Авторская программа стажировки «Концептуальное моделирование через ассоциативное поле, выстроенное на принципах индивидуализации»

Список участников стажировки:

  1. Абдалова Анастасия Геннадьевна, г.Новоуральск
  2. Барышникова Мария Вячеславовна, г.Новоуральск
  3. Вылкова Ирина Михайловна, г.Трехгорный
  4. Горелова Екатерина Сергеевна, г.Трехгорный
  5. Есина Евгения Валерьевна, г.Лесной
  6. Иштыбаева Татьяна Геннадьевна, г.Заречный СО
  7. Коломыцева Ирина Дмитриевна, г.Озерск
  8. Корепанова Ольга Рашидовна, г.Лесной
  9. Курочкина Татьяна Владимировна, г.Новоуральск
  10. Липатова Кира Александровна, г.Заречный ЗАТО
  11. Орлова Татьяна Николаевна, г.Снежинск
  12. Шеянова Юлия Николаевна, г.Сосновый Бор
  13. Щепелина Евгения Витальевна, г.Новоуральск

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Создание условий для освоения стажерами способа концептуального моделирования через ассоциативное поле, выстроенного на принципах индивидуализации для оптимальной организации индивидуализированного образовательного процесса.

 

1.2. Задачи программы:

  • организовать погружение стажеров в практико-ориентированную деятельность по заданным модулям;
  • исследовать содержание ассоциативного поля, классифицируя его объекты на реальные, ролевые и инциденты;
  • разработать совместно с участниками образовательной деятельности концептуальную модель посредством структуризации атрибутов ассоциативного поля и найти пути ее реализации;
  • транслировать результаты приобретенного опыта в сети Интернет (сайт МБОУ «СОШ № 110», сайт «Школы Росатома»);
  • организовать ситуацию рефлексии и возможность получения интерактивной внешней оценки стажерских проб, в том числе от обучающихся МБОУ «СОШ № 110»;
  • создать среду для дальнейшего общения стажеров.

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты определил необходимость поиска педагогами современных и нестандартных подходов к организации работы с обучающимися, позволяющих обеспечить индивидуализацию образовательного процесса. Согласно ФГОС, требования к метапредметным результатам включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; наличие ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; умение ставить цели и строить жизненные планы. Эффективному формированию соответствующих умений будет способствовать включение обучающихся в деятельность, реализация которой требует активизации этих умений.

Существует принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании.

Так, индивидуальный подход в образовании направлен на поддержку эффективности самого процесса обучения, и в этом случае педагог является главным звеном в обучающей системе: учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, и затем, проведя анализ средней успеваемости, подготовки и успешности, педагог подбирает определенные формы, средства и методы обучения не для отдельной личности, а для общей массы учащихся. В итоге, при индивидуальном подходе каждого конкретного ученика сравнивают не с самим собой, а сравнивают его достижения и успехи с достижениями и успехами других ребят в классе.

В свою очередь, индивидуализация процесса обучения, указывает на то, что позиция ученика становится активной, т.е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить ученика самостоятельно управлять своей образовательной траекторией. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник. При таком подходе педагог помогает ученику выявлять и нарабатывать собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.

Существует концептуальное моделирование, которое позволяет обеспечить индивидуализацию образовательного процесса. Овладение процессом моделирования позволит обучающимся выстроить свою образовательную траекторию.

Для реализации концептуальной модели необходимо организовать оптимальное образовательное пространство, которое будет работать на основной замысел: обеспечить избыточность (дефицит), предоставить условия для выбора, убрать ограничения, дать полную свободу, тьюторское сопровождение, учесть возможные источники и инструменты для работы.

Стажеры получат возможность смоделировать такое образовательное пространство и реализовать в нем разработанную модель, которая бы могла служить запуском их субъектных проявлений в направлении образовательного содержания.

Освоение технологии концептуального моделирования на уроке строится по следующей схеме.

Концептуальное моделирование через ассоциативное поле – это индивидуальный способ обучения, включающий в себя деятельность по структуризации предметной области. Его цель – через ассоциации выявить перечень предметов, объектов, факторов и явлений, полный набор которых позволит реализовать поставленные перед обучающимися цели и задачи.

