Авторская программа стажировки «Формирование компетенции ответственного выбора через коллективную систему обучения с использованием ресурсов внеурочной деятельности»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Вашурина Светлана Олеговна, Заречный СО
  2. Зайцева Ирина Владиславовна, Новоуральск
  3. Крачковская Наталья Евгеньевна, Нововоронеж
  4. Леонова Марина Анатольевна, Курчатов
  5. Макаренко Анна Вячеславовна, Железногорск
  6. Мануилова Ирина Юрьевна, Новоуральск
  7. Павлов Сергей Владимирович, Северск
  8. Подсекина Евгения Александровна, Заречный СО
  9. Потапова Юлия Викторовна, Лесной
  10. Савина Светлана Владимировна, Полярные Зори
  11. Серпунина Юлия Олеговна, Железногорск
  12. Третьякова Оксана Александровна, Курчатов
  13. Чудиновских Людмила Владимировна, Лесной
  14. Шаповал Ольга Леонидовна, Полярные Зори

 

Информационный блок программы.

ФИО разработчика: Мазурова Ольга Александровна.

Название программы: «Формирование компетенции ответственного выбора через коллективную систему обучения с использованием ресурсов внеурочной деятельности».

Цель программы: совершенствование метапредметных компетенций участников стажировки, направленных на формирование компетенции ответственного выбора с помощью технологии коллективной системы обучения, положенной в основу организации внеурочной деятельности.

Задачи программы:

создать условия для осмысления вопроса по использованию коллективных способов обучения в рамках формирования компетенции ответственного выбора;

— сформировать представление о способах моделирования образовательного пространства с использованием ресурсов внеурочной деятельности на примере работы клуба «Юный журналист»;

— создать образовательное пространство, способствующее личностному развитию стажеров;

— включить стажеров в активную практическую деятельность, способствующую развитию метапредметных компетенций участников;

 

Ключевые идеи опыта.

Сегодня много ведется разговоров о том, как организовать образовательный процесс так, чтобы он был максимально эффективен, способствовал всестороннему развитию личности, а приоритетным направлением становится самостоятельное приобретение знаний учащимися и их практическое применение. К сожалению, не всегда подобную форму работы можно организовать на уроке. Но такую возможность предоставляет внеурочная деятельность учеников.

В рамках реализации ФГОС второго поколения внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Именно она объединяет различные виды деятельности, направленные на решение задач развития, воспитания и социализации ребенка. Использование ресурсов внеурочной деятельности направлено, прежде всего, на создание для учащихся условий, способствующих реализации их интересов, развитию индивидуальных способностей, формированию коммуникативной компетенции, осознанному подходу в ситуации выбора. Поэтому ресурсы внеурочной деятельности легли в основу реализации данной программы.

В основу образовательного события стажировки положена технология коллективного способа обучения (КСО). Она позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного события (работая в парах и микрогруппах), обозначать круг вопросов и проблем, которые требуют обсуждения или решения. Принципы данной технологии направлены на установление доброжелательных отношений между всеми участниками образовательного события. Приоритетным становится понятие взаимоуважения, результат может быть достигнут только общими усилиями, активно происходит процесс взаимообучения, взаимоконтроля.

Технология КСО предполагает деятельностный подход в организации образовательного события, который является одной из составляющих ФГОС второго поколения. Благодаря такому подходу будут достигнуты следующие результаты:

-метапредметные: участники работают с различными источниками информации, анализируя ее с точки зрения поставленного вопроса, определяют проблему и самостоятельно ищут способ ее решения, пользуясь имеющимися знаниями, личным опытом,   в ходе решения проблемы самостоятельно делают прогнозы будущих результатов, учитывают результаты других участников группы, соотнося их со своими, активно взаимодействуют со всеми участниками образовательного события;

личностные: развивается умение достигать поставленной цели, самостоятельно находить пути решения проблемы, происходит совершенствование навыков самоконтроля, самоорганизации, самоанализа;

предметные: эффективно используются навыки, сформированные на уроках различной направленности, уровень владения предметным материалом является неотъемлемой частью успешной работы в рамках образовательного события.

