Авторская программа стажировки «Kidstailoring в реализации Event – технологии как условие поддержки и развития игровой деятельности дошкольников»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Бородулина Татьяна Васильевна, Заречный СО
  2. Власова Зиля Ясавиевна, Снежинск
  3. Гуркина Ольга Михайловна, Саров
  4. Еремеева Елена Николаевна, Снежинск
  5. Земскова Валентина Викторовна, Десногорск
  6. Кострова Наталья Олеговна, Заречный ЗАТО
  7. Костюкова Наталия Юрьевна, Новоуральск
  8. Майер Екатерина Владимировна, Полярные Зори
  9. Москвина Раиса Рахимзяновна, Заречный СО
  10. Польская Ольга Викторовна, Снежинск
  11. Сидорук Марина Павловна, Заречный СО
  12. Соколова Оксана Ивановна, Заречный СО
  13. Фатеева Евгения Вячеславовна, Снежинск
  14. Швецова Ольга Михайловна, Новоуральск
  15. Шилова Оксана Владимировна, Снежинск

 

Информационный блок программы

  • ФИО разработчика — Позднышева Оксана Александровна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28 «Ветерок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» городского округа «Город Лесной»
  • Название программы «Kidstailoring в реализации Event – технологии как условие поддержки и развития игровой деятельности дошкольников»
  • Цель программы: Обеспечить овладение стажерами элементами Event — технологии с опорой на Kidstailoring как эффективными педагогическими действиями развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
  • Задачи программы:
    • Создать условия для продуктивного общения педагогов и погружения стажеров в проблемы проектирования образовательных событий с дошкольниками.
    • Выделить значимые эффекты Event – технологии, необходимые для достижения целевых ориентиров дошкольного образования, и разработать совместно со стажерами образовательные события, используя данную технологию.
    • Обеспечить активное погружение стажеров в совместную игровую деятельность с детьми, используя принцип Kidstailoring.
    • Сформировать мотивационную готовность участников стажировки к апробации форм, средств и содержания образовательных событий.
    • Погрузить стажеров в самостоятельную разработку критериев оценки образовательных событий с детьми и собственной деятельности.
  • Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

В период дошкольного детства формируется  множество новообразований, которые предопределяют дальнейшую успешность ребёнка.    Ребёнок знакомиться с основными для человека представлениями об окружающем мире, человеческими ценностями и основами самоорганизации. Дошкольное учреждение выполняет одну из главных функций — социализацию ребёнка в процессе деятельностного подхода, где в результате вовлечения детей в специально организованную деятельность, создаётся уникальный жизненный микроклимат, насыщенный различными идеями, интересами, эмоциями, желаниями и способами самовыражения.

В нашем стремительно меняющемся мире развитие индивидуальности ребёнка становится самоцелью в воспитании и образовании.

Наряду с другими условиями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, в ФГОС ДО указаны значимые составляющие (п.3.2.5.):

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

  • непосредственное общение с каждым ребенком;
  • уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Перед педагогом встают 2 вопроса:

  • Как сделать жизнь детей более насыщенной и интересной?
  • Какие формы организации совместной деятельности взрослого и детей будут развивать детскую инициативу, активность и самостоятельность?

Одной из оптимальных технологий, использование которых позволяет активизировать деятельность детей, повысить результативность в развитии личности и реализовать требования ФГОС ДО, является событийная педагогика. По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность». Событие имеет смысл только в оппозиции к повседневному образовательному опыту, как праздники иногда прерывают будни.

Со-бытийность представляет собой такую форму организации совместной деятельности, в рамках которой все участники личностно развиваются и тем самым развивают саму со-бытийность.

Образовательное со-бытие — это

  • пространство для самоопределения;
  • форма взаимодействия с детьми, которая работает на формирование начальных компетенций дошкольников, способствует развитию их самостоятельности и креативности…

Итак, основа со-бытия – это совместная деятельность, предполагающая наличие определенных условий:

  • включенность всех участников в совместный поиск, совместное получение результата в ситуации неопределенности;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации образовательного пространства);
  • открытый временной конец (каждый работает в своем темпе).

