Использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ, как эффективного условия для развития вариативного дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО

Информационный блок программы

ФИО разработчика

Десятова Ольга Владимировна – воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №4 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей».

Название программы

Использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ, как эффективного условия для развития вариативного дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО.

Цель программы Совершенствование и развитие профессиональных навыков педагогических работников в использовании технологии исследовательской деятельности в ДОУ, как эффективного условия развития вариативного дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО. Интерактивное погружение стажеров в содержание ФГОС ДО.
Задачи программы
  1. Осуществить системный анализ требования ФГОС ДО к реализации познавательно – исследовательской деятельности.
  2. Определить перечень условий для организации познавательно – исследовательской деятельности детей в соответствии с требованиями образовательных (рабочих) программ, стажеров реализуемых в ДОУ.
  3. Разработать алгоритмы проведения познавательно – исследовательской деятельности, в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
  4. Совместно разработать проект образовательного пространства групповой комнаты (дидактических материалов, оборудования, инвентаря), прилегающей к детскому саду территории для организации познавательно-исследовательской деятельности.
  5. Сформировать у стажёров-педагогов положительную мотивацию и комплекс практических умений, необходимых для проектирования познавательно – исследовательской деятельности в рабочей программе, составленной на основе образовательной.
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

Одним из основных принципов реализации ФГОС ДО является, организация взаимодействия с детьми в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающая продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Экспериментальная деятельность дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Программа стажировки предусматривает изучение практического опыта использования технологии исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Преподавание по программе будет осуществляться в форме разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, занятий слушателей по самообразованию, что способствует проведению практической значимости программы.

В ходе стажировки у слушателей систематизируются представления о технологии исследовательской деятельности.

Стажер будет уметь составлять:

  • Алгоритм проведения познавательско- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
  • Проектировать образовательное пространство группы как одно из условий развития познавательно- исследовательской деятельности детей.

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования

Стажировка будет проводиться в помещениях детского сада (в музыкальном зале, в методическом кабинете, спортивном зале, в групповых комнатах), на территории, прилегающей к детскому саду.

  1. В учреждении имеется возможность выхода в сеть Интернет на скорости не менее 1 Мбит в секунду с компьютера, оснащенного периферийными устройствами: наушники, микрофон .
  2. Принтер цветной лазерный — скорость печати 20 листов в минуту – 2шт.
  3. Многофункциональное лазерное устройство ( ксерокс, сканер, черно-белый принтер) скорость печати 20 страниц в минуту – 3 шт.
  4. Ноутбуки – 10 штук
  5. Стационарные компьютеры с подключенными лазерными принтерами 3 шт.
  6. Видеопроектор;
  7. Экран;
  8. Видеокамера;
  9. Фотоаппарат.
  10. Интерактивная доска

 

Программа стажировки

Стажер будет уметь составлять:

  • алгоритм составления опытно – исследовательской деятельности;
  • составлять примерную предметно развивающуюся среду.

Задачи:

Количество часов

Содержание работы по теме.

Осуществить системный анализ требования ФГОС ДО к реализации познавательно – исследовательской деятельности.

1 час

1. Практическое занятие.

Знакомство со стажерами. Педагогический тренинг «Каким опытом я могу поделится?»

Изготовление визитки с помощью опыта, эксперимента.

1 час 30 минут

2. Лекция «Требования ФГОС ДО к реализации познавательно – исследовательской деятельности»

1 час

3. Стажерская проба «Система требования ФГОС ДО к реализации познавательно – исследовательской деятельности»

1 час

4. Практическое занятие «Создание интерактивной презентация составленной ранее системы требований к реализации познавательно – исследовательской деятельности»

1 час

5. Стажерская проба . Представление системы требований к реализации познавательно – исследовательской деятельности (используя созданную ранее интерактивную презентацию) .

Определить перечень условий для организации познавательно – исследовательской деятельности детей в соответствии с требованиями образовательных (рабочих) программ, стажеров реализуемых в ДОУ

1,5 час

1. Практическое занятие. Презентация условий для организации познавательно – исследовательской деятельности детей созданных в ДОУ стажеров.

1 час

2. Практическое занятие. Деловая игра «Определение условий для организации познавательно – исследовательской деятельности детей в соответствии с требованиями образовательных (рабочих программ), и с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей».

1 час

1. Стажерская проба « Определение оптимальных форм и методов работы с детьми разных возрастов по познавательно – исследовательской деятельности в соответствии с требованиями образовательных (рабочих) программ, стажеров реализуемых в ДОУ»

Разработать алгоритмы проведения познавательно – исследовательской деятельности, в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

30 минут

1. Лекция «Этапы проведения познавательно – исследовательской деятельности, в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей дошкольного возраста».

