Авторская программа стажировки «Медиаинсайт как универсальная технология, выстроенная на принципах индивидуализации, в альтернативу индивидуальному подходу»

Список участников стажировки:

  1. Березкина Ирина Александровна, г.Саров
  2. Жданова Ольга Борисовна, г.Новоуральск
  3. Карлова Галина Ивановна, г.Северск
  4. Крупенева Екатерина Юрьевна, г.Зеленогорск
  5. Лашина Галина Владимировна, г.Саров
  6. Нетреба Елизавета Юрьевна, г.Новоуральск
  7. Подольская Роза Сабировна, г.Трехгорный
  8. Поносова Вера Вениаминовна, г.Новоуральск
  9. Прохорова Инна Александровна, г.Заречный ЗАТО
  10. Савченко Елена Михайловна, г.Полярные Зори
  11. Сапегина Мира Александровна, г.Сосновый Бор
  12. Стрелкова Екатерина Александровна, г.Саров
  13. Сусарина Татьяна Владимировна, г.Новоуральск
  14. Хасанова Наталия Евгеньевна, г.Новоуральск
  15. Ширкина Инна Михайловна, г.Зеленогорск

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Самостоятельное овладение участниками стажировки способов в проектировании и модерировании медиаинсайта как универсальной технологии, выстроенной на принципах индивидуализации в альтернативу индивидуальному подходу.

 

1.2. Задачи программы:

  1. Актуализировать потребности и осознание собственных ресурсов стажерами в формировании икт-компетенции как способности реализовать технологию медиаинсайта, выстроенную на принципах индивидуализации в альтернативу индивидуальному подходу.
  2. Организовать конструирование стажерами критериальной карты оценки успешности продукта медиаинсайта как универсальной технологии, выстроенной на принципах индивидуализации в альтернативу индивидуальному подходу.
  3. Обеспечить стажерам возможность исследовать формы работы, в которых реализуется универсальная технология медиаинсайта, выстроенная на принципах индивидуализации, в альтернативу индивидуальному подходу, чтобы сформировать видение медиаинсайта как инновационной формы обучения и самореализации участников программы стажировки;
  4. Спланировать совместную работу стажеров и обучающихся для проектирования и реализации технологии медиаинсайта через апробирование выборочных приемов;
  5. Организовать рефлексию и самооценку стажерами своей деятельности после внедрения разработанной ими на стажировке модели медиаинсайта.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Современный учитель обязан выстраивать свою работу в соответствии с требованиями ФГОС, в основу которого положен системно-деятельностный подход, чтобы понимать школу как платформу ответственного выбора личностной траектории роста, направляемой учителями-наставниками. Но мы сталкиваемся с серьезными противоречиями: низкий уровень ИКТ-компетенции учителей не соответствует запросам обучающихся; ресурсов образовательного учреждения недостаточно, чтобы образовательное событие выходило за рамки «школьного»; классно-урочная система затрудняет получение полноценного объемного знания; отсутствие разновозрастных групп проводит четкую границу между учениками, затрудняя их коммуникативное взаимодействие; обращая внимание на запросы обучающихся, школьный коллектив зачастую придерживается индивидуального подхода, хотя необходимо реализовывать принципы индивидуализации. Для того чтобы сократить эти проблемы, необходима технология, которая сможет объединить группы детей и взрослых, позволит выйти за привычные рамки школьных кабинетов, но в то же время будет использовать общую и доступную для всех образовательную среду. Такой технологией, выстроенной на принципах индивидуализации, в альтернативу индивидуальному подходу, является технология медиаинсайта.

Слово «медиа» понимается в современном виде слишком узко, ассоциируется только с СМИ. Торонтская школа теории коммуникации изначально трактовала медиа как совокупность средств, способов и средового существования для создания и распространения любой информации, где человек и создатель, и посредник, и потребитель. Индивидуальные человеческие особенности восприятия информации позволяют настолько расширить перечень приемов медиа, что каждый участник найдет свой способ получения и передачи информации.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств медиа с целью формирования культуры общения, творческих способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию текстов, к пониманию социокультурного и гражданского контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем. Медиаобразование как часть общего образования школьников может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.), дистанционным или непрерывным с учебным временем. Отвечая нуждам современной педагогики в развитии личности, медиаобразование расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися, а комплексное изучение видов передачи медиа помогает исправить, например, такие существенные недостатки традиционного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи.

Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиа, усвоение знаний о медиакультуре. При этом медиаобразование, сочетая в себе лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс создания произведений медиакультуры, то есть погружает обучающихся во внутреннюю лабораторию основных медиапрофессий.

