Авторская программа стажировки «Ответственный выбор как мета-компетенция: условия и факторы становления»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Аверяскина Алена Сергеевна, Снежинск
  2. Антонова Татьяна Леонидовна, Димитровград
  3. Балушкина Анна Владимировна, Лесной
  4. Жданова Марина Александровна, Железногорск
  5. Исакова Екатерина Вячеславовна, Лесной
  6. Карягина Елена Антоновна, Железногорск
  7. Коробицина Наталья Владимировна, Зеленогорск
  8. Костырева Екатерина Геннадьевна, Зеленогорск
  9. Левина Ирина Викторовна, Новоуральск
  10. Личкин Евгений Вячеславович, Трехгорный
  11. Мусяева Лилия Александровна, Саров
  12. Нечаева Татьяна Викторовна, Волгодонск
  13. Парамонова Светлана Ивановна, Лесной
  14. Преснякова Ирина Ивановна, Сосновый Бор
  15. Савеня Ольга Александровна, Новоуральск
  16. Стрелкова Екатерина Александровна, Саров
  17. Токарева Светлана Михайловна, Десногорск
  18. Турченкова Мария Михайловна, Новоуральск
  19. Шишина Ольга Николаевна, Зеленогорск

 

Информационный блок программы

Цель программы:

  • Освоение стажерами средообразовательной стратегии формирования компетенции ответственного выбора в позиционном контексте.
  • Апробирование стажерами моделей проектирования образовательной среды, обеспечивающих формирование мета-компетенций.
  • Освоение стажерами технологий, основанных на опробовании собственных действий как механизма субъективации.

Задачи программы:

  1. Исследование стажерами оснований проектирования образовательной среды в контексте формирования ключевых компетенций.
  2. Выявление эффективных моделей образовательной среды, обеспечивающих формирование ответственного выбора.
  3. Исследование стажерами технологии опосредованного (через среду) управления процессом формирования мета-компетенций.
  4. Освоение стажерами модерации как технологии организации пространства управляемого выбора.
  5. Конструирование стажерами «персонального ресурсного пакета», пакета педагогических инструментов необходимых для формирования компетенции ответственного выбора.

Ключевые идеи опыта, в которые будут погружены стажёры. В истории педагогического опыта каждого учителя есть своя педагогическая предыстория, иногда более весомая, чем существующая педагогическая практика. И это важно! Потому, что от того в какую образовательную среду (в широком смысле) был или будет погружен человек, а тем более ребенок, зависит то, каким он будет взрослым.

В рамках заявленной темы мы исходим из научных обоснований организации образовательной среды в проектной парадигме, которая является доминантой в развитии образования и представляет собой проектирование культурно-образовательной среды в конкретном регионе и психолого-педагогическое проектирование как проектирование образовательных процессов внутри отдельного образовательного института (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, Г.П. Щедровицкий). Проектирование образовательной среды имеет перспективную ориентацию, направленность на будущее. Это исходные обязательные моменты проектной деятельности и проектного мышления. Именно видение будущего задает энергетику самой деятельности и делает проекты жизнеспособными, востребованными.

Основополагающими моей педагогической практики являются антропологическая модель построения образовательной среды и методика векторного моделирования образовательной среды. В антрополого-психологической модели образовательная среда определяется как динамическая функциональная система, являющаяся продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося. Образовательная среда строится адекватно сущности человека – обеспечивает его саморазвитие как фундаментальную способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни (В.И. Слободчиков).

Векторное моделирование образовательной среды – это одновременно и методика продуктивного построения образовательной среды, и методика диагностики разных типов образовательной среды в системе координат, состоящей из двух осей: ось «свобода — зависимость» и ось «активность – пассивность». Методика ориентирована на признание за школьником приоритета его индивидуальности, его значимости как субъекта познания, и погружении его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением (В.А. Ясвин).

Мы делаем акцент на проектировании образовательной среды подростка как центральном проблемном поле школьного образования. Основная характеристика этого возраста определяется представлениями о развитии человеческой целостности. Модусом целостности человека является его субъектность, в свою очередь, подростковая школа является пространством порождения субъектности – само-бытности, само-деятельности.

