Авторская программа стажировки «Проектирование образовательной среды на основе Scrum-методологии управления проектами Agile, обеспечивающей индивидуализацию образовательной деятельности учащихся»

Список участников стажировки:

  1. Герасимова Светлана Вячеславовна, г.Волгодонск
  2. Гурьева Елена Николаевна, г.Лесной
  3. Дегтянников Илья Владимирович, г.Лесной
  4. Иванова Татьяна Михайловна, г.Снежинск
  5. Ивкучева Татьяна Петровна, г.Сосновый Бор
  6. Казакова Оксана Анатольевна, г.Лесной
  7. Калинина Елена Вячеславовна, г.Саров
  8. Карпова Наталья Александровна, г.Лесной
  9. Коваленко Наталья Александровна, г.Зеленогорск
  10. Медведева Екатерина Михайловна, г.Лесной
  11. Неудачин Павел Евгеньевич, г.Зеленогорск
  12. Пархачёв Павел Иванович, г.Железногорск
  13. Степанова Татьяна Юрьевна, г.Саров
  14. Титов Роман Васильевич, г.Северск
  15. Ястребова Елена Владимировна, г.Димитровград

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Обеспечить готовность стажеров к работе по формированию ИКТ – компетентности учащихся через проектирование и модерирование образовательной среды с помощью метода Scrum.

 

1.2. Задачи программы:

  • Сформировать у стажеров представление о возможностях методологии Scrum.
  • Овладеть способами проектирования учебного занятия в Scrum – методологии при помощи средств ИКТ.
  • Разработать мониторинговые карты, определяющие, происходит ли формирование ИКТ-компетентности в образовательной среде на основе Scrum – методологии.
  • Организовать проведение стажерских проб с учащимися МАОУ «СОШ № 54».
  • Провести рефлексию и экспертную оценку стажерских проб в удобной для стажеров форме.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

МАОУ «СОШ №54» г. Новоуральска внедряет ФГОС среднего общего образования с 2013 г. В школе есть современное интерактивное пространство для реализации учебной и проектной деятельности учащихся, выстроенной на принципах индивидуализации.

Мы обращаемся к принципу индивидуализации, который рассматривается как «система воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения» (А.А. Кирсанов).

Для реализации принципа индивидуализации учащимся необходимо овладеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в свою собственную образовательную программу. Этим требованиям отвечает Agile-подход.

В основе Agile лежат принципы индивидуализации:

  1. Ученики и их взаимодействие важнее процессов и инструментов.
  2. Работающий продукт важнее исчерпывающего теоретического материала.
  3. Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

Agile-подход пронизывает все уровни образовательной системы:

  • разработка учебных программ,
  • управление процессом обучения,
  • организация проектно-исследовательской деятельности как педагогической технологии.

У Agile множество методологий, одна из них Scrum. Scrum требует наличия основного результата работы в каждом спринте. Обучающийся должен показать целевой аудитории, что он сделал за это время. Это необходимо для получения обратной связи и планирования следующих задач по улучшению продукта. Спринт – это циклы выполнения задач. Их длительность может быть от одной до четырех недель. За это время необходимо создать потенциально готовый к работе продукт, чтобы пользователи могли его протестировать и поделиться впечатлениями. Спринт состоит из нескольких этапов: планирование, деятельность, презентация результата и анализ. Обучающиеся сами оценивают свои силы на один спринт и формируют столько задач, сколько смогут выполнить.

Каждый спринт сопровождается маршрутным листом. Маршрутная система обучения, т.е. внедрение технологии индивидуализации образовательного маршрута, позволяет организовать такой процесс образования, когда не только учитываются психологические, физиологические и интеллектуальные способности детей, но и выстраивается работа по определению личной траектории развития и образования, осмыслению и управлению индивидуальным образовательным маршрутом.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования:

  • при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
  • необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
  • образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе со школьниками.

Модель Scrum-урока позволяет учиться искать, анализировать и преобразовывать информацию. Способствует развитию мотивации школьников. Основным средством визуализации деятельности на уроке является Scrum-доска. Она представляет собой носитель (большой бумажный плакат, маркерная или пробковая доска, интерактивная доска с использованием программного обеспечения).

Информационно – коммуникационные технологии являются незаменимым помощником, который облегчает управление проектами и делает работу легче, проще и интереснее.

Проектирование образовательной среды на основе методологии Scrum позволяет сделать осмысленное обучение возможным для всех участников процесса, обеспечивает индивидуализацию образовательной деятельности.

Участники стажировки будут погружены в опыт проектирования и модерирования образовательной среды на основе Scrum – методологии управления проектами Agile. 

Педагогам-стажёрам представится возможность:

  • познакомиться с опытом проектирования образовательной среды МАОУ «СОШ №54»;
  • актуализировать потребности и осознать собственные ресурсы в формировании ИКТ – компетентности;
  • погрузиться в понятийное поле программы стажировки;
  • приобрести опыт проектирования, апробации и экспертизы образовательной среды на основе Scrum методологии;
  • освоить информационно – коммуникационные технологии, необходимые для создания Scrum – досок, самостоятельно моделировать их в зависимости от образовательных целей;
  • приобрести опыт модерации взаимодействия внутри образовательной среды, обеспечивающей индивидуализацию образовательной деятельности.

