Авторская программа стажировки «Технология ученического тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве как условие формирования компетентности ответственного выбора у обучающихся»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Васякина Анна Николаевна, Заречный ЗАТО
  2. Гаврилова Ирина Викторовна, Лесной
  3. Есина Евгения Валерьевна, Лесной
  4. Игнатенко Татьяна Аркадьевна, Лесной
  5. Калабина Ирина Юрьевна, Лесной
  6. Кочурова Эльвира Нуровна, Новоуральск
  7. Кузнецова Людмила Алексеевна, Саров
  8. Леонченко Ольга Леонидовна, Лесной
  9. Луконина Анна Андреевна, Лесной
  10. Новикова Ирина Геннадьевна, Трехгорный
  11. Основина Лина Юрьевна, Лесной
  12. Полкова Светлана Павловна, Новоуральск
  13. Суслова Татьяна Демьяновна, Новоуральск

 

Информационный блок программы:

  • Пантелеева Надежда Анатольевна
  • Тема: «Технология ученического тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве как условие формирования компетентности ответственного выбора у обучающихся».
  • Цель программы: Обеспечить готовность педагогов к работе в технологии ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.
  • Задачи программы:
    1. Формирование у стажеров представления о концептуальных основах и организационно — структурных особенностях технологии тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.
    2. Погружение стажеров в образовательную среду МАОУ «Лицей №56» с целью овладение формами и методами технологии тьюторского сопровождения, позволяющих эффективно организовать и реализовать ученическое тьюторское сопровождение.
    3. Вовлечение стажеров в деятельность по разработке критериев оценки эффективности технологии ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства с позиций достижения планируемых результатов обучения.
    4. Определение возможных рисков организации и осуществления ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.
    5. Организация внешней экспертизы стажеров, создание условий для рефлексии и самооценки стажерами своей деятельности.
  • Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

Сущность образования определяется поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующего от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствии с ним. Развитие в человеке свободы выбора, индивидуализации – задача современного образования. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов (портфолио, технологий профильных и профессиональных проб, социальных практик, обучения в сотрудничестве, технологий консультирования, тренинговых технологий). Все это влечет за собой необходимость введения института тьюторства в систему общего и дополнительного образования.

В рамках программы стажировки всем участникам предстоит погрузиться в среду ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.

Модель открытого образовательного пространства состоит из компонентов, одним из которых является пространственно – предметный. Этот компонент представлен совокупностью пространств, которые позволяют ребенку – тьютору выбрать направление своей деятельности.

  1. Пространство для повышения учебной мотивации: урок.

Самое сложное заключается в определении тьюторов внутри класса. Можно выделить два этапа в процессе создания группы тьюторов:

  • Первый этап – отбор и выбор претендентов на роль тьюторов;
  • Второй этап – работа педагога с группой тьюторов.

Деятельностью учебного ребенка — тьютора охвачены обучающиеся, испытывающие, в силу разных причин (длительная болезнь, спортивные сборы), затруднения в учебной деятельности. Главная технология, используемая тьютором в своей деятельности – консультирование. Главный инструмент – вопрос. В ходе собеседования тьютор выясняет проблемы и направляет обучающегося на пути их решения.

Также роль ребенка – тьютора на уроке может заключаться в координации деятельности малой группы обучающихся. Ребенок – тьютор выступает консультантом, организатором, фасилитатором. При принятии решения ребенок — тьютор берет на себя ответственность за свои действия и действия членов группы.

  1. Пространство для самоообразования: школа репетитора.

Ребенок – тьютор пробует себя в роли репетитора. Как правило, это обучающиеся, которые сдавали экзамен по предмету, являлись призерами и победителями различных олимпиад и интеллектуальных конкурсов. Технология, используемая тьютором в своей деятельности – технология консультирования, информационные технологии.

  1. Пространство для социальной практики и социального партнерства: волонтерское движение, проект «ТЕХНО-ДЕТИ» и др.

