Авторская программа стажировки «Личностно-ориентированные технологии как ресурс проектирования и реализации образовательного события. Эффективное применение личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства, обеспечивающих единый процесс социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Андрейчик Наталья Владимировна, Зеленогорск
  2. Ахтямова Марина Наилевна, Снежинск
  3. Белякова Татьяна Витальевна, Полярные Зори
  4. Головачева Ольга Васильевна, Заречный ЗАТО
  5. Кривенко Лариса Валерьевна, Лесной
  6. Криволуцкая Ольга Николаевна, Зеленогорск
  7. Кругликова Юлия Михайловна, Зеленогорск
  8. Кувшинова Татьяна Сергеевна, Полярные Зори
  9. Обручева Эльвира Геннадьевна, Лесной
  10. Орлова Татьяна Юрьевна, Полярные Зори
  11. Сансядло Нина Васильевна, Лесной
  12. Тимошенко Татьяна Николаевна, Зеленогорск
  13. Федоренко Наталья Сергеевна, Полярные Зори
  14. Херенская Светлана Александровна, Заречный ЗАТО
  15. Шахпазян Галина Львовна, Полярные Зори

 

1. Информационный блок программы.

  1. ФИО разработчика: Казарина Наталья Анатольевна
  2. Название программы: Личностно-ориентированные технологии как ресурс проектирования и реализации образовательного события. Эффективное применение личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства, обеспечивающих единый процесс социализации-индивидуализации  ребенка, развитие его способностей
  3. Цель программы: Развитие у стажеров практической готовности проектировать и реализовывать образовательные события, опираясь на личностно-ориентированные технологии.
  4. Задачи программы:

 — развивать у стажеров профессионально – педагогические компетенции, обеспечивающих реализацию принципов личностно-ориентированных технологий в соответствии с ФГОС ДО

— формировать у стажеров положительную мотивацию и комплекс практических умений, необходимых для проектирования и реализации образовательных событий, обеспечивающих развитие инициативы и игровой деятельности дошкольников

— апробировать на практике стажерами освоенных технологий: спроектировать и реализовать образовательные события.

5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

 «…создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности…»

ФГОС ДО.

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:

  • содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
  • желание сделать жизнь детей более интересной;
  • формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

Исходя из этого, я отметила для себя эффективность личностно-ориентированных технологий в  проектировании и реализации образовательных событий, обеспечивающих поддержку и развитие игровой деятельности дошкольников, инициативы.

Моделирование образовательного развивающего пространства нового уровня должно обеспечивать сознательную, целенаправленную, систематически и взаимодополняющую деятельность педагогов, детей, родителей, направленную на всестороннее развитие ребенка, включающее такие структурные компоненты как самоопределение, самопознание, самореализацию и саморазвитие. Целью данного моделирования является организация такого образовательного развивающего пространства, в котором будут формироваться индивидуально-психологические и специальные способности детей. Кроме того  моделирование образовательного пространства предполагает организацию деятельности дошкольников в событийном формате, что позволяет наиболее полно проявить ребенку личностные компетенции, быть реальным субъектом собственного развития, проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя в характерной для этого возраста деятельности, а именно в игре. Этого позволяют достичь личностно-ориентированные технологии, так как ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Стажеры получат возможность проектирования и реализации образовательных событий, внутри принципиально нового образовательного развивающего пространства; установят взаимосвязи компонентов такого пространства: субъектов системы образования, пространственно-предметной, социально-контактной и информационной.

Суть моделирования образовательного пространства с применением личностно-ориентированных технологий заключается в позиционировании ребенка как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, в общество, возникновение самосознания. Моя задача состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка, тем самым достигая искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированного подхода. Реализовать эти идеи помогает событийный формат образовательного процесса.

Реализуя, личностно-ориентированные технологии необходимо придерживаться шести стратегических принципов:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление к проявлению и развитию природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и содействие его дальнейшему развитию.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общении и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в детском саду. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в образовательно-воспитательном процессе.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы малыш жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательно-воспитательного процесса.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определить и развивать индивидуальные особенности детей и уникальность группы в целом. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

Принцип доверия и поддержки предполагает решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру образовательно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Реализация данных принципов предполагает «через-себя-понимание», создание единого развивающего образовательного пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми — организацию образовательных событий, включающих в первую очередь игровое взаимодействие, дискуссии, диалоги, совместные наблюдения и эксперименты. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют следующие методы и приемы: диалоги, дискуссии, наблюдения и эксперименты, игровые, рефлексивные, групповые, презентативные, исследовательские, поисковые методики, а так же метод проектов и проблемного обучения.

