АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ «Событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения в подростковой школе»

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СТАЖИРОВКИ

  1. Богатова Елена Геннадьевна, Лесной
  2. Гаврилова Олеся Викторовна, Трехгорный
  3. Дмитриева Наталья Васильевна, Сосновый Бор
  4. Дресвянский Сергей Александрович, Зеленогорск
  5. Карелина Татьяна Алексеевна, Саров
  6. Катаева Ольга Юрьевна, Заречный СО
  7. Мавлина Оксана Александровна, Железногорск
  8. Неклюдова Наталья Станиславовна, Трехгорный
  9. Хайруллова Елена Владимировна, Димитровград
  10. Чепелева Марина Александровна, Лесной
  11. Ячменева Елена Константиновна, Северск

 

Информационный блок программы

Название программы  Событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения в подростковой школе
Цель программы  Обеспечить готовность педагогов к проектированию событийной образовательной среды на уровне основного общего образования как условия достижения планируемых результатов обучения.
Задачи программы
  1. Формирование информационной компетентности стажеров в области понятийного аппарата: событийная образовательная среда – образовательное событие – образовательный результат.
  2. Проектирование модели событийной образовательной среды в подростковой школе: встраивание событийных образовательных форматов в учебный план школы, урок как образовательное событие, событийные форматы во внеурочное время.
  3. Определение возможностей Open Space в реализации событийных форматов.
  4. Определение возможных рисков организации и проведения образовательных событий и выявление возможностей их преодоления.
  5. Разработка критериев оценки эффективности образовательного события с позиций достижения планируемых результатов образования.
  6. Разработка модели образовательного события (в том числе и с использованием дистанционных технологий).

1.5. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры (подробное описание эффективных методик и технологий работы в рамках темы, представленной в п.1.5. Положения о Конкурсе).

Приоритетным направлением развития современного образования становится переход от образовательной концепции приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности в определённых стандартных условиях, к концепции развивающего личность образования. Основная цель такого подхода к образованию – развить самостоятельность и инициативность у учащихся, создать условия для реализации творческого потенциала, воспитать смелость мысли, уверенность в своих силах, способность генерировать новые нестандартные идеи.

Традиционная классно-урочная система не позволяет достичь этих результатов, т.к. «страдает» академизмом, линейностью, бессобытийностью, однообразием, отсутствием выбора. Кроме того, традиционная школа представляет собой «закрытое» образовательное пространство, в котором все траектории движения учащегося за него определены и простроены, он ничего не выбирает. Успешно разрешить данное противоречие позволяет событийный формат образования, который создает условия для «…инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности».[1]

Для инициирования образовательной активности учащихся в школе должна быть создана событийная образовательная среда. Данная среда позволяет учесть особенности подросткового возраста – удовлетворить потребность в общении, способствовать самоидентификации личности подростка, проиграть различные социальные роли. Для утверждения в коллективе подростку важно, с одной стороны, быть как все, а с другой — чем-то особенным заслужить признание и уважение сверстников, одноклассников, взрослых. Образовательное событие дает возможность подростку проявить самостоятельность, инициативность, «прожить» событие.

В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

По мнению Е.Н. Ивановой, сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создаётся определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, – но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности. То есть образовательное событие выступает средством расширения пространства возможностей для субъектного действия каждого обучающегося.

МАОУ «Гимназия» реализует в пилотном режиме новые образовательные стандарты в основной и средней школе. Изменения, которые произошли в старшей школе, потребовали  провести реконструкцию образовательной среды в основной школе, наполнить ее событийными форматами. Работа над формированием событийной образовательной среды ведется по нескольким направлениям:

