Авторская программа стажировки «Технология критического мышления как способ реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе»

Список участников стажировки:

  1. Акимкина Татьяна Юрьевна, г.Саров
  2. Ветелкина Ольга Александровна, г.Балаково
  3. Власова Людмила Владимировна, г.Нововоронеж
  4. Демина Евгения Викторовна, г.Северск
  5. Иванцова Юлия Сергеевна, г.Новоуральск
  6. Ильина Валентина Станиславовна, г.Саров
  7. Карбовская Анна Александровна, г.Балаково
  8. Козырева Марина Николаевна, г.Саров
  9. Кол Наталья Евгеньевна, г.Нововоронеж
  10. Копченова Алена Олеговна, г.Заречный ЗАТО
  11. Леонова Елена Владимировна, г.Саров
  12. Парфенова Анастасия Сергеевна, г.Саров
  13. Радаева Алена Владимировна, г.Саров
  14. Свиридова Елена Геннадьевна, г.Железногорск
  15. Фоменко Елена Владимировна, г.Саров

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Совершенствование профессиональных компетенций стажеров в области индивидуализации образовательного процесса через освоение технологии критического мышления на основе формирующего оценивания собственных ресурсов и стратегий продвижения.

 

1.2. Задачи программы:

  • рассмотреть тенденции развития профессиональных ролей учителя, реализующего технологии индивидуализации образования;
  • сконструировать образовательную среду и учебные события, допускающие вариативность и позволяющие выстраивать индивидуальные образовательные маршруты учащихся;
  • адаптировать существующий опыт применения технологий критического мышления и личного социального опыта учащегося к собственным педагогическим задачам, индивидуальным образовательным запросам и потребностям обучающихся;
  • разработать согласующиеся с образовательными стандартами учебные активности, которые ставят перед обучающимися реальные жизненные задачи, используя цифровые инструменты и ресурсы для стимулирования познавательной активности и более глубокого обращения к предмету;
  • приобрести практический опыт эффективного использования технологий тьюторства в образовательном процессе для выявления и развития образовательных мотивов и интересов обучающихся;
  • разработать индивидуальные образовательные проекты, основанные на продуктивном социальном и педагогическом опыте стажеров, используя уровни индивидуализации «Выбор-Преобразование-Создание»;
  • составить атлас индивидуальных и групповых ментальных карт образовательной деятельности для осуществления уровневой дифференциации планируемых образовательных результатов программы стажировки.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Ключевые идеи опыта реализации технологии критического мышления при оформлении образовательной инициативы в индивидуальный образовательный проект, строятся на педагогической деятельности тьютора, основанной на принципах индивидуализации.

При выстраивании педагогической деятельности, основанной на принципах индивидуализации, наиболее успешными технологиями видятся: технология критического мышления, которая впоследствии реализуются в индивидуальном или групповом (3 чел.) проекте. Индивидуализация в образовательной деятельности рассматривается как работа с человеком «возможным», то есть создание образовательной среды учителем – тьютором, который предлагает способы выявления реализации и осмысления школьного познавательного интереса на пути к личному результату (проект, продукт).

Условия, которые ведут к особым образовательным результатам, то есть результатам индивидуализации, формируются и реализуются на следующих этапах:

  1. Выработка субъектности по отношению к образованию (поощрение таких качеств, как инициативность, самостоятельность, ответственность);
  2. Формирование рефлексии способов собственного продвижения (уметь корректировать стратегии собственного образовательного движения);
  3. Выявление самоопределения по отношению к будущему и настоящему;
  4. Управление ресурсами собственного образовательного движения.

Таким образом, стажерам предлагается на практике побывать в роли тьютора и в деятельностной роли обучающихся-создателей.

Содержание деятельности учителя-тьютора складывается из проектирования учебного занятия, включающего индивидуальную образовательную программу для каждого обучающегося-деятеля как организационная форма. На этапе проектирования педагогической деятельности, тьютор определяет и анализирует планируемые образовательные результаты, исходя из этого, формулирует цели занятия. Далее тьютор отбирает виды учебной деятельности и конструирует учебные ситуации, используя технологии критического мышления и личного социального опыта учащегося-деятеля. Следующий этап – это осуществление сопровождения индивидуализации в образовании, то есть тьютор, используя индивидуальный образовательный маршрут, как инструмент, сопровождает проектную и исследовательскую деятельность обучающихся. Сопровождение тьютора осуществляется по следующим направлениям:

  1. Работа с образовательными стратегиями и сценариями, где обучающийся – субъект образовательного движения;
  2. Работа по проявлению и деятельностному оформлению субъектной позиции;
  3. Организация приобретения, анализа и рефлексии опыта продуктивных проб (образования, социального взаимодействия) на этапе реализации проекта.

