Авторская программа стажировки «Формирование игрового опыта детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии EDUCATION Baby-Scrum»

Список участников стажировки:

  1. Антонова Мария Андреевна, г.Заречный СО
  2. Булатова Алёна Александровна, г.Снежинск
  3. Воробьева Ирина Анатольевна, г.Новоуральск
  4. Говядина Елена Николаевна, г.Новоуральск
  5. Гольянова Любовь Васильевна, г.Заречный СО
  6. Дроздова Татьяна Викторовна, г.Северск
  7. Заколяпина Ирина Владимировна, г.Снежинск
  8. Кострова Наталья Олеговна, г.Заречный ЗАТО
  9. Лаврова Александра Михайловна, г.Северск
  10. Морозюк Марина Александровна, г.Заречный СО
  11. Печерских Алена Александровна, г.Заречный СО
  12. Растрепенина Екатерина Викторовна, г.Новоуральск
  13. Рябова Дарья Олеговна, г.Новоуральск
  14. Сунцова Илона Владимировна, г.Новоуральск
  15. Яровая Вероника Александровна, г.Снежинск

 

Информационный блок программы.

1.1. Цель программы:

Развитие профессиональных игровых компетенций участников стажировки  по освоению и внедрению технологии EDUCATION Baby-Scrum, обеспечивающей развитие игры с правилами у старших дошкольников для достижения целевых ориентиров ФГОС ДО.

 

1.2. Задачи программы:

  • создать условия для делового, творческого, профессионального общения и погружения стажеров в теорию и практику игрового взаимодействия с детьми на разных возрастных этапах;
  • создать условия для разработки стажерами путеводных карт и экспертизы развивающей предметно-пространственной среды групп ДОУ, направленной на поддержку игровой деятельности, самостоятельности и инициативы дошкольников на разных возрастных этапах;
  • разработать, совместно со стажерами, функционал воспитателя для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • пронаблюдать за деятельностью воспитателя старшей и подготовительной групп, по разработанным листам наблюдений;
  • сформировать мотивационную готовность у всех участников стажировки к изучению и апробации технологии EDUCATION Baby-Scrum как игровой практики;
  • погрузить стажеров в проектирование образовательной деятельности с использованием технологии EDUCATION Baby-Scrum;
  • спроектировать совместно со стажерами план одного рабочего дня воспитателя в рамках реализации технологии;
  • апробировать технологию EDUCATION Baby-Scrum в подготовительных группах, учитывая интересы детей и те образовательные задачи, которые решаются в данный временной отрезок;
  • спроектировать «Большую игру» на стыке двух технологий, учитывая возрастные особенности детей, их интересы и образовательные задачи, которые будут решаться в ходе ее проживания;
  • раскрыть игровой потенциал стажеров в ходе проживания ими «Большой игры».

 

1.3. Ключевые идеи опыта, в который будут погружены стажеры.

Если хочешь построить корабль, то не собирай людей, чтобы они принесли лес, и не распределяй задания, а лучше пробуди в них тоску по бескрайней дали моря.

Антуан де Сент-Экзюпери

Игра для детей – столь же серьезное занятие, как для взрослых – работа. И такое же обязательное, потому что главное дело маленького человека – расти и всесторонне развиваться, чему игра может поспособствовать больше, чем что-либо другое. Дети сами играть не научатся. Поэтому путь к самостоятельной детской игре начинается только с взрослыми. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано и в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В исследованиях Л.С. Выготского, Е.Е. Кравцовой, возраст 6-7 лет – это период игры с правилами. В этом возрасте у ребенка появляется естественная потребность играть со сверстниками. «Здесь уже нет увлекательного сюжета, нет привлекательных ролей, за которыми ребенок прячется. Здесь сюжет скрыт и удерживается в детском воображении. Часто мы можем видеть, что шести- и семилетние дети дольше договариваются о правилах, чем развернуто играют. Во всех смыслах игра по правилам – это школа произвольности».

Ребенок учится управлять своим поведением, своими эмоциями и подчиняться правилам. Это именно те навыки, которые потом пригодятся ему в школе.

По определению А.В. Запорожца, характер поведения детей существенно отличается в случае, когда ребенок действует в условиях игры или при наличии игровой мотивации, в отличие от условий прямого задания. В своем исследовании он пишет: «Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений».