  1. Встраивание событийных образовательных форматов в учебный план школы через метапредметные модули. В течение года в основной школе гимназии реализуется два метапредметных модуля: один в первом полугодии, другой – во втором полугодии. В рабочих программах по всем учебным предметам отводятся часы, которые позволяют связать содержание данного предмета с темой метапредметного модуля. Завершается метапредметный модуль образовательным событием, в рамках которого обучающиеся имеют возможность проявить образовательную активность по направлению, соответствующему его образовательным потребностям. Так, в марте 2016 года в гимназии прошло погружение в образовательное пространство выбора, поиска и открытий вместе с учёными г. Екатеринбург – фестиваль «Сделай свое открытие», завершающий одноименный метапредметный модуль. В этот день учащимся была дана возможность самим определить план действий и составить свой маршрут, по которому в течение дня он будет делать свои открытия, посещать лекции и мастер-классы, квесты и интеллектуальные игры, лаборатории и мастерские, тренинги и дискуссии. Выбрать действительно было из чего: начиная с поэтической мастерской и заканчивая физической лабораторией — все было по-своему интересно и инициировало активность ребенка. В ходе Фестиваля гимназисты могли определить для себя, какая из профессиональных областей и видов деятельности наиболее подходит их интересам, предпочтениям и способностям. Кто-то заинтересовался новым, а кто-то убедился в правильности выбора своего пути. Созданные условия способствовали формированию предметных (по разным областям знаний), метапредметных результатов обучения, например на стадии вызова были созданы условия для формирования самостоятельного определения цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Данная форма проведения образовательного события ориентирована и на достижение личностных результатов обучения, таких как: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, а также способствовали развитию самостоятельности и умения делать осознанный выбор.
  2. Моделирование уроков как образовательных событий через применение технологии междисциплинарного обучения.  Данная технология позволяет организовать совместный смысловой поиск решения личностно-значимых познавательных проблем, сформулированных самими учащимися на этапе мотивации. Поиск решения проблемы не ограничивается пространством класса. Личные образовательные интересы ребенка на уроке могут быть удовлетворены в открытом, высокотехнологичном пространстве школы (Open Space).

Урок как образовательное событие выстроен на контрасте с привычными формами обучения и образования и предполагает обучение в действии, включение в инициативные формы порождения и оформления знания.

  1. Отслеживание результатов освоения ООП через организацию оценочных образовательных событий. Такого типа образовательные события позволяют отследить динамику уровня сформированности метапредметных результатов обучения. Например, в ходе участия в образовательном событии «Чертово городище» участники были погружены в различные виды деятельности: гностическую, проектировочную, организаторскую и коммуникативную разработали маршрут, продемонстрировали необходимые навыки по правилам безопасности и организации похода. Дети выступали в роли экспертов, разработчиков, аналитиков и т.д., демонстрируя владение универсальными учебными действиями. Учителя и родителя, находясь в роли наблюдателей фиксировали результаты их деятельности. Результаты образовательного события позволили в сентябре 2016 года организовать реальный туристический поход на скалы Чертово городище.

Опыт организации событийных форматов в образовательной деятельности гимназии позволил выделить следующие ключевые моменты:

  • Старт образовательного события должен начинаться с организации взаимодействия с потенциальных участников. Для этого необходимо создать ситуацию, вызывающую события: ситуации поиска ответов на разнообразные вопросы, ситуации неожиданности и новизны знания, ситуации осмысления собственных образовательных потребностей, ситуации социальной инициативы и ответственности и другие. Педагогам важно не только создать информационное пространство совместной деятельности, но и стимулировать желания и готовность обучающихся к совместной деятельности.
  • В ходе образовательного события педагоги играют новые роли, в которых и осуществляют свою деятельность: организатор (проектировщик), модератор, тьютор. И если проектировщик задаёт материал и содержание деятельности, то тьютор осуществляет сопровождение каждого участника образовательного события.
  • В рамках образовательного события обучающимся должно быть предоставлено пространство выбора. Этот выбор должен быть избыточным, чтобы каждый ребенок мог проиграть несколько социальных ролей в зависимости от его образовательных потребностей и интересов.
  • Завершается образовательное событие рефлексией приобретаемого опыта деятельности, собственных дефицитов в знаниях и способах действий, а также определением дальнейших шагов образовательного движения.

Возможными измерителями эффективности образовательного события можно считать желаемость событий для его участников, а также уровень и время их последействия. Если событие живет в общей памяти участников (свидетельством чего могут быть постоянные отсылки и цитирование) и это продолжается достаточно долгое время, — то можно говорить об эффективности данного события.