Ребенок — тьютор является активным участником различных социальных проектов. Одной из технологий, используемых ребенком — тьютором является технология профессиональных проб.

  1. Пространство для проведения исследовательских и проектных работ: работа над индивидуальными проектами.

В МАОУ «Лицей №56» работа над индивидуальными проектами обязательна для каждого ученика: 5 класс – творческий проект, 6 класс – реферат, 7 класс – исследовательский проект, 8 класс – социальный проект. В этом году к написанию индивидуальных проектов подключаются 10 классы.

Тьюторами в данном случае являются обучающиеся, которые сами уже работали над проектами. Для пятиклассников тьюторами могут быть обучающиеся 6-8 классов, для шестиклассников обучающиеся 7-8 классов, для семиклассников – восьмиклассники.

Ребенок — тьютор в исследовательской деятельности сопровождает исследование учащихся, помогает в оформлении исследования, в нахождении форм его представления (конкурсы, конференции). С помощью рефлексивной технологии помогает учащимся проанализировать свою деятельность, ее результаты, скорректировать ход, направление или проблематику исследования и продолжить работу в выбранном направлении. Основной технологией в деятельности являются технологии исследования, индивидуального консультирования.

 Тьютор по проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находит варианты путей и способов их решения. Основная форма деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование.

Меняется и роль педагога. Педагог не тьютор, а модератор, который контролирует, направляет деятельность ребенка — тьютора.

Технология тьюторского сопровождения позволяет воплотить в жизнь идею индивидуального движения обучающихся в направлении профессионального самоопределения, так как ребята оказываются в ситуации постоянного выбора. (пространства, роли, порядка выполнения действий и т.д.). Более успешному самоопределению обучающихся способствует и необходимость самостоятельно осуществлять сделанный выбор независимо от того, какую роль он выполняет.

Предлагаемая программа стажировки будет проведена в технологии тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства. В ходе стажировки участникам будет предложено побывать в роли всех субъектов тьюторского сопровождения, спроектировать и осуществить на практике свое образовательное событие в технологии ученического тьюторского сопровождения.

Участникам стажировки предстоит не только научиться проектировать образовательные события в технологии ученического тьюторского сопровождения, но и продумать систему оценки эффективности данной технологии.

Участники стажировки погрузятся в процесс разработки системы оценивания сформированности компетентности ответственного выбора, неоднократно побывав в ситуации ответственного выбора в процессе событий, организованных в рамках стажировки.

Программа стажировки позволит стажерам:

  • сделать новый осознанный выбор;
  • быть готовым к решению проблем;
  • переосмыслить, переформулировать цели и задачи процесса

   образования;

  • включиться в разные виды деятельности;
  • делать запрос на освоение той или иной деятельности;
  • выстраивать свой персональный успех.

 

Содержательный блок программы

Программа стажировки «Технология ученического тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве как условие формирования компетентности ответственного выбора у обучающихся» может быть использована в профессиональной подготовке учителей – предметников, учителей начальных классов, воспитателей, педагогов дополнительного образования.

2.1. Автор для проведения стажировки имеет следующее необходимое оборудование:

  1. Документально-методический комплект стажера: раздаточный материал, методические рекомендации, диагностический материал.
  2. Документально методический комплект руководителя стажировки: дидактический материал, мультимедийная презентация, фото и видео материалы, опросники.
  3. Материально-техническое обеспечение:
  • лекционный зал, снабженный компьютером и мультимедийным оборудованием для презентаций;
  • рабочие станции стажеров и руководителя, объединенные в локальную компьютерную сеть, с возможностью работы с мультимедиа, доступом к учебному серверу и выходом в Интернет;
  • специализированное оборудование по химии, физике, биологии.
  1. Программные средства обеспечения курса:
  • Интернет-браузеры: Yandex, Google Chrome.
  • Офисные программы: MS Office 2007-2013.
  • Мультимедийный проигрыватель: Windows Media Player (VLC или другой)

