Разновозрастные социальные и творческие проекты как наиболее продуктивная форма организации внеурочной деятельности, обеспечивающая оптимальные условия для формирования социальных компетенций

Информационный блок программы

ФИО разработчика Пеплова Елена Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Гимназия № 216 «Дидакт».
Название программы Разновозрастные социальные и творческие проекты как наиболее продуктивная форма организации внеурочной деятельности, обеспечивающая оптимальные условия для формирования социальных компетенций.
Цель программы Приобретение стажерами опыта проектирования и реализации форм разновозрастного сотрудничества, обеспечивающих формирование у школьников социальных компетенций.
Задачи программы
  • Исследование стажерами ведущей деятельности обучающихся в соответствиями с возрастными особенностями и доминирующих потребностей подросткового возраста.
  • Проектирование ситуаций выхода субьектов образовательной среды в новую социальную позицию.
  • Приобретение навыка проектирования этапов проведения разновозрастных проектов в соответствии со структурой деятельности.
  • Освоение стажерами технологии организации оценочного события и моделирование способов построения траектории собственного профессионального развития.
Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

Современный мир меняется очень стремительно. Эпоха просвещения (как работы по накоплению и передаче знаний и опыта), сменилась эпохой социального действия. Основная проблема общества сейчас — это выбор не между Знанием и Незнанием, а выбор между Действием и Бездействием.

На сегодняшний день принципиально значимыми в образовании и воспитании школьников являются педагогические технологии, обеспечивающие у детей способность действовать самостоятельно. Кроме того, одним из личностных результатов освоения выпускником образовательной программы новым ФГОС определяется сформированность социальных компетенций, а именно:

  • умение вступать в разновозрастное сотрудничество, как с младшими школьниками, так и со старшими подростками: уважительное отношение к младшим и умение слушать и слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;
  • умение работать в позиции «взрослого»: удержание точки зрения незнающего, помощь младшему школьнику занять новую точку зрения; организация для содержательной работы группы младших школьников;
  • понимание и учет в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека;
  • принятие социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность основ социально-критического мышления; получение опыта участия в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций.

Во внеурочном пространстве возможна в полной мере реализация универсального права каждого человека на выбор, свободу и самореализацию, провозглашенного еще в античные времена и зафиксированного в 18 веке – «Позволяйте делать, позволяйте идти». Важна любая возможность перейти вместе с детьми в измерение, где дети не ученики, а учителя не руководители, а просто люди, равные в своих взаимоотношениях. Это создает инновационные продуктивные, творческие, открытые формы школьного уклада жизни и естественную среду событийности. Включая обучающихся МБОУ Гимназия № 216 «Дидакт» в разновозрастные социокультурные проекты «Творческая осень», «Осенний лагерь мечты», «Зимняя сказка», «Школьная весна», «Франглия», мы создаем условия для самоактуализации, формирования у учащихся ответственности за выполняемую ими работу, условия для экспериментирования с собственными действиями, изменения и утверждения собственной гражданской позиции. Эти проекты являются особыми пространствами для социальных проб школьников — местом социального взаимодействия.

Проектирование выступает как вид самостоятельной, коллективно-распределенной деятельности, исполнение которой предполагает объединение детей в разновозрастные группы, что является, по нашему наблюдению, дополнительным стимулом для развития как младших, так и старших детей. Вся работа в проекте строится в поисковом режиме и максимально приближена к норме действий взрослых людей, но за результат своей работы отвечают сами дети.

Все разновозрастные проекты внеурочной деятельности Гимназии №216 «Дидакт» организованы как продуктивные, ведущие к реальному результату. Главным наполнением пространства творческой, социальной реализации и рефлексии являются образовательные события.

Как организатор и куратор проектов могу утверждать, что включение учащихся всех возрастов в систему проектирования собственной деятельности от этапов целеполагания и разработки критериев оценки и результатов, через этапы моделирования, до этапов рефлексивного контроля, позволяет решать ряд задач по формированию личности ребенка в соответствии с его возрастными актуальными потребностями и ведущей деятельностью.

Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10-11-летних — получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Доминирующие потребности подросткового возраста (Д.Б. Эльконин): потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.

Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 12-13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14-15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении.

Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (9-11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12-13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14-16 лет).

Специальная организация, специальное построение деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества. Подобная деятельность может быть продуктивной только в разновозрастном коллективе, в акте сотворчества со старшими.

Работа в позиции «учителя», «наставника», «организатора» развивает самостоятельность школьников, основанную на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не из позиции сверстника, а из позиции «взрослого». Чтобы научиться учить себя, быть учителем самого себя, школьнику нужно поработать в позиции «учителя», «наставника» по отношению к другому. Эффекты разновозрастного сотрудничества крайне важны для становления самостоятельности: условия для опробования, рефлексии и обобщения известных средств и способов действия, формирование способности понимать и учитывать интеллектуальную позицию другого человека, работа с разными точками зрения.

В мою задачу как педагога входит подготовка детей к проявлению их авторства, поиск форм и способов реализации индивидуальной позиции ученика, которую он заявляет в каждом проекте, оказание технической поддержки на пути утверждения его как автора инициативы. Каждый ребенок хочет, чтобы взрослый понял, принял, защитил и поддержал именно его. Если этого не случается, школьная жизнь может превратиться для ребенка в каждодневную пытку и противоборство. Ребенку нужно не руководство, а неформальная совместность. Тогда детско-взрослое сообщество становится естественной, открытой событийной общностью.

Согласно А.Б.Воронцову «Образовательное событие – это мероприятие, в результате которого что-то происходит в ребенке, развивает его. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, — но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности».

Переступая порог нашей гимназии, чувствуешь, что школа необычна. Холл первого этажа встречает листопадом. Афиши зовут на спектакли, творческие работы учащихся раскрывают мысли, идеи, образы и эмоции юных творцов. Погружаясь в эту атмосферу, понимаешь, что пришла неслышными шагами, улыбаясь ярким, и пока еще теплым солнцем — золотая осень.

У многих талантливых людей именно в это время года происходит творческий подъем. Может поэтому уже не первый год осенью в гимназии реализуется разновозрастной проект «Творческая осень».

«Творческая осень» — стартовый проект, задающий ритм школьной жизни на весь учебный год. Он включает в себя следующие направления деятельности и события:

  • «Литературное творчество»: написание, опубликование творческих работ учащимися в школьном издании. Общая тематика работ и жанровое оформление определяется ученической проектной группой на этапе постановки задач проекта и целеполагания. Участвуют дети, которым интересно литературное творчество. Причем часто это «место успеха» для школьников, которые неуспешны в других видах деятельности, не публичны, замкнуты в себе, чувствительны. Школьный журнал становится местом для предъявления их достижений.
  • «Художественное творчество»: выставка работ «Наш вернисаж», художественное оформление холла первого этажа, оформление афиш и программок к спектаклю, художественное и музыкальное оформление спектаклей. Это место возникновения и реализации замыслов, причем как групповых, так и индивидуальных.
  • «Литературная гостиная»: в проектировании и осуществлении этого события задействована разновозрастная группа учащихся, любящих сочинять и читать стихи, а также все желающие. Старшие учащиеся помогают подобрать музыкальное оформление, проводят мастер-классы для новичков, являются соавторами при написании сценария и проведения мероприятия.
  • Фестиваль- конкурс «Театральная осень»: в рамках подготовки мини-спектаклей создаются творческие группы, которые, обращаясь за консультацией к учителям литературы, педагогам–организаторам, педагогам, влюбленным в театр, актерам театра, детям, занимающимся в театральных студиях, создают свои собственные инсценировки литературных произведений, небольшие пьесы, сценки на заданную тему, мини-мюзиклы. Старшие ребята выступают в роли режиссеров и постановщиков, создают разновозрастные творческие коллективы.
  • Гала-концерт: объявление и награждение победителей, показ лучших театральных постановок. Особенность оценки всех событий проекта – детско-взрослое жюри. Именно здесь реализуется потребность подростка быть и считаться взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав.
  • Пресс-конференция по итогам проекта: соотнести прогноз результата с полученным по факту результатом доверяется самим школьникам. Это побуждает подростков к выяснению их сильных и слабых сторон, помогает добиться успеха.