Сущность образовательного со-бытия заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, — но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

К сожалению, в настоящее время событийный подход в дошкольном возрасте не достаточно разработан. Перед педагогами часто стоит дилемма, как отличить поистине событие от мнимого, «понарошкиного» мероприятия.

Изучив  представленный в интернете опыт и основываясь на анализе собственного опыта взаимодействия с воспитанниками, я пришла к выводу, что дошкольникам наиболее близка  Event-технология. Именно эта технология поддерживает детскую  индивидуальность, инициативу и самостоятельность. Основой представленной технологии стали идеи российского исследователя  А. В. Сковородкина,  представляющие event-технологию как «гуманитарную организацию досуга, которая по структурe включает концептуальную,  содержательную и процедурные части; по логике – системную смeну вех, фаз и видов деятельности: инициирование, старт, подготовка, пуск, действие, последействие, подведение итогов». При этом проживая подобное событие, ребёнок  находится в ситуации успеха. Успех гарантирован именно наличием свободного выбора деятельности в любом из направлений детского развития: познавательном, исследовательском, социально-личностном, художественно-эстетическом или физкультурно-оздоровительном. На мой взгляд, эти этапы присущи любому событию как досуговому, так и образовательному.

 «Event-технология» — по своей сути многофункциональна:

  • дети получают больше информации о том или ином объекте или явлении окружающей действительности;
  • происходит процесс активной коммуникации;
  • формируется отношения к самому себе и к окружающему миру, повышается самооценка воспитанников – любой ребёнок может выбрать себе занятие, опираясь на личные предпочтения, товарища по игровой деятельности и добиться успеха;
  • у детей появляется первый опыт самостоятельной организации совместной деятельности, формируются знания, умения и навыки результативного общения и выхода из конфликтных ситуаций;
  • у ребёнка проявляются внутренние задатки, предрасположенность к выполнению конкретного вида деятельности, формируется личность, т.е происходит успешная социализация.

Описывая технологию нельзя не осветить её этапы с позиции деятельности детей:

  1. Инициация – привлечение внимания детского коллектива (необычное сообщение, афиша, шарада или любой другой предмет)
  2. Старт – эмоциональный отклик детей, проявление желания принять участие в коллективной игровой деятельности
  3. Подготовка — планирование этапов совместной игровой деятельности, выполнение тренировочных мероприятий  (репетиции,  работы в мастерских и т.д)
  4. Пуск – яркий ритуал, запускающий непосредственно игровую программу, для участия в которой и были организованы различные репетиции и мастерские.
  5. Действие — непосредственная деятельность детей в рамках игровой программы (театрализация, проведение соревнования, проведение исследовательской деятельности и многое другое)
  6. Последействие – любое событие отличается от мероприятия наличием обязательной рефлексии

Для педагога разработан алгоритм  проектирования, состоящий из трёх шагов, но следует обратить внимание на то, что в этих шагах прописаны действия педагога на этапе подготовки и рефлексии события. Во время же проведения образовательного события взрослые оказывают недирективную помощь, отдавая бразды правления совместной деятельности детям.

  • Шаг первый — определение ключевого со-бытия (выделение события недели), разработка креативной идеи; формулировка цели и индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и участника группы в целом; выбор целевой аудитории, планирование этапов подготовки, специальные задания для детей и родителей.
  • Шаг второй – обсуждение и планирование с указанием временных интервалов, отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей). Определение форм и способов работы с родителями в рамках проведения события. Дети, родители, педагоги ДОУ на правах партнёров вносят предложения содержательного и организационного характера со-бытия, организуют его рекламу (важна самореализация каждого).
  • Шаг третий — рефлексия, эффект от участия в образовательном событии, обмен мнениями, высказывания и фиксация точек зрения участников

 

