АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ «Событийные форматы работы со школьниками: использование форм и методов музейной педагогики в организации и проведении образовательного события (в том числе с использованием дистанционных технологий)»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Буторина Екатерина Дмитриевна, Лесной
  2. Гаврильченко Елена Владимировна, Лесной
  3. Екимова Ирина Валерьевна, Лесной
  4. Звездина Анна Александровна, Снежинск
  5. Игнатова Анжелика Александровна, Новоуральск
  6. Кляева Инна Александровна, Нововоронеж
  7. Макарова Наталья Владимировна, Полярные Зори
  8. Сапронова Светлана Николаевна, Новоуральск
  9. Трубина Анастасия Александровна, Лесной
  10. Черных Алена Юрьевна, Новоуральск
  11. Широкова Мария Александровна, Саров
  12. Ширяева Лариса Петровна, Новоуральск
  13. Шкарин Денис Юрьевич, Нововоронеж

 

Информационный блок программы

Название программы  «Событийные форматы работы со школьниками: использование форм и методов музейной педагогики в организации и проведении образовательного события (в том числе  с использованием  дистанционных технологий)»
Цель программы  Овладение стажерами формами и методами музейной педагогики, используемых в процессе организации и проведении образовательного события.
Задачи программы
  1. Актуализация представлений стажеров о событийном подходе в образовании как условии реализации ФГОС.
  2. Освоение  стажерами  теоретико-методологических основ музейной педагогики как потенциального средства реализации событийного формата в образовании.
  3. Овладение стажерами формами и методами музейной педагогики, позволяющих эффективно организовать и провести образовательное событие, в том числе с использованием дистанционных технологий.
  4. Вовлечение стажеров в деятельность  по  проектированию  и разработке событий в урочной и во внеурочной деятельности с использованием форм и методов музейной педагогики, в том числе с использованием дистанционных технологий.
  5. Предоставление возможности педагогам самостоятельно разработать систему показателей оценивания образовательных результатов в рамках события с учетом использования форм и методов музейной педагогики, а также самого образовательного события.
  6. Организация внешней экспертизы результатов стажеров.
  7. Создание условий для рефлексии и самооценки стажерами своей деятельности. 

Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты определил необходимость поиска педагогами новых способов деятельности, направленных на достижение новых образовательных результатов, на освоение школьниками разнообразных способов деятельности и личностную самореализацию.

В условиях внедрения ФГОС в педагогической среде актуализируется понятие «событийный подход». Данное понятие рассматривается как педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности.

В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. Образовательное событие – это личностно-значимая ситуация осмысленной деятельности субъекта, осуществляемая через осознание образовательной проблемы и определение путей и способов её решения в информационно-образовательном пространстве. Это организация специальных условий для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой,уже более высокой, цели. Со-бытие – это открытие смысла взаимодействия для каждого субъекта и общего обновленного смысла взаимодействующих в данном действии субъектов. Организация и реализация Событий – самостоятельнаяцель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися впечатлениями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей, учителей и родителей.

Ключевыми особенностям построения образовательных событий являются следующие:

  1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, тренинги и др.
  2. Образовательные события способствуют интеграции образовательной деятельности.
  3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.
  4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.
  5. Образовательные события способствуют повышению мотивации педагога к педагогической деятельности, а ребенка к обучению.
  6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.
  7.  Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Педагогическая практика показывает, что событийный подход является одним из перспективнейших направлений, разрабатываемых отечественной психологией и педагогикой в современных условиях реформирования системы образования. Образовательное событие выступает как эффективный ресурс соорганизации и кооперации деятельности субъектов образовательной практики и средство индивидуального развития.

В МАОУ «Лицей № 56» событийныйподход системно используетсяв организации внеурочной деятельности. На основе событийного подхода ежегодно с2013 годаорганизуетсялицейский проект «День науки», который включает обязательное образовательное событие, основанное на формах и методах музейной педагогики.

Музей, как уникальный социальный институт, обладает большим образовательным потенциалом. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, подтверждая высокую востребованность обществом его ценностных и информационных возможностей. Возникает вопрос о том, каким образом можно использовать ресурсы музея для проектирования и организации образовательных событий?

