Авторская программа стажировки «Школьный технопарк» как образовательная среда, формирующая у учащихся компетенцию ответственного выбора»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Багарякова Светлана Геннадьевна, Новоуральск
  2. Бакулин Павел Валерьевич, Саров
  3. Батина Елена Алексеевна, Новоуральск
  4. Белозерова Алла Анатольевна, Курчатов
  5. Вершинина Нина Николаевна, Трехгорный
  6. Горбатенко Светлана Александровна, Новоуральск
  7. Идрисбаева Светлана Николаевна, Полярные Зори
  8. Кадочникова Ольга Ильинична, Новоуральск
  9. Кочеткова Ольга Валентиновна, Балаково
  10. Любушина Ольга Николаевна, Заречный ЗАТО
  11. Пичугина Галина Алексеевна, Саров
  12. Польская Мария Сергеевна, Снежинск
  13. Поспелова Татьяна Ивановна, Железногорск
  14. Пряхина Ольга Владимировна, Сосновый Бор
  15. Шигаева Надежда Радиковна, Саров

 

Информационный блок программы

  • ФИО разработчика – Маковеева Наталья Викторовна
  • Название программы – «Школьный технопарк» как образовательная среда, формирующая у учащихся компетенцию ответственного выбора.
  • Цель программы: погружение участников стажировки в инженерную образовательную среду лицея, для получения стажерами опыта формирования у учащихся компетенции ответственного выбора.
  • Задачи программы:
    • актуализировать представления стажеров по формированию компетенции ответственного выбора, проектированию и модерированию образовательной среды, событийной педагогике;
    • создать условия для апробирования различного инструментария инженерного творчества для проектирования и исследования в среде «Школьный технопарк»;
    • организовать ситуацию выбора при проведении стажерских проб стажеров с учащимися МАОУ «Лицей»;
    • совместно со стажерами спроектировать среду в сети Интернет для транслирования результатов деятельности и взаимодействия по окончанию стажировки;
    • организовать рефлексию и внешнюю экспертизу стажерских проб.
  • Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Вопрос развития инженерного образования в России является стратегическим для экономической безопасности страны и развития человеческого капитала России. Чтобы реализовать в опережающем режиме стандарты основного общего образования, необходимо особое внимание уделять принципам непрерывного естественнонаучного, физико-математического и технического образования. Эти идеи заложены и в комплексной программе «Уральская инженерная школа» (Указ Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 N 453-УГ «О комплексной программе «Уральская инженерная школа»).

Для повышения качества подготовки технических специалистов необходимо начинать развивать их со школьной скамьи. Именно поэтому очень важно развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, углублять естественно-научное образование и знакомить с инженерным делом.

Одним из эффективных и современных направлений развития школы является создание школьного технопарка.

«Школьный технопарк» в нашем понимании – это среда, создаваемая в образовательном учреждении специально, для перевода теоретических знаний учащихся в реальный продукт, в производство, в товар.

Основные виды деятельности, которые проявляются в среде технопарка:

  • проектная и исследовательская деятельность (в том числе — междисциплинарная);
  • конструкторская деятельность.

«Школьный технопарк» — это место разворачивания и реализации проектных замыслов. Деятельность школьников в исследовательских группах и проектных командах обеспечивает необходимую социализацию, опыт предметного взаимодействия, конструктивного решения содержательных проблем. Формирование разновозрастных групп в исследовательских лабораториях, студиях и мастерских, появление в них студентов и взрослых, состоявшихся в своих профессиях, улучшает качественным образом работу этих структурных подразделений и позволяет формировать различные компетенции учащихся.

Среда «Школьный технопарк» открыта и доступна каждому учащемуся. Каждый ребенок может реализовать свои возможности в любом направлении деятельности — в техническом творчестве, арт-дизайне, рекламе, проектировании, робототехнике, моделировании и прототипировании, микроэлектронике и т.д. В начальной школе ребенок учится выбирать из множества предложенных педагогом вариантов и только пробует делать свои гипотезы. В средней школе в технопарке создаются условия/ситуации для безответственных проб, а в старшей школе учащиеся готовы делать ответственный выбор.

