АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ «Событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения в подростковой школе»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Богатова Елена Геннадьевна, Лесной
  2. Гаврилова Олеся Викторовна, Трехгорный
  3. Дмитриева Наталья Васильевна, Сосновый Бор
  4. Дресвянский Сергей Александрович, Зеленогорск
  5. Кадырова Лариса Сергеевна, Лесной
  6. Карелина Татьяна Алексеевна, Саров
  7. Катаева Ольга Юрьевна, Заречный СО
  8. Мавлина Оксана Александровна, Железногорск
  9. Неклюдова Наталья Станиславовна, Трехгорный
  10. Резанова Людмила Викторовна, Трехгорный
  11. Хайруллова Елена Владимировна, Димитровград
  12. Чепелева Марина Александровна, Лесной
  13. Чуманова Ольга Александровна, Трехгорный
  14. Ячменева Елена Константиновна, Северск

 

 

 

Информационный блок программы

Название программы  Событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения в подростковой школе
Цель программы  Обеспечить готовность педагогов к проектированию событийной образовательной среды на уровне основного общего образования как условия достижения планируемых результатов обучения.
Задачи программы
  1. Формирование информационной компетентности стажеров в области понятийного аппарата: событийная образовательная среда – образовательное событие – образовательный результат.
  2. Проектирование модели событийной образовательной среды в подростковой школе: встраивание событийных образовательных форматов в учебный план школы, урок как образовательное событие, событийные форматы во внеурочное время.
  3. Определение возможностей Open Space в реализации событийных форматов.
  4. Определение возможных рисков организации и проведения образовательных событий и выявление возможностей их преодоления.
  5. Разработка критериев оценки эффективности образовательного события с позиций достижения планируемых результатов образования.
  6. Разработка модели образовательного события (в том числе и с использованием дистанционных технологий).

1.5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры (подробное описание эффективных методик и технологий работы в рамках темы, представленной в п.1.5. Положения о Конкурсе).

Приоритетным направлением развития современного образования становится переход от образовательной концепции приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности в определённых стандартных условиях, к концепции развивающего личность образования. Основная цель такого подхода к образованию – развить самостоятельность и инициативность у учащихся, создать условия для реализации творческого потенциала, воспитать смелость мысли, уверенность в своих силах, способность генерировать новые нестандартные идеи.

Традиционная классно-урочная система не позволяет достичь этих результатов, т.к. «страдает» академизмом, линейностью, бессобытийностью, однообразием, отсутствием выбора. Кроме того, традиционная школа представляет собой «закрытое» образовательное пространство, в котором все траектории движения учащегося за него определены и простроены, он ничего не выбирает. Успешно разрешить данное противоречие позволяет событийный формат образования, который создает условия для «…инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности».[1]

Для инициирования образовательной активности учащихся в школе должна быть создана событийная образовательная среда. Данная среда позволяет учесть особенности подросткового возраста – удовлетворить потребность в общении, способствовать самоидентификации личности подростка, проиграть различные социальные роли. Для утверждения в коллективе подростку важно, с одной стороны, быть как все, а с другой — чем-то особенным заслужить признание и уважение сверстников, одноклассников, взрослых. Образовательное событие дает возможность подростку проявить самостоятельность, инициативность, «прожить» событие.

В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

По мнению Е.Н. Ивановой, сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создаётся определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, – но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности. То есть образовательное событие выступает средством расширения пространства возможностей для субъектного действия каждого обучающегося.

МАОУ «Гимназия» реализует в пилотном режиме новые образовательные стандарты в основной и средней школе. Изменения, которые произошли в старшей школе, потребовали  провести реконструкцию образовательной среды в основной школе, наполнить ее событийными форматами. Работа над формированием событийной образовательной среды ведется по нескольким направлениям:

  1. Встраивание событийных образовательных форматов в учебный план школы через метапредметные модули. В течение года в основной школе гимназии реализуется два метапредметных модуля: один в первом полугодии, другой – во втором полугодии. В рабочих программах по всем учебным предметам отводятся часы, которые позволяют связать содержание данного предмета с темой метапредметного модуля. Завершается метапредметный модуль образовательным событием, в рамках которого обучающиеся имеют возможность проявить образовательную активность по направлению, соответствующему его образовательным потребностям. Так, в марте 2016 года в гимназии прошло погружение в образовательное пространство выбора, поиска и открытий вместе с учёными г. Екатеринбург – фестиваль «Сделай свое открытие», завершающий одноименный метапредметный модуль. В этот день учащимся была дана возможность самим определить план действий и составить свой маршрут, по которому в течение дня он будет делать свои открытия, посещать лекции и мастер-классы, квесты и интеллектуальные игры, лаборатории и мастерские, тренинги и дискуссии. Выбрать действительно было из чего: начиная с поэтической мастерской и заканчивая физической лабораторией — все было по-своему интересно и инициировало активность ребенка. В ходе Фестиваля гимназисты могли определить для себя, какая из профессиональных областей и видов деятельности наиболее подходит их интересам, предпочтениям и способностям. Кто-то заинтересовался новым, а кто-то убедился в правильности выбора своего пути. Созданные условия способствовали формированию предметных (по разным областям знаний), метапредметных результатов обучения, например на стадии вызова были созданы условия для формирования самостоятельного определения цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Данная форма проведения образовательного события ориентирована и на достижение личностных результатов обучения, таких как: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, а также способствовали развитию самостоятельности и умения делать осознанный выбор.
  2. Моделирование уроков как образовательных событий через применение технологии междисциплинарного обучения.  Данная технология позволяет организовать совместный смысловой поиск решения личностно-значимых познавательных проблем, сформулированных самими учащимися на этапе мотивации. Поиск решения проблемы не ограничивается пространством класса. Личные образовательные интересы ребенка на уроке могут быть удовлетворены в открытом, высокотехнологичном пространстве школы (Open Space).

Урок как образовательное событие выстроен на контрасте с привычными формами обучения и образования и предполагает обучение в действии, включение в инициативные формы порождения и оформления знания.

  1. Отслеживание результатов освоения ООП через организацию оценочных образовательных событий. Такого типа образовательные события позволяют отследить динамику уровня сформированности метапредметных результатов обучения. Например, в ходе участия в образовательном событии «Чертово городище» участники были погружены в различные виды деятельности: гностическую, проектировочную, организаторскую и коммуникативную разработали маршрут, продемонстрировали необходимые навыки по правилам безопасности и организации похода. Дети выступали в роли экспертов, разработчиков, аналитиков и т.д., демонстрируя владение универсальными учебными действиями. Учителя и родителя, находясь в роли наблюдателей фиксировали результаты их деятельности. Результаты образовательного события позволили в сентябре 2016 года организовать реальный туристический поход на скалы Чертово городище.

Опыт организации событийных форматов в образовательной деятельности гимназии позволил выделить следующие ключевые моменты:

  • Старт образовательного события должен начинаться с организации взаимодействия с потенциальных участников. Для этого необходимо создать ситуацию, вызывающую события: ситуации поиска ответов на разнообразные вопросы, ситуации неожиданности и новизны знания, ситуации осмысления собственных образовательных потребностей, ситуации социальной инициативы и ответственности и другие. Педагогам важно не только создать информационное пространство совместной деятельности, но и стимулировать желания и готовность обучающихся к совместной деятельности.
  • В ходе образовательного события педагоги играют новые роли, в которых и осуществляют свою деятельность: организатор (проектировщик), модератор, тьютор. И если проектировщик задаёт материал и содержание деятельности, то тьютор осуществляет сопровождение каждого участника образовательного события.
  • В рамках образовательного события обучающимся должно быть предоставлено пространство выбора. Этот выбор должен быть избыточным, чтобы каждый ребенок мог проиграть несколько социальных ролей в зависимости от его образовательных потребностей и интересов.
  • Завершается образовательное событие рефлексией приобретаемого опыта деятельности, собственных дефицитов в знаниях и способах действий, а также определением дальнейших шагов образовательного движения.

Возможными измерителями эффективности образовательного события можно считать желаемость событий для его участников, а также уровень и время их последействия. Если событие живет в общей памяти участников (свидетельством чего могут быть постоянные отсылки и цитирование) и это продолжается достаточно долгое время, — то можно говорить об эффективности данного события.

Современные информационные образовательные технологии позволяют расширить рамки  событийного образовательного пространства. Проведение вебинаров, организация он-лайн опросов, создание видео, создание учебных игр с использованием сетевых ресурсов самими обучающимися гимназии инициирует  их образовательную активность, деятельностное включение в разные формы образовательной коммуникации.

Предлагаемая программа стажировки позволит педагогам овладеть умениями  проектирования событийной образовательной среды как условия достижения планируемых результатов обучения, инициировать создание такой среды в своей образовательной организации. Предполагается корректировка программы в соответствии с реальными запросами стажеров в рамках заявленной темы стажировки.