2 час

 

2. Стажерская проба «Проведение познавательно – исследовательской деятельности, в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей дошкольного возраста»( работа в подгруппах с разными опытами и экспериментами).

1 час

 

3. Практическое занятие «Разработка алгоритма проведения познавательно – исследовательской деятельности, в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей дошкольного возраста» (для использования педагогом)

2 час

4. Стажерская проба. «Разработка алгоритма проведения познавательно – исследовательской деятельности, в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей дошкольного возраста» (для использования детьми)

0,5 час

5. Оценочное событие «Копилка знаний».

Совместно разработать проект образовательного пространства групповой комнаты (дидактических материалов, оборудования, инвентаря), прилегающей к детскому саду территории для организации познавательно-исследовательской деятельности

0,5 час

1. Интерактивная презентация «Проект образовательного пространства групповой комнаты (дидактических материалов, оборудования, инвентаря), прилегающей к детскому саду территории для развития познавательно-исследовательской деятельности детей».

1,5 час

2. Стажерская проба «Своя среда » на тему «Образовательное пространство групповой комнаты (дидактических материалов, оборудования, инвентаря), прилегающей к детскому саду территории для организации познавательно-исследовательской деятельности»

2 часа

3. Стажерская проба интерактивная разработка проекта образовательного пространства групповой комнаты (дидактических материалов, оборудования, инвентаря), прилегающей к детскому саду территории для организации познавательно-исследовательской деятельности.

1 час

4. Оценочное событие. Презентация разработанного проекта образовательного пространства групповой комнаты.

Сформировать у стажёров-педагогов положительную мотивацию и комплекс практических умений, необходимых для проектирования познавательно – исследовательской деятельности в рабочей программе, составленной на основе образовательной

4 часа

1. Онлайн презентация проекта образовательного пространства групповой комнаты (дидактических материалов, оборудования, инвентаря), прилегающей к детскому саду территории для организации познавательно-исследовательской деятельности. Презентация проводится для педагогов детских садов города Сосновый Бор (1час).

2. Аукцион педагогических идей. (1 час).

3. Внешняя оценка результатов стажерской деятельности (Отзывы коллег)

4. Самооценка результатов деятельности в рамках стажерской программы.

 

Учебный план стажировки

Формулировка понятийной и (или) практической задачи решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практическое занятие

Стажерская проба

Оценочное событие

1

Осуществить системный анализ требования ФГОС ДО к реализации познавательно- исследовательской деятельности

1 час 30 минут

2 часа

2 часа

 

2

Определить перечень условий для организации познавательно исследовательской деятельности детей в соответствии с требованиями образовательных (рабочих) программ, стажеров реализуемых в ДОУ

 

2 часа 30 минут

1 час

 

3

Разработать алгоритм проведения познавательно исследовательской деятельности детей в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей дошкольного возраста

30 минут

1 час

 

4 часа

30 минут

4

Совместно разработать проект образовательного пространства групповой комнаты(дидактических материалов, оборудования, инвентаря), прилегающей к детскому саду территории для организации познавательно-исследовательской деятельности

 

30 минут

3 часа 30 минут

1 час

5

Сформировать у стажеров – педагогов положительную мотивацию и комплекс практических умений, необходимых для проектирования познавательно-исследовательской деятельности в рабочей программе, составленной на основе образовательной

 

 

 

4 часа

 

Итого

2 часа

6 часов

10 часов 30минут

5 часов 30 минут

Способы оценки результатов стажировки


Внешняя оценка результатов стажеров

 Внешняя оценка результатов работы стажеров будет проходит в рамках оценочного события через:

  • Онлайн презентацию проекта образовательного пространства групповой комнаты (дидактических материалов, оборудования, инвентаря), прилегающей к детскому саду территории для организации познавательно-исследовательской деятельности. Презентация проводится для педагогов детских садов города Сосновый Бор;
  • Аукциона педагогических идей.
  • Отзывы коллег;
  • Оценка педагогической общественности в лице представителей Комитета Образования Администрации Сосновоборского городского округа., высококвалифицированных педагогов города и района.
Самооценивание стажерами собственных результатов

Самооценивание стажерами собственных результатов работы в рамках стажировки будет осуществляться посредством 
Самоанализа результатов собственной деятельности в рамках стажерской программы ( презентаций, алгоритмов, картотек и проекта образовательной среды).

 

Видео и фотоматериалы

ВИДЕОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ

ФОТОРЕПОРТАЖ

СМОТРЕТЬ