Образовательное событие «Город наших фантазий»

  Положение  о мероприятии «Образовательное событие «Город наших фантазий»
  ПРЕСС-РЕЛИЗ «Снежинск ждёт дошколят и их родителей на образовательное событие «Город наших фантазий»

Положение

о мероприятии «Образовательное событие «Город наших фантазий»

для воспитанников дошкольных образовательных учреждений

городов-участников проекта «Школа Росатома»

I.Общие положения.

1. Настоящее Положение регламентирует порядок и условия проведения мероприятия «Образовательное событие «Город наших фантазий» для воспитанников дошкольных образовательных учреждений городов-участников проекта «Школа Росатома».

2. Организаторами мероприятия являются МКУ «Управление образования администрации города Снежинска», МБУ «Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений», МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени В.М. Комарова», МБДОУ № 14 города Снежинска.

3. Цели мероприятия.

  • Создание условий для развития начальных социальных и учебно-познавательных компетенций у дошкольников через вовлечение детей и их родителей в решение проблемных задач посредством проектной, изобретательской, познавательной, продуктивной деятельности, художественного и технического творчества.
  • Создание единого пространства для профессионального общения педагогов дошкольных образовательных организаций, укрепление творческих связей городов-участников проекта «Школа Росатома» в реализации новых образовательных форматов работы с дошкольниками, соответствующих ФГОС ДО.

4. Задачи мероприятия.

  • Развивать у детей дошкольного возраста творческую самостоятельность, фантазию, коммуникативные компетенции (умение договариваться со сверстниками, вырабатывать общее решение, воспринимать толерантно чужие мнения).
  • Создавать ситуации выбора и самостоятельного решения проблем для выхода детей из привычных, определенных взрослыми способов деятельности и решения задач, проявления образовательной активности ребенка, интереса к созданию и презентации продуктов образовательной деятельности.
  • Мотивировать педагогов к использованию инновационных форм организации совместной деятельности детей и их родителей (образовательное событие) с учётом потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
  • Способствовать развитию у родителей и педагогов фасилитаторской позиции по отношению к детям.

5. Идея мероприятия.

Основная идея образовательного события «Город наших фантазий» заключается в практической реализации деятельностного подхода в образовании детей дошкольного возраста в год экологии в РФ, создании условий для самостоятельного решения ими проблем и творческого воплощения собственных идей.

Современное дошкольное образование медленно осмысливает положения ФГОС ДО, с трудом перестраивается на изложенные в нём принципы предоставления свободы выбора детьми путей, способов развития и образования. Взрослым привычно выполнять роль учителя, знающего, как должен развиваться ребенок и чему его надо учить. Выполняя эту «миссию» взрослые направляют образование ребенка в рамки разработанных ими программ, осуществляют контроль и дают оценку их выполнения. Дошкольники привыкают следовать за взрослым, получать готовые знания, копировать предлагаемые способы переработки информации и действий.

Вызовы времени, современная социокультурная среда требуют от молодых людей 21-го века таких базовых компетенций как нацеленность на самостоятельное определение своего пути образования, приобретения новых компетенций; способность сотрудничать, высокая социальная активность и толерантность, креативность и критическое мышление, информационная грамотность. Формирование и развитие указанных компетенций возможно в специально создаваемых педагогами условиях с самого рождения ребенка. Таковыми условиями являются:

  • возможность свободного выбора деятельности ребенком;
  • насыщенная развивающая среда, которая соответствует возрастным особенностям детей, провоцирует и предоставляет ребенку возможность активно реализовать свои природные задатки, взаимодействовать со сверстниками, самостоятельно решать проблемы, получать информацию, перерабатывать ее разными способами;
  • взрослый, который создает социокультурную развивающую среду, поддерживает ее и является посредником между средой и ребенком, помогая тем самым ребенку в его саморазвитии.

Соответственно и формы взаимодействия с детьми должны работать на формирование начальных компетенций дошкольников, способствовать развитию их самостоятельности, независимости, креативности и т.п.