Современные информационные образовательные технологии позволяют расширить рамки  событийного образовательного пространства. Проведение вебинаров, организация он-лайн опросов, создание видео, создание учебных игр с использованием сетевых ресурсов самими обучающимися гимназии инициирует  их образовательную активность, деятельностное включение в разные формы образовательной коммуникации.

Предлагаемая программа стажировки позволит педагогам овладеть умениями  проектирования событийной образовательной среды как условия достижения планируемых результатов обучения, инициировать создание такой среды в своей образовательной организации. Предполагается корректировка программы в соответствии с реальными запросами стажеров в рамках заявленной темы стажировки.

«Инновационная   образовательная   модель   подростковой   и   старшей   школы

«Школа   эффективного   взросления»»,   учебное   пособие     под   ред.   Муха   Н.В.,

Антропянской Л.Н., Шарабуровой Е.В., Изд-во ТУСУР, Томск, 2007

Иванова Е.Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса [электронный ресурс]. — http://lyceum-44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательный блок программы

Перечень необходимого оборудования      Технические средства: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • персональный компьютер;
  • ноутбуки;
  • документ-камера;
  • веб-камера;
  • проектор и экран.
  • Программные инструменты:
  • операционная система ОС Windows,
  • пакет Ms Office 2010;
  • браузер Google Chrome
  • лицензионные программы, необходимые для создания вебинаров, опросов, тестов, игр и т.д.
  • «Электронная учительская» предоставит возможность передачи, хранения и сбора информации  стажёров через файловый обменник во внутренней локальной сети, а также оперативный обмен сообщениями, что позволит организовать продуктивную одновременную совместную работу нескольких стажёров над документами.
  • Для организации стажёрских деятельности педагогам будет предоставлена возможность пользоваться ресурсами Open-space, библиотеки гимназии, авторскими методическими разработками по тематике программы.

 

1. Вводное занятие. Обозначение проблемного поля деятельности стажерской площадки (1 час)

  • Планирование собственных результатов стажировки. Проведение входной диагностики.
  • Согласование с участниками стажировки представлений о понятиях: событийная образовательная среда, образовательное событие, образовательный результат.

2. Событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения в подростковой школе (12 часов)

  • Аргументация тезиса: событийная образовательная среда – среда, способствующая достижению планируемых результатов обучения.
  • Определение составляющих модели событийной образовательной среды.
  • Определение возможностей Open Space, дистанционных технологий в реализации событийных форматов.
  • Встраивание событийных образовательных форматов в учебный план школы.
  • Проектирование событийных форматов на уроках междисциплинарного обучения.

3. Моделирование образовательного события. (9 часов)

  • Разработка критериев оценки эффективности образовательного события с позиций достижения планируемых результатов образования.
  • Конструирование, проведение  образовательного события  и оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов.

4. Итоговая рефлексия по программе стажировки (2 часа)

  • Подведение итогов стажировки (личностное приращение стажеров);
  • Определение возможных рисков организации и проведения образовательных событий и выявление возможностей их преодоления;
  • Самоанализ и самооценка педагогами результатов своей деятельности на стажировке.

Учебный план стажировки

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Стажерская проба

Оценочное событие

1. Вводное занятие. Обозначение проблемного поля деятельности стажерской площадки (1 час)

1

Планирование собственных результатов стажировки. Проведение входной диагностики.

 

 

 

0,5

2

Согласование с участниками стажировки представлений о понятии «Образовательное событие» в соответствии с требованиями ФГОС.

 

0,5

 

 

2. Событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения в подростковой школе (12 часов)

3

Аргументация тезиса: событийная образовательная среда – среда, способствующая достижению планируемых результатов обучения.

 

0,5

 

 

4

Определение составляющих модели событийной образовательной среды, определение возможностей Open Space, дистанционных технологий в реализации событийных форматов

 

1

 

 

5

Освоение дистанционных технологий: создания пространства вебинара, создания тестов и опросов в различных онлайн-средах, создания интерактивных учебных игр и т.д.

 

1

2,5

0,5

6

Встраивание событийных образовательных форматов в учебный план школы.