В рамках личностно-ориентированных технологий применяю такие направления:

Гуманно-личностные технологии  для оказания помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения, осуществления индивидуального подхода.     

Технология сотрудничества для реализации партнерских взаимоотношений «Взрослый — ребенок» и создания условий развивающей среды. Совместного определения разнообразной творческой деятельности.

Исследовательская технология для внедрения модели «обучение через открытие».

Имитационного моделирования (игровая) для поиска путей решения жизненно важных затруднений путем их моделирования в образовательном пространстве.

Деятельностная, для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности и способности проектировать предстоящую деятельность.

Рефлексивная для осознания ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. В своей практике я определила и использую такую интегральную технологию, как технология моделирования образовательного пространства.

Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:

— разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;

— организуются групповые образовательные события на основе  имитационно-ролевых игр;

— новый материал конструируется для реализации исследовательского метода, в ходе которого осуществляется деятельностный подход.

В организации развивающего образовательного пространства, основанного на личностно-ориентированных технологиях необходимо учитывать  следующие особенности:

— оценка и необходимая коррекция психологических состояний всех участников образовательного процесса; (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);

— поддержка высокого уровня мотивации во взаимодействии с использованием приёма смещения мотива на цель;

— выявление и применение субъектного опыта по предложенной теме;

— использование различных сенсорных каналов для осуществления эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса;

— построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;

— отказ от фронтальной работы как основной формы образовательной деятельности и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;

— гендерный аспект в организации различных форм работы; в подборе методов и приёмов образовательно-воспитательного процесса;

— положительная установка на успех и получение результата деятельности; создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;

— системная рефлексия для ориентирования на последующую работу.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии являются на сегодняшний день одними из наиболее подходящих для всестороннего развития личности в процессе образования детей дошкольного возраста и максимально отвечающих требованиям ФГОС ДО.

Предлагаемая программа стажировки позволит слушателям, опираясь на имеющийся практический опыт, включиться в активную практическую работу по развитию и  совершенствованию  развивающего образовательного пространства среды в соответствии с ФГОС ДО; научиться проектировать и реализовывать образовательные события, направленные на поддержку детской инициативы и развитие игровой деятельности.

Для реализации программы стажировки автор располагает необходимым набором методических и дидактических разработок.

2. Содержательный блок программы.

  1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки:

— Помещения для реализации программы стажировки: ресурсно-методический центр, центр коррекционно-психологической помощи, музыкальный, физкультурный залы, 11 групповых помещений;

— Мультимедийное оборудование: 2 проектора, 1 переносной экран на штативе, 1 статичный экран, различная аудио, видео и фотоаппаратура и оргтехника, оснащение персональными компьютерами, с выходом в Интернет со скоростью до 1 Мбит/с;

— Учебно-методический комплект: авторские оценочные карты для проведения экспертизы образовательного пространства, экспертные карты образовательного события, на наличие личностно-ориентированного взаимодействия; видеофильм с фрагментами образовательных событий;

— Дневники стажеров, содержащие информационные и раздаточные материалы, раскрывающие содержательные и рефлексивные материалы стажировки.

2. Программа стажировки.

Программа стажировки включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа. ориентирована на воспитателей, старших воспитателей, специалистов и административных работников дошкольного образования.

В ходе обучения слушатели разрабатывают модель образовательного пространства, проектируют и реализуют образовательные события в нем, с применением личностно-ориентированных технологий, которые направлены на социализацию и индивидуализацию ребёнка, и развитие его способностей.

Модуль №1. «Самоопределение слушателей стажировки как субъектов развивающего образовательного пространства посредством погружения в образовательное событие, спроектированного на основе личностно-ориентированных технологий» (8 часов)
Понятийные задачи:

Погружение в психолого-педагогические основания личностно-ориентированных технологий.

