АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ «Технология «Моделирования» в развитии игровой деятельности детей старшей группы»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Белошапкина Мария Леонидовна, Железногорск
  2. Вальтер Юлия Владимировна, Зеленогорск
  3. Ващенко Юлия Николаевна, Зеленогорск
  4. Волкова Елена Николаевна, Зеленогорск
  5. Гузовская Ирина Павловна, Зеленогорск
  6. Гук Ирина Геннадьевна, Зеленогорск
  7. Гусина Марина Валериевна, Зеленогорск
  8. Кабачкова Ирина Александровна, Зеленогорск
  9. Нерух Лариса Юрьевна, Озерск
  10. Самохвалова Елена Андреевна, Железногорск
  11. Тульских Марина Александровна, Зеленогорск
  12. Шарина Дарья Владимировна, Зеленогорск

 

Информационный блок программы

Название программы  Технология «Моделирования» в развитии игровой деятельности детей старшей группы
Цель программы  Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации игровой деятельности детей с использованием  моделирования.
Задачи программы Включать стажеров  в практико-ориентированную деятельность по программе стажировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Создать условия для активного погружения стажеров в практико-ориентированную и игровую деятельность по заданным блокам.
  • Разработать  «Современный портрет играющего  воспитателя» на основе «Профессионального стандарта педагога».
  • Разработать совместно со стажерами проекты  построения предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ, способствующей развитию игровой деятельности.
  • Способствовать приобретению стажерами опыта применения технологии «Моделирования» в игровой деятельности дошкольников.
  • Создать условия для  формирования стажерами практического материала по заданным проблемам.
  • Обеспечить рефлексию и самоопределение стажеров в контексте тематики программы.

        Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры

 

Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития ребенка. Поэтому на третий раздел стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам-стажерам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5) называются:

 

     • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

     • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

     • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

 

     Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит — успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

 

В Профессиональном стандарте пункт 4.5. Часть пятая, говорится, что педагог-воспитатель должен уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно — манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

 

 Важным условием развития игровой деятельности детей является развитие воображения.  Я считаю, что одним из средств развития воображения, а значит и  игровой деятельности,  является мнемотехника или моделирование.

 

Стажеры ознакомятся  с технологией Е. Е. Кравцовой, которая считает, что условия развития сюжетно-ролевой игры в этом возрасте и будут условиями развития воображения ребенка. Формирование воображения у детей 5—6 лет подразумевает использование сюжетно-ролевых игр, в которых широко представлены реальные материальные действия с предметами и предметами-заместителями. Процесс развития воображения у детей 5—6 лет неоднороден и предполагает пять этапов.

 

      1. Игра «Объедини предметы» Цель игры: формировать умение объединять одним сюжетом разные по назначению и содержанию предметы, картинки, начиная с двух, затем трех и доводя даже до 20. Правило: если ребенок не может придумать сюжет, картинки забирает «колдун».

      2.  Игра «Помоги мне». Цель игры:  элементы сюжета самостоятельно превратить в правила. Я видела, как дети играли в игру (дается описание действий детей) но не могу понять, что они делали и  какие правила в этой игре? Очень важно усложнение: каждый раз предлагать какое-то новое содержание, идя от простого к более сложному и выбирать сюжет, близкий соответствующей игре с правилами. И постепенно в игру с правилами превращается любое другое содержание.

     3. Игра «Помоги запомнить правила» Цель: придумать сюжет, чтобы правила лучше запомнились. Взрослый все время путает правила и для лучшего запоминания правил игры детям предлагает придумать сюжет.

     4. Еще один прием, способствующий точному выполнению правил, — ребенок в роли тренера, которому надо научить взрослого или другого ребенка. С этой точки зрения взрослый должен быть для ребенка не эталоном, а антиэталоном.

     5. Действие от замысла — привилегия воображения, поэтому  необходимо акцентировать внимание на подготовительном, предшествующем игре с правилами этапе. Дети договариваются, как играть, вырабатывают совместный способ игры, распределяют участников, договариваются о стратегии и тактике. 