Это позволяет детям сделать выбор направления, сочетая его с личными интересами и потребностями, решать инженерные задачи: видеть/находить/предлагать много вариантов решений проблемной ситуации, фиксировать все предложенные варианты, анализировать, находить сильные и слабые стороны, угрозы, возможности, оценивать каждый вариант, выбрать один вариант и реализовать его, и при этом и нести ответственность за полученные результаты, презентовать их в рамках школьных, городских и областных фестивалях и конференциях.

В рамках стажировки педагоги не просто познакомятся с технопарком лицея, а в деятельностном формате совместно с учащимися опробуют возможности этой среды, пройдут все этапы, как инженерного творчества, так и этапы формирования компетенции ответственного выбора.

Предлагаемая программа стажировки позволяет слушателям, опираясь на имеющийся опыт, включиться в активную практическую работу по  развитию компетентности ответственного выбора у учащихся, организуя ситуацию выбора в  инженерных проектах, выступая в роли тьютора или фасилитатора группы.

Стажеры освоят на практике  технологии и инструменты, реализуемые в инженерном образовании, создадут портфель педагогических идей, разработают критерии оценки сформированности компетенции ответственного выбора у учащихся, пройдут стажерские пробы в формате образовательного события.

Программа стажировки предполагает использование дистанционной части (знакомство участников, анкетирование через Google-форму, формирование Интернет-пространства стажировки, совместное редактирование документов) и очной (практические занятия, стажерские пробы), которые отражаются в едином информационном ресурсе стажировки – сообществе, организованном на платформе Facebook.

В результате реализации программы участники стажировки приобретут следующие профессиональные приращения:

  • владение технологией формирования компетенции ответственного выбора в образовательной среде «Школьный технопарк»;
  • коммуникативная компетентность в ситуации неопределенности и жесткого тайминга;
  • организация детской ретроспективной и перспективной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
  • способность выбирать и эффективно использовать инструменты «Инженерной школы» и технические средства в образовательном процессе и во внеурочной деятельности;

Целевая аудитория

Данная программа ориентирована на педагогов любого предмета.

 

Содержательный блок программы

  • Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки:
  • кабинет информатики и робототехники (15 компьютеров, имеющих выход в Интернет, интерактивная доска, проектор, web-камера, аудиосистема, локальная сеть лицензионное ПО, конструкторы LEGO Mindstorms Education EV3, набор полей);
  • лаборатория высоких технологий: электронный микроскоп, комплект «Science-In-Box» — нано-технологии в чемодане, 3D-принтер, фрезерный трехкоординатный станок с ЧПУ, мобильная естественно-научная лаборатория Лаб-диск Физика, образовательные наборы «Амперика», комплекты «Электроника для начинающих».
  • Программа стажировки рассчитана на 24 часа.

Предстажировочный этап:

On-line занятия, используя возможности Google, актуализация у стажеров имеющегося опыта работы в условиях реализации ФГОС, выявление стажерами собственных профессиональных дефицитов при работе с техническим оборудованием и программными средствами, регистрация в сообществе стажировки на платформе Facebook.

Тема 1 Как создать образовательную среду, чтобы она стала ресурсом для формирования компетентности ответственного выбора учащихся. – 5,5 часов

Погружение в тему  «Школьный технопарк – эффективная образовательная среда», SWOT-анализ. Обсуждение проблемного поля стажировки: образовательная среда, событийные форматы в школе, компетенция ответственного выбора. Форсайт-сессия. Рефлексия в дневнике стажера.

Тема 2 Мастерские «Школы инженеров»: инженерное творчество или площадка для формирования ответственного выбора взрослого и ребенка. – 3,5 часов.

Стажерская проба «Ярмарка идей», направленная на развитие дивергентного мышления стажеров. Мастерские «Школа инженеров» (3D-моделирование, образовательная робототехника, программирование  на  Arduino, конструирование).