В настоящее время музей выполняет не только образовательно-развивающую, но и преобразовательно-созидающую функцию, направленную на преобразование посетителя из объекта воздействия музейной экспозиции в субъект социально-культурного творчества. В связи с новым пониманием сути взаимоотношений музея и посетителя возник термин «культурно-образовательная деятельность», подразумевающий образование в пространстве культуры. При этом понятие «образование» трактуется широко и предполагает развитие ума и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений к миру. Теоретическую и методическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика.

Музейная педагогика — это комплекс образовательных и воспитательных форм и методов, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов музеев (разделы, экспозиции, архивные и исторические экспонаты и документы и т. д.), включая все формы краеведения. В музейной деятельности становится все более актуальной концепция коммуникационного подхода, основанная на диалоге между музеем, посетителем и внешней средой, причем в этот диалог включаются не только реалии современной жизни, но и мнения, взгляды, суждения иных исторических эпох.

Главным объектом музейной педагогики становятся культурно-образовательные аспекты коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

Современная музейная педагогика – это разнообразие творческих, проектных, интерактивных, дистанционных форм и методов:Ночь музеев, Музейный дайвинг, музейные лаборатории, квесты, игры, виртуальные экскурсии, музейные проекты и др.

В условиях ФГОГС новые формы и методы музейной педагогики становятся эффективным средством реализации событийного формата, так как позволяют эффективно организовать и провести образовательное событие, став основой образовательного события или его элементом.

Использование форм и методов музейной педагогики в рамках образовательного события способствует:

— развитию эмоциональной сферы обучающихся;

— формированию способности проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность;

— формированию конкретных знаний в области истории;

— повышению мотивации и эффективности учебной деятельности, самореализации каждого ребенка;

— воспитанию у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края, самостоятельность, инициативность.

Событийные форматы в образовании выводят на новый поиск форм и методов, которые дают возможность добиться планируемых образовательныхрезультатов и провести комплексную объективную оценку сформированности универсальных учебных действий.

В организацииобразовательного события на основе форм и методов музейной педагогики мы используем проектный подход, в том числе, технологию проектных задач, которые позволяют формировать и диагностировать метапредметные образовательные результаты. Проектная задача – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» её решения, она задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата. Таким образом, каждый обучающийся работает над решением как индивидуально, так и в коллективе, в процессе работы над проектной задачей проявляются самые разнообразные виды универсальных учебных действий. Уровень сформированности у обучающихся познавательных, коммуникативных и регулятивных действий можно оценить при помощи карт наблюдений.

Процесс формирования личностных результатов в рамках образовательного события отслеживается с помощью листов рефлексии,которые являются частью оценки индивидуальных достижений обучающихся и стать элементом Портфолио.

Важным инструментом формирования новых образовательных результатов при организации образовательного события становятся дистанционные технологии. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. Информация, помещенная на сайтах и порталах, дает возможность пользователям работать в гипертекстовой среде. Школьник может самостоятельно, с учетом индивидуальных склонностей, мотиваций, способностей, мышления и уровня знаний формировать области и маршруты процесса усвоения знаний, получать, обрабатывать и передавать текстовую и графическую информацию, принимать активное участие в конференциях и дискуссиях.

Интернет служит средством развития активности школьника через участие в деятельности по созданию различных проектов (наполнение их содержанием, их графическое, звуковое, художественное оформление с использованием современных технических средств — фотоаппаратов, видеокамер и т. д.) и представлению (презентации) результатов работы с использованием компьютерных видеотехнологий.

Использование дистанционных технологий в проектировании и проведении образовательного события позволят обучающимся эффективно пользоваться возможностями сети: ресурсами, электронной почтой, посетить чат, форум, принять участие в электронном голосовании, пользоваться машинами поиска, получить из сети музыкальный, графический или видеофайл, подписаться на список рассылки и т.д.

Учащиеся должны знать: виды электронных адресов, способы доступа в Интернет, принципы поиска информации, иметь представление о гипертексте. Самое главное — школьники должны быть информированы о структуре и содержании образовательных ресурсов сети, практически ориентироваться «на виртуальной местности», понимать, чем и как может Интернет помочь их образованию и уметь применять эти возможности в повседневной учебной деятельности.