На первом этапе этой деятельности проводится расчленение (выделение, разбивка) предметной области на ряд подобластей (уровней), характеризуемых целостностью их восприятия. При этом требуемый критерий целостности восприятия дает право продолжать расчленение до тех пор, пока рассматриваемый объект не перестанет восприниматься как в свою очередь состоящий из объектов, т.е. до элементарного, неделимого уровня.

Результаты концептуального моделирования через ассоциативное поле являются базисными для реализации поставленных перед обучающимися задач. Чтобы выстроить концептуальную модель, необходимо детально поработать с объектами ассоциативного поля (абстракциями множества предметов реального мира), которые и будут ее составлять.

Можно выделить три вида объектов (атрибутов): реальные – предметы реального мира (абстракции реальных объектов); ролевые (абстракции цели или назначения человека); инциденты (абстракция произошедшего или случившегося).

На втором этапе идет работа по изучению внутренних связей объектов, где важно вычленить в общем решении задачи существенный элемент. Затем полученный проект модели корректируется, доводится до «идеала». Важно понимать, что концептуальная модель не имеет ничего общего со схемой. Схема – это наглядное пособие к объяснению, иллюстрация предлагаемых знаний, а модель – это результат обобщающего, абстрагирующего процесса, который всегда может преобразоваться.

Следующим этапом является поиск путей реализации данного продукта «ассоциативного творчества». Таким образом, концептуальное моделирование проходит в несколько этапов: «ассоциативное рисование»; фиксирование собственных ассоциаций; выделение, обобщение ключевых понятий; этап подведения к общему результату.

Подобная деятельность содержит в себе оптимальную комбинацию таких УУД, как умение самостоятельно определять цели обучения, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение организовывать учебное сотрудничество и т.д.

Ассоциативное поле, смоделированное на базе ассоциатов, полученных в свободном ассоциативном эксперименте – это база для концептуального моделирования. Оно может содержать в себе разный объем ассоциа­тивных групп у разных индивидуумов. Чем шире набор обязательных внутренних и факультативных внешний ассоциаций, тем интереснее проходит работа по формированию концептуальной модели. Поэтому моя цель заключается в том, чтобы в ходе ассоциативного эксперимента создать оптимальные условия для активной работы по формированию общих и персональных, простых и сложных ассоциативных полей.

Концептуальное моделирование позволяет самостоятельно выстраивать собственную образовательную траекторию.

Использование таких форм работы, как «Imaginarium», «Activity», образовательные игры «Dixit», «Concept», интеллектуальные игры «Самый умный», конкурс проектов «Моя концептуальная модель», тематические фото – кроссы «Это любовь», «Что будет, если…», предметные карусели, интегрированные уроки ИКТ + русский язык, ИКТ + литература, литература + изо, уроки – дискуссии «Современный или устаревший язык мы изучаем?», «Влияют ли мультфильмы на детскую речь?», «Оказывает ли влияние имя на судьбу человека?» позволяет получить опыт качественного процесса моделирования, сформировать у обучающихся высокую учебную мотивацию.

В содержании обучения я выделяю следующие аспекты: материальный (единицы языка и речи), идеальный (предмет речи, темы, проблемы), процессуально-деятельный (действия в целях решения учебных задач), а также эмоционально-ценностный аспект. Моя задача заключается в организации такого образовательного пространства, в котором каждый обучающийся через собственный опыт самостоятельно смог бы прийти к планируемому результату.