Образовательное событие является именно такой формой. Оно направлено на решение конкретной задачи, получения некоего продукта, предполагает включенность участников в совместный поиск, совместное получение результата в ситуации неопределенности, когда ребенку приходится находить в себе новые ресурсы, преодолевать имеющиеся границы знаний и умений, выходить за эти границы. Образовательные события, организуемые в средней школе, рассчитаны на сформированность у школьников регулятивных функций, умения удерживать конечную цель, использовать достаточно широкое информативное пространство для поиска путей достижения цели.

У детей дошкольного возраста указанные функции находятся в стадии формирования. Точно так же, как и способность к оцениванию своих сил и способность к рефлексии. В стадии формирования находятся умения принять мнение других, найти компромиссное решение ради совместного достижения цели. Именно поэтому организация и проведение образовательного события для дошкольников имеет свои особенности:

  • дети могут участвовать в них совместно с родителями или другим значимым взрослым;
  • идея образовательного события, задачи, которые ставятся перед участниками, должны соответствовать возрасту дошкольников, их интересам, быть доступны для понимания и выполнимыми;
  • с учётом возрастных особенностей дошкольников и характером интересной, самостоятельно инициируемой деятельности, дети дошкольного возраста могут быть активными достаточно продолжительное время. Образовательное событие для них может продолжаться до 1,5-2-х часов.

Участники образовательного события будут иметь возможность погрузиться в активную творческую деятельность, отработать разные роли от творца идей до их воплощения в конкретных продуктах.

II. Участники мероприятия.

1. Заочный этап.

К месту проведения мероприятия каждого ребёнка дошкольного возраста сопровождает один взрослый. К участию в образовательном событии приглашаются команды в составе 4 воспитанников старшего возраста (5-7лет) дошкольных образовательных учреждений городов-участников проекта «Школа Росатома» (Приложение 1), 2-х взрослых (родители/законные представители, значимые взрослые, педагоги).

2. Очный этап.

В г. Снежинск для участия в очном этапе мероприятия каждого дошкольника сопровождает взрослый (родители/законные представители, значимые взрослые, педагоги). Таким образом, каждую команду финалистов мероприятия (4 ребенка) сопровождает 4 взрослых (общая численность делегации – 8 человек). Проезд, проживание и питание участников приглашённых делегаций – за счёт принимающей стороны. Из участников делегации на очном этапе мероприятия формируется команда из 4 детей и 2 взрослых.

Для участия в очном этапе мероприятия обязательно наличие гражданства Российской Федерации.

3. Пол участников – не имеет значения.

III. Форма организации мероприятия.

Мероприятие проводится в формате образовательного события «Город наших фантазий».

IV. Сроки и этапы проведения мероприятия.

Мероприятие состоит из двух этапов.

1. Заявки от муниципалитетов на участие в заочном этапе мероприятия принимаются с 05 декабря 2016 года до 15 января 2017 года (Приложение 2).

2. I этап – заочный (муниципальный): 16 января – 16 февраля 2017 года в городах-участниках проекта «Школа Росатома».

С 17 февраля 2017 года видеоролики о заочном (муниципальном) этапе мероприятия размещаются на видеохостинге YouТube, а ссылка высылается организаторам очного (финального) этапа. По итогам заочного этапа будут определены 5 команд-финалистов.

3. Победителям заочного (муниципального) этапа необходимо до 25 февраля 2017 года направить письмо на адрес Smirnovail_snzmmc@mail.ru с подтверждением своего участия в очном (финальном) этапе и необходимой информацией для оформления въезда в г.Снежинск (Приложения 3,4).

4. II этап – очный (финальный) проводится 19-20 мая 2017 года в г.Снежинске.

V. Условия и порядок проведения мероприятия.

Дистанционное обучение и подготовка к заочному и очному этапам.

В период подготовки заочного (муниципального) и очного (финального) этапов будут проведены мастер-классы, вебинары по организации и проведению мероприятия в формате образовательного события.