Использование образовательных Интернет-ресурсов создает условия для создания единого информационно-образовательного пространства, обеспечивает пользователям доступ к отечественным и зарубежным источникам информации, предоставляет разным группам обучающихся возможность выбора формы обучения и уровня образования, открывает новые перспективы для индивидуализации обучения, выбора профессии, позволяет существенно улучшить формы открытого образования и использование дистанционных технологий обучения в режиме online.

В связи с этим меняется и роль педагога. Педагог становится не единственным источником знаний, а проводником ученика в мире информации, выполняя роли тьютора, модератора, фасилитатора в условиях новой информационно-образовательной среды школы.

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования 1.Документально-методический комплект стажера: раздаточный материал, методические рекомендации, диагностический материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Документально методический комплект руководителя стажировки: дидактический материал, мультимедийная презентация, фото и видео материалы, опросники.

3.Фонд школьного музея (документы, экспонаты).

4.Материально-техническое обеспечение:

— лекционный зал, снабженный компьютером и мультимедийным оборудованием для презентаций;

— рабочие станции стажеров и руководителя, объединенные в локальную компьютерную сеть, с возможностью работы с мультимедиа, доступом к учебному серверу и выходом в Интернет;

5. Программные средства обеспечения курса:

— Интернет-браузеры: Yandex, Google Chrome.

— Офисные программы: MS Office 2007-2013, Google Docs.

 

Программа стажировки

Программа стажировки учителей «Событийные форматы работы со школьниками: использование форм и методов музейной педагогики в организации и проведении образовательного события».

В рамках программы стажеры смогут:

  1. Расширить и углубить видение содержательного и технологического аспектов проблемы использования событийного формата в образовании.
  2. Переосмыслить роль музея и функций музейной педагогики в современной образовательной системе.
  3. Познакомиться с опытом проектирования и проведения образовательных событий в МАОУ «Лицей № 56» .
  4. Развить навыки использования дистанционных технологий в образовательной деятельности.
  5. Овладеть способами проектирования и проведения образовательных событий с использованием форм и методов музейной педагогики:
  • разработать замысел, определить проблематику, продумать название события;
  • определить категорию участников;
  • разработать технологический инструментарий проведения события (с учетом дистанционных технологий);
  • «наполнить» содержание события с учетом использования форм и методов музейной педагогики;
  • разработать проект системы оценивания образовательных результатов в рамках события.
  • представить проект образовательного события.

     6. Проанализировать  и оценить результаты собственной деятельности с учетом преодоления возможных затруднений в новой деятельности.

Результаты проектной деятельности стажеров будут представлены ими на круглом столе в рамках форума-обсуждения  результативности совместной работы участников стажировки

Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: ИКТ, групповые технологии, игровые технологии, технология дистанционного обучения. В рамках программы пройдут  практические семинары-практикумы, мастер-классы, погружения, лаборатории, открытые занятия, экскурсии, форум.

Различные формы организации деятельности стажеров создадут реальные условия делового общения, обеспечат интерактивную деятельность, в ходе которой слушатели максимально включатся в творческий процесс, сумеют сформировать собственную деятельностную позицию.

В рамках стажировки формируется «Банк творческих идей», аккумулирующий результаты деятельности стажеров (проекты). Каждый стажер получит возможность использовать «Банк творческих идей» в своей педагогической практике. Интерактивный метод  «Ящик горячих вопросов» позволит каждому стажеру предложить для обсуждения и рассмотрения вопросы, возникшие в ходе проведения стажировки.

Данная программа состоит из трех уровней подготовки.

На первом уровне у стажеров возникает представление об инновации – «Значимость событийного формата в современной системе образования. Формы и методы музейной педагогики как средство реализации событийного формата».

Второй уровень программы предполагает изучение инновации – «Что представляет собой образовательное событие с использованием форм и методов музейной педагогики: проекты, модели, технологии, в том числе с применением дистанционных технологий.  Как реализуется это направление в ОУ».

Третий уровень – внедрение инновации – «Как я смогу реализовать это новшество в своей школе, как обеспечить эффективность инновационного процесса?»