Далее, исходя из того, что компетентность – это интегрированная характеристика личности, выражающаяся в готовности субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели человека, а компетенция выражается в способности делать осознанный и ответственный выбор, мы выстраиваем образовательную среду как процесс проектирования педагогических ситуаций (урочно-внеурочных) выбора учащихся и как ресурс становления ключевых компетенций.

Структуру ключевых компетенций составляет набор осваиваемых способов деятельности, который должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям. В основе компетенции «выбор» лежит способность самоуправления, а самоопределение рассматривается нами как результат выбора своей позиции, целей, средств самоосуществления. Антропологически выбор есть свободное самоопределение и сознательное самоограничение. Поскольку компетенция ответственного выбора входит в структуру компетентности большинства деятельностей субъекта, ее следует отнести к мета-компетенциям и проектировать образовательную среду как процесс и ресурс ее формирования.

Эффективность технологии позиционного образования, в которую будут погружены стажеры, была апробирована нами в школьной практике и предъявлена на нашей стажировке как победителя конкурса учителей проекта «Школа Росатома». Сущность этой технологии составит проектирование стажерами социальных ситуаций развития для опробования учащимися взрослых действий, «взрослых» позиций, что формирует у детей и подростков ответственное поведение. А для «профессионального приращения» стажеров важное значение будет иметь освоение сути различных позиций в существующей культуре, освоение этих позиций и действий из них: организация с детьми и подростками разнопозиционного взаимодействия. При этом понятие позиции определяется как наиболее целостная, интегративная характеристика человека, достигшего полной самоопределенности.

В этой же методологической в рамке находится технология модерации как профессиональная организация групповой работы, которая будет направлена на моделирование стажерами педагогических техник, обеспечивающих формирование компетенции ответственного выбора. Технология модерации является моделью интенсивного, интерактивного образования, позволяющая строить не только комфортные условия обучения всем субъектам образования, но и создавать пространство управляемого выбора. Технология модерации предоставляет широкие возможности учащимся для рефлексии, как основного механизма становления субъектных способностей.

Основной формой организации работы на стажировке будет педагогическая мастерская. В ее состав войдут практические занятия, стажерские пробы и оценочные события, раскрывающие сущность позиционного образования и эффективность организации деятельности в разновозрастном и разнопозиционном контексте, для формирования компетенции ответственного выбора.

Итогом стажировки будет служить сконструированный стажерами персональный ресурсный пакет, включающий педагогические инструменты (техники, методы, способы и средства проектирования ОС с заданными параметрами, оценочные шкалы) необходимые для формирования компетенции ответственного выбора, которые в дальнейшем будут применяться стажерами в своих образовательных учреждениях и, по возможности, транслироваться педагогическому сообществу.

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования:

  1. Техническое обеспечение: выход в интернет, персональные компьютеры, интерактивная доска, программные продукты.
  2. Методическое обеспечение: папка стажера (диагностические анкеты, раздаточный материал для проектирования образовательной среды и освоения техник модерации) и портфолио автора (авторские дидактические материалы); «детские» портфолио (дидактические материалы для разновозрастной и разнопозиционной рефлексии); материалы для формирования персонального ресурсного пакета.

 

Программа стажировки.

Педагогическая мастерская 1. Компетенция ответственного выбора как критерий взросления.

Проблематизация: Выбор как свободное самоопределение и сознательное самоограничение в контексте средообразовательной стратегии. Постановка проблемы владения и разработки технологий опосредованного (через среду) управления процессом формирования компетенций с заданными параметрами в подростковом проблемное поле.

Модерирование: Проектирование образовательной среды школы как системы ситуаций выбора и действий из разных позиций. «Меняемся позициями» — мастер-класс автора программы. Исследование ролевых и позиционных действий. Модерация как технология организации пространства управляемого выбора и как пространство экспериментирования с социальной нормой (проба). — Освоение механизма субъективации. «Семиклассный «мастер-класс» — ученики в экспертной позиции взрослого действия. Позиционная игра: «взрослые» позиции держат «дети» (подростки).

Рефлексия: Детско-взрослая экспертиза педагогической организации образовательной среды как вызов для педагогической событийной общности: постановка семиклассниками метапредметной проектной задачи для стажеров и их совместное решение (стажеры работают из позиции учащихся). Конструирование стажерами ситуаций ответственного выбора на учебно-предметном материале в разных образовательных пространствах (школьном урочно-внеурочном и дистанционном с использованием IT-технологий) – «Оспособление» стажеров.

