АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ «Образовательное событие как способ создания образовательного пространства для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Актянова Елена Геннадьевна, Сосновый Бор
  2. Анчутина Ирина Владимировна, Новоуральск
  3. Григорьева Надежда Ивановна, Новоуральск
  4. Иванова Алла Алексеевна, Сосновый Бор
  5. Кононенко Мария Дмитриевна, Сосновый Бор
  6. Маковеева Наталья Викторовна, Лесной
  7. Маркина Надежда Сергеевна, Десногорск
  8. Назарова Дарья Сергеевна, Сосновый Бор
  9. Новикова Ирина Геннадьевна, Трехгорный
  10. Петелина Елена Анатольевна, Трехгорный
  11. Пыхтина Юлия Викторовна, Курчатов
  12. Славгородская Оксана Юрьевна, Новоуральск
  13. Славгородский Лев Игоревич, Новоуральск
  14. Соломыкина Наталья Алексеевна, Десногорск
  15. Юдина Елена Владимировна, Заречный ЗАТО
  16. Яковлева Елена Владимировна, Сосновый Бор

Информационный блок программы

Название программы  Образовательное событие как способ создания образовательного пространства для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся
Цель программы Совершенствование профессиональных компетентностей стажеров в организации образовательного события для обеспечения эффективного формирования результатов на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи программы
  1. Организовать образовательное пространство для осмысления, актуализации собственных профессиональных компетенций, обнаружение дефицитов и возможностей для развития.
  2. Ознакомить стажеров с методами проектирования и моделирования урочных и неурочных учебных занятий с использованием событийных  инновационных технологий (межпредметные погружения, НооГеновские задачи, проектного обучения, перевёрнутый класс, ИКТ-технологии).
  3. Включить стажеров в реальную практическую деятельность по созданию образовательных событий как инновационной формы организации образовательного процесса.
  4. Способствовать формированию у стажеров навыков разработки и организации сетевого образовательного пространства, включающего разные формы взаимодействия всех участников образовательного события.
  5. Сформировать у стажеров понимание места, роли и значения рефлексивных процедур, самопознания и самооценки, способствовать развитию рефлексивных навыков.  

Ключевые идеи опыта:

Введение ФГОС поставило перед учителем новые задачи: формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.В современном обществе востребованы креативные, ответственные, самостоятельные, коммуникативные люди, способныек самообразованию, умеющие применять знания, полученные в одной области для решения задач в другой области, готовые к сотрудничеству. Многие сферы жизни, в том числе и образование, не успевают за стремительным развитием Интернета, сохраняется классно-урочная система, ограниченность нормативной системы оценивания, отсутствие связи между ЕГЭ, как формой итоговой аттестации, и требованиями к современному выпускнику. Объём знаний непрерывно растёт, эти знания уже невозможно включить в школьные курсы. В этих условиях резко возрастает значимость деятельностного аспекта образования. Важнейшей задачей школы стало формирование способностей: самостоятельно учиться, работать в группе, формирование ИКТ-компетентности.

Для формирования результатов обучающихся, заявленных ФГОС,  в образовательной среде школы необходимо использование  перспективных образовательных технологий, новых форм урочных и внеурочных занятий.

В своей работе я применяю технологии, создающие условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться этими знаниями, развивают исследовательские умения и системное мышление. Развитию образовательной самостоятельности, инициативы и ответственности способствуют такие технологии, как модульное обучение, ”перевёрнутый класс”; метод проектов, развитие критического и творческого мышления.

Эффективным способом решения проблем, поставленных Стандартом являются образовательные события. Образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознаётся человеком как значимая в его собственном образовании. Ученик – активный  участник происходящего, он обретает новые знания, наращивает компетентности, собственную субъектность.  