 

0,5

1,5

0,5

7

Проектирование событийных форматов на уроках междисциплинарного обучения.

 

1

2

1

3. Моделирование образовательного события. (9 часов)

8

Разработка критериев оценки эффективности образовательного события с позиций достижения планируемых результатов образования

 

 

1

0,5

9

Конструирование, проведение  образовательного события  и оценка его эффективности с позиций достижения планируемых результатов

 

 

6,5

1

4. Заключительное занятие. Создание методической копилки стажёров (2 часа)

10

Определение возможных рисков организации и проведения образовательных событий и выявление возможностей их преодоления

 

1

 

 

11

Подведение итогов стажировки. Самооценка педагогами результатов своей деятельности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на стажировке

 

 

 

1

 

Итого: 24 часа

 

5,5

13,5

5

 

Способы оценки результатов стажировки

Внешняя оценка результатов стажеров Внешняя оценка результатов стажеров (как, в какой форме и кем будет организована, каков способ фиксации оценки (баллы, результаты Интернет-голосований, рецензии на созданные материалы и т.п.). Созданные стажёрами материалы будут размещены на сайте гимназии в разделе «Методические материалы учителей гимназии» для экспертизы и интернет-опроса педагогического сообщества. Экспертизу проведут педагоги гимназии, имеющие опыт проведения и организации образовательных событий в гимназии, и  напишут рецензии на созданные образовательные события.
Самооценивание стажерами собственных результатов  Самооценивание стажерами собственных результатов будет организовано на протяжении всей стажировки. Входная диагностика позволит зафиксировать стажерам проблемные зоны по тематике стажировки. Результаты входной диагностики стажеры зафиксируют в своем дневнике стажировки. По результатам оценочных событий стажеры будут фиксировать в дневнике стажировки свое индивидуальное продвижение с использованием приемов эссе, резюме, мини-сочинения, оценочных листов (по выбору стажеров). По завершении работы стажёры оценивают степень своей готовности к инициированию и созданию событийной образовательной среды в своей образовательной организации.

 

Анализ стажировки

20-22 февраля 2017 года в МАОУ «Гимназии» города Новоуральска Свердловской области прошла стажировка по теме «Событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения в подростковой школе». Ведущая стажировки – Ольга Александровна Шаверина, учитель истории, обществознания. Участники стажировки – директора, заместители директора по учебно-воспитательной работе, учителя общеобразовательных учреждений городов Трехгорный, Зеленогорск, Сосновый Бор, Железногорск, Северск, Димитровград, Заречный СО, Саров, Лесной. Целью стажировки стало обеспечение готовности педагогов к проектированию событийной образовательной среды на уровне основного общего образования как условия достижения планируемых результатов обучения.

Ключевая идея стажировки была определена в названии – событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов  обучения в подростковой школе. Если понятие «образовательная среда» известно и понятно всем, это все пространство школы, которое работает на цели образования, то что же такое событийная образовательная среда? Событийная образовательная среда – это та среда, которая инициирует образовательные события, то есть активность для каждого ребенка. Событийная образовательная среда позволяет учитывать особенности подросткового возраста, ведь для утверждения в коллективе подростку важно, с одной стороны, быть как все, а с другой — чем-то особенным заслужить признание и уважение сверстников, одноклассников, взрослых. Образовательное событие дает возможность подростку проявить самостоятельность, инициативность, «прожить» событие. Необходимо создать такую образовательную среду в образовательном учреждении, чтобы она инициировала как можно больше образовательных событий, чтобы она была пронизана этими образовательными событиями. Последние два года наша гимназия активно работает над созданием такой событийной среды, соответственно на стажировку были вынесены следующие вопросы, связанные с созданием событийной образовательной среды: урок как образовательное событие, технология МДО, встраивание образовательных событий в учебный план через метапредметный модуль, образовательное событие как интеграция урочной и внеурочной деятельности, образовательное пространство, учет и минимизация рисков при планировании образовательных событий.