Формирование понятийной картины «образовательное событие как отражение взаимосвязей многокомпонентного развивающего образовательного пространства в соответствии с ФГОС ДО».

Определение ключевых компонентов и этапов организации образовательных событий с учетом личностно-ориентированных технологий.

Практические задачи:

Освоение на практике методов личностно-ориентированных технологий в процессе образовательного события «Интерактивная игровая лаборатория».

Обсуждение с помощью методов «мозговой штурм», «дебаты», ПОПС-формулы эффективности личностно-ориентированных технологий в проектировании и реализации образовательных событий.

Экспертная оценка образовательных событий по разработанным картам.

Рефлексивный анализ и оценка: самооценивание с помощью графика, разработанного автором стажировки; выявление реального опыта с помощью формулы ХИМС; размещение экспертных карт анализа образовательных событий на сайте; выбор форм и направлений прохождения стажировки.
Модуль №2. «Личностно-ориентированные технологии как ресурс проектирования и реализации образовательных событий, обеспечивающий социализацию-индивидуализацию ребенка, развитие его способностей» (10,5 часов).
Понятийные задачи:

Ознакомление с концептуальными основами применяемой технологии;

Погружение в технологию:

— методы и приемы личностно-ориентированного взаимодействия -катализатор инициативности ребенка и  формирования его активности;

— технология моделирования образовательного пространства  как способ организации образовательных событий.

Практические задачи:

Разработка и анализ модели образовательного пространства как качественной компоненты развития личности ребенка. Методы: кейс-метод, синквейн.

Деловая игра: «Личностно-ориентированное взаимодействие – гарант развития инициативы ребенка». Методы: банк идей, лаборатория игры.

Разработка оценочной карты образовательного события.

Погружение стажеров в образовательное развивающее пространство ДОУ с целью установления личностно-ориентированного взаимодействия всех участников стажерской площадки.

Рефлексивный контроль и оценка: отражение эффективности работы в образовательном пространстве ДОУ на мониторинг-экране; оценка профессиональных действий стажеров с учетом интернет голосования.
Модуль №3. «Событийность образовательного процесса, как результат эффективности личностно-ориентированных технологий в организации игровой деятельности дошкольников».  (5,5 часов)
Понятийные задачи:

Формирование представлений о личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного пространства в игровой деятельности дошкольников;

Расширение представлений о возможностях личностно-ориентированных технологий в проектировании и реализации образовательных событий;

Идеальная модель образовательного развивающего пространства – гарант развития инициативности и игровой деятельности дошкольника.

Практические задачи:

Освоение личностно-ориентированной модели взаимодействия в игровой деятельности с акцентом на индивидуализацию ребенка, развитие его способностей;

Проектирование стажерами образовательных событий средствами личностно-ориентированных технологий;

Проживание участниками стажировки образовательного события в роли модератора, фасилитатора, медиатора, тьютора по самостоятельному выбору.

Рефлексивный контроль и оценка: презентация результатов работы групп; интернет-голосование по итогам работы в микро группах; заполнение анкеты «Результаты приращения профессиональных компетенций».

3. Учебный план стажировки:

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
1. МОДУЛЬ 1. «Самоопределение слушателей стажировки как субъектов развивающего образовательного пространства посредством погружения в образовательное событие, спроектированного на основе личностно-ориентированных технологий»
1.1.                  Тема 1. «Определение собственных дефицитов и личностно значимых целей в способности  проектирования и реализации образовательных событий средствами личностно-ориентированных технологий»   0,5   0,5
1.2. Тема 2. «Погружение в психолого-педагогические основания личностно-ориентированных технологий через проживание образовательного события». «Интерактивная игровая лаборатория».   0,5 0,5 0,5
1.3. Тема 3. «Роль личностно-ориентированных технологий в создании многокомпонентного развивающего образовательного пространства ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО»   0,5 0,5    
1.4. Тема 4. «Образовательное событие как отражение взаимосвязей многокомпонентного развивающего образовательного пространства» 0,5 0,5    
1.5. Тема 5. «Определение ключевых компонентов и этапов организации образовательных событий с учетом личностно-ориентированных технологий».   0,5  