Педагогическая мастерская 2. Образовательная среда как ресурс совместной деятельности: детские вызовы для взрослых общностей.

Проблематизация: Среда как место встречи (сретенье замыслов) образующего и образующегося. Образовательная среда как ресурс, источник и как процесс. Персонификаторы содержания образования: педагог и/или ученик? Проблема мотивации в контексте формирования мета-компетенций. «Выращивание» из совместной ответственности — индивидуальной.

Модерирование: Профессиональная педагогическая общность как ресурс «выращивания» детского самосознания (самопроявления, саморазвертывания, самоопределения). «Не хочу взрослеть!» — варианты преодоления проблемы мотивации ответственного выбора. Проектирование педагогических техник по запросу учеников (организация работы в урочном пространстве как сретении ученических замыслов; действия стажера из позиции консультанта на уроке). – «Осредствление» стажеров.

 Родители в педагогической позиции: проектирование «дружественной среды для ребенка», обеспечивающей ему самодвижение. Родительское собрание – событийный формат: презентация детских проектных замыслов, как вызов для родительского события.- «Академия успешного воспитания» — практикум для родителей.

Рефлексия: Разнопозиционная рефлексия образовательных событий (урочных, внеурочных, дистанционных) в формате позиционной игры: педагоги в позиции родителей.

Педагогическая мастерская 3. Векторы развития образовательной среды в позиционном контексте.

Проблематизация: «Свобода или зависимость»: чьи интересы и ценности ставятся на первое место в конкретной образовательной среде? «Активность или пассивность»: как стимулируется в конкретной образовательной среде проявление ребенком какой-либо инициативы? В чем заключается готовность педагогов к моделированию «идеального», типа образовательной среды.

Модерирование: Диагностика стажерами типов образовательных сред и векторов развития своих школ. Выявление зависимости типа образовательной среды от профессионально-управленческой позиции школы. Насыщенность и насыщение образовательными ресурсами как условие наращивания развивающих возможностей образовательной среды. Локальные образовательные среды: взаимосвязь пространственно-предметных и социальных компонентов. Стажерские пробы: алгоритм проектирования образовательной среды. Обмен сценариями предстоящих действий.микроуровень. — «Оспособление» и «осредствление» стажеров.

Рефлексия: Определение критериев качества образовательной среды. Приращение оценочной культуры на основе опробования экспертных мнений стажеров, обусловленных их профессиональной интуицией. Оформление персонального «ресурсного пакета».

Учебный план стажировки

Формулировки понятийной и/или практической задачи, решаемой в рамках стажировки

 

Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
1. Педагогическая мастерская 1. Компетенция ответственного выбора как критерий взросления.
1.1 Постановка проблемы технологий формирования ответственного выбора: самоопределение или самоограничение? 0.5      
1.2 «Меняемся позициями» — мастер-класс. Урок как ситуация выбора и действий из разных позиций.   1    

 

0.5

1.3

 

«Семиклассный» «мастер-класс»: детская проба. Детско-взрослая рефлексия.   0,5  

 

 

0,5

1.4 Позиционная игра как пространство управляемого выбора.

Проектирование стажерами педагогических техник по запросу учащихся.

Детско-взрослая экспертиза педагогической организации образовательной среды.

  1

 

 

 

1

 

 

 

 

1

1.5 Учебно-предметный консилиум стажеров: конструирование ситуаций ответственного выбора учащихся в урочном и внеурочном пространствах.     2  
2 Педагогическая мастерская 2. Образовательная среда как ресурс совместной деятельности: детские вызовы для взрослых общностей.
2.1 Образовательная среда как ресурс, источник и процесс. Персонификаторы содержания образовательной среды.   1  

 

 
2.2 Педагогическая проба: действия стажера из позиции консультанта на уроке.   0.5 2

 

0.5
2.3 Родительское собрание – событийный формат: презентация семиклассников. Разнопозиционная рефлексия образовательного события в формате позиционной игры.   1

 

1

 

 

1

 

 

 

1

3 Педагогическая мастерская 3. Векторы развития образовательной среды в позиционном контексте.
3.1 Типология образовательных сред.