Слово «инсайт» определяется В. Келером как «внезапное разрешение ситуации», «озарение», нахождение неординарного выхода из вызова, прорыва в понимании самой сути вызова и ответа на него.

Таким образом, медиаинсайт – технология, выстроенная на принципах индивидуализации, в альтернативу индивидуальному подходу, использующая ресурсы и возможности медиапространства, позволяющая включать разновозрастные и разноуровневые группы для восприятия информации и создания собственного продукта в ответ на нее.

Работа с медиа позволяет включить множество участников, каждый из которых найдет свою роль, которую можно поменять, усовершенствовать, размножить. Условия индивидуализации реализуются в создании особой среды, где микроколлективы, выстраивая иерархию функций через прохождение этапа смыслового дайвинга или даже доджера (как одного из самых популярных стартов медиа) создают идею инсайта – наиболее эффективный, интересный, уникальный, но тиражируемый, оптимальный по затратам временных, материальных, личностных и энергоресурсов медиаформат.

Для мониторинга и оценки эффективности медиаинсайта исследуются количественные и качественные показатели, получаемые в результате ведения онлайн голосования или подсчета статистических данных, рефлексивных техник и освещения работы в образовательном и медиапространстве.

Медиаинсайт построен на системно-деятельностном подходе и обеспечивает достижение обучающимися результатов ФГОС общего образования, основные из которых:

  • личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в той среде, которая им комфортна, система значимых социальных и межличностных отношений выстраивается от потребности получения результата и формируется по степени овладения теми или иными навыками;
  • метапредметные: нестандартная форма процесса работы и ее продукта развивает умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; влияние экспертных оценок позволяет соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; работа в группе дает возможность оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; во время работы формируется и развивается компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области виды деятельности, новые знания и их преобразование и применение в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного и творческого типов мышления.

Индивидуализация образовательного процесса, организованного с помощью погружения в медиасреду, обеспечивается субъектной позицией ученика, возможностью действовать по собственному замыслу, осознавать восполнять свои дефициты во время моделирования и проб.

Продукты медиаинсайта могут быть организованы на этапах:

  • Изучения предметной темы;
  • Проведения и представления учебного исследования, проекта;
  • Составления и рефлексии индивидуального образовательного маршрута;
  • Планирования и организации любой совместной деятельности субъектов образования (учитель, ученик, родитель и пр.);
  • Организации рефлексивного маршрута по степени овладения теми или иными знаниями и умениями.

Участникам стажировки предлагается самостоятельно овладеть способами проектирования медиаинсайта, поучаствовав как в индивидуальном его создании, так и в модерировании ученического проекта, оценить его эффективность.

Стоит отметить, что образовательное пространство МАОУ СОШ №72 открыто для апробирования технологии медиаинсайта, поэтому стажировка позволит реализовать и проанализировать все этапы внедрения технологии: от вызова до реализации. Непосредственными участниками работы площадки будут являться не только стажеры и руководитель стажировочной площадки, но и коллектив МАОУ СОШ №72 и ее учащиеся, а также коллеги и их воспитанники из школ города, которые будут, в зависимости от модуля программы, выполнять разные роли,обеспечивая максимальную включенность стажеров в реальную деятельность.

Продуктом стажировки станет не только создание алгоритма выбора и оценки образовательного проекта, выполненного в рамках технологии медиаинсайта, но и освоение стажерами таких компетенций, как овладение инструментарием индивидуализации, приемов технологии медиаинсайта, повышение пользовательской компетенции ИКТ, саморефлексии.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Программа стажировки включает 6 модулей и рассчитана на 24 часа.

Модуль 1. «Вызов» (6 часов + предварительный дистанционный режим). Целеполагание.

  1. Дистанционно: «Медиатехнологии в образовательной среде»: первичные проблематизация и целеполагание, проведение «захвата» аудитории по потребностям и актуальности использования современных икт-приемов; коммуницирование участников; размещение тем для ознакомления с целью обеспечения комфортных условий стажировки (facebook); создание самопрезентации;
  2. Интеллектуальный инсайт «Со-медиа». Поиск «болевых» ситуаций использования медиатехнологий.
  3. Приемы реализации медиаинсайта (практические занятия совместно со специалистами города и их воспитанниками);
  4. Занятия по оценке образовательной среды на предмет следованию принципам индивидуализации и использования медиатехнологий в обучении.

Модуль 2. «Автовызов. PRинсайт» (2 часа). Проблематизация.