0,5           

 
1.6. Тема 6. «Экспертиза и анализ эффективности личностно-ориентированных технологий в проектировании и реализации образовательных событий с позиции требований ФГОС ДО»   0,5 0,5 0,5
1.7. Тема 7. «Рефлексия первого дня. Выбор форм и направления прохождения стажировки»     0,5 0,5
2. МОДУЛЬ 2. «Личностно-ориентированные технологии как ресурс проектирования и реализации образовательных событий, обеспечивающих социализацию-индивидуализацию ребенка, развитие его способностей»
2.1. Тема 1. «Алгоритм проектирования образовательного события с применением личностно-ориентированных технологий»   0,5 0,5  
2.2. Тема 2. «Разработка возможных ситуаций развития образовательного события, для реализации идей личностно-ориентированного взаимодействия».   1    
2.3. Тема 3. «Методы и приемы личностно-ориентированного взаимодействия -катализатор инициативности ребенка и  формирования его активности»       0,5 1  
2.4. Тема 4. «Технология моделирования образовательного пространства  как фактор проектирования и реализации образовательных событий» 0,5 0,5 0,5  
2.5. Тема 5. «Разработка и анализ модели образовательного пространства как качественной компоненты развития личности ребенка»     0,5 0,5
2.6. Тема 6. «Личностно-ориентированное взаимодействие – гарант развития инициативы ребенка. Планирование образовательной деятельности с учетом индивидуальных маршрутов развития детей»   0,5 1  
2.7. Тема 7.  «Разработка оценочной карты образовательного события»     0,5  
2.8. Тема 8. «Личностно-ориентированные технологии как средство формирования активности ребенка в игровой, конструктивной, творческой, исследовательской и других видах деятельности»   1 1 0,5
3. МОДУЛЬ 3. «Событийность образовательного процесса, как результат эффективности личностно-ориентированных технологий в организации игровой деятельности дошкольников»
3.1. Тема 1. «Освоение личностно-ориентированной модели взаимодействия в игровой деятельности с акцентом на индивидуализацию ребенка, развитие его способностей»   0,5 0,5  
3.2. Тема 2. «Идеальная модель образовательного развивающего пространства – гарант развития инициативности и игровой деятельности дошкольника»   1 0,5  
3.3. Тема 3. «Проектирование стажерами образовательных событий с учетом принципов личностно-ориентированных технологий»     1 0,5
3.4. Тема 4. Проживание участниками стажировки образовательного события в роли модератора, фасилитатора, медиатора, тьютора по самостоятельному выбору.     1  
3.5. Итоговая рефлексия выполнения программы стажировки       0,5
Всего: 1,5 8,5 10 4
Итого: 24

3. Способы оценки результатов стажировки.

  1. Внешняя оценка результатов стажеров (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки (баллы, результаты Интернет-голосований, рецензии на созданные материалы и т.п.)

Разработанные в рамках стажировки проекты  развивающих образовательных пространств будут размещены на сайте стажерской площадки. Внешняя оценка результатов деятельности стажеров будет возможна, благодаря организации работы Интернет-форума, в котором будет организована перекрестная оценка разработанных материалов стажерами по заранее разработанной критериальной шкале, либо по шкале разработанной самими стажерами. В оценивании посредством Интернет-голосования смогут принять участие коллеги стажеров, педагоги образовательных учреждений.

Руководитель стажировки оценивает по той же шкале каждого участника и дает рецензию.

2. Самооценивание стажерами собственных результатов (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки). 

Стажерам будет предложено:

1) Оценить разработанные материалы по разработанной критериальной шкале.

2) Заполнить анкету самооценки обучения по программе, подготовленную автором стажировки.

3) Принять участие в итоговой рефлексии, ответив на вопросы:

  1. Что Вы ожидали от стажировки и что получили?
  2. В чем Вы видите собственное приращение как педагога? Какие навыки Вы получили и как они помогут Вам в дальнейшей педагогической деятельности?
  3. Что Вам более всего удалось?
  4. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые Вы испытывали во время обучения? Какими способами Вы их преодолевали или предполагаете преодолевать? Какова была роль этих проблем в вашем самосовершенствовании?
  5. Мои замечания и предложения:

— себе по дальнейшей работе в освоении личностно-ориентированных технологий;

— коллегам по стажировке;

— автору стажировки.