Все эти аспекты стажеры изучали в процессе деятельности. С первого дня стажеры были погружены в образовательное событие. Вызов, прозвучавший для стажеров – проведение занятия для двух восьмых классов через 40 минут – стал неожиданностью: «В данный момент у нас в гимназии сложилась затруднительная ситуация – многие учителя отсутствуют по разным причинам. У двух восьмых классов образовалось окно в расписании. До начала урока – 40 минут. Предлагаю вам за это время подготовить занятие для восьмиклассников, так чтобы оно было образовательным событием, и провести его здесь в Open Space». В течение 40 минут стажеры готовили образовательное событие «Знакомство с Новоуральском», и  успешно его провели (фото 1-4, приложение 1 – отзывы 8-ми классников о проведенном занятии). Для того чтобы определить состоялось или нет образовательное событие было необходимо согласовать единые подходы к этому понятию и его составляющим, чем и занялись стажеры после проведенного занятия с восьмыми классами. Как отметили стажеры на рефлексивной паузе, сложнее всего оказалось сформулировать вызов для учащихся, инициирующий их активность и самоопределение. Стажеры согласовали основные понятия стажировки «образовательное событие», способы создания образовательного события и условия его проведения, способы формулирования вызова и ситуации «разрыва», «шока», то есть того, что втягивает ребенка в деятельность, побуждает его активность (фото 5-6, приложение 2 — презентация). Особое внимание стоит обратить на то, что позиции стажеров и автора стажировки прокомментировали Роман Викторович Селюков и Иван Николаевич Трифонов: они отметили важность проработки вызова при проектировании образовательного события и обязательное завершение образовательного события тем, что планировали и разрабатывали (в нашем случае это выход из гимназии теми же группами и проведение экскурсии по Новоуральску).

После согласования основных понятий работа стажеров была продолжена уже в качестве внешних экспертов. Урок как образовательное событие. Стажерам был предложен для анализа с точки зрения образовательного события урок междисциплинарного обучения (МДО). Технология, в которой проводятся уроки МДО переносится на все предметы, и поэтому технологию которая является доминирующей в образовательном процессе гимназии называем технология МДО. Начиная с 2010 года, когда гимназия начала реализацию ФГОС, все усилия были направлены на то, чтобы использовать возможности предмета МДО и технологии МДО в формировании метапредметных умений. Но, полтора года назад, когда гимназия начала работать над созданием событийной образовательной среды, мы задумались о возможностях предмета и технологии МДО в создании событийной среды на уроке. Что послужило основанием для этого? Структура образовательного события, как и структура урока в технологии МДО соответствуют структуре продуктивного мыслительного процесса. И то, и другое предполагает активную включенность учащихся в деятельность (приложение 3 – этапы урока в технологии МДО). Но, вместе с тем мы видим и определенные отличия. В связи с этим перед нами встали вопросы. Как организовать этап Мотивации чтобы это был действительно вызов? Как построить работу в группах, чтобы предоставить возможность детям полноценного выбора по интересам и т.д. Технология  МДО позволяет создавать на уроке событийную среду, но для нас это еще тот вопрос, который находится на стадии разработки. Ответы стажеров на вопросы: «Является ли урок МДО образовательным событием? Если «да», то какие факты свидетельствуют об этом, если «нет», то чего не хватило?» позволили выявить пути и  направления дальнейшей работы в этом направлении учителей гимназии. Результатом работы для стажеров стало соотнесение своего видения событийности урока и тех наработок, которые есть в нашей гимназии, возможные методы и действия, ситуации, которые можно использовать на своих уроках. Рефлексия учащихся после урока МДО с ключевым обобщением  «Сила может быть использована человеком как позитивно, так и негативно (позитивно и негативно). Это зависит от выбора человека» представлена в приложении 4.

Следующим этапом стажировки стало встраивание образовательных событий в учебный план школы через метапредметный модуль. Одним из условий проведения образовательного события является время проведения события. По всей стране сейчас идет месячник защитников Отечества и образовательное событие, задуманное для 7-8 классов проходило в течение двух дней. Первый день – это метапредметный модуль, или мастер-классы, на которых учащиеся не просто получают те умения, которые необходимо будет применить во второй день на игре Слава, но и знания в предметных областях, заложенные в рабочих программах по отдельным предметам. И второй день – это проведение военно-патриотической игры Слава-2017.