2.2. Программа стажировки учителей «Технология ученического тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве как условие формирования компетентности ответственного выбора у обучающихся»

В рамках программы стажеры смогут:

  1. Расширить и углубить видение содержательного и технологического аспектов использования технологии ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.
  2. Переосмыслить роль педагога и роль среды в современной образовательной системе.
  3. Познакомиться с опытом проектирования и реализации ученического тьюторского сопровождения в МАОУ «Лицей № 56» .
  4. Овладеть способами проектирования и модерирования образовательных событий с использованием форм и методов технологии тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства:
  • определить категорию участников;
  • разработать технологический инструментарий ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства;
  • «наполнить» содержание технологии ученического тьюторского сопровождения с учетом использования средств открытого образовательного пространства;
  • разработать проект системы оценивания образовательных результатов в рамках технологии ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.
  1. Проанализировать и оценить результаты собственной деятельности с учетом преодоления возможных затруднений в новой деятельности.

Результаты деятельности стажеров, результативность их совместной работы будут представлены в рамках оценочного образовательного события.

Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: ИКТ, групповые технологии, игровые технологии, технология дистанционного обучения. В рамках программы пройдут семинары-практикумы, мастер-классы, погружения, лаборатории, образовательные события.

Различные формы организации деятельности стажеров создадут реальные условия делового общения, обеспечат интерактивную деятельность, в ходе которой слушатели максимально включатся в творческий процесс, сумеют сформировать собственную деятельностную позицию.

В рамках стажировки формируется «Портфолио стажировки», аккумулирующее результаты деятельности стажеров. Каждый стажер получит возможность использовать «Портфолио стажировки» в своей педагогической практике.

Данная программа состоит из трех уровней подготовки.

На первом уровне у стажеров возникает представление об инновации.

Второй уровень программы предполагает изучение инновации – «Что представляет собой ученическое тьюторское сопровождение в условиях открытого образовательного пространства. Как реализуется это направление в ОУ».

Третий уровень – внедрение инновации – «Как я смогу реализовать это новшество в своей школе, как обеспечить эффективность инновационного процесса?»

Предполагается корректировка программы в соответствии с реальными запросами стажеров в рамках заявленной темы стажировки.

Программа стажировки состоит из 24 учебных часов.

Из них:

— Лекции — 0 ч

— Практические занятия — 12 ч

— Стажерская проба – 6 ч

— Оценочное событие – 6 ч

Содержание

Тема № 1. «Смысловой дайвинг» (7 часов).

Индивидуализация — новый подход к образованию, изменение позиции ученика от объекта обучения к субъекту образовательного процесса. Образовательное пространство как условие формирования новых образовательных стандартов. Отличительные особенности открытого образовательного пространства.

Тьюторское сопровождение – инновационный подход в образовании. Изменение роли педагога и среды в рамках технологии тьюторского сопровождения в урочной и внеурочной деятельности.

Принципы построения образовательной среды. Этапы проектирования открытого образовательного пространства в рамках технологии тьюторского сопровождения обучающихся.

Тема № 2. Тьюторский практикум (10 часов).

Модель открытого образовательного пространства МАОУ «Лицей № 56» как пример новой образовательной среды, способствующей формированию компетентности ответственного выбора у обучающихся (основные компоненты модели открытого образовательного пространства, ученическое тьюторское сопровождение как содержательный элемент пространства).

Современные формы и методы технологии ученического тьюторского сопровождения. Проект «ТЕХНО – ДЕТИ». Научные и творческие лаборатории. Школа репетитора.

Проектирование образовательного события с использованием форм и методов ученического тьюторского сопровождения. Осуществление профессиональных проб стажеров в роли всех субъектов образовательного процесса (ребенок – тьютор, ребенок – ученик, учитель – модератор). Составление карты оценивания эффективности технологии ученического тьюторского сопровождения для формирования компетентности ответственного выбора у обучающихся.

Тема № 3. Форсайт «Индивидуальный портфель» (6 часов).