Используя термин «ключевые трансформации», можно объяснить процесс развития компетенций обучающегося-деятеля при взаимодействии с социальной средой. То есть, используя социальный опыт обучающегося, тьютор мотивирует на определенные результаты с возможностью выбора уровня сложности и определением перспективы в учебно-образовательной деятельности. «Ключевые трансформации» – это и есть индивидуализированный процесс от получения информации обучающимся из вне к развитию компетенций для реализации личных возможностей через индивидуальный проект.

Стажерам предлагается общая структура модели использования личного социального опыта обучающихся-деятелей, включает четыре этап:

  1. Дигностико-ориентировочный – тьютор, задавая вопросы по определенной теме или просит составить вопросы обучающихся по заданной теме, анализирует и соотносит объективные и субъективные данные о личном социальном опыте обучающихся с возможностями, предоставляемыми содержанием курса предмета для использования.
  2. Проектировочный – на основе выводов первого этапа, тьютор производит планирование педагогической деятельности, выявляет опорные проблемы, определяет способы достижения образовательных результатов, отталкиваясь от потребностей обучающегося-деятеля.
  3. Процессуальный – тьютор совместно с обучающимися-деятелями осуществляют познавательную деятельность с опорой на опыт обучающихся.
  4. Диагностикокорректировочный – тьютор осуществляет диагностику результатов обучения и на её основе вносит изменения в любой из этапов процесса обучения.

Для оптимального использования личного социального опыта стажеров в образовательном процессе (в соответствии с темой программы), необходимо проведение специальной анкеты, которая поможет выявить опыт использования различных технологий, основанных на принципах индивидуализации.

Следующий этап педагогической деятельности тьютора строится по трем уровням «Выбор-Преобразование-Создание» обучающимся. Стажерам предлагается работа с технологией развития критического мышления. Роли тьютора и обучающегося как субъекта могут меняться, тьютор в позиции помощника, консультанта. Обучающийся в роли как помощника, так и консультанта. Деятельность по технологии развития критического мышления:

  1. Работа на уроке (Выбор):

Вызов

  • Что тебе известно по теме? (индивидуально)
  • Что вам известно по теме? (в парах)
  • Сборка на общей доске всех фактов

Дается установка на проверку гипотез

Осмысление

  • Работа с информационными материалами (справочниками, онлайн ресурсами, учебной литературой)

Фиксация в индивидуальных рабочих листах

Рефлексия

Сверка первоначально заданных гипотез с данными, полученными в ходе фазы «Осмысление», подведение итогов.

Получение разно уровневых заданий. Обучающийся сам выбирает, над чем он будет работать дома, а затем и в классе.

  1. II. Практикум с разно уровневыми заданиями (Преобразование):
  • Разные уровни заданий, основываясь на личном социальном опыте обучающихся
  • Работа с карточками
  • Работа над индивидуальными проектами (можно в парах)
  • Консультация тьютора — по запросу
  • Работа с листами самооценки (рост личностных результатов)

III.Результаты и оценивание по совместно выработанным критериям (Создание):

Основные критерии оценивания- критически оценивает выбранный уровень, осмысленно выбирает направление, самостоятельно тестирует, делает выводы, ответственно принимает решения.

Таким образом, стажеры на практике отработают технологии работы тьютора, выстроенных на принципах индивидуализации, то есть попробуют себя в разных ролях и выстроят свое образовательное движение в педагогической деятельности.

В зависимости от выбранного уровня сложности и режима обучения по тому или иному предмету (углубленный или базовый уровень учебной программы), выстраивается индивидуальный предметный маршрут. На различных этапах реализации индивидуальной образовательной программы возможно привлечение наставников и менторов (имеющих успех в области проектирования или какой-либо другой деятельности).

