Конкурс инженерного творчества «По следам Жюля Верна»

  Положение мероприятия «По следам Жюля Верна» 

Общие положения.

  1. Настоящее Положение определяет цели и задачи конкурса инженерного творчества «По следам Жюля Верна», порядок его организации и проведения, подведения итогов и награждения победителей.
  2. Конкурс инженерного творчества «По следам Жюля Верна» (далее – Конкурс) ориентирован на развитие инициативы, интеллектуальной, творческой и учебно-познавательной активности учащихся 5-11 классов образовательных организаций городов-участников проекта «Школа Росатома», занимающихся техническим творчеством, изобретательской и рационализаторской деятельностью.
  3. Организаторы Конкурса: проект «Школа Росатома»; Администрация ЗАТО г. Железногорск; учреждения ЗАТО Железногорск (МКУ «Управление образования», МБУ ДО «Станция юных техников», МАОУ «Лицей №102»).
  4. Соорганизаторы Конкурса: Ресурсный центр 3D моделирования «Точка»; КРИТБИ.
  5. Мероприятие проводится по двум отдельным направлениям:
    • конструирование с помощью 3D-принтера, предполагающее использование 3D-принтера для изготовления всех деталей движущегося инженерного объекта и предшествующее этому изготовлению создание прототипов деталей;
    • изготовление инженерных кинетических инсталляций, предполагающее создание цепочки движущихся объектов, запускающих движение друг друга по принципу домино.

 

Цель и задачи конкурса.

Цель конкурса:

  • создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки детей, занимающихся техническим творчеством, изобретательской и рационализаторской деятельностью, обеспечение их самореализации и профессионального самоопределения.

Задачи конкурса:

  • привлечение детей к занятию техническим творчеством, изобретательской и рационализаторской деятельностью, поддержка детей, успешно проявляющих себя в этих направлениях деятельности;
  • формирование инженерного мышления подрастающего поколения и развитие проектной культуры детей в сфере технического творчества, изобретательской и рационализаторской деятельности;
  • содействие популяризации и пропаганде естественнонаучных знаний;
  • развитие коммуникативных компетенций подростков;
  • укрепление творческих связей образовательных организаций (коллективов) городов расположения предприятий Госкорпорации «Росатом».

 

Участники конкурса.

  • Участники конкурса – учащиеся 5-11 классов городов-участников проекта «Школа Росатома» (см. Приложение 1).
  • Пол участников конкурса не имеет значения.
  • К участию в конкурсе приглашаются учащиеся, представляющие государственные, муниципальные, негосударственные общеобразовательные организации или организации дополнительного образования детей, находящиеся на территории городов-участников проекта «Школа Росатома».
  • Участники конкурса разделяются на две возрастные группы:
  • учащиеся 5-8 классов (направление «Изготовление инженерных кинетических инсталляций»);
  • учащиеся 9-11 классов (направление «Конструирование с помощью 3D-принтера»).
  • К участию приглашаются команды, состоящие из 2-х человек, соответствующих требованиям п.3.1 – 3.4 настоящего положения.

 

Сроки проведения конкурса.

Сроки проведения конкурса: ноябрь 2017 года – февраль 2018 года.

Этапы конкурса:

  • подача заявок на конкурс: 30 ноября – 14 декабря 2017 г.;
  • заочный (дистанционный) этап: 18 декабря 2017 г. – 19 января 2018 г.;
  • муниципальный этап: 20 – 28 января 2018 г.;
  • финальный (очный) этап: 26 – 28 февраля 2018 года.

 

Описание идеи конкурса.

«Что бы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал, всё это всегда будет ниже действительных возможностей человека. Придёт время, когда наука опередит фантазию», — уверял Жюль Верн современников.

Жюль Верн слывёт не только одним из основателей фантастики, но и писателем, который, как никто другой, умел предугадывать будущее и направление развития технологий. Действительно, не много найдётся авторов, которые сделали бы столько для популяризации науки и прогресса, сколько сделал великий француз. Сегодня, в XXI веке, мы можем судить, насколько часто он оказывался прав. Жюля Верна по праву можно назвать истинным предсказателем развития науки и техники. Секрет прозорливости писателя заключался в его необыкновенной любознательности — его интересовало буквально все, все что касалось новейших машин, инженерных разработок и изобретений. Замечательные сочинения французского писателя имели для многих поколений людей важный познавательный и воспитательный эффект. Так, в одной из фраз, высказанной фантастом в романе «Вокруг Луны» относительно падения снаряда на лунную поверхность, была заключена идея реактивного движения в пустоте, идея, впоследствии развитая в теориях К. Э. Циолковского. Неудивительно, что основоположник космонавтики не раз повторял: «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюлем Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».