Основные виды портфолио и возможность их использования для комплексной оценки сформированности компетентности ответственного выбора у обучающихся.

Проектирование модели универсального портфолио – рабочего инструмента обучающегося, позволяющего контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные результаты. Составление карты оценивания портфолио основных субъектов образовательного процесса в рамках технологии ученического тьюторского сопровождения (ребенок – тьютор, ребенок – ученик, учитель – модератор).

Тема № 4. Оценочное образовательное событие « Самостоятельность. Свобода выбора. Успешность» (1 час).

Представление результатов образовательного события участников стажировки. Оценка результативности обучения стажеров (самооценка).

Обсуждение программы стажировки, перспектив деятельности по реализации ученического тьюторского сопровождения в образовании.

Внешняя оценка результатов деятельности стажеров.

2.3. Учебный план стажировки

 

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

 

 

 

Количество часов
лекция Практическое занятие Стажерская проба Оценочное событие
Тема № 1. «Смысловой дайвинг» (7 часов).
1. Сопоставление понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация» образования.    

1

   
2. Проецирование тьюторского подхода в условиях урока и внеурочной деятельности.    

1

   
3. Моделирование открытого образовательного пространства, как качественной характеристики современного образования.    

1

   
4. Определение роли педагога в организации и реализации технологии тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.   1    
5. Проектирование образовательной среды с использованием технологий, форм и методов тьюторского сопровождения обучающихся в условиях открытого образовательного пространства.      

2

 

1

Тема № 2. Тьюторский практикум (10ч)
4. Анализ модели открытого образовательного пространства МАОУ «Лицей № 56» (участники, структура, технологии, формы и методы).   1 1  
5. Конструирование содержательного элемента открытого образовательного пространства в условиях ученического тьюторского сопровождения.    

1

 

 

 

 

6. Проектирование события с использованием форм и методов ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства МАОУ «Лицей № 56».   1   1
7. Профессиональные пробы стажеров в условиях собственного выбора (ребенок – тьютор, ребенок – ученик, учитель – модератор) в рамках ученического тьюторского сопровождения.     2 1
8. Разработка системы оценивания эффективности ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.    

1

 

 

 

1

Тема № 3. Форсайт «Индивидуальный портфель» (6 часов).
9. Формирования личного портфолио как средство мотивации для личностного развития, инструмента самооценки.    

2

 

 

 
10. Планирование на основе портфолио будущих этапов обучения в соответствии с общей направленностью непрерывного, «пожизненного» образования.    

1

 

 

 
11. Проектирование модели портфолио как оценочного инструментария сформированности компетентности ответственного выбора у обучающихся.     1 1
12. Разработка системы оценивания портфолио обучающихся в рамках ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.   1  

 

 
Тема № 4. Оценочное образовательное событие « Самостоятельность. Свобода выбора. Успешность» (1 час).
14. Представление результатов деятельности участников стажировки. Самооценка результативности обучения стажеров. Внешняя оценка деятельности стажеров. Рефлексия.

Оценка программы стажировки.

       

 

1

  Итого: 24 часа      12 6 6

 

Способы оценки стажировки

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров

  Оценка результатов стажировки будет проводиться по принципу три «ВВВ»:

В – внешняя оценка

В – взаимооценка

В – внутренняя оценка.

В рамках программы стажировки активность педагогов будет оцениваться обучающимися, по критериям, которые стажеры выработают самостоятельно в соответствии с их собственными выборами.

Стажеры также смогут оценить активность друг друга.

Стажёры будут иметь возможность получить рецензию руководителя стажировки, отзывы педагогического сообщества на сайте образовательного учреждения, где будут размещаться результаты деятельности стажеров.

Критерии оценки эффективности деятельности стажировочной площадки:

  • полнота выполнения основных мероприятий, заявленных в учебном плане;
  • удовлетворенность потребителей услуг стажерской площадки;
  • качество программно-учебного обеспечения стажерской практики;
  • качество ведения отчетной документации по стажировке (портфолио стажера, комплексный отчет, учебный план, проекты слушателей);
  • масштаб распространения инновационного опыта на основе стажировок (на основе информации от учебных заведений слушателей по завершении ими данной образовательной программы).

