Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Истоки профессионального самоопределения: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения младших школьников

ФИО разработчикаПатракова Екатерина Анатольевна
Название программыИстоки профессионального самоопределения: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения младших школьников.
Цель программыОбеспечить готовность стажеров к работе по развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения младших школьников как основы профессионального самоопределения на последующих уровнях обучения.
Задачи программы
  1. Формирование у стажеров представления о развитии мотивов учебной деятельности в начальной школе как основе профессионального самоопределения на следующих уровнях образования.
  2. Определение стажерами признаков образовательной среды, необходимых для достижения личностных результатов, которые служат основой способности к профессиональному самоопределению.
  3. Исследование возможностей технологии междисциплинарного обучения в развитии мотивов учебной деятельности и конструирование этапа мотивации.
  4. Моделирование содержания урока с позиции направленности на формирование инженерного мышления.
  5. Формирование у стажеров субъектной позиции профессионального развития.
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажерыИзменения жизни, которые происходят в последние десятилетия, накладывают отпечаток и на систему образования. Сегодня перед школой стоят новые задачи. Одна задача остается неизменной — развитие личности. Личности, которая готова к служению Отечеству, ориентирована на сохранение ценностей государства и готова реализовывать жизненные планы. Одним из основных личностных результатов выпускника средней школы является профессиональное самоопределение («осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов»). Речь о профессиональных предпочтениях идет и в стандартах основного общего образования («… способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений…»). В стандарте начального общего образования нет словосочетания «профессиональное самоопределение», но это не значит, что работу по формированию этого личностного результата обучения не нужно вести в начальной школе. Истоки профессионального самоопределения закладываются именно на этом уровне образования. Кроме того, Свердловская область является промышленным регионом, который особо нуждается в инженерных кадрах. Поэтому акцент при формировании способности к профессиональному самоопределению делается на развитие инженерного мышления.

 

Каковы резервы начальной школы по формированию способности к осознанному выбору профессии?

Сопоставление личностных результатов обучения, заложенных в ФГОС НОО с личностными результатами на следующих уровнях образования, позволяет сделать вывод о том, что на формирование профессионального самоопределения в начальной школе «работают» следующие личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

В МАОУ «Гимназия» создана образовательная среда, которая позволяет развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения у младших школьников. Условий (признаков образовательной среды), способствующих этому, несколько, но на стажировке предлагается погрузиться в следующие:

  • применение технологии, обеспечивающей развитие мотивов учебной деятельности;
  • включение в содержание уроков заданий, направленных на развитие инженерного мышления.

Нахождение фактов, обнаружение проблемы, поиск идей, нахождение решения, проверка решения — этапы структуры полного цикла мыслительного акта. Проходя этот путь, ребенок имеет возможность обнаружить проблему и решить ее самостоятельно. Таким образом, он не только сам открывает знание или способ действия, но и присваивает его себе.

Структура полного цикла мыслительного акта лежит в основе технологий, основанных на системно-деятельностном подходе. Одной из таких технологий является технология междисциплинарного обучения. Её автор — доктор психологических наук, профессор Наталья Борисовна Шумакова. Технология внедрена в образовательный процесс МАОУ «Гимназия» в рамках договора о научно-методическом сотрудничестве и является доминирующей в гимназии. Свое название технология получила по названию курса«Междисциплинарное обучение» (МДО). Разработанный Н.Б.Шумаковой курс направлен на развитие творческого, критического и логического мышления, развитие самостоятельности в учении. В гимназии курс реализуется с 1 по 9 класс. Все уроки МДО – это уроки – исследования. Предмет носит междисциплинарный характер. В содержание урока включаются задания открытого тип, творческие и проектные задачи. В рамках стажировки у стажеров будет возможность посетить и проанализировать урок МДО с позиции формирования учебных мотивов и включения в содержание урока заданий, направленных на развитие инженерного мышления.