На протяжении дошкольного детства в развитии воли происходят существенные изменения: поведение ребенка становится все более произвольным, обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными. Ребенок приобретает способность к преодолению препятствий, освобождается от случайной внешней зависимости. Адекватно ведет себя не только в условиях, когда он ждет награды или наказания, но и на основе внутренних побуждений – данного слова, обещания, какого-то правила. Зарождаются и формируются такие черты личности, как настойчивость и самостоятельность в достижении цели, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к окружающим. Таким образом, к концу дошкольного возраста ребенок приобретает возможность адекватно вести себя на основе внутренних побуждений, а не только в условиях ожидания какого-либо поощрения со стороны взрослых или сверстников. На этой основе возникает соподчинение мотивов. В старшем дошкольном возрасте произвольность становится одной из форм волевого поведения, новой качественной характеристикой саморегуляции поведения и деятельности.

Итак, в развитии произвольности в старшем дошкольном возрасте  большое значение отводится игре с правилом. Правила, которые являются составной частью дидактических и подвижных игр, позволяют ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия. В играх с правилами  ребенок учится управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, требованиями, нормами.

Дошкольный возраст – это время развития через игру. Мы должны создавать ребенку все необходимые условия для развития самодеятельной игры, в которой он вынужден подумать, в которой он преодолевает себя и какие-то трудности, но в итоге побеждает. Именно самодеятельная игра развивает в нем личность, инициативу, творческие, коммуникативные, умственные способности.

Технология EDUCATION Baby-Scrum (далее Scrum-технология), представленная на стажировке, способна создать условия для развития игры с правилами. Ключевая идея технологии заключается в том, что развитие детей происходит в игре, небольшими командами, которые объединены единой целью. Для достижения той или иной цели дошкольники подчиняются правилам, которые сами разработали. Данная технология позволяет детям активно включаться в игру с правилами, какое-либо совместное дело, проявлять самостоятельность, инициативу, произвольность, уверенность в себе. Во время работы в команде дети используют накопленный игровой опыт и получают новый, что способствует более результативной работе по тому или иному вопросу.

В ходе стажировки стажерам будет предложено разработать свой инструментарий для реализации и внедрения Scrum-технологии.

Пройдя программу стажировки, педагоги смогут повысить свой профессиональный уровень, на практике узнать о возможностях включения Scrum-технологии в игровую деятельность. Получив знания по эффективному использованию современных образовательных решений, педагоги сумеют мотивировать дошкольников к познанию нового, научатся эффективно применять данную технологию в своей ежедневной деятельности – как при обучении ребенка, так и в игре с ним.

Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание развивающей предметно-пространственной среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей. В рамках стажировки стажерам будет предложено познакомиться с существующей в ДОУ моделью РППС, проанализировать созданные условия для игровой деятельности.

Ведущими формами работы педагогов по программе стажировки будут:

  • оценочные события – стажеры смогут презентовать и проанализировать результаты обследования предметно-пространственной среды групп ДОУ; спроектировать «Большую игру» для детей старшего дошкольного возраста на стыке двух технологий «EDUCATION Baby-Scrum» и «Клубный час»; Прожить «Большую игру» в сообществе детей, воспитателей и специалистов детского сада на основе собственного, полученного в ходе стажировки опыта;
  • стажерские пробы – педагоги будут разрабатывать путеводные и экспертные карты; проводить экспертизу предметно-пространственной среды групп ДОУ; презентовать свои наработки; проектировать инструментарий педагога; играть с детьми.

Все практические материалы, наработанные стажерами во время их деятельности, будут размещены в закрытой группе ДОУ на Facebook. Итоговый продукт: брошюра, буклет, SD-диск с материалами стажировки.

 

Содержательный блок программы

 

2.1. Программа стажировки.

Деятельность стажеров в рамках программы стажировки будет направлена на реализацию поставленных задач в информационном блоке. Данная программа основана на личностно-деятельностном подходе, предусматривает комплекс различных форм обучения: практические занятия, практические пробы, групповое и индивидуальное проектирование, наблюдения. На промежуточных этапах стажировки проводится оценочное событие, которое позволяет оценить уровень присвоения практического опыта стажерами и определить дальнейший маршрут прохождения программы стажировки.  Программа стажировки включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи Содержание работы по задаче
I модуль  «Погружение в море Детство»
Создать условия для делового, творческого, профессионального общения и погружения стажеров в теорию и практику игрового взаимодействия с детьми на разных возрастных этапах. 1.     Игровой тренинг «Морское путешествие». Формирование групп стажеров на дальнейшее взаимодействие.