 Диагностика стажерами типов образовательных сред и векторов развития своих школ.

Алгоритм проектирования развивающей образовательной среды.

0.5  

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

0,5

 

0,5

3.2 Конструирование стажерами урочно-внеурочных ситуаций развития субъектности и мотивации становления ответственного выбора.

Оформление стажерами «персонального ресурсного пакета».

    1

 

 

 

2

0,5

 

 

 

 

3.3 Рефлексия работы стажировочной площадки.       1
ИТОГО: 24 часа 1 5 12 6

 

Оценка результатов стажеров

Внешняя оценка результатов стажерской деятельности будет осуществляться специалистами, владеющими базовыми понятиями заявленной темы конкурса, из Департамента образования г. Заречного и МБОУ СОШ № 226.

В диагностике результатов стажировки исходными будут тезисы:

  • все, что могут делать ученики, не должен делать педагог;
  • ориентироваться на освоение принципов самооценки и способов улучшения собственных результатов;
  • занимать экспертную позицию и осуществлять рефлексию своей деятельности.

 

Основной критерий субъектности и ученика, и педагога — способность самостоятельно создавать средства и способы достижения собственных целей.

Для оценки результатов деятельности стажеров мы используем многомерную векторную шкалу профессиональных «приращений», составленную на основе векторной модели развития образовательной среды (В.А. Ясвин).

Параметры шкалы вырабатываются совместно со стажерами. Мы выделяем основные рабочие ориентиры организации образовательной среды, способствующие формированию компетенции ответственного выбора в рамках заявленной темы:

  • условия,
  • факторы,
  • механизмы образовательной среды.

Многовекторное шкалирование профессиональных «приращений» стажеров позволит оценить результативность и эффективность работы стажировочной площадки. Нами предусматривается начальное и финальное шкалирование. Разница шкальных показателей покажет наличие и/или отсутствие «приращений» стажеров.

Также в качестве показателей результативности стажировки будет предъявлен персональный «ресурсный пакет», оформление которого будет происходить поэтапно как последовательное накопление педагогических техник формирования компетенции ответственного выбора: этапы «оспособления себя» и «осредствления себя».

В качестве оценки деятельности стажеров мы предусматриваем рефлексивные эссе стажеров по каждому дню стажировки на сайте школы и/или на специальном разделе образовательной электронной системы Moodle, а также итоговую рефлексию в разнопозиционном контексте.

Анализ стажировки

C 2 по 4 апреля 2018 г. на базе МБОУ «СОШ № 226» Заречный ЗАТО в рамках проекта «Школа Росатома» проходила стажировка «Ответственный выбор как мета-компетенция: условия и факторы становления».

Основной формой работы на стажировке была педагогическая мастерская, в ходе которой стажеры непосредственно общались, обменивались идеями, находили новые решения, учились друг у друга. Итогом работы в педагогических мастерских стали стажерские пробы, а также сконструированный стажерами персонального ресурсного пакета, включающего педагогические инструменты (техники, методы, способы и средства проектирования ОС с заданными параметрами, оценочные шкалы) необходимые для формирования компетенции ответственного выбора, которые в дальнейшем будут применяться стажерами в своих образовательных учреждениях и, по возможности, транслироваться педагогическому сообществу.

В рамках заявленной темы мы исходим из научных обоснований организации образовательной среды в проектной парадигме, которая является доминантой в развитии образования и представляет собой проектирование культурно-образовательной среды в конкретном регионе и психолого-педагогическое проектирование как проектирование образовательных процессов внутри отдельного образовательного института (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, Г.П. Щедровицкий).