Ежедневно, для осуществления обратной связи, стажерами будет заполняться таблица эффективности занятий стажировки.

Таблица эффективности занятий стажировки

(заполняется каждым участником индивидуально)

Эффективность

практического занятия, стажерской пробы, оценочного события

Степень реализации целей, поставленных

Практическим занятием, стажерской пробой, оценочным событием

Степень удовлетворённости

результатами

практического занятия, стажерской пробы, оценочного события

Степень готовности

к применению представленного опыта

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
  • Самооценивание

В начале программы стажировки будет проведено установочное занятие c использованием «Рефлексивной мишени», с помощью которой участники стажировки смогут определить границы разрывов, дефициты и точки собственного роста в соответствии с темой стажировки.

 По итогам работы с «Рефлексивной мишенью», слушатели смогут оценить уровень владения материалом (практическим и теоретическим) и понять своё личное отношение к рассматриваемым вопросам, что создаст мотивацию к дальнейшему взаимодействию участников стажировки.

В рамках стажировки участники создадут свое портфолио. Критерием самооценки будет являться наполняемость портфолио, в котором будет также отражаться система оценивания сформированности компетентности ответственного выбора, что позволит стажерам определить результативность их деятельности во время стажировки.

В конце программы стажировки педагоги вновь будут работать с «Рефлексивной мишенью», смогут увидеть собственные точки роста и сделать вывод об эффективности курса для каждого слушателя в отдельности и построить индивидуальную траекторию дальнейшего саморазвития.

 

Анализ стажировки

С 11 по 13 апреля в МАОУ «Лицей №56» в г. Новоуральск Свердловской области проходила стажировка учителей «Технология ученического тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве как условие формирования компетентности ответственного выбора у обучающихся».

Цель стажировки обеспечить готовность педагогов к работе в технологии ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства. Трехдневная программа стажировки была проведена в технологии тьюторского сопровождения. В ходе стажировки участники побывали в роли всех субъектов тьюторского сопровождения, спроектировали и осуществили на практике свое образовательное событие в технологии ученического тьюторского сопровождения.

Первый день.

Стажировка началась с «Тьюторского клуба» знакомства и посвящения участников в стажеры. Тренинги на знакомство и командообразование проводили волонтеры. В рамках тренинга стажеры познакомились друг с другом, волонтеры постарались создать условия, при которых каждый участник стажировки почувствовал себя частью единой команды. Программа тренинга была составлена так, что стажеры постоянно взаимодействовали в различных малых группах (на каждом этапе состав групп менялся, что всегда было неожиданностью для стажеров и своеобразным «вызовом»). Уже в момент посвящения в стажеры все участники были разделены на группы для дальнейшей деятельности.

Самоопределение участников в проблематике стажировки происходило с использованием технологии «Рефлексивная мишень». Работа с «Рефлексивной мишенью» позволила стажерам не только увидеть свои дефициты, но и сформулировать цель своей деятельности на три дня, а также используя технологию консультирования, в частности метод интервьюирования (взаимодействие осуществлялось в паре: один участник – тьютор, другой ученик), каждый участник стажировки попытался составить свой образовательный маршрут.

Стажерская проба «Лицейский GPS» позволила стажерам развести понятия «Открытое образовательное пространство» и «Образовательная среда». Участники выбрали себе одно из четырех направлений деятельности: лекционный дайвинг, объективный взгляд, журналистское расследование и виртуальное турне. Таким образом были сформированы новые группы.

Все группы получили одинаковое задание: «Уважаемые педагоги! Лицей № 56 г. Новоуральска сегодня проводит для вас «День открытых дверей и вопросов». Вам необходимо обнаружить «следы» открытого образовательного пространства в лицее. Представить результаты работы, в соответствии с выбранным направлением. Каждой группе было предложено взять с собой тьютора – ученика.