Программа стажировки состоит из 24  учебных часов. Из них

— Лекции — 0 ч

— Практические занятия — 7 ч

— Стажерская проба — 13 ч

— Оценочное событие — 4 ч

Учебный план стажировки

Тема № 1. Событийный подход в образовании как условие реализации ФГОС (7часов).

Феномен событийности в образовании. Образовательное событие как инструмент формирования новых образовательных результатов. Отличительные особенности образовательного события.

Событийные форматы в урочной и во внеурочной деятельности. Изменение роли педагога в рамках событийного формата: педагог как проектировщик образовательных событий и как тьютор внутри образовательного события.

Принципы построения образовательных событий. Этапы проектирования. Способы оценки эффективности образовательного события.

Тема № 2.Музейная педагогикакак средство реализации событийного формата в образовании (11 часов).

Роль и место музея в современной системе образования. Изменение функций музея. Концепция коммуникационного подхода в музееведении. Музейная педагогика как средство формирования предметных, метапредметных и личностных результатов.

Современные формы и методы музейной педагогики. Музейная лаборатория. Интерактивные и виртуальные экскурсии. Музейные проектные задачи.

Проектирование образовательного события с использованием форм и методов музейной педагогики. Составление карты оценивания уровня сформированности результатов: предметных, метапредметных и личностных. Представление результатов.

Тема № 3. Использование дистанционных технологий в организации и проведении образовательного события (4 часа).

Основных виды дистанционных технологий и возможность их применения в образовательном процессе. Образовательные возможности Интернета в рамках событийного формата.

Особенности использования сервисаGoogle Docs.

Тема № 4. Круглый стол по результатам стажировки«Событийные форматы работы со школьниками: использование форм и методов музейной педагогики в организации и проведении образовательного события » (2 часа).

Представление результатов проектной деятельности участников стажировки. Оценка результативности обучения стажеров (самооценка).

Обсуждение программы стажировки, перспектив деятельности по реализации событийного формата в образовании.

Внешняя оценка результатов деятельности стажеров

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажеров
  1. Внешняя оценка результатов стажеров осуществляется по следующим параметрам:
  2. Разработка стажером проекта образовательного события с использованием форм и методов музейной педагогики.
  3. Реализация образовательного события, спроектированного во время стажировки. Публичное представление стажером (группой стажеров) результатов реализации  события.
  4. Представление системы оценивания результативности образовательного события.
  5. Стажёры смогут получить рецензию руководителя стажировки, отзывы педагогического сообщества на сайте образовательного учреждения, где будут размещаться результаты деятельности стажеров. Стажеры также смогут оценить достижения друг друга.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Критерии оценки эффективности  деятельности стажировочной площадки:

    — полнота выполнения основных мероприятий, заявленных в учебном плане;

    — удовлетворенность потребителей услуг стажерской площадки (на материале круглого стола и опроса слушателей);

    — качество программно-учебного обеспечения стажерской практики;

    — качество ведения отчетной документации по стажировке (дневник стажера, комплексный отчет, учебный план, проекты слушателей);

    — масштаб распространения инновационного опыта на основе стажировок (на основе информации от учебных заведений слушателей по завершении ими данной образовательной программы).

Самооценивание стажерами  собственных результатов  В начале программы стажировки будет проведено установочное занятие c анкетированием стажёров. По итогам анкетирования, слушатели сумеют оценить уровень владения материалом и понять своё личное отношение к рассматриваемым вопросам, что создаст мотивацию к дальнейшему взаимодействию участников стажировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

По итогам каждого дня стажеры будут заполнять рефлексивные карты, что также позволит им определить результативность их деятельности, а также  затруднения в новой педагогической деятельности.

 

Анализ стажировки

Стажировка по теме «Событийные форматы работы со школьниками: использование форм и методов музейной педагогики в организации и проведении образовательного события» проводилась с 19 по 21 апреля 2017 года в городе Новоуральск на базе МАОУ «Лицей № 56».

Участниками стажировки стали заместители директора по воспитательной работе, руководители школьных музеев, педагоги городов Полярные Зори, Нововоронеж, Саров, Лесной, Новоуральск.