Стоит отметить, что в своей практике я делаю акцент на то, что каждый обучающийся создает свою собственную модель в ходе ассоциативного эксперимента. Подобная работа основывается на системе научно-теоретических понятий и объектов ассоциативного поля, которая формируется в ходе индивидуальной образовательной деятельности. Это доказывает то, что научные понятия, философские концепции, критические выводы нельзя заучить, их необходимо сформировать в сознании ребенка посредством его собственного восприятия и осмысления. Только пропустив через себя ряд предложенных проблем, обучающийся сможет их проанализировать, сделать определенный вывод, а затем сравнить его с позицией «критиков». Это позволяет не просто механически усваивать материал, но и осмысливать его с учетом собственной мировоззренческой позиции, своей системы духовных ценностей. Фиксирование же своих наблюдений (создание концептуальной модели) необходимо для того, чтобы придать собственным размышлениям законченный вид. Все это работает на то, что ребенок не только актуализирует свой личностный потенциал, но и понимает точки собственного роста. Также в процессе создания концептуальной модели через ассоциативное поле и поиска путей ее реализации в образовательном пространстве происходит расширение познавательных возможностей обучающихся, построение межпредметных связей не на междисциплинарном, а на жизненном уровне, успешная социализация школьников, активизация образовательной и воспитательной деятельности в целом.

Для достижения подобных результатов, а также для создания индивидуальной образовательной траектории для обучающегося в образовательной среде, я предлагаю стажерам освоить способ концептуального моделирования через ассоциативное поле, выстроенное на принципах индивидуализации.

Разработанная программа стажировки даст возможность стажерам осознать, что индивидуализация позволяет ребенку осознать субъектную позицию по отношению к собственному образованию, наделить его ответственность за собственную жизнь, и одним из инструментов, которые могут это обеспечить, выступает концептуальное моделирование.

Участники стажировки смогут освоить концептуальное моделирование, на его основе выстроить собственный образовательный маршрут на 3 дня, смоделировать деятельность с обучающимися по созданию концептуальной модели.

 

Содержательный блок программы.

 

2.1. Программа стажировки.

Программа стажировки включает в себя три учебных модуля.

Формы обучения: воркшоп, брифинг, коворкинг, индивидуальная работа, дидактическая и сюжетная игра, фото-кросс, прямой ассоциативный эксперимент, мастер-класс, образовательное событие «Интеллектуальное караоке».

Модуль 1. Концептуальное моделирование через ассоциативное поле, выстроенное на принципах индивидуализации, как современная форма организации индивидуализированного образовательного процесса.

  1. Брифинг по обозначению проблемного поля деятельности стажерской площадки. Планирование собственных результатов стажировки. Проведение входной диагностики.
  2. Фото-кросс «Творческий взрыв» (реальные, ролевые атрибуты предложенного понятия и инциденты в объективе фотокамеры).
  3. Стажерская проба №1. Прямой ассоциативный эксперимент. Коворкинг « Презентация атрибутов (объектов: реальных, ролевых, инцидентов) ассоциативного поля».
  4. Стажерская проба № 2. Воркшоп «Создание концептуальной модели через ассоциативное поле» (индивидуальная работа по изучению внутренних связей объектов (полученных абстракций), систематизация, моделирование, корректировка).
  5. Рефлексия дня через игру «Activity», оформление «бортового журнала». Обмен мнениями посредством media stakeout.

Модуль 2. Организация оптимального образовательного пространства для реализации концептуальной модели – продукта индивидуального «ассоциативного творчества».

  1. Стажерская проба №3. Организация и проведение образовательной игры ««Dixit».
  2. Анализ полученных в ходе игры результатов, подготовка к мастер-классам.
  3. Стажерская проба №4. Проведение мастер-классов с целью дальнейшей реализации концептуальной модели.
  4. Образовательное событие «Интеллектуальное караоке». Презентация и обсуждение полученных в ходе проведения мастер-классов образовательных продуктов, конструирование модели нового образовательного события.
  5. Стажерская проба №5. Организация работы творческих лабораторий (создание творческих проектов, которые будут составлять структуру, наполнят содержанием новое образовательное событие).
  6. Апробация проектов, дискуссия, корректировка.
  7. Рефлексия дня через игру «Concept», составление мини-эссе.

Модуль 3. Проведение образовательного события и оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов.

  1. Стажерская проба №6. Организация работы творческих лабораторий (контрольные пробы творческих проектов).
  2. Проведение образовательного события.
  3. Анализ проведенного образовательного события, оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов.
  4. Создание кейса по теме «Концептуальное моделирование через ассоциативное поле, выстроенное на принципах индивидуализации» с использованием материалов трех дней стажировки.
  5. Итоговая рефлексия по программе стажировки через игру «Imaginarium» (подведение итогов стажировки (личностное приращение стажеров), самоанализ и самооценка педагогами результатов своей деятельности на стажировке).

