Авторская программа стажировки «Технология ученического тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве как условие формирования компетентности ответственного выбора у обучающихся»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Васякина Анна Николаевна, Заречный ЗАТО
  2. Вылкова Ирина Михайловна, Трехгорный
  3. Гаврилова Ирина Викторовна, Лесной
  4. Есина Евгения Валерьевна, Лесной
  5. Игнатенко Татьяна Аркадьевна, Лесной
  6. Калабина Ирина Юрьевна, Лесной
  7. Кузнецова Людмила Алексеевна, Саров
  8. Леонченко Ольга Леонидовна, Лесной
  9. Лобанова Татьяна Владимировна, Лесной
  10. Луконина Анна Андреевна, Лесной
  11. Михайлова Елена Станиславовна, Лесной
  12. Неклюдова Наталья Станиславовна, Трехгорный
  13. Новикова Ирина Геннадьевна, Трехгорный
  14. Основина Лина Юрьевна, Лесной
  15. Пургина Татьяна Николаевна, Озерск

 

Информационный блок программы:

  • Пантелеева Надежда Анатольевна
  • Тема: «Технология ученического тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве как условие формирования компетентности ответственного выбора у обучающихся».
  • Цель программы: Обеспечить готовность педагогов к работе в технологии ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.
  • Задачи программы:
    1. Формирование у стажеров представления о концептуальных основах и организационно — структурных особенностях технологии тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.
    2. Погружение стажеров в образовательную среду МАОУ «Лицей №56» с целью овладение формами и методами технологии тьюторского сопровождения, позволяющих эффективно организовать и реализовать ученическое тьюторское сопровождение.
    3. Вовлечение стажеров в деятельность по разработке критериев оценки эффективности технологии ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства с позиций достижения планируемых результатов обучения.
    4. Определение возможных рисков организации и осуществления ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.
    5. Организация внешней экспертизы стажеров, создание условий для рефлексии и самооценки стажерами своей деятельности.
  • Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

Сущность образования определяется поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующего от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствии с ним. Развитие в человеке свободы выбора, индивидуализации – задача современного образования. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов (портфолио, технологий профильных и профессиональных проб, социальных практик, обучения в сотрудничестве, технологий консультирования, тренинговых технологий). Все это влечет за собой необходимость введения института тьюторства в систему общего и дополнительного образования.

В рамках программы стажировки всем участникам предстоит погрузиться в среду ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.

Модель открытого образовательного пространства состоит из компонентов, одним из которых является пространственно – предметный. Этот компонент представлен совокупностью пространств, которые позволяют ребенку – тьютору выбрать направление своей деятельности.

  1. Пространство для повышения учебной мотивации: урок.

Самое сложное заключается в определении тьюторов внутри класса. Можно выделить два этапа в процессе создания группы тьюторов:

  • Первый этап – отбор и выбор претендентов на роль тьюторов;
  • Второй этап – работа педагога с группой тьюторов.

Деятельностью учебного ребенка — тьютора охвачены обучающиеся, испытывающие, в силу разных причин (длительная болезнь, спортивные сборы), затруднения в учебной деятельности. Главная технология, используемая тьютором в своей деятельности – консультирование. Главный инструмент – вопрос. В ходе собеседования тьютор выясняет проблемы и направляет обучающегося на пути их решения.

Также роль ребенка – тьютора на уроке может заключаться в координации деятельности малой группы обучающихся. Ребенок – тьютор выступает консультантом, организатором, фасилитатором. При принятии решения ребенок — тьютор берет на себя ответственность за свои действия и действия членов группы.

  1. Пространство для самоообразования: школа репетитора.

Ребенок – тьютор пробует себя в роли репетитора. Как правило, это обучающиеся, которые сдавали экзамен по предмету, являлись призерами и победителями различных олимпиад и интеллектуальных конкурсов. Технология, используемая тьютором в своей деятельности – технология консультирования, информационные технологии.

  1. Пространство для социальной практики и социального партнерства: волонтерское движение, проект «ТЕХНО-ДЕТИ» и др.

Ребенок — тьютор является активным участником различных социальных проектов. Одной из технологий, используемых ребенком — тьютором является технология профессиональных проб.

  1. Пространство для проведения исследовательских и проектных работ: работа над индивидуальными проектами.

В МАОУ «Лицей №56» работа над индивидуальными проектами обязательна для каждого ученика: 5 класс – творческий проект, 6 класс – реферат, 7 класс – исследовательский проект, 8 класс – социальный проект. В этом году к написанию индивидуальных проектов подключаются 10 классы.