«Инновационная   образовательная   модель   подростковой   и   старшей   школы

«Школа   эффективного   взросления»»,   учебное   пособие     под   ред.   Муха   Н.В.,

Антропянской Л.Н., Шарабуровой Е.В., Изд-во ТУСУР, Томск, 2007

Иванова Е.Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса [электронный ресурс]. — http://lyceum-44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования      Технические средства: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • персональный компьютер;
  • ноутбуки;
  • документ-камера;
  • веб-камера;
  • проектор и экран.
  • Программные инструменты:
  • операционная система ОС Windows,
  • пакет Ms Office 2010;
  • браузер Google Chrome
  • лицензионные программы, необходимые для создания вебинаров, опросов, тестов, игр и т.д.
  • «Электронная учительская» предоставит возможность передачи, хранения и сбора информации  стажёров через файловый обменник во внутренней локальной сети, а также оперативный обмен сообщениями, что позволит организовать продуктивную одновременную совместную работу нескольких стажёров над документами.
  • Для организации стажёрских деятельности педагогам будет предоставлена возможность пользоваться ресурсами Open-space, библиотеки гимназии, авторскими методическими разработками по тематике программы.

 

1. Вводное занятие. Обозначение проблемного поля деятельности стажерской площадки (1 час)

  • Планирование собственных результатов стажировки. Проведение входной диагностики.
  • Согласование с участниками стажировки представлений о понятиях: событийная образовательная среда, образовательное событие, образовательный результат.

2. Событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения в подростковой школе (12 часов)

  • Аргументация тезиса: событийная образовательная среда – среда, способствующая достижению планируемых результатов обучения.
  • Определение составляющих модели событийной образовательной среды.
  • Определение возможностей Open Space, дистанционных технологий в реализации событийных форматов.
  • Встраивание событийных образовательных форматов в учебный план школы.
  • Проектирование событийных форматов на уроках междисциплинарного обучения.

3. Моделирование образовательного события. (9 часов)

  • Разработка критериев оценки эффективности образовательного события с позиций достижения планируемых результатов образования.
  • Конструирование, проведение  образовательного события  и оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов.

4. Итоговая рефлексия по программе стажировки (2 часа)

  • Подведение итогов стажировки (личностное приращение стажеров);
  • Определение возможных рисков организации и проведения образовательных событий и выявление возможностей их преодоления;
  • Самоанализ и самооценка педагогами результатов своей деятельности на стажировке.

Учебный план стажировки

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская проба

Оценочное событие

1. Вводное занятие. Обозначение проблемного поля деятельности стажерской площадки (1 час)

1

Планирование собственных результатов стажировки. Проведение входной диагностики.

 

 

 

0,5

2

Согласование с участниками стажировки представлений о понятии «Образовательное событие» в соответствии с требованиями ФГОС.

 

0,5

 

 

2. Событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения в подростковой школе (12 часов)

3

Аргументация тезиса: событийная образовательная среда – среда, способствующая достижению планируемых результатов обучения.

 

0,5

 

 

4

Определение составляющих модели событийной образовательной среды, определение возможностей Open Space, дистанционных технологий в реализации событийных форматов

 

1

 

 

5

Освоение дистанционных технологий: создания пространства вебинара, создания тестов и опросов в различных онлайн-средах, создания интерактивных учебных игр и т.д.

 

1

2,5

0,5

6

Встраивание событийных образовательных форматов в учебный план школы.

 

0,5

1,5

0,5

7

Проектирование событийных форматов на уроках междисциплинарного обучения.

 

1

2

1

3. Моделирование образовательного события. (9 часов)

8

Разработка критериев оценки эффективности образовательного события с позиций достижения планируемых результатов образования

 

 

1

0,5

9

Конструирование, проведение  образовательного события  и оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов

 

 

6,5

1

4. Заключительное занятие. Создание методической копилки стажёров (2 часа)

10

Определение возможных рисков организации и проведения образовательных событий и выявление возможностей их преодоления

 

1

 

 

11

Подведение итогов стажировки. Самооценка педагогами результатов своей деятельности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на стажировке

 

 

 

1

 

Итого: 24 часа

 

5,5

13,5

5

 

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажеров Внешняя оценка результатов стажеров (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки (баллы, результаты Интернет-голосований, рецензии на созданные материалы и т.п.). Созданные стажёрами материалы будут размещены на сайте гимназии в разделе «Методические материалы учителей гимназии» для экспертизы и интернет-опроса педагогического сообщества. Экспертизу проведут педагоги гимназии, имеющие опыт проведения и организации образовательных событий в гимназии, и  напишут рецензии на созданные образовательные события.
Самооценивание стажерами собственных результатов  Самооценивание стажерами собственных результатов будет организовано на протяжении всей стажировки. Входная диагностика позволит зафиксировать стажерам проблемные зоны по тематике стажировки. Результаты входной диагностики стажеры зафиксируют в своем дневнике стажировки. По результатам оценочных событий стажеры будут фиксировать в дневнике стажировки свое индивидуальное продвижение с использованием приемов эссе, резюме, мини-сочинения, оценочных листов (по выбору стажеров). По завершении работы стажёры оценивают степень своей готовности к инициированию и созданию событийной образовательной среды в своей образовательной организации.