Цель стажировки — овладение стажерами формами и методами музейной педагогики, используемых в процессе организации и проведении образовательного события.

Трехдневная стажировка проектировалась как единое образовательное событие, включающее в себя несколько этапов: смысловое погружение, проектирование и проведение образовательного события, участие стажеров в общелицейском образовательном событии.

Первый день. Стажировка началась с «Атрибуции» — знакомства и посвящения участников в стажеры. В результате активного участия стажеров в разнообразных тренингах, педагоги смогли хорошо узнать друг друга и почувствовать себя настоящей командой. Поскольку на протяжении всей стажировки ее участникам неоднократно приходилось взаимодействовать в разных малых группах (на каждом этапе состав групп менялся, что всегда было неожиданностью для стажеров и своеобразным «вызовом»), тренинги на знакомство и командообразование способствовали созданию атмосферы сотрудничества, доброжелательного  отношения друг к другу и активной совместной деятельности, что стало важным условием эффективности стажировки.

Неожиданностью для участников стал «пустой» «Музей стажировки». Перед стажерами была поставлена задача – наполнить  музей экспонатами и создать экспозицию, посвященную самой стажировке.

Уже в момент посвящения в стажеры, участники разделились на четыре группы, которым предстояло стать участниками «Музейной экспедицией» по городу Новоуральску – одним из первых образовательных событий в рамках стажировки. Группы были разделены таким образом: 3 группы – иногородние участники, 1 группа – жители Новоуральска.

Для иногородних групп был подготовлен следующий вызов:

«Уважаемые педагоги! Сегодня мы, взглянув на расписание, обнаружили, что в классе не будет вашего урока. Оказывается, вы уехали в командировку в г. Новоуральск. Слышали мы о таком городе на Среднем Урале, но не видели. Говорят, места там красивые, город среди лесов и гор стоит. Да и сам город красивый, много в нем достопримечательностей и история у него необыкновенная. Очень хотелось бы взглянуть на город вашими глазами! Ваши ученики!»

Пройдите испытание незнакомым городом. Без использования Интернет-ресурсов найдите и сфотографируйте не менее пяти уникальных мест Новоуральска. Создайте свою фотовыставку, придумайте ей название. Водитель, который вас сопровождает, не может отвечать на вопросы. Он везет вас только по конкретному адресу или улице, которые вы назовете. Время на экспедицию – 1час 20 минут, на оформление и представление – 30 минут».

Для педагогов из Новоуральска было предложено другое задание:

«Каждый город по-своему уникальный! Новоуральск – не исключение! Дорогие жители Новоуральска, расскажите нашим гостям об уникальности своего города.

Пройдите испытание своим родным городом! Без использования Интернет-ресурсов определите, что за объекты находятся на перечисленных ниже адресах. Установите связь между ними. Выявите общее. Сфотографируйте их. Создайте свою фотовыставку, придумайте ей название. Водитель, который вас сопровождает, не может отвечать на вопросы. Он везет вас только по конкретному адресу или улице, которые вы назовете. Время на экспедицию – 1час 20 минут, на оформление и представление – 30 минут».

Результаты деятельности групп были представлены сразу же после открытия стажировочной площадки – «Ломая стереотипы». Открытие стажировки было перенесено на середину дня с целью участия в представлении и анализе результатов деятельности групп представителей Учебно-методического центра развития образования г. Новоуральска.

«Музейная экспедиция» позволила стажерам самостоятельно познакомиться с Новоуральском, погрузиться в экстремальный режим, стать участниками реального образовательного события. Результаты «Музейной экспедиции» — фотовыставки стали первыми экспонатами Музея стажировки.

Важной составляющей первого дня был анализ — рефлексия «Музейной экспедиции», который одновременно являлся «Смысловым дайвингом» — практико-теоретическим погружением в тему стажировки.

Предметом анализа и оценки «Музейной экспедиции» стали следующие аспекты: признаки образовательного события, его структурные элементы, образовательные результаты событийных форматов, музейные формы и методы, использованные в образовательном событии.

Стажеры пришли к выводу, что событийные форматы работы со школьниками позволяют сделать школьные знания живыми, интересными и  актуальными,  формируют метапредметные умения, позволяют осознать участниками прожитый опыт как прирост собственных ресурсов. А формы и методы музейной педагогики удачно вписываются в событийные форматы.