  

Я считаю, что моделирование и мнемотехника помогают детям придумывать сюжет и правила при проведении  дидактических и подвижных игр с правилами.    Главная цель любой дидактической игры — обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Правила направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть честными, дисциплинированными.

 

В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко — роль и сюжет. Правила в таких играх сформулированы до начала игры, как взрослым, когда игра еще незнакомая, так и детьми, когда дети уже знают эту игру и могут на ее основе менять сюжет и правила. В основе таких игр лежат различные виды движений. Формулировать правила, придумывать сюжет поможет   наглядное моделирование.  С помощью схем (графических моделей) можно изобразить расположение игроков и ведущего, способы передвижения игроков, направление движения. Все это поможет запомнить правила игры, дополнить игру новыми правилами, внести изменения в сюжет игры. Например, если ведущий обозначен большим кругом, а остальные игроки маленькими, то дети могут варьировать сюжет: лиса и мыши, волк и козлята и т.д.  

                                                 

Мнемотехника – это запоминание с помощью символов и знаков. Для этого надо познакомить детей с условными обозначениями разных объектов, слов и т.д. В этом помогут игры с использование мнемотаблиц «Составь предложение», «Скажи какой?», «Родственные слова», «Опиши предмет», заучивание стихотворений, пальчиковых игр, составление загадок  по мнемотаблицам.       Когда дети усвоят обозначения, они свободно смогут сами использовать их в разных играх, в том числе и для формулировки правил игры.

 

 В игре  с правилами дети сталкиваются с проблемой «победивший» и «проигравший». Надо научить детей радоваться за победителей, а побежденным, красиво проигрывать. Для этого можно создать ритуалы «Победителей» и «Ритуалы утешения для побежденных». Их можно изобразить с помощью мнемотехники  и сделать своеобразную картотеку.

 

В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей, поэтому я считаю необходимым все время пополнять представления детей об окружающем мире, через экскурсии, чтение художественной литературы, беседы, просмотры видео и мультфильмов. Так как ребенок отражает в игре, полученные ранее впечатления, необходимо как бы «подпитывать» их, не дать ребенку забыть их. Для этого я провожу словесные игры «Назови действия», «Кто, что умеет делать», «Чей это инструмент», «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем».  А также предлагаю вниманию детей рассказы из личного опыта, в которых включены такие сведения, которые ребенок сможет потом использовать в игре. В этих рассказах важно показать тех людей, которые действуют в той или иной сфере деятельности, и, главное, те отношения между ними, которые существуют в жизни.

 

Чтобы помочь ребенку понять социальные отношения между людьми разных профессий, кто из них главный, а кто его помощник, я использую методику Р.И. Говоровой.

 

На I этапе  я начинаю отработку навыков моделирования не на абстрактном материале, а на материале понятных детям картинок с изображением моделей. Например, каждому ребенку даю набор картинок с изображением женщины, мужчины, старушки, старичка, мальчика и девочки, затем рассказываю о какой-либо истории, а дети должны подобрать картинки, соответствующие рассказу. Причем рассказываю разнообразные истории, а набор картинок  у меня постоянный, т.е. одна и та же картинка должна выступать в разных качествах и каждый раз задаю вопросы, направленные на смысл роли, на взаимоотношения, создавая проблемные ситуации, прошу детей показать соответствующую картинку.

 

Затем даю детям 2 больших и 2 маленьких кружка и предлагаю поместить картинку с ведущим персонажем на большой кружок, с второстепенным персонажем — на маленький. Если же персонажи однозначны, то положить картинки на одинаковые кружки. Постепенно  подвожу детей к пониманию относительной роли того или иного персонажа в зависимости от контекста. Для этого нужно рассказать, что часто в жизни взрослых и в играх детей случаются такие ситуации, когда второстепенный персонаж становится главным и наоборот. Например, мама всегда кормила дочку Олю, а потом мама заболела. Теперь Оля кормит маму и следит, чтобы она не вставала с постели. Дети начинают открывать для себя, что модель остается прежней. А значение ее элементов меняется, значит нужно поменять местами предложенные ранее картинки. Каждая ситуация обговаривается, ошибки обсуждаются и исправляются.