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное

событие

1. Модуль 1. Концептуальное моделирование через ассоциативное  поле, выстроенное на принципах индивидуализации, как современная форма организации индивидуализированного образовательного процесса.   2,5 3 2,5
1.1. Брифинг по обозначению проблемного поля деятельности стажерской площадки. Планирование собственных результатов стажировки. Проведение входной диагностики.   1   0,5
1.2. Фото-кросс «Творческий взрыв» (реальные, ролевые атрибуты предложенного понятия и инциденты в объективе фотокамеры).   1,5   0,5
1.3. Прямой ассоциативный эксперимент. Коворкинг «Презентация атрибутов (объектов: реальных, ролевых, инцидентов) ассоциативного поля».     1 0,5
1.4. Воркшоп «Создание концептуальной модели через ассоциативное поле» (индивидуальная работа по изучению внутренних связей объектов (полученных абстракций), систематизация, моделирование, корректировка).     1,5 0,5
1.5. Рефлексия дня через игру «Activity», оформление «бортового журнала». Обмен мнениями посредством media stakeout.     0,5 0,5
2. Модуль 2. Организация оптимального образовательного пространства для реализации концептуальной модели – продукта индивидуального «ассоциативного творчества».   2,5 3 2,5
2.1 Организация и проведение образовательной игры ««Dixit».     0,5  
2.2. Анализ полученных в ходе игры результатов, подготовка к мастер-классам.   0,5   0,5
2.3. Проведение мастер-классов с целью дальнейшей реализации концептуальной модели.     1 0,5
2.4. Образовательное событие «Интеллектуальное караоке». Презентация и обсуждение полученных в ходе проведения мастер-классов образовательных продуктов, конструирование модели нового образовательного события.   1   0,5
2.5. Организация работы творческих лабораторий (создание творческих проектов, которые будут составлять структуру, наполнят содержанием новое образовательное событие).     1,5  
2.6. Апробация проектов, дискуссия, корректировка.   0,5   0,5
2.7. Рефлексия дня через игру «Concept», составление мини-эссе.   0,5   0,5
3. Модуль 3. Проведение образовательного события и оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов.   4,5 2 1,5
3.1. Организация работы творческих лабораторий (контрольные пробы творческих проектов).     1  
3.2. Проведение образовательного события.   1 1  
3.3. Анализ проведенного образовательного события, оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов.   1   0,5
3.4. Создание кейса по теме «Концептуальное моделирование через ассоциативное поле, выстроенное на принципах индивидуализации» с использованием материалов трех дней стажировки.   2    
3.5. Итоговая рефлексия по программе стажировки через игру «Imaginarium» (подведение итогов стажировки (личностное приращение стажеров), самоанализ и самооценка педагогами результатов своей деятельности на стажировке).   0,5   1
    0 9,5 8 6,5

 

Способы оценки результатов стажировки.

Стажеры:

  • готовят презентационные материалы по результатам индивидуальной работы;
  • выбирают оптимальную форму презентации продукта индивидуальной деятельности, используя имеющееся оборудование;
  • выступают в качестве экспертов при оценивании продуктов других стажеров;
  • организуют и проводят образовательное событие.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Созданные стажёрами материалы будут размещены на сайте МБОУ «СОШ №110» для экспертизы и интернет-опроса педагогического сообщества, на сайте проекта «Школа Росатома».

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Будет организовано на протяжении всей стажировки. Входная диагностика позволит зафиксировать стажерам проблемные зоны по тематике стажировки. Результаты входной диагностики стажеры зафиксируют в своем дневнике стажировки. По результатам оценочных событий стажеры будут фиксировать в дневнике стажировки свое индивидуальное продвижение с использованием приемов эссе, заполнения «бортового журнала», посредством media stakeout, оценочных листов. По завершении работы стажёры оценивают степень своей готовности к концептуальному моделированию через ассоциативное поле в своей образовательной организации.