Таким образом, были актуализированы представления стажеров о событийном подходе в образовании как условии реализации ФГОС, а также теоретико-методологических основах музейной педагогики.

Погружением в следующее событие для стажеров стал «Музейный форсайт» — подготовка образовательного события для учащихся 6 класса. Все участники вновь были разделены на группы.

Основой содержания вызова для стажеров стали предметы, имеющие отношение к самому участнику или его образовательному учреждению, привезенные по просьбе руководителя стажировки. Задание для стажеров было следующее: «Из предметов, привезенных вами в качестве музейных ценностей, вашей группе необходимо создать экспозицию и подготовить экскурсию  с элементами событийности для детей 6 класса: создать «Живой музей». Главная проблема – как объединить одной темой совершенно разные экспонаты и превратить экскурсию в событие для детей.

В рамках проектирования события стажеры анализировали музейный глоссарий, особенности построения экспозиции и проведения экскурсии. Знакомились с опытом создания «Живого музея» в Лицее.

Уже на протяжении нескольких лет идея «Живого музея» реализуется в рамках проведения общелицейского события День науки. Авторами — разработчиками такого музея являются учащиеся 10-х классов, для которых создание и реализация такого проекта становится настоящим событием. Одной из главных проблем для учащихся становится поиск экспонатов по самым разнообразным темам. Во-вторых, возникает затруднение – что должна представлять собой экскурсия – событие?

Таким образом, стажеры были поставлены в позицию старшеклассников. Перед педагогами также стояла задача – в ходе проектирования и события определить условия его успешной реализации.

Завершающим событием дня стал мастер-класс в «Лавке ремесел». Стажеры познакомились с одним из старинных видов уральских ремесел – валяние из шерсти.  Изготовление изделия – первомайского цветка из шерсти путем валяния стало настоящим испытанием – «вызовом» для стажеров, поскольку это процесс трудоемкий, кропотливый и длительный, ранее не знакомый. Такой мастер – класс является одной из форм музейной педагогики, который используется в событийном формате работы со школьниками.

Первомайский цветок из шерсти, изготовленный одним из стажеров стал еще одним экспонатом Музея стажировки.

Второй день. Начало второго дня – непосредственная подготовка к проведению образовательного события для шестиклассников – «Живой музей». В результате деятельности групп было разработано две экскурсии с элементами образовательного события – «Музей загадок», «Дети XX века — детям XXI века».

В «Музее загадок» общей темой, объединяющей экспонаты, стала оригинальность и загадочность экспонатов: огромных размеров ключ, футляр для хранения хлора для очищения воды, необычная игрушка и т.д. Вторая группа стажеров объединила свои экспонаты временем их происхождением – советская эпоха: мини-модель космического корабля, пионерский и комсомольский значок, школьный шеврон.

Обе группы стажеров разработали интерактивные экскурсии с элементами событийности. Знакомство с каждым экспонатом выставки сопровождалось интересными и необычными заданиями, позволяющими достичь образовательного результата – приобретение нового опыта (например, через самостоятельное проведение химического опыта, изучили процесс очищения воды разными способами).

Стажеры отметили, что проведение экскурсий в таком формате способствует повышению мотивации учащихся, развитию активной интеллектуальной и творческой деятельности, формированию опыта взаимодействия со взрослыми. Также было отмечено, что подобный формат экскурсии может быть перенесен на любой предмет и сделать его изучение более  «живым».

«Вызовом» для учащихся в данном событии стала оценка самого события (заполнение оценочных листов) с позиций содержания, оформления экспозиции, а также форм проведения. Многие отметили, что для них это трудно, так как никогда ранее они не оценивали деятельность учителя по предложенным критериям.

«Живой музей» — образовательное событие, ставшее таковым, прежде всего, для самих стажеров: наличие вызова — постановка в ситуацию «шока», вовлечение их в активную деятельность, ориентированную на получение продукта, недоопределенный характер события, обнаружение собственных успехов и дефицитов, поиск новых ресурсов.