 

На II этапе работаем с моделями без картинок. Задача этого этапа –  соотносить ситуации с соответствующими моделями и обосновать свой выбор. Сначала ввожу рассказы, в которых 3 действующих лица, затем включаю в работу новые модели. Показывая модель, из 3-ех разных по величине кружков говорю, что бывают случаи, когда из 3-х человек один отвечает за общее дело, другой ему помогает, а третий выполняет их поручения. Или, показывая модель, из одного большого и двух маленьких кружков объясняю, что бывают ситуации, когда один руководит, а два других слушаются (например, мама и две дочки и т.п.). Далее  предлагаю детям самостоятельно сочинить что-либо, соответствующее этим  моделям. Целесообразно к придумыванию, обсуждению и оценке сюжетов привлекать всех детей. Затем предлагаю детям выбрать модели (перед каждым ребенком несколько разных моделей), соответствующие сюжетам картинок, близким личному опыту детей. Важно подвести детей к правильному решению.

 

Я широко использую различные дидактические игры. Например, ребенок выбирает какую-либо из имеющихся у него моделей, закрывает ее, выходит и рассказывает придуманную историю. Остальные дети должны догадаться, какой модели соответствует история, поднять ее и показать сочинителю, который оценивает правильность поднятой модели.

 

III. Следующий шаг. Я предлагает уже  не подбирать, а самим нарисовать соответствующие модели: «Подумайте, сколько и каких кружков нужно будет нарисовать». Затем дети рассказывают истории и рисуют сюжетные картинки, после чего снова составляют соответствующую модель в тетради.

 

IV. Последующая работа усложняется за счет перехода от отдельных моделей к диаграммам, составленным из 3-5 моделей. Такое моделирование доступно детям старшего дошкольного возраста. Диаграмма составляется из моделей, отображающих разное место, занимаемое одним и тем же персонажем в различных ситуациях. Можно взять полоску бумаги, на которой заранее нарисовано несколько одинаковых моделей (больших, средних и маленьких кружков). Детям по частям рассказывается история, в которой один и тот же персонаж несколько раз меняет свое место. Количество моделей должно соответствовать количеству эпизодов в рассказе. После прослушивания каждого эпизода, ребенок должен закрасить в очередной модели кружок, отображавший место данного персонажа. После рассказа всей истории закрашенные кружки следует соединить прямыми линиями, чтобы получилась схема, которая отображает изменение места персонажей. Например, я рассказываю историю о маме. В первом эпизоде мама вела дочку в детский сад (дети должны закрасить большой кружок), во втором эпизоде мама была пассажиром автобуса (дети должны закрасить маленький кружок, так как в этой ситуации ответственным был водитель автобуса), в третьем эпизоде мама была медсестрой и помогала врачу (закрашивается маленький кружок), в четвертом эпизоде мама делала перевязку больному (большой кружок), в пятом — мама была покупателем в магазине (закрашивается маленький кружок).

 

Я предлагаю детям сделать самостоятельно вывод: В зависимости от ситуации роль может изменяться.

 

V. Затем целесообразно предложить готовые диаграммы, по которым дети самостоятельно должны придумать истории. Тему рассказа задает воспитатель. Это поможет детям сконцентрировать внимание на одном сюжете. Далее рассказы детей обсуждаются в соответствии с моделью, затем компонуются в общий рассказ. Благодаря такой работе, дети моей группы  усвоили  основные принципы моделирования.

 

На этом этапе подвожу детей к моделям, где число элементов возрастает и связи усложняются. Например, игра «Поликлиника». Я говорю: «Когда мы болеем, куда обращаемся? Хотите поиграть по-новому в поликлинику? Но прежде чем играть, давайте вспомним, кого мы видели в поликлинике»?  Дети отвечают.  Одному из детей предлагаю нарисовать на доске кружки соответствующих размеров, а затем прочертить связи между ними. Затем задаю вопрос: «Как вы думаете, в поликлинике один врач, одна медсестра? Почему?» Дети аргументируют свои ответы и рисуют рядом еще две такие же модели,  продолжаю: «Как вы думаете, если у больного сложное заболевание, врачу надо посоветоваться, то кто ему поможет?». Кто-то из детей называет главного врача и дополняет схему самым большим кружком и новыми связями. Точно также обсуждаю вопрос о старшей медсестре, выясняем ее функции. Дети решают, что кружок, обозначающий старшую медсестру, должен быть больше кружка, обозначающего других медсестер, но меньше кружка, обозначающего врачей.