2.     Целеполагание. Ввод «Scrum». Стажерам будет предложено обозначить свои ожидания от предстоящей стажировки на «Scrum-доске» с помощью ярких стикеров.

3.     «World cafe»: «Вся наша жизнь – игра». Формирование представлений о структуре игровой деятельности дошкольников: классификация игр    Е. Кравцовой (режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами).

4.     Оценочное событие. Разработка путеводных карт для анализа развивающей предметно-пространственной среды групп ДОУ, направленной на поддержку игровой деятельности, самостоятельности и инициативы дошкольников на разных возрастных этапах.

5.     Образовательный квест «Найди Жемчужинку». Стажерская проба. Экспертиза предметно-пространственной среды групп ДОУ по разработанным путеводным картам.

6.     Стажерская проба. «Карта подводного мира».  Фото-презентация  результатов обследования предметно-пространственной среды групп ДОУ. Анализ полученных результатов.

7.     Рефлексия дня. Рефлексия Scrum.

II модуль «Тайны подводного Царства»
Разработать, совместно со стажерами,  функционал воспитателя для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

 

Сформировать мотивационную готовность у всех участников стажировки к изучению и апробации технологии EDUCATION Baby-Scrum, как игровой практики.

 

Погрузить стажеров в проектирование образовательной деятельности с использованием технологии EDUCATION Baby-Scrum.

 

Спроектировать совместно со стажерами план одного рабочего дня воспитателя в рамках реализации технологии EDUCATION Baby-Scrum.

 

1.     Стажерская проба «Тайны Жемчужинки». Разработка листа наблюдений за деятельностью воспитателя, реализующего технологии поддержки детской игры.

2.     Круглый стол. Презентация разработанного листа наблюдений за деятельностью воспитателя, реализующего технологии поддержки детской игры.

3.     Стажерская проба. Экспертиза, по разработанным листам наблюдений за деятельностью воспитателя в старших и подготовительных группах детского сада.

4.     Педагогический ринг «По волнам технологии». Знакомство  с теоретическими основами технологии EDUCATION Baby-Scrum. Создание «Словаря — путеводителя» по реализации технологии.

5.     Киношкола «Тайны Дельфинят». Погружение стажеров в опыт реализации технологии EDUCATION Baby-Scrum как средства развития дошкольников в игровой деятельности. Анализ видео ролика. Наблюдение за деятельностью педагога

6.     Оценочное событие. Дискуссионные качели «EDUCATION Baby-Scrum – ежедневное применение». Формирование опорных точек технологии, связывающих игру и образовательную задачу.

7.     Стажерская проба. Проектирование одного дня работы воспитателя, в старшей и подготовительной группах, в рамках применения технологии EDUCATION Baby-Scrum.

8.     Рефлексия дня. Рефлексия «Scrum» (продолжение)

III модуль «К берегам технологии»
Апробировать технологию EDUCATION Baby-Scrum в подготовительной группе, учитывая интересы детей и те образовательные задачи, которые решаются в данный временной отрезок.

 

Спроектировать «Большую игру» на стыке двух технологий, учитывая возрастные особенности детей, их интересы и образовательные задачи, которые будут решать в ходе ее проживания.

 

Раскрыть игровой потенциал стажеров в ходе проживания ими «Большой игры».

 

 

1.     Стажерская проба. Инструментарий педагога. Апробирование технологии EDUCATION Baby-Scrum в старших и подготовительных группах детского сада по разработанному плану.

2.     Краткий экскурс по технологии «Клубный час» в рамках проведения «Большой игры».

3.     Стажерская проба. Проектирование «Большой игры» для детей старшего дошкольного возраста на стыке двух технологий «EDUCATION Baby-Scrum» и технологии эффективной социализации Н. П. Гришаевой «Клубный час».

4.     Оценочное событие. Стажерская проба. Проживание «Большой игры» в сообществе детей, воспитателей и специалистов детского сада на основе собственного, полученного в ходе стажировки опыта.

5.     Педагогическое чаепитие «Плюсы и минусы использования двух технологий при проектировании «Большой игры». Обмен мнениями и впечатлениями, выводы, предложения, прогнозирование деятельности участников стажировки.

6.     Рефлексия дня. Рефлексия «Scrum» (подведение итогов)

     

 

2.2. Учебный план стажировки.