При  реализации образовательного события необходимо учитывать следующие принципы:

  • поставленная перед ребенком задача должна быть не только практико-ориентированной, но и креативной: сделать то, чего еще ребёнок никогда не делал!
  • участники события не только создают продукт, но и проводит его публичную презентацию;
  • конкурсный режим (возможен, но не обязателен, на мой взгляд!) предполагает не только открытые критерии оценивания, но и экспертизу события с разных позиций экспертизы (с позиций ребенка, родителя, педагога…);
  • группы участников – смешанные (разновозрастная игровая деятельность), а рейтинг – не только групповой, но и индивидуальный.

 

С   завершением игровой программы событие не только не заканчивается, а продолжается — рефлексией, организацией общения участников, встраиванием приобретенного опыта в дальнейшие образовательные моменты. Сформированные в ходе  такой деятельности новообразования весьма важны для детей: ребёнок научается анализировать событие и свою деятельность в нём, укрепляется вера в собственные силы (при умелом сопровождении взрослого!), желание двигаться дальше в своём развитии.

Изучая литературу по событийному подходу, я натолкнулась на понятие   «тейлоринг», что  в переводе с английского означает «приспособление, раскрой». На первый взгляд употребление данного понятия в предложенной теме выглядит немного странным, но поразмыслив и перенеся значение слова в новый контекст, понимаешь, что эти понятия: Event-технология и tailoring тесно связаны. Разработать и описать  до мельчайших деталей каждое событие невозможно из-за его спонтанного характера. Поэтому «сколько закройщиков, столько и фасонов». Главные в любом образовательном событии – дети. И именно они, проявляя свою инициативу и самостоятельность, перекраивают то или иное образовательное событие под специфику конкретной группы, конкретного ребёнка. Именно поэтому целесообразно появление такого понятие как Kidstailoring, т.е событие «от детей и для детей».

Суть Kidstailoring можно представить в виде лоскутного одеяла или мозаичного панно. В процессе обдумывания составляющих компонентов образовательного события каждый ребёнок вправе принимать самое активное участие. Мои дошколята с лёгкостью предлагают всевозможные виды деятельности, при этом ребёнок не всегда выдвигает именно тот вид деятельности, в котором он будет безусловно успешен. Таким совместным «мозговым штурмом» ребята формируют деятельностное пространство, обозначая границы своих возможностей и пересечение собственных желаний. Далее после совместного обсуждения, выбираются те компоненты, которые будут наиболее полно отвечать теме заявленного события. Задача педагога при этом, оказывая недирективную помощь, провоцировать детей на выход за рамки позиции комфорта для успешности в реализации задуманного.

Таким образом, Kidstailoring способствует  реализации природных задатков детей, возможности самостоятельно решать проблемы, получать информацию, перерабатывать ее разными способами. Игровая деятельность, основанная на данном подходе, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств. Kidstailoring не ограничивает ребёнка в выборе вида игры, наоборот, все они успешно уживаются в одном образовательном событии. При этом активно развиваются сюжетные линии и  ролевая позиция. Kidstailoring позволяет ребёнку «играть так, как он решил». Здесь нет чётких правил и границ, условие одно – не нарушать игру другого ребёнка. В ходе образовательного события ребёнок как бы обновляется, растёт, становится «на голову выше самого себя», что соответствует мнению Л. Выгодского об игре, т.е образовательное событие с учётом Kidstailoring есть не что иное как игровая деятельность.

Пройдя программу стажировки, педагоги смогут повысить уровень профессиональный  компетенции в вопросах организации образовательного события и руководства детской игрой, на практике узнать о возможностях Kidstailoring в игровой деятельности детей. Получив знания по эффективному использованию современных образовательных решений, педагоги сумеют мотивировать дошкольников к активному участию в образовательном событии, познанию самого себя и своих возможностей, научатся эффективно применять полученные знания в своей ежедневной профессиональной деятельности.