Используя технологию проектирования, которая органично вливается в индивидуализированный образовательный процесс, тьютор проводит и направляет работу на увеличение самостоятельности обучающихся отталкиваясь от их потребностей. Актуальным можно считать проектную деятельность, которая разбивается на несколько этапов:

  1. Инициация.

Происходит выбор обучающимся проектного задания для реализации или предлагается своя идея.

Основная задача тьютора или эксперта (возможно 2 роли учителя, то есть 2 человека):

Фильтрация идей проектов участников, написание проектных заданий для участников по их идеям. Участие возможно по запросу.

  1. Планирование

Формируется проектная команда обучающихся, готовится и обсуждается план реализации проекта, ресурсы и др. Эксперт (по необходимости): координация команды, советы и помощь в создании документов, планирование траектории реализации проекта исходя из доступных ресурсов. Участие регулярное.

  1. Реализация проекта

Проекта считается реализованным только когда получен продукт и достигнута цель. Задачи эксперта (тьютора) : координация реализации проекта, помощь в решении проблем, помощь в поиске ресурсов (материальных и нематериальных), по необходимости-ликбез по профессиональной области знаний. Формат участи: регулярное.

  1. Фестиваль проектов

Проектные команды представляют результаты на фестивале (класс, школа). Экспертами выступают менторы, наставники (в том числе обучающиеся из других классов, приглашенные из старших классов). В их задачу входит: оценка проектов, обсуждение, предложение идей по улучшению и доработке результатов.

Таким образом, достигается основная цель образовательной деятельности построенной на принципах индивидуализации: самоуправление, целостность, роли вместо должностей, фокус на ценностях.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Формулировка понятийных и практических задач Количество часов Содержание работы
Изучение тенденций развития профессиональных ролей учителя, реализующего технологии, встроенные на принципах индивидуализации. 2 Проблематизация, целеполагание:  Трансформация образцов и моделей деятельности обучающихся (личностно значимые модели) как следствие изменения, определяемые социальной  ситуацией. Рассмотрение изменений в содержании деятельности учителя.

 

Конструирование образовательной среды и учебных событий, допускающие вариативность и позволяющие выстраивать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся 3 Проблематизация, целеполагание: Выявление современной «формулы» проектирования образовательной среды и учебных событий, используя принципы вариативности и индивидуализации. Использование в педагогической деятельности уровневой дифференциации планируемых образовательных результатов.

 

Разработка учебных активностей, ставящих реальные жизненные  задачи, используя цифровые инструменты и ресурсы для стимулирования познавательной активности и более глубокого обращения к предмету. 6 Проблематизация, целеполагание: Разработка учебных активностей в соответствии с образовательными стандартами объединив образовательный и социальный опыт обучающихся в общий контекст деятельности, формируя системное восприятие практических ситуаций, мотивацию для дальнейшего обучения.

Проектирование учебной деятельности как системы учебных задач. Выявление универсальных компетентностей, соответствующих образовательным запросам и потребностям обучающихся.

 

Приобретение практического опыта эффективного использования технологий тьюторства в образовательном процессе для выявления и развития образовательных мотивов и интересов обучающихся. 6 Проблематизация, целеполагание: Проектирование мотивирующей образовательной среды, по принципу «ученик-владелец процесса, учитель-наставник». Выявление основных принципов использования технологий, связанных с релевантностью опыта обучающегося, использование «больших идей».
Разработка индивидуальных образовательных проектов, основанных на продуктивном социальном и педагогическом опыте стажеров, используя уровни индивидуализации «Выбор-Преобразование-Создание» 4 Проблематизация, целеполагание: Используя цифровые технологии для разработки и создания индивидуальных образовательных проектов, адаптируя существующий опыт к собственным задачам, индивидуальным запросами потребностям обучающихся.
Составление атласа индивидуальных и групповых ментальных карт образовательной деятельности для осуществления уровневой дифференциации планируемых образовательных результатов программы стажировки. 3 Проблематизация, целеполагание: Создание и заполнение матрицы «Проектирование уровней индивидуализации» как инструмента анализа и проектирования образовательной практики.

Соотнесение полученных результатов практики с запросами стажеров.