Тьюторами в данном случае являются обучающиеся, которые сами уже работали над проектами. Для пятиклассников тьюторами могут быть обучающиеся 6-8 классов, для шестиклассников обучающиеся 7-8 классов, для семиклассников – восьмиклассники.

Ребенок — тьютор в исследовательской деятельности сопровождает исследование учащихся, помогает в оформлении исследования, в нахождении форм его представления (конкурсы, конференции). С помощью рефлексивной технологии помогает учащимся проанализировать свою деятельность, ее результаты, скорректировать ход, направление или проблематику исследования и продолжить работу в выбранном направлении. Основной технологией в деятельности являются технологии исследования, индивидуального консультирования.

 Тьютор по проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находит варианты путей и способов их решения. Основная форма деятельности – это индивидуальное и групповое консультирование.

Меняется и роль педагога. Педагог не тьютор, а модератор, который контролирует, направляет деятельность ребенка — тьютора.

Технология тьюторского сопровождения позволяет воплотить в жизнь идею индивидуального движения обучающихся в направлении профессионального самоопределения, так как ребята оказываются в ситуации постоянного выбора. (пространства, роли, порядка выполнения действий и т.д.). Более успешному самоопределению обучающихся способствует и необходимость самостоятельно осуществлять сделанный выбор независимо от того, какую роль он выполняет.

Предлагаемая программа стажировки будет проведена в технологии тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства. В ходе стажировки участникам будет предложено побывать в роли всех субъектов тьюторского сопровождения, спроектировать и осуществить на практике свое образовательное событие в технологии ученического тьюторского сопровождения.

Участникам стажировки предстоит не только научиться проектировать образовательные события в технологии ученического тьюторского сопровождения, но и продумать систему оценки эффективности данной технологии.

Участники стажировки погрузятся в процесс разработки системы оценивания сформированности компетентности ответственного выбора, неоднократно побывав в ситуации ответственного выбора в процессе событий, организованных в рамках стажировки.

Программа стажировки позволит стажерам:

  • сделать новый осознанный выбор;
  • быть готовым к решению проблем;
  • переосмыслить, переформулировать цели и задачи процесса

   образования;

  • включиться в разные виды деятельности;
  • делать запрос на освоение той или иной деятельности;
  • выстраивать свой персональный успех.

 

Содержательный блок программы

Программа стажировки «Технология ученического тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве как условие формирования компетентности ответственного выбора у обучающихся» может быть использована в профессиональной подготовке учителей – предметников, учителей начальных классов, воспитателей, педагогов дополнительного образования.

2.1. Автор для проведения стажировки имеет следующее необходимое оборудование:

  1. Документально-методический комплект стажера: раздаточный материал, методические рекомендации, диагностический материал.
  2. Документально методический комплект руководителя стажировки: дидактический материал, мультимедийная презентация, фото и видео материалы, опросники.
  3. Материально-техническое обеспечение:
  • лекционный зал, снабженный компьютером и мультимедийным оборудованием для презентаций;
  • рабочие станции стажеров и руководителя, объединенные в локальную компьютерную сеть, с возможностью работы с мультимедиа, доступом к учебному серверу и выходом в Интернет;
  • специализированное оборудование по химии, физике, биологии.
  1. Программные средства обеспечения курса:
  • Интернет-браузеры: Yandex, Google Chrome.
  • Офисные программы: MS Office 2007-2013.
  • Мультимедийный проигрыватель: Windows Media Player (VLC или другой)

2.2. Программа стажировки учителей «Технология ученического тьюторского сопровождения в открытом образовательном пространстве как условие формирования компетентности ответственного выбора у обучающихся»

В рамках программы стажеры смогут:

  1. Расширить и углубить видение содержательного и технологического аспектов использования технологии ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.
  2. Переосмыслить роль педагога и роль среды в современной образовательной системе.
  3. Познакомиться с опытом проектирования и реализации ученического тьюторского сопровождения в МАОУ «Лицей № 56» .
  4. Овладеть способами проектирования и модерирования образовательных событий с использованием форм и методов технологии тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства:
  • определить категорию участников;
  • разработать технологический инструментарий ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства;
  • «наполнить» содержание технологии ученического тьюторского сопровождения с учетом использования средств открытого образовательного пространства;
  • разработать проект системы оценивания образовательных результатов в рамках технологии ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.
  1. Проанализировать и оценить результаты собственной деятельности с учетом преодоления возможных затруднений в новой деятельности.