При планировании и реализации образовательного события важно помнить:

  1. Игровая деятельность не может быть навязана взрослым, как и её тема и   описание необходимых действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
  2. Игра – процесс и  продукт совместной деятельности детей и педагога, в которой   педагог является играющий партнером, при этом он не боится ошибиться или выглядеть неубедительным.

По словам А.С.Макаренко «биографические изменения в структуре личности воспитанников возникают вследствие не эволюционного, а революционного развития. В эволюционном порядке собираются, подготавливаются какие-то предрасположения. Намечаются изменения, но для их реализации нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения». Именно таким «взрывом, потрясением» для ребёнка может стать образовательное событие.

Образовательные результаты такого взрывного взаимодействия трудно недооценить

  • Ощущение /осознание нового – совершенного действия!
  • Точка потенциального начала детской инициативы.
  • Активность, интерес, мотивация, драйв – дальше нужно только наблюдать, поддерживать, обустраивать среду, создавать условия!
  • Энергетическое поле, в котором можно давать детям свободу – они проскочат такие ограничения!!!
  • Стержень, на который можно нанизывать множество разнообразных действий.

Все выше сказанное направлено на достижение целевых ориентиров дошкольного образования (ФГОС ДО, 4.6.):

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью.

 

Когда ребёнок активно действует, самостоятельно исследует, размышляет – мы видим его интерес, азарт, стремление к выполнению данной деятельности. В этом и заключается главная ценность Event-технологии. Поэтому, просто необходимо, чтобы  жизнь в ДОУ была насыщена образовательными событиями, а коллеги из других городов обогатили свои педагогические компетентности и могли умело планировать и реализовывать реальные образовательные события при использовании Kidstailoring в любых условиях.

Активное взаимодействие педагогов в рамках программы предлагаемой стажировки будет способствовать погружению коллег в интересный мир Event-технологии, формированию у стажёров педагогических компетенций по планированию и организации образовательных событий и в целом овладеть мощным инструментов в развитии детской инициативы.

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения стажировки.

  • Техническое обеспечение: в учреждении имеется возможность выхода в сеть Интернет на скорости не менее 50 Мбит/сек с 2 компьютеров, интерактивная доска SMART BOARD на 2 точки, принтер, сканер, проектор, 2 экрана, ноутбук, аудио и фотоаппаратура.
  • Дошкольное учреждение обладает достаточным количеством аудиторных площадей: музыкальный и спортивный залы, методический кабинет, 11 групповых помещений, кабинет логопеда, кабинет педагога-психолога.
  • Методический кабинет оснащен достаточным количеством методических пособий, дидактических средств, нормативными документами  для реализации программы стажерской  площадки.
  • Образовательный кейс стажера: раздаточный материал для мастерской, методические рекомендации: ключевые идеи Event– технология и «Kidstailoring», технологические карты для проектирования образовательного события.

Программа стажировки (формулировки понятийных или практических задач, решаемых на стажировке, количество часов, содержание работы по задаче).

Деятельность стажеров в рамках программы стажировки будет направлена на реализацию задач, заявленных в информационном блоке. Данная программа основана на деятельностном подходе, предусматривает комплекс различных форм обучения: практические занятия, практические пробы, групповое и индивидуальное проектирование, деловые игры. На промежуточных этапах стажировки проводится оценочное событие, которое позволяет выявить и осознать уровень освоения практического опыта стажерами и определить дальнейший маршрут прохождения программы стажировки.  Данная программа стажировки включает в себя 3 модуля и рассчитана на 24 часа.

Первый  модуль «Познавательно- поисковые компетенции стажера» позволит   обогатить имеющиеся у стажёров — воспитателей теоретические знания по вопросам проектирования активных форм деятельности старших дошкольников. Оценить свои профессиональные качества  в соответствии с  профессиональным стандартом,   осмыслить эти знания в контексте современных требований и подходов, создавая портрет педагога в событийном формате.