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба       Оценочное

         событие

1. Выявление дефицита знаний, опыта применения технологий, выстроенных на принципах индивидуализации.

Проведение первичной диагностики.

 

  2    
2. Использование  существующего опыта  применения технологий критического мышления для конструирования образовательной среды и учебных событий, учитывая собственные педагогические задачи и возможные индивидуальные запросы и потребности обучающихся. 1 2    
3. Разработка учебных активностей, ставящих реальные жизненные  задачи, используя цифровые инструменты и ресурсы для стимулирования познавательной активности и более глубокого обращения к предмету.   3 1 2
4. Приобретение практического опыта эффективного использования технологий тьюторства в образовательном процессе для выявления и развития образовательных мотивов и интересов обучающихся. (Стажерская проба с обучающимися по запросу).   2 2 2
5. Разработка индивидуальных образовательных проектов, основанных на продуктивном социальном и педагогическом опыте стажеров, используя уровни индивидуализации «Выбор-Преобразование-Создание»   2   2
6. Составление атласа индивидуальных и групповых ментальных карт образовательной деятельности для осуществления уровневой дифференциации планируемых образовательных результатов программы стажировки.   2   1
  Всего 24 часа 1 13 3 7

 

Способы оценки результатов стажировки.

Результат работы стажера признается успешным в том случае, если стажер набирает не менее половины от максимального количества баллов (количественный критерий), половина стажеров признают работу положительной (качественный критерий). Анализируются анкеты на предмет качественной оценки результатов программы стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Форма организации оценки Кем осуществляется оценка Способ фиксации
Анкетирование участников:

Оценка результатов программы стажировки

Стажеры Да/Нет, максимально утвердительных ответов
Отзывы о результатах программы стажировки Стажеры Качественная оценка
Оценка деятельности и результатов деятельности стажеров социальными партнерами   Специалисты МБОУ дополнительного профессионального образования  «Методический центр», представители сетевой школы «Школа Росатома» МБОУ «Гимназия № 2». Оценочный лист
Internet-голосование выложенных индивидуальных образовательных проектов, созданных в процессе стажировки на школьном сайте sc10.edusarov.ru с использованием сервиса Linoit Он-лайн участники, педагоги МБОУ, стажеры, родители Количество  стикеров зеленого цвета (максимальное)

 

Экспертная оценка стажерских проб. Эксперт Е.В.Нехорошева Качественный отзыв

Входная/Выходная анкета с вопросами о целях и задачах, которые ставят перед собой стажеры. Самооценка уровня владения технологией (по 5-балльной шкале).

Отзывы о результатах достижения (или не достижения) поставленных целей, задач, которые были заявлены стажерами.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Форма организации оценки Кем осуществляется оценка Способ фиксации
Анкетирование участников:

Оценка результатов программы стажировки

Стажеры Бальная оценка (5 баллов максимум)
Отзывы о результатах программы стажировки Стажеры Положительный отзыв

Реализация качества прохождения программы определяется динамикой самооценки универсальных компетенций стажера.

Анализ стажировки

С 25 по 27 марта 2019 г. на базе МБОУ Гимназия № 2 (площадка «Open Space») проходила стажировка Королевой Ольги Васильевны, учителя истории и обществознания МБОУ Школа № 10 города Сарова Нижегородской области по программе «Технология критического мышления как способ реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе».

Цель программы: совершенствование профессиональных компетенций стажеров в области индивидуализации образовательного процесса через освоение технологии критического мышления на основе формирующего оценивания собственных ресурсов и стратегий продвижения.

Задачи программы:

  • рассмотреть тенденции развития профессиональных ролей учителя, реализующего технологии индивидуализации образования;
  • сконструировать образовательную среду и учебные события, допускающие вариативность и позволяющие выстраивать индивидуальные образовательные маршруты учащихся;
  • адаптировать существующий опыт применения технологий критического мышления и личного социального опыта учащегося к собственным педагогическим задачам, индивидуальным образовательным запросам и потребностям обучающихся;
  • разработать согласующиеся с образовательными стандартами учебные активности, которые ставят перед обучающимися реальные жизненные задачи, используя цифровые инструменты и ресурсы для стимулирования познавательной активности и более глубокого обращения к предмету;
  • приобрести практический опыт эффективного использования технологий тьюторства в образовательном процессе для выявления и развития образовательных мотивов и интересов обучающихся;
  • разработать индивидуальные образовательные проекты, основанные на продуктивном социальном и педагогическом опыте стажеров, используя уровни индивидуализации «Выбор-Преобразование-Создание»;
  • составить атлас индивидуальных и групповых ментальных карт образовательной деятельности для осуществления уровневой дифференциации планируемых образовательных результатов программы стажировки.