Первая педагогическая мастерская была посвящена выявлению механизмов превращения способов действий в регуляторы детского поведения. Механизмы «присвоения взрослых действий» (способов, способностей к саморегуляции) стали основной задачей дня. Работа началась с определения точки самоощущения стажеров в рамках заявленной темы: стажёры определили себя как «осторожных исполнителей» (т.е. не способных выполнить главную задачу, но мотивированных и уверенных в себе участников стажировки) и «начинающих энтузиастов» (т.е. не способных выполнить главную задачу и не уверенных в себе участников стажировки). Затем стажеры в группах строили модель способов действий, формирующих компетенцию ответственного выбора и разновозрастную модель образовательной среды. В ходе работы совместно с экспертами были разведены и сформулированы базовые понятия, такие как «роль», «позиция», «вызов», «выбор». Также особое внимание было уделено смыслу педагогических действий на разных уровнях образования. По итогам работы групп было сделаны следующие выводы:

— ключевым механизмом формирования КОВ является рефлексия;

-формирование субъектности как способности к саморазвитию, к свободному выбору, имеет двухслойную природу: через освоение способов действий с предметом и через освоение способов взаимодействия: 1- со сверстниками 2- с взрослыми, 3- с самим с собой.

— образовательная среда строится адекватно сущности человека, обеспечивая его саморазвитие.

В ходе работы стажерских групп были выявлены следующие проблемы:

— сложности в моделировании итогов работы группы,

— разное понимание участниками базовых понятий,

— сложности в удержании «задачи» задания.

Вторым этапом работы первой педагогической мастерской стал этап «оспособления»: стажеры посмотрели на работу детей в разных позициях на мастер-классе ведущего стажировки, проанализировали детские дидактические пробы на детских мастер-классах («семиклассный мастер-класс» и позиционная игра, представленная семиклассниками с использованием модифицированных техник модерации). На основе рефлексии мастер-классов (выявлении детских вызовов) стажеры начали работу в формате педагогического консилиума, на котором были спроектируем стажерские пробы в позиционном контексте в урочном формате. Стажеры разделились на две группы: 1) группа методистов, которая готовила авторское дидактическое пособие по КОВ и его основаниям, а также экспертный лист урока в позиционном контексте; 2) группа предметников, которая смоделировала модель урока в позиционном контексте (на основе детских вызовов), а также начала подготовку к уроку на её основе.

Таким образом, в рамках первой педагогической мастерской стажёры смогли накопить и освоить разные способы формирования ключевых компетенций, в частности, компетенции ответственного выбора как мета-компетенции.

Вторая педагогическая мастерская была посвящена образовательной среде как ресурсу совместной деятельности. Проблема «выращивания» индивидуальной ответственности из совместной стала центральным вопросом. Во второй день стажёры смогли спроектировать педагогические техники по запросу учащихся и опробовать их на практике.

Работа мастерской началась с рефлексивного контроля. Группа методистов на основе рефлексии способов действий (моделей способов правильного действия, решения задачи), освоенных, опробованных накануне, представила тексты, описания моделей КОВ и образовательной среды для ее формирования. Совместно со стажерами была проведена еще раз рефлексия способов действия. Участники стажировочной площадки подчеркнули, что персонификаторами образовательной среды являются как учитель, так и ученик. Для формирования компетенции ответственного выбора мы должны понимать образовательную среду, прежде всего, как систему отношений: необходимо столкновение с другими, их позициями (для этого педагогом выстраиваются, специально проектируются образовательные ситуации для выхода из зоны комфорта – ситуации содержательного конфликта), а затем совместный поиск решений (правильных способов действий), адекватных принятой задаче.

После этапа рефлексивного контроля группа предметников представила свои стажерские пробы на учащихся МБОУ «СОШ №226». Стажёры дали два урока: 1) урок формирования метакомпетенций на 6 классе; 2) урок английского языка на 7 классе. Рефлексия стажёрских проб показала следующие: 1) сложности в разведении понятий «вызов» и «проблемная ситуация»; 2) формирование рефлексивных механизмов на разных этапах урока.

Вторая половина дня была посвящена проблеме построения детско-взрослых (детско-родительских) отношений для формирования субъектности (самости) как детской, так и родительской. Ведущим стажировки был выбран формат родительского собрания для решения поставленной задачи. В качестве экспертов на этом этапе работы выступали учащиеся 7 и 8 класса школы. Стажёры действовали сначала из позиции родителей, затем из позиции подростков. Работа началась с описания стажерского видения продуктивного родительского запроса к собранию, его содержанию (при условии, что отметки можно узнать из электронного журнала), затем стажёры описали свое видение продуктивного детско-подросткового запроса к родительскому собранию. После совместной детско-взрослой рефлексии стажёры спроектировали ход родительского собрания с позиции подростков на тему «Взросление» в технике «Уолта Диснея». Учащиеся 8 класса выступали модераторами на данном этапе работы, а также делали рефлексию работы взрослых групп.