Результаты деятельности групп позволили сделать вывод, что Лицей №56 – открытое образовательное пространство. Но нет ничего идеального и стажерам было предложено продумать и представить открытое образовательное пространство школы будущего. Роль экспертов осуществляли десятиклассники. Именно им предстояло выбрать школу будущего. Комментарии десятиклассников заставили многих стажеров задуматься, а главное отстаивать свою позицию, приводить аргументы, что смоделированное ими образовательное пространство является, действительно, открытым.

Важной составляющей первого дня был «Смысловой дайвинг» в рамках которого происходило формирование понятийно – категориального аппарата тьюторского сопровождения. Через решение проектных задач вводились понятия модератор, тьютор и индивидуализация. Представление образа «индивидуализация» вызвало неоднозначное понимание. Чем индивидуализация отличается от индивидуального подхода? Вопрос, на который искали ответ. Составление интеллект карты позволило, пусть и частично, разобраться с понятием «ответственный выбор» (тьюторы — ученики работали совместно со стажерами). Представление результатов работы групп переросло в дискуссионный клуб. Сопоставив свое собственное видение и мнение со стороны участники стажировки составили единый глоссарий стажировки.

Следующий вопрос вновь заставил стажеров задуматься: Может ли ученик быть тьютором? Урочная или внеурочная деятельность? Каковы риски такого взаимодействия между субъектами образовательного события? Вопросов возникает все больше, ответы на которые постарались найти во второй и третий день стажировки.

Погружение в следующее событие «Сделай мир лучше и начни с себя» началось с домашнего задания. Основой содержания вызова для стажеров стал «Доджер» (рекламный проспект), который должен был разработать каждый участник стажировки по одному из направлений волонтерского движения. Главная проблема заключалась в оценке своих знаний и возможностей в волонтерском движении, так как стажерам предстояло во второй день оказаться в позиции ученика – тьютора.

Завершающим событием дня стал мастер – класс от лицеистов. Чем я хочу заняться?- вопрос, на который предстояло ответить стажерам. «Коморка папы Карло» или «Экомикс», а может и то и другое. Стажерам представилась возможность освоить новые специальности – столяр и дизайнер украшений из природных материалов. Такой мастер – класс является одной из форм ученического тьюторского сопровождения. Девятиклассник, восьмиклассник, шестиклассник, четвероклассник — возраст тьюторов — учеников наших стажеров.

Первый день стажировки позволил участникам оказаться в позиции «ученик». Тьюторы – ученики сопровождали стажеров на каждом этапе деятельности. Постоянно шел диалог, где в свободной форме ученики — тьюторы отвечали на вопросы, сами задавали вопросы стажерам. Работали одной большой командой.

Второй день.

Второй день стажировки начался с «Тьюторского ринга».

Стажерам необходимо было разделиться на пары, но при условии: создать пару с человеком не из вашей группы, но с тем, как вам кажется, будет легко работать в группе. Участникам предстояло выбрать и написать на листочках 2 принципа открытого образования, которые точно прослеживались в первый день стажировки и аргументировать почему и на каком этапе это происходило. Результат – никто не назвал принцип полифункциональности, который предполагает, что образовательное учреждение кроме образовательной, воспитательной и развивающей функции, в своей деятельности может реализовывать реабилитационную, профориентационную, здоровьесберегающую и др. функции в зависимости от типа образовательного, запроса контингента обучающихся и родителей, от материально – финаносовых и т.д.

А в это время лицеисты 8 «В», 9 «А», 9 «В» классов выбирали себе тьютора по рекламному проспекту, который приготовили о себе стажеры. Результат выбора для некоторых был неожиданным и окончательно вывел участников стажировки из зоны комфорта. Почему не выбрали? Стажерам пришлось менять позицию: наблюдатель, лицеист или помощник тьютора.

Задание было полной неожиданностью как для лицеистов, так и для стажеров – тьюторов.