Тема 3 Событийная педагогика: что важнее предметный или личностный результат. – 6,5 часов.

Разработка методического портфеля, проектирование события, разработка критериев оценки, при необходимости разработка Интернет-сопровождения проекта. Разработка оценочного инструментария формирования компетенции ответственного выбора у учащихся. Рефлексия в дневнике стажера. Подготовка к стажерской пробе.

Тема  4  Компетенция ответственного выбора: кто несет ответственность — ребенок или педагог. – 5,5 часов

Работа с учащимися лицея, реализация идей в  событийных форматах.

Публикация ссылок на материалы стажерских проб в сообществе. Презентация продукта стажерских проб и методического портфеля стажировки. Рефлексия в дневнике стажера.

Тема  5 Рефлексивный анализ и внешняя экспертиза: для чего необходимы два вида оценивания. Оценка результатов стажировки. – 3 часа

Оценочные события. Внешняя оценка стажерских продуктов. Рефлексия в дневнике стажера.

После каждой темы, стажеры будут отмечать свои суждения по заданному проблемному вопросу на «Стене размышлений». На последнем этапе эти суждения будут отрефлексированы группой.

 

Учебный план стажировки на 24 учебных часа

Таблица 1.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба       Оценочное

         событие

1 Как создать образовательную среду, чтобы она стала ресурсом для формирования компетентности ответственного выбора учащихся.– 5,5 часа
  1.1 Актуализация личностных смыслов участников стажировки. Обсуждение понятийного поля  стажировки.   1    
  1.2 Погружение в тему «Школьный технопарк – эффективная образовательная среда».   1   1
  1.3 SWOT- анализ события.       1
  1.4 Форсайт-сессия.   1    
  1.5 Рефлексия.   0,5    
2 Мастерские «Школы инженеров»: инженерное творчество или площадка для формирования ответственного выбора взрослого и ребенка. – 3,5 часов
  2.1 Стажерская проба «Ярмарка идей»     2  
  2.2 Мастерские «Школа инженеров» (3D-моделирование, образовательная робототехника, программирование на  Arduino, конструирование.   1,5    
3 Событийная педагогика: что важнее предметный или личностный результат.– 6,5 часов
  3.1 Разработка методического портфеля   1    
  3.2 Проектирование события, разработка критериев оценки.   2    
  3.3 Разработка карты оценивания развития компетентности ответственного выбора   2    
  3.4 Интернет-сопровождение.   1    
  3.5 Рефлексия.   0,5    
4 Компетенция ответственного выбора: кто несет ответственность — ребенок или педагог.– 5,5 часов
  4.1 Стажерская проба.     3  
  4.2 Публикация ссылок на материалы стажировки в сообществе. On-line обсуждение в сообществе стажировки.   1    
  4.3 Презентация продукта стажерских проб, методического портфеля стажировки.   1    
  4.4 Рефлексия.   0,5    
5 Рефлексивный анализ и внешняя экспертиза: для чего необходимы два вида оценивания.– 3 часа
  5.1 Заполнение анкеты самооценки       0,5
  5.2 Подведение итогов       1
  5.3 Внешняя оценка стажерских продуктов.       0,5
  5.4 Рефлексия.   1    
Итого 0 15 5 4
Всего 24 часа

 

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажеров

Разработанные в рамках стажировки продукты будут размещены в сообществе стажерской площадки. Внешняя оценка результатов деятельности стажеров обеспечивается внешними экспертами:

Эксперт Конкурса учителей проекта Школа Росатома — Ковалева М.Ю.

Директор МКУ «Информационно-методический центр» — Левина И.В.

Директор МАОУ «Лицей» — Лепихина Е.Г.

Самооценивание стажерами собственных результатов

Стажерам будет предложено:

  • заполнить анкету самооценки обучения по программе;
  • оценить продукт стажерских проб по разработанным критериям;
  • анализ «Стены размышлений»;
  • принять участие в итоговой рефлексии в сообществе стажерской площадки;
  • предложить свой способ организации рефлексии.