Авторская программа стажировки «PRoMod среда – ресурс для развития компетенции ответственного выбора ребенка»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Гревцова Анастасия Борисовна, Железногорск
  2. Захваткина Ирина Леонидовна, Новоуральск
  3. Кокшарова Наталья Александровна, Железногорск
  4. Лешкина Анна Алексеевна, Железногорск
  5. Михайлова Ольга Николаевна, Железногорск
  6. Николаева Любовь Павловна, Балаково
  7. Пахомова Ольга Владимировна, Димитровград
  8. Разуваева Наталья Александровна, Удомля
  9. Резакова Елена Евгеньевна, Трехгорный
  10. Соловьев Арсений Игоревич, Новоуральск
  11. Тимохина Елена Николаевна, Железногорск
  12. Труфанова Елена Александровна, Железногорск
  13. Юнакова Мария Дмитриевна, Железногорск

 

1. Информационный блок программы.

  1. ФИО разработчика: Лобанова Светлана Сергеевна
  2. Название программы: PRoMod среда – ресурс для развития компетенции ответственного выбора ребенка.
  3. Цель программы: организация деятельности для развития у стажеров способности проектировать и модерировать PRoMod среду с применением формулы ответственного выбора.
  4. Задачи программы:
  • актуализировать знания стажеров об образовательной среде, о способах проектирования и модерирования образовательной среды через метод case-study;
  • организовать деятельность стажеров по освоению технологии через погружение в PRoMod среду;
  • смоделировать со стажерами PRoMod среду, опираясь на опыт их педагогической практики;
  • спроектировать формулу ответственного выбора и организовать ее практическое применение на уроках, используя облачные технологии;
  • разработать мониторинговые карты, определяющие, происходит ли развитие компетенции ответственного выбора в PRoMod среде;
  • опубликовать результаты приобретенного стажерами опыта в сети Интернет (сайт МБОУ Школы № 100, личный сайт учителя английского языка http://lovenglish.tk/, сайт «Школы Росатома»);
  • провести рефлексию и получить внешнюю оценку стажерских проб;
  • создать среду для дальнейшего общения и обсуждения.

5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Актуальность моей стажировочной площадки определяется следующим:

  • ФГОС рисует портрет выпускника, как человека сознательного, делающего осознанный выбор;
  • образовательная среда не ограничивается рамками одного урока или одного предмета;
  • большинство учащихся, да и педагогов тоже, живут по наитию, не прогнозируя результат своей деятельности и, соответственно, ситуация осознанного выбора не происходит;
  • учащиеся не могут экстраполировать полученные знания в школе в реальную жизненную ситуацию;
  • вопрос: как сделать так, чтобы ребенок научился делать ответственный выбор и, если он его делает, то, как понять, что это осознанно или что делать, если ребенок этого вообще не хочет;
  • как найти универсальное чудо-средство для всех учителей-предметников, которое помогало бы делать выбор учащемуся осознанно и нести потом ответственность за полученный результат;
  • чего такого универсального должно быть в предмете? Что ребенок выбирает в моем предмете, а что в вашем?
  • учителя чаще не задумываются о том, что компетенцию ответственного выбора у ребенка надо развивать.

Основные проблемы, на решение которых будет направлена деятельность стажировочной площадки:

  1. Педагоги не думают об образовательной среде как о ресурсе для формирования компетенции ответственного выбора.
  2. А если они понимают, что образовательная среда может стать таким ресурсом, то испытывают трудности в проектировании и модерировании такой среды.

Гипотеза: предполагаю, что погрузившись в PRoMod среду на стажировке, спроектировав формулу ответственного выбора, учителя смогут такую среду проектировать и модерировать в своём образовательном учреждении.

В последние годы все чаще и чаще мы слышим о том, что необходимым условием развития предметных, метапредметных и личностных результатов у учащихся является особая образовательная среда, в которую погружен ребенок. Но каждый учитель трактует по-своему, что же это за среда такая, выделяя в ней разные компоненты. Как пишет В.И. Слободчиков, «образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности». Е.В. Коротаева указывала на то, что «любой компонент среды должен быть эмоционально развивающим». Пытаясь разобраться, какой же, все-таки, должна быть образовательная среда, приходишь к выводу, что образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации). Образовательная среда только в том случае будет способствовать личностному и культурному росту обучающихся, когда «наличное социокультурное содержание превращается и в содержание образования, то есть собственно образовательную среду» (по В. Слободчикову). Для современного педагога важно уметь моделировать разные компоненты образовательной среды, создавать условия для полноценного воспитания и развития учеников.

Такую специально-организованную среду я назвала PRoMod среда (где кроется скрытый смысл: Pro одновременно и проектирование, и PR – буквально «продвигать в массы», а Mod – это модерирование и Modная, то есть современная).

Технология проектирования PRoMod среды.

PRoMod среда – это специальным образом созданная среда, которая является ресурсом для развития личностных результатов учащихся (осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, овладеть основами понятийного мышления (освоение содержательного обобщения, анализа, планирования, контроля и рефлексии учебной деятельности), формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования).

Стажеры будут погружены в специально-организованную PRoMod среду, таким образом, получат опыт проектирования и модерирования PRoMod среды, создадут универсальную формулу ответственного выбора, которую можно будет применять любому учителю-предметнику для формирования у учащихся компетенции ответственного выбора.

На стажировке у участника будет возможность освоить следующие методики и технологии:

  • технология организации PRoMod среды;
  • облачные технологии;
  • технология проектной деятельности;
  • метод case-study;
  • ИКТ технологии, которые способствуют формированию компетенции ответственного выбора.

По окончании стажировки у участников будет возможность собрать «копилку разных полезностей и нужностей», которые будут полезны в организации образовательной деятельности.