 

Содержательный блок программы.

Перечень оборудования.

Технические средства: компьютеры, оснащенные выходом в Интернет, программами Skype, Publisher, PowerPoint, фототехника, позволяющая осуществлять фото и видеосъемку.

Другое: персональная папка стажера с сопроводительной информацией по предстоящей работе. 

 

Программа стажировки.

Содержательный блок 1. Мотивационная деятельность стажеров.   Формирование теоретической базы участников образовательного события.

Содержание блока №1

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…

Ф. И. Тютчев

 

Постановка проблемы (знакомство с содержанием интервью Ю. Грымова журналисту «Учительской газеты»: «Школа не учит детей самостоятельному выбору»). В результате определяется проблема для предстоящей работы.

Практическая деятельность участников.

Распределение на группы (при входе в кабинет, где будут проходить мероприятия, стажеры должны выбрать папку, содержащую перечень памяток; папки будут отличаться только тем, что в каждой есть своя репродукция известной картины, в основе ее сюжета лежит ситуация выбора; участник выбирает ту папку, которая содержит понравившуюся репродукцию).

— Комментарий руководителя стажерской площадки: группам предлагается поработать с различными источниками информации: печатное издание, блог, Твиттер, в которых размещены работы Ю. Грымова или журналистов его редакции. Задача: охарактеризовать представленную информацию (какие события освещены; каково отношение автора к освещаемому событию; какова цель автора материала; какие чувства вызывает материал у читателей). Примерный ответ: все освещенные события вызывают общественный резонанс, автор предлагает свой взгляд на событие, читатели либо согласны, либо противоречат автору ( материал находит отклик у большинства аудитории).

— Вы познакомились с работами тех, кто не может оставить равнодушными нас, читателей. А теперь я предлагаю вам выступить в роли журналистов (выбор сферы деятельности за стажером: печатное издание, блог, работа в Твиттере) и попытаться создать материал, осветив предложенную тему. О ней вы узнаете, познакомившись с мнениями Л. Н. Сараскиной (литературовед, критик. Доктор филологических наук. Член Союза российских писателей. Член жюри премии А. Солженицына.) и Д. И. Писарева об одном из героев известного романа.

Итак, представьте себя журналистами, работающими в Петербурге 19го столетия. Подготовьте материал, выбрав свою точку зрения на совершенный Раскольниковым поступок (оправдать или осудить героя). Но организуйте работу так, чтобы соседние группы не знали выбранной вами точки зрения.

После завершения работы стажеры знакомятся с материалами своих коллег из других групп и пытаются выявить позицию, выбранную их участниками, соглашаются или нет с предложенной точкой зрения. В результате возникает вопрос: « Какое влияние сможет оказать автор материала на аудиторию, если читатели не знают деталей события?»           (авторская позиция порой определяет читательскую реакцию, а значит, формирует общественное мнение).

Аналитическая работа.

Создавая материал, журналист должен руководствоваться правилами журналисткой этики. Составьте свой перечень правил, который стоит использовать любому, кто станет создателем публичного текста ( представление группами своих продуктов)

Рефлексия.

 Пользуясь составленными правилами и сведениями, полученными в ходе сегодняшней работы, смоделируйте образовательное событие для учеников смешанных групп (8-11 кл.), направленное на формирование компетенции ответственного выбора. Возможное направление вашей работы сформулировано в виде вопроса: «Выбор….  Ты уверен, что тебе это нужно?» Возможным помощником в вашей работе станут выдержки из сочинений учеников, посвященные детскому взгляду на понятие «выбор».

              Обдумывая образовательное событие, стажеры проводят SWOT — анализ, который будет использован на этапе рефлексии следующего дня.

 

Содержательный блок 2. Расширение представления о предложенной теме.

Психологический настрой: использование техник арт-терапии для установления эмоционального состояния и настроения участников стажировки с привлечением специалистов.

Практическая деятельность. Финальная стадия моделирования  образовательного события.

Аналитическая работа. Стажерские пробы ( реализация образовательного события с участием учеников школы).

