Конкурс инженерного творчества «По следам Жюля Верна»

  Положение мероприятия «По следам Жюля Верна» 

 

26-28 февраля 2018 года в г.Железногорске Красноярского края состоялся очный этап Конкурса инженерного творчества «По следам Жюля Верна», в котором приняли участие 42 школьника из десяти городов-участников проекта «Школа Росатома»: Десногорска, Димитровграда, Железногорска, Заречного Пензенской области, Заречного Свердловской области, Зеленогорска, Лесного, Новоуральска, Сарова, Северска. Прежде чем попасть на финал конкурса, участникам необходимо было, изучив материалы видео-лекций и выполнив учебные задания, принять участие в муниципальном этапе. В общей сложности 131 команда по направлению «Изготовление инженерных кинетических инсталляций» и 56 команд по направлению «Конструирование с помощью 3D-принтера» представили на суд муниципального жюри конкурса свои инженерные конструкции и кинетические инсталляции. В каждом городе были определены по две лучшие команды в каждом из направлений. Но в финале смогли принять участие только самые лучшие, прошедшие дополнительный отбор. В течение трех февральских дней команды вновь выполняли инженерные задания, демонстрируя имеющиеся знания и умения, получая новый опыт разработки, проектирования и конструирования действующих механических конструкций.

Вот, как это было.

День первый. 26 февраля 2018 года.

Первый день был посвящен знакомству: знакомству с городом, с площадками проведения конкурсных испытаний (Станция юных техников и Лицей №102 имени академика Михаила Фёдоровича Решетнёва), задачными ситуациями конкурсных заданий, участников друг с другом.

Сразу после завтрака участники по направлению «Конструирование с помощью 3D-принтера» (учащиеся 9-11 классов) со своими педагогами отправились на экскурсию в Центр космической связи «Железногорск» и узнали, как осуществляется управление спутниками, обеспечивающими трансляцию общероссийских цифровых телерадиопрограмм на территорию Дальнего Востока и Сибири и работу каналов спутниковой связи. Экскурсия была интересной и познавательной, а один из ее участников заявил, что теперь точно знает, где хочет работать после окончания школы и обучения в вузе.

В это время участники конкурса по направлению «Изготовление инженерных кинетических инсталляций» после небольшой интерактивной экскурсии по Станции юных техников (во время которой можно было узнать о направлениях работы СЮТ, запустить модель корабля в учебном бассейне, принять участие в гонках трассовых автомоделей, выполнить задачу, управляя легороботом через сотовый телефон, посетить лабораторию Центра молодежного инновационного творчества) на специальном мастер-классе изготовили из пластиковых бутылок, скотча, пластилина и картона ракеты с водяным двигателем. В запуске ракет приняли участие ребята обеих возрастных категорий. Под громкие крики зрителей ракеты взмывали в воздух, движимые сжатым воздухом и выбрасываемой из «сопла» водой. Все старты ракет прошли успешно, и, конечно, победила дружба и любовь ребят к инженерному творчеству!

В символике конкурса, художественном оформлении текстов, костюмов участников конкурса «По следам Жюля Верна» использовался так называемый стиль «стимпанк». Всем участникам очного этапа представилась возможность по своему вкусу украсить элемент костюма – галстук «бабочку», в стиле стимпанк с помощью стилизованных шестеренок разной формы, диаметра и цвета.

После обеда состоялось торжественное открытие очного этапа Конкурса инженерного творчества «По следам Жюля Верна». Участников конкурса и зрителей приветствовал сам Жюль Верн, материализовавшийся с помощью «машины времени». Он пожелал юным инженерам и конструкторам творческого вдохновения и удачи в конкурсных испытаниях, а также объявил дополнительный конкурс – конкурс селфи с Жюлем Верном и всем, что связано с ним и конкурсом инженерного творчества. Забегая вперед, скажем, что по итогам трех дней были определены два самых активных и креативных участника селфи-конкурса.

Сразу после открытия очного этапа его участники познакомились с конкурсными заданиями. «Добыча ресурсов» – так назывался первый этап конкурсного испытания для участников по направлению «Изготовление инженерных кинетических инсталляций». Ребятам были продемонстрированы готовые начало и конец кинетической инсталляции. В течение второго и части третьего дня очного этапа командам предстояло изготовить среднюю часть кинетической инсталляции таким образом, чтобы после быстрого монтажа вся конструкция работала как единое целое. Для выполнения поставленной задачи всем командам были предоставлены панели – основа для кинетической инсталляции и базовый набор материалов: трубки разного диаметра и длины, рейки, шарики, шпагаты, шурупы, скотч и т.д. (в общей сложности более 50 наименований деталей). А чтобы кинетическая инсталляция стала по-своему уникальной, каждая команда могла, приняв участие в квесте, заработать условные денежные единицы «JV», на которые можно приобрести дополнительные материалы, например, воздушный шарик, машинку или набор домино. Задания квеста были связаны с произведениями идейного вдохновителя конкурса – Жюля Верна. Финалисты конкурса решали логические задачи, головоломки, собирали конструкции по схемам, разгадывали шифры.