В основе технологии междисциплинарного обучения лежит проблемно-исследовательский метод (метод исследования). На уроке-исследовании обучающиеся собственными усилиями отыскивают, открывают «новое» знание, то есть проходят путь исследователя. Продуктивное применение технологии междисциплинарного обучения предполагает наличие определенных этапов. Первый этап – мотивация. По своему психологическому смыслу он соотносится с этапом порождения проблемы в структуре полного цикла мыслительного акта. Именно этот этап является «движущей силой» всего урока. Его целью является создание таких условий, которые обеспечат возникновение у учащихся вопроса или гипотезы. Именно вопрос или гипотеза создают почву для дальнейшего протекания мыслительного процесса и вызывают стремление ребенка исследовать проблему. Что же обуславливает возникновение необходимого вопроса или проблемы у учащихся? Конечно, проблемная ситуация. Стажерам в процессе стажерских проб будет предоставлена возможность освоить приемы развития мотивов учебной деятельности: прием «ключевых слов», прием «загадка-интерпретация», выполнимое — невыполнимое действие, «погружение» в проблему. Следующий этап – исследование. Данный этап работы проводится, как правило, в малых группах. Работая в группах, дети ищут факты для решения проблемы, представляют найденную информацию. Основным содержанием этапа являются задания, способствующие развитию инженерного мышления: моделирование объектов и явлений, изучение построенных моделей, составление программ действий. На следующих этапах — связывания и организации информации – учащиеся «открывают» новое знание, которое лежит в основе предметного результата. Урок заканчивается этапом подведения итогов, рефлексией. На данном этапе учащиеся испытывают чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, оценивают личный вклад в общую работу, уровень собственного понимания решения проблемы и «присвоения» нового знания или способа действия. Тем самым формируется ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приводит к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности. На уроках, проводимых в технологии междисциплинарного обучения, ребенок не только приобретает предметные знания и осваивает способы действий, но и учится тому, как их приобрести, как самому наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Поэтому можно сказать, что формирование личностных результатов обучения (мотивов учебной деятельности) неразрывно связано с формированием метапредметных и предметных результатов. Таким образом, мотивация обеспечивает цельность мыслительного процесса: от возникновения вопроса или гипотезы через поиск решения и его обоснования на начальный этап — порождение проблемы. Применение технологии междисциплинарного обучения на уроках и в рамах курса «МДО» позволяет развивать у ребенка мотивы учебной деятельности.

Анализ эффективности применения технологии междисциплинарного обучения для развития мотивов учебной деятельности идет в двух направлениях. Первое направление — это оценка продуктивности этапа мотивации на уроке через «карту эффективности урока с позиции требований ФГОС», составленную педагогами гимназии (позиция учителя). Карта может быть заполнена в ходе тематических проверок — администрацией, в ходе взаимопосещений – учителями-коллегами, а также при самооценивании педагогом своей деятельности. Этап мотивации в карте отлеживается по определенным критериям (например, вовлеченность учащихся в процесс, обоснованность использованного приема мотивации, степень самостоятельности при формулировке проблемы) и оценивается по трехбалльной шкале. Чем выше балл, тем успешнее прошел этап мотивации. Такая работа позволяет учителю не только отследить эффективность этапа мотивации, но и оценить собственное профессиональное продвижение. Второе направление – это удовлетворенность младших школьников обучением как показатель эффективности учебного процесса (позиция ученика). Для этого применяется вопросник Н.Б.Шумаковой «Выбор способа обучения». Вопросник для учеников начальной школы состоит из 20 пунктов-вопросов, которые связаны с отношением ученика к способу обучения, требующему от него самостоятельности в процессе учения и к особенностям содержания. На каждое высказывание вопросника ученик выбирает наиболее подходящий ответ: «согласен», «и так, и так», «не согласен». Опрос проводиться один раз в год. Увеличение группы учащихся, принимающих данный способ обучения, свидетельствует об эффективности работы учителя по развитию учебных мотивов. 


Проблема инженерного мышления является актуальной в современной жизни. Это обусловлено тем, что инженерное мышление определяет результат и качество любой интеллектуальной деятельности, независимо от предметного направления. Мы подразумеваем под инженерным мышлением способность связывать образы, представления, понятия, определять возможности их применения, способность решать возникающие проблемы, обосновывать выводы и решения (Сазонова З.С. «Развитие инженерного мышления – основа повышения качества образования»). Инженерная мысль опирается на хорошо развитое воображение и включает различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно – образное, практическое, теоретическое, техническое, и т.д.