Проект «Творческая осень» завершился, победители названы, на пресс-конференции и совете гимназии все желающие смогли задать интересующие вопросы и получить на них ответы, высказать свои замечания и пожелания, и гимназисты начинают подготовку следующих проектов.

Какова же технология организации общегимназических разновозрастных социально-культурных и творческих проектов? Она полностью соответствует структуре деятельности:

На начальном этапе проектирования обсуждаются ценностные ориентиры проекта: как сделать наше совместное проживание интересным, запоминающимся, успешным? Формируются детско-взрослые проектные группы, ответственные за отдельные направления подготовки. Они образуют творческие группы, которые ведут проект по всем этапам. Проектные группы на совете гимназии конструируют способы реализации проекта, строится прогноз результатов деятельности (интеллектуальной, эстетической) и практический эффект личностного развития каждого участника проекта. Определяется группа для разработки положений и осуществления контроля за подготовкой конкретных событий.

Рекламная кампания предлагает всем желающим принять участие в проекте. Участники проекта определяют задачи предстоящей деятельности, детально продумывают все направления подготовки. Ученики самостоятельно планируют все действия, создавая своеобразную модель реализации проекта. Отдельно продумывается место и время предъявления личных достижений по всем направлениям проекта.

Один из самых важных этапов проекта — этап оценки, где дети анализируют, как прошло дело, где каждый находит свое реальное «Я» в проекте и в целом в системе культурных ценностей.

Для получения статистической картины каждый отвечает на вопросы:

  • Что мне дало участие в общем деле?
  • Какие вызвало мысли, идеи?
  • Какие чувства я испытал?
  • Что я для себя понял?
  • Какое возможно продолжение дела?

Рефлексия на этом этапе осуществляется через публичное признание достижений и позитивного вклада каждого участника проекта, через награждение, публикацию авторских замыслов и конкретных творческих работ (стихов, сочинений, рассказов о гимназии и гимназистах). На этом этапе происходит выход на постановку задачи на новый проект.

Для подведения итогов проектной деятельности постоянно функционирует пресс-центр, детально анализирующий все результаты. Отчетность может проходить в форме работы расширенного совета гимназии, пресс- конференций, экспресс – газет.

Подростки, участвуя в любом из предложенных ими же проектов (групповых или индивидуальных), научаются способу деятельности в ситуации выбора и возможности применять этот способ в будущей жизни, т.е. по сути, подросток проектирует свое будущее.

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования
  • компьютеры с периферийными устройствами и с выходом в интернет (на скорости не менее 1Мбит/сек);
  • листы ватмана, маркеры для моделирования; оборудование для распечатывания, копирования и сканирования документов;
  • методические и дидактические материалы по теме стажировки; авторские разработки разновозрастных проектов для анализа, видеоматериалы, детские школьные издания.

Программа стажировки

Формулировки понятийных и практических задач Количество часов Содержание работы
1. Сформированность социальных компетенций как требование ФГОС к личностным результатам.  3

Проблематизация, целеполагание: необходимость организации во внеурочном образовательном пространстве мест для реализации универсального права каждого человека на выбор, свободу и самореализацию.

Анализ требований ФГОС к формированию социальных компетенций. Педагогические условия для формирования социальных компетенций. Проектирование образовательных пространств для социальных проб школьников, социального взаимодействия.

2. От проектных задач — к проектной деятельности 4

Проблематизация, целеполагание: необходимость соблюдения принципа преемственности для переноса способов работы над проектной задачей в разновозрастной группе на организацию разновозрастного проекта.

Проектная задача как система детских действий, направленных на возникновение не существовавшего в практике ребенка результата и качественное самоизменение группы детей. Социальные компетенции, формируемые при решении проектных задач: умение договариваться, умение осуществлять взаимопомощь в решении задачи, умение распределять обязанности, умение вырабатывать общую стратегию.