Образовательные события, которые я использую в своей педагогической деятельности, условно можно разделить на три группы:

  1. Встраиваемые, хотя и с трудом, в классно-урочную систему: полигоны измерений, межпредметные и метапредметные погружения, математические бои.
  2. События, которые можно провести на каникулах. Это самые плодотворные события, но их недостаток в том, что вовлечь в деятельность удаётся не всех учащихся. Вне уроков можно проводить образовательные экскурсии, решать НооГеновские задачи, а самое эффективное – сходить в многодневный туристический поход. У учителя нет необходимости организовывать события искусственно, любая ситуация в походе является источником сильных эмоций, таким образом является событием. Детско-взрослый разновозрастный коллектив связан интересной и значимой для всех деятельностью, что способствует развитию самоорганизации и самоконтроля всех участников похода.
  3. Формирование сетевого образовательного пространства с использованием Интернет-технологий, в частности сетевые проекты. Сетевые образовательные проекты приобретают всё большую актуальность, так как позволяют сотрудничать учащимся разных школ, городов и стран. В процессе работы над проектом создаются условия для формирования и развития навыков работы в сетевом информационном пространстве, создаются собственные творческие, исследовательские информационные продукты.

Образовательное событие может быть источником идей для детских проектов и исследований, в которых учащимся необходимо: научиться ставить цель и достигать её, преодолевать реальные трудности, оценивать себя по отношению к себе же самому, но вчерашнему, понимать свои возможности, прогнозировать собственные успехи и понять, за счёт чего они достигнуты, осознать собственные трудности и пути их преодоления, ставить задачи на собственное продвижение и рефлексировать пережитое событие.

1.5 Ожидаемые результаты

Основной опыт, который стажеры получат в ходе работы стажировочной площадки, заключается:

  • в погружении в образовательное пространство, позволяющее изменить собственные установки и способы работы;
  • в проектировании и моделировании урочных и внеурочных занятий с использований инновационных технологий;
  • в освоении, разработке и апробации системы построения образовательных событий;
  • в расширении возможностей формирования ИКТ-компетентности средствами сетевого образовательного пространства.

Предлагаемая программа стажировки позволит стажерам, опираясь на имеющийся практический опыт, включиться в активную поисковую и практическую работу по совершенствованию и развитию профессиональных компетенций, необходимых для создания условий формирования метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования
  • учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС;
  • компьютерный класс, оснащенный современной техникой, с выходом в Интернет, а также терминальный класс-лекторий с интерактивной доской и широкоформатным демонстрационным телевизором;
  • библиотечно-информационный центр, включающий в себя абонемент с читальным залом, книгохранилище и медиазал; оснащенный компьютерами со скоростным интернетом, электронными образовательными ресурсами.
  • школьный радиоузел;
  • единая локальная компьютерная сеть с выделенным административным
  • мультимедийное демонстрационное оборудование (интерактивные доски, проекторы)
  • электронные учебно-методические материалы по основным учебным предметам.

 

Программа стажировки

Программа стажировки рассчитана на 24 часа. Программа включает комплекс различных форм обучения: семинары, мастер-классы, стажерские пробы, образовательные события: межпредметное погружение, НооГеновскую задачу, квест, Time Choice, оценочные  события. Большая часть занятий проводится совместно с учащимися МБОУ “СОШ № 9 им. В.И.Некрасова”.

Дистанционный этап

Знакомство, выявление потребностей и дефицитов стажеров, распределение по командам, изучение теоретических материалов, необходимых для эффективного погружения.Формы работы:анкетирование, работа в Google формах, в группе в соц.сети.

Тема 1Технологии, обеспечивающие событийный формат образования и интерактивные методы обучения (8 часов)

  • погрузить стажеров в образовательную среду для эффективного проектирования и моделирования учебных занятий с использованием инновационных технологий: перевёрнутый класс, межпредметное погружение;
  • включить стажеров в реальную практическую деятельность по созданию

образовательных событий как инновационной формы организации образовательного процесса во внеурочное время;

  • способствовать формированию у стажеров навыков разработки и организации сетевого образовательного пространства;
  • способствовать расширению возможностей формирования ИКТ-компетентности стажеров средствами сетевого образовательного пространства;
  • включить стажёров в групповую работу по созданию ОС, разработке критериев оценивания;
  • помочь стажерам освоить технологии разработки образовательных событий в урочное время;
  • сформировать у стажеров понимание места, роли и значения рефлексивных

процедур, самопознания и самооценки, способствовать развитию рефлексивных навыков.