Результаты деятельности стажеров, результативность их совместной работы будут представлены в рамках оценочного образовательного события.

Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: ИКТ, групповые технологии, игровые технологии, технология дистанционного обучения. В рамках программы пройдут семинары-практикумы, мастер-классы, погружения, лаборатории, образовательные события.

Различные формы организации деятельности стажеров создадут реальные условия делового общения, обеспечат интерактивную деятельность, в ходе которой слушатели максимально включатся в творческий процесс, сумеют сформировать собственную деятельностную позицию.

В рамках стажировки формируется «Портфолио стажировки», аккумулирующее результаты деятельности стажеров. Каждый стажер получит возможность использовать «Портфолио стажировки» в своей педагогической практике.

Данная программа состоит из трех уровней подготовки.

На первом уровне у стажеров возникает представление об инновации.

Второй уровень программы предполагает изучение инновации – «Что представляет собой ученическое тьюторское сопровождение в условиях открытого образовательного пространства. Как реализуется это направление в ОУ».

Третий уровень – внедрение инновации – «Как я смогу реализовать это новшество в своей школе, как обеспечить эффективность инновационного процесса?»

Предполагается корректировка программы в соответствии с реальными запросами стажеров в рамках заявленной темы стажировки.

Программа стажировки состоит из 24 учебных часов.

Из них:

— Лекции — 0 ч

— Практические занятия — 12 ч

— Стажерская проба – 6 ч

— Оценочное событие – 6 ч

Содержание

Тема № 1. «Смысловой дайвинг» (7 часов).

Индивидуализация — новый подход к образованию, изменение позиции ученика от объекта обучения к субъекту образовательного процесса. Образовательное пространство как условие формирования новых образовательных стандартов. Отличительные особенности открытого образовательного пространства.

Тьюторское сопровождение – инновационный подход в образовании. Изменение роли педагога и среды в рамках технологии тьюторского сопровождения в урочной и внеурочной деятельности.

Принципы построения образовательной среды. Этапы проектирования открытого образовательного пространства в рамках технологии тьюторского сопровождения обучающихся.

Тема № 2. Тьюторский практикум (10 часов).

Модель открытого образовательного пространства МАОУ «Лицей № 56» как пример новой образовательной среды, способствующей формированию компетентности ответственного выбора у обучающихся (основные компоненты модели открытого образовательного пространства, ученическое тьюторское сопровождение как содержательный элемент пространства).

Современные формы и методы технологии ученического тьюторского сопровождения. Проект «ТЕХНО – ДЕТИ». Научные и творческие лаборатории. Школа репетитора.

Проектирование образовательного события с использованием форм и методов ученического тьюторского сопровождения. Осуществление профессиональных проб стажеров в роли всех субъектов образовательного процесса (ребенок – тьютор, ребенок – ученик, учитель – модератор). Составление карты оценивания эффективности технологии ученического тьюторского сопровождения для формирования компетентности ответственного выбора у обучающихся.

Тема № 3. Форсайт «Индивидуальный портфель» (6 часов).

Основные виды портфолио и возможность их использования для комплексной оценки сформированности компетентности ответственного выбора у обучающихся.

Проектирование модели универсального портфолио – рабочего инструмента обучающегося, позволяющего контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные результаты. Составление карты оценивания портфолио основных субъектов образовательного процесса в рамках технологии ученического тьюторского сопровождения (ребенок – тьютор, ребенок – ученик, учитель – модератор).

Тема № 4. Оценочное образовательное событие « Самостоятельность. Свобода выбора. Успешность» (1 час).

Представление результатов образовательного события участников стажировки. Оценка результативности обучения стажеров (самооценка).

Обсуждение программы стажировки, перспектив деятельности по реализации ученического тьюторского сопровождения в образовании.

Внешняя оценка результатов деятельности стажеров.

2.3. Учебный план стажировки

 

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

 

 

 

Количество часов
лекция Практическое занятие Стажерская проба Оценочное событие
Тема № 1. «Смысловой дайвинг» (7 часов).
1. Сопоставление понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация» образования.    

1

   
2. Проецирование тьюторского подхода в условиях урока и внеурочной деятельности.    

1

   
3. Моделирование открытого образовательного пространства, как качественной характеристики современного образования.    