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки Количество часов
Лекции Практические занятия Стажерская проба Оценочное событие
1. Мотивировать стажеров на дальнейшее взаимодействие   0,5    
2. Сформировать представления о  структуре игровой деятельности дошкольников: классификация игр Е. Кравцовой (режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами).   1,5    
3. Разработать путеводные карты для анализа развивающей предметно-пространственной среды групп ДОУ, направленной на поддержку игровой деятельности, самостоятельности и инициативы дошкольников на разных возрастных этапах.     1,5  
4. Провести экспертизу предметно-пространственной среды групп ДОУ по разработанным путеводным картам.     1  
5. Презентовать и проанализировать результаты обследования предметно-пространственной среды групп ДОУ.       1
6. Разработать лист наблюдений за деятельностью воспитателя, реализующего технологии поддержки детской игры.     1,5  
7. Презентовать разработанный лист наблюдений за деятельностью воспитателя, реализующего технологии поддержки детской игры     1  
8. Провести экспертизу, по разработанным листам наблюдений, деятельности воспитателя в старших и подготовительных группах детского сада.     1  
9. Познакомить стажеров  с теоретическими основами технологии EDUCATION Baby-Scrum. Создать «Словарь-путеводитель» по реализации технологии.   1,5    
10. Погрузить стажеров в опыт реализации технологии EDUCATION Baby-Scrum как средства развития дошкольников в игровой деятельности. Проанализировать видеоролик.     1,5  
11. Сформировать опорные точки технологии, связывающих игру и образовательную задачу.   0,5    
12. Спроектировать один день работы воспитателя в старшей и подготовительной группах в рамках применения технологии EDUCATION Baby-Scrum.     1,5  
13. Апробировать технологию EDUCATION Baby-Scrum с детьми старшего дошкольного возраста по разработанному плану.     1,5  
14. Познакомить с особенностями реализации технологии «Клубный час» в рамках проведения «Большой игры».   1    
15. Спроектировать «Большую игру» для детей старшего дошкольного возраста на стыке двух технологий «EDUCATION Baby-Scrum» и «Клубный час».       2
16. Прожить «Большую игру» в сообществе детей, воспитателей и специалистов детского сада на основе собственного, полученного в ходе стажировки опыта.     3 1,5
17. Обмен мнениями и впечатлениями, выводы, предложения, прогнозирование деятельности участников стажировки.   1    
Итого: 24 учебных часа 6 13,5 3,5

 

Способы оценки результатов стажировки.

 

3.1. Внешняя оценка результатов стажеров.

Внешнюю оценку эффективности результатов стажировки осуществляет экспертная группа из числа представителей администрации детского сада, педагогов — практиков, родительского сообщества.

Экспертная группа осуществляет внешнюю оценку результатов стажировки, оценивая стажерские пробы.

Внешняя оценка осуществляется по следующим критериям:

  • активное участие в обсуждении;
  • умение быстро и конструктивно договариваться;
  • использование опыта и знаний каждого;
  • участие в презентации продукта совместной деятельности;
  • доступность, лаконичность презентации.

На странице стажировки сайта МАДОУ «Детский сад №30 «Жемчужина» https://30lsy.tvoysadik.ru/ будет осуществляться ежедневное информирование о работе стажировочной площадки и ссылка на размещенный лист экспертной оценки, на котором стажеры смогут увидеть результаты стажерских проб.

 

3.2. Самооценивание стажерами собственных результатов.

Будет происходить в форме диагностических анкет и рефлексивных карт. Диагностическая анкета содержит вопросы на формулирование стажерами собственных целей и задач, оценивание уровня владения методами и технологиями, понимания концептуальных идей ФГОС дошкольного образования. Самооценивание стажерами собственных результатов по итогам проведенных стажерских проб осуществляется через заполнение рефлексивной карты о результатах, достижениях, полученных во время стажировки. В результате сравнения внешней и внутренней оценки формируется круг проблем, решение которых может стать совместной деятельностью администрации и педагогов после стажировки.

Рефлексия проводится по определению стажером уровней (высокий, средний, низкий) по следующим параметрам:

  • мотивация в проведении стажерской пробы.
  • значимость выполняемой стажером работы;
  • достижение целей и задач стажерской пробы;
  • самостоятельность при выполнении поставленных задач;
  • качество и практическая значимость созданных материалов.

Листы самооценки будут размещены на странице стажировки в закрытом доступе и могут быть опубликованы по желанию стажеров.

 

  План проведения стажировки