Содержание работы по теме:

  • “Давайте познакомимся” – приветственное слово В.Е.Шаталовой — директора МБОУ “СОШ № 9 им.В.И.Некрасова”, экскурсия по школе.
  • Творческая лаборатория.  Урок геометрии в 9 классе. Использование информационных инструментов СДО Moodle  в перевёрнутом обучении. Стажеры выступают в роли модераторов, подготовка к данному образовательному событию ведётся на дистанционном этапе.
  • Time Choice для обучающихся 5-8 классов. Стажеры выступают в роли участников или модераторов, с учётом стартовых компетентностей.
  • Семинар в формате Worldcafе

“Иинтерактивные методы обучения. Использование возможностей мультимедийных, интерактивных контентов”.

Стажерская проба

Групповая работа по созданию образовательного события (по инициативе участников стажировки моделируется ОС с реализацией мероприятия на второй день стажировки);

  • Рефлексивный круг;

 

Тема 2.Образовательные события — как средство для выстраивания

образовательного процесса, нацеленного на формирование современных

образовательных результатов. (8 часов)

  • погрузить стажеров в образовательную среду для развития навыков тьютора и модератора;
  • включить стажеров в реальную практическую деятельность по разработке критериев оценивания ОС;
  • создать условия для возникновения у стажеров замыслов собственных творческих и исследовательских проектов;
  • сформировать у стажеров понимание места, роли и значения рефлексивных

процедур, самопознания и самооценки, способствовать развитию рефлексивных навыков.

Содержание работы по теме:

  • Стажерская проба

Групповая работа по разработке критериев оценивания события;

  • Стажерская проба:

Образовательный квест. Место проведения: Петергофский парково-дворцовый ансамбль.

Участники: стажеры и учащиеся МБОУ “СОШ № 9 им.В.И.Некрасова”.

Экскурсия в Петергофский дворец по желанию участников стажировки.

  • Оценочное событие (виртуальный формат):

Использование облачных технологий для оценивания результатов (рефлексия, отзывы, очерки в дистанционном формате)

  • Оценочное событие “ Анализ образовательного события, рефлексия”, используется технология ”Две звезды, одно пожелание”. При наличии хорошей погоды проводится на берегу Финского залива у костра.

Тема 3.Межпредметные погружения(8 часов)

  • погрузить стажеров в образовательную среду для эффективного проектирования и моделирования учебных занятий с использованием инновационных технологий: межпредметное погружение или  НооГеновская задача;
  • сформировать у стажеров понимание места, роли и значения рефлексивных

процедур, самопознания и самооценки, способствовать развитию рефлексивных навыков.

Содержание работы по теме:

  • Педагогическая мастерская: ”Образовательный туризм – образование вне школы”.
  • Стажерская проба: (проводится одно из двух перечисленных ниже событий; на дистанционном этапе в ходе анкетирования выявляется наиболее интересный для участников стажировки формат).
  1. решение НооГеновской задачи;
  2. межпредметное погружение (математика+ физика) с участием представителей физического факультета СПГУ. Стажеры выступают в роли модераторов, участники команд — учащиеся 10-11 классов.
  • Стажерская проба: полигон измерений. Стажеры — в роли экспертов. Место проведения: территория г.Сосновый Бор, участвуют разновозрастные команды.
  • рефлексивный круг: ”Анализ эффектов и результатов стажировки”.