Тем временем участники конкурса старшей возрастной категории прошли инструктаж по работе с 3D-принтером, приняли участие в мастер-классе по изготовлению и применению гидравлических поршней и познакомились с конкурсной задачей. Имея в распоряжении компьютер, 3D-принтер и ограниченный набор мелких предметов (скрепки, 1 воздушный шарик, зубочистки, шпагат длиной 1,5 м, 1 трубочка для коктейля, 1 магнит, 8 шприцев, силиконовый шланг длиной 2м, клей) участникам предстояло спроектировать и изготовить с помощью 3D-принтера механическую конструкцию, способную достать из условного жерла вулкана «клад» (батарейку CR 2032 Lithium Cell) и переместить ее на «плато» – лист бумаги формата А3. При этом конструкция должна перемещать груз без использования источников электрического питания и горючих смесей. При перемещении «клада» можно использовать предметы только из перечисленного выше списка. Все детали механической конструкции, за исключением ограниченного набора мелких предметов, должны быть распечатаны на 3D-принтере. Непосредственное перемещение «клада» может осуществляться только с помощью пульта управления, принцип действия которого основан на гидравлике.

Завершился день состязаниями финалистов конкурса в «Интеллект-клубе». Объединенные в команды случайным образом, юные инженеры и конструкторы выполняли задания из области математики, физики, химии, истории, литературы, английского языка, музыки. Благодаря продуктивному командному взаимодействию по решению проблемных или занимательных задач ребята из разных городов уже в первый конкурсный день смогли не просто познакомиться, но даже подружиться. Так закончился первый конкурсный день. Ребята, усталые и довольные отправились отдыхать.

День второй. 27 февраля 2018 года.

Второй день очного этапа Конкурса инженерного творчества «По следам Жюля Верна» был полностью посвящен проектированию, моделированию, конструированию кинетических инсталляций и инженерных конструкций, их сборке и испытаниям. Участники конкурса погрузились в атмосферу креативного и продуктивного творчества.

Для юных конструкторов по направлению «Изготовление инженерных кинетических инсталляций» день начался с этапа заработка и торговли. На заработанные в предыдущий день условные денежные единицы «JV» ребята на «рынке» приобретали детали и материалы в дополнение к базовому набору. А излишки или не очень нужные детали можно было обменять у товарищей из других команд на более нужные конструктивные элементы. После этого участники дружно приступили к проектированию кинетических инсталляций. Вот где надо было проявить выдумку и изобретательность! Элементы у всех участников примерно одинаковые, но для того, чтобы победить, надо приложить максимум творческой фантазии. На этапе проектирования команды составляли схемы  будущих инсталляций, продумывали спецэффекты и оформление, просчитывали шаги инсталляции (ведь от их количества во многом зависело количество полученных итоговых баллов). Но мало придумать, надо еще и воплотить задуманное! Монтаж кинетических инсталляций происходил в лабораториях. Каждой команде был предоставлен минимальный необходимый набор инструментов, а все более сложные манипуляции можно было производить в мастерской, созданной на базе ЦМИТа Станции юных техников. Каких только устройств там не было: токарный, сверлильный, шлифовальный станки, бормашина, «горячая» струна, циркулярная пила и другие технические устройства. С некоторыми инструментами и станками ребята работали впервые. В освоении новых умений им приходили на помощь опытные взрослые – педагоги Станции юных техников. Чтобы добиться успеха, каждая команда должна была проявить слаженность и целеустремленность. Процесс монтажа продлился до самого вечера.

Учебные кабинеты Лицея №102 превратились в настоящие инновационные лаборатории. Воздух звенел от напряжения мысли юных инженеров и работы 3D-принтеров. Сколько же знаний и умений необходимо было применить, чтобы задуманное обрело формы и смысл сначала в техническом рисунке, затем в 3D-модели в специализированной компьютерной программе, и, наконец, воплотилось в реальный объект. Из ограниченного набора мелких предметов (скрепки, зубочистки, воздушный шарик, шпагат, трубочка для коктейля, шприцы, силиконовый шланг) и катушки пластикового шнура на глазах рождались действующие прототипы. Каждая команда имела в своем распоряжении 3D-принтер. Кто-то из участников уверенно работал самостоятельно, прибегая к помощи технического специалиста только в случае сбоя в работе принтера, а кто-то – впервые по-настоящему соприкоснулся с 3D-техникой. Настоящий мастер-класс прошли такие участники конкурса, узнав секреты 3D-печати. И особенно ценно то, что, несмотря на состязательную конкуренцию, более опытные участники конкурса щедро делились своими знаниями с менее опытными. И здесь выиграли и те, и другие, так как приращение в моделировании, конструировании и практическом применении 3D-принтеров получили все! Печать деталей продлилась до 10 часов вечера. И даже ночью в тишине темных кабинетов, когда финалисты уже крепко спали, четыре 3D-принтера продолжали свою работу, освещая творческие лаборатории таинственным синеватым светом.