Проектирование как вид самостоятельной, коллективно-распределенной деятельности. Виды проектов, структура проектов. Анализ разновозрастного проекта «Зимняя сказка» гимназии №216 «Дидакт» с точки зрения создания условий для формирования социальных компетенций. Проектирование и реализация стажерами постановки задачи на новый разновозрастной проект.

3. Разновозрастная группа как условие для реализации доминирующих потребностей подростков 5

Проблематизация, целеполагание: необходимость создания разновозрастных групп как пространства социального позиционирования.

Исследование доминирующих потребностей подросткового возраста по Д.Б. Эльконину: потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, мотив занять определенное место в коллективе сверстников; стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности.

Работа в позиции «учителя», «наставника», «организатора» как средство для развития самостоятельности школьников, способности удерживать точку зрения «взрослого».

Эффекты разновозрастного сотрудничества для формирования социальных компетентностей. Функция социальной поддержки – помощь старших младшим при организации деятельности, поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников.

Проектирование организации работы над проектной задачей в разновозрастной группе и стажерские пробы по разработанным проектам.

4. Технология разновозрастного проектирования 9

Проблематизация, целеполагание: необходимость проведения социокультурного или творческого проекта в соответствии со структурой деятельности (по В.В.Давыдову)

Событийный формат реализации разновозрастных проектов. Творческий разновозрастной проект как «место успеха», место для предъявления достижений, место возникновения и реализации групповых и индивидуальных замыслов.

Ценностные ориентиры проекта: как сделать совместное проживание интересным, запоминающимся, успешным? Принципы формирования детско-взрослых проектных групп. Конструирование способов реализации проекта. Прогноз результатов деятельности (интеллектуальной, эстетической) и практический эффект личностного развития каждого участника проекта.

Детско-взрослое жюри как необходимость формы осуществления оценки всех событий разновозрастного проекта, как возможность реализации потребности подростка быть и считаться взрослым. Этап оценки проекта как рефлексия и публичное признание достижений и позитивного вклада каждого участника проекта. Постановка задачи на новый проект. Роль совета гимназии, пресс-конференций, экспресс–газет в рефлексии и оценке проведения проекта.

Проектирование стажерами событийного формата мероприятия (внутри реализуемого на данный момент в гимназии разновозрастного проекта) и реализация его в стажерской пробе.

5. Роль педагога в организации проектной деятельности 3

Проблематизация, целеполагание: необходимость смещения роли педагога с позиции указывающего, руководящего на роль сопровождающего (тьютора)

Создание условий для выбора каждым ребенком содержания образования, которое наиболее полно соответствуют его индивидуальным особенностям. Задачи педагога при организации проведения разновозрастного проекта на каждом его этапе.

Учебный план стажировки

Формулировка понятийной и ( или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекция

Практическое занятие

Стажерская проба

Оценочное событие

1

Сформированность социальных компетенций как требование ФГОС к личностным результатам. (3 часа)

Проблематизация, целеполагание: необходимость организации во внеурочном образовательном пространстве мест для реализации универсального права каждого человека на выбор, свободу и самореализацию.

Анализ требований ФГОС к формированию социальных компетенций. Педагогические условия для формирования социальных компетенций. Проектирование образовательных пространств для социальных проб школьников, социального взаимодействия.

 

2

1

 

2

От проектных задач — к проектной деятельности. (4 часа)

Проблематизация, целеполагание: необходимость соблюдения принципа преемственности для переноса способов работы над проектной задачей в разновозрастной группе на организацию разновозрастного проекта.

Проектная задача как система детских действий, направленных на возникновение не существовавшего в практике ребенка результата, в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Социальные компетенции, формируемые при решении проектных задач: умение договариваться, умение осуществлять взаимопомощь в решении задачи, умение распределять обязанности, умение вырабатывать общую стратегию.