 

Модель, изображающая связи врачей, медсестер, главного врача, старшей медсестры, будет выглядеть более сложной.

 

Но в поликлинике на самом деле еще есть множество связей: аптекарь, гардеробщица, скорая помощь, лаборатории и т.п. Таким образом, эти связи можно продолжить.

 

Далее спрашиваю: «А может быть так, что вот этот больной вылечился в поликлинике, потом где-то, уже не здесь, будет отвечать за дело, где вот этот врач должен будет его слушаться?» Дети могут предложить различные роли. Затем совместно с детьми составляется другая сложная модель.

 

После аргументаций, обозначения ролей и их взаимодействия, т.е. моделирования отношений, у детей возникает желание играть. Дети легко могут распределить роли, подобрать атрибуты, начать игру, которая может длиться несколько дней. Первоначальная игра «в поликлинику» может обрастать новыми сюжетами, неожиданной системой отношений.

 

В самостоятельной деятельности, благодаря усложняющейся целенаправленной работе, дети могут строить сложные модели с неограниченным количеством элементов и многоступенчатыми связями между ними. 

 

Основные формы организации работы стажировки — практические: стажеры будут погружаться в практико-ориентированную деятельность по освоению способов организации игровой деятельности с использованием моделирования, а также смогут разработать практический материал по данной теме. Практическая значимость программы стажировки для ее участников заключается в возможности использования технологий и методик, которыми овладеют стажеры, в своей дальнейшей педагогической деятельности.

 

Важным итогом работы стажировки станет продукт, созданный всеми ее участниками: пакет практического материала для дальнейшей работы по теме стажерской площадки, а также желание продолжить совершенствование своего педагогического мастерства и распространение  полученного опыта.

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования Дошкольное учреждение обладает достаточным количеством аудиторных площадей: музыкальный и спортивный залы, методический кабинет, изостудия, комната сказок и русская горница, 8 групповых помещений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиторный фонд оснащен современным оборудованием: 3 проекта, 3 экрана, 4 ноутбука, 5 персональных компьютеров, аудио, видео и фотоаппаратура, оргтехника, безлимитный интернет.

Методический кабинет оснащен достаточным количеством методических пособий, дидактических средств, нормативными документами  для реализации программы стажерской  площадки.

 

Программа стажировки

Подготовленная программа стажировки включает в себя три блока.     

Первый  блок  (8 часов) позволит   обогатить имеющиеся у стажёров — воспитателей теоретические знания по вопросам игровой деятельности старших дошкольников и организации предметно пространственной  – развивающейся среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ.  Оценить свои профессиональные качества  в соответствии с  профессиональным стандартом,   осмыслить эти знания в контексте современных требований и подходов, «нарисовать» портрет играющего педагога. Провести экспертизу предметно-развивающей среды группы.

Второй блок (10,5 часов) включает знакомство  с технологиями развития воображения, моделированием социальных отношений в сюжетно-ролевой игре и использование моделирования и мнемотехники в игровой деятельности. А также, что более важно, данный блок позволит приобрести практический опыт по рассматриваемому вопросу и наработать практический материал по моделированию и мнемотехнике.

Третий блок (5,5 часов) дает возможность стажерам разработать игровое событие с использованием новых технологий. Обсудить проблему «победителя» и «проигравшего» в игре. Создать ритуал для «победителя» и для «проигравшего». А также, осмыслить значимость всего полученного на стажировке опыта для развития игровой деятельности старших дошкольников. 

