площадки;
  3. представление созданных материалов сетевому педагогическому сообществу и получение экспертной оценки.
  4. представление материалов в СМИ города, края, страны, написание методических статей по изученным вопросам.
  5. размещение полученных материалов на сайтах педагогического сообщества («Сеть творческих учителей», «Школы Росатома», «Педсовет» и. т. д.)
  6. рецензирование сборника "Витамин личностного РОСТа" преподавателями ККИПКРО.
Самооценивание стажерами собственных результатов

Совместно со стажерами мы составим индивидуальные образовательные маршруты и индивидуальные образовательные планы. В соответствии с этими планами будет проходить самооценивание собственной деятельности.

Объектами самооценивания станут предметные, метапредметные и личностные результаты стажеров.

 

Видео и фотоматериалы

ВИДЕОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ

ФОТОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