I этап – заочный (муниципальный)

В заочном (муниципальном) этапе принимают участие команды детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) из дошкольных образовательных организаций городов-участников проекта «Школа Росатома» их родители/законные представители, значимые взрослые, педагоги.

На заочном (муниципальном) этапе организуются и проводятся мероприятия в формате образовательного события на любую из тем, связанную с созданием макета необычного города: «Город мечты», «Сказочный город», «Фантастический город» (тематические и творческие задачи образовательного события должны быть известны только организаторам для технической подготовки события: материалов, оборудования, мотивационного вступления и т.и. Участники образовательного события узнают их непосредственно перед началом). 

Для проведения заочного (муниципального) этапа:

  1. Создаётся оргкомитет (творческая группа) для проведения образовательного события на уровне муниципалитета;
  2. Оргкомитет определяет место и сроки проведения, способы поощрения команд. Рекомендуется не проводить это мероприятие на базе детского сада.
  3. Оргкомитет разрабатывает Положение о проведении образовательного события муниципального уровня.
  4. Дошкольные образовательные организации города-участника формируют команды, состоящие из 4 детей, 2-х взрослых (родители/законные представители, значимые взрослые, педагоги). Количество команд не ограничивается.
  5. Для оценивания деятельности команд создаётся жюри. Каждый член жюри ведёт наблюдение за двумя командами, заполняя при этом экспертные листы. При подведении итогов образовательного события высчитываются суммарные баллы и заполняется протокол, который высылается организаторам очного этапа.
  6. Основными критериями для оценивания команд являются:
  • самостоятельность детей в решении задач, налаживании сотрудничества и изготовления конечного продукта;
  • соответствие конечного продукта выбранной теме;
  • разнообразие используемых материалов (бросовый, бумага, краски, канцелярские, природные, а также инструменты для работы с ними);
  • разнообразие используемых техник;
  • недирективная помощь взрослых и поддержка детей.

7. По итогам заочного муниципального этапа его организаторы размещают на видеохостинге YouТube видеоролик (не более 5 минут) о проведённом образовательном событии, который должен отражать процесс (взаимодействие со сверстниками, возможность свободного выбора деятельности ребенком, способы решения проблемы, получения и переработка информации; роль родителей), конечный продукт и его презентацию. Ссылка на публикацию видеоролика направляется организаторам очного (финального) этапа.

Организаторы очного этапа оценивают представленные видеоролики и отбирают 5 команд для участия в очном (финальном) этапе, учитывая суммарные баллы из итоговых протоколов. 

Правила поведения родителей при реализации образовательного события совместно с детьми дошкольного возраста:

  1. Не делаем за ребенка то, что он может сделать сам.
  2. Поддерживаем все время.
  3. Помогаем, когда ребенок просит, а вы видите, что помощь действительно нужна.
  4. Вместо прямой, директивной помощи оказываем недирективную – через вопросы, предложения совершить выбор.
  5. Не навязываем своего мнения, пусть оно даже верное и приведет к быстрому решению проблемы.
  6. В сложной ситуации предлагаем ребенку выбор из двух возможных (предметов, материалов, путей решения проблемы….). И пусть ребенок выберет сам.
  7. В сложных спорах детей, когда детям трудно принять решение, помогаем разрешить ситуацию, ориентируя детей на необходимость быть толерантным к мнению других, уметь уступить или найти удовлетворяющее всех решение.
  8. Отступаем в сторону каждый раз, когда видим, что ребенок делает свою работу увлеченно, сосредоточенно.
  9. Не «нависаем» над детьми, отпускаем, забываем на время их творческой деятельности о своей контролирующей функции.
  10. Помним, что мы здесь для того, чтобы помочь ребенку стать самостоятельным и независимым.

II этап — очный (финальный)

Этап предполагает реализацию мероприятия в формате образовательного события на тему «Город наших фантазий».

Первый день.

Примерная программа:

  1. Квест-игра «Семь ключей». В ходе игры дети ищут предметы, которые должны будут использовать в дальнейшем. На последнем этапе они находят характеристику жителей будущего района города, который им предстоит сконструировать.
  2. Образовательное событие «Город наших фантазий», в ходе которого команды конструируют один из районов города.