Второй модуль «Активно-методические компетенции стажера» позволит приобрести практический опыт по рассматриваемому вопросу, спроектировать (смоделировать) «универсальный фасон» образовательного события Event- технологии  и разработать практический материал по использованию Kidstailoring для построения образовательного события.

Третий модуль «Деятельностно-игровые компетенции стажера» дает возможность стажерам реализовать спроектированные образовательные события. А также, осмыслить значимость полученного на стажировке опыта для развития игровой деятельности старших дошкольников. 

Накопленный во время стажировки опыт поможет воспитателям – стажёрам грамотно планировать и реализовывать образовательные события с воспитанниками. Оценить свои педагогические возможности в соответствии с профессиональным стандартом и  опробовать новые технологии по формированию игровой деятельности старших  дошкольников  в условиях реализации ФГОС ДО.

 

Учебный план стажировки на 24 учебных часа по форме:

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
  I модуль

«Познавательно- поисковые компетенции стажера»

1 Интерактивная презентация с участием воспитанников  и экскурсия по ДОУ

«Калейдоскоп событий в ДОУ»

1      
2 Педагогический тренинг «Визитная карточка стажёра» — выявление уровня базовых знаний стажёров по заявленной теме   1    
3 Определение ожиданий стажеров от предстоящего взаимодействия, используя технологию коллективной мыслительной деятельности. Приём «Кластер».   1    
4 Технология «Worldcafe» «Особенности поддержки и развития игровой деятельности дошкольников. Поиск эффективных показателей оценки качества игры дошкольников в рамках образовательного события»     2  
5 Деловая игра «Образовательное событие в ДОУ – миф или реальность?»

Создание условий для формирования у стажеров индивидуальной позиции, умения отстаивать собственного мнения

  1    
6 «Составление портрета педагога в событийном формате»     1  
7 «Плюс. Минус. Интересно» Рефлексия первого дня стажировки       1
  II модуль

«Активно-методические компетенции стажера»

8 Составление хронотопа образовательного события   2    
9 Мастер-класс «Секреты кройки и шитья. «Kidstailoring»     2  
10 «Эскиз нового наряда» Проектирование стажерами образовательного события     2  
11 «Биеннале юных модельеров» Презентация разработанных  проектов образовательных событий с детьми     2  
12 Рефлексия практической части стажировки, используя приём «Кубик Блума»       1
  III модуль

«Деятельностно-игровые компетенции стажера»

13 Разработка стажерами оценочных листов по выявлению эффективности образовательного события     2  
14 «Примерка готового платья» (апробация и анализ функциональности разработанных образовательных событий)     3  
15 Знак качества «Главное, чтобы костюмчик сидел» — экспресс-коллаж по итогам стажировки (рефлексия результатов деятельности стажерской площадки   через приём «Инсерт»)       1
16 Пресс-релиз «Стажировка для вас это — событие или мероприятие?»       1
  Итого: 1 5 14 4

 

Способы оценки результатов стажировки

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Внешнюю оценку результатов деятельности стажёров осуществит экспертная группа, в число которой войдут: представители МКУ «Управление образования администрации ГО «Город Лесной», руководители, специалисты и  педагоги дошкольного учреждения. Продукты образовательных событий, разработанные стажерами, будут размещены на персональном сайте автора стажировки http://deti-zateiniki.ucoz.net в разделе «Стажерская проба – первые шаги».  Фиксация оценки результатов будет происходить с помощью интернет – голосования. Критерии оценки: доступность, логичность, активная позиция ребёнка, позиция педагога.

В интернет-голосовании могут принять участие сами стажеры, педагоги ДОУ, эксперты, родители, а также любой посетитель сайта.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Самооценивание стажерами собственных результатов будет организовано в форме открытой дискуссии круглого стола между участниками программы стажировки. стажёры зафиксируют оценку качества собственной деятельности с помощью приема «Дорожные знаки». Все участники стажировки  на протяжении трёх дней составляют собственную  разметку дорожного движения. В заключительный день стажировки коллеги демонстрируют свои варианты, происходит анализ работы группы в целом. После чего  каждый выбирает свой знак для составления общего проекта, в соответствие с критериями самооценки:

  • Неровная дорога – на протяжении всей нашей встречи вы испытывали затруднения, возникло множество вопросов, требующих дополнительного рассмотрения.
  • Ограничения скорости – затруднения возникали, но были преодолимы.
  • Автомагистраль – мы двигались довольно легко, в хорошем темпе, без особых трудностей.