Для формирования инженерного мышления в начальной школе в содержание уроков включены задания на развитие логического, творческого, наглядно-образного, практического, пространственного мышления. Они строятся на следующих принципах: открытость решения, метапредметность, связь с жизнью, вариативность по видам, формулировке и способам решения. Среди приемов создания таких задач — «ловушки» и способы получения нового. Все задания представляются детям в виде проблемной практической задачи, для решения которой необходимо проектировать, конструировать, моделировать, схематизировать. Разработанные задания являются заданиями рефлексивного и функционального уровней. На стажировке в процессе практических занятий и стажерских проб педагоги освоят способы составления инженерных задач и сконструируют их.

Широкие возможности для включения в содержание урока заданий, направленных на развитие инженерного мышления, представляет курс «Междисциплинарное обучение». Он направлен на обучение способам получения нового, приемам моделирования и конструирования, способам решений творческих задач.

Эффективность включения заданий инженерной направленности в содержание урока отслеживается в процессе проведения контрольных мероприятий. Увеличение количества детей, которые выбирают такие задания и справляются с ними, говорит об интересе учащихся, проявляемом к техническим дисциплинам и продуктивной работе учителя в этом направлении.


Предлагаемая программа стажировки будет проведена в технологии междисциплинарного обучения. Важным итогом работы стажировки станет продукт созданный стажерами: банк приемов мотивации и копилка заданий, направленных на формирование инженерного мышления.


По окончании стажировки стажеры найдут ответ на вопрос, как в начальной школе закладывать один из самых значимых в жизни человека личностных результатов – способность к профессиональному самоопределению.

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования
  1. Технические средства:
  2. персональный компьютер;
  3. ноутбуки по количеству стажеров;
  4. документ-камера;
  5. мультимедийный проектор и экран.

Все необходимое техническое и программное оборудование присутствует в конференц-зале гимназии.


Документы:

текст стандарта НОО, ООО, СОО;  диагностические анкеты (входная и итоговая); карта оценки эффективности урока с позиции требований ФГОС; вопросник «Выбор способа обучения» , автор — Н.Б.Шумакова; авторские задания на развитие инженерного мышления.

Программные инструменты:

операционная система OC Windows; пакет Ms Offic 2007; браузер Mozilla Firefox.

Программа стажировки

Оформление понятийного поля программы: личностные результаты обучения с позиции требований ФГОС, профессиональное самоопределение, мотивы учебной деятельности, системно-деятельностный подход, инженерное мышление; осмысление и актуализация собственного профессионального опыта по теме стажировки (заполнение анкеты).

Определение условий, необходимых для достижения личностных результатов, которые служат основой способности к профессиональному самоопределению: исследование целевых установок стандарта, требований и условий формирования личностных результатов; сопоставление стандартов НОО, ООО и СОО с точки зрения формирования личностных результатов обучения, а именно, развития способности к профессиональному самоопределению; определение перечня условий, необходимых для развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения младших школьников; проектирование деятельности педагогов на стажировке.

Выявление возможностей технологии междисциплинарного обучения в развитии мотивов учебной деятельности: посещение урока в 4 классе и его оценка в соответствии с картой урока, определение возможностей технологии в развитии мотивов учебной деятельности, освоение приемов создания проблемной ситуации, конструирование этапа мотивации, установление критериев оценки эффективности этапа мотивации; формирование банка проблемных ситуаций на основе презентации наработок стажеров, оценивание по коллективно разработанным критериям.

Моделирование содержания урока с позиции направленности на формирование инженерного мышления: посещение урока МДО с целью выявления возможностей курса для формирования инженерного мышления, анализ урока с позиции его направленности на формирование инженерного мышления, конструирование заданий, направленных на формирование инженерного мышления; презентация стажерами разработанных заданий, рефлексия способов действий стажеров, оценка возможности переноса освоенных способов.