2. Содержательный блок программы.

  1. Перечень необходимого оборудования для проведения стажировки.

Для проведения стажировки понадобится следующее:

  • компьютерный класс, оснащенный современными компьютерами;
  • ресурсный центр;
  • единая локальная компьютерная сеть;
  • свободный доступ к Интернету в учебных кабинетах;
  • соответствующее программное обеспечение и методические разработки;
  • кабинет иностранного языка.

2. Программа стажировки.

Стажировка рассчитана на 24 часа и состоит из 7 блоков.

  1. Спроектировать образовательную среду для выпускника 2030 года. (2,5 часа)

Содержание работы. Модель выпускника. Экономическая картина мира 2030 года. Современные технологии, в которых выпускник будет успешен. Наполнение образовательной среды.

Личностный, метапредметный, предметный результаты.

  1. Создать модель ProMod среды, в которой заложены интеллектуальный и идентичный разрывы. (4,5 часа)

Содержание работы. Виды разрывов. Психологические особенности «установки» разрывов. Событийные форматы для разрывов.

  1. Спроектировать образовательные активности будущего, которые направлены на развитие компетентностей ученика. (6 часов)

Содержание работы. Модель PRoMod среды. Образовательные активности, которые могут разворачиваться в PRoMod среде. Риски при моделировании и модерировании PRoMod среды. Стажерские пробы организации образовательных активностей.

  1. Универсальная формула ответственно выбора: миф или реальность? (3,5 часа)

Содержание работы. Формула ответственного выбора и организация ее практического применения. Составляющие формулы ответственного выбора.

  1. Рефлексия и внешняя экспертиза развития компетенции ответственного выбора учащихся школы. (3,5 часа)

Содержание работы. «Мониторинговая карта». Зачем нужна внешняя экспертиза ребенку. Внешняя экспертиза, как ресурс личностного развития. Перспективная и ретроспективная рефлексия.

  1. Могут ли современные Интернет-технологии формировать компетенцию ответственного выбора? (2,5 часа)

Содержание работы. Для чего нужны современные ИКТ технологии. ИКТ технологии, которые способствуют развитию компетенции ответственного выбора. Интернет-пространство как ресурс развития компетенции ответственного выбора (например, облачные технологии). Интернет-ресурсы для учителей, которые помогут им в дальнейшей работе.

  1. Рефлексия и внешняя экспертиза деятельности: снимает противоречия или добавляет вопросы? (1,5 часа)

Содержание работы. Что заставит учителей так работать? Почему учителя не будут так работать. Какие шаги необходимы, чтобы нивелировать риски. Перевод проблемы в задачу.

  • Учебный план стажировки рассчитан на 24 учебных часа:
Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практическое занятие Стажерская проба Оценочное событие
1.        Спроектировать образовательную среду для выпускника 2030 года.        
Спроектировать модель выпускника, учитывая экономическую ситуацию в мире 2030 года. Выделить современные технологии, в которых выпускник будет успешен. Разработать способы проектирования и модерирования образовательной среды, позволяющие получить личностный, метапредметный, предметный результаты.   1   0,5
Решение кейсов. Экспертиза кейсов.   0,5   0,5
2.        Создать модель ProMod среды, в которой заложены интеллектуальный и идентичный разрывы.        
Характеристика PRoMod среды: структура, содержание, мотивация, ограничение во времени, нестандартная ситуация.   0,5    
Освоение технологии создания PRoMod среды с интеллектуальным и идентичным разрывами.

Освоение техник организации PRoMod среды.

    1,5  
Виды разрывов. Психологические особенности «установки» разрывов. Событийные форматы для разрывов.   0,5 1 1
3.        Спроектировать образовательные активности будущего, которые направлены на развитие компетентностей ученика.        
Модель PRoMod среды.   0,5    
Риски при моделировании и модерировании PRoMod среды.   1    
Организация образовательных активностей будущего, которые направлены на развитие компетентностей ученика.     3,5  
Экспертиза организации активностей.       1
4.        Универсальная формула ответственно выбора: миф или реальность?        
Создание формулы ответственного выбора.   0,5    
Практическое применение формулы ответственного выбора.     2 1
5.        Рефлексия и внешняя экспертиза развития компетенции ответственного выбора учащихся школы.        
«Мониторинговая карта» в PRoMod среде, определяющая уровень развития компетенции ответственного выбора в PRoMod среде.   1   0,5
Экспертиза мониторинговой карты.     1 1
6.        Могут ли современные Интернет-технологии формировать компетенцию ответственного выбора?        
ИКТ технологии, Интернет-пространство, способствующие развитию компетенции ответственного выбора.   0,5 1  
Совместное проектирование ресурсной страницы «PRoMod среда – ресурс для развития компетенции ответственного выбора».     1  
7.        Рефлексия и внешняя экспертиза деятельности: снимает противоречия или добавляет вопросы?        
Рефлексия. Внешняя экспертиза.       1
Перевод проблемы в задачу.   0,5    
    6,5 11 6,5

3. Способы оценки результатов стажировки.

  1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Внешняя оценка будет осуществляться следующими способами:

  • размещение итогов стажировки на школьном сайте http://школа100.рф/ и на моем сайте http://lovenglish.tk/ с возможностью оставлять комментарии;
  • оценка детей-участников стажерских проб через Интернет-голосование в группе в vk «Родные про100ры», качественную оценку;
  • проведение экспертизы другими участниками стажировочной площадки – экспертные листы, баллы (формирующее оценивание).
  • размещение наработок на сайте проекта «Школа Росатома».

2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Самооценивание будет проводиться в процессе всей деятельности на стажировочной площадке через заполнение созданной стажерами «Мониторинговой карты», создание постера «Я ответственный в PRoMod среде».