Оценивание и редактирование самопрезентации с использованием информационного приращение средств медиаинсайта; проба создания проекта через личный медиаинсайт: поэтапная реализация проекта самопрезентации деятельности стажера в рамках медиаинсайта и оценка ее эффективности участниками стажировки. Конструирование оценочного листа медиаинсайта.

Модуль Модуль3. «JTинсайт» (6 часов). Пробные действия.

Проведение трейдинга идей проектов в рамках использования технологии медиаинсайта, выстроенная на принципах индивидуализации, в альтернативу индивидуальному подходу, через голосование, формирование рабочей группы стажера и учащихся, создание медиапроекта по спланированной стажером теме. Оценка реализации и эффективности проекта участниками группы и другими стажерами.

Модуль 4. «UNEинсайт». (6 часов). Конструирование.

Конструирование образовательного события в рамках принципа индивидуализации, формирование у стажеров двустороннего видения медиаобразования; презентация проекта и рефлексия позволяют просчитать преимущества и риски выбранного приема медиаинсайта, проверить эффективность образовательного проекта, просчет рисков.

Модуль 5. «Оценка деятельности стажеров». (4часа). Контроль и оценка.

Рефлексия и внешняя экспертиза деятельности; проведение оценочного события; прогнозирование возможностей использования медиаинсайта и его приемов в дальнейшей образовательной деятельности; овладение практическими навыками обобщения собственного педагогического опыта.

 

2.2. Учебный план стажировки.

Этапы стажировки соответствуют этапам технологии медиаинсайта:

  1. Вызов 2. Инкубационный период («вынашивания», организации и распределения идеи) 3. Индивидуальный или групповой инсайт 4. Краш-тест 5. Рефлексия.
Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
Модуль 1. «Вызов» (6 часов)
1.1 Первичные проблематизация и целеполагание, проведение «захвата» аудитории по потребностям и актуальности использования современных икт-приемов; коммуницирование участников; размещение тем для ознакомления с целью обеспечения комфортных условий стажировки. 1
1.2 Организация консультаций и мастерских, необходимых для проектирования индивидуального маршрута стажера.   1,5 1,5 1
1.3 Оценка образовательной среды стажировки, составление оценочного листа. 1
Модуль 2. «PR инсайт» (2 часа)
2 Организация пробы по созданию самопрезентации с применением медиатехнологий, самооценивание работы.   1 1
Модуль 3. «JTинсайт» (6 часов)
3.1 Проведение трейдинга идей. Формирование рабочей группы, организация деятельности участника медиаинсайта; оценка реализации и эффективности проекта участниками группы и другими стажерами. 0,5

 

3 1
3.2 Конструирование оценочного листа реализации продукта технологии медиаинсайта, как технологии, выстроенной на принципах индивидуализации, в альтернативу индивидуальному подходу.     1 0.5
Модуль 4. «UNEинсайт». (6 часов)
4 Конструирование образовательного события, формирование у стажеров двустороннего видения медиаобразования; презентация проекта и рефлексия позволяют просчитать преимущества и риски выбранного приема медиаинсайта, проверить эффективность образовательного проекта, просчет рисков. 0,5 4,5 1
Модуль 5. «RLX инсайт». (4 часа)
  Рефлексия и экспертиза деятельности; проведение оценочного события; прогнозирование возможностей использования медиаинсайта и его приемов в дальнейшей образовательной деятельности; овладение практическими навыками обобщения собственного педагогического опыта. 2 2
Итого 24 часа

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Форма организации оценки Кем организована: Способ фиксации оценки
Оценка качества разработанного проекта, работа с листом оценки, конференция; оценка успешности спроектированного и проведенного совместно с обучающимися и коллегами продукта с применением освоенной технологии, рефлексивные столы. Взаимооценивание, экспертная оценка, экспертная группа из числа учащихся и педагогов. Устная рецензия с предварительным обсуждением критериев, работа с индивидуальным маршрутным листом стажера, оценочными листами, оценочные бланки, опросы участников в социальных сетях, видео и фото фиксация.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Самооценивание является обязательным элементом любого события, реализуемого в рамках индивидуализации, поэтому формы самооценивания будут присутствовать на каждом этапе стажировки, как фиксатор изменения качественного состояния стажеров. Одной из основных работ по оцениванию своего продвижения в пространстве стажировки будет составление и правка индивидуального маршрутного плана стажера – способа отслеживания продвижения участника стажировки в освоении программы. Одной из форм самооценивания будет рефлексивное эссе.

Результаты работы стажеров признаются успешными, если стажер следует заданному им маршруту и одновременно с этим корректирует и дополняет его.