Для вновь сформировавшихся команд был подготовлен следующий вызов: «Создайте сценический (театрализованный) социальный рекламный ролик по пропаганде волонтерской деятельности и представьте его на конкурсе – фестивале «Начни с себя!».

Настоящий творческий процесс, сотрудничество детей и взрослых – тьюторов, которые также увлечены и готовы решать оригинальные задачи вместе с учащимися, возможность выбора темы и действий, способов достижения цели, неожиданный творческий продукт, эмоциональный подъем – все это результаты совместной деятельности лицеистов и стажеров – тьюторов. Стажерская проба «Начни с себя!» позволила участникам стажировки усвоить основные принципы технологии ученического тьюторского сопровождения. Стажерам были представлены результаты оценки их деятельности лицеистами. Каждый лицеист заполнил «Лист оценки деятельности тьютора в рамках образовательного события «Начни с себя!». Такой же лист оценки заполняли и стажеры. Анализ полученных данных, позволил сделать вывод, что мнения лицеистов, практически полностью совпали с оценкой самих стажеров.

Стажерская проба, безусловно, была успешной, что было отражено в устной рефлексии участников, а также в письменных отзывах учащихся, которые отметили, что такое взаимодействие полезно как ученикам, так и взрослым. Самооценка и взаимооценка (рекламный проспект проанализировали другие участники стажировки) позволили стажерам, которых не выбрали обучающиеся, провести параллель между поставленной целью и результатом, к которому они должны были прийти.

Оценка данной активности позволила вернуться участникам стажировки к началу дня и обратиться вновь к принципам открытого образования. Принцип полифункциональности найден. Четко прослеживается профориентационная деятельность, которая безусловно влияет на формирование компетентности ответственного выбора у обучающихся.

Участники стажировки получили возможность посетить практикум от волонтера «Я умею – я учу», который проводили для четвероклассников десятиклассники. Стажеры, еще раз, на практике увидели деятельность учеников – тьюторов.

Возможно ли оценить уровень сформированности компетентности ответственного выбора. Если да, то каким образом? — вопрос, на который предстояло дать ответ участникам стажировки.

Проектирование модели портфолио как оценочного инструментария сформированности компетентности ответственного выбора у обучающихся позволило стажерам частично ответить на поставленный вопрос.

Подготовка образовательного события третьего дня началась со встречи педагогов Лицея № 56, реализующих программу «Мир профессий» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе. Коллеги рассказали о цели, задачах и особенностях данного курса: мир профессий, семья и традиции, вещества вокруг нас, человек.

Участникам стажировки предстояло оказаться в роли модераторов, которые обучают тьюторов-учеников. Совершенно новый состав команд (стажеры, получившие наибольшее число выборов от коллег, набирали себе команду). Выбор направления деятельности сделан командой.

Для новых команд подготовлен вызов:

«Вам необходимо в рамках «Тьюторского практикума»:

  1. Провести практическое занятие для тьюторов – учеников по организации и проведению занятий в рамках внеурочной деятельности, которое позволило бы ученикам в дальнейшем самостоятельно организовывать и проводить занятия;
  2. Провести занятие для обучающихся 4-х классов.».

Второй день завершился посещением Городского краеведческого музея (ресурсы социального партнерства). Стажеры познакомились с историей города Новоуральска, а также с современными формами и методами взаимодействия музея и школьников. Непосредственное знакомство с городом происходило во время пешеходной прогулки.

Третий день.

В третий день стажерам, в рамках «Тьюторского практикума», предстояло проектирование и проведение образовательного события с учетом образовательных и личностных запросов обучающихся. Основная задача модераторов – научить тьюторов — учеников основным принципам организации и проведения занятий. На проектирование занятия было отведено 60 минут. Сложность заключалась в том, что в одной группе работали три модератора и три тьютора. Правильно организованный процесс – гарантия хорошего результата.