Накопленный во время стажировки опыт поможет воспитателям – стажёрам грамотно организовать предметно – пространственную среду в своих ДОУ. Оценить свои педагогические возможности в соответствии с профессиональным стандартом и  опробовать новые технологии по формированию игровой деятельности старших  дошкольников  в условиях реализации ФГОС.

 

Учебный план стажировки

№ п/п

Тема

Количество часов

Лекции

Практические  занятия

Стажёрская проба 

Оценочное событие 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметно – развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

Игровой тренинг «Знакомство»

 

0,5

 

 

Анкетирование о целях и задачах, которые ставят перед собой участники стажерской площадки.

 

0,5

 

 

Выявление ключевых компетентностей педагога в рамках реализации ФГОС ДО и в соответствии с   Профессиональным стандартом педагога.

Практикум «Составление портрета современного, играющего  воспитателя  в соответствии с Профессиональным стандартом педагога».

 

1

 

 

Наглядная демонстрация предметно – развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО (экскурсия по ДОУ);

 

1

 

 

 

 

Экспертиза стажерами  предметно – развивающей среды в групповых комнатах детского сада;

 

 

1

 

Обсуждение результатов экспертизы

«Инновационные подходы к организации предметно – развивающей среды в ДОУ»;

 

 

 

1

Что такое игра? Виды  игр  по технологии Е. Е. Кравцовой.

1

 

 

 

 

-Роль воображения в развитии игровой деятельности» по технологии Е. Е. Кравцовой

1

 

 

 

-Деловая игра для стажёров с использованием технологии по развитию воображения.

 

 

1

 

2.

Формирование игровой деятельности у дошкольников

 

 

 

 

Вхождение в игру. Игра «Интересное приветствие», тренинг «Коллективное дело».

 

 

0,5

 

 

Мастер-класс по вопросу «Использование моделирования и мнемотехники в игровой деятельности.

 

1

 

 

Разработка моделей, опорных схем для составления правил при организации дидактических и подвижных игр.

 

 

1

 

— Основные направления работы, методы, формы и приёмы формирования социальных отношений в сюжетно-ролевой игре с помощью моделирования по технологии Р. И. Говоровой.

1

 

 

 

— Разработка критериев оценивания стажерами проблемных игровых ситуаций для детей с использованием моделирования.

 

1

 

 

 

 

 

 

— Разработка цикла проблемных игровых ситуаций для детей с использованием моделирования.

 

 

1

 

Взаимооценивание стажерами проблемных игровых ситуаций с использованием моделирования.

 

0,5

 

 

Разработка  карт наблюдения за игровой деятельностью в старшей группе.

 

 

1

 

 

Видео показ сюжетно-ролевой игры в старшей группе.

 

0,5

 

 

 

Анализ просмотренного материала с использованием карт наблюдения.

 

 

 

1

 

Разработка игрового события с использованием полученных технологий.

 

 

1

 

 

Проведение игрового события педагогами-стажерами  в командах.

 

 

1

 

3.

Рефлексия и оценка работы по теме

 

 

 

 

 

 

Взаимооценивание воспитателями – стажёрами разработанных игровых событий с помощью карт наблюдения.

 

 

 

 

1

 

Обсуждение игровых событий «За и против».

 

 

 

1

Победители и проигравшие в играх с правилами. Обсуждение проблемы: «Умение быть победителем» и «Умение быть проигравшим».

 

1

 

 

Создание ритуала победителя и ритуала проигравшего.

 

 

1

 

Эссе «Практическая значимость полученного опыта».

 

1

 

 

Самооценивание стажёрами собственных результатов. Выходное анкетирование.