Проектирование как вид самостоятельной, коллективно-распределенной деятельности. Виды проектов, структура проектов. Анализ разновозрастного проекта «Зимняя сказка» гимназии №216 «Дидакт» с точки зрения создания условий для формирования социальных компетенций. Проектирование и реализация стажерами постановки задачи на новый разновозрастной проект.

 

1

2

1

3

Разновозрастная группа как условие для реализации доминирующих потребностей подростков . (5 часов)

Проблематизация, целеполагание: необходимость создания разновозрастных групп как пространства социального позиционирования.

Исследование доминирующих потребностей подросткового возраста по Д.Б. Эльконину: потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.

Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, мотив занять определенное место в коллективе сверстников; стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности.

Работа в позиции «учителя», «наставника», «организатора» как средство для развития самостоятельности школьников, способности удерживать точку зрения «взрослого».

Эффекты разновозрастного сотрудничества для формирования социальных компетентностей. Функция социальной поддержки – помощь старших младшим при организации деятельности, поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников.

Проектирование организации работы над проектной задачей в разновозрастной группе и стажерские пробы по разработанным проектам.

 

2

2

1

4

Технология разновозрастного проектирования. (9 часов)

Проблематизация, целеполагание: необходимость проведения социокультурного или творческого проекта в соответсвии со структурой деятельности (по В.В.Давыдову)

Событийный формат реализации разновозрастных проектов. Творческий разновозрастной проект как «место успеха», место для предъявления достижений, место возникновения и реализации групповых и индивидуальных замыслов.

Ценностные ориентиры проекта: как сделать совместное проживание интересным, запоминающимся, успешным? Принципы формирования детско-взрослых проектных групп. Конструирование способов реализации проекта. Прогноз результатов деятельности (интеллектуальной, эстетической) и практический эффект личностного развития каждого участника проекта.

Детско-взрослое жюри как необходимость формы осуществления оценки всех событий разновозрастного проекта, как возможность реализации потребности подростка быть и считаться взрослым, признание окружающими взрослыми равенства с точки зрения прав.

Этап оценки проекта как рефлексия и публичное признание достижений и позитивного вклада каждого участника проекта. Постановка задачи на новый проект. Роль совета гимназии, пресс-конференций, экспресс–газет в рефлексии и оценке проведения проекта.

Проектирование стажерами событийного формата мероприятия (внутри реализуемого на данный момент в гимназии разновозрастного проекта) и реализация его в стажерской пробе.

 

2

4

3

5

Роль педагога в организации проектной деятельности. ( 3 часа)

Проблематизация, целеполагание: необходимость смещения роли педагога с позиции указывающего, руководящего на роль сопровождающего (тьютора)

Создание условий для выбора каждым ребенком содержания образования, которое наиболее полно соответствуют его индивидуальным особенностям. Задачи педагога при организации проведения разновозрастного проекта на каждом его этапе.

 

1

1

1

 

Всего 24 часа

 

8

10

6

Способы оценки результатов стажировки​

Внешняя оценка результатов стажеров

Внешняя оценка будет осуществляться через:

  1. Размещение итогов стажировки на школьном сайте http://школа100.рф/ на странице «Прокси-пространство – ресурс для личностного роста» с возможностью добавления комментариев от коллег, экспертов. Анализ результатов опроса на сайте школы
  2. Оценку участников «Проектной деятельности» 5 класс, НИЛа «Введение в психологию», 9-11 класс – интернет-голосование, качественная оценка.
  3. Проведение экспертизы другими участниками стажерской площадки – экспертные листы, баллы.
  4. Работу экспертной группы Методического совета Школы № 100.
  5. Размещение наработок на сайте проекта «Школа Росатома».
Самооценивание стажерами собственных результатов Самооценивание будет производиться через заполнение созданной стажерами «Карты личностных достижений», через рефлексивный анализ

Видео и фотоматериалы

На стажировку в Заречный приехали педагоги из городов Росатома 

СМОТРЕТЬ

Стажировка Е.В. Пепловой, гимназия №216 "Дидакт". г. Заречный 

СМОТРЕТЬ

Фоторепортаж

СМОТРЕТЬ