Рефлексия. Анализ матрицы SWOT. Обсуждение

  

Содержательный блок 3. Создание продукта деятельности.

 Постановка проблемы (систематизация полученных знаний в течение стажерской площадки).

Встреча на территории редакции городской газеты «Маяк». Знакомство с редакцией, историей газетного дела в городе.

— Инструктаж по работе над созданием рубрики газеты.

Практическая деятельность. Перед стажерами стоит задача выпустить свою рубрику газеты, посвященную теме стажировки, но для этого необходимо выполнить индивидуальные задания для групп: первой провести опрос на предложенную тему, второй подготовить интервью с одним из участников соседних групп, третьей — подготовить «Страничку советов», посвященную тому, как сделать правильный выбор).

Аналитическая работа. Подготовка участниками группы информации для своей рубрики. Выбор ее названия.

Рефлексия. Презентация собственных рубрик. Создание общего тематического выпуска газеты, который содержит систематизированный материал, итог стажировки.

Учебный план стажировки

   

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное          событие
  Содержательный блок №1.

Мотивационная деятельность стажеров. Формирование теоретической базы участников образовательного события.

Задачи блока №1:

— организовать «этап вызова» с целью формирования мотивации стажеров;

— сформировать у участников теоретическую базу по поставленной проблеме посредством выполнения практических задач;

— организовать аналитическую работу участников, способствующую систематизации полученной информации;

— организовать этап рефлексии, самоанализа проделанной работы с целью формулировки единых взглядов в рамках поставленной темы.

   

 

   

 

 

1.

Знакомство.  Формулировка темы и проблемы.  

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Распределение на группы. Комментарии. Работа с различными источниками информации.  

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

3. Создание собственного материала для СМИ.   1

 

 

 

 

 

1  

 

 

4. Создание образовательного события.    

 

 

 

 

3  
  Содержательный блок №2.

Расширение представления о предложенной теме.

Задачи блока №2

выявить эмоциональный настрой участников стажерской площадки;

— создать благоприятный психологический климат внутри коллектива для дальнейшей успешной работы;

— вовлечь стажеров в активную практическую деятельность с целью расширения понятийного аппарата в рамках поставленной темы;

     

 

 

 

 

 
  Арт-терапия 0,5 0,5    

 

 

  Финальная стадия создания образовательного события.  

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

  Реализация образовательного события.    

 

 

4  
  Рефлексия    

 

 

 

 

 

 

 

 

1
  Содержательный блок 3. Применение накопленной информации в рамках предложенной темы. Создание продукта деятельности.

Задачи блока №3.

создать условия для практического применения накопленного материала;

— организовать деятельность стажеров, направленную на создание готового продукта;

— способствовать совершенствованию ИКТ-компетенции участников посредством привлечения специалистов редакции газеты «Маяк»;

— способствовать созданию собственной модели образовательного события с использованием ресурсов внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 
1. Экскурсия в газете «Маяк», знакомство с историей возникновения журналистского дела в городе Сосновый Бор. 1    

 

 
2. Инструктаж специалистов газеты по дальнейшей работе над созданием рубрики газеты. 0,5      

 

3. Работа над сбором информации для рубрик.   2    

 

4. Создание газетных рубрик с использованием специальных программ верстки.     2,5  
5. Презентация рубрик.     1  
6. Подведение итогов стажерской площадки.       1
  Итого: 24 3 6,5 12,5 2

 

Способы оценки результатов стажеров.

Результаты работы стажировочной площадки будут оцениваться на внешнем уровне кандидатом педагогических наук, учителем МГБОУ «СОШ №553 с углубленным изучением английского языка» г. Санкт-Петербург Андрощук Н.А., доцентом кафедры литературы Института филологии Липецкого Педагогического Университета Расторгуевой В.С.

Самооценка производится стажерами с помощью ведения личного дневника, учитывающего достижения на определенном этапе, прогнозы и перспективы. В стажерской группе социальной сети «Вконтакте» размещаются отзывы, пожелания, размышления о проведенных стажировочных мероприятиях.

 

Полезные материалы

 

  Рабочий материал для стажеров
  Развернутый план стажировки