Технологии и методы работы со стажерами:

  • технология деятельностного метода;
  • моделирование и проектирование;
  • метод Scrum;
  • технологии Web 2.0;
  • технологии модерации и фасилитации.

Различные формы организации деятельности стажеров создадут реальные условия для делового общения, обеспечат интерактивную деятельность, в ходе которой слушатели максимально включатся в творческий процесс, сумеют сформировать собственную деятельностную позицию. Организованная форма стажировки как образовательного события будет способствовать приобретению педагогами новых знаний, развитию ИКТ-компетентностей, созданию продукта, обеспечивающего индивидуализацию образовательной деятельности учащихся.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Предстажировочный этап «Знакомство через расстояние».

Мы живем в разных городах территории присутствия Госкорпорации «Росатом». Комфортно ли мы чувствуем себя в незнакомой обстановке, аудитории, компании, классе? Сервис Linoit поможет стажерам познакомиться и организовать эффективное взаимодействие.

  1. Потенциал для старта (8 часов).
  • Мотивация деятельности стажеров. Целеполагание. Применение инструментария Drawing Game. Игра стимулирует Agile практики и будет актуальна как в разрезе стажировки, так и интересного общения на встрече данного комьюнити.
  • Погружение в понятийное поле программы стажировки («образовательная среда», «ИКТ-компетентность», «индивидуальный образовательный маршрут», «проектирование», «модерация», «субъектность», «индивидуализация»);
  • Образовательный квест. Знакомство стажеров с образовательной средой МАОУ «СОШ №54», выявление признаков индивидуализации.
  • Формирование представлений о методе Scrum в соответствии с требованиями ФГОС. Отличительные особенности образовательного процесса на основе методологии Scrum.
  • Рефлексия дня «Плюс – минус – интересно».
  1. Конструкторское бюро (8 часов).
  • Интеграция Scrum-метода в образовательную деятельность. Определение основного содержания погружения.
  • Калейдоскоп идей. Подбор предметного содержания.
  • Проектирование стажерами учебного занятия (познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная деятельность).
  • Разработка критериев оценки достижения планируемых результатов.
  • Рефлексия дня «Облако слов».
  1. Прокачай свой проект (8 часов).
  • Проведение Scrum-занятия с учащимися МАОУ «СОШ №54», оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов.
  • SWOT-анализ эффективности Scrum. Определение возможных рисков построения образовательной среды на основе методологии Scrum и выявление возможностей их преодоления.
  • Создание методической копилки стажёров.
  • Подведение итогов стажировки.
  • Рефлексия «Комплимент себе».

 

2.2. Учебный план стажировки.

Таблица 1.

  Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические

занятия

Стажерская проба Оценочное

событие

1.     Потенциал для старта (8 часов)
1.1 Мотивация деятельности стажеров. Целеполагание. 0,5 1   0,5
1. 2 Погружение в понятийное поле программы стажировки. 0,5   1  
1.3 Образовательный квест.     1,5 0,5
1.4 Формирование представлений о методе Scrum в соответствии с требованиями ФГОС. 0,5 1,5    
1.5 Рефлексия «Плюс – минус — интересно».       0,5
2.     Конструкторское бюро (8 часов)
2.1 Интеграция Scrum-метода в образовательную деятельность. Определение основного содержания погружения.   0,5    
2.2 Калейдоскоп идей. Подбор предметного содержания.   0,5 1 0,5
2.3 Проектирование стажерами учебного занятия.   2,5 1,5  
2.4

Разработка критериев оценки достижения планируемых результатов.

  1    
2.5 Рефлексия «Облако слов».       0,5
3.     Прокачай свой проект (8 часов)
3.1 Проведение Scrum-занятия с учащимися МАОУ «СОШ №54», оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов.   0,5 2 0,5
3.2 SWOT анализ эффективности Scrum. Определение возможных рисков построения образовательной среды на основе методологии Scrum и выявление возможностей их преодоления.   1 1  
3.3 Создание методической копилки стажёров.   1    
3.4 Подведение итогов стажировки.       1
3.5 Рефлексия «Комплимент себе».       1
    1,5 9,5 8 5

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Результаты работы стажировочной площадки будут оцениваться на внешнем уровне педагогами школы, работающими в методологии Scrum. Педагоги будут оценивать степень сформированности ИКТ – компетентности стажеров по предложенным критериям (поиск необходимой информации, освоение новых программных продуктов, использование метода Scrum в образовательной деятельности, создание учебно-методических материалов, создание и/или использование ЭОР, организация виртуального образовательного пространства).

Разработанные в рамках стажировки продукты будут размещены в сообществе стажерской площадки.

Результат работы стажерской площадки признается успешным, если более 50% стажеров дают положительный отзыв о результатах программы стажировки, не менее половины стажеров получают положительную рецензию на созданные материалы.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Самооценивание стажерами собственных результатов будет организовано на протяжении всей стажировки (прогностическое, рефлексивное и ретроспективное оценивание).

Входная диагностика позволит зафиксировать стажерам проблемные зоны по тематике стажировки.

По результатам оценочных событий стажеры будут фиксировать в дневнике стажировки свое индивидуальное продвижение с использованием анализа и выявления проблем Scrum-методологии, выполнения интерактивных заданий, заполнения онлайн — анкет, оценочных листов.

По завершении работы стажёры оценивают степень своей готовности к внедрению метода Scrum на уроках в своей образовательной организации.