Программа стажировки была построена на принятии «ключевых трансформаций» учителя-тьютора, оценивающего собственные ресурсы и выстраивающего стратегии продвижения в педагогической деятельности. В программе была положена идея сотрудничества взрослого и обучающегося-деятеля для реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе.

Главное условие – критическое оценивание собственных ресурсов и стратегий продвижения стажеров, основываясь на индивидуализированном развитии компетенций стажера и его профессионального и социального опыта за счет развития навыков партнерства, гибкости и самостоятельности в разнообразных видах деятельности (моделирование, проектирование, дискуссия, позиционная экспертиза, самооценка, презентация и т.д.). Личностно-индивидуальное продвижение стажеров на каждом этапе деятельности на всем протяжении программы отражалось в личных дневниках (лист «Моя стажировка» день №), лестнице успеха, выявление целей, задач, ресурсов, достигаемого продукта, которые могли корректироваться в течении дня самими стажерами. Внешняя оценка продвижения стажеров проводилась экспертом Нехорошевой Е.В. и Пуховой С.В. (позиционная экспертиза), а также отражалась в самооценке стажеров (диагностика «Мишень»).

Принцип индивидуализации выражался в праве выбора стажерами партнеров, источника информации, темпа, форм и способов деятельности, где анализ, синтез и интерпретация своих ресурсов и возможностей осуществлялся на основе принятия обоснованных решений, что характерно для критического мышления.

Стажеры осуществляли смысло-поисковую деятельность, проходя через стадии критического мышления: «Вызов-Осмысление-Рефлексия», осознавая в избыточном пространстве границы своего знания и незнания (Диагностика «Технология развития критического мышления», цифровая среда Linoit, моделирование «Учитель 21 века»). Результаты коллективных, групповых и индивидуальных проектов, оценочных событий, самодиагностики оценки критического мышления были доступны для стажеров в ходе всей стажировки (вывешивались на стене), на сайте проекта «Школа Росатома» и социальной сети Твиттер.

Реализуя программу стажировки, постоянно диагностировались потребности стажеров, в зависимости от запросов менялась событийность программы (усиливались проблемные вопросы: Как выявить компетентности учителя 21 века? Как сформировать субъектную позицию у ребенка, если учитель не хочет осуществить разрыв и идти вперед, адаптируясь и меняясь вместе с обучающимся? Почему мечты идут отдельно от педагогической деятельности? Где учитель может находить ресурсную поддержку?). Технология критического мышления как способ реализации принципов индивидуализации присутствовала в каждом моменте стажировки (Корзина идей, древо познания, дискуссия, диспут, моральный выбор, стратегия «Идеал», толстые и тонкие вопросы и т.д.), а так же выражалась в выборе стажерами уровней самостоятельности в различных видах деятельности (проектирование среды Linoit «Бюро путешествий. Саров- особо надежен.», проектирование учебных активностей используя приемы критического мышления, оценочное событие «Мы в деятельности. Моя точка роста», разработка стратегий, направленных на решение проблемы «Кубок Росатома. Достигаемая цель? Что мешает работать на успех?»).

Принцип индивидуализации через технологию критического мышления был реализован в стремлении стажеров самостоятельно расширить границы собственных знаний и умений; продвигаться по собственной траектории с учетом профессиональных интересов, определять личностно-значимые цели, намечать пути их достижения, искать способы решения образовательных задач, опираясь на собственные компетенции, контролировать и оценивать свою деятельность, опираясь на экспертную оценку, не перекладывая ответственность за решение задач на других. Оценивая свое продвижение к цели дня и всей стажировки, диагностика «Мишень» была наглядным проектором «своих достижений», которые смогли присвоить стажеры, своих собственных задач, которые захотелось поставить в дальнейшей педагогической деятельности.