Важным итогом взаимодействия стажеров с детьми стало понимание того, что при проектировании образовательного события необходимо стараться учитывать интересы учащихся, предлагать возможность выбора деятельности, в принятии решений, создавать образовательную среду, побуждающую ребенка на активную деятельность.

Продолжением данного события стало создание виртуальной версии разработанной экскурсии – «Музей за пределами реальности». Каждой группе стажеров было предложено освоить возможности сервиса Lino It, который позволяет работать с заметками, стикерами, медиафайлами, организовать единый виртуальный стол, взаимодействовать в компьютерной среде. Между членами групп произошло распределение обязанностей по созданию виртуальной экскурсии своего музея, но в то же время у каждой группы была своя единая цель. Результатами своей совместной работы стажеры смогли поделиться со своими учениками.

Заключительным этапом работы над виртуальным музеем стало представление музея, а также «Музейная экспертиза» — взаимооценка продукта по критериям оценочного листа, с которым работали дети. Анализ группами оценки их деятельности детьми и коллегами позволил выявить успехи и дефициты, определить новые резервы.

Экспозиции «Живого музея» и виртуальные музеи стали следующими экспонатами Музея стажировки.

Каким образом с помощью музейных экспонатов можно обычный урок превратить в настоящее событие для детей? Этот вопрос активно обсуждался в рамках мастер-класса «Загадочный экспонат», проводимый руководителем стажировки. Стажерам был предложен фрагмент урока – «постановка проблемной ситуации» по курсу Истории Отечества «Русский быт» для учащихся 6 класса.

Стажеры вновь были разделены на мини группы, каждой из которых предлагался какой- либо музейный экспонат — предмет быта. В течение 2-3 минут в процессе знакомства с предметом стажеры – ученики должны были описать предмет, предположить его назначение и название (заполняли карточки музейного экспоната), а затем передать предмет и карточку следующей группе. Таким образом, каждая группа смогла познакомиться со всеми экспонатами, исследовать их. В ходе коллективного обсуждения результатов групп выясняется, что ни одна группа не справилась с заданием: не смогла определить название и назначение предмета.  Это и стало затруднением – вызовом урока.

На следующем этапе группам был предложен перечень назначений самых разнообразных предметов русского быта, включая те, которые группы исследовали. Из этого списка необходимо было выбрать те назначения, которые бы соответствовали исследуемому экспонату и вновь попытаться дать название предмету. На этом этапе группы смогли соотнести предмет и его назначение, но вновь не все смогли угадать название предметов быта.

Такая групповая работа вызвала большой эмоциональный отклик у стажеров. Стажеры – ученики отметили нестандартный подход к изучению русского быта с помощью настоящих музейных экспонатов. Пришли к выводу, что проблемное поле урока, включающее в себя сначала — изучение самого предмета – его название, назначение, материал, потом – историю его происхождения и использования в быту, поддерживает высокий мотивационный и исследовательский уровень на протяжении всего урока.

Второй день завершился посещением Городского краеведческого музея – «Друзья школьного музея» (ресурсы социального партнерства). Стажеры познакомились с историей города Новоуральска, а также с современными формами и методами взаимодействия музея и школьников. Непосредственное знакомство с городом происходило во время пешеходной прогулки.

Третий день. В третий день стажеры стали активными участниками «Дня науки» – традиционного ежегодного события, которое реализуется не только с целью погружения учащихся в какое-либо культурно-историческое поле, развития навыков совместной творческой деятельности, но и с целью патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине, своей истории, национально-культурным традициям. Событие направлено на объединение усилий педагогов лицея, родителей и различных социальных институтов для формирования и развития духовно-нравственных ценностей у обучающихся.

Во-первых, стажерам было предложено встать на позицию эксперта взаимодействия  учащихся 2-х классов в процессе решения ими проектной задачи «Оленьи ручьи».

Уже не первый год в рамках «Дня науки» в самых разных классах реализуется технология проектных задач А.Б. Воронцова. Содержание проектной задачи разворачивается через сюжет исследования  особенностей природного парка «Оленьи ручьи». Для того чтобы расширить знания об этом природном объекте, дети решают задачи разного уровня сложности. Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся вынуждены обращаться к справочным текстам и результатам других заданий для получения необходимых данных. Конечным продуктом выполнения проектной задачи является реклама парка с целью привлечения как можно большего числа посетителей, при создании которой учащимся  необходимо было учесть все промежуточные этапы работы и их результаты.