Деятельность модераторов оценивали высококвалифицированные эксперты – Нехорошева Елена Викторовна (эксперт проекта Школа Росатома) и административный аппарат лицея — Абдалова Анастасия Геннадьевна, Южакова Ольга Евгеньевна, Малеева Елена Алексеевна.

Эксперты дали свою оценку деятельности модераторов, которая практически всех участников вывела из зоны комфорта. Большинство стажеров работали как тьюторы, а не модераторы. Развернувшаяся дискуссия позволила участникам стажировки перейти от одних представлений к другим, от непонимания к освоению и принятию.

На следующем этапе стажеры и обучающиеся осуществили на практике спланированные события.       

После завершения активности прошел глубокий анализ прошедшего события. Все ли поставленные задачи удалось реализовать? Как откликались дети на вызов стажеров? Какие риски просчитывали, с чем столкнулись? Какие открытия делали дети? Может ли данная активность повлиять на формирование компетентности ответственного выбора?

На следующем этапе работы стажерам предстояла защита своего «Рефлексивного портфолио». Все получили критерии оценки. Участники стажировки оценивали защиту друг друга. Писали рекомендации: одно предложение, что было очень хорошо, второе – на что надо обратить внимание.

Защита рефлексивного портфолио позволила стажерам оценить результат своей деятельности. Многие отмечали, что цели, поставленные на первом дне стажировки, были достигнуты, но частично. Получено понимание, что такое ученическое тьюторское сопровождение, определены составляющие элементы. Прожит опыт создания и проведения событий в технологии ученического тьюторского сопровождения. Примерены все позиции: тьютор-ученик, модератор, ученик. Но наиболее ценным и важным, на мой взгляд, является то, что у стажеров возникло много вопросов, на которые им предстоит найти ответы, но уже непосредственно в своей педагогической деятельности.

Стажерами была отмечена командная работа учителей лицея, администрации и, конечно же, лицеистов.

Последний час стажировки был посвящен теплому и очень важному общению, где были сказаны напутствующие слова стажерам и вручены свидетельства. Эксперт Елена Викторовна Нехорошева поблагодарила за продуктивное сотрудничество и за то, что вопросов после стажировки появилось больше, чем было.

Таким образом, можно сказать, что стажировка состоялась, задачи стажировки были реализованы в полном объеме, стажеры смогли:

— получить представления о концептуальных основах и организационно — структурных особенностях технологии тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства;

— познакомиться с опытом проектирования и проведения образовательных событий в технологии ученического тьюторского сопровождения в МАОУ «Лицей №56»;

— овладеть способами проектирования и проведения образовательных событий с использованием форм и методов технологии тьюторского сопровождения.

— проанализировать и оценить возможные риски организации и осуществления ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства;

— проанализировать и оценить результаты собственной деятельности с учетом преодоления возможных затруднений в новой деятельности

Выбранный формат стажировки (тьюторское сопровождение) позволил мне как участнику – организатору зафиксировать ряд собственных дефицитов: необходимо более глубоко обдумывать этап проблематизации, организацию работы групп, а главное внимание требует этап рефлексии, который позволяет всем участникам стажировки зафиксировать «приращения», поставить задачи на будущее, обозначить возможные риски и пути их преодоления.

Особые слова благодарности эксперту Елене Викторовне Нехорошевой, которой удалось очень тактично, профессионально, действительно в какой-то момент как тьютор, в какой-то как модератор, направить, объяснить и в целом перевернуть все в моей голове и указать вектор дальнейшего личностного и профессионального развития.

На стажировке учителей в рамках проекта «Школа Росатома» у меня собралась очень интересная и самодостаточная команда. Команда работоспособных, коммуникативных, а главное очень терпеливых стажеров. За терпеливость, особое спасибо. Нам, порой, было очень трудно, но командное чувство, позволило нам со всем справиться. Девиз группы «Вместе мы горы свернем!» себя оправдал!

Огромная благодарность всем участникам стажировки!

 

Фотоальбом стажировки и отзывы стажеров

 

Видеоролики стажировки