Французский мастер не столько фантазировал, сколько звал за горизонт, показывал удивительное будущее, наполненное необыкновенными машинами, способными летать в космос, уходить глубоко под воду и в землю.

Организаторы конкурса предлагают участникам «заразиться» идеями великого фантаста и погрузиться в атмосферу модного направления творчества – стимпанка. Мир стимпанка содержит несколько характерных признаков, благодаря которым его достаточно легко опознать или же создать. Базовый элемент этой культуры – техника в самых разных своих проявлениях. Фантастические идеи и соответствующий стимпанку антураж будет будоражить сознание детей-участников конкурса, призывать их раскрывать в себе научные и технические способности, пробовать себя в роли проектировщика и создателя неведомых машин и инженерных объектов.

 

Правила участия в этапах конкурса.

  • Заявки на участие в конкурсе по двум номинациям принимаются только муниципальными координаторами проекта «Школа Росатома» в городах-участниках. Форма заявки представлена в Приложении 2 настоящего Положения. Контакты муниципальных координаторов (ФИО и электронная почта) представлены на сайте проекта «Школа Росатома»: http://rosatomschool.ru/koordinatory/.
  • Муниципальные координаторы проекта «Школа Росатома» принимают заявки на участие в период с 0.00 (время московское) 30 ноября до 23.59 (время московское) 14 декабря 2017 года.
  • Муниципальный координатор города-участника проекта «Школа Росатома» подтверждает регистрацию каждой заявки по электронной почте участника.
  • Муниципальные координаторы формируют сводный список заявителей на участие в конкурсе по двум номинациям. До 12.00 (время московское) 15 декабря 2017 года сводный список заявителей от города муниципальные координаторы направляют на адрес электронной почты jvern2018@yandex.ru.
  • Организаторы Конкурса ответным письмом подтверждают регистрацию сводного списка заявителей города-участника.
  • Общие списки всех участников конкурса будут опубликованы на официальном сайте проекта «Школа Росатома» www.rosatomschool.ru, на сайте образовательной сети ЗАТО г.Железногорск и на станице социальной сети ВКонтакте.
  • 18 декабря 2017 г. каждому участнику будут направлены общие рекомендации по участию в конкурсе на адрес электронной почты, с которого была подана заявка.
  • На заочном (дистанционном) этапе конкурса участникам будет предложен он-лайн курс лекций, консультаций, мастер-классов и лайфаков по изготовлению кинетических инсталляций и конструированию с помощью 3D-принтера. 
  • На муниципальном этапе конкурса команды-участницы должны будут спроектировать и описать будущую кинетическую модель (инсталляцию) согласно конкурсному заданию и требованиям к создаваемым инсталляциям или создать конструкцию с помощью 3D-принтера (в зависимости от того, в каком направлении (или какой возрастной группе) была подана заявка). Конкурсные задания будут переданы в муниципалитеты не позднее, чем за 10 дней до проведения муниципального этапа Конкурса.
  • Не более двух лучших команд по итогам муниципального этапа в каждом направлении (возрастной категории) будут отобраны членами муниципального жюри и рекомендованы для участия в финальном этапе конкурса. Видеоматериалы, представляющие результаты работы команд, рекомендованных муниципальным жюри для прохождения в финальный этап конкурса, должны быть размещены на видеохостинге YouTube и ссылки направлены по электронной почте (вместе с другими материалами, состав которых будет оговариваться в заданиях муниципального этапа конкурса) организаторам Конкурса для дальнейшего отбора участников финального этапа Конкурса.
  • Для участия в очном этапе конкурса приглашаются команды участников, прошедшие дополнительный отбор среди победителей муниципальных этапов конкурса (в общей сложности не более 30 детей, не проживающих в г. Железногорске).
  • На очном этапе конкурса финалистам предстоит решить проблемную ситуацию, смоделированную организаторами в игровой форме, вдохновленную идеями Жюля Верна.

 

Награждение победителей и призеров конкурса.

  • Победители и призеры финального этапа Конкурса награждаются дипломами и ценными призами.
  • Участники, занявшие 1 место, признаются победителями конкурса. Участники, занявшие 2 и 3 места, признаются призерами конкурса.
  • Участники очного тура, не ставшие победителями или призерами, получают Диплом финалиста конкурса и поощрительный приз.
  • Победители Конкурса получают возможность участия в конкурсном отборе на право участия в отраслевой смене для одаренных детей городов Росатома.

 

4 декабря 2017