Перед педагогами было поставлено несколько проблем: выработать общие подходы к оцениванию метапредметных образовательных результатов второклассников, проанализировать проектную задачу «Оленьи ручьи» с позиций событийного подхода.

По мнению стажеров, проектная задача «Оленьи ручьи» имеет все признаки образовательного события. Во-первых, погружение в вызов – выход детей из «зоны комфорта» происходит через систему или набор заданий, целенаправленно стимулирующих систему детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата — «продукта». Во-вторых,  непредсказуемость результатов деятельности групп: «продукт», его содержание, представление. В-третьих, в ходе решения проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей и каждого ребенка. В-четвертых, у второклассников появилось желание представить свои рекламы парка учащимся других классов, тем самым событие имело продолжение.

Следующим этапом для педагогов стало их участие в проекте – событии для 10-х классов «Новоуральский history-look». Вместе со старшеклассниками, стажерам предстояло в течение 40 минут подготовить театрализованное представление разработанного экскурсионного маршрута. Старшеклассники самостоятельно выбирали стажеров, с которыми хотели сотрудничать, что стало неожиданностью для педагогов.

Настоящий творческий процесс, сотрудничество детей и взрослых, которые также увлечены и готовы решать оригинальные задачи вместе с учащимися, возможность выбора действий, способов достижения цели, неожиданный творческий продукт, эмоциональный подъем – все это главные результаты совместной деятельности  старшеклассников и участников стажировки. Десятиклассники отметили, что такой опыт взаимодействия полезен как ученикам, так и педагогам, так как не только развивает коммуникативные навыки, но и позволяет расширить поле собственных возможностей, как детям, так и взрослым.

Представление результатов деятельности групп на сцене Лицея стало настоящим праздником для всех участников события «Новоуральский history-look» и завершающим «аккордом» всей стажировки.

Одним из последних экспонатов «Музея стажировки» стал сертификат участника стажировки. Неотъемлемая часть экспозиции – фотографии всех событий стажировки. Музей стажировки – готов!

В качестве рефлексии событий в рамках стажировки использовались разные приемы: «3-2-1»: три плюса, два вопроса, одно предложение; «саммари» — краткое изложение чего-либо объемного в одном предложении, учитывая следующие вопросы — что, где, когда происходило, что нового узнал, чему научился, какое впечатление осталось; «итог» — качественная оценка происходящего на каждую букву слова: отзыв, позволяющий оценить стажировку как образовательное событие.

На стажировочной площадке были созданы реальные условия делового общения, обеспечивающие интерактивную деятельность, в ходе которой участники максимально включились в творческий процесс, сформировали собственную деятельностную позицию.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что стажировка состоялась как Событие, задачи программы стажировки были реализованы в полном объеме, стажеры смогли:

— расширить и углубить видение содержательного и технологического аспектов проблемы использования событийного формата в образовании;

— переосмыслить роль музея и функций музейной педагогики в современной образовательной системе, в том числе с использованием дистанционных технологий;

— познакомиться с опытом проектирования и проведения образовательных событий в МАОУ «Лицей № 56»;

— овладеть способами проектирования и проведения образовательных событий с использованием форм и методов музейной педагогики;

— проанализировать  и оценить результаты собственной деятельности с учетом преодоления возможных затруднений в новой деятельности.

Огромная благодарность всем участникам стажировки за творческую, инициативную, позитивную и неравнодушную позицию, профессионализм и продуктивность совместного взаимодействия!

 

Фотоальбом стажировки

 

Видеоролики стажировки


 

Отзывы стажеров

  Отзыв Игнатовой А.
  Отзыв Сапроновой С.
  Отзыв Широковой М.
  Отзыв Черных А.
  Отзыв Гаврильченко Е.
  Отзыв Кляева Е.
  Отзыв Макарова Н.
  Отзыв Шкарина Д.
  Отзыв Екимовой И.
  Отзыв Буториной Е.

Полезные материалы

  Программа стажировки