Моделирование образовательного события как условия развития мотивов учебной деятельности и формирования инженерного мышления: выявление особенностей «образовательного события»; установление критериев оценки эффективности образовательного события; разработка образовательного события; презентация стажерами образовательного события, оценка ОС с точки зрения совместно разработанных критериев.

Осмысление результатов стажировки: подведение итогов стажировки; самоанализ и самооценка педагогами результатов своей деятельности на стажировке; проектирование своей профессиональной деятельности.

Учебный план стажировки

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировкиКоличество часов
ЛекцииПрактические занятияСтажерская пробаОценочное событие
1Задача: Оформление понятийного поля программы.

 

Содержание и формы деятельности стажеров: Личностные результаты обучения с позиции требований ФГОС, профессиональное самоопределение, мотивы учебной деятельности, системно-деятельностный подход, инженерное мышление.

 

Рефлексия: Осмысление и актуализация собственного профессионального опыта по теме стажировки (заполнение анкеты).

 

1

 

1

2Задача: Определение условий, необходимых для достижения личностных результатов, которые служат основой способности к профессиональному самоопределению.

 

Содержание и формы деятельности стажеров: Исследование целевых установок стандарта, требований и условий формирования личностных результатов. Сопоставление стандартов НОО, ООО и СОО с точки зрения формирования личностных результатов обучения, а именно, развития способности к профессиональному самоопределению. Определение перечня условий, необходимых для развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения младших школьников.

Рефлексия: проектирование деятельности педагогов на стажировке с точки зрения создания условий для развития учебных мотивов.

 

1

 

1

3Задача: Выявление возможностей технологии междисциплинарного обучения в развитии мотивов учебной деятельности и формировании личностного смысла учения.

 

Содержание и формы деятельности стажеров: Посещение урока в 4 классе и его оценка в соответствии с картой урока. Определение возможностей технологии в развитии мотивов учебной деятельности. Освоение приемов создания проблемной ситуации на этапе мотивации. Конструирование этапа мотивации. Установление критериев оценки эффективности этапа мотивации.

Рефлексия: Формирование банка проблемных ситуаций на основе презентации наработок стажеров. Оценивание по коллективно разработанным критериям.

 

2

4

1

4Задача: Моделирование содержания урока с позиции направленности на формирование инженерного мышления.

 

Содержание и формы деятельности стажеров: Посещение урока МДО с целью выявления возможностей курса для формирования инженерного мышления. Анализ урока с позиции его направленности на формирование инженерного мышления. Конструирование заданий, направленных на формирование инженерного мышления.

Рефлексия: Презентация стажерами разработанных заданий. Рефлексия способов действий стажеров. Оценка возможности переноса освоенных способов.

 

2

4

1

5Задача: Моделирование образовательного события как условия развития мотивов учебной деятельности и формирования инженерного мышления.

 

 

Содержание и формы деятельности стажеров: Выявление особенностей образовательного события. Установление критериев оценки эффективности образовательного события. Разработка образовательного события.

 

Рефлексия: Презентация стажерами образовательного события. Оценка ОС с точки зрения совместно разработанных критериев.

 

2

2

1

6Задача: Подведение итогов стажировки.

 

Рефлексия: Самоанализ и самооценка педагогами результатов своей деятельности на стажировке. Проектирование своей профессиональной деятельности.

  

 

1

 Итого

 

8

10

6

 Всего24

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажеровВнешняя оценка будет осуществляться через:

 

Созданные стажерами материалы будут размещены на сайте гимназии. В ходе интерактивного опроса учителя гимназии проголосуют за те наработки стажеров, которые они взяли бы себе в методическую копилку. Таким образом, будут отмечены самые удачные находки педагогов-стажеров.

Самооценивание стажерами собственных результатовмооценивание стажерами собственных результатов:

 

  • самооценивание стажерами собственных результатов будет проводиться в виде оценки результатов и продуктов стажерских проб по оценочному листу. Форма и содержание оценочного листа (критерии, уровни достижения результата) будут спроектированы самими стажерами в коллективно-распределенной деятельности.
  • написание рефлексивного эссе.

Видео и фотоматериалы