Стажерам была представлена рабочая группа учителей гимназии непосредственно проектирующих образовательное событие. Такая творческая группа создается при планировании и проектировании образовательных событий в гимназии (фото 7-8). Стажеры получили возможность прожить каждый этап планирования, разработки и реализации и анализа образовательного события. Образовательное событие – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности.  На контрасте с привычными, линейными форматами обучения и образования, событие предполагает обучение в действии, включение в инициативные формы порождения и оформления знания. В рабочих программах по всем учебным предметам отводятся часы, которые позволяют связать содержание данного предмета с темой метапредметного модуля. При планировании необходимо обязательно учитывать согласованную деятельность учителей параллели, именно они являются членами рабочей группы и проектирует события.

Структура образовательного события, которая была ранее определена стажерами включала в себя вызов, выбор, сбор информации, пробу и рефлексию. Определиться с вызовом для учащихся и установками для классных руководителей было предложено стажерам. Вызов для учащихся был сформулирован как трудная задача, которое может вывести учащихся из зоны комфорта. В рамках образовательного события учащимся должен быть предоставлен выбор. Этот выбор должен быть избыточным, чтобы каждый ребенок мог проиграть несколько социальных ролей в зависимости от его образовательных потребностей и интересов. Выбор учащихся был организован из десяти мастер-классов по разным направлениям: Узелок на память (информатика, физкультура, информатика, история), Загадка Штирлица (лингвистика, история, право), Мешок для выживания (технология, история, основы безопасности жизнедеятельности), Военная топография (география, топография, история, основы безопасности жизнедеятельности), Современное информационное оружие (политология, информатика, литература, филология), Шпионские страсти (филология, литература, основы безопасности жизнедеятельности), Медицинская помощь (основы безопасности жизнедеятельности, история), Курс молодого бойца (физика, основы безопасности жизнедеятельности, история), Оптические приборы (физика, информатика), Работа с «языком» и языками (иностранные языки, основы безопасности жизнедеятельности). Примеры разработанных сценариев мастер-классов представлены в приложении 5. Учащимся предстояло самостоятельно выбрать мастер-классы, которые были бы им интересны и познавательны (этапы образовательного события выбор и сбор информации), работая в группах по 12-15 человек получить знания, необходимые для прохождения игры Слава-2017 (фото 9-10). Рефлексия учащихся по метапредметному модулю проходила в классных кабинетах, учащиеся отметили необычность проведения занятий, интересные темы и новых людей, познакомится с некорорыми рефлексивными листами можно в приложении 5. На рефлексии после проведенного метапредметного модуля стажеры отметили активность учащихся, их заинтересованность и осознанный подход к выбору мастер-классов. Стажеры отмечали на рефлексии что многим мастер-классам приходилось в течение работы корректировать содержание, ориентироваться на потребности учащихся, их интересы, не отходя от основной задачи – образовательного результата. Также стажеры отметили, что при необходимости проведения подобного образовательного события в своих школах готовы встраивать метапредметные модули в учебный план своей образовательной организации.

Проба образовательного события была запланирована на следующий день как проведение военно-патриотической игры Слава-2017. Каждая группа стажеров продумала не только содержание этапа, но и четкие критерии оценки образовательных результатов, определив три уровня освоения результатов – ниже достаточного (бронзовая медаль за прохождение этапа), достаточный (серебряная медаль за прохождение этапа), выше достаточного (золотая медаль за прохождение этапа). Нужно отметить, что в маршрутных листах классов по итогам образовательного события появились только серебряные и золотые медали. По итогам двух дней работы стажеры определили дальнейший путь движения по своему образовательному событию, выявили свои дефициты знаний и получили возможность скорректировать свою траекторию движения в заключительный день стажировки (рефлексивные листы представлены в приложении 6). Стажерам была предоставлена возможность свободного общения с администрацией гимназии, учителями-предметниками и классными руководителями. Заключительный день стажировки был спланирован как военно-патриотическая игра Слава-2017, где стажерам предстояло оценить, насколько эффективно были проведены мастер-классы, удалось или нет учащимся освоить сложный материал за 40 минут (фото 11-12). В ходе образовательного события стажеры играли новые для себя роли, в которых и осуществляли свою деятельность: организатор (проектировщик), модератор, тьютор образовательного события. И если проектировщик задавал материал и содержание деятельности, то тьютор осуществлял сопровождение каждого участника образовательного события. На педагогической рефлексии стажеры отметили и риски образовательного события, метапредметного модуля, обсудили возможности их минимизации.