Участники конкурса по направлению кинетических инсталляций здорово потрудились, ведь пришлось поработать не только интеллектуально, но и физически (пилить, строгать, сверлить, резать). Снять напряжение и усталость помогли спортивные состязания «Игры чемпионов». В смешанных командах ребята выполняли забавные, веселые командные и индивидуальные задания. Каждый получил заряд бодрости, веселого настроения и дружеской поддержки.

День третий. 28 февраля 2018 года.

Третий день конкурса стал самым волнительным и ответственным. Утром в течение полутора-двух часов команды доводили свои изделия до рабочего состояния, готовились к публичному выступлению. Каждая команда по итогам двухдневной работы получила отчуждаемый продукт совместной деятельности – кинетическую инсталляцию или механическую конструкцию, выполняющую заданную инженерную задачу.

Вновь, как на муниципальном этапе конкурса, ребята на публичной защите раскрывали идею своей инженерной конструкции или кинетической инсталляции, описывали ход решения конкурсного задания, возникшие трудности и способы их разрешения, демонстрировали работу конструкции. На публичной презентации присутствовали обучающиеся инженерных и информационно-технологических  классов, педагоги школ, родители.

Строгое, но справедливое жюри, в состав которого входили представители Красноярского государственного педагогического университета, работники градообразующих предприятий г. Железногорска, администрации города, доктора и кандидаты технических наук, очень внимательно слушали конкурсантов, задавали вопросы, обсуждали с конкурсантами возможные пути решения задачи, варианты доработки конструкции.

После окончания публичной защиты на базе Станции юных техников состоялась выставка кинетических инсталляций и прототипов. Участники конкурса смогли познакомиться с работами друг друга, задать интересующие их вопросы. С результатами выполнения конкурсных заданий с огромным удовольствием ознакомились также учащиеся и педагоги школ Железногорска. Некоторые участники публичных выступлений юных конструкторов и посетители выставки, по-настоящему заинтересовавшись результатами работы конкурсантов, решили тоже попробовать свои силы в инженерном творчестве и записаться в кружки технической направленности СЮТа и своих школ. А педагоги полны идей по разработке новых мероприятий для школьников технической и проектно-исследовательской направленности. Тем самым одна из важнейших задач конкурса нашла свое воплощение!

Завершился конкурс торжественным закрытием и церемонией награждения. Все участники вложили много труда в создание кинетических инсталляций и инженерных конструкции, но перед жюри стояла очень трудная и ответственная задача: определить по три лучшие команды в каждом направлении конкурса. Особенно по направлению 3D-конструирования рейтинговая таблица результатов была очень плотная, суммарное количество полученных командами баллов отличались буквально в 1-2 балла.

Итоги конкурса таковы.

По направлению «Изготовление инженерных кинетических инсталляций»:

  • Первое место: команда «Селена» (г.Железногорск) – Уткин Валерий, Скворцов Илья.
  • Второе место: команда «Выше неба» (г.Заречный Пензенской области) — Винокуров Кирилл, Митясов Павел.
  • Третье место: команда «Дети капитана Гранта» (г.Заречный Свердловской области) – Рассказов Арсений, Анохин Валерий.

По направлению «Конструирование с помощью 3-D принтера»:

  • Первое место: команда «Синяя изолента» (г.Зеленогорск) – Елагин Алексей, Преснов Петр.
  • Второе место: команда «Команда 5» (г.Железногорск) – Еремеев Антон, Лейман Владислав.
  • Третье место: команда «37 параллель» (г.Десногорск) – Судакова Александра, Шуткова Мария.

Все участники, призеры и победители конкурса получили ценные призы и дипломы.

Координатор мероприятий в городах-участниках проекта «Школа Росатома» Иван Николаевич Трифонов, подводя итоги Конкурса инженерного творчества, объявил также победителей селфи-конкурса. Ими стали участник конкурса по направлению кинетических инсталляций Марк Маслаков (команда «Инженеры», г.Заречный Свердловской области) и корреспондент электронной газеты проекта «Школа Росатома» – «Rosatom’s COOL» Ирина Дмитриева (г.Железногорск). Ребята получили по коробке железногорских шоколадных конфет и на память о конкурсе очки в стиле стимпанк.

Конкурс инженерного творчества завершен, но участники полны творческих планов, желания включаться в решение проблемных задач, поиска интересных необычных инженерных решений.

Спасибо проекту «Школа Росатома» за великолепную возможность для молодого поколения «атомных» городов расширять границы знаний и умений, проявлять творчество, развиваться, общаться со сверстниками!

 

Фотоальбом Конкурса инженерного творчества «По следам Жюля Верна»

Видеоролики Конкурса инженерного творчества «По следам Жюля Верна»

Видеоролики День 1

 

Видеоролики День 2

  Список финалистов
  Протокол_Результаты очного этапа_3D-конструирование
  Протокол_Результаты очного этапа_Кинетические инсталляции
  3D-конструирование_Участники отборочного этапа
  Кинетические инсталляции_Участники отборочного этапа
  Статистика муниципального этапа

4 декабря 2017