 

 

 

0,5

 

Итого:

3

8,5

8

4,5

 

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажеров  — Он-лайн защита воспитателями – стажёрами разработанных по теме стажировки игровых событий. Видео игровых событий  размещаются на сайте ДОУ – разработчика программы стажировки — на странице «Стажёрская проба». С помощью интернет – голосования будет происходить фиксация оценки результатов. Для оценки будут предложены следующие критерии: оригинальность; наличие ситуаций, провоцирующих развитие игры; использование полученных технологий; наличие проблемных ситуаций для выявления знаний о чём-либо; доступность информации; значимость представленного опыта для практического применения. За каждый критерий выставляется 1 балл, затем баллы суммируются. Наибольше количество — 6 баллов. В интернет – голосовании смогут принять участие конкурсанты и любой посетитель сайта. Также при голосовании можно будет оставить рецензии на созданные материалы. Количество рецензий, их положительная или отрицательная направленность будут учтены при подсчёте голосов интернет – голосования. Положительные отзывы и достаточное количество голосов будут свидетельствовать об эффективности работы педагогов – стажёров по теме программы стажировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 — Взаимооценивание воспитателями – стажёрами  разработанных циклов игровых проблемных ситуаций для детей (с выбором одного из направлений) с простановкой баллов по совместно разработанным стажёрами – воспитателями критериям.

 — Отзывы о результатах работы стажерской площадки участников стажерской площадки, педагогов МБДОУ д/с № 19, имеющие высшую категорию и рецензии на созданные материалы методистов МКУ ЦОДОУ.

Самооценивание стажерами собственных результатов Самооценивание участниками собственных результатов происходит в форме входного и выходного анкетирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 — Входная анкета содержит 5 вопросов о целях и задачах, которые ставят перед собой участники стажерской площадки. Участник проставляет соответствующую оценку (по 10-балльной шкале) уровню владения соответствующей технологией.

 — Выходная анкета содержит 5 вопросов о достижении (или не достижении) поставленных целей, решении (или недостаточном решении) заявленных участником задач. Участник проставляет соответствующую оценку (по 10-балльной шкале) достигнутому уровню владения соответствующей технологией. Анкеты обрабатываются, определяется суммарное изменение количества баллов по входной анкете.

 

Анализ стажировки

Первый день стажировки начался с приветствия гостей — стажеров. В музыкальном зале стажеров приветствовали руководители отдела образования г. Зеленогорска и дети.

Работу стажировки начали с коммуникативной игры «Знакомство», что позволило стажерам ближе познакомиться и раскрепоститься. Провели самооценку своих знания на шкале «Дерево успеха».

 Входное анкетирование стажеров показало, что стажеры пришли на стажировку с целью лучше разобраться в модернизации образования и ознакомиться с передовыми технологиями.  Стажеров привлекло в плане стажировки возможность освоить новые технологии и наработать практический материал. Анкетирование показало, что все стажеры уже имеют представление о многих инновациях в образовании, 50 % стажеров владеют основными инновационными технологиями, такими как, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, мастерские, информационные технологии.

 Первое практическое задание стажеры разрабатывали в группах. Стажерам предстояло составить профессиональный портрет играющего педагога на основании основных документов дошкольного образования ФГОСа и Проф. Стандарта. Первая группа изучала ФГОС ДО, вторая Профессиональный стандарт педагога, а третья представляла свое видение качеств играющего педагога. На основании выбранных критериев группы нарисовали и презентовали портреты играющего педагога. Стажеры творчески подошли к выполнению задания и портреты получились неординарные!

 Следующим этапом стажировки была тема «Виды игр по технологии Е. Е. Кравцовой». Сначала стажеры вспомнили все виды игр, которые они знают и разделили их по двум признакам по своему усмотрению, остальные команды угадывали по какому признаку разделили игры. Затем они познакомились с 4 видами игр по технологии Кравцовой. Командам были предложены фотографии с разными видами игр и им предстояло определить вид игры, дать характеристику этому виду и рассказать об условиях для развития этого вида игры. Все команды успешно справились с этим заданием. Подробно остановились на 5 ступенях развития сюжетно-ролевой игры. И последним заданием для команд было задание вытянуть карточку с названием игры и изобразить этот вид игры. Остальные команды отгадывали.

 Далее стажерам предстояло побывать в роли экспертов предметно-развивающей игровой среды групп. Эксперты побывали в трех группах и провели экспертизу. После была дана качественная оценка предметно -развивающей игровой среды групп. Эксперты пришли к мнению, что в группах создана полноценная игровая и развивающая среда.