 

Учебный план стажировки

   

 

 

 

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

 Лекции

Практические 

занятия

Стажерская проба 

 Оценочное событие

  Дистанционный этап    

 

 

 

 

   

 

 

 

 

1  Технологии, обеспечивающие событийный формат образования иинтерактивные методы обучения

1

 

2

 

4

 

1

 

1.1

  • “Давайте познакомимся” – приветственное слово В.Е.Шаталовой — директора МБОУ “СОШ № 9 им.В.И.Некрасова”, экскурсия по школе.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

  • Погружение стажеров в образовательную среду для эффективного проектирования и моделирования учебных занятий с использованием инновационных технологии: перевёрнутый класс.
  • Творческая лаборатория.  Урок геометрии в 9 классе. Использование информационных инструментов СДО Moodle  в перевёрнутом обучении.
  • Time Choice для обучающихся 5-8 классов. Стажеры выступают в роли участников или модераторов, с учётом стартовых компетентностей.
  •  

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

1.3

  • Расширение возможностей формирования ИКТ-компетентности стажеров средствами сетевого образовательного пространства.
  • Семинар в формате Worldcafе

“Интерактивные методы обучения. Использование возможностей мультимедийных, интерактивных контентов”.

 

2

 

 

1.4

  • Включение стажеров в реальную практическую деятельность по созданию образовательных событий и разработку критериев оценивания.
  • Стажерская проба   
  • Групповая работа по созданию образовательного события

 

 

1

 

1.5

  • Формирование у стажеров понимания места, роли и значения рефлексивных процедур, самопознания и самооценки, способствование развитию рефлексивных навыков

 

 

 

1

2

Образовательные события — как средство для выстраивания образовательного процесса, нацеленного на формирование современных образовательных результатов.

 

 

 

 

 

 

6

 

 

2

 

2.1

  • Включение стажеров в реальную практическую деятельность по разработке критериев оценивания.
  • Стажерская проба

Групповая работа по разработке критериев оценивания события.

 

 

 

 

2

 

2.2

  • Погружение стажеров в образовательную среду для развития навыков тьютора и модератора  и создание условий для возникновения у стажеров замыслов собственных творческих и исследовательских проектов.
  • Стажерская проба:

Образовательный квест. Место проведения: Петергофский парково-дворцовый ансамбль.

 

 

 

 

 

 

4

 

2.3

  • Формирование у стажеров понимания места, роли и значения рефлексивных процедур, самопознания и самооценки, способствование развитию рефлексивных навыков.
  1.  Оценочное событие (виртуальный формат): Использование облачных технологий для оценивания результатов. Оценочное событие “ Анализ образовательного события, рефлексия”.

 

 

 

2

3

Межпредметные погружения.    

1

 

5

2

3.1

Педагогическая мастерская: ”Образовательный туризм – образование вне школы”.

1

 

 

 

 

 

3.2

Включение стажеров в реальную практическую деятельность по созданию образовательных событий как инновационной формы организации образовательного процесса:

 

 

 

  1. Погружение стажеров в образовательную среду для развития навыков тьютора и модератора.
  2. Стажерская проба: решение НооГеновской задачи;

межпредметное погружение (математика+физика или математика+другие предметы, в зависимости от предпочтений стажеров)

Стажерская проба: полигон измерений, совместное участие стажеров в роли экспертов с разновозрастными командами учащихся на территории г.Сосновый Бор.

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

2

 

 

3.3

Самооценка стажерами собственных результатов. Разработка оценочного листа.

 

 

 

1

3.4

Рефлексивно-аналитический семинар: ”Анализ эффектов и результатов

 

 

 

стажировки”.

 

 

 

1

 

 

Итого:

 

2

4

13

5

 

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажеров

Внешняя оценка результатов работы стажеров будет осуществляться посредством наблюдения. На итоговом семинаре каждый участник может получить внешнюю оценку в форме ”Две звезды, одно пожелание”. У стажеров появится возможность получения внешней экспертной оценки от специалистов: Подходовой Н.С. ),Кучурина В.В. (кандидата исторических наук, декана факультета менеджмента, на основе практических результатов стажерских проб в виде эссе, презентаций, проектов ОС, размещённых на сайте МБОУ ”СОШ № 9 им. В.И.Некрасова”.

Самооценивание стажерами собственных результатов

Самооценивание стажерами собственных результатов будет проводиться в виде оценки результатов и продуктов проектных проб по оценочному листу. Форма и содержание оценочного листа будут спроектированы самими стажерами в коллективно-распределенной деятельности. Рефлексиядеятельности стажера будет отражаться в ежедневном дневнике стажировки, размещённом на сайте школы.