1

   
4. Определение роли педагога в организации и реализации технологии тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.   1    
5. Проектирование образовательной среды с использованием технологий, форм и методов тьюторского сопровождения обучающихся в условиях открытого образовательного пространства.      

2

 

1

Тема № 2. Тьюторский практикум (10ч)
4. Анализ модели открытого образовательного пространства МАОУ «Лицей № 56» (участники, структура, технологии, формы и методы).   1 1  
5. Конструирование содержательного элемента открытого образовательного пространства в условиях ученического тьюторского сопровождения.    

1

 

 

 

 

6. Проектирование события с использованием форм и методов ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства МАОУ «Лицей № 56».   1   1
7. Профессиональные пробы стажеров в условиях собственного выбора (ребенок – тьютор, ребенок – ученик, учитель – модератор) в рамках ученического тьюторского сопровождения.     2 1
8. Разработка системы оценивания эффективности ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.    

1

 

 

 

1

Тема № 3. Форсайт «Индивидуальный портфель» (6 часов).
9. Формирования личного портфолио как средство мотивации для личностного развития, инструмента самооценки.    

2

 

 

 
10. Планирование на основе портфолио будущих этапов обучения в соответствии с общей направленностью непрерывного, «пожизненного» образования.    

1

 

 

 
11. Проектирование модели портфолио как оценочного инструментария сформированности компетентности ответственного выбора у обучающихся.     1 1
12. Разработка системы оценивания портфолио обучающихся в рамках ученического тьюторского сопровождения в условиях открытого образовательного пространства.   1  

 

 
Тема № 4. Оценочное образовательное событие « Самостоятельность. Свобода выбора. Успешность» (1 час).
14. Представление результатов деятельности участников стажировки. Самооценка результативности обучения стажеров. Внешняя оценка деятельности стажеров. Рефлексия.

Оценка программы стажировки.

       

 

1

  Итого: 24 часа      12 6 6

 

Способы оценки стажировки

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров

  Оценка результатов стажировки будет проводиться по принципу три «ВВВ»:

В – внешняя оценка

В – взаимооценка

В – внутренняя оценка.

В рамках программы стажировки активность педагогов будет оцениваться обучающимися, по критериям, которые стажеры выработают самостоятельно в соответствии с их собственными выборами.

Стажеры также смогут оценить активность друг друга.

Стажёры будут иметь возможность получить рецензию руководителя стажировки, отзывы педагогического сообщества на сайте образовательного учреждения, где будут размещаться результаты деятельности стажеров.

Критерии оценки эффективности деятельности стажировочной площадки:

  • полнота выполнения основных мероприятий, заявленных в учебном плане;
  • удовлетворенность потребителей услуг стажерской площадки;
  • качество программно-учебного обеспечения стажерской практики;
  • качество ведения отчетной документации по стажировке (портфолио стажера, комплексный отчет, учебный план, проекты слушателей);
  • масштаб распространения инновационного опыта на основе стажировок (на основе информации от учебных заведений слушателей по завершении ими данной образовательной программы).

Ежедневно, для осуществления обратной связи, стажерами будет заполняться таблица эффективности занятий стажировки.

Таблица эффективности занятий стажировки

(заполняется каждым участником индивидуально)

Эффективность

практического занятия, стажерской пробы, оценочного события

Степень реализации целей, поставленных

Практическим занятием, стажерской пробой, оценочным событием

Степень удовлетворённости

результатами

практического занятия, стажерской пробы, оценочного события

Степень готовности

к применению представленного опыта

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
  • Самооценивание

В начале программы стажировки будет проведено установочное занятие c использованием «Рефлексивной мишени», с помощью которой участники стажировки смогут определить границы разрывов, дефициты и точки собственного роста в соответствии с темой стажировки.

 По итогам работы с «Рефлексивной мишенью», слушатели смогут оценить уровень владения материалом (практическим и теоретическим) и понять своё личное отношение к рассматриваемым вопросам, что создаст мотивацию к дальнейшему взаимодействию участников стажировки.

В рамках стажировки участники создадут свое портфолио. Критерием самооценки будет являться наполняемость портфолио, в котором будет также отражаться система оценивания сформированности компетентности ответственного выбора, что позволит стажерам определить результативность их деятельности во время стажировки.

В конце программы стажировки педагоги вновь будут работать с «Рефлексивной мишенью», смогут увидеть собственные точки роста и сделать вывод об эффективности курса для каждого слушателя в отдельности и построить индивидуальную траекторию дальнейшего саморазвития.