 Далее стажеры познакомились с технологией развития воображения у детей по методике Кравцовой. Вначале им предстояло составить синквейн на тему воображение. В ходе лекции они познакомились с этапами развития воображения у детей и проиграли разные игры на развитие воображения у детей. Затем им предстояло опробовать эти задания на себе. Для этого была проведена деловая игра «Развиваем воображение». Команды выполняли различные задания на проявление воображения: это и «Ассоциации», «Перевертыши», «Комплекс разминки с нестандартными атрибутами», «Перефразируй стихотворение», «Пантомима». Кроме получения практического опыта после проведения деловой игры, стажеры получили еще и заряд положительных эмоций. Теперь им предстояло провести стажерские пробы в группах с детьми. Разделившись парами они получили задания и материал для проведения игр на воображение. Стажерские пробы прошли успешно, стажеры отметили, что дети выполнили полученные задания и проявили инициативу, научили стажеров играть по-другому, придумывали новые правила к играм.

 Завершился первый день стажировки рефлексией. В своих дневниках стажеры отметили, что они получили за первый день стажировки. Все отзывы были положительными. Слушатели отмечали, что день прошел в хорошем темпе и на позитиве. Стажеры получили домашнее задание, разработать проект предметно развивающей среды одной из групп. Внести так, сказать свежий взгляд на организацию предметно-развивающей игровой среды группы.

Второй день стажировки начался с обсуждения командами разработанных проектов предметно-развивающей среды группы. Команды обсудили разработанные проекты и выбрали оптимальный вариант. Затем состоялась презентация проектов. Чтобы был понятен принцип оборудования ПРС стажеры предложили делать презентацию в помещении конкретной группы. Конечно не все в проектах понравилось воспитателям групп, но некоторые идеи показались интересными и воспитатели возьмут их в работу.

 Далее стажерам был предложен мастер класс по применению моделирования и мнемотехники в играх дошкольников. Стажеры составляли пиктограммы, моделировали алгоритмы к с\р играм, разрабатывали мнемосхемы к стихам и загадкам. Практическим заданием было составление схемы или мнемотаблицы к любой подвижной или дидактической игре. Стажеры разработали схемы к подвижным играм с правилами. После мастер класса стажеры провели рефлексию в дневниках. Все отметили, что материал доступен для восприятия и можно двигаться дальше.

 Следующим этапом было знакомство с технологией Р. И. Говоровой по моделированию социальных отношений в игре. Стажеры составляли ситуации для моделирования, разрабатывали диаграммы к разным по содержанию с/ролевым играм, составляли схемы соподчинения ролей в игре. После каждая группа получила задание провести стажерскую пробу с определенной группой детей по моделированию социальных отношений. Не всем стажерам было понятно, для чего надо моделировать социальные отношения. Они считают, что дети играют и без этого. Но после проведения стажерской пробы, они убедились, что такая работа необходима. Дети средней группы моделировали социальные отношения кругами разной величины, в старшей группе с помощью карточек -моделей и составляли истории к готовым моделям, дети подготовительной группы показали, что они уже легко ориентируются в диаграммах соподчинения ролей, сами составляют по ним рассказы.

Во второй половине дня стажерам предстояла разработать критерии для оценивания проблемных ситуаций в игре. Сначала команды проанализировали предложенные проблемные ситуации и целевые ориентиры по развитию игровой деятельности детей старшей группы по программе «От рождения до школы», затем с помощью «мозгового штурма» команды разработали необходимые критерии для оценки собственных проблемных ситуаций. Каждая команда разработала по 5 ситуаций к определенной с\р игре, другие команды с помощью разработанных критериев оценили их. Ситуации были смоделированы, так, что они развивали разные виды деятельности в игре: некоторые были направлены на развитие ролевого диалога, другие на поисково — исследовательскую деятельность, на разрешение конфликтной ситуации и т. д.

В конце дня стажеры получили задание разработать карту наблюдения за игровой деятельностью детей старшей группы, провели рефлексию в своих дневниках и на шкале «Дерева успеха».

 

Фотоальбом стажировки

 

Отзывы стажеров

  Отзывы стажеров

Полезные материалы

  Эссе участников стажировки