Выбирая форму деятельности («самоучения») на программе: индивидуальная, парная, групповая; разыгрывание ролей, меняясь позициями (обучающийся, педагог, тьютор, родитель), представлении продукта деятельности (по технологии критического мышления), участии в диспуте и моральном лабиринте. Участникам программы были предложены пробы в лабораториях: «Успешным будет каждый», «Компетенции учителя 21 века», разработка учебного занятия с применением технологии критического мышления, основанного на принципах индивидуализации. Работая в группе, каждый стажер дополнительно развивал свои компетенции: учился договариваться, отстаивал свою позицию, учитывая интересы коллектива, конструктивно и быстро разрешал возникающие конфликты, ясно и четко формулировали свои мысли, соотносить желания с потребностями группы, уважительно и доброжелательно относиться к мнению каждого члена группы, не пренебрегать профессиональным опытом коллег, вести диалог с детьми и достигать взаимопонимания. Все стажеры на этапе рефлексии отмечали свою позицию в группе, как настроенную на продуктивную работу, поддержку со стороны коллег (партнерство).

Для определения личностных результатов стажеров с применением технологии критического мышления были созданы условия:

  • вариативность деятельности, само-деятельности;
  • оценивание ресурсов и стратегий продвижения: фиксирование личных и профессиональных дефицитов;
  • инициация: выбор индивидуальной деятельности, профессиональной инициативы.

В качестве основной формы организации работы участников на стажировке выступали образовательные события и стажерские пробы, в рамках которых осуществлялась проблематизация и задавались множественные ситуации развития. Выходом каждого события или пробы являлись модели (кластеры, схемы, ментальные карты, матрицы и другие образовательные продукты), сконструированные участниками в коллективной, групповой и индивидуальной работе. Продукты презентовались, анализировались и оценивались самими участниками стажировки и внешними экспертами. Позиционная экспертиза послужила толчком в формировании личностно-индивидуального продвижения стажеров в течении трех дней программы.

На стажерской пробе стажеры проектировали условия образовательной среды с учетом принципов индивидуализации с применением приемов технологии критического мышления, предварительно разработав критерии оценки образовательного занятия. Примеряли на себя профессиональные роли, в зависимости от собственных педагогических задач и запросами обучающихся, брали на себя роли: творцов, критиков, мыслителей, оценивали и анализировали продукт, деятельность друг друга. Таким образом, сочетание представленных форм, опираясь на технологии критического мышления как способа реализации принципов индивидуализации в образовательном процессе, погрузили стажеров в личностно-значимую деятельностную образовательную среду, в которой формируются личностные результаты как стимул для определения стратегий дальнейшего профессионального роста.

Цель стажировки достигнута. Педагоги на практике смогли усовершенствовать профессиональные компетенции в области индивидуализации через освоение технологии критического мышления на основе формирующего оценивания собственных ресурсов и стратегий продвижения.

Деятельностные этапы:

  1. Диагностико-корректировочный (установочно-проектный семинар). Анализ.
  2. Вызов. Моделирование (учебные активности, лаборатории).
  3. Осмысление. Пробы. Самостоятельное применение (лаборатория, диспуты).
  4. Рефлексия. Контроль и оценка.

Результаты программы:

  1. Сетевой проект «Саров – особо надежен».
  2. Модель, ментальная карта «Учитель 21 века»
  3. Ментальная карта «Мечты учителя 21 века»
  4. Рефлексивный портрет стажеров.
  5. Банк учебных активностей с использованием технологии критического мышления.
  6. Банк идей образовательных событий «Саров- православная святыня».
  7. Атлас ментальных карт «Кубок Школы Росатома – это достигаемая цель?»
  8. Интервьюирование стажеров.

Спасибо стажерам за объективный взгляд, личностное отношение, собственное мнение, возможность увидеть результат «разрыва» и осмысление иной образовательной перспективы в сотрудничестве детей и педагогов!

«Образование — то, что остается, когда все выученное в школе забыто»

Альберт Эйнштейн
 

Фотоальбом стажировки

 

Видеоролики стажировки


 

Отзывы стажеров

  Отзывы стажеров

 

Материалы стажировки

  Оценка результатов программы стажировки
  Самооценивание стажерами собственного критического мышления