Результаты работы стажеров признаются успешными, если:

  • не менее 50% внешних и внутренних экспертов дают положительные отзывы о продуктивной деятельности стажеров;
  • не менее 50% голосов всех участников Интернет-голосования оценивают работу стажеров положительно;
  • не менее 50% коллег — участников свидетельствуют о реализации поставленных задач собственной деятельности в рамках стажировки.

Анализ стажировки

С 14 по 16 февраля в МБДОУ «Детский сад №28 «Ветерок» г. Лесной Свердловской области проходила стажировка педагогических и руководящих работников детских садов по программе «Kidstailoring в реализации Event – технологии как условие поддержки и развития игровой деятельности дошкольников»

В стажировке приняли участие коллеги из городов Саров, Десногорск, Снежинск, Новоуральск, Заречный Свердловской области, ЗАТО Заречный, Полярные Зори.

Целью стажировки являлось овладение стажерами элементами Event – технологии с опорой на Kidstailoring как эффективными педагогическими действиями развития игровой деятельности детей дошкольного возраста в образовательном событии

Первый день:

14 февраля. 9.00 В музыкальной гостиной детского сада настороженные взгляды будущих стажёров, улыбки гостей, вспышки фотоаппаратов и взволнованные взоры детей и педагогов. Итак, начинаем. Стажировка в рамках проекта «Школа Росатома» — событие городского масштаба.

Стажеров и гостей встречают воспитанники детского сада проникновенной песней и стихами, тем самым настраивая всех на позитивный лад. На торжественном открытии гостей приветствовали заместитель главы администрации Городского Округа «Город Лесной» по вопросам образования, культуры и спорта Елена Аркадьевна Виноградова и начальник Управления образования администрации Городского Округа «Город Лесной» Ольга Викторовна Пищаева. После совместного зажигательного танца состоялась торжественная церемония посвящения в стажеры, в ходе которого педагогами были произнесены слова клятвы:

Про Ивент я всё узнаю,

Все этапы разберу,

В стороне стоять не стану,

Событья эти проживу.

Обещаю не зевать,

И слушать всё внимательно.

Заданья в группе выполнять

И делать всё старательно.

Я учиться не боюсь!

Быть активным я клянусь!

И как сигнал к началу активной работы уже настоящих полноправных стажеров звучат напутственные слова заместителя начальника Управления образования администрации Городского Округа «Город Лесной», муниципального координатора проекта «Школа Росатома» Ильи Анатольевича Иванова.

Для сплочения группы стажёров перед началом взаимодействия была проведена игра на сближение «Я — ткань», целью которой было раскрепощение педагогов в незнакомом коллективе и объединение участников группы для совместного решения поставленных задач. Педагоги рассказывали о себе от лица выбранной ткани, указывая не только на личные качества, но и делая акценты на свои педагогические взгляды.

Используя приём критического мышления «ТриО», стажёрами были обозначены ожидания от предстоящей работы, озвучены опасения и определены отправные точки для дальнейшего движения в рамках заявленной темы. Было выявлено, что 100% стажёров испытывают желание познакомиться с Kidstailoring и узнать, как Event – технология может быть использована для реализации образовательного события. Наряду с этим, 80% педагогов выразили опасение непонимания темы в связи с ограниченностью временного ресурса.