По итогам второй педагогической мастерской можно сделать следующие выводы:

— для реализации механизма субъективации в образовательной среде должны проектироваться ситуация введения учащихся во «взрослые позиции», ситуации опробования взрослого поведения и ответственности за выбор своих действий;

— перед стажерами встала проблема – как перейти от роли к позиции? Как оформить такой переход? Как становиться (ход, процесс, способы становления) взрослым? В ходе рефлексии был сделан вывод, что необходимо организовывать безопасную пробу, в том числе и для родителей;

— образ взрослого (родителя, воспитателя, учителя) для ребенка есть не образ другого человека, а образ будущности самого ребенка, заданный через образ другого, с учетом того, что развивается не сам по себе ребенок, а особая органическая общность — двухполюсная система «ребенок — взрослый».

Третья педагогическая мастерская была посвящена анализу вопроса субъектности образовательных учреждений стажёров и условиям, создаваемым в них для формирования у учащихся КОВ. Используя методику векторного моделирования образовательной среды, стажёры сформулировали характеристики четырех типов образовательной среды предложенных В.А. Ясвином: «карьерной ОС», «творческой ОС», «безмятежной ОС», «догматической ОС». На основе полученных характеристик и соответствующим им школьным типам стажёры смоделировали модели образовательных учреждений своих школ, определив точки пересечения разных школ городов ЗАТО. Используя векторную модель образовательной среды, педагоги смоделировали векторы развития образовательной среды, опробовав ресурсные пакеты, разработанные на предыдущих мастерских. В ходе третьего дня стажёрами были сделаны следующие выводы:

— модель векторного моделирования образовательной среды является отличным способом выявления проблем и векторов развития конкретного образовательного учреждения;

-формирование субъектности обучающихся невозможна без субъектности педагога и образовательного учреждения.

В конце каждого рабочего дня стажировочной площадки стажёры делали письменную рефлексию своих приращений, в которой они отвечали на три вопроса: 1) что можно отдавать ученикам опосредовано, через построение разнопозиционных отношений; 2) рефлексия средств и способов как механизм самоизменения; 3) рефлексия своей деятельности и стажёрских проб.

Хочется сказать большое спасибо стажерам, которые активно принимали участие в работе педагогических мастерских, задавали вопросы, спорили, переживали ситуацию «разрыва» и создавали отличную атмосферу!

 

 

Фотоальбом стажировки

 

Видеоролики стажировки


 

Рефлексия стажеров

 

  Аверяскина АС. Итоговая рефлексия
  Аверяскина АС. Рефлексия 1 день
  Аверяскина АС. Рефлексия 2 день
  Антонова ТЛ. Рефлексия
  Балушкина АВ. Рефлексия
  Жданова МА. Рефлексия
  Исакова ЕВ. Рефлексия
  Карягина ЕА. Рефлексия
  Коробицина НВ. Итоговая рефлексия
  Коробицина НВ. Рефлексия 1 день
  Коробицина НВ. Рефлексия 3 день
  Костырева ЕГ. Рефлексия
  Левина ИВ. Рефлексия 1 день
  Личкин ЕВ. Итоговая рефлексия
  Личкин ЕВ. Рефлексия 1 день
  Личкин ЕВ. Рефлексия 2 день
  Личкин ЕВ. Рефлексия 3 день
  Мусяева ЛА. Рефлексия
  Нечаева ТВ. Рефлексия 1 день
  Нечаева ТВ. Рефлексия 2 день
  Нечаева ТВ. Рефлексия 3 день
  Преснякова ИИ. Рефлексия 2 день
  Преснякова ИИ. Рефлексия
  Савеня ОА. Рефлексия 1 день
  Савеня ОА. Рефлексия 2 день
  Савеня ОА. Рефлексия 3 день
  Токарева СМ. Итоговая рефлексия
  Токарева СМ. Рефлексия 1 день
  Турченкова ММ. Рефлексия
  Шишина ОН. Рефлексия 2 день

Документы стажировки

  Экспертное заключение Т.Г. Ивошиной