Образовательное событие «Событийная образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения в подростковой школе» состоялось. На рефлексии стажеры отмечали, что цели, поставленные на первом дне стажировки, были достигнуты, получено понимание того, что такое событийная образовательная среда, определены составляющие элементы. Прожит опыт создания и проведения образовательного события со всеми его этапами. Стажерами была отмечена командная работа учителей гимназии, которая способствует созданию в гимназии событийной образовательной среды. По завершении работы стажёры оценили степень своей готовности к инициированию и созданию событийной образовательной среды в своих образовательных организациях и отметили желание продолжить совместную работу уже не только в рамках стажировки, но и в рамках сетевого образовательного пространства.

Возможными измерителями эффективности образовательного события можно считать желаемость событий для его участников, а также уровень и время их последействия. Если событие живет в общей памяти участников (свидетельством чего могут быть постоянные отсылки и цитирование) и это продолжается достаточно долгое время, — то можно говорить об эффективности данного события. На классных часах после проведения игры Слава-2017 учащиеся седьмых классов были написаны письма-обращения к учителям-стажерам, они представлены в приложении 7.

Образовательная среда стажировочной площадки была расширена посещением краеведческого музея города Новоуральска и событийными мастер-классами «Модный аксессуар на все времена» и «Изготовление шоколада» (фото 13-14). Созданные стажёрами материалы размещены на сайте МАОУ «Гимназия» в разделе «Методические материалы учителей гимназии».

Таким образом, считаю, что цели и задачи программы стажировки, выполнены в полном объѐме, а именно, стажеры:

  • выделили особенности образовательного события, научились определять, является ли представленная форма работы с учащимися образовательным событием;
  • определили основные этапы образовательного события, освоили способы формулирования вызова образовательного события;
  • исследовали возможности технологии междисциплинарного обучения как способа проектирования образовательного события на уроке;
  • определили возможности событийной образовательной среды, открытого образовательного пространства для учащихся и педагогов;
  • освоили способы проектирования образовательных событий в урочное и внеурочное время, возможности встраивания их в учебный план школы;
  • приобрели опыт проектирования и оценки образовательных событий.

Итак, стажировочная площадка на базе МАОУ «Гимназия» состоялась как образовательное событие для стажеров с возможностью выбора своей траектории движения к успеху (фото 15)! Благодарю всех участников стажировки: директора, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, учителей общеобразовательных учреждений городов Трехгорный, Зеленогорск, Сосновый Бор, Железногорск, Северск, Димитровград, Заречный СО, Саров, Лесной; учителей гимназии; администрацию гимназии; Управление Образования и Учебно-методический центр развития образования города Новоуральска; Школу Росатома и лично Р.В.Селюкова и И.Н. Трифонова за взаимопонимание и профессионализм, за эффективное и продуктивное общение!

 

Фотоальбом стажировки

 

Видеоролики стажировки

 

 

 

 

Полезные материалы

  Групповая рефлексия 1-2 дни стажировки
  Коллективное эссе
  Приложение 1_ отзывы учащихся 8-х классов об образовательном событии стажеров
  Приложение 2 событийная образовательная среда
  Приложение 3 технология МДО
  Приложение 4_ рефлексия учащихся 7-х классов по уроку междисциплинарного обучения
  Приложение 5_ метапредметный модуль-сценарий и отзывы учащихся
  Приложение 6_ итоги второго дня стажировки
  Приложение 7_ письма учащихся 7-х классов МАОУ «Гимназия» к учителям-стажерам
  Рефлексия стажеров по первому дню
  Учителя-стажеры