Затем участникам стажировки был представлен теоретический материал по теме «Kidstailoring в реализации Event – технологии». В ходе мастер-класса на конкретном примере были проиллюстрированы все этапы  Event – технологии  с использованием Kidstailoring, а также оценена самостоятельность и активность детей на всём протяжении предложенного образовательного события. После чего в ходе деловой игры были выделены отличительные аспекты мероприятия и события, рассмотрены перспективы реализации событийного формата в детском саду и возможность превращения традиционных мероприятий в образовательные события.

В контексте технологии коллективного разума «World cafe» состоялось обсуждение в группах из числа стажеров особенности поддержки и развития игровой деятельности дошкольников. На основе полученных практических материалов, ими была осуществлена стажерская проба по проектированию экспертной карты. После проведения публичных презентаций и анализа полученных карт, педагогам было предложено посетить образовательные события в группах детского сада для апробирования эффективности разработанных карт. Стоит отметить,  что в основу наблюдаемого взаимодействия в группах были положены яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов. В ходе посещения групп педагоги не только проанализировали деятельность взрослых и детей в рамках событийного формата, но и сами не смогли устоять от включения в активную деятельность и стали полноправными участниками  образовательных событий.

По окончании первого дня, участники стажировки делились своими впечатлениями за круглым столом в контексте приёма «Плюс. Минус. Интересно»,  а также выполнили вечернее задание в Дневниках стажера «Портрет педагога в событийном формате», что послужило своеобразной рефлексией первого дня.

И вот что получилось у Татьяны Бородулиной из Заречного:

Педагог в событийном формате-

Это вам не простой воспитатель.

С целью воспитания детей, их обучения и развития

Обсудит с детьми проблему

И легко превратит её в событие.

 Щедро потратит собственные средства

Превыше всего счастливое детство!

Приветствует и бережёт детскую инициативу,

Ненавящиво предложит альтернативу.

Event – технологию смело внедряет,

Kidstailoring применяет.

Второй день:

Следующий день начался с участия стажеров в традиционной «Утренней гимнастике» воспитанников подготовительной к школе группы №13 «Затейники», по окончании, которой была представлена деятельность ведущего стажировки с детьми в рамках заявленной технологии. Было организовано образовательное событие, окрашенное личностным смыслом для одного из стажёров. Детям из группы «Затейники» была предложена проблемная ситуация – как организовать празднование дня рождения незнакомому человеку. Ребята самостоятельно распределили сферы влияния, определили компоненты действий и, призвав на помощь незнакомых взрослых людей, организовали и провели настоящую игровую программу для именинника. На примере проживаемого образовательного события, основанного на личностно-значимой календарной дате отдельного участника, были наглядно представлены опорные точки предложенной технологии, которые помогают детям дошкольного возраста в предложенной игровой ситуации проявить свои игровые навыки, самостоятельность и инициативу, а также развивают участников как активных членов социума. Педагоги могли наблюдать,  как при подобной организации дети овладевают основными культурными способами деятельности, с лёгкостью выбирают себе не только род занятий, но  и участников по совместной деятельности.

По итогу состоялось обсуждение и сделан вывод о соответствии Event – технологии как эффективного инструмента педагога, обеспечивающего развитие игровой деятельности дошкольников.

После, стажерам было предложено на основе приобретенного опыта выстроить  рамочные конструкты по единой теме, с опорой на календарь памятных дат. В качестве идеи для разработки была определена  дата 15 марта – Международный день защиты бельков. Стажёры активно принялись за обсуждение и в ходе интенсивной работы и жарких обсуждений были созданы три полноценных рамочных конструкта.

Анализируя данный этап работы, хочется сказать, что все участники справились с заданием на «отлично». Каждой команде удалось достаточно полно раскрыть  все этапы представленной технологии, уделяя большое внимание интеграции различных видов игр в разработке образовательных событий.

Завершением дня стала рефлексия в виде приёма критического мышления «Инсерт». Большинство стажёров отметили, что хотя данная технология и была для всех новой, подробное изложение материала  и погружение в деятельность помогли педагогам избежать значительных трудностей в её освоении.