Предваряет работу детей мотивационное обсуждение, сопровождающееся видеорядом. Постановка проблемы: создать город, в котором мирно и счастливо уживались бы люди с разным образом (укладом) жизни, занятиями, хобби. Каждый район такого города построен с учетом деятельности жителей, их мировосприятием и, в то же время, должен быть связан с другими районами города. Например, это может быть район любителей бабочек (которые их профессионально разводят) или астронавтов, или кондитеров.

Команды организуют свое рабочее место. Участники должны обязательно использовать те предметы, которые нашли во время квест-игры. Также в их распоряжении будут предоставлены наборы материалов: бросовых, канцелярских, природных, инструменты для работы.

Совместно со взрослыми дети обсуждают как будет выглядеть их район и что для этого необходимо сделать. Во время обсуждения, выбора пути решения задачи и подбора материалов родители выступают в роли фасилитаторов, помогая решить ситуации, которые дошкольники самостоятельно разрешить не могут.

При создании района можно использовать привезенные с собой макеты, изображения, выполненные на заочном этапе. Но, если они не соответствуют тематике проекта, их требуется изменить, доработать.

Во второй половине дня будут организованы культурные и развлекательные мероприятия.

Второй день.

Условие проведения этапа: знакомство с заданием этого дня происходит утром (заранее командам неизвестно, что их ждет в этот день).

Примерная программа:

Первая половина дня.

  1. Разработка символа своего района.
  2. Разработка герба «Города наших фантазий». Для разработки герба города каждая команда выдвигает двух участников (ребенок и взрослый). Им предлагается разработать и изобразить герб города, в котором бы учитывалась особенность и символика каждого района, и придумать девиз. Возможно и изготовление флага города.
  3. Подготовка публичного представления своего района (подбор атрибутики или её изготовление).
  4. Публичное представление районов города каждой командой (не более 5 минут).
  5. Культурные мероприятия.

Вторая половина дня.

  1. Сбор общего макета «Город наших фантазий», презентация герба города.
  2. Просмотр видеороликов и слайд-шоу об образовательном событии «Города наших фантазий», выполненных организаторами.
  3. Церемония награждения.

Организаторами предлагается серия культурных и развлекательных мероприятий разного формата для детей и взрослых:

  1. Познавательные занятия для младшей детской и семейной аудитории «ФИКСируй опыт» (с приглашением Информационного центра атомной энергии города Челябинска).
  2. Посещение интерактивной площадки СФТИ НИЯУ МИФИ «Город Снежинск – город науки».
  3. Мастер-классы для родителей «Родители новых детей».
  4. Спектакль детского музыкального театра «Подснежник» (Дворец творчества).

VI. Критерии оценивания деятельности команд по конструированию района «Города наших фантазий».

  • самостоятельность детей в решении задач, налаживании сотрудничества и изготовления конечного продукта;
  • соответствие конечного продукта выбранной теме;
  • разнообразие используемых материалов (бросовый, бумага, краски, канцелярские, природные, а также инструменты для работы с ними);
  • разнообразие используемых техник;
  • недирективная помощь взрослых и поддержка детей.

VII. Награждение участников финала мероприятия.

Участники мероприятия награждаются дипломами и ценными призами.

По решению оргкомитета могут присуждаться специальные призы по номинациям: «Оригинальное исполнение», «Самая дружная команда», «Самая веселая команда», «Самая яркая презентация» и т.д.

Каждая команда-участник (заочного и очного этапов) получает сертификат.

VIII. Контакты.

Смирнова Ирина Леонидовна, директор МБУ «ЦОДОУ»: 8(35146)39841 Smirnovail_snzmmc@mail.ru;

Борисова Оксана Феликсовна, заведующий МБДОУ № 14: +7(922)6988405, o.f.borisova@mail.ru;

Кайдалова Ольга Леонидовна, заместитель директора по УВР Дворца творчества: 8(35146)92013.

30 ноября 2016