Третий день:

Ну, вот и наступил последний день стажировки. В качестве разминки стажёрам было предложено ещё раз припомнить состоявшееся накануне образовательное событие «Сюрприз от Затейников» и проанализировать его эффективность. В качестве визуализации групповой  рефлексии педагоги представили свой взгляд на состоявшееся взаимодействие как на «фасон платья» и пришли к выводу, что оно содержало такие характерные черты, как: наличие когнитивной задачи, предоставление свободы выбора видов деятельности, личную значимость для всех участников, и, конечно же, открытый конец. 

Затем участникам предстояло сделать выбор: провести разработанное ранее образовательное событие с детьми  по теме «Защита бельков» или попытаться преобразовать традиционное празднование Масленицы в образовательное событие. Педагоги, как заинтересованные участники стажировки, приняли вызов и выбрали второе задание. Итоговое событие состоялось  на территории детского сада с участием педагогов ДОУ, стажёров и детей трёх подготовительных к школе групп. И основным его результатом стали горящие глаза всех участников данного события. Педагоги не только разработали этапы игрового квеста, но и предоставили детям выбор на каждом из них, а иногда просто просили детей придумать игровые действия с предложенным материалом.

Что же касается внешней оценки результатов деятельности стажёров, которую осуществляла экспертная группа, созданная из числа представителей администрации и педагогов детского сада, были сделаны следующие выводы:

  • анализ письменных заданий участников свидетельствуют об успешной реализации поставленных задач собственной деятельности в рамках стажировки;
  • все участники дают положительный отзыв о результатах программы стажировки, о чем свидетельствуют отзывы, зафиксированные в Дневнике стажера;
  • экспертная оценка стажерских проб: все педагоги – стажеры получают положительную оценку за созданные материалы и реализованное образовательное событие.

Самооценивание стажерами собственных результатов осуществлялось путем заполнения ими страниц в дневнике стажёра и оформление пресс-релиза, по итогам которых сделан вывод, что цель программы стажировки достигнута и задачи реализованы.

Закончилась стажировка круглым столом по итогам трёх дневной работы и заполнением пресс-релиза «Стажировка для вас: мероприятие или событие». На торжественном закрытии организатор стажировки и весь педагогический коллектив детского сада «Ветерок» услышали в свой адрес большое количество искренних слов благодарности за продуктивное общение, за обмен опытом, за доброжелательную и  непринуждённую обстановку. В качестве ответного слова стажёрами была исполнена песня «Оранжевая планета», посвящённая личностным переживаниям от стажировки в городе Лесной.

Стажёры увезли с собой не только теоретический и практический опыт по реализации образовательных событий, но и позитив,  а также хорошее настроение от качественно проделанной работы и общения с коллегами.. Таким образом, используя в процессе стажировки интерактивные методы работы со стажерами, осуществлялся активный обмен теоретической и личностно значимой информацией. Всё это поможет педагогам преодолеть трудности в их профессиональной работе в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта.

В заключении хотелось поблагодарить проект «Школа Росатома» за доверие и за возможность получения бесценного опыта в профессиональном становлении!

В жизни каждого из нас встречаются значимые люди, от общения с которыми происходит переоценка себя и той деятельности, которую ты выполняешь. Для меня такими людьми стали коллеги из других городов. Спасибо вам за активность, открытость и сотрудничество!

Бывают люди громкие, как песня,

Бывают – будь-то вовсе не слышны,

Звёзд не хватают, не мелькают в прессе,

Но в них звучит поэзия души.

Они надёжней бравого солдата.

Они легки как пёрышки у птах.

Они тебя обнимут словно латы

И вместе вам вовек не ведан страх.

Как жалко, что я даром не владею,

Красиво и напевно говорить,

Но верьте, Бога буду непременно

За встречу с вами я благодарить!

 

Фотоальбом стажировки

Видеоролики стажировки

 

 

Портрет педагога в событийном формате

 

 

 

Пресс-релиз

 

Дневник стажёра